Научная статья на тему 'МЕТАФОРИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ «ТЮМЕНСКАЯ МАТРЁШКА»: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА'

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ «ТЮМЕНСКАЯ МАТРЁШКА»: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковое сознание / свободный ассоциативный эксперимент / стимул / реакция / минимальный контекст / тюменская матрёшка / Тюменская область / ХМАО / Югра / ЯНАО / linguistic consciousness / free association experiment / stimulus and response / minimum context / matryoshka Tyumen / Tyumen region / KHMAO-Yugra / YANAO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е.А. Челак, К.Р. Руссу

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения метафорического сочетания «тюменская матрёшка». Была сформулирована научная проблема: как именно в языковом сознании жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также жителей иных регионов Российской Федерации закреплено восприятие данного метафорического сочетания, культурно обусловленного для первой группы информантов. В качестве материала исследования были выбраны высказывания из сообществ «Типичная Матрёшка | Тюмень, ХМАО, ЯНАО» и «Типичный Ханты-Мансийск» на интернет-платформе «Вконтакте», опубликованные в 2019 – 2020 гг. на русском языке и включающие данное метафорическое сочетание. Также авторы статьи провели свободный ассоциативный эксперимент. Сопоставление полученных данных позволило репрезентировать семантику метафорического сочетания «тюменская матрёшка»: это субъект Российской Федерации (147), имеющий территориальную и социально-политическую идентичность (212), метафорически связанный с матрёшкой. Минимальный контекст метафорического сочетания также подтвердил данный вывод: понятие «тюменская матрёшка» состоит из регионов, которые управляются губернаторами, в ней есть города и жители. Перспектива исследования заключается в масштабировании предложенного в данной работе комплексного подхода для анализа иных метафорических сочетаний, актуальных только для жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (к таким в первую очередь относятся модели языковой категории: «хозяйка Югры», «вороний день», «день вороны» и т.д.). Авторы считают, что интересно будет изменение языкового статуса информантов: мигранты, которые ещё не получили статус «носитель русского языка», иностранные граждане, для которых русский язык считается иностранным (базовый уровень/элементарный уровень, I сертификационный уровень). Возможно и сужение качественных требований к информантам: только студенты, только лица женского пола или мужского пола и т.д. Это позволит детализировать особенности языкового сознания жителей, входящих в одну группу с общей картиной мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METAPHORICAL COMBINATION OF “TYUMEN MATRYOSHKA”: MODELLING LANGUAGE SPACE

The research studies the semantic content of the metaphorical combination “Tyumen matryoshka”. A scientific problem is formulated: how exactly the perception of this metaphorical combination, culturally determined for the first group of informants, is fixed in the language consciousness of residents of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra, Tyumen region and Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, as well as residents of other regions of the Russian Federation. As the research material, the researchers select statements from the web communities “Typical Matryoshka | Tyumen, KHMAO, YANAO” and “Typical Khanty-Mansiysk” on The Vkontakte Internet platform, published in 2019-2020 in Russian and including this metaphorical combination. The authors conduct a free association experiment. Comparison of the obtained data allows to represent the semantics of the metaphorical combination “Tyumen matryoshka”: it is a subject of the Russian Federation (147), having a territorial and socio-political identity (212), metaphorically associated with a matryoshka. The minimal context of the metaphorical combination also confirmed this conclusion: it consists of regions that are governed by governors, it has cities and residents. The perspective of the research is to scale the complex approach proposed in this paper to analyze other metaphorical combinations that are relevant only for residents of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra (these primarily include models of the language category: “mistress of Ugra”, “crow’s day”, etc.). Russian speakers are considered to be interested in changing the language status of informants: migrants who have not yet received the status of “a native speaker of the Russian language”, foreign citizens for whom Russian is considered as a foreign language (basic level / elementary level, I certification level). It is also possible to narrow the quality requirements for informants: only students, only women or men, etc. This will allow to specify features of the language consciousness of residents who are part of the same group with the general picture of the world.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ «ТЮМЕНСКАЯ МАТРЁШКА»: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА»

12. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. О границах и содержании прагматики. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). Москва: Языки русской культуры, 1997.

13. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Москва: Просвещение, 1958; T. I - II.

14. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. Москва: Русское слово,1997.

15. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа). Язык и наука конца XX века. Москва, 1995. References

1. Alpatov V.M. Ob antropocentricheskom i sistemocentricheskom podhodah k yazyku. Voprosy yazykoznaniya. 1993, № 3:15 - 26.

2. Rahilina E.V. O konceptual'nom analize v leksikografii A. Vezhbickoj. Yazyk i kognitivnaya deyatel'nost'. Moskva,1989.

3. Karaulov Yu.N. Russkijyazyk iyazykovaya lichnost'. Moskva: Komkniga, 2006.

4. Maslova V.A. Kognitivnaya lingvistika. Minsk: Auademiya, 2004

5. Karasik V.I. Yazykovojkrug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd: Peremena, 2002.

6. Grishaeva L.I., Curikova L.V. Vvedenie v teoriyu mezhkul'turnojkommunikacii: uchebnoe posobie. Voronezh: VGU, 2004.

7. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6-ti t. Moskva: Pedagogika 1982; T. 3.

8. Vinogradov V.V. Russkij yazyk. Grammaticheskoe uchenie o slove. Moskva: Uchpedgiz, 1947.

9. Peshkovskij A.M. Nash yazyk. Moskva, 1923.

10. Vinogradov V.V. Russkij yazyk. Grammaticheskoe uchenie o slove. Moskva: Uchpedgiz, 1947.

11. SI S^I Careva N.Yu. 2011. ttSUtSSs^ftKtt

12. Bulygina T.V., Shmelev A.D. O granicah i soderzhanii pragmatiki. Yazykovaya konceptualizaciya mira (na materiale russkoj grammatiki). Moskva: Yazyki russkoj kul'tury, 1997.

13. Potebnya A.A. Izzapisokporusskojgrammatike. Moskva: Prosveschenie, 1958; T. I - II.

14. Vezhbickaya A. Yazyk. Kultura. Poznanie. Moskva: Russkoe slovo,1997.

15. Kubryakova E.S. 'Evolyuciya lingvisticheskih idej vo vtoroj polovine XX veka (opyt paradigmal'nogo analiza). Yazyk i nauka konca XX veka. Moskva, 1995.

Статья поступила в редакцию 14.11.20

УДК 81-139

Chelak E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: e_savelyeva@ugrasu.ru

Russu K.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: vaganova1988@mail.ru

A METAPHORICAL COMBINATION OF "TYUMEN MATRYOSHKA": MODELLING LANGUAGE SPACE. The research studies the semantic content of the metaphorical combination "Tyumen matryoshka". A scientific problem is formulated: how exactly the perception of this metaphorical combination, culturally determined for the first group of informants, is fixed in the language consciousness of residents of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Tyumen region and Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, as well as residents of other regions of the Russian Federation. As the research material, the researchers select statements from the web communities "Typical Matryoshka | Tyumen, KHMAO, YANAO" and "Typical Khanty-Mansiysk" on The Vkontakte Internet platform, published in 2019-2020 in Russian and including this metaphorical combination. The authors conduct a free association experiment. Comparison of the obtained data allows to represent the semantics of the metaphorical combination "Tyumen matryoshka": it is a subject of the Russian Federation (147), having a territorial and socio-political identity (212), metaphorically associated with a matryoshka. The minimal context of the metaphorical combination also confirmed this conclusion: it consists of regions that are governed by governors, it has cities and residents. The perspective of the research is to scale the complex approach proposed in this paper to analyze other metaphorical combinations that are relevant only for residents of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra (these primarily include models of the language category: "mistress of Ugra", "crow's day", etc.). Russian speakers are considered to be interested in changing the language status of informants: migrants who have not yet received the status of "a native speaker of the Russian language", foreign citizens for whom Russian is considered as a foreign language (basic level / elementary level, I certification level). It is also possible to narrow the quality requirements for informants: only students, only women or men, etc. This will allow to specify features of the language consciousness of residents who are part of the same group with the general picture of the world.

Key words: linguistic consciousness, free association experiment, stimulus and response, minimum context, matryoshka Tyumen, Tyumen region, KHMAO-Yugra, YANAO.

Е.А. Челак, канд. филол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: e_savelyeva@ugrasu.ru

К.Р. Руееу, канд. филол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: vaganova1988@mail.ru

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ «ТЮМЕНСКАЯ МАТРЁШКА»: МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения метафорического сочетания «тюменская матрёшка». Была сформулирована научная проблема: как именно в языковом сознании жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также жителей иных регионов Российской Федерации закреплено восприятие данного метафорического сочетания, культурно обусловленного для первой группы информантов. В качестве материала исследования были выбраны высказывания из сообществ «Типичная Матрёшка | Тюмень, ХМАО, ЯНАО» и «Типичный Ханты-Мансийск» на интернет-платформе «Вконтакте», опубликованные в 2019 - 2020 гг. на русском языке и включающие данное метафорическое сочетание. Также авторы статьи провели свободный ассоциативный эксперимент. Сопоставление полученных данных позволило репрезентировать семантику метафорического сочетания «тюменская матрёшка»: это субъект Российской Федерации (147), имеющий территориальную и социально-политическую идентичность (212), метафорически связанный с матрёшкой. Минимальный контекст метафорического сочетания также подтвердил данный вывод: понятие «тюменская матрёшка» состоит из регионов, которые управляются губернаторами, в ней есть города и жители. Перспектива исследования заключается в масштабировании предложенного в данной работе комплексного подхода для анализа иных метафорических сочетаний, актуальных только для жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (к таким в первую очередь относятся модели языковой категории: «хозяйка Югры», «вороний день», «день вороны» и т.д.). Авторы считают, что интересно будет изменение языкового статуса информантов: мигранты, которые ещё не получили статус «носитель русского языка», иностранные граждане, для которых русский язык считается иностранным (базовый уровень/элементарный уровень, I сертификационный уровень). Возможно и сужение качественных требований к информантам: только студенты, только лица женского пола или мужского пола и т.д. Это позволит детализировать особенности языкового сознания жителей, входящих в одну группу с общей картиной мира.

Ключевые слова: языковое сознание, свободный ассоциативный эксперимент, стимул, реакция, минимальный контекст, тюменская матрёшка, Тюменская область, ХМАО, Югра, ЯНАО.

Применение методики изучения языкового сознания жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выявило ряд тенденций. В дискурсивной среде, которая окружает носителей языка, активными являются процессы отражения окружающего пространства и закрепления опыта, передаваемого из поколения в поколение. Актуальными остаются знания о том, что было на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры несколько столетий назад. При этом развитие современных средств коммуникации в какой-то степени вы-

тесняет в языковом сознании устойчивые стереотипы, происходит замена понятийного аппарата, трансформируются процессы кодирования и декодирования смыслов. Это также проявляется в непереживании культурного опыта сегодня, который был важен вчера.

В настоящем исследовании будут рассмотрены смысловые доминанты, репрезентированные в ближайшем окружении метафорического сочетания «тюменская матрёшка». Интерес авторов статьи к описанию данной модели

категоризации языковой действительности обусловлен рядом причин: в марте 2020 г. в региональных средствах массовой информации (далее - СМИ) стал активно обсуждаться вопрос о необходимости объединить три соседних региона Российской Федерации в один (Тюменскую область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, Ямало-Ненецкий автономный округ). Так, на сайте Российского информационного агентства 08 мая 2020 г была опубликована статья «Тюменские инсайды: регионы «матрешки» объединят» (URL: https://ura.news/ articles/1036280185), в названии которой императивность данного действия была репрезентирована точно и не через пропозиции. В связи с этим произошло увеличение индекса частотности метафорического сочетания «тюменская матрёшка» в текстах региональных СМИ.

Необходимость активного погружения в региональный материал и описания его с позиции имиджелогии, категоризации, изучения языкового пространства и взаимодействия языков на одной территории оказались доминантными для интеллектуального пространства Югры в настоящее время. Понимая важность выбранного научного пути, авторы статьи обратились к одному частотному для текстов СМИ метафорическому сочетанию - «тюменская матрёшка». Гипотеза исследования заключается в следующем: в сознании жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (а также Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа) данный конструкт является системно значимым, идентифицирует языковую картину мира и позволяет реконструировать своё пространство в огромном поле чужого. По мнению Дж. Лакоффа и М. Джонсона, «концептуальная система человека структурирована и определена с помощью метафоры. Метафоры как выражения естественного языка возможны именно потому, что они являются метафорами концептуальной системы человека» [1, с. 27].

Настоящая статья состоит из двух взаимосвязанных частей: с одной стороны, будет рассмотрен минимальный контекст метафорического сочетания «тюменская матрёшка» для определения обязательного списка семантических и дискурсивных расширителей значения метафорического сочетания. С другой стороны, будут получены данные свободного ассоциативного эксперимента, проведённого в мае - августе 2020 г. Комплекс методов позволил репрезентировать особенности моделирования языковой реальности через одно метафорическое сочетание, актуальное как для жителей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, так и для иных носителей русского языка, проживающих на территории Российской Федерации, но знакомых с политикой и культурой указанных регионов на современном этапе их становления.

Материалом для настоящего исследования послужили 64 контекста, в которых в качестве обязательного словосочетания была «тюменская матрёшка». Высказывания представлены в следующих сообществах на интернет-платфдрме «Вконтакте»:

- «Типичная Матрёшка | Тюмень, ХМАО, ЯНАО» (https/M^om/iyp/ca/_ russiandoll);

- «Типичный Ханты-Мансийск» (https://vk.com/typical_xm).

Весь материал, рассматриваемый в первой части настояще й статье до стд-пен для чтения носителями русского языка и изучения лингвистами.Дляпред-ставления реальной картины категоризации языкового пространства примеры, цитируемые в работе, представлены в авторской редакции, без измднрнирор-фографии и пунктуации.

Непосредственным объектом внимания явился минимальный контекст метафорического сочетания «тюменская матрешка», а именно - тезднчаи.ког-да лексема «матрёшка» выступила в качестве дополнения. что

отсутствие полного прилагательного «тюменская» определено очоеРчиосдяме анализируемого контента: данные сообщества публикуют только ре-итназ-пгый материал, а значит, имплицирование атрибутива в метафорическом сочетании «тюменская матрёшка» допустимо.

Анализ материала исследования показал следующее. Перв оемедтопочдз стотности занимают словосочетания с лексемой регионы (28 единиц):

(1) За год безработица снизилась во всех регионах «матрчеччи».

(2) Чем Ямал резко отличается от других регионов «матрншти»Ы

(3) Все регионы «матрёшки» есть в первой десятке.

На втором месте по частотности оказались словосочетания с лексе мо й зуг бернаторы (и её разговорный вариант губеры) (22 единицы):

(4) Но не стоит забывать, что губернаторы нашей «матрешки», уйдя в столицу, не забывают преданных и грамотных соратников и коеаег.

(5) В нем у всех губеров «матрёшки» снижены показатели.

(6) Пока прошедший январь сотрясал весь мир, с губерами«маттёачки» все спокойно и нормально.

Третье место по частотности заняли словосочетания с лексемой города (7 единиц):

(7) В числе лидеров рейтинга «100 лучших городов России» от Института территориального развития «Урбаника» два города «матрёшки».

(8) Города «матрёшки» составили половину из ТОП-10 городов России по соотношению зарплаты и стоимости стандартного потребительского набора.

Менее частотными оказались словосочетания с лексемой жители (3 случая):

(9) Между тем, за истекшие полгода жители «тюменской матрешки» обрели более 19 000 ипотечных жилищных кредитов.

Единичными стали словосочетания с номинациями объединение, прогрессивность, наука и вузы, карта:

(10) И вот депутат Госдумы РФ по партийному списку от Тюменской области, который ямальскую нельму не отличит от югорского муксуна, вываливается в паблик с заявлением об объединении «тюменской матрешки» в один субъект Федерации в 2021 году;

(11) В Екатеринбурге признают прогрессивность «матрёшки» и сетуют на собственную отсталость;

(12) Верим, что наука и вузы «матрёшки» продолжат уверенный рост;

(13) Посему публикуем карту «матрешки».

Таким образом, графически структура «тюменской матрёшки» выглядит следующим образом (см. диаграмму 1):

Тюменская матрёшка ■ пгеианы ■ еубё-ыдна-ы ■ еа-ае» ■ жингти

«% 12%

45%

36%

Диаграмма 1. Структура минимального контекста метафорического сочетания «тюмеыаеая маы|зёшкн»

Каждый из препозиционных расширителей метафорического сочетания «тюменская матрёшка» занимает своё место в её структуре: «тюменская ма-трёшка»состоитизрезионов, которыеуправляютсязубернаторами,в ней есть города и жители. Данная модель является отражением реальной ситуации, в ьсторую встртенатерроториялоюренской оьсрёшки» с точки треоитсоцтьсьр но-политичвьвойлтрктификации. Заметим,что в такой структуре отсутствует оценочность создаваемого конструкта, внешний лингвистический имидж, реали-цуамый лерцвацтьацтрькаемлеметафорлчеокуеточетазие, нрчвтичскии Тазэ-иоятенаиву (иактюктрич- лексема лрогресск/леуцть, преётааивнтвлтдзим иоятлкстио). Инымирлоитви, авторырчтсмо^леных текпиоз леетатиплпеуем сотайьёцачирепразенпуроьсрьаркгвисайкаоьий лю иджктИоктоьчно илт ме-лиоративно: необходимо было только вербализовать её структуру (в представ-ллкнтм матернулеётлртуту^тнёлинацил липа ларо) «тюменскшмат^шзн», баоРакь «июленстст матрлшчё» илт,натoИётот,амеpo «тюмениклКматрёшалу успех «тюменской матрёшки» и т.д.).

Cллаы»валкф»зaцвик«лцчеиных дионых врезульоаае исследотания ктн-текьтуальнтго каполйeниямёделт«шглменотaя матрёшти» и устатс«ллкияср дополнительных когнитивных признаков в синхронном аспекте с группой испы-ууемых(Л7 чeлoвтк)а«lтктoвёмён явлаёриыьёткoциакивный иктыерилона, пре-ьмощecуьр крTflТflГfl,пflы«тлмфф.A. Ы»ыaа«никлвоь,р том,чио ок «оёктрижз-вает деятельностное отношение человека к миру, репрезентированное словом, пмо «тзвстреу на остутеАП мтыил«лкйaтвxaязктст пу«вoлoг«иeкзoйлттсвтypт содержани тслмва и концептуализации действительности носителями того или ьктгoязвlкa лмвoтьит««нoо внацетьс.лыяввяё мол посредством анализа дис-тpибтли«pёaкти««a сeплo-cлимко,o казыккеося эффекликнымт«лдствомлЛпa-ружения намечающихся тенденций в изменении значения слова [2, с. 758].

ытфакмк«тамывилаалрсопркдмпаАттелк^зуыхфу» п, пoркалккт аеркд aвуоркми «т ктоялeиёшкчaпnyчиоукceCрккeтяи зоeeгик«зоцииязтФУBёйeоaыкг ности, характерной для одного сообщества:

- нлзитктных(«17-0у>> ы00.6%;«TТ-0У» -ю^'1%|<ыл^ 67тсл%),

- социальных (среднее общее - 10,5%, среднее профессиональное -4,5%, неоконченное высшее - 39%, высшее (бакалавриат) - 25%, высшее (специалитет) - 12%, высшее (магистратура) - 3%, кандидат наук - 6%),

- территориальных (Северо-Западный федеральный округ - 6%, Сибирский федеральный округ - 24%, Уральский федеральный округ - 70%),

- гендерных (мужчины - 25% и женщины - 75%).

Напротив одного предложенного атрибутивного словосочетания-стимула «тюменская матрёшка» респонденты должны были записать по 5 ассоциаций любой части речи. Данная задача была определена в качестве основной в рамках свободного ассоциативного эксперимента, сформулирована на русском

языке, поскольку все респонденты прежде всего являются носителями русского языка как родного. В случае затруднения с подбором слов информанты могли поставить прочерк напротив номера (номеров) ассоциации (ассоциаций). Как отказ рассматривалось абсолютное отсутствие реакций.

Все информанты были поставлены в одинаковые экстралингвистические условия, в какой-то степени типичные для данной методики изучения языкового сознания:

1) для проведения свободного ассоциативного эксперимента была использована виртуальная площадка https://docs.google.com/, которая позволила быстро и эффективно обработать полученные результаты;

2) время для проведения эксперимента было ограничено условно: 22 мая 2020 г - 30 августа 2020 г (пройти анкетирование можно было в любое удобное для респондентов время, время на репрезентацию ассоциаций не было задано).

На словосочетание-стимул было получено 335 ассоциативных реакций. В ходе свободного ассоциативного эксперимента выявлены два основных типа реакций: реакции-словосочетания (11%), реакции-словоформы (89%).

Построение ассоциативного поля исследуемого атрибутивного словосочетания-стимула

Отбор материала для данного анализа был осуществлён нами в 4 этапа:

- изначально были устранены все возможные в рамках свободного ассоциативного эксперимента отказы,

- затем на этапе формирования (моделирования) ассоциативного поля «тюменская матрёшка» был проанализирован полученный материал,

- были проведены количественный и качественный анализы.

В результате обработки полученных данных было построено ассоциативное поле словосочетания-стимула «тюменская матрёшка»:

Россия 39, Тюмень 33, Сибирь 25, игрушка 24, ХМАО 19, матрешка 19, Тюменская область 17, регион (ы) 11, сувенир 11, кукла 11, город (а) 10, культура 7, нефть 6, политика 6, Югра 5, ЯНАО 5, область 4, традиции 4, Ямал 4, игра 3, красиво 3, красный 3, округ 3, роспись 3, холод 3, яркая 3, яркость 3, богатство 2, большая 2, деревня 2, дерево 2, искусство 2, красная помада 2, красочная 2, люди 2, много 2, народ 2, народность 2, патриотизм 2, родина 2, углерод 2, субъект (ы) 2, автономия, автономность, болото, вахта, власть, деньги, достаток, коррупция, лес, независимость, река, ресурсы, русская душа, самостоятельность, север, снег, соглашение, сотрудничество, стоит на площади Тюмени, фольклор, хохлома; отказы - 0.

Количественная интерпретация ассоциативных реакций

Статистический анализ полученных реакций на словосочетание-стимул «тюменская матрёшка» у респондентов определил следующие параметры:

- ядро поля составляют реакции - Россия (12%), Тюмень (10%),

- ближняя периферия представлена реакциями Сибирь (7,5%), игрушка (7,2%),

- дальняя периферия - ассоциатами ХМАО (5,7%), матрешка (5,7%), Тюменская область (5%).

Семантическая интерпретация ассоциативных реакций

Анализ ассоциативного материала позволил обобщить полученные реакции и поделить их на следующие ассоциативно-тематические группы. В сознании респондентов «тюменская матрёшка» связана:

1. С территориальной идентификацией региона, включая топонимы (194):

Россия 39, Тюмень 33, Сибирь 25, ХМАО 19, Тюменская область 17, регион (ы) 11, город (а) 10, Югра 5, ЯНАО 5, Ямал 4, область 4, округ 3, холод 3, большая 2, деревня 2, субъект (ы) 2, автономия, автономность, болото, лес, независимость, река, самостоятельность, север, снег, стоит на площади Тюмени.

2. С культурой, традициямк(Ш):

игрушка 24, матрешка 19, куста 01,сувенрр 11,купьтура Р, традиции 4, игра 3, красиво 3, красный 3, роспись 3, яркая 3, яркость 3, дерево 2, искусство 2, красная помада 2, красочная2, нароОнасть 2,9атриаткзм 2, родина 2, русская душа, фольклор, хохлома.

3. С социально-политиче спой идентиф икацией региона^.):

нефть 6, политика 6, богатство 2,лйоОр 2, много 2, народ 2, углерод 2, вахта, власть, деньги, достаток, коррупция, ресурсы, соглашение, сотрудни-честро.

Расптооелим ассоциаты, полученные в рамках проведённого свободного ассоциативного эксперимента, по уровням синтаксирования (см. табл. 1):

Графиотскипулукенные данные моонооредскапьрьтьед.йщш об|заооо (оо. диаграмму 2):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реакции- _

синтаксемы__ 1иПЫ СИНТЯКСИрОВЯНИЯ

1%

М2рф252ГИЧ)СК

и) ассоциации 20%

Ассоциации " прилагательное

прилагательное" 3%

Диаграмма 2. Типы синтаксирования ассоциатов не ст имуе-роптоокаятат рРако»

Н.И. Степыкин справедливо отмечает, что «ассоциации как речевые действия активируются в результате определённой программы речепорождения» [3, с. 154]. Выделенные типы синтаксирования репрезентируют связь с окружаю щей ьшей алимеаьоей <п,eп»нр»HуиCрсeо1аккы т-фологи ческо о2псловленпыми кплеютса ре11Ц1Р-ййныaкcкмы,1Ю1нoд1нуани проходят все этапы синтаксирования. Принцип метафоризации в этом случае ккренкяет пакы «стимнь с неак-рннв едином<щмано2оеькомкаоетрамство тьке^нв^ео - 76%едлкаeнныx оскеедакав отиекется иртнно1это2геь2-ше).

9ыозулаraйаоьпаиз1Рсcoунaмнннoro пооы «тыоеоскея уапеёшкеоможно репрезентировать три смысловых блока исследуемой метафоры-стимула:

- эта субътннРнажкьРЙ^з^ни (147),

- имеющий территориальную и социально-политическую идентичность

(212),

- метафорически связанный с матрёшкой (111).

Как показал свободный ассоциативный эксперимент, в сознании носителей русского языка, проживающих на территории Российской Федерации, метафорическое сочетание «тюменская матрёшка» в первую очередь репрезентирует реальную социально-политическую ситуацию. Серьёзным аргументом в пользу сделанных выводов служит динамика семантической связанности минимальных семантических и дискурсивных расширителей значения метафорического соче-

Таблица 1

Типы реакций Ассоциаты % от общего количество реакций

Морфологические ассоциации (поверхностное синтаксирование) Тюмень 33 матрешка 19 Тюменская область 17 20,6%

Ассоциации типа прилагательное-прилагательное (смысловое синтаксирование) красный 3 2,7%

Ассоциации-представления (смысловое синтаксирование) Россия 39, Сибирь 25, игрушка 24, ХМАО 19, регион (ы) 11, сувенир 11, кукла 11, город (а) 10, культура 7, нефть 6, политика 6, Югра 5, ЯНАО 5, область 4, традиции 4, Ямал 4, игра 3, красиво 3, красный 3, округ 3, роспись 3, холод 3, яркая 3, яркость 3, богатство 2, большая 2, деревня 2, дерево 2, искусство 2, красная помада 2, красочная 2, люди 2, много 2, народ 2, народность 2, патриотизм 2, родина 2, углерод 2, субъект (ы) 2, автономия, автономность, болото, вахта, власть, деньги, достаток, коррупция, лес, независимость, река, ресурсы, русская душа, самостоятельность, север, снег, соглашение, сотрудничество, фольклор, хохлома 75,8%

Реакции-синтаксемы (все этапы синтаксирования) стоит на площади Тюмени 0,9%

тания «тюменская матрёшка» и данных, полученных в результате свободного ассоциативного эксперимента.

В качестве перспективы дальнейшего исследования возможно применение предложенного в данной работе комплексного подхода для анализа иных метафорических сочетаний, актуальных для жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (например, «хозяйка Югры», «вороний день», «день вороны» и т.д.), так как тезаурус ассоциатов, как полагает один из создателей Русского ассоциативного словаря [4], может показать «язык в его предречевой готовности, обнажая сокровенный, скрытый от прямого наблюдения способ „держания" языка в памяти его носителя, приоткрывая таинственную завесу над святая святых, над тем, как устроена языковая способность человека, человека

Библиографический список

говорящего и понимающего» [5, с. 750]. Также интересно провести исследование языкового сознания мигрантов, которые ещё не получили статус «носитель русского языка», иностранных граждан и для которых русский язык считается иностранным.

Подчеркнём, что в исследовании представлен материал, актуальный в тот момент, когда был проведён свободный ассоциативный эксперимент, и определены минимальные расширители значения метафорического словосочетания «тюменская матрёшка». Повторение подобного комплексного анализа спустя минимум один год репрезентирует иные формы категоризации пространства и иную семантику метафорического сочетания «тюменская матрёшка», что, безусловно, является важным для реконструкции изменений дискурса.

1. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Перевод с английского. Под редакцией и с предисловием А.Н. Баранова. Москва: Едиториал УРСС, 2004.

2. Пищальникова В.А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики. Russian Journal of Linguistics. 2019; Т. 23, № 3: 749 - 761.

3. Степыкин Н.И. Ассоциативное поле вежливый: динамика психологически актуального содержания в лексиконе индивида. SCIENCE FOR EDUCATION TODAY. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020; Т. 10, Выпуск № 2: 151 - 166.

4. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности: послесловие. Русский ассоциативный словарь: в 2-х т. Москва: Астрель; АСТ, 2002.

5. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети. Языковое сознание и образ мира: сборник статей. Москва: ИЯ РАН, 2000: 191 - 206.

References

1. Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymimyzhivem. Perevod s anglijskogo. Pod redakciej i s predisloviem A.N. Baranova. Moskva: Editorial URSS, 2004.

2. Pischal'nikova V.A. Interpretaciya associativnyh dannyh kak problema metodologii psiholingvistiki. Russian Journal of Linguistics. 2019; T. 23, № 3: 749 - 761.

3. Stepykin N.I. Associativnoe pole vezhlivyj: dinamika psihologicheski aktual'nogo soderzhaniya v leksikone individa. SCIENCE FOR EDUCATION TODAY. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2020; T. 10, Vypusk № 2: 151 - 166.

4. Karaulov Yu.N. Russkij associativnyj slovar' kak novyj lingvisticheskij istochnik i instrument analiza yazykovoj sposobnosti: posleslovie. Russkij associativnyj slovar': v 2-h t. Moskva: Astrel'; AST, 2002.

5. Karaulov Yu.N. Pokazateli nacional'nogo mentaliteta v associativno-verbal'noj seti. Yazykovoe soznanie iobraz mira: sbornik statej. Moskva: lYa RAN, 2000: 191 - 206.

Статья поступила в редакцию 20.11.20

УДК 81

Gulyaeva E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia), E-mail: postegea@mail.ru Klyukina Yu.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia), E-mail: yuliya_klyukina@hotmail.com Davydova E.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia), E-mail: aleliv@rambler.ru Mordovina T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tambov State Technical University (Tambov, Russia), E-mail: tvmordovina76@mail.ru

REPRESENTATION OF THE CONCEPT "PANDEMIC" IN MODERN ENGLISH-LANGUAGE MEDIA. The article discusses the concept of "pandemic" for the first time. The relevance of the study is due to the spread of the coronavirus pandemic around the world in 2020. The research material includes English texts of Internet publications. The study and analysis of the leading English-language media revealed the conceptual component of the concept "pandemic". Conclusions about the content of the concept under study are based on the analysis of data from explanatory dictionaries and English-language articles in 2020. The paper considers 11 features of this concept, including harm to health, spread over a wide area, stay in quarantine or isolation, changes in people's habitual life, unfavorable business environment, etc. The results of the research help to understand verbal-content structure of the studied concept in the English-language worldview. Key words: concept, pandemic, mass media, COVID-19, conceptual features.

Е.А. Гуляева, канд. пед. наук, доц., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Е-mail: postegea@mail.ru Ю.В. Клюкина, канд. филол. наук, доц., Тамбовский государственный университет имени Г.Р Державина, г. Тамбов, Е-mail: yuliya_klyulina@hotmail.com

Е.И. Давыдова, канд. филол. наук, доц., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Е-mail: aleliv@rambler.ru Т.В. Мордовина, канд. пед. наук, доц., Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Е-mail: tvmordovina76@mail.ru

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПАНДЕМИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ

В статье впервые рассматривается концепт «пандемия». Актуальность исследования обусловлена распространением пандемии коронавируса по всему миру в 2020 г. Материалом исследования послужили тексты англоязычных интернет-изданий. Изучение ведущих англоязычных СМИ позволило выявить концептуальную составляющую понятия «пандемия». Выводы о содержании исследуемого концепта были сделаны на основе анализа данных толковых словарей и англоязычных статей за 2020 г В работе рассматриваются 11 признаков концепта «пандемия», среди которых вред для здоровья, распространение на обширной территории, пребывание на карантине или в изоляции, изменения в привычной жизни людей, неблагоприятная обстановка для ведения бизнеса и др. Результаты исследования расширяют понятие вербально-содержательной структуры изучаемого концепта в англоязычной языковой картине мира.

Ключевые слова: концепт, пандемия, СМИ, СОУЮ-19, концептуальные признаки.

Пандемия COVID-19 стала самой серьезной проблемой, с которой столкнулось человечество в XXI веке. Она повлияла практически на все сферы деятельности людей, и ученые многих областей научного знания занимаются исследованием того, что связано с пандемией, и на что она оказала свое влияние. С лингвистической точки зрения интерес представляют вербальные средства, описывающие пандемию, образование новых лексических единиц, терминов и понятий, преобладающих в речи в настоящее время. Настоящее исследование посвящено содержанию концепта «пандемия», представленного в СМИ, как основного источника информации о происходящем в мире.

Концепты - это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека из непосредственного чувственного опыта, из непосредственных опе-

раций человека с предметами, из взаимодействия при помощи мыслительной деятельности с другими уже сформированными концептами, из языкового общения [1, с. 4]. Концепт является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека [2].

З.Д. Попова и И.А. Стернин указывают на то, что «слово представляет концепт не полностью - оно своим значением передает несколько концептуальных признаков, релевантных для сообщения. Слово является средством доступа к концептуальному значению, и, получив через слово этот доступ, мы можем подключить к мыслительной деятельности и другие концептуальные признаки, данным словом непосредственно не названные (существующие в значении как периферийные, скрытые, вероятностные, ассоциативные семы). Слово, таким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.