Научная статья на тему 'МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-СИХОЛОГА СО СТУДЕНТАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-СИХОЛОГА СО СТУДЕНТАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калмыкова С.В., Плескачевская М.Л.

В статье рассматриваются способы решения задач профессионального, личностного самоопределения и социальной адаптации студентов среднего профессионального образования, а также эффективное взаимодействие участников образовательного процесса между собой. Благодаря психолого-педагогической поддержке, которая заключается в создании условий, в результате которой молодое поколение начинает осознавать важность и актуальность профессионального самоопределения, берут на себя ответственность за своё будущее, проявляют осознанную активность и инициативу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL ASSOCIATIVE MAPS AS AN EFFECTIVE TOOL IN THE WORK OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST WITH STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses ways to solve the problems of professional, personal self-determination and social adaptation of students of secondary vocational education, as well as effective interaction of participants in the educational process among themselves. Thanks to psychological and pedagogical support, which consists in creating conditions as a result of which the younger generation begins to realize the importance and relevance of professional self-determination, take responsibility for their future, show conscious activity and initiative.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-СИХОЛОГА СО СТУДЕНТАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 377:159.9

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-СИХОЛОГА СО СТУДЕНТАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Светлана Васильевна Калмыкова

педагог-психолог sveta-k86@mail.ru Марина Львовна Плескачевская

педагог-психолог pleskachevskaya1963@mail.ru ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»

г. Тамбов, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются способы решения задач профессионального, личностного самоопределения и социальной адаптации студентов среднего профессионального образования, а также эффективное взаимодействие участников образовательного процесса между собой. Благодаря психолого-педагогической поддержке, которая заключается в создании условий, в результате которой молодое поколение начинает осознавать важность и актуальность профессионального самоопределения, берут на себя ответственность за своё будущее, проявляют осознанную активность и инициативу.

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, профессиональное самоопределение, диагностика, профориентационная работа, адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, коммуникативные барьеры, подсознательное, психологическое консультирование.

Психологическая служба в сфере профессионального образования оказывает содействие в формировании благоприятных условий для развития личности молодых людей, их индивидуальности, творческих способностей, адаптации к будущей профессиональной деятельности, способствует созданию у юношей и девушек мотивации к обучению, помогает определению психологических причин нарушения личностного и социального развития, занимается профилактикой условий возникновения подобных нарушений.

Одним из эффективных способов психологической поддержки всех участников образовательного процесса является использование в работе педагогами-психологами метафорических ассоциативных карт (МАК).

Ни один педагог-психолог не откажется от такой методики, которая позволяет мгновенно получить без всякого сопротивления получить доступ к бессознательному студентов, раскрыть субъективные причины их поведения, в том числе, межличностного поведения.

Психологическая служба техникума в своей практической деятельности, широко использует метафорические ассоциативные карты в каждом направлении своей деятельности и на каждом этапе взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Методы проекции - это одно из направлений диагностики, которое очень хорошо известно и популярно в психологии, поэтому МАК является великолепным подспорьем в работе со студентами СПО в рамках этого направления. Кто однажды попробовал с помощью этого инструмента исследовать область ассоциаций и образов, тот уже не представляют себе работу без этих уникальных карт.

Ассоциативные карты представляют собой картинки размером с игральную карту или открытку, на которых изображены люди, жизненные ситуации, пейзажи, животные, предметы быта, абстракция и т.д. Некоторые комплекты карт совмещают картинку с надписью, что позволяет изучить тему, актуальную и волнующую подростка в настоящее время. Использование карт в обращении к психотравмирующей ситуации через метафору позволяет

избежать внутреннего психологического дискомфорта и содействует в поиске и моделировании решения возникшей проблемы.

Метафорические карты являются не только психологическим зеркалом, которое отражает состояние, но и помощником на различных этапах работы педагога-психолога.

Одна из задач в работе педагога-психолога в системе среднего профессионального образования является организация и психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, который проводится поэтапно. Основываясь на собственном опыте, мы выделяем пять этапов психологического сопровождения, для работы на каждом из которых нами подобран определенный набор метафорических ассоциативных карт. I этап - профориентационная работа На данном этапе мы использовали следующие колоды карт: «Пути-дороги» - это оригинальный комплект карт, который дает возможность продуктивно его использовать в ситуациях, когда выпускник образовательного учреждения, стоит перед профессиональным выбором, ставит перед собой новые цели и задачи и т.п., и ищет пути их достижения и решения. Способ работы с данной колодой состоит в следующем: необходимо выбрать три карты: Я в профессии - в начале пути, Я - как профессионал сегодня, Я, каким мне хотелось бы быть завтра в профессии.

«Роботы». Этот набор карт предназначен для психологической работы с детьми, подростками и их родителями, а также они могут эффективно использоваться и в работе с взрослыми людьми. С помощью данных карт, можно проработать внутренние конфликты, образ себя, представления о своих близких и как складываются отношения с ними, приспособление к новым условиям и окружению.

Усиливает психотерапевтический эффект соединение песочной терапии с эмоциональными (метафорическими картами), что позволяет достичь: возможности глубокого погружения в себя, рефлексии; суметь определить личностный ресурс, отработать негативные эмоции, быть самим собой

II этап - адаптация к условиям образовательного учреждения

1. Использование метафорических карт способствует установлению первичного контакта при взаимодействии психолога и обучающегося. Далеко не каждому, пришедшему на консультацию студенту разговориться, рассказать подробно о своих переживаниях и чувствах (тревога, защита, отрицание - причин может быть много). Карты, могут очень помочь на начальном этапе. Для студентов карточки становится занимательной игрой с картинками, которая позволяет снять напряжение и создаёт ощущение безопасности и комфорта. Благодаря зрительной метафоре можно установить контакт с консультируемым и быть посвящённым в проблемы в достаточно деликатной форме и позволит создать более теплую обстановку.

2. И, конечно же, метафорические карты более мягко, помогают снятию коммуникативных барьеров, устранению психологических защит. Зачастую студенты испытывают неловкость и сложность в ситуациях, когда надо рассказать о чем-то личном, сокровенном, что их больше всего волнует и тревожит. Когда студент говорит не о себе, а якобы о ком то, описывает то, что видит на изображении, происходит снятие барьеров. Карты, рождают конкретные образы и обучающийся, начинает раскрываться и говорить о темах, на которые наложены внутренние запреты.

Ш-1У этапы - психологическое сопровождение.

Используя в своей профессиональной деятельности метафорические ассоциативные карты, педагог-психолог решает ряд наиболее значимых задач взаимодействия со студентами:

во-первых, это обращение к подсознательному студента. На карточках изображены и зашифрованы множество посланий. Рассматривая и описывая их, студент может понять и найти зерно своей проблемы, открываются новые возможности восприятия, которые происходят за пределами его сознания.

во-вторых, актуализация проблем. Карты помогают осознать, прочувствовать и проговорить волнующие проблемы. Изображение на карточке

содержит различные мелочи, детали, но, несмотря на это, студент увидит именно то, что соответствует его внутреннему ощущению и состоянию.

в-третьих, живой интерес и мотивация к дальнейшему взаимодействию с психологом.

V этап - консультирование по вопросам дальнейших жизненных планов и профессиональной деятельности (период профессионального становления 3 - 4 курс). Метафорические ассоциативные карты на данном этапе помогают найти выход, из затруднительных ситуаций, ищут различные варианты решения, возникших трудностей.

Рассматривая и анализируя карты, у студента включается фантазия и воображение, с помощью которой запускается механизм ассоциаций, который приводит к неожиданным открытиям. Метафора позволяет ощутить проблему, увидеть перспективу преодоления и справиться с преградами на своём пути, ощутить внутренние ресурсы.

Спектр применения метафорических ассоциативных карт достаточно масштабен, благодаря такому инновационному способу, создаётся безопасная среда, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений между участниками образовательного пространства, «увидеть» в себе творческий потенциал, проанализировать представления о будущей профессиональной деятельности, оказание помощи в разрешении внутренних и межличностных конфликтов и т.п.

Список литературы:

1. Канц Г. Метафорические карты: Руководство для психолога. М.: Гинезис, 2021.

2. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога. Одесса: Институт Проективных Карт. 2017

3. Муздыбаев К. Стратегия совладения с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. № 2. С. 102-112.

UDK 377:159.9

METAPHORICAL ASSOCIATIVE MAPS AS AN EFFECTIVE TOOL IN THE WORK OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST WITH STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

SvetlanaV. Kalmykova

teacher-psychologist sveta-k86@mail.ru Marina L. Pleskachevskaya

teacher-psychologist pleskachevskaya1963@mail.ru TOGAPOU "College of Industrial Technologies"

Tambov, Russia

Annotation. The article discusses ways to solve the problems of professional, personal self-determination and social adaptation of students of secondary vocational education, as well as effective interaction of participants in the educational process among themselves. Thanks to psychological and pedagogical support, which consists in creating conditions as a result of which the younger generation begins to realize the importance and relevance of professional self-determination, take responsibility for their future, show conscious activity and initiative.

Keywords: metaphorical associative maps, professional self-determination, diagnostics, career guidance, adaptation, psychological and pedagogical support, communicative barriers, subconscious, counseling.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.