Научная статья на тему 'МЕТАФИЗИКА ЖИЗНИ В КАЛМЫЦКОЙ КАРТИНЕ МИРА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

МЕТАФИЗИКА ЖИЗНИ В КАЛМЫЦКОЙ КАРТИНЕ МИРА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
калмыцкий народ / метафизические представления / аксиологический портрет / традиционные представления / языковые концепты / глобализация / духовные ценности / сохранение культуры / лингвокультурология / этническая идентичность / Kalmyk people / metaphysical representations / axiological portrait / traditional representations / linguistic concepts / globalization / spiritual values / cultural preservation / lingualcultural science / ethnic identity

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Митриев Игорь Менкеевич, Джамбинова Надежда Садрыковна

Ежедневно в современном мире люди сталкиваются со сложными вызовами жизни, влияющими на культурную и социальную динамику различных этносов. При этом переоцениваются жизненные взгляды, строится собственная шкала ценностей. Основное внимание в данной работе уделяется вопросам сохранения и адаптации культурных ценностей в условиях актуального времени. Основной акцент делается на калмыцкую культуру и её уникальные метафизические аспекты, проявляющиеся в языке, традициях и ритуалах. Через детальный разбор лингвистических и культурологических данных нами выделяются основные философские понятия, такие, как «природа», «космос» и «элементы космомира», которые занимают центральное место в мироощущениях калмыков. Рассматривается, как эти концепции коррелируют с текущим временем и насколько они актуальны для современных калмыков. Далее в работе поднимается вопрос о практической роли этого анализа для сохранения и укрепления калмыцкой культурной идентичности. Подчеркивается важность активной роли специалистов образования, деятелей искусства и социальных партнеров в процессах изучения, сохранения и продвижения калмыцких традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Митриев Игорь Менкеевич, Джамбинова Надежда Садрыковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHYSICS OF LIFE IN THE KALMYKWORLDVIEW-AXIOLOGICAL APPROACH

Every day in the modern world, people face complex challenges of life that aff ect the cultural and social dynamics of various ethnic groups. At the same time, they overestimate the worn-out views, build their own scale of values. The main attention in this work is paid to the issues of preservation and adaptation of cultural values in the conditions of the current time. The main focus is on the Kalmyk culture and its unique metaphysical aspects, manifested in language, traditions and rituals. Through a detailed analysis of linguistic and cultural data, we identify the main philosophical concepts, such as «nature», «cosmos» and «elements of the cosmos world», which occupy a central place in the worldview of the Kalmyks. It is considered how these concepts correlate with the current time and how relevant they are for modern Kalmyks. Further, the paper raises the question of the practical role of this analysis for the preservation and strengthening of the Kalmyk cultural identity. The importance of the active role of education specialists, artists and social partners in the processes of studying, preserving and promoting Kalmyk traditions is emphasized.

Текст научной работы на тему «МЕТАФИЗИКА ЖИЗНИ В КАЛМЫЦКОЙ КАРТИНЕ МИРА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

УДК 130.2(470.6)»...»:1(=512.121) DOI: 10.53315/1995-0713-2023-60-4-116-124

И.М. Митриев, Н. С. Джамбинова

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

МЕТАФИЗИКА ЖИЗНИ В КАЛМЫЦКОЙ КАРТИНЕ МИРА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Статья подготовлена по результатам реализации проекта РНФ № 23-28-00790 «Аксиологический аспект картины мира калмыков».

Ежедневно в современном мире люди сталкиваются со сложными вызовами жизни, влияющими на культурную и социальную динамику различных этносов. При этом переоцениваются жизненные взгляды, строится собственная шкала ценностей. Основное внимание в данной работе уделяется вопросам сохранения и адаптации культурных ценностей в условиях актуального времени. Основной акцент делается на калмыцкую культуру и её уникальные метафизические аспекты, проявляющиеся в языке, традициях и ритуалах. Через детальный разбор лингвистических и культурологических данных нами выделяются основные философские понятия, такие, как «природа», «космос» и «элементы космомира», которые занимают центральное место в мироощущениях калмыков. Рассматривается, как эти концепции коррелируют с текущим временем и насколько они актуальны для современных калмыков. Далее в работе поднимается вопрос о практической роли этого анализа для сохранения и укрепления калмыцкой культурной идентичности. Подчеркивается важность активной роли специалистов образования, деятелей искусства и социальных партнеров в процессах изучения, сохранения и продвижения калмыцких традиций.

Ключевые слова: калмыцкий народ, метафизические представления, аксиологический портрет, традиционные представления, языковые концепты, глобализация, духовные ценности, сохранение культуры, лингвокультурология, этническая идентичность.

I.M. Mitriev, N.S. Djambinova

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

METAPHYSICS OF LIFE IN THE KALMYKWORLDVIEW-AXIOLOGICAL APPROACH

The study was prepared based on the results of the implementation of the RNF, project No.23-28-00790"Axiological Aspect of the Kalmyk World Picture"

Every day in the modern world, people face complex challenges of life that affect the cultural and social dynamics of various ethnic groups. At the same time, they overestimate the worn-out views, build their own scale of values. The main attention in this work is paid to the issues ofpreservation and adaptation of cultural values in the conditions of the current time. The main focus is on the Kalmyk culture and its unique metaphysical aspects, manifested in language, traditions and rituals. Through a detailed analysis of linguistic and cultural data, we identify the main philosophical concepts, such as «nature», «cosmos» and «elements of the cosmos world», which occupy a central place in the worldview of the Kalmyks. It is considered how these concepts correlate with the current time and how relevant they are for modern Kalmyks. Further, the paper raises the question of the practical role of this analysis for the preservation and strengthening of the Kalmyk cultural identity. The importance of the active role of education specialists, artists and social partners in the processes of studying, preserving and promoting Kalmyk traditions is emphasized.

Key words: Kalmyk people, metaphysical representations, axiological portrait, traditional representations, linguistic concepts, globalization, spiritual values, cultural preservation, lingualcultural science, ethnic identity.

В эпоху стремительных преобразований миропорядка, цифровизации, технологических изменений многие люди ищут опору в культурных и философских основаниях своего народа. Эти многолетние, устоявшиеся принципы служат якорем в нестабильном мире. В данной статье мы проанализируем, как калмыцкая нация, обладающая уникальным культурным наследием, видит сущность бытия. В ходе исследования за основу берется ценностно-ориентированный аналитический метод, в котором основное внимание уделяется изучению аксиологических представлений в контексте калмыцкой лингвокультуры, определению их корреляции с основными жизненными принципами этого народа. Стремясь к глубокому анализу понимания калмыками бытия, мы интерпретируем его через призму ценностных ориентиров. Данная работа направлена на осмысление влияния давних онтологических убеждений на современное ценностное пространство калмыцкого общества и потенциальное применение этого понимания в текущей социокультурной среде.

Метафизика представляет собой древнейшее и сложное подразделение философии. Происхождение термина «метафизика» уходит корнями в греческую культуру, образуясь из слов «meta» (за) и «physika» (естественное), что в первозданной интерпретации указывает на «то, что следует за естественным». Этот термин возник в трудах Аристотеля, в которых исследовались фундаментальные аспекты реальности. Но метафизика далеко не ограничивается лишь анализом того, что происходит в физической реальности. Спустя годы метафизика переключилась на размышления о главнейших и универсальных проблемах вселенной: сущности реальности, каузальности, временных и пространственных основаниях, а также духовных аспектах. За века, начиная от Платона и заканчивая Гегелем и современниками, многие философы вносили вклад в метафизические размышления. В определенные эпохи, например, в век Просвещения, метафизика столкнулась с критикой, акцентировавшейся на эмпирических и рационалистических методах. Но, несмотря на противостояния и изменения в понимании Вселенной, метафизика оставалась ключевым инструментом в исследовании базовых принципов существования. Сегодня метафизика сочетает в себе классические раздумья о природе реальности с актуальными вопросами, порожденными научно-технологическим прогрессом.

В рамках философского осмысления тема «жизни» представляется как глубокое и многозначное понятие, вызывающее интерес мыслителей различных временных промежутков. Это понимание выходит далеко за рамки простого определения биологической активности, обращая наш взгляд к раздумьям о сути бытия, роли сущности в космосе, значимости и глубине проживания, а также критериям, которые делают нас «живыми».

Античные философы Платон и Аристотель видели корни жизни в понятии души (или «психе»). Для Платона идея о душе ассоциировалась с вечностью, в то время как реальность была лишь отражением совершенного мира идей. Взгляды Аристотеля были более приземленными, он рассматривал душу как энергию, дарующую жизнь организму. Под воздействием христианских учений жизнь начала рассматриваться как путешествие души, предваряющее вечное пребывание в загробном мире. Во времена Просвещения фигуры великих мыслителей, таких как Спиноза и Декарт, акцентировали внимание на роли разума и самоидентификации. Захватывающая мысль Декарта «Cogito, ergosum» подчеркивает роль сознания в определении бытия. С появлением новых научных открытий мы стали рассматривать жизнь через призму эволюции и генетических механизмов. Философы М. Хайдеггер, А. Бергсон и Ф. Ницше представили новые аспекты в понимании времени, смерти и динамичного характера жизни.

В современном мире раздумья о жизни включают в себя вопросы морали, взаимодействия с природой, влияния технологий на нашу жизнь и поиска смысла в мире постоянных перемен. Так, исследование «жизни» продолжает открывать новые горизонты в понимании человеческого опыта.

Современные дебаты в аксиологии 21-го века интегрируют разнообразные подходы и адаптируют их к текущим социокультурным и технологическим вызовам, включая экологические, глобальные и биоэтические вопросы. В аксиологии - науке о ценностях - ключевыми являются вопросы определения их критериев и относительности или универсальности этих понятий в различных культурах. В 20-м веке аксиология обогатилась методологическими основами, например, феноменологическим подходом Гуссерля и Шелера, которые исследовали ценности через призму человеческого опыта.

В англосаксонской традиции фокус был смещен к языковому анализу, рассматривающему логические структуры ценностных утверждений. Исследование ценностей представляет собой динамичный и многоаспектный процесс, который продолжает эволюционировать в ответ на меняющиеся условия современного мира. Аксиология, преобразовавшаяся из раздумий о сущности ценностей, развивается в качестве глубокой и многогранной области знаний, отражающей требования нашего времени.

Аксиология с метафизикой, являясь двумя центральными ветвями философского дерева, связывают нити базовых аспектов человеческой интерпретации реальности. Как аксиологические, так и метафизические понимания тесно взаимосвязаны в стремлении осмыслить глубочайшие нюансы человеческой природы. Познание одной области неразрывно связано с пониманием другой, вместе они формируют сложный философский ландшафт.

Калмыки - этническая группа, некогда проживавшая в степных просторах Юго-Запада России, преимущественно обосновалась на территории современной Калмыкии. Этот регион отличается открытыми просторами, граничащими с Волгой и предгорьями Кавказа. Исторически калмыцкие племена прошли путь многих миграций, что отразилось на их культурных и социальных традициях. В древности калмыки были частью монгольских племен, а их путешествие на западные земли было результатом внутренних столкновений и потребностей в новых ресурсах. Переселение в южные регионы России в 17 веке произошло в результате миграции из Джунгарии, области между нынешним Казахстаном и Китаем. В новой обители калмыки взаимодействовали с различными этническими группами, что способствовало обогащению их культурного наследия. Калмыцкий народ активно общался как с казаками, так и с русскими поселенцами, что стало важной частью их культурного развития. Эти взаимоотношения в сочетании с их традициями дали начало особой культуре калмыков, соединив в себе элементы степных обычаев и русской культурной традиции.

Калмыки - буддисты по вероисповеданию. Буддийские учения глубоко укоренились в калмыцкой культурной идентичности, служа мостом между древними и современными взглядами народа на мир. В Калмыкии, соединившись с местными обычаями, буддизм подвергся трансформации, став неотъемлемой частью духовной жизни населения. Буддийские принципы, базирующиеся на учениях о карме и вечном круговороте жизни, стали неотъемлемыми составляющими калмыцкого мировосприятия. Однако, несмотря на прочное влияние буддизма, следы шаманизма до сих пор отражаются в национальных ритуалах и обычаях. Религиозное наследие стало катализатором развития образования, культуры и философии калмыков. Многолетнее общение с тюркскими соседями и русскими мигрантами, что также повлияло на

калмыцкий буддизм, частично послужило интеграции в ислам и православие. В работе И. А. Житецкого, посвященной культуре астраханских калмыков, выделяется особенное значение религиозных установок и их места в обыденной жизни этих людей [11]. Частные действия и ритуалы, совершаемые калмыками, направлены на коммуникацию со сверхъестественными силами, когда они ищут опеку или одобрение.

Н.Л. Жуковская в своем анализе культурных особенностей монгольских этносов, к которым относятся и калмыки, акцентировала внимание на ключевых элементах космических представлений, восприятии времени и пространственных образов [12]. Эти элементы представляют собой зеркало древних убеждений о структуре вселенной, а также о цикличности и вечности бытия.

Следует отметить, что культурные и фольклорные мотивы калмыков пропитаны глубокими метафизическими идеями, отражая их уникальное понимание реальности. Эти концепции не просто показывают их мировоззрение, но и акцентируют внимание на тесной связи народа с окружающим миром, духами предков и высшими нравственными принципами.

Калмыцкие концепции мировоззрения обладают особой философией, которая находит параллели в других культурных доктринах. Основываясь на анализах Е.В. Голубевой [6], можно заметить, что калмыки уделяют значительное внимание вечному циклу жизни, проникая в глубины взаимодействия небесных и земных реалий. Это напоминает традиции древних монголов, где ключевую роль играют динамика времени, пространственные рамки и взаимоотношения с окружающим миром [13].

Тем не менее, сопоставляя, к примеру, калмыцкие мировоззренческие установки с русской культурной наследственностью, нами замечен явный диссонанс. Так, русская философия мира чаще всего подчеркивает важность устойчивости, наследования культурных кодов и непрерывности [3]. В то время как для калмыков с их жизненным опытом в степных условиях ритмы природы формируют взгляды, придающие большое значение гармонии и адаптации к переменчивости природы [8]. Анализируя специфику калмыцкой культурной идентичности, можно выделить их особое понимание понятий «земля» и «отчизна». Исходя из работ Ц.Н. Аюшовой, для калмыков родное пространство становится не просто географической точкой, но и своего рода духовным ядром, где прошлое, настоящее и будущее соединяются в уникальном континууме [1].

Можно утверждать, что калмыцкая мировая философия, сформировавшаяся на стыке традиций монголов и собственных культурных особенностей, выделяется глубокой связью с природой, учением о космосе и времени в качестве постоянно трансформирующегося процесса. Этот анализ позволяет не только выявить отличия, но и обнаружить общие точки восприятия мира и места человека в нем. Калмыцкая культура, глубоко укоренённая в своих метафизических основаниях, является проявлением устойчивых духовных взглядов и практик. Это особенно заметно в повседневных ритуальных действиях, которые акцентируют взаимосвязь человека с природной средой. Данный феномен подтверждается исследованиями и отражается в калмыцкой культурной наследственности. Изучая языковые структуры калмыцкого языка, мы получаем ключ к осмыслению их глубоких мировоззренческих представлений о мироздании, существовании и космическом предназначении.

В языке калмыков заметно присутствуют конкретные лексические единицы, которые воплощают в себе аксиологические и культурные характеристики этой этнической группы. Термины «Жим» и «Цувг», не ограничиваясь простой интерпретацией как «тропа» или «путь», обретают дополнительные коннотативные и ассоциативные

слои, имеющие отношение к калмыцкому мировоззрению [17]. Эти слова не только репрезентируют географические или физические маршруты, но и могут расширяться до метафизических представлений о жизненной траектории. В рамках аксиологического и семиотического исследования калмыцкая терминология открывает перспективные горизонты для анализа. Слово «эмн» является краеугольным камнем, характеризующим жизненные процессы и их активацию или возрождение [17]. Этот лексический элемент в калмыцком языке обладает разносторонними семантическими ассоциациями, что подчеркивает его полисемичность и потенциал для различных интерпретаций. Следует также учитывать аналогичные лексические единицы, такие как «байрта ^иркл» и «^иркл мел бусладбээнэ», которые, в свою очередь, выделяют положительную аксиологическую окраску жизни в калмыцкой культуре [17]. Эти термины отражают оптимистическую ориентацию калмыцкого мировоззрения и его сосредоточенность на благоприятных сторонах существования. Также интерес представляет термин «дуугэн», что расширяет наше понимание жизни как активного и энергичного явления [19]. В данном контексте этот лексический образ существенен для анализа аксиологических аспектов калмыцкой культурной карты. Основываясь на данных русско-калмыцких лексикографических источников, замечено, что множество терминов, относящихся к космосу, природе и повседневной жизни, наделяются профундным философским и духовным контекстом [2]. В частности, понятие «Земля» в калмыцком мировоззрении не только ассоциируется с материальным миром, но и представляется как эпицентр духовной жизни, ядро вселенной [10]. Почитание Земли отражается в представлении ее калмыками: не просто как материальное пространство, но и сакральное место, дом для духов и предков, как это описано в трудах Т. С. Есеновой [7]. По словам исследователя, Земля символизирует соединение между прошлым, настоящим и будущим у калмыков [9].

Рассматриваемые лексемы способны участвовать в разнообразных синтаксических конструкциях, однако их семантическая полнота может колебаться, определяясь контекстуальными параметрами. В соответствии с «Калмыцко-русским словарем» (под ред. Б. Д. Муниева) эти лексические единицы могут быть рассмотрены как «семиотические маркеры», преломляющие через себя уникальные аксиологические и культурные особенности калмыцкого народа.

В целом, все эти лексические элементы проявляют высокую степень аксиологической концентрации и являются значимыми маркерами для изучения динамических и культурных особенностей калмыцкого языка. Следовательно, они представляют значительный интерес для детального и многоаспектного аксиологического изучения.

Понимание мира через призму метафизики глубоко укоренилось в духовных аспектах калмыцкой культуры, влияя на образ жизни и способ выражения через язык. Так, замечены следующие факты:

• Языковые архетипы: исследования Е.В. Голубевой показывают, как языковые образы стали ключевыми в структуре менталитета калмыков [6]. Каждый символ и метафора представляют особенный взгляд на реальность.

• Социокультурные связи: калмыцкая культура богата выразительными терминами, которые характеризуют межличностные отношения, что подтверждает словарь 1940 года [2]. Эти термины подсвечивают ценность взаимодействия и социального порядка.

• Самосознание нации: исследование А.Б. Имкеновой акцентирует внимание на том, как язык и традиции определяют национальное самосознание калмыков, подчеркивая роль языка в сохранении культурного наследия в эпоху перемен [15].

Эти исследования иллюстрируют, как метафизические взгляды и языковые нюансы определяют социокультурные практики калмыцкого народа.

Влияние метафизических концепций на современное калмыцкое искусство, литературу и медиаконтент значимо отражается в формировании этнического самосознания народа. Творчество в области литературы и изобразительного искусства часто черпает вдохновение из ключевых идей калмыцкой лингвокультурной основы, например, из понятия «Родина» [1], что интерпретируется как священное пространство, насыщенное глубоким метафизическим смыслом.

Современные медиа-инициативы калмыцкого сообщества активно интегрируют эти метафизические концепции, подчеркивая философскую глубину национального наследия. Такие проявления заметны как в выборе тем, так и в использованной символике. Н.Л. Жуковская, исследуя элементы наследия монголов, которые легли в основу калмыцкой культуры, обозначила переход этих символов в новые формы искусства [12]. Так, метафизические установки, унаследованные калмыцким народом от предков и преобразованные временем, находят свое отражение в современных культурных проявлениях. Эти идеи действуют как связующее звено между прошлым и настоящим, очерчивая контуры будущего.

В современном калмыцком искусстве и литературе отчетливо прослеживаются эхо глубоких метафизических концепций, активно формируя культурный портрет этнической группы. Этими же потоками насыщены медиа, выступая мостом между культурными ценностями и молодым поколением, а также представляя калмыцкое мировоззрение за его границами.

Современные проявления калмыцкой культуры, будь то кинематограф, мелодии или проза, являются симбиозом наследия и новаторства. Из исследований Доржиева и его команды известно, что уникальные языковые оттенки и культурные моменты активно прослеживаются в художественных творениях калмыков. Языковая игра, применяемая творцами, дарит читателю или зрителю возможность погрузиться в мир, где человек, вселенная и природная среда гармонично сливаются воедино [20].

В анализе термина «Аазр», обозначающего «землю» в контексте калмыцкой культуры, необходимо учитывать его полисемичный и коннотативно насыщенный характер [17]. Данная лексема превосходит базовые географические и физиологические коннотации, проникая в более широкие культурные и философские рамки. Лексически «Иазр» представляет собой гибкий термин с широкими возможностями применения. Он может указывать как на специфический участок земли, так и на планету в целом. Фразы вроде «Ьазр болн тенгр» или «Ьазр эврэннь кешур деер энэргнэ» иллюстрируют его универсальность и метафизическую значимость.

На синтаксическом уровне <Лазр» чаще всего употребляется как существительное, сопровождающееся различными глаголами для уточнения смысла - например, «Иазр хагсх» (изымать влагу, в контексте земли) или «Иазр хаЬлх» (обрабатывать землю) [17]. Эта глубина семантических связей добавляет к термину дополнительные слои интерпретации. Исследование «азр» выходит за рамки простого описания физического пространства, ассоциируясь также с духовными и культурными элементами жизни. Он может быть использован как ключевой фактор в изучении множественных соотношений между человеком и природой, индивидуальным и коллективным, материальным и духовным. В заключение можно отметить, что «Иазр» является не просто лексическим обозначением «земли». Это сложный символ, интегрированный в аксиологическую систему калмыцкой культуры и обладающий широким спектром культурных, философских и метафизических импликаций. Следовательно, в условиях все

более ускоряющейся глобализации и межкультурного диалога ценностные установки различных этносов претерпевают изменения, что находит свою рефлексию в лексических и культурных кодах.

С точки зрения лингвистики, глобальные процессы и ценностные ориентиры проявляются в виде лексических инноваций, семантической трансформации и интер-лингвальных переходов. Этот процесс становится особенно ярко выраженным при соприкосновении культур:

- Лексические инновации: под действием глобализационных тенденций языки активно интегрируют новую лексику. Взять, например, русский язык: слово «интернет» было заимствовано из английского языка и стало широко распространенным. Калмыцкий язык, находясь под влиянием русского, также претерпевает подобные изменения.

- Семантическая трансформация: культурное влияние может модифицировать смысловую нагрузку слова. Так, термин «Отчизна» в калмыцком контексте может обретать дополнительные коннотации в эпоху глобальных изменений, при этом сохраняя свою первичную эмоциональную глубину [9].

- Эволюция терминов в эпоху технологий: прогресс в научных сферах диктует необходимость развития и модификации лексики. Например, в контексте калмыцкого диалекта наблюдаются свежие терминологические адаптации, акцентированные на медицинских аспектах, согласно исследованию Корсункиева [19].

В словарном наследии Калмыцко-русского словаря под редакцией Б.Д. Муниева калмыцкий лексический фонд представлен как система высокой сложности, где каждый термин наделён разнообразными культурными и даже метафизическими аспектами. Рассматривая, например, термины «йиртмж» (природа), «санср» (материя, космос) и «эмдрл» (жизнь, бытиё), можно увидеть, что их семантическое поле гораздо шире привычных для нас интерпретаций [17]. Так, «йиртмж» выходит за рамки простого понимания природы как физического пространства, включая в себя такие идеи, как «йиртмжиг хуврэлкн» (преобразование природы) и «йиртмжд йир эмтх» (загадка в природе), что свидетельствует о глубокой связи человека с окружающим миром и его многоаспектной природе. Слово «санср», в свою очередь, обозначает не только материальный мир, но и космические просторы, акцентируя внимание на тесной взаимосвязи этих сфер. Это отражает интегративную особенность калмыцкой космологии, где материальное и астрономическое являются элементами одной системы. Термин «эмдрл» исследуется не только как жизнь в биологическом контексте, но и как философская категория бытия, и даже как концепт воскрешения [17]. Это может указывать на циклическую модель жизни и бытия в культурной парадигме Калмыкии. Таким образом, калмыцкая лексика служит мощным инструментом для аксиологического анализа метафизики жизни в рамках калмыцкой культуры, предлагая различные плоскости анализа и герменевтики. Это расширяет наши возможности для многоуровневой интерпретации и понимания данного культурно-философского контекста.

Трансформации национальных культурных кодов в условиях современности - это сложное взаимодействие множества факторов, среди которых язык занимает центральное место. Представления калмыков о духовных и материальных ценностях отражаются в его паремиях и в лексическом фонде. Специфика народов отражается как в этнических образах, так в логике отношений «между явлениями реальной жизни». Анализ паремий с точки зрения аксиологии занимает важное место в ценностной системе современных калмыков, чье поведение характеризуется буддийской духовностью и высокой нравственностью, заимствованных у предыдущего поколения. К ценностям калмыцкого этноса относится все то, что воплощает в себе эталонное, образцовое,

стремящееся к высокому идеалу и основанные на принятых коллективом правилах отношений между его членами. Для каждого человека ценна его жизнь. ЖирЬл - жизнь в понимании калмыков связана с трудом, с получением знаний, в здоровье. Так, Сэн квдлмшэс щиркл ясрдг, сэн идгэс мал ясрдг (От хорошей работы жизнь улучшается, от хорошего пастбища скот поправляется); Медрл щирклг сээхрYлдг (Знание украшает жизнь); Нег Yмн ввдхлэ - зовлц, эрYл-менд йовхла - щиркл (Когда что-нибудь болит -это мучение, когда здоров - жизнь). Высока оценка человека, видевшего многое в жизни: Ик щирклг узсн кун (человек, умудренный жизненным опытом). Жизнь для калмыка - ^ирЬлгн (блаженство, счастье, наслаждение, благополучие). Для калмыка характерно стремление к счастью, а счастье он видит в активной жизненной позиции. По мнению исследователя Н.Л. Жуковской, для монгольской нации, в частности, для калмыков, в понимании общечеловеческой философской категории счастья много «этнических и социальных аспектов». Так, в калмыцкой культуре существует лексема «буйн-кишг» («добродетельное счастье»). Это сложное соединение двух слов означает не просто земное счастье, а благодать, данная судьбой, Небесами, «абстрактным неантропоморфным началом, распорядителем судеб как отдельных людей, так и всего народа в целом» [12]. Счастье калмыка заключается в оказании добра окружающим. Пожелание счастливой жизни для всех живых существ в мире находит отражение в калмыцких благопожеланиях: Олн эмтнэ кишг-щирЫн хормад багтщ йовтха! (Пусть найдет место во всеобщем жизненном благополучии!); Ээж-аавинь буйн-кишгт куртхэ! (Пусть достанется добродетель предков!). Одним из признаков благополучной жизни, материального благосостояния служат дервн зусн мал (четыре вида скота): Мал асрхла - амн тоста. Однако в представлении счастья наблюдается некоторый дуализм: кашун уга - щиргл уга (нет счастья без горя); Зовлц уга - ^иргл уга (Без горя нет жизни), то есть жизнь познается в преодолении трудностей, несчастий. Данные паремические тексты свидетельствуют о философско-этнических представлениях калмыцкого народа. В пословицах аккумулированы основы философско-эти-ческих воззрений на жизнь с единством и борьбой противоположностей. Каждое крылатое выражение рождено своим временем, но при этом шире временных границ и относится ко многим случаям жизни.

Синтезируя вышесказанное, можно утверждать, что язык в калмыцкой культуре выступает не просто как инструмент общения, но и как активный элемент в передаче культурных и философских концепций. Это расширяет рамки нашего понимания аксиологических аспектов данного этноса и создает базу для будущих междисциплинарных исследований. Таким образом, аксиологический анализ паремий и некоторых лексических единиц калмыцкого языка показывает, что они формируют морально-этические ценности, регламентируя нормы поведения в обществе. Большая их часть связана с отношением к труду, здоровью, поведению в обществе и т.д., в конечном счете, с ценностными жизненными установками. Языковые особенности калмыков свидетельствуют о связи между их представлениями, повседневной реальностью и лингвистической системой. Этот анализ открывает новые горизонты для понимания их культурного наследия и мировоззрения.

Список литературы

1. Аюшова Ц.Н. Концепт «Родина» в калмыцкой лингвокультуре // Этнокультурная концептология и современные направления лингвистики.- Элиста, 2008.

2. Басангов Баатр (сост.) Русско-калмыцкий словарь. Ответственный редактор. Л. С. Сангаев.- Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. - 328 с.

3. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. - М., 1999.

4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996.

5. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. - М., 1995.

6. Голубева Е.В. Калмыцкие культурные концепты. - Элиста, 2009.

7. Есенова Т.С. «Земля» как лингвокультурный концепт ментального мира калмыков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Вып.5. 2011.

8. Есенова Т.С. Очерки по лингвокультуре калмыков.- Элиста, 2012. - 160 с.

9. Есенова Т.С. Этническое содержание калмыцкой концептосферы // Этнокультурная концептология и современные направления лингвистики.- Элиста, 2007.

10. Есенова Т.С., Горяева В.В., Джаханова Т.И. Специфика языкового сознания калмыков // Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона.- Бийск, 2011.

11. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. - М., 1893.

12. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: Учебное пособие.- М.: Вост. лит., 2002. - 247 с.

13. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. -М., 1988.

14. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. 1635-1758 гг. - М., 1983.

15. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. - Элиста, 1999.

16. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. Т.З. - Элиста, 2009.

17. Калмыцко-русский словарь. 26000 слов. Под ред. Б. Д. Муниева. - М., «Русский язык», 1977. - 765 с.

18. Кичиков А.Ш., Корсункиев Ц.К., Муниев Б. Д., Павлов Д.А., Сальмин Д.С., Сангаев Л.С., Санджарыков Б.С. Русско-калмыцкий словарь. / Под редакцией И.К. Илишкина.- М.: Советская энциклопедия, 1964. - 804с.

19. Корсункиев Церен (сост.) Калмыцко-русские и русско-калмыцкий терминологический словарь: медицина. Калмыцкое книжное издательство, 1992. - 93 с.

20. Костенков. Статистическо-хозяйственное описание Калмыцкой степи Астраханской губернии. Составлено полковником Костенковым (инициалы не указаны). -СПб.: Типография В. Безобразова и К°, 1868. - 168 с.

21. Неклюдов С.Ю. Семантика фольклорного текста и «знание традиции» // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научной конференции. Сост. В. Е. Добровольская, Н. В. Котельникова. Вып. 8. М.: ГРЦРФ, 2005. С. 22-41. [электронный ресурс] // иЯЬ: http://www. http://www.ruthenia.ru/ !Ы1к1оге/пескМоу21. Ыт (дата обращения: 10.06.2014).

22. Омакаева Э.У. Время // Калмыцкие и русские лингвокультурные концепты. Элиста, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.