Научная статья на тему 'Метафизика сознания в триумфе Духа'

Метафизика сознания в триумфе Духа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
447
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ДУХ / CONSCIOUSNESS / SPIRIT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Быстров Михаил Витальевич

Проблема сознания разрешается на основе всепроникающей инстанции – Духа, управляющего целостностью, которая явлена нам и осознана через господствующую в мире « золотую пропорцию ». Объединяя духовное и материальное, Дух формирует и настраивает наш мозг, питая мысль и обеспечивая субъективную реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphysics of consciousness in triumph of spirit

The problem of consciousness is solved on a basis pervasive to instance of the Spirit operating integrity which is shown to us and is realized through dominating in the world « a gold proportion ». Uniting spiritual and material, the Spirit forms and adjusts our brain, feeding thought and providing a subjective reality.

Текст научной работы на тему «Метафизика сознания в триумфе Духа»

М. В. Быстров

(г. Санкт-Петербург,

Россия)

Метафизика сознания в триумфе духа О Духе

Речь идёт об изначальной настройке мира на целостность, постигаемую нами через... красоту. Оба понятия сходятся при сбалансированном познании - когда онтологический аспект обнаруживается через эстетический, и мы улавливаем своим чувством прекрасного идею целостной организации универсума. Впрочем, и любая идея служит «основой гармонии» между мышлением и бытием (П. Юркевич). А мирообразующая идея целостности элегантно и просто выражается через знаменитую «золотую пропорцию», причём - самоподобным образом, который полностью согласуется с подавляющей фрактальной геометрией природы (Б. Мандельброт), о чём подробнее ниже.

Наблюдаемая «золотая» гармония занимала и продолжает восхищать многих, тяготеющих к восприятию мира в его полноте. К таковым принадлежал И. Кеплер, выделивший в математике два «сокровища» -теорему Пифагора и упомянутую пропорцию. Но если первая касается лишь частного момента - скрытых свойств евклидовой плоскости, то вторая куда более фундаментальна и описывает единую архитектонику бытия. От неё-то, как наблюдаемого следствия, мы немедленно и переходим к невидимой причине - мировому Духу, сохраняющему ту же несравненную организацию...

Теперь и любой рациональный ум - если он не повреждён и вменяем -склоняется к идее творения. Столь великолепное устройство мира было, несомненно, задумано от века - как совершенное целое - только и обладающее, вообще говоря, смыслом. А издевательством над последним было бы предположение об эволюции через некое полуцелое и т. д. Сотворённый порядок поддерживается изоморфным ему Духом, побуждая нас добавить к известным физическим законам сохранения ещё один и самый

© Быстров М. В., 2012

важный - касательно целостности. Увы, с ней-то мы и «боремся» по недомыслию - преобразуя и «технизируя» от века целостную ойкумену...

К изначальной настройке мира на жизнь подбирается и наука -отмечая удивительно тонкую «подгонку» физических констант и рассуждая об антропном принципе. Но можно ли рассчитывать на успех, не видя в упор природной красоты и стоящей за ней целостной гармонии? Поэтому справедлив и суровый вердикт: «Единственное, что смогла сделать наука, -это засвидетельствовать о своей несостоятельности в объяснении эстетических закономерностей мироустройства» [Библия и наука, 2006: с. 160-161]. В этом всё дело... Красота мира порождена не эволюцией или самоорганизацией, а исключительно творческим процессом.

Указанный пробел наконец-то с лёгкостью устраняется. С «церебральной» точки зрения произошла гармонизация обоих полушарий нашего органа мышления - когда чувственно-образное правое, ответственное за интуицию и веру, согласовалось с формально-логическим левым. Свершившимся прозрением мы обязаны тому же Духу - который не только вдруг опознан, но который, действуя промыслительно в наших головах, ещё и ликвидировал там «разруху» и дисбаланс полушарий.

Детально метафизика Духа последовательно освещалась во многих предыдущих работах на протяжении ряда лет [Быстров, 1992; Быстров, 1998а; Быстров, 2005; Быстров, 2011]. Поэтому ограничимся лишь кратким резюме.

По большому счёту, сработал «математический реализм», причём пифагорейский тезис «всё есть число» идеально соединился с платоновским «геометрия - познание сущего». Ибо нескончаемый ряд чисел развёрнутой «золотой пропорции» задаёт радиус-вектора логарифмической спирали. Эта уникальная трансцендентная кривая, поразившая когда-то своими свойствами Декарта и Я. Бернулли, только сейчас раскрыла свою тайну. За её самоподобием скрывается изящная организация целого и встречающаяся на каждом шагу спиральная морфология природы - от большинства галактик до винтовой молекулы ДНК.

В академическом плане преодолевается и «АГ-конфликт» в основах математики - о якобы плохой соединимости арифметики с геометрией (см.: [Тростников, 1975]). Факт органического единения двух отраслей «царицы наук» именно в «субстанциальной» сфере заслуживает особого внимания и далее будет обобщён и в отношении других аспектов...

Возникающий образ изначального вихревого движения по легендарной спирали коррелирует, с одной стороны, с умозрительными вихрями Анаксагора, Демокрита, Левкиппа и Декарта, а, с другой, - с торсионными полями и «эфироворотами» современной физики (В. Ацюковский). Определённо здесь проступает «эпистемологический параллелизм» -

поскольку научная и философская мысли топчутся где-то рядом и стремятся к одному, нащупывая схожие формы, но... не ухватывая содержательной стороны...

Прямо «в десятку» попадает и неприметный для постороннего плод теоретической физики о вихревом движении в идеальной жидкости (Эйлер, Гельмгольц, Кельвин, Пуанкаре и другие). Полученный «на кончике пера» результат впечатляет своим искусным выводом из дифференциальных уравнений, хотя почти тривиален, поскольку относится к знакомому всем универсальному движению, наблюдаемому в любой непрерывной и подвижной среде - будь-то губительные смерчи, торнадо или водовороты.

Своеобразный перл матфизики как-то повисал в воздухе, озадачивая своими альтернативными модусами. Оказывается, мысленные вихри либо неуничтожимы и вечно крутятся, либо - если их нет - никогда и не появятся... Представим, однако, что некая творческая сила создала вереницу подобных вихрей в нашей воображаемой жидкости. Тогда, во-первых, они станут «бессмертными», а, во-вторых, будут выглядеть ещё и неразрушимыми индивидуумами, обладающими - как показывает анализ - всеми свойствами, присущими... атому (!)... Не отсюда ли и блеснула у Кельвина эксцентричная мысль о вихре-эфирной природе атома?

Но в настоящем контексте идеально-жидкостные вихри обретают «второе дыхание». Будучи до того неприкаянными и маргинальными, они сразу онтологизируются - если придать им траекторию «золотой» логарифмической спирали. Забудем заодно и о жидкости - как вспомогательной и теперь излишней «подпорке»... Решающий шаг! Осталось только перейти от трёхмерной картины к «безмерной» -внепространственного и вневременного Духа!..

Получив таким образом законные «права гражданства» и став «осмысленными», наши «квазивихри» эффектно подкрепляют навязчивые философские представления о вихревом первоначале - которое отныне фундируется и снабжается конкретной... целью. Словом, прежняя смутная догадка вдруг оживает с новой силой... И как полезно - особенно философии

- иногда справляться о достижениях в соседнем департаменте!..

Уместно вспомнить и об «энергетической теории» В. Ф. Оствальда (1853-1932, Нобелевская премия 1909 г.), в которой движение мыслилось без материи! Это была смелая идея, не оценённая современниками и нашедшая только сейчас свою «нишу»... Речь идёт о движении как таковом - о «носителе собственной сущности» или о «свойстве, неотделяемом от своего носителя». Но не сводится ли всё к мысли, которая и вправду обходится без всякого субстрата?..

На ещё одну параллель в познании намекает и геометризация современной физики - перманентная тенденция к большему

абстрагированию, словно реанимирующая «удивительную эффективность математики» (Н. Винер). Не устремляется ли подобная нарождающаяся геометродинамика (Дж. А. Уилер) - двигаясь, правда, «снизу» - к тем же искомым предельным основаниям бытия? Увы, блистательные теоремы матлогики (К. Гёдель, А. Тарский и др.) предупреждают, что к высшему началу ведут не дискретные рациональные шаги, а интуитивное постижение, подразумевающее, кстати, и онтологическое «подключение» к нему. Такой прорыв и случился, по сути, через «правополушарное» - патетическое -узрение целостности в общепризнанном «золотом» инварианте гармонии...

И всё же, к обсуждаемому абрису Духа надо относиться сдержанно. Для любого верующего важнее переживание «даров» и «плодов» непостижимого Духа, а не его описание. Оно никогда не достигнет полноты... в попытках описать неописуемое... Во благо наше вполне достаточны вышеупомянутые атрибуты Духа, которые воплощаются в материальных вещах и с триумфом свидетельствуют о его мощи. Созерцая неповторимую «золотую» метрику природы, мы всегда мысленно обращаемся к Автору столь изысканного порядка. А Он, будучи до конца непостижим и недосягаем, пожелал благосклонно, чтоб его неуклонно познавали и приближались к нему...

Более того, можно снова показать, что первична идея, а не числа, играющие скорее иллюстративную и «обслуживающую» роль. Возьмём банальную рекуррентную последовательность в алгебраической форме, чья закономерность видна сходу: А, В, А+В, А+2В, 2А+3В и т. д. Нетрудно убедиться, что отношение любого члена к предшествующему стремится к «золотоносному» пределу 1,618! Обратим внимание и на «эффект памяти» (!)

- поскольку начальные буквы ряда «сидят» и во всех сколь угодно отдалённых его компонентах...

Следовательно, обсуждаемая гармония обусловлена элементарным «алгоритмом» повторяющегося составления целого из двух взаимодополняющих частей - эксплицируя древнегреческое «всё едино» (Ксенофан), «из всего одно, а из одного - всё» (Гераклит) и «во всём есть часть всего» (Анаксагор). Притом обнаруживается уникальное сочетание аддитивности с мультипликативностью, имеющее, на наш взгляд, далеко идущие последствия...

Отсюда вырисовываются и корни заявленного в квантовой механике Н. Бором (1925) принципа дополнительности, который он потом настойчиво продвигал в теорию познания, психологию и другие области. Разумеется, не иначе как вездесущий Дух, направляя нашу мысль в любых разумных деяниях, оставляет там свой след. Но что тогда мешает проэкстраполировать данный принцип и на взаимные чувства вроде эмпатии, симпатии и особенно любви? Она и выражает эмоциональное отношение дополняющих друг друга частей в целом...

Наконец, в «золотой пропорции» обнаруживается направленность -сугубо «профилирующий» атрибут для мысли и сознания. Иногда различают «первую» и «вторую интенцию», относящиеся, соответственно, к внешнему объекту и содержанию самого мышления. Причём в последнем случае предполагается акт интеллектуальной рефлексии. Она-то и была тонко «смоделирована» математической итерацией, давшей абсолютно непредсказуемый и столь неожиданный эффект (подробнее см. в монографии: [Быстров, 2005: с. 30]).

Подытожим сказанное. Восхождение «наверх» от испытанного критерия красоты и гармонии дало нам образ незримой и управляющей миром «субстанции». Под углом философии решилась тем самым её кардинальная задача - о сведении сущности с явлением. О том же вещал и Гёте: «Прекрасное есть манифестация сокровенных законов природы, без проявления которого они навсегда остались бы сокрытыми»!

А тремя столетиями раньше и буквально «в масть» настоящему контексту выразился кардинал и математик Николай Кузанский (1401-1464): «В едином Боге свёрнуто всё, поскольку всё в Нём; и Он развёртывает всё, поскольку Он во всём». Была ли это лишь метафора? В самом деле, оба оппозитных глагола олицетворяют бинарное действие Духа, с помощью коего Творец сначала мысленно собирает «всё» в едином плане, а потом разворачивает задуманное в материи...

Нечто аналогичное происходит и у нас «под шляпой» - в правой и левой половинах коры: сперва мы «собираемся с мыслями», а затем раскрываем их для других, «одевая» в слова. Двухфазно и наше дыхание, причём в обеих частях Библии, на иврите и греческом, дыхание и Дух этимологически совпадают - руах и пневма. Нелишне заметить, что в древнегреческой мифологии дыхание человека связывалось и с вихреобразованием, на которое, кстати, иногда ссылается и современная физиологическая акустика, анализируя звукообразование.

Физические проекции Духа

Вероятно, главный сюрприз открывшегося миропонимания сфокусирован в «творении из ничего». Эта центральная претензия и догмат теологии, всегда столь эпатировавший научный истеблишмент, сейчас - ко всеобщему ликованию - решительно примиряет обе стороны.

Завеса мистики спадает и теперь видится вихреобразное сворачивание Духа, а точнее - духовной, или «нетварной» энергии, дающее первые элементарные частицы. А действовать и творить, скажет всякий, без энергии невозможно. Иными словами, вершится конкретная «геометризация»

знаменитой формулы Эйнштейна (— ^ т) - откуда и школьнику сразу

с

понятно происхождение у первичных «сгустков энергии» механического момента, или спина.

В унисон звучит мнение о сотворении мира из ничего и в Каббале - как «сжатие целостности» и «концентрация», или «стягивание» («цимцум») мощи Божества в точку (И. Лурия). Таким способом единое и целое переходит во множественность и многообразие конечного...

Описанный сценарий пересекается, между прочим, и с «жидкостными вихрями» - поскольку их сердцевина (ядро) вращается как твёрдое тело (!), тем самым явно выделяясь из «окружения» в роли самостоятельного, или, скажем теперь - сотворённого (!) объекта (см.: [НиНе, 2000]). Весьма ценное наблюдение!

Впечатляет и признание А. Эйнштейна: «Элементарные частицы материи по своей природе представляют собой не что иное, как сгущения электромагнитного поля» [Эйнштейн, 1965: с. 689]. Но электромагнитные волны суть продукт разрыва химических связей, т. е. как бы рукотворный «эрзац Духа», выпущенного на волю вследствие процесса... «рассотворения»... Надо признаться - почти шокирующий и отрезвляющий поворот мысли...

Идея «из ничего» мерещилась и прозорливому Платону, твердившему о геометризующем Демиурге. А Гегель писал об «отчуждении Духа в материю»... Получается, и в самом деле, всё сущее образовалось буквально ех шЫ^... Отблеск этого принципа виден и у Ньютона - когда, «богоподражая», он открыл «на пустом месте» математический анализ, основанный на понятии актуальной бесконечности - как раз той «абстракции необозримости», каковая у нас ещё и наполнилась глубоким смыслом...

В том же ключе вполне привлекательную вихревую модель атома когда-то предложил и лорд Кельвин (У. Томсон) - правда, на базе пресловутого эфира. Отбрасывая теперь этот опостылевший «костыль науки» раз и навсегда, мы приходим к абсолютно приемлемому для всех представлению.

Да и всякие иные надуманные среды, типа «первичного бульона» эволюции, становятся излишними - и более не надо терзаться тем, откуда они могли бы взяться... Нет слов - триумфальное и долгожданное просветление ума со вздохом облегчения!..

С позиции Духа и через парное взаимодействие - имманентное «золотой пропорции» и... любви (!) - интерпретируется также всемирное тяготение [Быстров, 1999]. Попросту говоря, «духовное тяготение»

закономерно пронизало и физическое...

Ещё один успех сопутствует духовной трактовке двух давних проблем, лишавших многих спокойного сна. Это - нарушение чётности слабых

взаимодействий физики и загадочная закрутка - хиральность — структур и молекул в биологии («левые» аминокислоты и «правые» сахара, нуклеотиды). Показательно, что при летальном исходе организма зеркальные изомеры тут же начинают рацемизироваться, или перепутываться... По поводу этого скорбного момента один из набожных древних патриархов высказался куда проще: «Когда Бог берёт к Себе Дух, тогда человек возвращается в прах» (Иов, 34, l3-l5)...

Тайна неравнозначности правого и левого, увы, не поддаётся научному штурму - на что и намекал В. Паули, восклицая: «Я поражён не столько тем, что Бог - левша, сколько тем, что его руки оказываются симметричными -когда он проявляет свою силу!»...

Проблема действительно выпадает из «рациональных сетей», а обходя их, мы и выявляем «метанаучный» - глобальный «фактор диссимметрии». Не будем, однако, вдаваться в дальнейшие детали, дабы не отвлекаться и не перегружать изложение...

Фликер-шум — вестник Духа

Напрямую же «в теме» оказывается другой «фигурант» - мерцающий flicker, или «шум і/f», названный так за характерный гиперболический спектр колебаний. Он удивительно вездесущ и ещё недавно - с 50-х годов прошлого столетия - будоражил и сотрясал физическое сообщество, не преуспевшее и по сей день в его интерпретации. А разве можно приписать единому «механизму» однотипные колебания, наблюдаемые не только в электронике, открывшей их (1925), но и во всей природе: живых организмах, морском бризе, шуме леса и т. д., в экономике и... музыке?

«Неспецифичность» фликера, т. е. поразительная независимость спектра от природы флуктуирующего объекта, подвигает ассоциировать его с организацией как таковой - столь же универсальной и благой и... вносимой со стороны. Ключевой момент! Причём, в частотном Фурье-спектре нашего героя усматривается и вихревая «начинка» [Быстров, 1998b: с. 375-390].

Любопытно, что ещё в ранних сугубо физических публикациях -отечественных и зарубежных - подчёркивалась «масштабная инвариантность» (= фрактальность) фликера, что уверенно ведёт к одному -единственно тотальной и тоже самоподобной «золотой» организации! Её-то бессменный носитель - мировой Дух - и наводит целостный порядок в бесчисленных, хотя и разнородных, но сходных по своей подвижности -лабильных динамических системах. Решающее умозаключение!

Образно говоря, повсеместно «звучит» слаженный «i/f-оркестр», управляемый непревзойдённым дирижёром. «Резонирует» со сказанным и почти сенсационное обнаружение «золота» и консонансных аккордов в

пифагорейской «гармонии сфер» нашей Солнечной системы [Бутусов, 1978]. Петербургский астрофизик убедительно и окончательно засвидетельствовал вселенский статус замечательной архитеконики, простирающейся от микро-до макро-мира (см. также: [Суббота, 1996; Цветков, 1997] и другие книги).

Самое время вспомнить, что и наш мозг - предмет гордости и «самая высокоорганизованная материя во Вселенной» - тоже обладает, подобно всем «1Д-системам», особой пластичностью и гибкостью.

Одна из капитальных публикаций потрясает эвристическими выводами, попадающими прямиком в нашу «идеологию» [КвзЬпвг, 1982]. Например, отмечалось, что шум типа 1Д... может служить моделью эволюционирующих систем и... «отражает сильное влияние прошлых событий на будущее». Сюда относятся «произведения искусства, развивающие центральную тему, скажем, романы и симфонии», «рост и совершенствование личности» и т. д.

Знаменательное обобщение! Далее добавляется, что «процесс 1Д» имитирует «систему, накапливающую информацию, и ... сочетает сильное влияние ... прошлых и текущих событий... А результатом является до некоторой степени предсказуемое поведение системы, которое, однако, оставляет место для ... новых тенденций и возникновения неожиданного...». Впрочем, поистине неожиданным и стало обнаружение памяти у 1Д-физической системы - способности, свойственной, по Аристотелю, исключительно живому, тогда как воспоминаниями наделён только человек...

Но то же справедливо и для Духа «золотой» целостности, который наставляет на всякую истину, делающую нас свободными. Дух способен также напомнить (Ин., 14, 26). О «памяти Духа» писал и А. Бергсон, полагая мозг лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, а не хранилищем их. На целостном характере памяти, естественно, настаивала и гештальтпсихология...

Ещё один заключительный пассаж указанной статьи не нуждается в комментариях: «Тот факт, что музыка имеет статистику типа 1Д и что при случайном выборе нот наиболее музыкально они звучат, если имеют спектральную плотность мощности вида 1Д, наводит на мысль о ... связи между характером человеческого восприятия и памяти и структурой шума /». Блестящая интуиция! Оставалось только установить ту «завуалированную» и верховную инстанцию, которая «заказывает музыку» и отвечает за то, что «мир имманентен человеческому сознанию» (Н. О. Лосский). «Золотая» метафизика и решает эту задачу.

Нами же обращалось внимание на ещё один нюанс. Обратная корневая

зависимость , описывающая амплитудный спектр фликера, обладает ■\]х

удивительным свойством. Это - единственная элементарная функция, инвариантная к интегральным преобразованиям, будучи «обратной самой себе». Почему же Фурье-трансформанта совпадает с исходной функцией?

А «фишка» в том, что последняя даёт описание круговых вращений, эквивалентных... вихрю, подчиняющемуся... «равноугольной спирали»! Так, со времён Декарта, именуют нашу «сакральную» логарифмическую спираль в гидроаэромеханике [Прандтль, 1951]. Своей формой она обуславливает неразрывность потока - фундаментальное свойство, которое у нас преломляется в... непрерывность мысли...

Но всякий вихрь подобен самому себе - важный момент, акцентируемый ещё и логспиралью, чья потрясающая инвариантность при различных преобразованиях неоднократно обсуждалась (Ф. Клейн). Нисколько не удивляет поэтому и факт «выживаемости» вихря в частотной и временной области Ч А поучительная мораль в лапидарной форме сводится к следующему.

Фурье-образ вместе с исходной функцией образуют взаимодополняющую пару, причастную к... бинарной стратегии нашего мышления. Французский математик открыл исключительно полезный инструмент анализа (1807), позволяющий, в общем, переходить от прерывной и периодической функции к непрерывной, или... от дискретного к сплошному. С одной стороны, - спектральный образ всего процесса, а с другой, - его временная развёртка...

Но ведь и большие полушария коры мозга отображают диалектику познания в отмеченных двух основных категориях. Именно эта пара стратегий мышления и обеспечивает гармоничный в своей комплементарности modus mentis!..

А гармония даётся Духом, который руководит «сворачиванием» и «разворачиванием» нашей мысли, соответственно, в правой и левой половинах коры. Причём, единообразное «вихреподобное движение» в полушариях отличается, по-видимому, не только направленностью, но и знаком спирали - на что косвенно указывает обронённое вскользь замечание В. И. Вернадского о разной хиральности процессов и структур в живом организме... Но об этом - в другом месте...

Новый взгляд на сознание сквозь призму Духа

Теперь проясняется метафизика «трагически невидимых психических явлений», а давняя психофизическая проблема, занимавшая ещё Декарта и

1 Более детальную информацию можно почерпнуть из монографии: [Быстров, 2006: гл. 3, с. 249-268].

Лейбница, оказывается несостоятельной и падает. Ибо осознание реальности мироправящего Духа, доминирующего, очевидно, и у нас «в черепной коробке», избавляет от всяких мучительных раздумий о связи физиологии и мышления. Дуалистичность картины сменяется стройным монизмом -торжествующим и строго обоснованным.

Видимо, ещё точнее был С. Франк, говоря о монодуализме -«антиномичном и наивысшем постижении Абсолюта ... в сознании», обеспечивающем «усмотрение целостной реальности». Стремление нашего религиозного философа и психолога примирить рациональную мысль и христианскую веру наконец-то находит своё завершение...

Остатки скептицизма на этот счёт окончательно улетучиваются, если ознакомиться с ещё одним пионерским исследованием И. А. Рыбина [Рыбин, 1990: с. 19-25]. Если коротко, то автор статьи попытался отважно заглянуть в сознание, объединив математически два основных закона психофизики -Вебера-Фехнера и Стивенса - и «выкинув» таким приёмом физическую переменную. Его интересовало, прольёт ли найденное обобщение какой-либо свет на глубинные когнитивные и, вообще, ментальные процессы в нашем Я.

В итоговой формуле, к полному изумлению исследователя, выскочило -как чёртик из табакерки - сакраментальное число 1,618! Тут же было отмечено сходство нового выражения с известным лингвистическим законом Ципфа-Мандельброта, входящим - заметим - в семейство идентичных по виду распределений в экономике (Парето), наукометрии (Лотки) и т. д. [Быстров, 2000]. Для дальнейшего важно, что эти распределения выступают полновесным и «статическим» аналогом фликера - со всеми вытекающими коннотациями...

Слегка упростив и преобразовав полученную формулу к виду ^1,618 S » F, где S - субъективная оценка стимула, а F - ощущение, или сенсорная величина, мы сразу распознаём в ней логарифмическую спираль. Выходит, наше сознание только и делает, что логарифмирует нечто по особому -«золотому» - основанию - вывод, могущий несколько смутить и озадачить конформистски настроенного психолога...

Но его мог бы утешить Стэнли Стивенс, специально овладевший математикой, чтобы смело водворить психологию на «точные рельсы». Они-то и вывели её к маломальской количественной определённости... Припоминается заодно и логарифмирование в исчислении энтропии по Больцману или информации по Шеннону - с использованием аналогичной формулы, но с обратным знаком. Даже на счётной линейке, канувшей сегодня в прошлое, мы по сути «логарифмируем руками» - двигая бегунок при умножении чисел...

Наконец, и в исконном законе Фехнера (1860) интенсивность ощущения определяется опять же логарифмом силы раздражения. Впрочем, сам

немецкий философ предпочитал оперировать прогрессиями: если

раздражение следует геометрической, то ощущение - арифметической.

А выше мы уже затронули уникальное свойство «золотого» ряда -сочетать сложение с умножением. Если вернуться к уравнению логспирали в удобных полярных координатах, то её «коэффициент роста» и будет, естественно, основанием логарифма «из благородного металла». Сложение же в данном случае «онтологизируется» - описывая монотонное образование целого из двух частей и выделяя тем самым нашу спираль из бесконечного множества ей подобных...

Она и задаёт имманентное всему мирозданию размеренное возрастание, комбинирующее (1) скрытое накопление будущих признаков, остроумно смоделированное половым созреванием кроликов у ряда Фибоначчи, и (2) появление нового в надлежащий момент - что и дало повод Гёте назвать эту спираль «кривой гармоничного роста и развития». Так бьётся и наше сердце, отдыхая на диастоле, которая длиннее систолы тоже в 1,618 раз! (В. Цветков).

Последнее обстоятельство, естественно, не обходит стороной и происходящее в сознании. Как тонко подметил М. Планк, «законы нашего мышления совпадают со сходными закономерностями, имеющими место в процессе получения впечатлений от внешнего мира». То есть, мышление следует за восприятием - почти трюизм, звучащий в унисон с локковским «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Правда, Лейбниц вносил здесь поправку - «кроме самого разума»...

А его современник и оппонент по некоторым вопросам Ньютон имел своё мнение: «... Есть бестелесное Существо ... которое как бы в собственном сенсориуме видит насквозь все вещи... И от них только образы доставляются через органы чувств в наш малый сенсориум...». Бросается в глаза игнорирование сэром Исааком самого аппарата мышления...

Близкие соображения в отношении функций мозга выказал через триста лет и лауреат Нобелевской премии (1932) Ч. С. Шеррингтон (18591952), полагавший, что «извилины» не создают ощущения, а служат лишь проводником его вселенской части, поступающей в наше «малое чувствилище». В «идеалистических» взглядах английского физиолога, критикуемых, кстати, Павловым, намечалось, по существу, решение судьбоносной психофизической проблемы, волновавшей умы ещё со времён Платона (Алкивиад).

Вышеизложенное подводит к тому, что она имеет исход, так сказать, в одном направлении и не имеет в другом... Любой здравый ум едва ли согласится с возможностью порождения со стороны материи духовной субстанции или... мысли (объяснение одного тёмного с помощью другого), в то время как обратная материализация допустима - через облачение Духа в

конечные формы. Изящный образчик подобного «геометрического воплощения» в элементарные частицы и был дан в предыдущем разделе...

В последнее время сознание штурмуют «с территории» квантовой механики, но даже и самая «крутая» физика не приносит ничего, кроме смутных догадок и разочарований (Р. Пенроуз, М. Менский). Безуспешность обусловлена движением «снизу», тогда как нужен скорее интуитивный и обратный ход - от высшей целесообразности, эквивалентной целостности бытия - которая, безусловно, присуща и нашей душе (С. Франк).

Где-то рядом бродила гештальтпсихология, упирая на целостность чувственного образа и сходное устройство физиологических и физических объектов. Но эти интуиции не были ничем подкреплены - пока для нас не засияла общая гармоничная организация всего и вся!

К ней исподволь карабкается сегодня и «математика гармонии» (Интернет), базирующаяся на «сечении», но... приносящая его в жертву головоломным математическим изыскам. За их лесом, увы, не видно уже и «древа познания» - какой же цели служит прекрасное?

Напротив, в цитируемой статье отмечается, что «в художественном произведении ... овеществлены законы психики творческой личности», которая «думает не столько об успехе, сколько о глубине и полноте самовыражения». Именно!

Скажем точнее: художник служит проводником Духа, способствующего материализации его замысла на полотне или нотном стане в одном и том же чудесном «дизайне»... Недаром говорят, что целое поёт мелодию, производя впечатление законченной музыкальной фразы - несколько расплывчатая метафора, которая ныне «сублимировалась» в чёткий «закон l/f»!

А для конкретно музыкального опуса заявленная композитором тема выражается в акустическом диапазоне со всеми изысками и фиоритурами. «Слышимое» переходит влево и плавно в инфранизкочастотную и «беззвучную» гиперболу - с виду безликую и однообразную. Но в ней-то и фиксируется гармоничность исполняемого - заключённая главным образом в медленных корреляциях «фликера», диктуемых «из-за кулис»... Духом. Такой типичный Фурье-спектр демонстрирует Первый Бранденбургский концерт И. С. Баха - прославляя тем самым уже и «алгеброй» великого сочинителя фуг и органиста [Voss, Clarke, 1978: p. 258-262].

«l/f - процесс» занимает промежуточное положение среди своих двух соседей и «конкурентов» по части благозвучия - со спектрами l/f0 и l/f2. Он являет собой и вправду «золотую середину» между полностью хаотичными и раздражающими колебаниями первого («белый шум») и тоскливым детерминизмом второго («коричневый»).

Что же мы имеем в сухом и полезном осадке из всего сказанного?

Начнём с того, что намёк на тотальный «закон 1Д» бессознательно улавливался и в информационно-эстетическом дискурсе (см.: [Тростников, 1968]). Во главу угла там ставится непременно сопутствующее талантливым произведениям искусства лёгкое уклонение от нормы - нарушение выбранного размера стиха и ритма в музыке или смещение из центра главного композиционного элемента картины. Причём, оказывается, слишком большое отклонение мешает нам ухватить закономерность и вынести сносное эстетическое суждение, а очень малое - вызывает информационную недогрузку и скуку. Не послужило ли это поводом Ф. Бэкону заключить: «Нет такой совершенной красоты, в которой не было бы некоторой доли странности»?..

Гений джаза Луи Армстронг знал, что к чему. Обычно перед началом выступления он выстукивал ногой постоянный ритм. А как только оркестр подхватывал его, нога Армстронга меняла темп и начинала стучать вдвое чаще. Но когда он пел или играл на трубе, ударения располагались вокруг и около того ритма, который отстукивался по полу. Почему же и Пушкин питал антипатию к строгим созвучиям, а мелодия Армстронга всегда вилась поблизости от ритма, но не следовала ему точно?

Ту же цель преследует и синкопирование - лёгкое искажение и «фальш», намеренно вносимые исполнителем и служащие средством индивидуализации игры, придающим музыке особую выразительность. Музыкант свободно самовыражается - сообщая своему детищу неповторимое очарование, которое и пленяет нас. Но... «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор., 3, 17)!..

В общем, все утончённые отклонения от нормы, «вольности» и перебои в ритме, включая контрапункт, призваны... «заменить мёртвую схему биением живого сердца». Именно! Но отныне уже не до аллегорий, ибо мы узнали истинную динамику нашего главного органа (см. ниже), а управляющий им Дух «исходит от Отца» и потому несёт... саму жизнь... В Библии даже встречается уникальный оборот, не практикуемый больше нигде: «Ты, Господи, един, Ты создал небо... землю... и Ты живишь всё сие... » (Неем., 9, 6). А мы рискнём ввести и свой неологизм - вихреоидный Дух - в котором суффикс восходит к трансцендентному эйдосу Платона, синонимичному идее...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, державный Дух исподволь «дирижирует» сознанием музыканта, как впрочем, - и высшей активностью любой творческой личности. Тогда она и участвует в сотворчестве со своим Создателем -порождая «по его образу и подобию» нетленные шедевры в той же «золотой» гармонии. Архиважная параллель! Причём, талантливый мастер, «попадая в Дух» и создавая новое и никогда ранее не бывшее, также захвачен любовью к творческому процессу...

А идя «обратным подобием», мы натыкаемся на нечто сходное в электронике - вроде модуляции несущей частоты полезным сигналом. Последний переносится индифферентной синусоидальной волной, а вот идея или мысль - внепространственным и невидимым Духом. Имеет место даже и общая настройка на резонанс - приёмного контура в первом случае и всего нашего Я во втором. При особой же «умной молитве» достигается «обожение», когда Дух полностью «стяжается» нами - в соответствии с отеческим наставлением Серафима Саровского, ведущим к радостной полноте жизни и подлинному счастью...

Упомянем о ещё некоторых ритмических экспликациях, с триумфом свидетельствующих о Духе. Период сердцебиений у здорового человека, оказывается, не постоянен, а варьирует по «закону 1Д», каковому подчиняются - внимание! - и «спайки» потенциала действия нейронов [ТозШшйзи МшИ.а, 1985: p. 429-435].

Следовательно, единая организующая инстанция управляет самой первичной нервной импульсацией, роящейся у нас в голове и универсальной для любой модальности восприятия и ментальной деятельности. Настраивая наше мышление, Дух формирует интригующую своей неуловимостью «субъективную реальность» ^иаИа) - ту самость (= целое - Я. Смэтс, или «самое само», по Лосеву), степень одухотворённости которой определяет ещё и встроенность (!) человека в целостность универсума. В этом и кроется спасение — на что указывало, несомненно, и понятие Божественной целостности у немецкого мыслителя К. Краузе (1781-1832) - наследника Фихте и Шеллинга...

Небезынтересно отметить в статье Toshimitsu Musha поучительные 1Д -музыкальные параллели - через Пасторальную симфонию Бетховена и типичные японские мелодии. Ещё любопытнее коллизия с интервалами между отстукиванием кастаньет: 1Д-спектр получается только при свободном отбивании ритма и теряется в присутствии запущенного электронного метронома!.. Увы, одиозный механический ритм берёт верх над естественным...

Отсюда видно, насколько основательно Дух пронизывает наш организм, включая и примитивные моторные функции. Под новым углом проясняется и пагубное влияние монотонного «белого шума», витающего над всей современной техникой, который беспардонно глушит живительные «розовые флуктуации» - как если бы на филармонический хор накладывалось безалаберное пение компании глухих...

Удивительно проницательным и к месту оказывается замечание Иг. Стравинского: «Феномен музыки служит нам единственно для того, чтобы внести порядок во всё существующее...». Теперь и каждому ясно, как он устроен...

В пользу тотальности 1Д-флуктуаций говорит аналогичное распределение плотности цветопередачи на картине Поля Сезанна «Розы» -когда временная частота заменяется пространственной. Замечательная находка [Masahiro Agu, 1992]! Видимо, только японский менталитет способен к столь тонкому проникновению в прекрасное с помощью математики...

Значимость «живописных» флуктуаций осознаётся только сейчас - ибо они вопиют о едином порядке в обеих априорных «всеобщих формах бытия материи», а по большому счёту, и о том, что (1) пространство и (2) время изначально пребывают в Духе - в неразличимом и свёрнутом виде... Обе данности обретаются в нашем мире лишь с первыми материальными телами (1) и началом их законосообразного движения (2)...

Цитированная работа, наряду со многими другими, демонстрирует ещё недавние интенсивные попытки в Японии приспособить 1Д-флуктуации для гармонизации «человек-машинного интерфейса» - путём введения их на производстве и в быту. И нами - под наитием этой с виду многообещающей тенденции - были получены два тематически близких патента России с приоритетом 1992 и 93 гг., а воздушный поток напольного вентилятора даже удалось, изощрённой схемотехникой, «подогнать» под 1Д - пульсации.

Однако свершившееся ныне прозрение побуждает двинуться дальше и перейти от наблюдаемого вторичного феномена к первопричине. Никакие электрические массажёры или фены, имитирующие морской бриз, не заменят нам жизнедающего Духа, действующего здесь и сейчас!

Он интернируется в родственную ему и созданную им же фрактальную нейронную сеть нашего двухдольного шедевра «под кепкой». Скажем больше - Дух господствует промыслительно и во всей «золотой» архитектонике нашего тела и в первую очередь - в разветвлённой кровеносной системе (В. Д. Цветков). В том убеждает установленная сегодня изоморфная тому же «золоту» структура воды, превалирующей в крови (В. Белянин).

Вдумаемся, кстати, во второй стих Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою»... А «душа тела в крови»(!) (Лев., 17, 11), и «три свидетельствуют об одном: дух, вода и кровь» (1 Иоан., 5, 8). Не потому ли воду и считают иногда «органической» по природе и «соком жизни» (Леонардо)?..

Таким образом, таинственный «субъективный опыт», фатально не уловимый «изнутри» и «снизу», благополучно проясняется «извне» и «сверху» - означая приобщение к объективной духовной реальности. Мы получаем доступ к самому Духу, манипулируя им в меру своей одарённости, притом открываем нечто в рамках мировой целостности - когда следуем ему в полной мере, или изобретаем что-то - если отклоняемся...

Обратимся снова к универсальному «гиперболическому закону» и попробуем соотнести его с известным представлением о Духе как «форме форм» (С. Франк).

В самом деле, разомкнутость спектра на концах при f ^ о и f ^ ю сразу ассоциируется с трансцендентностью, а выявленная когда-то наукой фрактальность фликера связывается нами с «золотой» целостностью. Важно, что такая «запредельная» целостность логически замкнута и самодостаточна, поскольку не окаймляется никакими членами на «флангах», наличие и особый статус которых, в противном случае, пришлось бы всячески оправдывать... Как тут не вспомнить о единой субстанции Спинозы («causa sui») с атрибутами мышления и протяжённости - имеющей причину самой себя в самой себе!.. Теперь видим, что абсолютно самообоснован и обсуждаемый Дух.

Словом, перед нами действительно «духовная форма», готовая вместить в себя... любую мысль. А как говорил Аристотель, «мыслящее и мыслимое -одно и то же...» (О душе, гл. 4). Вот наш интеллект и орудует в своём «малом духовном уделе» - питая и оформляя в нём свои мысли. Ситуация сходна с «насаживанием» музыкальной темы на «вечно несущий» їД-спектр или с «кодированием» мысли потоком слов, чьё частотно-ранговое распределение и звучание - NB! - подчиняются всё той же гиперболе - соответственно, закону Ципфа и фликеру. Знаменательная общность, остающаяся обычно незамеченной!

На такое единообразие «формы» можно посмотреть и с точки зрения «неспецифичности» фликера (см. выше), или независимости его благотворного эффекта от «физики» воздействия. Желанная терапия достигалась на любых используемых полях - лишь бы они надлежащим образом варьировались. Отсюда следовало, что само «благо» заключено в незыблемой инварианте всех їД-систем - их чудесной организации как таковой. Её-то «вихреподобной формой» и обладает верховный Дух, доминирующий в универсуме. Заметим попутно, что также обстоит и с информацией - связанной обычно и для удобства с тем или иным носителем, но не зависящей от него...

Под занавес - ещё одна цитата из Кузанца: «... Дух есть как бы движение, исходящее от движущего и движимого. А движение есть развёртывание движущего замысла. Дух... выводит замысел разумного основания в действительность, подобно тому как присущая рукам движущая сила выводит ... ларь, задуманный в уме мастером» («О видении Бога»).

Итак, осознан источник предустановленной гармонии, «и все напоены одним Духом» (ї Кор., ї2, їз) с его чудесной и животворящей энергией. Но главный итог - понимание «Духа жизни от Бога» (Отк., її, її) как

центральной руководящей силы, одаряющей нас высшей способностью - в

полной мере чувствовать и мыслить.

|Щ| Литература

Библия и наука. - М.: Дар, 2006.

Бутусов К.П. «Золотое сечение» в Солнечной системе // Астрометрия и небесная механика. Сер. Проблемы исследования Вселенной. - М. - Л.: ВАГО, 1978. -Вып. 7. - с. 475-500.

Быстров М.В. Вера и научное знание: конец противостояния. - СПб., 2005. - 120 с.

Быстров М.В. Метафизика целостного мировосприятия. - СПб., 2006.

Быстров М.В. О единстве материального и духовного // Вече. - 1998a. - № 11.

Быстров М.В. О шуме l/f с точки зрения всеобщей гармонии // Синергетика и методы науки - СПб.: Наука, l998b.

Быстров М.В. Об особенностях корреляционных свойств шума l/f // Оптический журнал. - 1992. - № 10.

Быстров М.В. Об универсальном гиперболическом законе // МОСТ. - 2000. - № 36, 37-

Быстров М.В. Прав ли был Ньютон относительно нематериальной природы гравитации? // МОСТ. - 1999. - № 10, 11.

Быстров М.В. Что стоит за великой теоремой Пуанкаре-Перельмана? [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публлб949, 07.11.2011. -Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/013a/02322023.htm

ПрандтльЛ. Гидроаэромеханика [2-е изд.]. - М., l95l-

Рыбин И.А. Психофизика: поиск новых подходов // Природа. - 1990. - № 2.

Суббота А.Г. «Золотое сечение» в медицине. - СПб., 1996.

Тростников В. Конструктивные процессы в математике. - М., l975-

Тростников В.Н. Алгебра гармонии. - М., l968.

Цветков ВД. Сердце, золотое сечение и симметрия. - Пущино, l997-

Эйнштейн А. Собр. тр. - Т. 1. - М., 1965.

Hutte - Die Grundlagen der Ingenieurwissenschaft. - Berlin : Springer, 2000.

Keshner M.S. 1/f Noise / / Proc. IEEE. - 1982. - V. 70. - № 3 (на рус. яз.: ТИИЭР. - 1982. -Т. 70. - № 2).

Masahiro Agu et al. Some aspects on engineering application of fluctuating phenomena // Oyo Buturi. - 1992. - V. 61. - № 7.

Toshimitsu Musha. Biological Information and 1/f Fluctuations // Oyo Buturi. - 1985. -V. 54. - P. 429-435 («Прикладная физика» на яп. яз.).

Voss R.F., Clarke J. 1/f noise in music // J.Acoust.Soc.Am. - 1978. - 63(1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.