Научная статья на тему 'Метафизика успеха'

Метафизика успеха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
373
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрова Галина Ивановна

Рассматривается человеческая способность трансцендирования как способность, порождающая стремление к успеху. Способность трансцендирования характеризует только человека, она побуждает его к выходу во внешний мир и преобразованию его. В этом ему сопутствует успех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHYSICS OF SUCCESS

In the article the author considers human ability of reflection as the ability of generating aspiration to success. Ability of reflection characterizes a man only and it motives him to an exit in external the world and to transform him. In it he is accompanied with success.

Текст научной работы на тему «Метафизика успеха»

Г. И. Петрова

МЕТАФИЗИКА УСПЕХА

Рассматривается человеческая способность трансцендирования как способность, порождающая стремление к успеху. Способность трансцендирования характеризует только человека, она побуждает его к выходу во внешний мир и преобразованию его. В этом ему сопутствует успех.

Внимание к проблеме успеха вызывается замеченным противоречием между антропологическими установками, которые сформировались под влиянием ангажированной ещё в недавнем прошлом идеи приоритета общественных интересов над интересами отдельной личности, и реально определившимися в последнее десятилетие новыми антропологическими ориентациями, связанными с акцентом на индивидуальной жизненной траектории, свободе, самостоятельности и самоопределении в успешной личностной карьере.

В свете нового антропологического видения, обусловленного произошедшими в нашей стране социально-политическими и экономическими переменами, актуальными для теоретической проработки стали вопросы формирования таких личностных качеств, как стремление к карьере и успеху, деловитость, инициативность, активность, опора на собственные силы, хозяйственность, - качеств, которые не считались предпочтительными в личностной структуре. Актуализация названных характеристик, однако, обнаружила, что сегодня ни философская антропология, ни социальная философия, ни конкретные социальные практики (властные структуры, образование, экономические институты и т.д.) не оказались достаточно готовыми В теоретическом и практическом отношении к реализации новых антропологических ориентаций. Организация же социальной жизни на началах свободы, демократии и рыночных отношений потребовала актуализировать внимание к деятельности по формированию личности, стремящейся к успеху, готовой к нему не как к предложенному и данному (статусом, происхождением, семейным положением и т.п.) объективными обстоятельствами, но как к добытому собственной активностью, настойчивостью, трудолюбием и умением. Рынок, вошедший во всю систему общественных отношений, может иметь дело только с успешным человеком. Успех становится условием и категорией выживания.

Между тем, в нашей литературе совершенно не разработанной остаётся проблема антропологического проекта, аутентичного современной ситуации времени, и места в нём успеха и успешной деятельности, влияния целенаправленной работы по реализации этого проекта в социальных практиках. «Человек успешный» - высокоинтеллектуальный, активный и инициативный, деловой, организованный и ответственный, продвигающийся по карьерной лестнице и имеющий в качестве стимула ее верхние ступени - так видится человек современности.

Поднятая проблема метафизических оснований успеха является в своей постановке новой, поскольку сама категория «успех» и смежные с ней понятия («ка-

рьера», «свое дело», «бизнес» и подобные) не подлежали легитимации, употреблялись только в негативном контексте наряду с характеристиками «делец», «карьерист» и т.п. Вместе с тем отдельные стороны в содержании интересующей нас категории всегда представляли интерес, и к ним сегодня проявлено позитивное внимание. Для снятия с этой категории оттенка негативизма обратимся в первую очередь к метафизическим основаниям успеха и покажем, что именно успех, стремление к успешной деятельности органичны человеку, заложены в его природе.

Метафизические истоки успеха уходят в глубины бытия, в те самые «начала», «пределы» и «исходы», которые, не будучи физическими, биологическими или физиологическими - вообще не будучи материальными, создали новый вид существования - бытие человека. Указание на них позволяет увидеть в человеке некое иное, чем всё прочее в мире, существование. Возможно, конечно, что человек и имеет родственные связи с природой, но не они создают его в человеческом образе, ибо не могут привязать его к ней окончательно. Человек отпущен в самостоятельное - иноприродное - существование. В выходе и в своём говорении «мощного “нет” природе» [1. С. 163, 164, 165] он приобрёл новое качество бытия - рефлексию - как порывание с былой бытийственной сплошностью, впечатанностью и вли-тостыо в общую природную детерминацию.

Беспрецедентность человеческого бытия началась с его первым успехом - успешной эмердженцией, которую он совершил, чтобы приобрести необходимое человеческое качество - дистанцию от общего природного существования, где царил режим общего порядка, без различения, разрывов и дистанций, где наличествовало молчащее о себе бытие. Бытие человека началось с успеха, когда все природные пределы им были убраны, для него их теперь никто не мог ставить, он сам обязался их определять. Рефлексивное сознание, дав возможность выйти из инкорпорированного в органический поток жизни состояния, из общего «чувственного» [1. С. 135], или «жизненного» [2. С. 113-119], порыва, обрекло человека на самостоятельные поиски своего места в бесконечном потоке существования, поиски своих пределов. Выпав из колеи как генетической лестницы восхождения жизни в её разнообразных формах и получив ту самую дистанцию, человек решился на самоопределение. В этом ему должен был сопутствовать успех.

В дистанцированном от природы существовании он увидел себя со стороны, увидел и всё прочее как Другое, ему трансцендентное, чуждое. М. Шелер: «Когда человек... однажды выделился из всей природы, сделал её своим «предметом», то он как раз озира-

ется в трепете и вопрошает: «Где же нахожусь Я САМ? Каково МОЁ место?» [1. С. 187]. Беспокойство вопро-шания приходит как следствие видения себя и о себе узнавания. Теперь он не просто есть, не просто бы-тийствует или наличествует в мире, как и всё прочее в нём, но он знает о себе, что он есть. Чтобы занять СВОЁ место, человек больше не удовлетворяется ритмом природы и, как ее пасынок, брошенный ею, вынужден заботиться о себе самостоятельно, спешить, ибо необходимо теперь самому ставить собственные пределы и не полагаться на справедливость законов эволюции. Он становится «мерой всех вещей» (Протагор), «славным мастером», создающим свой собственный образ (Пико делла Мирандолла), он развивает качество интенциональности сознания, благодаря которому только и становится возможно в истине узнать и себя, и мир вокруг. Мир именно теперь лишь вместе с рефлексивным сознанием и появляется, ибо приобретает лицо, и дорефлексивное, безличностное «имеется» - «И у а» [3. С. 32] - исчезает. Это не значит, конечно, что в плане, например, геологии, биологии и т.п. до человека не было природы, т.е. мира «самого по себе», но ведь и сами геология, биология и т.п. есть человеческие изобретения, а потому могут говорить о мире только как о мире человека. Он есть не «сам по себе», но существует лишь как «что» умственного и физического человеческого зрения. Человек и творит его. В этом ему тоже сопутствует успех.

С точки зрения тех же геологии, биологии т.п., до человека, может быть, и была жизнь. Но на уровне человека - и это есть свидетельство философии - появляется «жизнь-больше-чем-жизнь» [4. С. 24]. «Больше» означает возможность жизни созерцать, а значит, осознавать и создавать себя. Жизнь приобрела способность встать рядом с собой, взглянуть на себя со стороны. В осознании человек спешит утвердить собственное «Я» в общем жизненном потоке и через «Я» выйти из него. И здесь он был успешен.

Преодолев витальность и оставшись один на один с собой, человек, однако, унаследовал беспокойство природного порыва («чувственного», «жизненного»), который теперь освобождается от всяческой природной каузальности и потому трансформируется в человеческое желание постоянного превосхождения всех пределов, рамок, границ - превосхождения в том числе и себя («сверхчеловек» Ф. Ницше). Выйдя из природной ограниченности, человек приобрёл опыт преодоления и прехождения любых границ, ибо теперь они ему со стороны, извне, с дистанции видны и он больше им не подвластен. Беспокойство преодоления есть трата в самопревосхождении, «возведение собственной личности на пенакль» [5. С. 128]. Перед человеком всегда «есть нечто преодолеваемое как то, чтобы стать преодолённым» [4. С. 12]. Его жизнь выходит из всяческой заграды, и в этом выхождении он хочет успеть. Успех - сугубо человеческий способ бытия. Спешить - это значит быть человеком, становиться в человеческом образе.

Выхождение, самопревосхождение, творение как качественные характеристики человеческого способа бытия создают конституирующую человека спо-

собность трансцендирования. Её эмпирическое обнаружение состоит в том, что «Я» может судить себя, почитать, презирать, иронизировать - перешагивать через себя и только так оставаться собой же. «Я» охотится за собой» [4. С. 12], никогда себя не схватывая. Трансцендирование как поспешание, как постоянное беспокойство от неостановимого желания успеха, которое приобретает формы любви как жажды обладания миром (Платон), «воли к жизни» [6], «воли к власти» [7], «воли к истине» [8]. В какой бы форме человеческая интенциональность ни обнаруживала себя, везде чувствуется мотив превосхождения, соревновательности, первенства - успеха. Успех как успевание за жизнью, даже опережение её, выход за её пределы (Г. Зиммель в идее человеческого бессмертия видит «гигантский символ» чувства выхода жизни за ее собственные пределы [4. С. 12].).

Исторически метафизические формы успеха трансформировались. Может быть, наиболее остро, ярко и осознанно чувство успеха сформировалось в эпоху Возрождения - эпоху титанов и гуманистов, людей воли к личностному отличию, к славе, к известности. Это была эпоха безоглядного самоутверждения индивида как отличительного, эпоха гуманистического индивидуализма. Успех означал выделиться, отличиться, установить, сформировать себя как отдельность, как неповторимую личность.

Эпоха Просвещения породила новую форму успе-вания за жизнью - успевание за знанием, которое давало свободу. Человек свободный, т.е. человек знания, ассоциировался с человеком совершенным. Такой человек в философии получил воплощение в «Я» как «высшем понятии» Фихте [9. С. 61] и «чистом разуме» (Кант), который брал на себя ответственность «диктовать законы природы» и «знать о вещах только то, что мы влагаем в них сами» [10. С. 11, 126, 128, 189]. Разум в своём успешном стремлении к свободе стал носителем и креатором мира. Креативность - это и было формой самоосуществления человека, который успешно нес груз своего существования. Успешным результатом человеческого творчества явилась культура. Культура - это то трансцендентное, транс-цендируя которое человек превращает в трансцендентальное как имманентное, чтобы после его освоения вновь выйти за, теперь уже свои собственные, пределы для нового успеха - освоения, захвата. И так до бесконечности, ибо в этом - способ человеческого существования. Человек стал человеком, когда создал собственную, не природную, нишу - культуру. Человек остается человеком, пока успешно это делает.

Успех, таким образом, - бытийственная характеристика человека и входит в его антропологическую структуру как ее сущностная составляющая. В успехе - сущность человека как рода.

В классическом антропологическом проекте всегда просматривалась идея именно этой человеческой сущности, и классическое определение человека и его успешного складывания в своей основе имело интенцию восхождения, возведения, дохождения и соединения со своей сущностью. Такое представление оказалось судьбоносным для формирования всей запад-

но-европейской культуры. Оно базировало антропологический проект вплоть до XX в. Человек виделся в устремлении к пределам, преодолении того, с чем соприкасался. В философской антропологии данный процесс описывается с помощью различных категорий: власть (Ф. Ницше), воля (А. Шопенгауэр), чувственный порыв (М. Шелер). жизненный порыв (А. Бергсон), любовь (Платон) через знание миром и обладание жизнью. Успех сопровождал человека, если он жаждал обладать миром, творил через проникновение в его глубины и восходил к заэмпиричным, предельным началам. Бездонность и безграничность мира постигались человеком благодаря разуму. Разум же возносил его на пределы сущего и помогал превосходить их.

Классические антропологические ориентиры формировали различные социальные практики. Так. социальная практика образования связывалась с направленным действием (педагогика - «вождение мальчиков»). ведением в мир истины как всеобщей универсалии. Все классическое образование было образованием как воспроизводегвом всеобщего образа, реализуемого через возведение ребенка к единой истине. В истории педагогики по-разному виделся этот образ, но принцип возведения к нему всегда оставался.

Даже в XIX в. в своей педагогической системе Гегель предложил держаться приоритета всеобщности и иерархичности в образовании (тогда оно могло быть квалифицировано как успешное). Формирование человека полагалось как возведение его к сущностным, всеобщим характеристикам. Отдельный же человек представал обладающим частным характером субъективности. Только общество мыслилось универсальной целостностью, всеобщим субъектом социальной деятельности. Индивид, чтобы быть способным к адаптации, приобрести комфортность существования и стать действительно успешным, должен был подняться до всеобщности общества.

Классический антропологический проект задавался единством образов и идеалов, что соответствовало тому типу культурного развития, который базировался на устойчивости социального движения, его предсказуемости, однолинейной направленности, жесткой обусловленности. Этот тип культуры не инициировал в человеке потребносга в активной жизненной позиции, в карьерном поведении, сознательно организованном движении к успеху. Все обусловливалось объективно существующими, внешне заданными идеалами и образами. Человек, научаясь идти к ним, достигал определенного предела. Достижение и было успехом. Сам же путь осуществления по общему образцу и не предполагал субъектной вариативности успешной деятельности: успешен тот, кто не противоречит единым нормам и правилам.

Только XX в. меняет антропологические ориентиры в связи с принципиальными изменениями в типе социокультурного развития. На смену стабильной традиционности приходит его динамичность, открытость, увеличение степени сложности, принципиальная изменчивость стратегий, возможность вариативных и альтернативный практик развития. Безуслов-

ное влияние на современное видение общества оказали его информационно-коммуникативные трансформации. Информация, представ в качестве основного средства его развития, объединяет все социальные структуры и сама, постоянно изменяясь, заставляет и их находиться в непрестанном движении. Общество в этих условиях держится не какой-то устойчивой центральной структурой, оно держится коммуникациями всех структур. В качестве основного принципа, определяющего современную социальную ситуацию, принимается принцип равноценности и равновероятности всех коммуникативных элементов. Оказавшись равнозначными, все части, сферы, элементы социальной действительности погрузили человека в коммуникации, которые больше не собираются в единство, на основе какой-либо определенной базовой структуры. Хаос коммуникации современной социальной реальности придал ей ту специфику, что она приняла информационно-знако-вый характер - это означает трансформацию ее вещественной и естественной предметности в искусственное техническое образование. Такие трансформации не могли не иметь антропологических следствий. Они сводятся к следующему.

В информационно-знаковом обществе человек переместился из реальной предметной действительности в действительность знаковую: действительность рекламы, пиара, масс-медиа, различного рода технологий. ко торые не имеют вещного естественного референта. Мир предметов заменился миром слов и информационных потоков, что в литературе квалифицируется как мир симулякров и симуляций. Человек, живя в такой искусственной реальности, также утрачивает свою сущность в том смысле, что он также вынужден находиться в развитии, движении, изменении. Его жизненной необходимостью становится адаптация к гетерогенности окружающих его локальных смыслов, истин, прав пл. норм. Адаптация через выбор между различными и равнозначными информационными коммуникациями, выбор собственной реальности, который становится непрестанным и перманентным - таков путь современного человека, если он хочет сохранить способность ориентации и быть успешным в своей жизни и профессиональной деятельности.

В подобной реальности он может жить лишь только как существо фрагментарное, лишенное центра, сущности и целостности. Он потерял тождество по отношению к самому себе, потерял идентификацию и оказался вынужденным в качестве способа своего существования иметь движение и изменение с целью адаптации к меняющейся социокультурной реальности. Это означает, что сегодня ставится под вопрос традиционное понятие личности, которое всегда указывало на обязательность и необходимость единства помыслов, гармонию интересов и потребностей, целостность содержания. Нет больше личностной целостности в традиционном понимании, ибо современный человек живет в гетерогенной реальности, появляющейся и исчезающей информации и потому тоже оказывается расщепленным на различные, не обяза-

тельно связанные между собой, указывающие на его изменчивость и плюральность, ипостаси.

Такова непрестанно меняющаяся социальная реальность. Человек выбирает какую-то и лишь на какое-то время становящуюся собственной жизненную реальность (профессиональный или культурный мир), выбирает не для того, чтобы быть целостно к ней приверженным и закрепить ее за собой, но чтобы при ее быстрой смене также быстро адаптироваться к новой. Человек больше не имеет стабильных характеристик, его трудно поймать и в определении, поскольку пределы стали изменчивыми, легко прерываемыми и бесстрастно, беспредельно, без сожаления им оставляемыми в целях поисков их как новых, как тех, которые могут дать ему новое, личностное существование. В сменах себя человеку остается одна подлинность-движение, изменение, коммуникация. Эта подлинность - не традиционная стабильность и стояние на одном - идеале, норме, образце, а подлинность, которая говорит о необходимости их (норм, идеалов, образцов) изменения.

Таков антропологический проект современности. Его характерная черта - видение человека в непрестанных изменениях базовых ценностей. Ими оказываются не социальные структуры, или внешне заданные нормы и идеалы развития, не принципы общества, давлеющие над интересами отдельной личности, но личностная способность самостоятельного ориентирования в сложностях и многовариативности современного мира.

Ведущими личностными характеристиками, таким образом, сегодня являются способность к адаптации и умение ориентироваться в меняющемся мире и потоке информации, познавательная активность как освоение новых методов познания и деятельности, готовность и способность менять профессию в ситуации, когда происходит размывание профессиональных границ, быстрая смена культурных и жизненных, деятельностных и профессиональных ориентиров, инициативность и самостоятельность в выборе и определении себя, когда нет готовых решений и их алгоритм как спускаемых сверху больше не действует.

Успешность, деловитость, карьера - эти ориентиры сегодня являются необходимыми следствиями социального либерализма и демократических свобод. «Успешная деятельность», «жизненный успех», «успешная личность», «карьера» и т.п. становятся поэтому антропологическими ориентирами.

Философия и психология исходят из того, что стремление к успеху и его желание органичны для человека в течение всей жизни. Такой вывод является результатом и эмпирически обобщенного наблюдения, и теоретически найденных посылок, и истори-ко-антропологических экскурсов, объясняющих это стремление социальной и генетической наследственностью. Успех есть желаемое явление всех человеческих деяний, реализации идеалов и ценностей каждой духовно здоровой личности. Он обладает и серьезной стимулирующей силой, ориентируя человека на непременное достижение результата собственной деятельности.

Успех есть стержневая составляющая в структуре личности, формирующая волевой характер её жизненных установок, активное стремление к достижению результатов деятельности и общения, позитивное отношение к окружению и жизненным обстоятельствам. Главное же, что следует особенно акцентировать, успех - это внутренний настрой и активное состояние всей личностной структуры, имплицитная характеристика деятельности, поведения, общения, проявляющаяся в умении ставить перед собой реальные цели как идеальный образ желаемого результата, выбирать оптимальные пути и иметь волю в их выполнении.

Такое определение успеха можно считать лишь предварительным, ибо в нем заложено только понимание необходимости активной деятельности и воли, но пока не названа аксиологическая ориентация личностного поведения. Это тем более необходимо, если иметь в виду, что наши рассуждения о карьере, об активном жизненном, рациональном действии - все эти рассуждения, с одной стороны, и до сих пор звучат достаточно амбивалентно, а в недавнем прошлом и вовсе идеологически не воспринимались, а с другой -действительно могут быть поняты односторонне, свидетельствуя лишь о «воле к победе» как материальному успеху. Итоговое определение успеха не может обойти отношение этой категории к нравственной составляющей личностной структуры. В самом деле, нельзя не обратить внимания на то, что современная молодежь иначе, чем прошлое поколение, переживает жизнь. К этому привело разрушение постулатов прошлого, утрата стабильности, вхождение в социальную и профессиональную деятельность факторов неопределенности и риска. Квинтэссенцией жизни в риске есть рынок, который стал доминирующим институтом нашего времени. Такая социальная ситуация всё чаще описывается как туманная, вселяющая сомнения и нерешительность: «Мы уже не пилигримы с ясными целями, живущими в понятном и структурированном мире. Нет, теперь мы бродяги-бездельники в поисках...?», и потому, «возможно, пришло время подвергнуть сомнению базовые ценности и выяснить, какие же из них жизнеспособны в «безграничном пространстве?» [11. С. 81]. Базовые ценности - это духовность, солидарность, благо и благоденствие, высокие цели и смыслы жизни. Их пересмотр, казалось бы, расчищающий дорогу к материальному успеху, квалифицирующий успешную личность, на самом деле обернулся утверждением насилия, секса, потреблением наркотиков. В таком пересмотре успеху сопутствует духовная пустота.

Вот почему успешные бизнесмены мирового класса К. А. Нордстрем и Й. Риддерстрале приходят к выводу о том, что рынок - не замена ответственности, а просто механизм для сортировки продуктивного и непродуктивного. Глобальный рыночный капитализм -не политическая идеология. Он не хорош и не плох, не истин и не ложен, он просто есть. Рыночный капитализм - машина. А у машины нет души. Мы должны развить душевное сопровождение... раз уж мы тут... Развитие технологий изменяет... наши ценности» [11. С. 12].

1. Шелер М. Положение человека в космосе II Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. 414 с.

2. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998. 195 с.

3. Левите Э. Время и другой // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998. 265 с.

4. Зиммель Г. Созерцание жизни // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М., 1996.

5. БатайЖ. Внутренний опыт. 1997. 334 с.

6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1992. 365 с.

7. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994. 352с.

8. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. 447 с.

9. Фихте Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии // Фихте Г. Сочинения: В 2 т. Т. 1. СПб., 1993. 687 с.

10. Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1902. 658 с.

11. Нордстрем К.А., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. СПб., 2003.

Статья представлена кафедрой онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета ТГУ, поступила в научную редакцию «Философские науки» 29 марта 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.