Научная статья на тему 'Метафизика всеединства В. С. Соловьёва как методологическая основа христианской социологии'

Метафизика всеединства В. С. Соловьёва как методологическая основа христианской социологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
123
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафизика всеединства В. С. Соловьёва как методологическая основа христианской социологии»

- что равнозначно установлению «иерархии социальных сфер» и определению истинных идейных оснований. Свободная теократия как идеология такой политики.

Выводы: 1) преодоление современного кризиса возможно теоретически и практически, поскольку нет принципиальных препятствий и наблюдается лишь таковое «состояние» общества; 2) преодоление его возможно не как спонтанный процесс, а как целенаправленная социальная и культурная политика на основании определенной концепции; 3) используя концепцию Соловьёва, можно вполне адекватно проанализировать современное состояние общества и, основываясь на ней, попытаться преодолеть современный кризис.

Т.П. БЕЛОВА

Ивановский государственный университет

МЕТАФИЗИКА ВСЕЕДИНСТВА В. С. СОЛОВЬЁВА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХРИСТИАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

В современной отечественной социологии усиливается осознание того, что признание заслуг русской религиозной философии перед социологической наукой пока явно недостаточное, что адекватной оценки и осмысления вклада в неё до сих пор нет, а также подчеркивается, что русские философы основали особое направление - христианскую социологию. В первую очередь необходимо обратиться к творческому наследию крупнейшего русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьёва, явившегося родоначальником христианско-социологической парадигмы.

Соловьёв, как известно, жил в то время, когда на Западе и в России социологическая наука зарождалась и институционализировалась. Специальных трудов по социологии он не писал, однако уже в своей магистерской диссертации по теме «Кризис западной философии (Против позитивистов)» Соловьёв подробно анализирует учение о трех стадиях общественного развития

О. Конта и с позиций метафизики раскрывает ограниченность позитивизма.

В своем выступлении в публичном собрании Философского общества при Петербургском университете 7 марта 1898 г. по проблеме «Идея человечества у Августа Конта» B.C. Соловьёв остановился на контовском учении о Великом существе, или о религии человечества и раскрыл его неполноту в силу отрицания Контом Бога и Христа.

Однако Соловьёв интересен не только критикой позитивизма, но и разработкой своей оригинальной социальной теории, представляющей большой интерес для социологов.

Анализ социальных проблем Соловьёв проводит на основе учения о всеединстве. В центр социального анализа философ ставит тему взаимодействия личности и общества, а социально-историческое развитие трактует как «долгий и трудный переход от зеерочелоеечестеа к Богочелоеечестеу».

Прогресс, согласно Соловьёву, есть нравственное совершенствование человека и человечества и развитие солидарности, высшим выражением которой является любовь, понимаемая в христианском смысле и позволяющая человеку осознавать собственное несовершенство и стремиться устранять его посредством преобразования себя и мира «по высшему идеалу, т. е. по образу и подобию Божию».

По мнению специалиста по истории российской социологии Г.Я. Миненкова, Соловьёв остался на позициях социологического реализма (универсализма) и его социальная концепция по сути антиперсоналистична, хотя он все время декларирует абсолютную ценность личности. В то же время Соловьёв искал выход из указанного противоречия, что проявилось в трагическом мироощущении «Трех разговоров...» Мыслитель увидел здесь опасности универсализма и фактически отошел от своих прежних социально-философских построений.

Метафизика всеединства B.C. Соловьёва послужила первоосновой для зарождения в России направления христианской социологии, в рамках которого концептуально оформились две тенденции: персоналистическая (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев) и универсалистская (С. Н. Булгаков). Среднюю линию на основе умеренного универсализма попытался провести С. Л. Франк.

На становление христианской социологии в России оказали влияние не только идеи B.C. Соловьёва, но и неокантианство (прежде всего неокантианская версия марксизма - «легальный марксизм»). Однако именно соловьёвское наследие определило развитие софиологических поисков.

Социально-исторический процесс представляется Булгаковым как столкновение идей и действий двух религий - челове-кобожия и богочеловечества, из которых первая концепция ориентирована на град земной, на реализацию некоего социального идеала, а вторая - на град Небесный. При этом опасность первой религии Булгаков видит в возможности объяснять зло в мире только внешним устройством общества.

В работах эмигрантского периода о. С. Булгаков акцентирует внимание на идее Царствия Божия как того единого блага, которое нам надо искать, т. е. социологический подход уступает место апокалиптическому. Однако идеи христианской социологии получили дальнейшее развитие.

Христианским социологом был, например, П.А.Сорокин. Конечно, этого самого известного на Западе российского социолога нет достаточных оснований считать прямым последователем В. С. Соловьёва. Однако в их творчестве есть удивительные созвучия.

Как известно, XX век Сорокин характеризовал как время глубочайшего социокультурного кризиса. Однако исходя из положения о перманентных флуктуациях культурных типов, Сорокин считал, что в перспективе обязательно должен сформироваться новый интегральный социокультурный порядок, воодушевляющийся «духом всеобщей дружбы, симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью...».

Чтобы практически участвовать в деле преодоления кризиса, Сорокин организовал Гарвардский исследовательский центр по созидающему альтруизму (1949 - 1963), задачами которого являлись изучение и пропаганда общемирового опыта альтруистического творчества и любви, которые, по Сорокину, могут положительно повлиять как на межличностные, так и международные отношения и стать самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания челове-

чества и превращения отдельного человека в исключительно самоценную величину.

Особое место в социокультурном развитии человечества в XX веке Сорокин отводил русской нации. Он явно идеализировал советскую систему, отчасти вследствие того, что он делал свои выводы на основе только той ограниченной информации о советском обществе, которая доходила до стран Запада, в частности США, где он жил. Однако, вероятно, нельзя абсолютно отвергать идею Сорокина о том, что даже в коммунистический период на сознание, культуру и ценности русской нации продолжала оказывать влияние духовная традиция православия. Сорокин полагал, что именно Россия покажет миру программу расцвета сил позитивной поляризации и наиболее оптимального, гармоничного развития индивида и общества.

После длительного перерыва в начале XXI века в нашей стране возрождается интерес к христианской социологии. Первый «круглый стол» по её проблематике был проведен 23 января 2007 г. в рамках XVII Ежегодной международной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

Вопросы для обсуждения на «круглом столе» были следующие: возможность христианской социологии; её перспективы как области знаний на границе теоретической социологии и богословия, а также области социально-религиозных исследований; проблема разграничений предметных областей христианской социологии и социологии религии; опыт исследований по проблемам христианской социологии и смежным областям.

Возможность христианской социологии участники «круглого стола» обосновывали её имманентностью российскому менталитету, наличием традиции русской религиозной социально-философской мысли и современного сообщества верующих социологов, а также необходимостью изучения религиозного опыта с учетом самого этого опыта, включенного в социальный контекст. Были высказаны различные позиции в отношении научного статуса и перспектив христианской социологии в России. Однако общим мнением было то, что христианская социология не может быть отраслевой социологической наукой (как социология религии). В качестве одной из главных проблем современ-

ной христианской социологии была обозначена необходимость разработки и применения метафизической теории общества в сочетании со строго научными эмпирическими методиками.

Общий настрой выступавших был взвешенным (почти все говорили о проблемах критического отношения к проблематике исследований по христианской социологии), но в то же время оптимистичным.

Дальнейшей институционализации христианской социологии в нашей стране, несомненно, будет способствовать создание в ПСТГУ социологического факультета, деканом которого избран профессор И.П. Рязанцев. Обучение на этом факультета строится на основе синтеза фундаментального и прикладного социологического, а также богословского образования. Методологической основой процесса обучения является христианская социология как научная социологическая парадигма и как область эмпирических социально-религиозных исследований. Предлагаемые студентам учебные курсы позволят выпускникам факультета трудиться в различных структурах Русской Православной Церкви, в государственных и муниципальных органах власти и управления, в общественных организациях, в сферах бизнеса и СМИ.

Таким образом, идеи, высказанные B.C. Соловьёвым, находят свое теоретическое и практическое воплощение.

Л. Г. ПОДЛЕВСКИХ

Кировский филиал Академии Минюста России

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В. С. СОЛОВЬЁВА В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Историографическое осмысление процесса собственного развития необходимо для исторической науки. В особенности это касается её теоретических разделов (философия истории, методология истории). В 1990-х - начале 2000-х гг. представители отечественной исторической науки неоднократно констатировали, что разработка теоретических основ представляет собой одну из наиболее злободневных проблем. Этот же период (время коренных социально-политических перемен) совпал с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.