Научная статья на тему 'Монометафорические и полиметафорические модели со сферой-мишенью «Музыка» в русской и английской художественной литературе XX века'

Монометафорические и полиметафорические модели со сферой-мишенью «Музыка» в русской и английской художественной литературе XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камышева Ольга Сергеевна

Исследование посвящено музыкальным метафорам, которые отображают объекты и процессы музыкального искусства в русской и английской литературе. Музыкальные метафоры были классифицированы согласно теории монотемафорических и полиметафорических моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монометафорические и полиметафорические модели со сферой-мишенью «Музыка» в русской и английской художественной литературе XX века»

Lingua mobilis №1 (20), 2010

МОНОМЕТАФОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИМЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СО СФЕРОЙ-МИШЕНЬЮ «МУЗЫКА»

В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

О. С. Камышева

Исследование посвящено музыкальным метафорам, которые отображают объекты и процессы музыкального искусства в русской и английской литературе. Музыкальные метафоры были классифицированы согласно теории монотемафорических и полиметафорических моделей.

Ключевые слова: художественная литература ХХ века, монометафорическая модель, полиметафорическая модель, метафора.

Данное исследование посвящено изучению метафор со сферой-мишенью «Музыка» на материале известных произведений из русской и английской художественной литературы ХХ века. Метафоры со сферой-мишенью «Музыка», притягивая иные ментальные сферы, позволяют отразить объекты и явления музыкального искусства наиболее экспрессивно.

В основе анализа была положена теория метафорического моделирования (А. Н. Баранов, И. М. Кобозева, А. П. Чудинов) и методика монометафорических и полиметафорических моделей Е. Б. Рябых [3. С. 6].

Проведенное нами исследование показало, что, описывая сложный и многогранный мир музыки, русские и английские авторы также обращаются к монометафорическим и полиметафорическим моделям.

Монометафорические модели чаще всего относятся к конвенциональным метафорам и в рассматриваемом практическом материале встречаются редко.

Примером может послужить метафора человеческой речи, характеризующая звучание рояля. Ср.:

Ко мне ты вошла, хороша, как печаль, / Вошла, подняла утомленные взоры... / За тонкой стеной зарыдала рояль (В. Брюсов «Стихи о любви»).

28

Язык художественной литературы

Звучание музыки отождествляется с монотонными звуками пилы. Ср.:

Far down in the bass the Last Trump was hugely blowing, and with such persistence, such resonance, that its alternative tonic and dominant detached themselves from the rest of the music and made a tune of their own, a loud, monotonous see-saw (A. Huxley «Yellow Crome»).

Как в русской, так и английской художественной литературе большинство примеров представляют собой полиметафорическую модель, которая включает инкорпорирующую и коррелятивную модели. Такие модели обеспечивают создание объемного образа музыки.

Инкорпорирующая модель рассматривается как сложная связь между метафорами, которая позволяет сфокусировать внимание на каком-то одном объекте или процессе музыкального искусства. При этом в рамках данной модели выделяются простые и сложные развернутые метафорические образы.

Полиметафорическая инкорпорирующая простая развернутая метафора создается в результате объединения разных смысловых признаков объекта или процесса музыкального искусства за счет привлечения одной сферы-источника.

Например, развернутая метафора животного передает форму архаичной лиры и историю ее происхождения из панциря черепахи. Ср.:

Нерасторопна черепаха-лира, / Едва-едва беспалая ползет. / Лежит себе на солнышке Эпира, / Тихонько грея золотой живот. / Ну кто ее такую приласкает, / Кто спящую ее перевернет? / Она во сне Терпандра ожидает, / Сухих перстов предчувствуя налет (О. Мандельштам «На каменных отрогах Пиэрии»).

В романе Дж. Голсуорси развернутые природоморфные метафоры позволяют изобразить звучание музыки К. Глюка: полет птиц передает движение мелодии в рамках диапазона и подвижный темп, солнечный свет - высокий регистр звуков, многообразие цветов -экспрессивность мелодии. Ср.:

Again Irene stopped.

“Would you like some Gluck? He used to write his music in a sunlit garden with a bottle of Rhine wine beside him.”

“Ah! Yes. Let’s have “Orfeo.” Round about him now were fields of gold and silver flowers, white forms swaying in the sunlight, bright birds flying to and fro (J. Galsworthy «The Man of Property»).

29

Lingua mobilis №1 (20), 2010

Сложная расширенная метафора музыкального искусства состоит из нескольких областей-источников, привлекаемых для реализации одной сферы-мишени. При этом возможны различные комбинации сфер-источников.

Например, рояль может быть представлен в природоморфно-антропоморфной метафоре. Поднятая дека инструмента сравнивается с крылом птицы, белоснежный цвет и форма - с айсбергом, антропоморфная метафора отражает динамику звука. Ср:

Большой рояль, от блеска бел, / Подняв крыло, стоял, как айсберг. / Две-три триоли взяты наспех... / Нет, не рыдал он и не пел... (И. Сельвинский «Лебединое озеро»).

Использование глагола “to leap” указывает на антропоморфность музыки. Одновременно звуки музыки сравниваются с языками пламени, которые находят силы в полуистлевших дровах. Ср.:

It seemed to him that he heard notes of fitful music leaping upwards a tone and downwards a major third, like triple-branching flames leaping fitfully flame after flame, out of a midnight wood (J. Joyce «A Portrait of the Artist as a Young Man»).

Под коррелятивной метафорической моделью понимается складывающаяся в сознании носителей языка схема связи между двумя и более группами сфер-источников, представляющих метафорический образ двух и более объектов или процессов музыкального искусства. При этом количество концептуальных метафор зависит от индивидуальных предпочтений конкретного автора.

Так, процесс создания музыки представлен как пейзаж, где звуки музыки - это плеск моря, руки музыканта - птицы, струны арфы -деревья. Ср.:

Длится звук, то далекий, то близкий, / И под плеск задремавших лагун / Лебединые руки арфистки / Бродят в роще серебряных струн (Р. Рождественский «Арфа»).

В английской литературе пальцы музыканта становятся антропоморфными. Они метафорически поют и двигаются по одной и той же дороге ладов на грифе гитары. Ср.:

This journey from fret to fret and string to string. / a familiar route / almost a circuit / that offers nuance in place of surprise. / Listen, my fingers are singing (J. Thompson «Notes on the Guitar»).

Заметим, что коррелятивная метафорическая модель может состоять из нескольких инкорпорирующих метафор, которые взаимодополняют друг друга, образуя сложные системы.

30

Язык художественной литературы

Подводя итоги, отметим частотность монометафорических и полиметафорических моделей, инкорпорирующих и коррелятивных метафор в русской и английской художественной литературе.

Таблица №1

Монометафорические и полиметафорические модели со сферой-мишенью «Музыка»

Метафори- ческая модель Кол-во русских метафор В % от общего числа метафор Кол-во английских метафор В % от общего числа метафор

Мономета- форическая 30 6 48 9,6

Полимета- форическая 470 94 452 90,4

Всего 500 100 500 100

Исследование показало, что при описании музыкального искусства в русской и английской художественной литературе преобладают полиметафорические модели, в которых метафора стремится распространить свое влияние, подчиняя себе относительно широкий контекст. Вероятно, это объясняется желанием поэтов и писателей детально описать сложный мир музыки, производящий сильное впечатление.

В русской и английской художественной литературе по-разному представлено соотношение полиметафорических метафор, входящих в рамки инкорпорирующих и коррелятивных моделей.

Таблица №2

Соотношение инкорпорурующих и коррелятивных метафор

Метафори- ческая модель Кол-во русских метафор В % от общего числа метафор Кол-во английских метафор В % от общего числа метафор

Инкорпори- рующие 201 42,8 357 79

Коррелятив- ные 269 57,2 95 21

Всего 470 100 452 100

31

Lingua mobilis №1 (20), 2010

Согласно полученным результатам, английские авторы предпочитают использовать метафоры, входящие в инкорпорирующие модели, что позволяет сконцентрировать внимание на отдельном объекте или процессе музыки. В то же время русские авторы отдают предпочтение коррелятивным моделям, которые, объединяя инкорпорирующие метафоры, раскрывают целостный музыкальный образ.

Список литературы

1. Баранов, А. Н. Очерк когнитив-

ной теории метафоры // Русская политическая метафора.

Материалы к словарю. М., 1991. С.184-193.

2. Кобозева, И. В. Лингвистическая семантика : учеб. Пособие. М. : Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.

3. Рябых, Е. Б. Метафорические концепты природных явлений в поэтическом дискурсе (на материале русского и немецкого языков) : автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Томск, 2006. 22 с.

4. Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: монография. Екатеринбург, 2003. 248 с.

List of literature

1. Baranov, A. N. Ocherk kog-nitivnoy teorii metafory // Russ-kaya politicheskaya metafora. Materialy k slovaryu. M., 1991.

S. 184-193.

2. Kobozeva, I. V Lingvisticheska-ya semantika : ucheb. Posobie. M. : Editorial URSS, 2000. 352 s.

3. Ryabyh, E. B. Metaforicheskie kontsepty prirodnyh yavleniy v po-eticheskom diskurse (na materiale russkogo i nemetskogo yazykov) : avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. Tomsk, 2006. 22 s.

4. Chudinov, A. P. Metaforiches-kaya mozaika v sovremennoy politicheskoy kommunikatsii: monografiya. Ekaterinburg, 2003. 248 s.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.