О. С. Камышева
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Работа представлена кафедрой риторики и межкулътурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор А. П. Чудинов
В статье проводится анализ метафор концепта «Музыкальный инструмент» на материале русской художественной литературы (XIX-XX вв.). Когнитивная теория концептуальной метафоры позволяет структурировать основные свойства музыкальных инструментов посредством основных концептов «Человек», «Животное», «Растение», «Артефакт».
Ключевые слова: музыкальный инструмент, метафора, концепт, фрейм, слот.
The article is devoted to the analysis of metaphors with the concept «Musical instrument» based on the Russian literature (19т-20ш centuries). The characteristics of musical instruments are structured according to the cognitive theory of metaphor by means of the concepts «Human being», «Animal», «Plant», «Artificial Thing».
Key words: musical instrument, metaphor, concept, frame, slot.
Метафорическое осмысление сферы вания репрезентантов этой сферы являет-
«Музыка» находит широкое распростране- ся когнитивная теория концептуальной
ние в отечественной художественной лите- метафоры1, кардинально изменившая тради-
ратуре XIX-XX вв. Представляется, что ционный подход к метафоре в конце XX в.
оптимальным инструментом для исследо- В результате метафора стала рассматри-
ваться не как украшение речи, а как ментальная операция. Когнитивный подход к метафоре получил развитие и в отечествен -ном языкознании (А. Н. Баранов2, Э. В. Будаев3, Ю. Б. Феденева4, А. П. Чудинов5 и др.), предусматривающем детальное описание метафорических моделей, их фреймов и слотов.
Специфика данного исследования состоит в применении когнитивной теории метафоры к концепту «Музыкальный инструмент» в русской художественной литературе, что позволяет выявить характерные особенности музыкальных инструментов в сознании разных авторов. В рамках одного исследования невозможно охарактеризовать все метафорические модели, концептуально наиболее полно раскрывающие музыкальные инструменты, поэтому детально описаны только четыре ведущих фрейма. При отборе и анализе метафор учитывались такие факторы, как детальная структурированность, частотность и продуктивность.
Музыкальные инструменты первичны по отношению к создаваемой с их помощью музыке и в художественной картине мира занимают существенное место. Суммарный перечень инструментов, «звучащих» в образном представлении русских и английских авторов, - это состав «оркестра», в котором объединены струнные, духовые и ударные, народные и профессиональные, старинные и современные музыкальные инструменты.
В метафорической картине мира музыкальные инструменты предстают в четырех базисных концептуальных метафорах:
1) музыкальный инструмент - это человек;
2) музыкальный инструмент -это животное;
3) музыкальный инструмент - это растение;
4) музыкальный инструмент - это артефакт.
1. Фрейм-источник «Человек»
Присущее человеку антропоморфное видение мира объясняет факт представле-
ния музыкального инструмента по аналогии с живым существом. В языковой картине мира инструменты приобретают основные человеческие свойства и характеристики.
Слот 1.1. Анатомическое строение
Строение музыкального инструмента репрезентируется преимущественно по подобию органов речи и опорно-двигательного аппарата человеческого организма. Ср.:
Пианино показало уютные белые зубы и партитуру Фауста там, где черные нотные закорючки идут густым черным строем. (М. Булгаков. Белая гвардия).
На коленях у нее лежал инструмент, формой похожий на кобзу, а больше на отрубленную голову с тонкой шеей. (М. Горький. На Чангуле).
Слот 1.2. Физиология
Кроме анатомического строения музыкальным инструментам свойственны физиологические процессы, так как в их корпусе актуализируется «идея физиологических резонаторов - живота, груди или полостных резонаторов (т. е. находящихся в полости рта)»6. Ср.:
Я не знаю, существует ли ритм вне меня или только во мне, скорее всего - во мне. Но для его пробуждения должен быть толчок,
- так от неизвестно какого скрипа начинает гудеть в брюхе у рояля... (В. Маяковский. Как делать стихи?).
Слот 1.3. Пол
Музыкальные инструменты различаются как представители двух половин человеческого рода. Ср.:
«О, как давно! Сквозь эту тьму / Скажи одно: ты та ли, та ли?» / И струны ластились к нему, / Звеня, но ластясь, трепетали. / «Не правда ль, больше никогда /Мы нерас-станемся? Довольно?...» / И скрипка отвечала «да», / Но сердцу скрипки было больно. (И. Анненский. Смычок и струны).
Слот 1.4. Возраст
На метафорическом уровне музыкальные инструменты обладают возрастом. Ср.:
То слышится гармоника губная, / То детское молочное пьянино: / До-ре-ми-фа /
И солъ-фа-ми-ре-до. (О. Мандельштам Канцона).
Слот 1.5. Эмоции
Инструменты наделяется человеческими эмоциями. Ср.:
И сразу тому, который в бороду / толстую семгу вкусно внес / труба - изловчившись - в сытую морду / ударила горстью медных слез. (В. Маяковский. Кое-что по поводу дирижера).
Слот 1.6. Голос
В результате «очеловечивания» музыкальный инструмент получает от человека «дар» - «голос». Ср.:
А здесь какая-то свирель /Поет надрывно, жалко, тонко: /«Качай чужую колыбель, / Лаская немилого ребенка...» (А. Блок. Всю жизнь ждала. Устала ждать...).
Слот 1.7. Родственные связи
Концептуально родственные отношения между инструментами раскрывают их архаическую эволюцию.
В художественной картине мира актуализируется история русской гармони, тальянки, которая произошла от баяна. Ср.:
Скажу: тальянке дедкой / Приходится баян; / У нас в запевках - девки, / А гармонистом - я. (А. Прокофьев. Шестая песня о Ладоге).
Музыкальный инструмент может быть метафорическим родственником не только инструмента, но и исполнителя. Ср.:
Ведь теперь у меня какая гармония? Ей нет цены! В ней - душа моя квартирует! У меня гармония редкостная, - она, может, одна такая-то и живет на свете... Гармония, как жена... (М. Горький. Трое).
Слот 1.8. Друг
В русской художественной литературе музыкант и инструмент становятся метафорическим друзьями. Ср.:
Арфа, милый друг Всемилы, / Ты повсюду вместе с ней / Повтори мой глас унылый, / И простись с тоской моей! (А. Мерзляков. К арфе, отправляемой в деревню).
Слот 1.9. Любимая женщина
Привязанность музыканта к инструменту может сравниться с проявлением чувств к любимой женщине. Ср.:
О, говори хоть ты со мной, / Подруга семиструнная! /Душа полна такой тоской, / А ночь такая лунная!/Договори сестры твоей / Все недомолвки странные... / Смотри, звездагоритярчей... / О, пой моя желанная! (А. Григорьев. О, говори хоть ты со мной...). Слот 1.10. Социальный статус Музыкальный инструмент концептуально наделяется социальной ролью. Ср.: Я люблю тебя черной от сажи / Сожи-ганья пассажей, в золе... / С загрубевшей от музыки коркой / На поденной душе, вдалеке / Неумелой толпы, как шахтерку, /Проводившую день в руднике. (Б. Пастернак. Скрипка Паганини).
Таким образом, антропоморфность музыкального инструмента приобретает широкое распространение в русской художественной картине мира, концептуально раскрывая особенности строения, звукоизвле-чения, звучания и взаимоотношений музыкального инструмента с исполнителем.
2. Фрейм-источник «Животное»
В метафорическом моделировании музыкальный инструмент сравнивается с представителем животного мира.
Слот 2.1. Анатомическое строение Инструмент образно приобретает анатомическое строение животного, что апеллирует к истории возникновения музыкальных инструментов. Первоначально при их производстве «использовались, преимущественно, части жертвенных животных, прежде всего козла и барана»7. Ср.:
Словно месяц в полнолунье / Звон собой все море занял. / Струнки, струнки - говоруньи / Жилочки мои бараньи. (М. Цветаева. Царь-девица).
Слот 2.2. Статус животного Статус животного, выступающего в качестве исходного смысла, влияет на особенности концептуализации музыкальных инструментов в языковой картине мира.
Негативной окраской наделяется музыкальный инструмент, имеющий внешнее сходство с диким зверем. Ср.:
Среди невидимых пампасов / Пасется стадо контрабасов / И не печалится о том, / Что желтая змея - валторна - / Второй
сеанс, то бишь повторно, / Сжимает медника кольцом... (И. Сельвинский. Джаз).
Образ уязвимого домашнего животного обладает, напротив, положительной коннотацией и передает потребность инструмента в заботе со стороны хозяина-музы-канта. Ср.:
Рояль - это умный и добрый комнатный зверь с волокнистым деревянным мясом, золотыми жилами и всегда воспаленной костью. Мы берегли его от простуды, кормили легкими, как спаржа, сонатинками. (О. Мандельштам. Египетская марка).
Слот 2.3. Звуки животных В метафорической картине мира музыкальные инструменты не только уподобляются животным через визуальное сходство, но и приобретают их способность к воспроизводству звуков. Ср.:
...точно одно тело - плывут музыканты,
- медные трубы жутко вытянуты вперед, просительно подняты к темному небу и рычат. (М. Горький. Сказки об Италии).
Таким образом, в русской художественной картине мира фрейм-источник «Животное» репрезентирует такие важные аспекты музыкальных инструментов, как происхождение, строение и звучание.
3. Фрейм-источник «Растение» Концептуализация музыкальных инструментов осуществляется на уровне фито-морфных метафор.
Слот 3.1. Травянистое растение Метафорическая параллель между музыкальным инструментом и травянистым растением позволяет воспроизвести древнюю историю музыкальных инструментов. Считалось, что «звук (точнее, воздушный столб) как бы уже содержится в полом стебле этих растений, и вмешательство человека в превращение его в музыкальный инструмент минимально: достаточно всего лишь нескольких взмахов ножа»8. Ср.:
И над задумчивой Летой / Тростник оживший зазвучал. (А. Ахматова. Надпись на книге).
Слот 3.2. Лесной массив Использование фитоморфных метафор может быть не связано с архаичным проис-
хождением инструментов. На основе визуального сходства лес становится метафорическим аналогом их устройства. Ср.:
Но вот уже за кисеей тумана / Блеснули трубы - прямоствольный лес / Высокого и строгого органа / Под гулким скатом каменных небес. (В. Рождественский. Vox Humana).
Таким образом, фитоморфные метафоры фокусируют внимание читателя на двойной форме существования музыкального инструмента: природный предмет, как бы не до конца перешедший в мир человека, сохраняющий свою связь с природой.
4. Фрейм-источник «Артефакт» Музыкальный инструмент принадлежит классу артефактов, что дает основания для метафорических связей в художественной литературе.
Слот 4.1. Техническая труба Специфика устройства духового инструмента позволила провести параллель между инструментом и технической трубой. Ср.:
А вы / ноктюрн сыграть / могли бы / на флейте водосточных труб? (В. Маяковский. А вы могли бы?).
Слот 4.2. Часть строения Огромные размеры органа и большое количество его металлических труб послужило основанием для использования метафорической модели «Орган - это часть строения». Ср.:
Покоилась люстр тишина, / Ив зареве их бездыханном / Играл не орган, а стена, / Украшенная органом. (Б. Пастернак. Еще не умолкнул упрек...).
Слот 4.3. Транспортное средство По аналогии с формой морского судна репрезентируется треугольная рама арфы. Ср.:
И сквозь этот музыкальный хаос, / От родины отчаливши земли, /Выплыли, как приказал им Штраус, / Арфы, золотые корабли. (И. Сельвинский. На концерте).
Слот 4.4. Похоронный атрибут Форма корпуса клавишных инструментов вызывает аналогии с похоронным атрибутом - надгробным памятником. Ср.:
Клим Самгин считал этого человека юродивым. Но нередко маленькая фигура музыканта, припавшая к черной массе рояля, вызывала у него жуткое впечатление надмогильного памятника: большой черный памятник, а у подножия его горюет человек.
(М. Горький. Жизнь Клима Самгина).
Слот 4.5. Город
В представлении русскоязычных авторов устройство рояля аналогично городу, так как «наглядность всего многоступенчатого процесса звукоизвлечения при игре (особенно на рояле) - готовая метафора целесообразности, организованности»9.
Ср.:
Мы сегодня увидали / Городок внутри рояля, / Нелый город костяной / Молотки стоят горой... / Что ни улица - струна /
В этом городе видна. (О. Мандельштам.
Рояль).
Таким образом, фрейм-источник «Артефакт», репрезентируя форму и устройство музыкальных инструментов, закономерно указывает на принадлежность музыкального инструмента не только человеческой культуре и природному миру, но и классу вещей.
В целом продуктивность базисных типов метафорических моделей, репрезентирующих музыкальные инструменты, представлена в табл. 1.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Lakoff G., Johnson MMetaphors we live by. Chicago, 1980.
2 Баранов A. H. Метафорические модели как дискурсивные практики // Известия АН. Сер. Литература и язык. 2004. Т. 63. № 1.
3 Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политическом интердискурсе. Екатеринбург, 2006.
4 Феденева Ю. Б. Моделирующая функция метафоры в агитационно-политических текстах 90-х гг. XX века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998.
5 Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография. Екатеринбург, 2003.
6 Алпатова А. Н. Человек в архаической музыке: об антропологическом методе в этномузыкове-дении // Музыковедение. 2007. № 2. С. 29.
7 Назина И. Д. Инструмент - музыкант - музыка в антропоморфных представлениях белорусов // Живая старина. 2003. № 1. С. 37.
8 Величкина О. Музыкальный инструмент и человеческое тело (на материале русского фольклора) // Тело в русской культуре: Сб. ст. М. , 2005. С. 166.
9 Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001. С. 69.
Таблица 1
Метафорическое обозначение музыкальных инструментов. Сферы-источники
Сфера- источник Количество метафор В % от общего числа метафор
Человек 119 76,7
Животное 13 8,4
Растение 8 5,2
Артефакт 15 9,7
Всего 155 100
Подводя итоги, следует отметить, что в метафорическом моделировании отражается происхождение, строение, механизм звукоизвлечения музыкальных инструментов, а также их взаимоотношения с музыкантами. При этом наблюдается неравномерное распределение антропоморфных, зооморфных, фитоморфных и артефактных метафор. Наиболее продуктивной представляется модель «Музыкальный инструмент -это человек», что, вероятно, обусловлено антропоморфным стандартом восприятия писателей и поэтов. Низкой продуктивностью обладают метафорические модели «Музыкальный инструмент - это животное», «Музыкальный инструмент - это растение» и «Музыкальный инструмент - это артефакт», которые указывают на принадлежность музыкальных инструментов к классу вещей и миру природы.
2 10