Научная статья на тему 'Трактовка темы ответственности в произведениях писателей магического реализма'

Трактовка темы ответственности в произведениях писателей магического реализма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
364
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магический реализм / реальный мир / ирреальный мир / личность персонажа / категория ответственности в художественном произведении / выбор / сверхъестественные способности / личная ответственность / хронотоп / magic realism / real world / irreal world / personality of character / category of responsibility in works of fiction / choice / supernatural abilities / personal responsibility / chronotope.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В. Г. Корончик, Г. И. Лушникова

В данной статье рассматривается категория ответственности в художественных произведениях современных американских авторов направления магический реализм. На материале произведений таких авторов, как Ренсом Риггз, Джон Мартин, Джонатан Кэролл, Одри Ниффенеггер, Стивен Кинг и Джон Апдайк показаны способы отображения проблемы ответственности в реальном и ирреальном мирах. Основное внимание в работе авторы акцентируют на таких аспектах темы, как социальные роли и ситуации, описываемые в произведениях: ответственность детей перед родителями, ответственность взрослых в общении с детьми, ответственность творца за свое произведение и ответственность перед членами семьи за их жизнь. В статье делается вывод о том, что специфика направления магический реализм позволяет авторам показать проблему ответственности шире, раскрывая ее как в реальных ситуациях, так и в нереальных с участием нереальных персонажей, которые предлагают своеобразное решение данной проблемы в художественных произведениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERPRETATION OF THE TOPIC OF RESPONSIBILITY IN WORKS OF MAGIC REALISM

The article deals with a category of responsibility in works written in magic realism by modern American writers such as Ransom Riggs, John Martin, Jonathan Carroll, Odry Niffenegger, Steven King and John Updike. All writers present the ways of realization of the problem of responsibility both in real and unreal worlds in their own way. The authors look at the topic from such angles as the children’s responsibility before the parents, the responsibility of the adults in their communication with the children, the responsibility of the creator for their works and the responsibility before the members of the family for their lives. The material presented in the paper leads to the conclusion that peculiarities of magic realism works give writers the opportunity to show the problem of responsibility both from the point of view of real characters and unreal ones which demonstrate unusual solving of the analyzed problem.

Текст научной работы на тему «Трактовка темы ответственности в произведениях писателей магического реализма»

3. Комментирование (суммарно-обозначающая форма). Эйбилин боится задавать вопросы, потому что заведомо знает ответ: «But I've already...» She shut her eyes closed tight. I think about asking her, Already what, but I'm kind a scared to hear what she gone say» [8, с.103]. Будучи замеченной в компании белой леди у себя дома, Эйбилин стиснула зубы, объясняя это тем, что соседи будут звонить теперь ей весь вечер: «I grit my teeth, already know my phone gone be ringing tonight» [9, с. 103].

Все уровни проявления идеологической точки зрения имеют смысловую монологичность, когда внешнее и внутреннее проявления совпадают Иногда можно заметить, что внутренняя и внешняя демонстрации идеологической точки зрения отличаются друг от друга, одна из них оказывается ложной. Эйбилин, не желающая и в принципе не имеющая права выражать свое отношение по какому-либо поводу, не в состоянии сдержать свои эмоции, произносит общую фразу, которая совершенно не отражает ее внутреннее состояние. «I turn back to my washing, so she don't see me rolling my eyes. «Oh no, ma'am, everthing's fine» [9, с. 10]. «I'm scared but I can't help but roll my eyes» [9, с. 408]. В главах, написанных от лица

Библиографический список

Минни, наиболее ярко прослеживается внутренняя, непроизнесенная вслух речь, которая выделена графически курсивом: «Don't go ruining this now, she offering you a jay-o-bee» [9, с. 35]. Минни, понимающая свое шаткое положение в городе, с трудом сдерживает себя, чтобы не сказать что-то лишнее. «... I tell myself, Tuck it in, Minny» [9, с. 30]. Как и Эйбилин, ей приходится играть по правилам, принятым в обществе, она не имеет права делать замечания белым, она говорит одно, а чувствует совершенно другое, о чем свидетельствует маркированная курсивом речь. «Don't you go sassing this white lady like you done the other one. Sassed her all the way to the nursing home» [9, с. 31].

Таким образом, благодаря смене повествовательных ситуаций в романе «The Help» проявляется идеологическая точка зрения фокальных персонажей. Внутренняя и внешняя точки зрения могут раскрываться как в плане психологии, так и в плане идеологии, они, в свою очередь, могут совпадать или отличаться в зависимости от ситуации. Фокальные персонажи выступают и как «предмет оценки», и как ее «носитель». Выражение оценочной точки зрения выражается не только речевыми, но и поведенческими характеристиками.

1. James H. The art of the novel: Critical prefaces. New York, 1934.

2. Lubbock P. The Craft of Fiction Text. New York, 1963.

3. Stanzel F.K. Theorie des Erzählens. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1979.

4. Успенский Б.А. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Москва: Языки русской культуры, 1995.

5. Шипова И.А. Повествовательная перспектива, тип повествовательных форм и категории субъекта как знаки нарративного художественного текста. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016; № 1 (30): 161 - 1б6.

6. Андреева В.А. Текстовые и дискурсивные параметры литературного нарратива (на материале современной немецкоязычной прозы). Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Санкт-Петербург, 2009.

7. Виноградов В.В. О теории художественной речи. Москва: Высшая школа, 1971.

8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002.

9. Stockett K. The Help. New York: Penguin Books, 2009.

10. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. Москва: Просвещение, 1988. References

1. James H. The art of the novel: Critical prefaces. New York, 1934.

2. Lubbock P. The Craft of Fiction Text. New York, 1963.

3. Stanzel F.K. Theorie des Erzählens. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1979.

4. Uspenskij B.A. Semiotika iskusstva: Po'etika kompozicii. Semiotika ikony. Moskva: Yazyki russkoj kul'tury, 1995.

5. Shipova I.A. Povestvovatel'naya perspektiva, tip povestvovatel'nyh form i kategorii sub'ekta kak znaki narrativnogo hudozhestvennogo teksta. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie. 2016; № 1 (30): 161 - 166.

6. Andreeva V.A. Tekstovye i diskursivnye parametry literaturnogo narrativa (na materiale sovremennoj nemeckoyazychnoj prozy). Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

7. Vinogradov V.V. O teoriihudozhestvennojrechi. Moskva: Vysshaya shkola, 1971.

8. Bahtin M.M. Problemy po'etiki Dostoevskogo. Moskva: Russkie slovari: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2002.

9. Stockett K. The Help. New York: Penguin Books, 2009.

10. Esin A.B. Psihologizmrusskojklassicheskojliteratury. Moskva: Prosveschenie, 1988.

Статья поступила в редакцию 27.01.20

УДК 821(73)"312".09

Koronchik V.G., senior teacher, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: koronchik.vicky@yandex.ru

Lushnikova G.I., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Crimean Federal University n.a. V.I. Vernadsky (Yalta, Russia)

THE INTERPRETATION OF THE TOPIC OF RESPONSIBILITY IN WORKS OF MAGIC REALISM. The article deals with a category of responsibility in works written in magic realism by modern American writers such as Ransom Riggs, John Martin, Jonathan Carroll, Odry Niffenegger, Steven King and John Updike. All writers present the ways of realization of the problem of responsibility both in real and unreal worlds in their own way. The authors look at the topic from such angles as the children's responsibility before the parents, the responsibility of the adults in their communication with the children, the responsibility of the creator for their works and the responsibility before the members of the family for their lives. The material presented in the paper leads to the conclusion that peculiarities of magic realism works give writers the opportunity to show the problem of responsibility both from the point of view of real characters and unreal ones which demonstrate unusual solving of the analyzed problem.

Key words: magic realism, real world, irreal world, personality of character, category of responsibility in works of fiction, choice, supernatural abilities, personal responsibility, chronotope.

В.Г. Корончик, cm. преп., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: koronchik.vicky@yandex.ru

Г.И. Лушникоеа, д-р филологических наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта

ТРАКТОВКА ТЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

В данной статье рассматривается категория ответственности в художественных произведениях современных американских авторов направления магический реализм. На материале произведений таких авторов, как Ренсом Риггз, Джон Мартин, Джонатан Кэролл, Одри Ниффенеггер, Стивен Кинг и Джон Апдайк показаны способы отображения проблемы ответственности в реальном и ирреальном мирах. Основное внимание в работе авторы акцентируют на таких аспектах темы, как социальные роли и ситуации, описываемые в произведениях: ответственность детей перед родителями, ответственность взрослых в общении с детьми, ответственность творца за свое произведение и ответственность перед членами семьи за их жизнь. В статье делается вывод о том, что специфика направления магический реализм позволяет авторам показать проблему ответственности шире, раскрывая ее как в реальных ситуациях, так и в нереальных с участием нереальных персонажей, которые предлагают своеобразное решение данной проблемы в художественных произведениях.

Ключевые слова: магический реализм, реальный мир, ирреальный мир, личность персонажа, категория ответственности в художественном произведении, выбор, сверхъестественные способности, личная ответственность, хронотоп.

Чувство ответственности имеет большое значение во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Категория ответственности очень многогранная и рассматривается с точки зрения таких наук, как философия, этика и психология.

В истории философии идея ответственности была всегда неразрывно связана с идеей свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия). Понимание ответственности зависело от понимания свободы. Свобода с точки зрения философии являлась одним из условий ответственности, а ответственность - одно из проявлений свободы. В «Философском словаре» ответственность раскрывается как «категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм» [1, с. 267].

Ответственность как социальная категория является в определенной степени добровольным откликом на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями культуры и моральными обязанностями [2, с. 122].

В психологии категорию «ответственность» в рамках разных направлений исследовали следующие ученые: К.А. Абульханова-Славская, Э.И. Рудковский, А.Г. Спиркин, Д.А. Леонтьев, А.Г Маслоу и т.д. Анализ психологической литературы позволяет говорить, что ответственность - это свойство личности, проявляющееся в осознанном, инициативном, свободном, самостоятельном поведении, которое определяет организацию его жизнедеятельности [3].

В «Словаре современного русского литературного языка» ответственность определяется как «возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия» [4, с. 1840].

В художественных произведениях авторы различных жанров часто поднимают вопрос личной ответственности человека. Персонажи стоят перед выбором, им приходится принимать решения, брать на себя обязательство и в случае неудачи принимать вину на себя.

В жанре магического реализма тема ответственности отображается своеобразно, в соответствие с канонами этого направления.

Целью предлагаемой статьи является рассмотрение и сопоставление различных трактовок темы ответственности в современной американской литературе магического реализма.

Произведения магического реализма характеризуются двоемирием - наличием реального и нереального миров. Эти два мира, однако, не существуют отдельно, между ними есть связь, которую поддерживает один из, как правило, реальных персонажей. Именно у этого персонажа есть способность проникать в ирреальный мир. Еще одной характерной чертой магического реализма является специфика персонажей. Лушникова Г.И. и Осадчая Т.Ю. выделяют следующие типы персонажей, присущих магическому реализму:

1) реальные персонажи (те, которые соответствуют реалистическому повествованию);

2) ирреальные персонажи, соответствующие принципам фантастического повествования (персонажи, обладающие сверхъестественными способностями; создания, изобретенные автором; духи умерших, которые приходят в мир живых и общаются с теми людьми, которых они выбрали).

3) реальные персонажи, обладающие способностью общаться с ирреальными персонажами и переходить в ирреальный мир [5; с. 70].

В ракурсе магического реализма своеобразно трактуется тема ответственности. Для анализа данной категории были выбраны произведения современных американских авторов: Ренсома Риггза, Джона Мартина, Джонатана Кэролла, Одри Ниффенеггер, Стивена Кинга и Джона Апдайка. По нашему мнению, в них достаточно ярко показаны ситуации и социальные роли героев, в которых проявляется ответственность.

Рассмотрим роман современного американского писателя Ренсома Ри-ггза «Дом странных детей» / Ransom Riggs Miss Peregrines «Home for Peculiar Children» (2012). В детстве Джекобу Портману дедушка рассказывал о военных действиях периода Второй мировой войны. В своих рассказах он упоминал лагерь, где жили дети, обладающие сверхъестественными способностями. Главного героя впечатлили рассказы дедушки. После смерти деда мальчик находит архив с необычными фотографиями и пытается разобраться, является это выдумкой или нет.

Джекоб отправляется на поиски этого лагеря и находит его на одном из островов Шотландии. Во время военных действий он был создан для одаренных детей. Считалось, что его разрушили во время одной из бомбежек. Однако учителя, которые присматривали за детьми, смогли уберечь их от опасности. Они создали так называемую временную петлю, в которой «странные» дети продолжили жить, при этом выполняя несколько условий: каждый день они проживали день бомбежки заново, т.е. выполняли все предусмотренные в этих случаях действия; покидать временную петлю или нереальный мир было категорически запрещено.

Специфика трактовки категории ответственности в произведениях магического реализма заключается в том, что проблему ответственности часто приходится решать не только реальным персонажам, но также и ирреальным. Учителя взяли на себя ответственность за жизнь и безопасность детей. Спрятав их в таком секретном месте, они надеялись спасти их от нереальных персонажей -

воплощения злых сил - пустот Будучи персонажами ирреального мира, учителя тоже обладали сверхъестественными способностями превращаться в птиц. В случае опасности они переносили эту временную петлю или создавали новую.

Кроме того, принимать решение приходится и самому главному персонажу, хотя он еще подросток. Осознав наличие способности проникать в нереальный мир, что дано, как правило, только одному персонажу, Джекоб понимает всю ответственность, которая ложится на него. Автор также ставит его в такую ситуацию, где он должен принять решение - помогать новым друзьям или нет. Подросток делает выбор в пользу «странных» детей и берет на себя обязательство помочь им, чего бы это ему ни стоило [6].

Жанр магического реализма предполагает наличие двух миров, поэтому автор ставит перед главным героем выбор - остаться в своем реальном мире, где его не понимают, считают выдумщиком, или выбрать мир ирреальный, в котором живут его новые друзья. Автор показывает нам персонажа, который несет личную ответственность перед родителями в реальном мире и перед нереальными персонажами в нереальном мире.

В произведениях жанра магического реализма своеобразно трактуется тема личной ответственности творческой личности за свои произведения. В романе Джонатана Кэролла «Страна смеха» / Jonathan Carroll «The Land of Laughs» журналист Томас хочет написать биографию писателя Маршала Франса, что никому до сих пор не удавалось сделать по разным причинам. На помощь ему приходит давняя поклонница Маршала Саксони. Вместе они отправляются в небольшой городок Гален, где жил и умер писатель. В произведении есть все характерные черты магического реализма: наличие ирреального мира, ирреальных героев и ситуаций, ирреальный хронотоп. Гален является точной копией города, созданного Маршалом Франсом в его книгах. Но не это самое удивительное. Люди и животные этого города живут по заранее разработанному и описанному сценарию. Каждый житель точно знает, что должно произойти в определенный день и в определенное время.

- Mrs. Fletcher, you'll never believe this! Nails just got killed! He got hit in the

fog.

Her voice was shrill and excited.

- What's today Is it right, Carolyn? I can't remember!

I heard a nervous giggle and opened my eyes. Carolyn was smiling from ear to ear and nodding.

- It's exactly, Goosey! It's October 24th!

- Who did it, Carolyn?

- Sam Dorris! Just as it was supposed to be!

- Thank God! [7]

- Миссис Флетчер, вы не поверите. Нагель погиб! Машина сбила в тумане!

- Какой сегодня день? Это правильно, Кэролайн? Не могу вспомнить!

Я услышал нервный смешок и открыл глаза. Кэролайн с улыбкой до ушей

кивала:

- Точно, Гузи! Двадцать четвертое октября.

- Кто задавил его?

Сэм Доррис! Как и полагалось!

Слава Богу! [8].

Томас и Саксони осознают всю сложность своей миссии. Они принимают решение, вопреки всем сопротивлениям жителей города, узнать тайну романов Франса, но они наталкиваются на сопротивление самого автора. Зло - это умерший писатель, который пытается им помешать. Джонатан Кэролл показывает, что создатель несет ответственность за свое творение и должен осознавать это.

В романе Джорджа РР Мартина «Портреты его детей» главный герой, Ричард Кантлинг, успешный писатель, каждый вечер получает посылку с портретом одного из персонажей его книги. Портреты написаны явно мастером своего дела и знатоком его творчества. Попытки найти отправителя терпят крах. Кантлинг развешивает портреты по дому. Ночью портреты оживают и беседуют с писателем. Эдвард Донахью - первый персонаж, написанный Кантлингом, недоволен, как автор выписал его портрет и манеру поведения. Сисси является прототипом несбывшейся любви писателя, беседует с ним о тех потаенных желаниях, которые он скрывал от жены. Барри Лейтон, репортер разоренной газеты, отображает второе «я» писателя, осуждая отношение Кантлинга к своей семье. Прикрываясь своей работой, писатель никогда не присутствовал на школьных мероприятиях своей дочери. Спецификой данного романа является представление ирреального мира: действие происходит в реальном мире, в доме писателя, а нереальные события случаются ночью. Автор как будто приглашает нереальных персонажей в реальный мир. Утром все ирреальные герои исчезают. С каждым новым портретом читатель узнает некоторые события из жизни писателя.

Such excellent work; looking at the paintings, he could almost feel their presence in his house.

Dunnahoo, his first-born, the boy he wished he'd been.

Cissy, his true love.

Barry Leighton, his wise and tired alter ego.

Nicole, the daughter he'd never had.

His people. His characters. His children. [9]

Чудесная работа. Глядя на них, он почти ощущал их присутствие в доме.

Хью, его первенец, мальчик, каким он мечтал сам быть.

Сисси, его истинная любовь.

Барри Лейтон, его умудренное опытом, усталое второе «я».

Николь, дочь, которой у него никогда не было.

Его люди. Его персонажи. Его дети [10].

Дж. Р.Р Мартин показывает, как персонажи книг заставляют автора осознать личную ответственность за свое творение.

Характерной чертой произведений современных авторов и магического реализма, в том числе, является контаминация жанров, т.е. жанровая гибридизация, когда соединяются совершенно разные по стилям и характеру жанры. В романе Стивена Кинга «Воспламеняющая взглядом» / Stephen King «Firestarter» тесно переплетаются черты детектива, триллера, политического романа и магического реализма.

Ст. Кинг повествует о том, что во времена правления президента Ричарда Никсона якобы существует организация под названием «Контора», которая по заказу производит опыты на людях. Всем желающим вкалывают химическую смесь (так называемый Лот № 6) с целью обнаружить сверхъестественные способности у людей. Проблема положения человека в обществе и его ответственности перед обществом прослеживается во многих произведениях Стивена Кинга. Данная проблема рассматривается также с позиции ответственности общества перед человеком.

Законодательно опыты над людьми запрещены во всем мире, но негласно их все же проводят. В результате этого опыта у главных героев, которые согласились в нем участвовать, обнаруживается способность к телекинезу (психокинезу), т.е. воздействие на предмет усилием мысли. Молодые люди влюбляются друг в друга, и у них рождается ребенок, сверхъестественные способности которого выражены в большей мере. Лот №6 показывает невероятные реакции через поколение - Чарлин Макги оказывается пирокинетиком, т.е. она может вызывать огонь или повышение температуры силой мысли. Естественно, что этот факт доставляет родителям много проблем.

Ask yourself this, Captain Hollister. how must it have been for Andrew and Victoria McGee when this child was an infant? After they begin to make the necessary connection? The bottle is late. The baby cries. At the same time, one of the stuffed animals right there in the crib with her bursts into smoky flame. There is a mess in the diaper. The baby cries. A moment later the dirty clothes in the hamper begin to burn spontaneously. You have the records, Captain Hollister, you know how it was in that house. A fire extinguisher and a smoke detector in every single room. And once it was her Hair, Captain Hollister, they came into her room and found her standing in her crib and screaming and her hair was on fire [11].

Спросите себя, капитан Холлистер: как тяжело пришлось Эндрю и Виктории Макги, когда их ребенок был совсем крошкой? Опоздали с молочной бутылочкой. Ребенок плачет. Одновременно один из игрушечных зверьков прямо там, в кроватке рядом с ней вспыхивает дымным пламенем. Испачкана пеленка. Детка плачет. Через мгновение грязное белье в корзине загорается. У вас есть отчеты, капитан Холлистер; вы знаете, что было в том доме. Огнетушитель и индикатор дыма в каждой комнате. А однажды загорелись ее собственные волосы, капитан Холлистер; родители вошли к ней в комнату и увидели, что она стоит в своей кроватке и плачет, а волосы горят [12].

Автор показывает ответственность родителей за воспитание ребенка, обладающего сверхъестественными способностями. Обычная игра маленького ребенка с плюшевым мишкой заканчивается тем, что Чарли падает, а медвежонок, которого она считала виноватым в этом, сгорает на глазах у изумленного отца.

Teddy's all burned, Charlie. You burned Teddy. And if you burn Teddy, you might burn Mommy. Daddy. Now...do't you do it anymore! Because it is a Bad Thing! [11].

Да, медвежонок. Он сгорел, Чарли. Ты сожгла медвежонка. А раз ты сожгла медвежонка, ты можешь сжечь и мамочку. Папочку. Больше никогда этого не делай! Не делай этого, потому что это Плохой поступок! [12].

Увидев впервые, что Чарли старается сжечь все, что, по ее мнению, мешает ей или не нравится, молодые родители поняли, что им придется уделять воспитанию дочери намного больше внимания. У Чарли необходимо было выработать стереотип поведения, надо было внушить ей не зажигать огонь, когда она злится, т.к. это может причинить вред окружающим ее людям.

Учитывая своеобразие жанра магического реализма, наличие реального мира и ирреального, необходимо подчеркнуть, что проблема ответственности рассматривается авторами в пространстве этих двух миров. В романе Джона Апдайка «Иствикские ведьмы» / John Updike «EastWick witches» отображается жизнь трех женщин, которые обладают сверхъестественными способностями к колдовству. Джеин Смарт, Сьюки Ружмонт и Александра Сфофорд живут в небольшом городке. Будучи незамужними, они находят радость в совместном времяпровождении. Остальные жители города, подозревая о способностях героинь, предпочитают держаться от них подальше. Покой города нарушает Даррил Ван Хорн, который покупает старинное поместье, собираясь обосноваться в городе. Каждая из героинь, познакомившись с Даррилом, одновременно чувствует к нему влечение и боится разрушить дружбу, которая сложилась намного раньше. Новый житель городка, наоборот, заводит знакомство с каждой из женщин и, осознавая их силу, призывает их применять колдовство в различных целях. Так, под влиянием колдовских чар погибает чета Габриэлей. Клайд Габриэль не выдерживает постоянных обвинений в измене со стороны его жены Фелиции, убивает

ее и совершает самоубийство. От неизлечимой болезни умирает возлюбленная Даррила Дженни. Автор показывает, что в магическом реализме проблему ответственности можно интерпретировать как ответственность ирреального персонажа за сверхъестественные способности и поступки, совершаемые благодаря им. Анализ романа показывает, что в данном произведении поднимается тема дружбы и личной ответственности друзей друг перед другом. Сначала каждая из женщин не признавала тот факт, что им приятно общение с Ван Хорном, пока они случайно не встречаются за ужином у хозяина особняка. Дж. Апдайк показывает внутренние переживания подруг по поводу их взаимоотношений и ставит их в положение выбора: любимый мужчина или подруга. Независимо друг от друга все три приходят к выводу, что им не удастся сохранить дружбу и не потерять поклонника. Союз ведьм и Ван Хорна, вопреки всем ожиданиям героинь, нарушается решением последнего жениться на совершенно другой девушке.

Ведьмы объединяют свои колдовские силы, чтобы отомстить так называемому возлюбленному, что приводит к смерти ни в чем не повинной девушки, ее будущего ребенка и бегству Даррила.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дж. Апдайк показывает, что колдун должен осознавать всю ответственность своих действий и не допускать скоропалительных поступков под влиянием чувств. Сверхъестественная сила, которой владеют ирреальные герои, может нанести вред реальным людям [13].

В романе Одри Ниффенеггер «Жена путешественника во времени» / Audrey Niffenegger «The Time Traveler's Wife» показана личная ответственность человека, обладающего сверхъестественными способностями перед его близкими за сверхъестественные способности. Главный герой романа Генри страдает редким генетическим заболеванием, последствием которого является то, что он способен путешествовать во времени, перемещаться как в прошлое, так и в будущее. Контролировать этот процесс он не способен, может только чувствовать приближение этого процесса и знает его последствия: он окажется в другом месте, голый и голодный. Так, он встречает свою будущую жену, но, что характерно для магического реализма, еще маленькой шестилетней девочкой. Причем самому Генри на тот момент было тридцать шесть. С годами путешествий Генри видит, как Клэр растет, знакомится с ее родителями и, наконец, они женятся, когда Клэр исполняется двадцать два, а Генри тридцать. Автор описывает удивительную заботу, терпение и ответственность, которую проявляет маленькая девочка. Зная о сверхъестественной способности своего будущего мужа, она терпеливо ждет его, заранее приготовив одежду и еду.

За красивой историей любви скрывается жестокая проза жизни людей, наделенных сверхъестественными способностями. Это не только терпение в ожидании, боязнь потерять любимого, но и ответственность за судьбу человека, с которым связана жизнь.

Генри понимает, что его путешествия во времени не вечны, и заболевание рано или поздно даст о себе знать. Он начинает заблаговременно готовить свою жену к тому, как ей жить, когда его не станет.

- When im dead... I've been getting everything organized, all the documents, you know, my will, and letters to people, and stuff for Alba, it's all in my desk.

I can't say anything. Henry looks at me.

- When?

- I dont know, Clare.

He does know, I know he knows [14].

- Когда я умру...Я все постепенно собираю, все документы, ну, там, завещание, письма, кое-что для Альбы, все в моем столе.

Я ничего не могу сказать. Генри смотрит на меня.

- Когда?

- Не знаю, Клэр.

Но он знает; я знаю, что он знает [15].

И даже в самый тяжелый для него момент Генри думает не о себе, а о своей семье, чувствуя ответственность за их будущую жизнь.

I dont want you to be alone... after. And I wanted to say goodbye to everyone. It's been good, it was a good last hurrah... [14].

Не хотел, чтобы ты была одна... после этого. И хотел со всеми попрощаться. Было здорово, последнее ура... [15].

Жанр магического реализма позволяет автору переносить избранных персонажей из одного мира в другой, поэтому в конце мы встречаемся с постаревшей Клэр и Генри, который возвращается из своего очередного путешествия во времени.

Анализируя произведения современных американских авторов направления магический реализм, можно отметить, что отражение темы ответственности отличается от традиционного, основанного, как правило, на значениях, которые вкладывают в понятие «ответственность» ученые таких фундаментальных наук, как философия, социология и психология. Характерные черты литературы магического реализма (переплетение фантастического и реального, странные и диковинные сюжеты и герои) определяют специфику трактовки темы ответственности, которая проявляется как ответственность реального героя перед представителями реального и ирреального миров, ответственность творческой личности за созданный вымышленный мир, а также перед героями своих произведений, ответственность людей, обладающих сверхъестественными способностями, за свои действия и личная ответственность окружения человека, наделенного такими способностями.

Библиографический список

1. Философский словарь. Москва: Политиздат, 1980.

2. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: учебноетпособие. Екатеринбург, 2001.

3. Рудковский Э.И. Свобода и ответственность личности. Минск, 1999.

4. Словарь современного русского литературного языка. Москва, 1959; Т. 8.

5. Лушникова Г.И., Осадчая Т.Ю. Современная англоязычная литература. Традиции и эксперимент. Москва: ИНФРА-М, 2018.

6. Riggs R. Miss Peregrines Home for Peculiar Children. Available at: https://royallib.com/book/Riggs_Ransom/Miss_Peregrines_Home_for_Peculiar_Children.html

7. Carroll J. The Land of Laughs. Available at: https://readli.net/the-land-of-laughs

8. Кэролл Дж. Страна смеха. Available at: https://e-libra.ru/read/107560-strana-smeha.html

9. George R.R. M. Portraits of his children. Available at: http://bookre.org/reader?file=257295

10. Мартин Дж.РР Портреты его детей. Available at: http://lib.ru/INOFANT/MARTIN_D/portrait.txt

11. King St. Firestarter. Available at: https://stephenking.fandom.com/wiki/Firestarter

12. Кинг Ст. Воспламеняющая взглядом. Available at: https://e-libra.ru/read/107045-vosplamenyayuschaya-vzglyadom.html

13. Updike J. Eastwick witches. Available at: https://www.rulit.me/books/the-witches-of-eastwick-read-237681-1.html

14. Niffenegger A. The Time Traveler's Wife. Vintage, 2004.

15. Ниффенеггер О. Жена путешественника во времени. Available at: https://avidreaders.ru/book/zhena-puteshestvennika-vo-vremeni.html References

1. Filosofskij slovar'. Moskva: Politizdat, 1980.

2. Pryadein V.P. Otvetstvennost'kaksistemnoe kachestvo lichnosti: uchebnoetposobie. Ekaterinburg, 2001.

3. Rudkovskij 'E.I. Svoboda i otvetstvennost' lichnosti. Minsk, 1999.

4. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka. Moskva, 1959; T. 8.

5. Lushnikova G.I., Osadchaya T.Yu. Sovremennaya angloyazychnaya literatura. Tradicii i 'eksperiment. Moskva: INFRA-M, 2018.

6. Riggs R. Miss Peregrines Home for Peculiar Children. Available at: https://royallib.com/book/Riggs_Ransom/Miss_Peregrines_Home_for_Peculiar_Children.html

7. Carroll J. The Land of Laughs. Available at: https://readli.net/the-land-of-laughs

8. K'eroll Dzh. Strana smeha. Available at: https://e-libra.ru/read/107560-strana-smeha.html

9. George R.R. M. Portraits of his children. Available at: http://bookre.org/reader?file=257295

10. Martin Dzh.R.R. Portrety ego detej. Available at: http://lib.ru/INOFANT/MARTIN_D/portrait.txt

11. King St. Firestarter. Available at: https://stephenking.fandom.com/wiki/Firestarter

12. King St. Vosplamenyayuschaya vzglyadom. Available at: https://e-libra.ru/read/107045-vosplamenyayuschaya-vzglyadom.html

13. Updike J. Eastwick witches. Available at: https://www.rulit.me/books/the-witches-of-eastwick-read-237681-1.html

14. Niffenegger A. The Time Traveler's Wife. Vintage, 2004.

15. Niffenegger O. Zhena puteshestvennika vo vremeni. Available at: https://avidreaders.ru/book/zhena-puteshestvennika-vo-vremeni.html

Статья поступила в редакцию 29.01.20

УДК 81.11

Bobrova T.O., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: tat.bobr@mail.ru

Kuznetsova Ye.N, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: elekuznetsova@yandex.ru

METAPHORICAL MODELING OF NATIONAL STEREOTYPES: THE IMAGE OF RUSSIA IN ENGLISH-LANGUAGE MEDIA. In the modern information society, it is difficult to overestimate the role of the media, which, on the one hand, allow people to understand complex socio-political processes, and, on the other, they are able to have a strong influence on the formation of public opinion, as well as ideas about not only individual facts taking place on the world stage, but also specific political figures and even entire States. The article analyzes the metaphorical modeling of the image of Russia based on stereotypical ideas about our state. It is argued that the combination of the stereotype of the country, already formed in the language picture of the world of a certain people, with the image created by the media significantly strengthens the mechanism of influence on the mass consciousness. Military metaphors within the "war" frame are one of the most frequent ways to form ideas about Russian reality for the English-language picture of the world.

Key words: stereotype, frame "war", military metaphor, image, cognitive metaphor, conceptualization, categorization.

Т.О. Боброва, канд. филол. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: tat.bobr@mail.ru

Е.Н. Кузнецова, канд. психол. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: elekuznetsova@yandex.ru

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ: ОБРАЗ РОССИИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ

В современном информационном обществе трудно переоценить роль СМИ, которые, с одной стороны, позволяют людям разобраться в сложных социально-политических процессах, а с другой, способны оказывать сильное влияние на формирование общественного мнения, а также представления не только об отдельных фактах, происходящих на мировой арене, но и о конкретных политических деятелях и даже целых государствах. В статье анализируется метафорическое моделирование образа России на основе стереотипных представлений о нашем государстве. Утверждается, что соединение стереотипа страны, уже сформированного в языковой картине мира определенного народа, с создаваемым средствами СМИ имиджем значительно усиливает механизм воздействия на массовое сознание. Военные метафоры в рамках фрейма «война» являются одним из наиболее частых способов формирования представлений о русской действительности для англоязычной картины мира.

Ключевые слова: стереотип, фрейм «война», милитарная метафора, имидж, когнитивная метафора, концептуализация, категоризация.

Формирование положительного имиджа государства в современном мире напрямую связано с повышением престижа страны, его авторитета и влияния на международной арене. Внутренние события, происходящие в стране, а также их внешние проявления являются первостепенными факторами, создающими представление о государстве как целостном образовании, имеющем свой культурный, экономический, политический, военный, бытовой характер. Несомненно, постиндустриальное общество, основной особенностью которого является усиление роли информации и ее быстрое распространение с помощью локальных и глобальных компьютерных сетей, характеризуется принципиально новым ка-

чеством информационного обмена и степенью воздействия СМИ на массовое сознание [1 - 15].

Учитывая огромный поток информации в современной реальности, возникает проблема ее фильтрации, переработки, восприятия. В таких условиях, с одной стороны, наше сознание, восприятие вынуждено работать выборочно, вычленять из прочитанного и прослушанного основные, глубинные смыслы. С другой, авторы информации стараются вложить в нее такие смыслы, которые способны повлиять на формирование представлений читателей и слушателей об окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.