Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7 (336). Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 155-158.
Т. В. Григорьева
МЕТАФОРИЧЕСКАЯ БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ КАК СПОСОБ ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Представлено обобщение хода исследования, результатов комплексного изучения метафорических бинарных оппозиций, свойственных еще мифологическому сознанию и определяющих речевое поведение современного человека. Рассматривается система мировоззренческих координат, состоящая из пространственных, временных, параметрических, цветовых и других противоположностей, которые помогают человеку ориентироваться в многообразном окружающем мире.
Ключевые слова: аксиологический, метафорический, символический, бинарная оппозиция.
Важным и перспективным для понимания ментального мира человека, его аксиологических приоритетов является изучение метафорического использования противоположных понятий, создающих в языке бинарную оппозицию. Такие диады рассматривают как универсальное средство познания действительности, которое лежит в описании любой картины мира (свет - тьма, белый - черный, верх - низ, яркое - тусклое); левая часть оппозиции считается всегда маркированной положительно, правая - отрицательно1. Ученые отмечают, что подобные противоположности имеют глубокие корни: они были свойственны еще мифологическому сознанию. Они являлись «осознанно существенными для ритуалов и мифов в архаичных (элементарных) обществах с точки зрения самих членов коллективов, использующих эти знаковые системы»2. Набор универсальных семиотических оппозиций в определенном смысле «результирует классифицирующую деятельность человека, которая является основой его жизни»3.
Представление о многих метафорических диадах (в частности, таких как свет - тьма, день - ночь, теплый - холодный, правый - левый и т. п.) как об оценочных оппозициях, сквозь призму которых постигается окружающий мир, уходит своими корнями в язычество. Так, А. Н. Афанасьев указывает, что слова, означающие свет, блеск и тепло, вместе с тем послужили у славян и для выражения понятий блага, счастья, красоты, здоровья и плодородия. Слова, означающие мрак и холод, отождествляются с понятиями зла, несчастья, безобразия, болезни, неурожая и пр.4 Еще в первобытном обществе свет и тьма, например, становятся важнейшими полярными символами, задающими исходную шкалу ценностей мифологического сознания5.
Наше исследование показало, что в современном языковом сознании взаимодействие компонентов метафорических бинарных оппозиций продолжает определять речемысли-тельную деятельность человека. Не случайно авторы многих художественных и публицистических произведений оперируют противоположными понятиями как стереотипными культурно важными знаками, чтобы актуализировать глубинные онтологические связи и посредством них оценить разные сферы жизнедеятельности человека.
Метафорические оппозиции являются универсально значимыми для языкового коллектива единицами и выступают носителями глубокого символического смысла. В русском языковом сознании они выступают как особый способ осмысления, видения мира, как некое мерило действительности: два полюса, «+» и «-», хорошее и плохое, посредством которых познается и воспринимается окружающее людей пространство. Такие метафорические диады, показывая отражение чувственного восприятия картины мира, «приложимы к более общим ситуациям», благодаря чему создают многослойность, каждый уровень которой является как бы «семантической историей» оппозиции, сохраняя при этом «лейтмотив конкрет-ности»6. Выявление общих закономерностей в работе аксиологических диад поможет понять сложный процесс постижения действительности и по-новому посмотреть на традиционные семантические явления.
В семантическом пространстве оценочной метафорической оппозиции можно выделить как минимум два уровня: эмпирический, отражающий первый этап столкновения человека с явлениями, лежащими в основе оппозиции, и символический, показывающий, какие признаки диады важны для языкового сообщества
156
Т. В. Григорьева
при интерпретации окружающей действительности. Так, в семантике бинарной оппозиции отражаются естественные этапы процесса познания явлений действительности: анализ -мысленное расчленение объектов на составные части с целью выявления составляющих его элементов и отделения существенного от несущественного - и синтез, являющийся «вершиной чувственного познания, той его стадией, когда оценочные компоненты носят не инстинктивно-стихийный характер, а обусловливаются наглядно-познавательной деятельностью индивидуума»7.
В зависимости от внешних особенностей оппозиции, ее значимости для человека на первом уровне ее многослойного содержательного пространства выделяются доминантные признаки. Например, в диаде чистый - грязный у первого компонента это семы «без грязи, мусора», «без примеси»; у второго - «покрытый грязью», «содержащий примесь»; в диаде белый - черный у первого компонента это признаки «чистый», «выделенный», «светлый», «открытый»; у второго - «грязный», «темный», «спрятанный», «интенсивный». Данные первостепенные семантические признаки, переходя на другой уровень содержания, рождают новые, символические смыслы.
Таким образом, символическое значение, реализующееся, как правило, в сочетаемости конкретной лексемы с абстрактной, показывает процесс постижения человеком умственно воспринимаемой области действительности через более наглядное, понятное и важное для коллектива. Компоненты оппозиции становятся знаками, которые языковое сообщество наделяет особой функцией - оценивать явления более сложной и менее известной сферы, чем знакомый чувственно познаваемый мир. Такое значение появляется не у любой изначально конкретной лексемы, а только у той, которая является значимой для данного народа, которая наделена способностью «опредмечивать» определенное умопостигаемое явление в языке, которая содержит «вещные коннотации»8 - образные ассоциации, присущие этому умопостигаемому явлению в сознании носителей языка. Символическое значение отличают от образного, призванного показать сходство предметов только одного - физического - пространства (например, кружево листьев, капли света9) и часто высвечивающее творческий взгляд на мир художника слова, его поэтическое видение определенной реалии (Клещи
рассвета в небесах Из пасти темноты Выдергивают звезды, словно зубы - С. Есенин). Ученые, изучающие образное и символическое, отмечая общую природу этих явлений, подчеркивают их отличия: переход от образа к символу «определяется факторами экстралингвистического порядка», обусловливается приобретением образом «определяющей жизнь человека или коллектива функции»10. Образ обогащается интерпретациями писателей и поэтов, они в какой-то степени сами создают образ. Символ же не создается - нельзя создать символ, как нельзя создать традицию, он складывается культурно, исторически - авторы только реализуют, используют уже существующий символический потенциал для решения своих художественных, творческих задач.
Языковая символика отличается от культурной. Первая реализуется в языке, создавая многослойную семантику лексических единиц путем перехода от конкретного к абстрактному: белая душа, черная зависть, белый каталог, черный пиар. Вторая привязана к предмету, несущему определенный культурно закрепленный смысл, и только обозначается языковыми средствами: Сигнал об избрании Папы - белый дым из трубы капеллы (черный дым - кандидат не утвержден) (Труд-7, 2008). И иконостас из белого мрамора, и доски из черного мрамора с именами погибших давно уничтожены (РИА Новости, 2008)11.
В зависимости от когнитивной значимости компонентов диады человек выбирает существенно важные для него оппозиции и оперирует ими при оценке разных сфер своей жизнедеятельности, реализуя сложившуюся языковую символику. Анализ текстов разных жанров (публицистических, художественных, научных) и разных временных периодов (XIX-XXI вв.), в том числе представленных в Национальным корпусе русского языка11, позволяет условно выделить следующие сферы:
- эмоциональную (Свет - символ радости, счастья, любви, надежды, ожидания и т.п.: она вся светилась от счастья; Тьма - символ печали, грусти, горя, несчастия, безнадежности: он сразу потемнел, осунулся);
- этическую (Чистота - символ добра, нравственности, порядочности: чистые помыслы; Грязь - символ зла, безнравственности, подлости: грязные делишки);
- гносеологическую (Свет - символ знания, истины, просвещения, учения, понятности, ясности, ума, мудрости, способности к
Метафорическая бинарная оппозиция.
157
восприятию, науки, образования, известности: свет разума; Тьма - символ незнания, непонимания, невежества, культурной отсталости, необразованности, неясности, неспособности к пониманию, глупости, таинственности, необозримости, неизвестности: темный человек);
- религиозную (Верх - символ Бога, божественного, святого, Иисуса, веры: восхождение к Богу; Низ - символ темных сил, неверия: он опустился, перестал верить во что-либо);
- онтологическую (бытийную) (Весна -символ рождения, жизни, возрождения, начала: весна жизни; Осень - символ умирания, смерти, конца: осень жизни);
- эстетическую (Красный цвет - символ красоты, прекрасного: красна девица; Серый цвет - символ безобразного, некрасивого, унылого: этот человек был несимпатичный, какой-то серый)
- социально-экономическую (Белый цвет - символ законного, юридически правильного: белая бухгалтерия; Черный цвет - символ незаконного, требующего юридический последствий: черная бухгалтерия).
Одна метафорическая оппозиция может одновременно описывать в языке несколько сфер. Так, диада белый-черный «работает» в эмоционально-оценочной (белая полоса - черная полоса), этической (белая зависть - черная зависть), социальной (белая зарплата - черная зарплата) и др. сферах.
Одновременно в одной и той же сфере может взаимодействовать несколько оппозиций, например белый - черный и чистый - грязный: До сих пор душа моя и воображение были чисты, белоснежны и девственны, они ничем не были еще замараны; в артиллерийском училище я вдруг узнал всю черную, мерзкую и грязную сторону жизни («Наука и жизнь», 2009)11. Каждая из оппозиций, выражая общеэтическое значение, вносит свой образный штрих и подчеркивает свои нюансы значения. Таким образом, выявление и описание сфер, в которых проявляется оценочный характер метафорической диады, а также сопоставление общих значений у разных оппозиций важно для понимания сложного механизма оценивания действительности. Компоненты диады становятся знаками, в которых воплощены ценностные смыслы, накопленные в процессе освоения мира человеком.
Анализ и сопоставление текстовых фраз русского, польского, болгарского, татарского и английского языков, содержащих оппозиции
свет - тьма, верх - низ, белый - черный и др., показывает, что их символика имеет универсальный характер12. Покажем это на примере оппозиции свет - тьма в русском и английском языках: 1) эмоциональная сфера (Свет -символ радости, счастья, надежды и т. п.; Тьма
- символ печали, грусти, горя, безнадежности): Радость осветила ее лицо. - Иван Федорович потемнел лицом; Her face lit up with happiness, a light in someone's eyes. - His face darkened with sadness; 2) этическая сфера (Свет - символ добра, нравственности, порядочности; Тьма -символ зла, безнравственности, подлости): Мы живем в непростую эпоху, когда люди, на каждом шагу сталкивающиеся с чернухой в жизни, всей душой стремятся к чему-то светлому, доброму. - Когда начинается речь, что пропала духовность, Что людям отныне дорога сквозь темень лежит... (Б. Окуджава); Light at the end of the tunnel or light on the horizon. - Dark business. Person of dark reputation; 3) гносеологическая сфера (Свет - символ знания, учения, понятности, ясности, ума, образования, известности; Тьма - символ незнания, непонимания, невежества, необразованности, неясности, таинственности, необозримости, неизвестности): Чтобы дать ученику искорку знания, учителю надо впитать целое море света. - Во тьму филологии влазьте (В. Маяковский); Throw/ shed/cast light on something. - Dark spot of smth; 4) религиозная сфера (Свет - символ Бога, божественного, святого, Иисуса, веры; Тьма
- символ темных, дьявольских сил, неверия): Устремляясь к Свету Божества...(С. Булгаков) - Силы тьмы; Light of christ. - Dark knight, force; 5) онтологическая (Свет - символ рождения, жизни, возрождения, начала; Тьма -символ умирания, смерти, конца): Она была у самой грани, разделяющей Свет и Тьму, но ей хватило мужества и ума не преступить роковую черту. - И душа отлетает во тьму; To see the light. - Go to dakness, to eternity.
Итак, исследование символических значений бинарных оппозиций, в том числе на основе разных языков, помогает понять логику постижения человеком окружающей действительности. Проделанный анализ показывает, что основная функция оппозиций - служить универсальной, наиболее «общей классификационной сеткой»3, которая описывает мир в общем ракурсе в разных языках. Изучение метафорических бинарных оппозиций, особенностей их употребления помогает понять механизмы оценки действительности, специфику
158
К. А. Добрикова
мышления и вербального поведения представителей разных языковых культур. Выделенные аспекты весьма абстрактно представляют шаги последовательного освоения человеком (через свои переживания, через интуицию) бинарной оппозиции: от освоения значимости ее физических свойств для практической деятельности человека к освоению значимости ее физических свойств для оценочной и классифицирующей деятельности и в конечном счете для языкового моделирования мира, осознания его сложности и многоаспектности.
Примечания
1 Руднев, В. П. Энциклопедический словарь культуры XX в. Ключевые понятия и тексты. М., 2009. С. 48-49.
2 Иванов, В. В. Исследования в области славянских древностей / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. М., 1974. С. 259.
3 Цивьян, Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. М., 2005. С. 11.
4 Афанасьев, А. Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988. 231 с.
5 Мостепаненко, Е. И. Свет в природе как источник художественного творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Человек - Природа - Искусство. Л., 1986. С. 74-88.
6 Цивьян, Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. М., 2005.
7 Глазунова, О. И. Логика метафорических преобразований. СПб., 2000. С. 12.
8 Успенский, В. А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. 1997. Вып. 35. С. 147.
9 См.: Чернейко, Л. О. К типологии переносных лексических значений слова // Русский язык : межведомств. сб. Вып. 9. Минск, 1989. С 90102 ; Григорьева, Т. В. Образное и символическое в семантике слова // Вестн. Башкир. ун-та. 2012. Т. 17, № 4. С. 1842-1846.
10 Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999. С. 338.
11 Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru.
12 См.: Гайсина, Р. М. Сопоставительный анализ образов света и тьмы в русском и татарском языковом сознании / Р. М. Гайсина, Т. В. Григорьева // Теория поля в современном языкознании. Ч. IV : материалы заоч. науч.-теор. семинара. Уфа, 2000. С. 43-52 ; Григорьева, Т. В. Описание межъязыкового когнитивного пространства констант культуры (на материале русского и польского языков) и его роль в диалоге культур // Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек, сознание, коммуникация, Интернет : материалы V Междунар. науч. конф. 10-12 мая, Варшавский университет. Варшава, 2012. С. 433-440 ; Григорьева, Т. В. Особенности описания межъязыкового когнитивного пространства констант культуры (на материале диады свет-тьма в русском, английском и болгарском языках) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 21. Филология. Искусствоведение. Вып. 68. С. 39-43.
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7 (336). Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 158-161.
К. А. Добрикова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
(на материале английского языка)
Рассматривается актуальное явление толерантности, в том числе структура понятия, суть современных научных подходов к его пониманию. Рассматриваются и сопутствующие явления: нетолерантность, этнический национализм, этноцентризм. Далее обсуждаются категории и стратегии толерантности с последующим выведением ключевых моделей. Представление ведущих моделей осуществляется на языковом материале.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, этнонационализм, этническое сообщество, глобализация, модель толерантности.