Научная статья на тему 'Метафора жизни в стихотворении А. А. Фета "бабочка"'

Метафора жизни в стихотворении А. А. Фета "бабочка" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1804
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА / LANDSCAPE LYRICS / ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / THE BEGINNING OF THE PICTURESQUE POETRY / ОБРАЗ / IMAGE / СТИЛЬ / STYLE / МЕТАФОРА / METAPHOR / ПОЭТИКА КРАСОТЫ / POETICS OF BEAUTY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колосова С. Н.

На материале анализа стихотворения «Бабочка» рассматриваются приоритетные направления поэтики А.А. Фета, направленной на выявление красоты мира. В статье предложен вариант интерпретации ключевого образа произведения, учитывающий влияние античной культуры на формирование творческого стиля автора, а также исследуются способы раскрытия метафоры жизни, ее тайны и смысла, переданные поэтом в живописном образе бабочки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A metaphor for life in a poem by A.A. Fet "Butterfly"

On the material analysis of the poem “Butterfly” considers the priorities of the poetics of Afanasy Fet, aimed at identifying beauty in the world. In the article the variant of interpretation of the key image of the work, taking into account the influence of ancient culture on the formation of creative style of the author, and explore ways of disclosing the metaphor of life, its mysteries and meaning, given by the poet in the beautiful image of a butterfly.

Текст научной работы на тему «Метафора жизни в стихотворении А. А. Фета "бабочка"»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 4, 2017: 723-727

Метафора жизни в стихотворении А.А. Фета «Бабочка»

С.Н. Колосова

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: пейзажная лирика, живописное начало поэтического творчества, образ, стиль, метафора, поэтика красоты.

Key words: landscape lyrics, the beginning of the picturesque poetry, image, style, metaphor, poetics of beauty.

Резюме: На материале анализа стихотворения «Бабочка» рассматриваются приоритетные направления поэтики А.А. Фета, направленной на выявление красоты мира. В статье предложен вариант интерпретации ключевого образа произведения, учитывающий влияние античной культуры на формирование творческого стиля автора, а также исследуются способы раскрытия метафоры жизни, ее тайны и смысла, переданные поэтом в живописном образе бабочки. Abstract: On the material analysis of the poem "Butterfly" considers the priorities of the poetics of Afanasy Fet, aimed at identifying beauty in the world. In the article the variant of interpretation of the key image of the work, taking into account the influence of ancient culture on the formation of creative style of the author, and explore ways of disclosing the metaphor of life, its mysteries and meaning, given by the poet in the beautiful image of a butterfly.

[Kolosova S.N. A metaphor for life in a poem by A.A. Fet "Butterfly"]

Пейзажная лирика А.А. Фета известна исследователям философской глубиной, утверждением гармонии формы и содержания, внутреннего и внешнего, музыкальной и живописной выразительностью. Очевидная легкость стиха и простота в выборе лирического сюжета обусловлены мировоззрением поэта, его эстетической позицией. Комментируя творчество коллеги по перу, Ф.И. Тютчева, А.А. Фет писал о необходимости видеть, распознавать и передавать красоту, потому что именно красота, с точки зрения поэта, способна преображать мир человека, делать его счастливее. Поэтому задача художника служить этому благородному делу.

«<...>поэзия- воспроизведение не всего предмета, а только его красоты». «Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота<.> Красота разлита по всему мирозданию<.> там, где обыкновенный глаз и не подразумевает красоты, художник ее видит, отвлекает от всех остальных качеств предмета, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее разумение» (Фет, 1982).

В разные периоды творчества А.А. Фет искал и находил идеал красоты в разных областях жизни, например, в произведениях искусства («Мадонна» (1842), «Диана» (1847), «Диана, Эндимион и Сатир. Картина Брюллова» (1855), «Венера Милосская» (1956), «Нимфа и молодой сатир. Группа Ставассера» (1859), «К Сикстинской мадонне» (1864)), в гармонии природы («Я пришел к тебе с приветом.» (1843), «Шепот, робкое дыханье.» (1850) , в женском образе («Вакханка» (1843)), в чувстве любви («Если ты любишь, как я бесконечно.» (1859), Шопену (1882), «Еще люблю, еще томлюсь.» (1890) и др.). Однозначно можно говорить, что главной творческой задачей поэта было отрывать красоту во всяком проявлении жизни. «Так как мир во всех своих частях равно прекрасен, то внешний предметный элемент поэтического творчества безразличен».

Стихотворение «Бабочка» (1884), написанное в поздний период творчества, при всей внешней простоте в выборе предмета описания имеет глубокое философское наполнение, поскольку открывает перед читателем тайну и красоту жизни.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. (Фет, 1985)

Лирический сюжет стихотворения максимально прост: описание бабочки на цветке, но в художественном прочтении произведения важно учитывать не только эстетическое совершенство в передаче образа, но и его метафорическую глубину. Для этого необходимо обратиться к античной культуре, которая во многом повлияла на формирование эстетики А.А. Фета, его философии и приоритетов в выборе лирического сюжета. Рассмотрим подробнее, как может быть интерпретировано стихотворение с учетом этих особенностей. Вспомним, что в античной традиции бабочка соотносилась с образом души («Греческое слово «Психея» означает «душа» и «бабочка» <.> Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки <...>» (Мелетинский, 1991)). Тогда становится очевидно, что поэт обращается к важнейшей философской теме: предпринимает попытку раскрыть образ человеческой души. Показательно в этой связи, что в стихотворении дважды повторяется глагол «дышать» («И вот- дышу»; «Надолго ли, без цели, без усилья, /Дышать хочу?») (Фет, 1985). «Дышать», «дышу», «душа» этимологически связаны (Шанский, 1994). Таким образом, поэт акцентирует избранную им тему изучения и предмет воспевания.

Становится понятно, почему произведение написано от первого лица: так создается имитация своеобразного диалога («Ты прав»; «Не спрашивай» (Фет, 1985)): в произведении не просто возникает образ бабочки, но демонстрируется как сокровенное открытие внутренний монолог-диалог человека с самим собой, с собственной душой. Сам факт соотношения центрального образа с персонажем античной мифологии позволяет рассматривать тонко поэтически воспроизведенный живописный образ бабочки как глубокое философское рассуждение поэта о жизни и смерти.

Суть лирического сюжета не только и не столько в описании бабочки (хотя очевидно, что А.А. Фет откровенно любуется своим твореньем), поэту важно запечатлеть короткое мгновение, когда бабочка села на цветок и в любой миг готова

вспорхнуть и улететь. Именно в этот момент происходит предложенный автором монолог. Крылатая душа на короткое мгновение приземлилась: «Здесь на цветок я легкий опустилась» (Фет, 1985). Получается, что поэт обращается к сакральному открытию тайны человеческой жизни, создает мифологему жизни. Не случайно в стихотворении композиционным и содержательным центром становятся три риторических вопроса, которые метафорически описывают основные философские вопросы бытия:

- «Не спрашивай: откуда появилась?» (Фет, 1985) - в чем

состоит тайна рождения жизни?

- «Куда спешу?» (Фет, 1985)- в чем смысл жизни?

- «Надолго ли, без цели, без усилья, / Дышать хочу?»

(Фет, 1985)- как долго продлится жизнь?

Показательно, что авторская сверхзадача - раскрыть

красоту мира решается через создание прекрасного образа бабочки, который путем своеобразной самопрезентации показывает многогранность этой красоты и гармонии. Так, перед читателем через сокровенный разговор раскрывается тайна и красота человеческой души.

В произведении создается не только яркий живописный образ бабочки, но через динамику его наполнения (разностопный ямб имитирует движение крыльев, «живое мигание» бархата крыльев передает динамику цвета и т.д.) подчеркивается быстротечность, хрупкость и в то же время бесценность, гармония и чудо существования человеческой жизни. Не случайно в поэзии А.А. Фета исследователи последовательно подчеркивают ключевую доминанту-импрессионистичность, стремление передать красоту мгновения в динамике проживания. «Изображая движение, искусство застает его только в данный миг и в нем увековечивает»,- писал А.А. Фет.

Рассмотрим подробнее художественные приемы, при помощи которых поэт достигает импрессионистического эффекта, передающего ощущение легкости, полета, счастья жить. Прежде сего это динамика и в создании живописного изображения, которое представляет собой скорее эскиз, абрис, возникающий за счет подчеркнутой «непрописанности»

(«воздушное очертание») (в творчестве художников-импрессионистов это техника пленэра). Динамика возникает и во внешней и внутренней подвижности образа, не случайно одним из ведущих мотивов стихотворения становится мотив полета («Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья/ И улечу.» (Фет, 1985), а портрет бабочки дается именно через описание крыльев («Весь бархат мой с его живым миганьем- / Лишь два крыла.»). Поэт любуется сам своим творением, его непредсказуемостью, легкостью, и заставляет читателя испытать это чувство.

Таким образом, в стихотворении «Бабочка», относящемся к позднему периоду творчества, А.А. Фет открывает идеал красоты (которому посвятил все свое творчество) в гармонии и в счастье жить. Поэт показывает, как жизнь удивительно прекрасна, гармонична, она есть воплощенное счастье, которое необходимо ценить, потому что оно быстротечно, хрупко, А.А. Фет показывает, что главное счастье человека состоит в осознании этого великого чуда, в понимании красоты человеческой души, отраженной в красоте окружающего мира. «Можно ли в такую тесную рамку <...> вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом- поэзии!» - этими словами А.А. Фет отозвался об образах Ф.И. Тютчева, но в полной мере эти слова относятся и к нему самому.

Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Научно-методическое обеспечение духовно-нравственного развития личности средствами народной культуры», 27.8975.2017/БЧ (Номер для публикаций: 27.8975.2017/8.9).

ЛИТЕРАТУРА

Мифологический словарь 1991 .под ред. Е.М. Мелетинского. Москва.

Фет А.А. 1982. Сочинения в 2-х томах. T.II.- М.

Фет А.А. 1985. Стихотворения. Поэмы. Переводы.- М: Правда.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. 1994. Этимологический словарь русского языка.

Москва. С.80.

Получена / Received: 16.07.2017 Принята/Accepted: 10.08.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.