Научная статья на тему 'Метафорическая бинарная оппозиция как способ языковой интерпретации действительности'

Метафорическая бинарная оппозиция как способ языковой интерпретации действительности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
592
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ / БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ / AXIOLOGICAL / METAPHORICAL / SYMBOLIC / BINARY OPPOSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Григорьева Людмила Вадимовна

Представлено обобщение хода исследования, результатов комплексного изучения метафорических бинарных оппозиций, свойственных еще мифологическому сознанию и определяющих речевое поведение современного человека. Рассматривается система мировоззренческих координат, состоящая из пространственных, временных, параметрических, цветовых и других противоположностей, которые помогают человеку ориентироваться в многообразном окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphorical binary opposition as a way of language interpretation of reality

The article contains the general conclusion of the research, results of integrated study of metaphoric binary oppositions, typical for mythological consciousness and having determined the language behavior of modern man. The author describes the general system of world coordinates, consisting of spatial, temporal, parametric, color and other opposites that help a person to find himself in a diverse world.

Текст научной работы на тему «Метафорическая бинарная оппозиция как способ языковой интерпретации действительности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7 (336). Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 155-158.

Т. В. Григорьева

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ КАК СПОСОБ ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Представлено обобщение хода исследования, результатов комплексного изучения метафорических бинарных оппозиций, свойственных еще мифологическому сознанию и определяющих речевое поведение современного человека. Рассматривается система мировоззренческих координат, состоящая из пространственных, временных, параметрических, цветовых и других противоположностей, которые помогают человеку ориентироваться в многообразном окружающем мире.

Ключевые слова: аксиологический, метафорический, символический, бинарная оппозиция.

Важным и перспективным для понимания ментального мира человека, его аксиологических приоритетов является изучение метафорического использования противоположных понятий, создающих в языке бинарную оппозицию. Такие диады рассматривают как универсальное средство познания действительности, которое лежит в описании любой картины мира (свет - тьма, белый - черный, верх - низ, яркое - тусклое); левая часть оппозиции считается всегда маркированной положительно, правая - отрицательно1. Ученые отмечают, что подобные противоположности имеют глубокие корни: они были свойственны еще мифологическому сознанию. Они являлись «осознанно существенными для ритуалов и мифов в архаичных (элементарных) обществах с точки зрения самих членов коллективов, использующих эти знаковые системы»2. Набор универсальных семиотических оппозиций в определенном смысле «результирует классифицирующую деятельность человека, которая является основой его жизни»3.

Представление о многих метафорических диадах (в частности, таких как свет - тьма, день - ночь, теплый - холодный, правый - левый и т. п.) как об оценочных оппозициях, сквозь призму которых постигается окружающий мир, уходит своими корнями в язычество. Так, А. Н. Афанасьев указывает, что слова, означающие свет, блеск и тепло, вместе с тем послужили у славян и для выражения понятий блага, счастья, красоты, здоровья и плодородия. Слова, означающие мрак и холод, отождествляются с понятиями зла, несчастья, безобразия, болезни, неурожая и пр.4 Еще в первобытном обществе свет и тьма, например, становятся важнейшими полярными символами, задающими исходную шкалу ценностей мифологического сознания5.

Наше исследование показало, что в современном языковом сознании взаимодействие компонентов метафорических бинарных оппозиций продолжает определять речемысли-тельную деятельность человека. Не случайно авторы многих художественных и публицистических произведений оперируют противоположными понятиями как стереотипными культурно важными знаками, чтобы актуализировать глубинные онтологические связи и посредством них оценить разные сферы жизнедеятельности человека.

Метафорические оппозиции являются универсально значимыми для языкового коллектива единицами и выступают носителями глубокого символического смысла. В русском языковом сознании они выступают как особый способ осмысления, видения мира, как некое мерило действительности: два полюса, «+» и «-», хорошее и плохое, посредством которых познается и воспринимается окружающее людей пространство. Такие метафорические диады, показывая отражение чувственного восприятия картины мира, «приложимы к более общим ситуациям», благодаря чему создают многослойность, каждый уровень которой является как бы «семантической историей» оппозиции, сохраняя при этом «лейтмотив конкрет-ности»6. Выявление общих закономерностей в работе аксиологических диад поможет понять сложный процесс постижения действительности и по-новому посмотреть на традиционные семантические явления.

В семантическом пространстве оценочной метафорической оппозиции можно выделить как минимум два уровня: эмпирический, отражающий первый этап столкновения человека с явлениями, лежащими в основе оппозиции, и символический, показывающий, какие признаки диады важны для языкового сообщества

156

Т. В. Григорьева

при интерпретации окружающей действительности. Так, в семантике бинарной оппозиции отражаются естественные этапы процесса познания явлений действительности: анализ -мысленное расчленение объектов на составные части с целью выявления составляющих его элементов и отделения существенного от несущественного - и синтез, являющийся «вершиной чувственного познания, той его стадией, когда оценочные компоненты носят не инстинктивно-стихийный характер, а обусловливаются наглядно-познавательной деятельностью индивидуума»7.

В зависимости от внешних особенностей оппозиции, ее значимости для человека на первом уровне ее многослойного содержательного пространства выделяются доминантные признаки. Например, в диаде чистый - грязный у первого компонента это семы «без грязи, мусора», «без примеси»; у второго - «покрытый грязью», «содержащий примесь»; в диаде белый - черный у первого компонента это признаки «чистый», «выделенный», «светлый», «открытый»; у второго - «грязный», «темный», «спрятанный», «интенсивный». Данные первостепенные семантические признаки, переходя на другой уровень содержания, рождают новые, символические смыслы.

Таким образом, символическое значение, реализующееся, как правило, в сочетаемости конкретной лексемы с абстрактной, показывает процесс постижения человеком умственно воспринимаемой области действительности через более наглядное, понятное и важное для коллектива. Компоненты оппозиции становятся знаками, которые языковое сообщество наделяет особой функцией - оценивать явления более сложной и менее известной сферы, чем знакомый чувственно познаваемый мир. Такое значение появляется не у любой изначально конкретной лексемы, а только у той, которая является значимой для данного народа, которая наделена способностью «опредмечивать» определенное умопостигаемое явление в языке, которая содержит «вещные коннотации»8 - образные ассоциации, присущие этому умопостигаемому явлению в сознании носителей языка. Символическое значение отличают от образного, призванного показать сходство предметов только одного - физического - пространства (например, кружево листьев, капли света9) и часто высвечивающее творческий взгляд на мир художника слова, его поэтическое видение определенной реалии (Клещи

рассвета в небесах Из пасти темноты Выдергивают звезды, словно зубы - С. Есенин). Ученые, изучающие образное и символическое, отмечая общую природу этих явлений, подчеркивают их отличия: переход от образа к символу «определяется факторами экстралингвистического порядка», обусловливается приобретением образом «определяющей жизнь человека или коллектива функции»10. Образ обогащается интерпретациями писателей и поэтов, они в какой-то степени сами создают образ. Символ же не создается - нельзя создать символ, как нельзя создать традицию, он складывается культурно, исторически - авторы только реализуют, используют уже существующий символический потенциал для решения своих художественных, творческих задач.

Языковая символика отличается от культурной. Первая реализуется в языке, создавая многослойную семантику лексических единиц путем перехода от конкретного к абстрактному: белая душа, черная зависть, белый каталог, черный пиар. Вторая привязана к предмету, несущему определенный культурно закрепленный смысл, и только обозначается языковыми средствами: Сигнал об избрании Папы - белый дым из трубы капеллы (черный дым - кандидат не утвержден) (Труд-7, 2008). И иконостас из белого мрамора, и доски из черного мрамора с именами погибших давно уничтожены (РИА Новости, 2008)11.

В зависимости от когнитивной значимости компонентов диады человек выбирает существенно важные для него оппозиции и оперирует ими при оценке разных сфер своей жизнедеятельности, реализуя сложившуюся языковую символику. Анализ текстов разных жанров (публицистических, художественных, научных) и разных временных периодов (XIX-XXI вв.), в том числе представленных в Национальным корпусе русского языка11, позволяет условно выделить следующие сферы:

- эмоциональную (Свет - символ радости, счастья, любви, надежды, ожидания и т.п.: она вся светилась от счастья; Тьма - символ печали, грусти, горя, несчастия, безнадежности: он сразу потемнел, осунулся);

- этическую (Чистота - символ добра, нравственности, порядочности: чистые помыслы; Грязь - символ зла, безнравственности, подлости: грязные делишки);

- гносеологическую (Свет - символ знания, истины, просвещения, учения, понятности, ясности, ума, мудрости, способности к

Метафорическая бинарная оппозиция.

157

восприятию, науки, образования, известности: свет разума; Тьма - символ незнания, непонимания, невежества, культурной отсталости, необразованности, неясности, неспособности к пониманию, глупости, таинственности, необозримости, неизвестности: темный человек);

- религиозную (Верх - символ Бога, божественного, святого, Иисуса, веры: восхождение к Богу; Низ - символ темных сил, неверия: он опустился, перестал верить во что-либо);

- онтологическую (бытийную) (Весна -символ рождения, жизни, возрождения, начала: весна жизни; Осень - символ умирания, смерти, конца: осень жизни);

- эстетическую (Красный цвет - символ красоты, прекрасного: красна девица; Серый цвет - символ безобразного, некрасивого, унылого: этот человек был несимпатичный, какой-то серый)

- социально-экономическую (Белый цвет - символ законного, юридически правильного: белая бухгалтерия; Черный цвет - символ незаконного, требующего юридический последствий: черная бухгалтерия).

Одна метафорическая оппозиция может одновременно описывать в языке несколько сфер. Так, диада белый-черный «работает» в эмоционально-оценочной (белая полоса - черная полоса), этической (белая зависть - черная зависть), социальной (белая зарплата - черная зарплата) и др. сферах.

Одновременно в одной и той же сфере может взаимодействовать несколько оппозиций, например белый - черный и чистый - грязный: До сих пор душа моя и воображение были чисты, белоснежны и девственны, они ничем не были еще замараны; в артиллерийском училище я вдруг узнал всю черную, мерзкую и грязную сторону жизни («Наука и жизнь», 2009)11. Каждая из оппозиций, выражая общеэтическое значение, вносит свой образный штрих и подчеркивает свои нюансы значения. Таким образом, выявление и описание сфер, в которых проявляется оценочный характер метафорической диады, а также сопоставление общих значений у разных оппозиций важно для понимания сложного механизма оценивания действительности. Компоненты диады становятся знаками, в которых воплощены ценностные смыслы, накопленные в процессе освоения мира человеком.

Анализ и сопоставление текстовых фраз русского, польского, болгарского, татарского и английского языков, содержащих оппозиции

свет - тьма, верх - низ, белый - черный и др., показывает, что их символика имеет универсальный характер12. Покажем это на примере оппозиции свет - тьма в русском и английском языках: 1) эмоциональная сфера (Свет -символ радости, счастья, надежды и т. п.; Тьма

- символ печали, грусти, горя, безнадежности): Радость осветила ее лицо. - Иван Федорович потемнел лицом; Her face lit up with happiness, a light in someone's eyes. - His face darkened with sadness; 2) этическая сфера (Свет - символ добра, нравственности, порядочности; Тьма -символ зла, безнравственности, подлости): Мы живем в непростую эпоху, когда люди, на каждом шагу сталкивающиеся с чернухой в жизни, всей душой стремятся к чему-то светлому, доброму. - Когда начинается речь, что пропала духовность, Что людям отныне дорога сквозь темень лежит... (Б. Окуджава); Light at the end of the tunnel or light on the horizon. - Dark business. Person of dark reputation; 3) гносеологическая сфера (Свет - символ знания, учения, понятности, ясности, ума, образования, известности; Тьма - символ незнания, непонимания, невежества, необразованности, неясности, таинственности, необозримости, неизвестности): Чтобы дать ученику искорку знания, учителю надо впитать целое море света. - Во тьму филологии влазьте (В. Маяковский); Throw/ shed/cast light on something. - Dark spot of smth; 4) религиозная сфера (Свет - символ Бога, божественного, святого, Иисуса, веры; Тьма

- символ темных, дьявольских сил, неверия): Устремляясь к Свету Божества...(С. Булгаков) - Силы тьмы; Light of christ. - Dark knight, force; 5) онтологическая (Свет - символ рождения, жизни, возрождения, начала; Тьма -символ умирания, смерти, конца): Она была у самой грани, разделяющей Свет и Тьму, но ей хватило мужества и ума не преступить роковую черту. - И душа отлетает во тьму; To see the light. - Go to dakness, to eternity.

Итак, исследование символических значений бинарных оппозиций, в том числе на основе разных языков, помогает понять логику постижения человеком окружающей действительности. Проделанный анализ показывает, что основная функция оппозиций - служить универсальной, наиболее «общей классификационной сеткой»3, которая описывает мир в общем ракурсе в разных языках. Изучение метафорических бинарных оппозиций, особенностей их употребления помогает понять механизмы оценки действительности, специфику

158

К. А. Добрикова

мышления и вербального поведения представителей разных языковых культур. Выделенные аспекты весьма абстрактно представляют шаги последовательного освоения человеком (через свои переживания, через интуицию) бинарной оппозиции: от освоения значимости ее физических свойств для практической деятельности человека к освоению значимости ее физических свойств для оценочной и классифицирующей деятельности и в конечном счете для языкового моделирования мира, осознания его сложности и многоаспектности.

Примечания

1 Руднев, В. П. Энциклопедический словарь культуры XX в. Ключевые понятия и тексты. М., 2009. С. 48-49.

2 Иванов, В. В. Исследования в области славянских древностей / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. М., 1974. С. 259.

3 Цивьян, Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. М., 2005. С. 11.

4 Афанасьев, А. Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988. 231 с.

5 Мостепаненко, Е. И. Свет в природе как источник художественного творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Человек - Природа - Искусство. Л., 1986. С. 74-88.

6 Цивьян, Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. М., 2005.

7 Глазунова, О. И. Логика метафорических преобразований. СПб., 2000. С. 12.

8 Успенский, В. А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. 1997. Вып. 35. С. 147.

9 См.: Чернейко, Л. О. К типологии переносных лексических значений слова // Русский язык : межведомств. сб. Вып. 9. Минск, 1989. С 90102 ; Григорьева, Т. В. Образное и символическое в семантике слова // Вестн. Башкир. ун-та. 2012. Т. 17, № 4. С. 1842-1846.

10 Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999. С. 338.

11 Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru.

12 См.: Гайсина, Р. М. Сопоставительный анализ образов света и тьмы в русском и татарском языковом сознании / Р. М. Гайсина, Т. В. Григорьева // Теория поля в современном языкознании. Ч. IV : материалы заоч. науч.-теор. семинара. Уфа, 2000. С. 43-52 ; Григорьева, Т. В. Описание межъязыкового когнитивного пространства констант культуры (на материале русского и польского языков) и его роль в диалоге культур // Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек, сознание, коммуникация, Интернет : материалы V Междунар. науч. конф. 10-12 мая, Варшавский университет. Варшава, 2012. С. 433-440 ; Григорьева, Т. В. Особенности описания межъязыкового когнитивного пространства констант культуры (на материале диады свет-тьма в русском, английском и болгарском языках) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 21. Филология. Искусствоведение. Вып. 68. С. 39-43.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7 (336). Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 158-161.

К. А. Добрикова

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

(на материале английского языка)

Рассматривается актуальное явление толерантности, в том числе структура понятия, суть современных научных подходов к его пониманию. Рассматриваются и сопутствующие явления: нетолерантность, этнический национализм, этноцентризм. Далее обсуждаются категории и стратегии толерантности с последующим выведением ключевых моделей. Представление ведущих моделей осуществляется на языковом материале.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, этнонационализм, этническое сообщество, глобализация, модель толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.