Научная статья на тему 'Метафорическое моделирование национальных стереотипов: образ России в англоязычных СМИ'

Метафорическое моделирование национальных стереотипов: образ России в англоязычных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
461
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стереотип / фрейм «война» / милитарная метафора / имидж / когнитивная метафора / концептуализация / категоризация / stereotype / frame “war” / military metaphor / image / cognitive metaphor / conceptualization / categorization.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Т. О. Боброва, Е. Н. Кузнецова

В современном информационном обществе трудно переоценить роль СМИ, которые, с одной стороны, позволяют людям разобраться в сложных социально-политических процессах, а с другой, способны оказывать сильное влияние на формирование общественного мнения, а также представления не только об отдельных фактах, происходящих на мировой арене, но и о конкретных политических деятелях и даже целых государствах. В статье анализируется метафорическое моделирование образа России на основе стереотипных представлений о нашем государстве. Утверждается, что соединение стереотипа страны, уже сформированного в языковой картине мира определенного народа, с создаваемым средствами СМИ имиджем значительно усиливает механизм воздействия на массовое сознание. Военные метафоры в рамках фрейма «война» являются одним из наиболее частых способов формирования представлений о русской действительности для англоязычной картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL MODELING OF NATIONAL STEREOTYPES: THE IMAGE OF RUSSIA IN ENGLISH-LANGUAGE MEDIA

In the modern information society, it is difficult to overestimate the role of the media, which, on the one hand, allow people to understand complex socio-political processes, and, on the other, they are able to have a strong influence on the formation of public opinion, as well as ideas about not only individual facts taking place on the world stage, but also specific political figures and even entire States. The article analyzes the metaphorical modeling of the image of Russia based on stereotypical ideas about our state. It is argued that the combination of the stereotype of the country, already formed in the language picture of the world of a certain people, with the image created by the media significantly strengthens the mechanism of influence on the mass consciousness. Military metaphors within the “war” frame are one of the most frequent ways to form ideas about Russian reality for the English-language picture of the world

Текст научной работы на тему «Метафорическое моделирование национальных стереотипов: образ России в англоязычных СМИ»

Библиографический список

1. Философский словарь. Москва: Политиздат, 1980.

2. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: учебноетпособие. Екатеринбург, 2001.

3. Рудковский Э.И. Свобода и ответственность личности. Минск, 1999.

4. Словарь современного русского литературного языка. Москва, 1959; Т. 8.

5. Лушникова Г.И., Осадчая Т.Ю. Современная англоязычная литература. Традиции и эксперимент. Москва: ИНФРА-М, 2018.

6. Riggs R. Miss Peregrines Home for Peculiar Children. Available at: https://royallib.com/book/Riggs_Ransom/Miss_Peregrines_Home_for_Peculiar_Children.html

7. Carroll J. The Land of Laughs. Available at: https://readli.net/the-land-of-laughs

8. Кэролл Дж. Страна смеха. Available at: https://e-libra.ru/read/107560-strana-smeha.html

9. George R.R. M. Portraits of his children. Available at: http://bookre.org/reader?file=257295

10. Мартин Дж.РР Портреты его детей. Available at: http://lib.ru/INOFANT/MARTIN_D/portrait.txt

11. King St. Firestarter. Available at: https://stephenking.fandom.com/wiki/Firestarter

12. Кинг Ст. Воспламеняющая взглядом. Available at: https://e-libra.ru/read/107045-vosplamenyayuschaya-vzglyadom.html

13. Updike J. Eastwick witches. Available at: https://www.rulit.me/books/the-witches-of-eastwick-read-237681-1.html

14. Niffenegger A. The Time Traveler's Wife. Vintage, 2004.

15. Ниффенеггер О. Жена путешественника во времени. Available at: https://avidreaders.ru/book/zhena-puteshestvennika-vo-vremeni.html References

1. Filosofskij slovar'. Moskva: Politizdat, 1980.

2. Pryadein V.P. Otvetstvennost'kaksistemnoe kachestvo lichnosti: uchebnoetposobie. Ekaterinburg, 2001.

3. Rudkovskij 'E.I. Svoboda i otvetstvennost' lichnosti. Minsk, 1999.

4. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka. Moskva, 1959; T. 8.

5. Lushnikova G.I., Osadchaya T.Yu. Sovremennaya angloyazychnaya literatura. Tradicii i 'eksperiment. Moskva: INFRA-M, 2018.

6. Riggs R. Miss Peregrines Home for Peculiar Children. Available at: https://royallib.com/book/Riggs_Ransom/Miss_Peregrines_Home_for_Peculiar_Children.html

7. Carroll J. The Land of Laughs. Available at: https://readli.net/the-land-of-laughs

8. K'eroll Dzh. Strana smeha. Available at: https://e-libra.ru/read/107560-strana-smeha.html

9. George R.R. M. Portraits of his children. Available at: http://bookre.org/reader?file=257295

10. Martin Dzh.R.R. Portrety ego detej. Available at: http://lib.ru/INOFANT/MARTIN_D/portrait.txt

11. King St. Firestarter. Available at: https://stephenking.fandom.com/wiki/Firestarter

12. King St. Vosplamenyayuschaya vzglyadom. Available at: https://e-libra.ru/read/107045-vosplamenyayuschaya-vzglyadom.html

13. Updike J. Eastwick witches. Available at: https://www.rulit.me/books/the-witches-of-eastwick-read-237681-1.html

14. Niffenegger A. The Time Traveler's Wife. Vintage, 2004.

15. Niffenegger O. Zhena puteshestvennika vo vremeni. Available at: https://avidreaders.ru/book/zhena-puteshestvennika-vo-vremeni.html

Статья поступила в редакцию 29.01.20

УДК 81.11

Bobrova T.O., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: tat.bobr@mail.ru

Kuznetsova Ye.N, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: elekuznetsova@yandex.ru

METAPHORICAL MODELING OF NATIONAL STEREOTYPES: THE IMAGE OF RUSSIA IN ENGLISH-LANGUAGE MEDIA. In the modern information society, it is difficult to overestimate the role of the media, which, on the one hand, allow people to understand complex socio-political processes, and, on the other, they are able to have a strong influence on the formation of public opinion, as well as ideas about not only individual facts taking place on the world stage, but also specific political figures and even entire States. The article analyzes the metaphorical modeling of the image of Russia based on stereotypical ideas about our state. It is argued that the combination of the stereotype of the country, already formed in the language picture of the world of a certain people, with the image created by the media significantly strengthens the mechanism of influence on the mass consciousness. Military metaphors within the "war" frame are one of the most frequent ways to form ideas about Russian reality for the English-language picture of the world.

Key words: stereotype, frame "war", military metaphor, image, cognitive metaphor, conceptualization, categorization.

Т.О. Боброва, канд. филол. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: tat.bobr@mail.ru

Е.Н. Кузнецова, канд. психол. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: elekuznetsova@yandex.ru

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ: ОБРАЗ РОССИИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ

В современном информационном обществе трудно переоценить роль СМИ, которые, с одной стороны, позволяют людям разобраться в сложных социально-политических процессах, а с другой, способны оказывать сильное влияние на формирование общественного мнения, а также представления не только об отдельных фактах, происходящих на мировой арене, но и о конкретных политических деятелях и даже целых государствах. В статье анализируется метафорическое моделирование образа России на основе стереотипных представлений о нашем государстве. Утверждается, что соединение стереотипа страны, уже сформированного в языковой картине мира определенного народа, с создаваемым средствами СМИ имиджем значительно усиливает механизм воздействия на массовое сознание. Военные метафоры в рамках фрейма «война» являются одним из наиболее частых способов формирования представлений о русской действительности для англоязычной картины мира.

Ключевые слова: стереотип, фрейм «война», милитарная метафора, имидж, когнитивная метафора, концептуализация, категоризация.

Формирование положительного имиджа государства в современном мире напрямую связано с повышением престижа страны, его авторитета и влияния на международной арене. Внутренние события, происходящие в стране, а также их внешние проявления являются первостепенными факторами, создающими представление о государстве как целостном образовании, имеющем свой культурный, экономический, политический, военный, бытовой характер. Несомненно, постиндустриальное общество, основной особенностью которого является усиление роли информации и ее быстрое распространение с помощью локальных и глобальных компьютерных сетей, характеризуется принципиально новым ка-

чеством информационного обмена и степенью воздействия СМИ на массовое сознание [1 - 15].

Учитывая огромный поток информации в современной реальности, возникает проблема ее фильтрации, переработки, восприятия. В таких условиях, с одной стороны, наше сознание, восприятие вынуждено работать выборочно, вычленять из прочитанного и прослушанного основные, глубинные смыслы. С другой, авторы информации стараются вложить в нее такие смыслы, которые способны повлиять на формирование представлений читателей и слушателей об окружающей действительности.

Одним из мощнейших средств влияния на формирование образа какого-либо социального феномена является социальный стереотип, представляющий собой схематизированное, упрощенное представление о последнем. Являясь одним из способов категоризации окружающей действительности, стереотипы мышления, несомненно, проявляются в поведении, поступках людей, влияют на их коммуникацию в социуме, на характер их восприятия мира в целом. В первую очередь это проявляется в речи, так как язык, с одной стороны, отражает сознание людей, а с другой, играет важнейшую роль в формировании представлений об этой реальности, так как через информацию, содержащую факты, описания событий, их различные оценки и интерпретации, можем генерировать устойчивые образы как в своём сознании, так и в сознании других людей.

Важнейшую роль в формировании картины мира играют процессы категоризации и концептуализации, что предопределяет применение когнитивного подхода в решении указанной проблемы. Постулат о метафоричности человеческого мышления восходит к открытию, сделанному американскими лингвистами Лакоффом и Джонсоном, о том, что метафора представляет собой не только языковое средство выражения экспрессии, но и инструмент, при помощи которого человек способен осмысливать абстрактные и сложные понятия в терминах конкретных и известных объектов [4]. Концептуализация (обработка и упорядочивание) понятий из одной ментальной области происходит в основном с помощью понятий, выраженных в языковом плане и используемых для категоризации в другой ментальной области.

В статье анализируется метафорическое моделирование образа России на основе стереотипных представлений о нашем государстве. Рассматривается влияние социального стереотипа, построенного на оппозиции «свое/чужое», на процесс формирования имиджа России, а также роль социальной метафорической модели, в особенности ее фрейма «война». Практическая часть исследования базируется на анализе современной англоязычной прессы.

В своем исследовании мы исходим из антропоцентрического подхода, при котором в фокусе внимания находится не только язык, но, прежде всего, рече-мыслительная деятельность человека как субъекта познания и коммуникации, реализация его когнитивных процессов через язык, так как, по мнению И.А. Бо-дуэна де Куртене, «язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество» [1].

В первую очередь мы должны рассмотреть понятие стереотипа и выделить его характеристики, так как они, по сути, являются продуктами категоризации и концептуализации окружающей индивида действительности и хранятся в его сознании в виде фреймовых структур.

Автором термина «стереотип» является американский журналист Уолтер Липпман, согласно которому «это метод категоризации, принятый в исторической общности как образец восприятия и интерпретации информации при распознавании окружающего мира, непосредственно не вытекающий из собственного опыта человека, а являющийся как упрощенное и заранее принятое представление» [5].

Психолог Генри Тэшвел выделил важнейшие характеристики стереотипов:

1) стереотипы усваиваются и используются детьми очень рано, еще до возникновения ясных социальных представлений;

2) социальные стереотипы способны изменяться крайне медленно в зависимости от общественных изменений;

3) стереотипы способны к гибкости: они становятся более отчетливыми в конфликтном состоянии между социальными группами или не выражены вовсе в мирном состоянии групп [12].

На основе указанных характеристик можно сделать вывод о глубоком проникновении стереотипных представлений в сознание людей, а также их большой устойчивости и явной проявленности только в чрезвычайных ситуациях. Современные когнитологи выделяют следующие основные функции стереотипов:

- когнитивную - генерализация результатов когнитивной обработки человеком внеязыковой реальности;

- аффективную - определённая мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;

- социальная - разграничение «внутригруппового» и «внегруппового»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни [3].

Все социальные стереотипы, в сущности, могут быть разделены на два основных вида: автостереотипы - суждения этнической группы о себе, что сводится к схеме «мы все такие» и гетеростереотипы - суждения о другой этнической группе, что идентично схеме «свои/чужие». Как стереотип, так и имидж являются фрейм-структурами сознания, которые находят свое выражение в языке. Таким образом, концептуализация и категоризация - это процессы, способствующие осмыслению потока информации и его дальнейшему членению. Данные процессы содействуют порождению новых знаний, а также образованию концептов (содержательных оперативных единиц знания), концептуальных структур и всей концептуальной системы человека. Концептуальный уровень, по мнению Н.Н. Болдырева, представляет собой уровень категориальных значений и смыслов, который «обеспечивает систематизацию, выбор и комбинаторику языковых знаков с целью выражения определенных мыслей, а также их интерпретацию при понимании текстов» [2].

Роль стереотипов в современном мире проявляется в том, что позитивные национальные автостереотипы дают возвышающий имидж своей нации, способствующий достижению авторитета и доверия на политической арене, а негативные гетеростереотипы зачастую формируют «образ врага», ведущий к осложнению экономических и межгосударственных отношений. «Образ врага»-это качественная (оценочная) характеристика, сформированная в общественном сознании, дающая представление об источнике угрозы для той или иной социальной общности в определённый период времени, а также параметрах этой угрозы и мерах защиты от нее.

Следовательно, стереотипы выполняют важнейшую роль в формировании языковой картины мира нации, при этом автостереотипы создают представление нации о себе, а гетеростереотипы - представление одной нации о другой. Одним из наиболее эффективных средств интерпретации концептуальной (языковой) картины мира, инструментом, с помощью которого структурируется опыт человека, является концептуальная метафора. Она представляет собой ментальную операцию, посредством которой происходит осмысление неизвестной, абстрактной информации на основе хорошо знакомой, конкретной области знаний, что позволяет концептуализировать и категоризировать действительность, создать языковую картину мира, а значит, проникнуть в национальное самосознание, так как неотъемлемым свойством последней является национальная специфичность.

Современные СМИ представляют собой основной канал политической коммуникации, богатейший источник политического медиадискурса. Используемые в нем системы метафор служат цели закрепления и тиражирования национальных стереотипов. В связи с этим представляется целесообразным их выделение и анализ на основе методологии таких научных направлений, как теория метафорического моделирования, лингвокультурология, когнитивная лингвистика.

Попытки выделения основных метафорических моделей в политическом дискурсе предпринимались неоднократно, однако это на сегодняшний день не привело к их общепринятой классификации. Нам представляется наиболее удачной классификация, разработанная А.П. Чудиновым:

1. Антропоморфная метафорическая модель, представленная следующими фреймами: «болезнь», «организм», «отношения между людьми» и т.д.

2. Социальная метафорическая модель, включающая такие фреймы, как война, игра, спорт, преступность, власть, искусство, наука, национальность, религия, образование. Криминальная и милитарная метафоры обладают концептуальными векторами тревожности, страха, угрозы, агрессивности и демонстрируют оппозицию «свои/чужие».

3. Артефактная метафора, представленная следующими фреймами: здания, механизмы, личностные артефакты (предметы, созданные трудом человека).

4. Метафора природы, источниками которой служат понятия и сферы мира флоры и фауны. В нее входят следующие фреймы: космос, сверхъестественные явления, времена года, жизненный цикл растений, животные, растения и т.п. [6].

При анализе материалов СМИ, содержащих информацию о России, наиболее частотной является социальная метафорическая модель, представленная следующими концептами: театр, игра, спорт, война, при этом милитарная метафора занимает главенствующую позицию. Это свидетельствует о том, что в англоязычных СМИ имидж нашего государства представлен в достаточно агрессивном ракурсе, особенно это касается событий на Украине, войны в Сирии, скандала вокруг хайкерских атак.

Приведем конкретные примеры милитарных метафор из англо-американских СМИ, формирующих представление о России:

1. Russia's aggressive tactics in the face of Ukraine's work towards peace and democracy [7].

2. 'Putin's Russia', therefore, would represent not a mortal threat to the international world order (The Conversation, 20l7, April 6).

3. As Protests in South America Surged, So Did Russian Trolls on Twitter, U.S. Finds [8].

4. Across the continent the hand of the Russian state has been perceived in an array of cyber-attacks on government and state institutions, in the phenomenon of "fake news" and disinformation, and in the targeted funding of opposition groups [9].

5. But Russia's concerted effort to cultivate techniques of information warfare and non-military intervention over recent years is something new, says Keir Giles of the Conflict Studies Research Centre [9].

6. He believes the group's actions, like a hack on the German parliament (Bundestag) network, or publishing Islamist propaganda on France's TV5 Monde news website, fit in with the Kremlin's strategy (The tittle of the article "Bears with keyboards: Russian hackers snoop on West") [11].

Как видно из примеров, использование милитарной метафоры (attack, strategy, warfare, intervention, tactics и т.д) приводит к активизации сферы-источника ВОЙНА и к восприятию целевой сферы, а именно всего комплекса сложных политических вопросов, имеющих множество причин, следствий, нюансов, с помощью знакомой и понятной читателю схемы войны. Такая схема включает в себя две противоборствующие стороны, «свои» и «чужие», которые отстаивают определенные цели. Ее использование создает в массовом сознании имидж агрессора, врага, чужого, несущего опасность и смерть. В приведенных выше примерах мы видим и отсылку к стереотипным представлениям о русских в заго-

ловке Bears with keyboards: Russian hackers snoop on West, что еще раз говорит о том, что формирование имиджа происходит более эффективно, если он опирается на стереотипные представления, глубоко укоренившиеся в структуре языковой картины мира определенного народа. Представление о русских не только как об агрессивных людях, но и мистически непонятных вырисовывается в примере 3 (Russian Trolls), что также коррелируется со стереотипным представлением о «чужих».

Говоря об иерархическом элементе в когнитивной структуре войны, нельзя не сказать о главе государства, президенте Путине, чей имидж является важнейшим компонентом представления о стране в целом, формируемым в англоязычной прессе.

Рассмотрим несколько примеров:

1. For many Americans, Vladimir Putin is perceived as some kind of international boogeyman, with alleged links to nefarious plots all over the world [13].

2. Russian President Vladimir Putin, a judo black belt, appears to symbolise two of the martial art's key qualities - guile and aggression [14].

3. Mr Putin's state of the nation speech this year recognised that, focusing heavily on welfare instead of sabre-rattling at the West [10].

Приведенные примеры также демонстрируют агрессивный образ президента страны, его воинственный настрой в отношении Запада. В примере 1 он предстает в образе international boogeyman - международного монстра

Библиографический список

(Boogeyman - бука, чудовище, монстр, страшный человек) [15], что подчеркивает его силу, агрессивность, влияние на международной арене и при этом хорошо накладывается на стереотип «чужие», прочно устоявшийся в массовом западном сознании. В примере 2 автор умело использует известный всем факт о том, что Путин занимается боевыми искусствами, чтобы перенести качества последнего на образ президента. В последнем примере прямо говорится о «бряцании оружием на Западе», т.е. милитарная метафора sabre-rattling at the West четко относит поведение России на западе в качестве воинственного и агрессивного.

Таким образом, мы приходим к заключению, что милитарная метафора играет важнейшую роль в формировании образа России как агрессивного государства, действия которого должны вызывать опасения и страх. Фрейм «война» является эффективнейшим способом привлечь внимание читателей, так как включает в себя такие слоты, как «смерть», «страх», «опасность», «угроза», что позволяет оказать сильное воздействие на сознание людей, привлечь их особое внимание, сделать такую информацию запоминающейся на долгое время, даже заставить поменять убеждения, оправдать многие политические действия. Кроме того, милитарная метафора является тем самым эффективным инструментом, который точно коррелируется со всеми социальными стереотипами, содержащими оппозицию «свои/чужие», где последние предстают в образе врага. При этом наложение формируемого имиджа страны на стереотипные представления служит мощнейшим средством воздействия на общественное мнение.

1. Бодуэн де Куртэне И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Москва, Издательство Академии наук СССР 1963; Т. 2: 59 - 60.

2. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2000.

3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. Москва, 1997.

4. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Москва, 2004.

5. Липпман У Общественное мнение. Перевод с английского Т.В. Барчунова. Под редакцией К.А. Левинсон, К.В. Петренко. Москва: Институт фонда «Общественное мнение», 2004.

6. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. Москва, 2003б: 91 - 95.

7. Allen J. Russia's aggressive tactics in the face of Ukraine's work towards peace and democracy. Gv. UK. 2019; 25 April. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/ russias-aggressive-tadics-in-the-face-of-ukraines-work-towards-peace-and-democracy--2

8. As Protests in South America Surged, So Did Russian Trolls on Twitter, U.S. Finds. New York Times. Available at: https://www.nytimes.com/2020/01/19/us/politics/south-america-russian-twitter.html?searchResultPosition=1

9. Branford B. Information warfare: Is Russia really interfering in European states? BBC News, 31 March, 2017. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-39401637

10. Rains S. What Putin's plans mean for Russia. BBC News. 2020; 16 January. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-51143639?intlink_from_url=https://www.bbc. com/news/topics/ce1qrvlegnyt/russia&linkjocation=live-reporting-story

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Soshnikov A. Bears with keyboards: Russian hackers snoop on West. BBC News. 2016; 20 September. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-37409456 (

12. Tajfel H. Social stereotypes and social groups. Intergroup behavior. Oxford: Basil Blackwell, 1981: - 167.

13. Taylor A. The Americans who think Vladimir Putin insn't so bad. Washington Post. 2016; 28 July. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2016/07/28/ the-americans-who-think-vladimir-putin-isnt-so-bad/

14. Vladimir Putin: Russia's action man president. BBC News. 2018; 27 February. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-15047823 Vladimir Putin: Russia's action man president

15. Word Hunt. Англо-русский словарь. Available at: https://wooordhunt.ru/word/boogeyman

References

1. Bodu'en de Kurt'ene I.A. Izbrannye trudy po obschemu yazykoznaniyu. Moskva, Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1963; T. 2: 59 - 60.

2. Boldyrev N.N. Kognitivnaya semantika. Tambov, 2000.

3. Kubryakova E.S. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. Moskva, 1997.

4. Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem. Moskva, 2004.

5. Lippman U. Obschestvennoe mnenie. Perevod s anglijskogo T.V. Barchunova. Pod redakciej K.A. Levinson, K.V. Petrenko. Moskva: Institut fonda «Obschestvennoe mnenie», 2004.

6. Chudinov A.P. Politicheskaya lingvistika. Moskva, 2003b: 91 - 95.

7. Allen J. Russia's aggressive tactics in the face of Ukraine's work towards peace and democracy. Gv. UK. 2019; 25 April. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/ russias-aggressive-tactics-in-the-face-of-ukraines-work-towards-peace-and-democracy-- 2

8. As Protests in South America Surged, So Did Russian Trolls on Twitter, U.S. Finds. New York Times. Available at: https://www.nytimes.com/2020/01/19/us/politics/south-america-russian-twitter.html?searchResultPosition=1

9. Branford B. Information warfare: Is Russia really interfering in European states? BBC News, 31 March, 2017. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-39401637

10. Rains S. What Putin's plans mean for Russia. BBC News. 2020; 16 January. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-51143639?intlink_from_url=https://www.bbc. com/news/topics/ce1qrvlegnyt/russia&link_location=live-reporting-story

11. Soshnikov A. Bears with keyboards: Russian hackers snoop on West. BBC News. 2016; 20 September. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-37409456 (

12. Tajfel H. Social stereotypes and social groups. Intergroup behavior. Oxford: Basil Blackwell, 1981: - 167.

13. Taylor A. The Americans who think Vladimir Putin insn't so bad. Washington Post. 2016; 28 July. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2016/07/28/ the-americans-who-think-vladimir-putin-isnt-so-bad/

14. Vladimir Putin: Russia's action man president. BBC News. 2018; 27 February. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-15047823 Vladimir Putin: Russia's action man president

15. Word Hunt. Anglo-russkij slovar'. Available at: https://wooordhunt.ru/word/boogeyman

Статья поступила в редакцию 27.01.20

УДК 821.351.32

Israfilov N.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nariman-israfilov123@yandex.ru

Agabekov J.A., Cand. of Sciences (Philology), associate professor of the department of dagestan language, Dagestan state University, (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

SOMATIC FRASEOLOGY IN THE DAGESTAN LANGUAGES. The paper discusses the use of idiomatic units in Agul speech. In all Dagestan languages, the composition of phraseologies is an important place for the somatism of юрк1 (heart), which forms dozens of different models in the composition of phraseologies and free phrases. Phraseological features represent a notable contribution to the composition of the Agul vocabulary. The use of phraseologies in speech make it beautiful saturated,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.