УДК 36А.043.2.001.3
А. А. Чащина
МЕТАФИЗИКА И ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Рассмотрено социальное проектирование как деятельность по созданию и реализации социальных проектов метафизического и диалектического характера.
В настоящее время, социальное проектирование институционализировалось в массово приемлемый вид деятельности: реализовывать и создавать проекты стало элементом массовой деловой и социальной культуры. Рассуждают о платоновском проекте, имея в виду его книги «Государство» и «Законы», говорят о просвещенческом проекте, хотя сами деятели эпохи Просвещения это проектом не называли. Выступает какая-нибудь очередная «поп-звезда» и говорит, что она делает новый проект - выпустит новый диск или напишет шлягер. Это стало одним из самых расхожих современных слов, содержащих признаки инновационности, либеральности и вообще чего-то перспективного. Особенно тревожным оказывается положение в период реализации необдуманных социальных экспериментов, социальных проектов и радикальных реформ.
Современное понятие «проект» сохранило наследие древнего значения. Проект (лат. рще^ш -выступающий вперед) - тип, прообраз предлагаемого объекта. Латинское слово «рго]1е1о» переводится как «бросаю вперед», «держу перед собой»; «рщееШх» буквально означает «брошенный вперед». Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция может предстать в виде модели, прототипа, прообраза, паттерна и содержит непременный волевой компонент - решимость субъекта осуществить задуманное изменение.
Формирование социального проектирования как деятельности произошло параллельно становлению и развитию общества, последствия проективной деятельности нередко представляют собой опасность для социальной стабильности социумов. Искусственное конструирование будущего всегда было нежелательным явлением для основной массы населения, но в то же время позволяло лоббировать интересы элиты общества. Социальные проекты и сегодня определяются социальноэкономическими отношениями и чаще всего реализуются путем навязывания.
Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту реализации социальных проектов трансцендентального
характера, но они не решают насущных проблем общественной жизни. Во-вторых, такие проекты не претендуют на истину, но пытаются отразить происходящее в средствах массовой информации, под предлогом свободы слова. В-третьих, в реализуемых социальных проектах всегда присутствует субъективизм и плюрализм мнений, что несет такие негативные последствия как социальная агрессия и дисфункция основных социальных институтов.
Вместе с тем, эти же факторы могут вызывать и положительный резонанс в обществе: усиливать политическую активность населения, экономическую предприимчивость, рационально развивать социальную инфраструктуру и т. п. Так что функционирование и развитие любого общества в результате социального проектирования сопровождается социальными изменениями и активизацией инициативности населения.
Сегодня некоторые проектировщики убеждены, что проектировать можно все: города, образование, науку, космические станции, искусственные органы человека, культуру, даже само проектирование. По сути, на наших глазах складывается глобальная инженерно-проектная картина мира, в ней нет сущностей, которые нельзя было бы спроектировать. На этом этапе социальное проектирование обосновывается посредством распространения идеологии некоторого типа на прогнозирование целенаправленно достигаемых социальных перспектив. Это с неизбежностью предопределяет некоторые социальные деформации, обусловленные несовпадением желаемого и сущего, к социальному и политическому доктринерству, под которое подверстываются различные социальные проекты. Действительно, нередко в ходе проектной деятельности исходные социальные требования и ценности, предъявляемые к проектируемому объекту, или искажаются, или просто не реализуются [1].
Социальное проектирование осуществляется в соответствии со спецификой общества. Реализация социальных проектов следует определенным научным принципам, постепенно, преодолевая традицию утопизма, способствовать созданию жизнеспособных проектов на основе объективной реальности.
Таким образом, безусловная актуальность философского анализа именно социальных аспектов
проектирования и различения метафизических и диалектических типов социальных проектов на фоне увеличивающегося массива публикаций по проблеме социального и культурного проектирования еще раз подчеркивает необходимость специального исследования данной проблемы гуманитарного знания. Проектный подход в философском осмыслении сущности самого проекта представляется нам весьма продуктивным, так как позволяет четко отличить два принципиально разных способа проектирования и показать различие результатов этого проектирования в социальной практике. В настоящее время можно говорить о сведении всех возможных проектов к двум группам в зависимости от познаваемости мира, от отношения ученого к всеобщей связи явлений - метафизическим и диалектическим. Каждому проекту будет соответствовать своя модель мира -универсалистская или космическая. Эти модели предполагают определенные качества мира, на познании которых основывается познавательная активность человека. В рамках метафизического теоретизирования с позиций трансцендентальной реальности могут состояться два типа социальных проектов соответствующих неономиналист-ской и неореалистской концепциям - проект-описание и проект-план. Проект-описание имеет только информационно-обрабатывающую функцию, выражающуюся в описательной деятельности, т. е. проектировщик не претендует на истинность, он только выражает определенную точку зрения относительно происходящего. Проект-план является выражением свободы воли субъекта проектирования, роль проектировщика заключается в создании, подготовке и реализации проекта в ситуации отвлечения от всеобщей связи явлений, научных методов и исследовательских подходов.
Принимая во внимание диалектический подход, уже невозможно поверить в то, что можно произвольно спроектировать среду. Проектирование оказывается здесь внутренним элементом, компонентом гораздо более сложной системы, в которой взаимодействуют разные типы деятельности. Диалектический научный метод предполагает существование проектов только одного типа: проект-образ. Проект оказывается частной формой преобразования возможной действительности в ряду других средообразующих действий, а проектирование не бывает достаточным, оно довольно парадоксально, так как появляется представление о том, как все должно быть сделано, следовательно, процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объекты проектирования могут включать как материальные (производственные строения, машины и т. д.), так и нематериальные объ-
екты (социальное проектирование). В то же время сам процесс проектирования является нематериальным, характеризуемым как информационнообрабатывающая деятельность создания информационных моделей планирования технических работ, технических инноваций и выработки множества методов, средств и процедур для их реализации.
Проект-образ требует не только разработки замысла, который включает описание и обоснование проектной идеи, но и использования технологий создания проектной базы, механизма реализации проектной идеи. Проект должен стать мысленно осуществленной деятельностью, благодаря которой можно создать или реформировать ситуацию и привести ее к желаемому виду. Проект-образ должен быть направлен на выработку авторских способов работы, позволяющих приблизить действительную ситуацию к желаемой. Таким образом, проект - это мысленное идеальное решение проблемы в авторской постановке.
Основа субъектно-ориентированного подхода к социальному проектированию выдвинута Ю. Хабермасом, который отмечал, что «в обществе растет сознание морально-политической автономии, а это значит, что и мы сами оказались перед задачей принимать решения о том, что нормально и что нет, основываясь на собственных критериях. Человек создает «полностью индивидуальный жизненный проект», чтобы оставаться самим собой в изменчивой реальности» [2]. Такое рабочее определение вполне соответствует метафизическому пониманию социального проектирования: в нем ясно показана роль субъективного источника проекта - его автора и исполнителя.
При диалектическом определении социального проекта необходимо выделить также его объективно-ценностную природу, не умаляя при этом ведущую роль субъекта проектной деятельности. Диалектическая традиция понимания сущности социального проекта лучше раскрывается в русской философии, в основе которой лежат древнегреческие корни, поскольку и сами понятия, и их обозначения перешли в русскую культуру из Греции через Византию. Гений античной философии Аристотель отмечал: «Так как мы ставим своей задачей исследование человеческого общения в наиболее совершенной его форме, дающей людям полную возможность жить согласно их стремлениям, то надлежит рассмотреть и те из существенных государственных устройств, которые, с одной стороны, пользуются некоторые государства, признанные благоустроенными, и которые, с другой стороны, проектировались некоторыми писателями и кажутся хорошими» [3]. Здесь для понимания понятия «проект» чрезвычайно важно
различение двух проявлений природы государственного устройства, отмеченное Аристотелем, одно их которых формируется естественным образом, учитывая особенности общественного развития, а другое является результатом произвольного проектирования и претворения созданного проекта в жизнь.
Исследовав проблему социального проектирования, считаем возможным сделать следующие выводы:
1. Социальный проект представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные параметры, дающие знания о желаемом будущем состоянии социальной системы или процесса. Желаемое будущее состояние системы, которое возникает при реализации социального проекта, достигается при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других условий, а также необходимых интеллектуальных, познавательных, эвристических факторов. Философско-методологическое осмысление сущности социального проекта позволяет отличить два принципиально разных способа проектирования и показать различие результатов этого проектирования в социальной практике. Согласно универсалистской модели мира и метафизическому методу проект предстает как свободный объект, т. е. своеобразная фикция, возникающая вследствие отвлечения от всеобщей связи явлений. Согласно космической модели мира и диалектическому методу проект оказывается внутренним элементом, компонентом более сложной системы, в которой взаимодействуют различные типы деятельности.
2. Теоретический анализ социального проектирования сочетается с многообразием социальной практики разработки и реализации социальных проектов. Социальная практика может быть следствием реализации свободы воли субъекта или детерминированной субъективными факторами и объективными условиями жизни общества. Социальный проект также детерминирован объективными условиями и субъективными факторами, к которым можно отнести общественную необходимость в целенаправленном изменении и развитии социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений, в реализации конструктивного характера социальных процессов, в снижении уровня социальной деструкции, социальной энтропии, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности. Наряду с данными факторами, можно выделить и предпосылки, которые выступают внутренними детерминантами социального проектирования и предполагают многофакторность, вариативность социальных процессов, возрастание необходимости разработки соответствующих специальных
теорий социального проектирования, обобщающих эмпирический опыт и философско-методологическую базу в этой области.
3. Социальное проектирование предполагает теорию социальных изменений, сочетающуюся с практикой социальных преобразований. Социальная практика допускает социальные последствия, в то же время она раскрывает необходимость социального проекта. Стратегической целью социального проекта является создание оптимальной организации социальных отношений с учетом объективных условий жизнедеятельности различных социальных групп и обществ. Альтернативность типов социального проектирования планирует прежде всего адекватность каждого типа социального проектирования соответствующему типу социальной практики. Социальная практика актуализирует тот или иной тип социального проектирования и адекватную ему методологию. При этом в любом случае оказывается существенной как компетентность теоретика, так и некомпетентность социума, занимающегося практической реализацией социального проекта.
4. Социальное проектирование может осуществляться как социальное конструирование реальности в неономиналистском плане, когда проект выступает как попытка осознания стихийно реализующихся процессов; а также в неореалист-ском плане как социальная инженерия, когда социальный проект осуществляется под заранее сформированный социальный заказ. Для социальной инженерии и социального конструирования свойственны методики и техники субъективного изобретения социальной реальности, соответствующие метафизической традиции.
Если социальный проект выступает как не имеющий самостоятельного бытия вне своего объективного прообраза, то этот проект принимает статус образа действительности, т. е. прообразом его является социальная действительность в целостности и противоречивости ее внутренних и внешних связей. Если же социальный проект конструируется субъектом проектирования по принципу свободы воли и выступает как существующий безотносительно к сложности социальной действительности, то мы имеем дело с репрезентацией действительности, и в этом случае социальный проект выступает как трансцендентальная реальность. Доказано, что истинность социального проекта определяется ее соответствием типу общественного развития и в этом смысле истинность социального проекта выступает как характеристика проекта в качестве образа действительности или как характеристика проекта в качестве репрезентации действительности.
Социальный проект как образ действительности должен отвечать требованиям реализации объективных законов природы и общества, соот-
ветствовать действительности в контексте всеобщей связи явлений. Социальный проект как образ соответствует принципу диалектического детерминизма, где учитывается необходимость антиэн-тропийного процесса, направленного на преодоление социальной энтропии. Социальный проект как репрезентация действительности удваивает мир в качестве трансцендентальной реальности и, в соответствии с метафизическим теоретизированием, становится актуальным прежде всего для западного общества.
Согласно неореалистскому направлению, социальный проект предполагает сознательно осуществляемую последовательность действий, репрезентирующих некоторый идеальный конструкт, и в этом случае данная деятельность выступает как существование социального проекта и как воплощение социальной технологии в рамках социальной инженерии.
В контексте неономиналистской традиции понятие «проект» выступает как комментарий некоторой последовательности стихийно реализующихся действий. Следовательно, существования проекта, различаемые неономиналистами, являются ничем иным, как описаниями различных процессов, репрезентирующихся социальными проектами в рамках социального конструирования.
Создание успешного социального проекта во многом предопределяет сохранение собственных самобытных культурных особенностей, прежде казавшихся исключительно препятствием развитию. Проблема социальных трансформаций для своего обсуждения нуждается не только в планировании на макроуровне, но и в микроанализе того, как это происходит на уровне каждой страны и даже по-разному развитых регионах.
Проект не может состояться вне определенного типа культуры. В условиях некоторых типов культуры формируется только лишь соответствующий данному типу общества социальный проект. Существенно, что каждому обществу соответствует свой тип социального проекта и принцип его реализации. В коллективистском обществе проект предстает в качестве образа действительности и реализуется по принципу совершенства общественных отношений в условиях всеобщей связи явлений. Социальный проект коллективистского общества выступает как отрицательный вклад в социальную энтропию. В индивидуалистическом обществе проект предстает в качестве паттерна трансцендентальной реальности и реализуется по принципу свободы воли.
В настоящее время социальные проектировщики, к сожалению, обладают еще довольно низкой проектной культурой. Отчасти это объясняется тем, что к социальному проектированию приходят либо социологи, экономисты, культуроло-
ги, как правило, не знакомые с проектированием вообще, либо, напротив, архитекторы, инженеры, дизайнеры, системотехники, слабо ориентирующиеся в социально-гуманитарных науках. В своей работе социальные проектировщики реализуют следующие проектные процедуры. Во-первых, они замышляют новый объект, новое качество социальной жизни; во-вторых, учитывают и согласовывают требования, предъявляемые к объекту, переводят эти требования в характеристики проектируемого объекта, создают варианты этого объекта, определяют его основные элементы и связи и т. д. [4].
Анализ показывает, что эти проектные процедуры, которыми собственно и ограничивается проектная культура современного социального проектировщика, имеют свои особенности. Замышляя объект, социальный проектировщик, как правило, реализует в объекте прежде всего свои ценности и требования, чаше не замечая или игнорируя ценности и требования других «потенциальных участников» проектирования (заказчика, потребителя, согласующих инстанций). Другая особенность - новый объект понимается и замышляется не столько исходя из знания его социальной и культурной природы, сколько из существующих прототипов, т. е. сложившихся в культуре или уже спроектированных образцов. На стадии разработки эта же особенность проявляется в том, что задание и описание основных элементов и связей объекта происходит конструктивным способом, причем отношения и связи не столько реально порождаются, строятся, сколько приписываются как существующие на самом деле.
При всем разнообразии стандартов научного, религиозного или философского теоретизирования, основными, на наш взгляд, являются диалектический и метафизический. Согласно первому в основу всеобщей связи явлений ставятся объективные законы развития природы, общества и мышления. Тип социального проектирования, в основу которого приняты данные принципы всеобщей связи явлений, можно определить как диалектический. Метафизический стандарт теоретизирования, несмотря на многообразие его исторических проявлений, основан на принципе отвлечения от всеобщей связи явлений и является базисом для такого типа социальных проектов, сутью которых становится теоретическое оформление произвольно сконструированных и технологически произведенных программ, планов и реформ. Свободные от всеобщей связи явлений субъекты такого теоретизирования выступают как произвольные деятели, пренебрегающие объективными законами действительности.
Междисциплинарный характер социального проектирования как системы теоретических по-
ложений сочетается с многообразием практики разработки и реализации социальных проектов. Социальная практика может быть навязана или объективно необходима. Социальное проектирование - это практическая теория социальных изменений, или теоретическая практика социальных преобразований, которая предполагает социальные последствия, в то же время она предшествует социальному проекту. Конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий жизнедеятельности различных социальных групп и обществ. Социальное проектирование как вид научной и социальной деятельности человека формируется с конца ХХ в. Это новый формирующийся вид деятельности, направленный на создание социальных объектов, использующий для этого все современные средства: методологические знания о проектировании и социальных науках, элементы нововведений, деловые игры и социальный эксперимент.
Социальный проект детерминирован объективными условиями и субъективными факторами, к которым можно отнести общественную потребность в целенаправленном изменении и развитии социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений, в реализации конструктивного характера социальных процессов, в снижении уровня социальной деструкции, социальной энтропии, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности. Наряду с данными факторами можно выделить и предпосылки, которые выступают внутренними детерминантами социального проектирования. В числе этих детерминант укажем многофакторность, вариативность социальных процессов, возрастание потребности создания единой теории социального проектирования, обобщающей эмпирический опыт и теоретические разработки в этой области.
Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Социальное проектирование следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, общественная потребность в создании определенных объектов [5]. Для социальной инженерии и социального конструирования свойственны методики и техники субъективного изобретения со-
циальной реальности метафизической традиции. Если социальный проект рассматривается как не имеющий самостоятельного бытия вне своего объективного прообраза, то этот проект принимает статус образа, прообразом которого является социальная действительность в целостности и противоречивости ее внутренних и внешних связей. Если же социальный проект конструируется субъектом проектирования по свободному произволу и провозглашается существующим безотносительно к сложности социальной жизни, мы имеем дело не с образом, а с репрезентацией социальности, не с объективной, а с трансцендентальной реальностью.
При этом альтернативность типов социального проектирования не должна сводиться исключительно к абсолютизации их антагонизмов и подчеркивания их непримиримости. Более продуктивной будет позиция взаимопонимания и взаимодействия этих действительно различных типов проектирования, что в социальной практике должно проявиться как компетентный подход в реализации социальных проектов, соответствующих своему определенному типу общественного развития.
Специфика социального проекта как образа действительности во многом определяется некоторыми особенностями русского философского мышления, одна из которых является представление о том, что истина связана не со словом, а с образом. Социальный проект как образ действительности должен органично встраиваться в совокупность объективных законов природы и общества, соответствовать действительности в контексте всеобщей связи явлений, характерной для диалектической традиции осмысления мира.
Социальный проект как репрезентация удваивает мир на основе трансцендентальной реальности и метафизическим теоретизированием, характерным для западного общества. В контексте метафизического метода, его неореалистского или неономиналистского направлений, различение сущности проекта выступает как нечто примышленное и приписываемое миру как репрезентация. Согласно неореалистскому направлению, проект выступает как сознательно осуществляемая последовательность действий, репрезентирующих некоторый идеальный конструкт. В контексте неономиналистской традиции понятие «проект» выступает как имя, комментарий некоторой последовательности стихийно реализующихся действий. Следовательно, существования проекта, различаемые неономиналистами, являются ничем иным, как описаниями различных вещей, репрезентирующими проектирование. Некоторые социальные проекты идеального общества - утопии - являются типом социальных проектов как репрезентаций действительности. Реальный недостаток утопии в том, что она предупреждает, но не решает проблемы выработки представления о
гармоничном развитии общества и не предлагает альтернативного варианта выхода из проблемной ситуации.
Социальное проектирование должно осуществляться в соответствии со спецификой общества, отражать его культурно-историческое своеобразие. В коллективистском обществе проект предстает в качестве образа действительности и реализуется по принципу совершенствования общественных отношений в целях их гармонизации. В индивидуалистическом обществе проект предстает в качестве паттерна трансцендентальной реальности и реализуется по принципу свободы воли.
Таким образом, истинность социального проекта определяется его соответствием типу общественного развития и в этом смысле выступает как характеристика проекта как образа действительности или как характеристика проекта как репрезентации действительности. Реализация социальных проектов должна строго следовать научным принципам и способствовать созданию жизнеспособных проектов на основе объективной реальности. Невозможно выстраивать будущую социальную жизнь, опираясь на возникшие в результате некритичного самовозвеличивания проекты и цели социального конструирования. История заставляет человечество признать, что благие цели, рационально выверенные средства их достижения нередко приводят к преступлениям, а достижение чистых идей формирует бесчеловечную, аморальную социальную практику. Создание социальных проектов должно стать деятельностью по поддержанию социальных технологий воспроизводства жизни на основе высоких социальных образцов, социального знания, ценностей общественного блага и истины.
В коллективистском обществе проект предстает в качестве образа действительности и реализуется по принципу объективной необходимости в условиях всеобщей связи явлений. Социальный проект коллективистского общества выступает как отрицательный вклад в социальную энтропию. В индивидуалистическом обществе проект
предстает в качестве паттерна трансцендентальной реальности и реализуется по принципу волюнтаризма, персонализма, лоббирует интересы и потребности правящего класса.
В целом же, исходя из диалектического видения реальности, в частности из синергетических установок, необходимо признать, что социальный проект для России в современных кризисных условиях заключается в следовании, во-первых, собственным внутренним тенденциям развития и, во-вторых, вызову времени, тенденциям развития современной мировой цивилизации. При этом необходимо иметь в виду, что глубинное ядро отечественного социального проекта как образа действительности существенно более универсально, космично не только по сравнению с западноевропейским, но и другими сопоставимыми цивилизационными проектами.
Библиографический список
1. Глазычев, В. Л. Язык и метод социального проектирования / В. Л. Глазычев // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М. : Наука, 1986. С. 217.
2. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью / Ю. Хабермас. М. : Просвещение, 1998. С. 88.
3. Аристотель. Соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1983. С. 483.
4. Розин, В. М. Что такое социальное проектирование? / В. М. Розин // Философские науки. 1989. № 10. С. 51-68.
5. Толланд, Л. Методологические аспекты системного проектирования / Л. Толланд, И. Пейша // Вопросы философии. 1987. № 2. С.27-42
6. Каменев, А. С. Синергетические аспекты учений русских космистов [Электронный ресурс] / А. С. Каменев. Электрон. дан. Режим доступа: http:// www.mgpu.ru. Загл. с экрана.
A. A. Chaschina
METAPHYSICS AND DIALECTIC OF SOCIAL PROJECTS
It is considered the social projecting as action of making and delivering of social projects of metaphysical and dialectical character.