Научная статья на тему 'Либерализм как теория и концепция управления обществом'

Либерализм как теория и концепция управления обществом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4733
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Григоренко Дмитрий Евгеньевич

Исследуется либерализм как теория и концепция управления обществом с точки зрения социально-философского анализа. Раскрыта специфика управления двумя основными типами общества: индивидуалистическим и коллективистским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberalism as the theory and the conception of social management

It is researched liberalism as the theory and the conception of social management from the point of view of socio-philosophical analysis. If is shown the specific features of managing of two main society types: individualistic one and collectivistic.

Текст научной работы на тему «Либерализм как теория и концепция управления обществом»

УДК 101. 316. 722

Д. Е. Григоренко

ЛИБЕРАЛИЗМ КАК ТЕОРИЯ И КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

Исследуется либерализм как теория и концепция управления обществом с точки зрения социально-философского анализа. Раскрыта специфика управления двумя основными типами общества: индивидуалистическим и коллективистским.

Изучение либерализма как теории и концепции управления обществом раскрывает проблематику исследования социально-философских теорий и концепций управления обществом, адекватных жизни двух основных типов общества - индивидуалистического и коллективистского. В рамках теоретизации специфики жизни и развития данных типов общества обоснованию подлежат критерии адекватного управления. Последние определяются с учетом принадлежности той или иной социально-философской теории и концепции к определенному проекту науки (метафизическому или диалектическому), сформировавшемуся в рамках культуры и цивилизации общества данного типа.

Либерализм исторически сформировался в западных обществах как выражение основных принципов индивидуалистической социальности. Принадлежность либерализма к метафизическому проекту науки определяет его адекватность жизни индивидуалистических (западных) обществ. Поэтому реализация либеральной теории в рамках противоположного (диалектического) проекта науки контрпродуктивна, а реализация либеральной концепции управления обществом в условиях коллективистской социальности приводит к негативным последствиям в общественной жизни, к ее вырождению в «свое иное».

Объектом исследования является либерализм как теория и концепция управления обществом.

Проблематика исследования специфики культуры и цивилизации обществ различного типа, а также адекватных им социально-философских теорий и концепций управления обществом была одной из основных в течении многих веков как для западной, так и отечественной философии. В рамках данной проблематики западные и отечественные исследователи изучали критерии различения обществ, стандарты их естественности, специфику культуры и цивилизации, и выдвигали на данной основе различные социально-философские теории.

В разработку указанной проблематики внесли большой вклад такие западные исследователи, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, И. Кант, Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Бергсон, К. Поппер, Ф. Шлегель, О. Шпенглер, современные теоретики - Дж. Ролз, И. Берлин, Р. Дворкин, У. Кимлика, М. Дж. Сэндел, Ч. Тейлор, Дж. Уолдрон, А. фон Хайек, Л. фон Мизес, Ф. Фукуяма, Г. К. Мюрдаль, Г. Рормозер, А. Бьюкенен, С. Хантингтон и др. Западные исследователи делали основной акцент на теоретизации стандарта естественности, характерного для общества индивидуалистического типа («вражда всех против всех»). На основе данной теоретизации исследовались принципы индивидуалистической социальности.

Исследование либеральной теории и концепции управления обществом имеет научно-практическую значи-

мость с точки зрения дальнейшего изучения проблемы адекватности концепции управления обществом, его культуры и цивилизации. Полученные теоретико-методологические результаты позволяют детально и более глубоко изучать данную проблематику.

Практическая значимость дальнейшей разработки данной проблемы заключается в возможности использования результатов исследования в процессе преподавания обществоведческих дисциплин «Философия», «Социальная Философия», «Социология», «Культурология» и спецкурсов «История западной философии», «Культура стран Запада» и т. д.

Теории и концепции представляют собой различные формы научного познания, которые предполагают диалектический или метафизический исследовательские подходы. Концепция формулируется в качестве системы понимания явлений или процессов и строится на предположении о научной адекватности той или иной теории, исследующей данные явления или процессы.

Теория либерализма, разрабатываемая в рамках метафизического подхода, строится по принципу репрезентации действительности. Данный принцип предполагает произвольное теоретизирование, происходящее безотносительно к подлинному содержанию общественной жизни. В соответствии с репрезентативным подходом степень адекватности теории либерализма жизни западных обществ зависит от случайного совпадения или несовпадения с принципов с реалиями общественной жизни.

Важнейшими метафизическими стандартами рациональности являются полилогизм и плюрализм. В соответствии с данными стандартами либеральная социальнофилософская теория предстает в качестве многообразия теоретических систем изучения общественной жизни, построенных в рамках репрезентативного метода. Основными версиями либеральной теории являются «классический либерализм», «новый либерализм», «социал-демократический либерализм», «коммунистический либерализм». Тот или иной политик или политическая группа имеют возможность свободного выбора из данного многообразия теорий и применения выбранной теории в качестве концепции управления обществом. Выбранная концепция трактуется как адекватная концепция управления обществом. Предположение об адекватности по отношению к общественной жизни данной теории и связанной с ней концепции не основано на действительности жизни общества, и поэтому имеет произвольный (репрезентативный) характер.

В контексте данного исследования либеральная концепция предстает как концепция управления обществом. По словам исследователя данной проблематики

В. Г. Афанасьева, управление обществом представляет

собой «.. .целесообразное воздействие на общественную систему, приведение системы в соответствие с присущими ей закономерностями» [1. С. 33]. Концепции управления обществом находятся в полном соответствии с научной логикой того проекта науки, на основе которого они были разработаны. Так, либеральная концепция была разработана в рамках метафизического проекта науки. Поэтому данная концепция управления обществом формулируется в качестве репрезентации действительности общественной жизни.

Либерализм выступает в качестве одной из концепций управления обществом, реализуемых в западных обществах в рамках демократической формы правления. В настоящее время в социальной философии уже выяснилось, какие концепции управления обществом адекватны различным его типам. Так, либерально-демократическая и консервативно-демократическая концепции управления обществом адекватны индивидуалистическому типу общества, поскольку данные концепции выражают в себе цивилизационно-культурную специфику жизни стран Запада.

Либерализм как концепция управления обществом дееспособен в рамках индивидуалистических обществ, поскольку он выражает основные принципы их социальности. Социальность данных обществ определяется принципом индивидуализма. Западные общества живут в соответствии с индивидуалистической социальностью, которая предстает как характеристика жизнеспособного качествования западных обществ. Дееспособность же той или иной концепции управления обществом, ее адекватность и уместность в обществе данного типа определяется качеством его социальности.

Понятие «либерализм» представляет собой «идейнополитическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя и буржуазных «свобод» в экономической, политической и других сферах. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в 1-й половине XIX века, когда в ряде западно-европейских государств (Великобритания, Франция и др.) появились политические партии «либералов», однако истоки либерализма восходят к ХУП-ХУШ вв.» [7. С. 310].

Либерализм является всесторонне разработанной теоретической системой, идейная предыстория которой относится к эпохе античности. По словам исследователя данной проблематики В. В. Согрина, «.Идейно-политическая традиция, которая обрела свое название только в XIX в., зародилась на много веков раньше, а свою зрелую, завершенную форму приобрела уже в XVП-XVШ вв. Идейные истоки либерализма, прообразы ряда его классических концепций уходят корнями еще в античность» [4. С. 3]. Либерализм в процессе своего теоретического оформления представил две основные формы своего существования - в качестве конкретной социально-философской теории, развивавшейся в рамках метафизического проекта науки, и в качестве конкретной концепции управления обществом, адекватной жизни западных обществ.

Методологическим истоком либеральной теории является философия номинализма, разработанная в трудах западных мыслителей - Росцелина, У. Оккама, Ж. Бури-

дана, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма. Согласно данной теории мир понимается как сумма единичных вещей и сущностей, которые могут быть только описаны и прокомментированы. Поскольку номенализм происходит от латинского слова «номен», что значит «имя», постольку имена не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо вещей и могут присваиваться чему угодно в соответствии с исследовательским произволом ученого. Поскольку номиналисты полагали, что понятия - это репрезентации вещей, то адекватной номинализму и неономинализму теорией познания является теория репрезентации.

Теоретической основой современного либерализма является философия неономинализма, выступающая в качестве светского продолжения номиналистской протестантской идеологии. В соответствии с этим, либеральная теория и концепция управления обществом выступают в качестве репрезентации действительности (неоно-миналистский тип репрезентации). Либеральное теоретизирование строится как произвольное (не основанное на действительности) описание (трактовка) жизни общества в разных ее сферах. Это предполагает усиление в рамках либерального теоретизирования стихийных процессов, предстающих как стихийное описание (трактовка) общественных процессов и социальных институтов.

Неономиналистская исследовательская традиция зародилась и развивается в рамках метафизического (софистского) проекта науки. Данный проект науки возводит принцип свободы в основу теоретизирования. В соответствии с данным принципом, исследователь изучает истину не в качестве действительности, а в качестве «продукта» его исследовательской свободы. Н. М. Чуринов пишет: «.софисты были убеждены, что истинно то, что полезно, что истина есть репрезентация» [9. С. 46]. Процесс познания в рамках метафизического проекта науки состоит из двух основных частей: сочинение теории и приписываение ее природе, обществу и т. д. Как пишет Н. М. Чуринов, «.сочиняя теорию, субъект познания создает трансцендентную реальность, удваивает мир и его теория предстает как репрезентация мира» [9. С. 63].

Либерализм в полной мере воспринял все положения неономиналистской философии. Либеральная теория утверждает объективность сущностей, процессов и вещей, понятийное осмысление которых является их репрезентацией. Данных репрезентаций (осмыслений) в соответствии с полилогистским стандартом рациональности может быть много, и они находят свое выражение в «универсалиях», т. е. понятиях.

Либеральный неономиналистский исследовательский подход основан на принципах индивидуализма, свободы и стихийности. Один из исследователей неономиналис-тической направленности, теоретик либерализма Джереми Уолдрон пишет: «.не существует иного способа познания мира, как с помощью индивидуального сознания. Социальный мир в еще большей степени, чем мир природы, должен быть миром для нас, то есть миром, механизм которого может постичь индивидуальный разум и, возможно, сознательно управлять им на благо человечества. разумные оправдания, выдвигаемые в социальной и политической жизни, в принципе должны быть

доступны каждому, ибо общество познается индивидуальным сознанием, а не традицией или коллективным разумом» [6. С. 118].

В рамках либеральной теории отрицается объективность универсалий, представляющих различные теоретические и концептуальные схемы, поскольку подлинным бытием обладают только сущности, явления и процессы. В силу этого, либеральное теоретизирование основано на произвольном описании (трактовке) бытия общества, индивида, того или иного процесса, той или иной теории.

Так, Людвиг фон Мизес, один из видных либералов-неономиналистов, критикует неорелистическую теорию (противоположную неономинализму версию метафизики), одним из вариантов которой является философия коллективизма. В качестве основания своей критики он выдвигает следующий тезис: «.Она (коллективистская философия - Д. Г.) приписывает универсалиям объективное реальное существование, стоящее выше существования индивида, иногда даже решительно отрицает автономное существование индивидов, единственно реальное существование» [2. С. 182-183].

Либеральная теория и концепция управления обществом выражают неономиналистский принцип стихийности. Практика атомистической жизнедеятельности общества, раскрывающаяся в либеральной концепции управления общественной жизнью, предполагает необходимость стихийного формирования социальных институтов и необходимость трактовок данных стихийных процессов. В рамках либеральной теории данные трактовки имеют произвольный (стихийный) характер. Поэтому либеральная исследовательская традиция основана исключительно на описании и произвольной трактовке фактов общественно-политической жизни, понимаемой в качестве стихийного процесса, который не нуждается в какой-либо корректировке или властном вмешательстве.

Н. М. Чуринов пишет: «Неономиналистская традиция раскрывает процесс становления светской власти как стихийный процесс, в который люди не должны вмешиваться, и в данном отношении идеология может лишь констатировать факты, заниматься их описанием, различать те или иные феномены этого процесса, присваивать им те или иные смыслы и т. д.» [8. С. 4].

Либерализм выражает неономиналистские принципы индивидуализма и свободы. Либеральная теория провозглашает первичность индивидов по отношению к обществу и природе. Индивиды понимаются в качестве свободных сущностей, обладающих подлинным бытием. Только подлинные сущности (индивиды) могут обладать автономией и свободой - поэтому основным понятием в рамках либеральной теории является «свобода». Теория либерализма помещает принцип свободы в основание не только общественно-политического, но и частного бытия. Дж. Уолдрон пишет: «В политике либералы выступают за свободу мысли, слова, ассоциаций и за гражданские свободы вообще. В сфере частной жизни они ратуют за свободу вероисповедания, свободу образа жизни, свободу секса, брака, употребления наркотиков» [6. С. 111].

В свою очередь, либеральная концепция управления обществом предполагает распространение принципа

свободы на все сферы жизни общества. Гюнтер Рормо-зер (известный немецкий исследователь данной проблематики) определяет принцип свободы в качестве «конституирующего принципа политической философии либерализма» [3. С. 73].

В соответствии с либерально-неономеналистическим принципом свободы индивида человек, как «подлинная сущность», противостоит различным «неподлинным» сущностям - т.е. обществу и общественному сознанию. По словам Дж. Уолдрона, «.человек для либерала уже сейчас противостоит общественному строю и требует уважения к имеющимся у него возможностям автономии, разума и деятельности» [6. С. 137].

Принцип свободы был всесторонне обоснован и разработан в трудах теоретиков либерализма: от его идейных предшественников - мыслителей-гуманистов, до современных западных исследователей либеральной теории. Либеральная теория, как отмечают многие исследователи, возникла на мировоззренческой почве эпохи Возрождения. Идеалы свободы и индивидуализма обосновывались в произведениях мыслителей-гуманистов - Лоренцо Валлы, Помпонацци, Макиавелли, Монтеня.

Либерализм в полной мере воспринял гуманистическую трактовку принципа свободы индивида. Все основные принципы либеральной теории и концепции управления обществом представляют собой различные аспекты интерпретации данного принципа. В.В. Согрин приводит основные положения «классического либерализма», раскрывающие принцип свободы:

«1. Права человека на духовную, политическую, экономическую свободы.

2. Принцип конкуренции, как основа экономического и политического строя.

3. Плюрализм и конкуренция идеологических течений, их терпимость друг к другу.

4. Приоритет личности по отношению к обществу и государству.

5. Приоритет общества по отношению к государству.

6. Гражданское общество.

7. Разделение властей.

8. Правовое государство» [4. С. 5].

Теоретизирование принципов свободы и индивидуализма в рамках либерализма основано на философии неономинализма, выступающей в качестве светского продолжения номиналистской протестантской идеологии. Протестантские идеи предстают в качестве раскрытия различных аспектов принципов свободы и индивидуализма. Протестантизм стал адекватной европейским либеральным преобразованиям религиозной традицией, поскольку выражал фундаментальные принципы либерализма. В протестантизме присутствует главный признак либерального неономиналистического по характеру мировоззрения: единственной подлинной реальностью объявляется индивид, который в своей индивидуализированной и доведенной до предела свободе самостоятельно постигает и «устанавливает» истину. Либерализм воспроизводит данный стандарт протестантизма, относя его к явлениям светской жизни - экономической, политической, духовной. Поэтому адекватное исследование либерализма возможно только в контексте изучения его

основных положений в качестве светской интерпретации неономиналистических установок протестантизма. Протестантская идеология стала своеобразной идейной «матрицей» либерализма, на основе которой разрабатывалась либеральная теория и концепция управления обществом, адекватные культуре и цивилизации стран Запада. Основными ее принципами, воспринятыми из протестантизма, были принципы верховенства светской власти над властью духовной, индивидуализма, плюрализма, активности, отрицания авторитетов, прагматизма, секуляризации, а также потребительские установки. Все данные принципы восходят к неономиналистской философии, в рамках которой индивиды и общественно-экономические процессы предстают в качестве первичной реальности, противостоящей разного рода теоретико-идеологическим схемам, универсалиям.

Формой практической реализации либеральной концепции управления обществом является демократия как форма правления, в основании которой лежат принципы свободы и равенства всех перед законом (равноправия). Либерализм раскрывает понятие демократии как средства описания жизни общества, следующего принципам свободы и индивидуализма. При этом имеют место различные стандарты рациональности: плюрализм, полило-гизм, прагматизм и т. д.

Либерализм является одной из концепций управления обществом, адекватной жизни западных обществ. В данной связи либерализм обосновывает атомистическую модель пользования благами. Один из видных теоретиков современного либерализма Ч. Тейлор так характеризует основную сущность данной модели: «.политические сообщества созданы индивидами для получения тех благ, которые можно получить только сообща. Действие является коллективным, однако его исходный пункт остается индивидуальным» [5. С. 228]. В рамках атомистической модели пользования благами индивидуальный аспект в процессе организации материальной жизни общества превалирует над значением трансцендентных субъектов. Либеральное теоретизирование атомистической модели пользования благами выражает практику атомистической жизнедеятельности общества и предполагает необходимость стихийного формирования социальных институтов, а также необходимость определенных трактовок данных стихийных процессов.

Либерализм представлен в плюралистическом многообразии своих версий, выдвигающих на первое место те или иные аспекты либеральной теории. Политик или политическая группа имеет возможность широкого выбора из данного многообразия версий либерализма. Выбранная теоретическая версия либерализма принимается в качестве руководства к действию и в данном качестве становится концепцией управления обществом, в которой увеличивается значение тех или иных аспектов либеральной теории. В соответствии с этим, либерализм может выступать (быть актуальным) сначала в качестве социально-философской теории, потом - концепции управления обществом. Выбор той или иной теории и ее применение определяются в соответствии с критериями востребованности и полезности для политиков и определенной части общества.

В рамках принятой либеральной концепции управления обществом целью ее реализации является социальный прогресс утилитаристского типа. Поэтому в данном случае управление обществом предстает как социальное конструирование реальности, основанное на описании (трактовке, интерпретации) стихийно складывающихся в обществе процессов, что является условием и основой устремленности общественной жизни к либер-таризму.

Либерализм выдвигает положения и проекты, направленные на устранение кризисных ситуаций, обусловленных общественно-политической практикой консерватизма. В таковом качестве либеральная концепция восстанавливает значение в жизни индивидуалистического общества своих основных принципов: свободы, индивидуализма, плюрализма, - которые не получили должной реализации в рамках консервативной концепции управления обществом или были нивелированы в рамках тоталитарной концепции, как вырожденного варианта последней.

В настоящее время либерализм переживает кризисный момент своего развития. Большинство исследователей отмечают факт вырождения либерализма, как концепции управления обществом, в либертаризм. По мере своего вырождения в либертаризм, либеральная концепция управления обществом становится неадекватной жизни западных обществ, и тогда востребованной оказывается консервативная концепция управления обществом. Либертаризм выражается в доведении до абсурда принципов свободы и индивидуализма. В рамках либертариз-ма проблема общества, как общности индивидов, проявляющей свою целостность по тем или иным критериям, становится неактуальной. Это не может, тем не менее, «отменить» факт существования данной общности. Западные теоретики осознают данный факт и признают, что абсолютизация принципов свободы и индивидуализма в рамках либертарианской теории и концепции управления обществом есть «путь в никуда». Показателем кризиса либерализма является кризис культуры западной цивилизации, безудержный рост потребительских и эгоистических установок в мировоззрении западных людей. Данная проблема глубоко изучена в работе немецкого исследователя Гюнтера Рормозера «Кризис либерализма». Поэтому теоретиками либерализма ведется исследовательский поиск, направленный на конструирование антикризисных теорий и концепций, в которых будут преодолены крайности либертаризма и выработана новая версия либерализма, адекватная реалиям современной жизни западных обществ.

Таким образом, либерализм как теория и концепция управления обществом выражает специфику индивидуалистической социальности западных обществ, раскрывающуюся в принципах свободы и индивидуализма. С учетом данной специфики либеральное управление обществом предстает как адекватное жизни индивидуалистических обществ.

Новизна исследования либерализма в данном контексте раскрывается как обоснование адекватности либерализма как теории метафизическому проекту науки, и как концепции управления обществом - индивидуалистическому типу общества. Научная эффективность данного

подхода в изучении либерализма основана на раскрытии данной проблематики в рамках строгого социального-философского анализа, исключающего ее политизацию.

Библиографический список

1. Афанасьев, В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования) / В. Г. Афанасьев. М. : Политиздат. 1968. 384 с.

2. Мизес, Л. фон. Теория и история. Интерпретация социально-экономической революции / Л. фон Мизес. М. : ЮНИТИ, 2001. 251с.

3. Рормозер, Г. Кризис либерализма / Г. Рормозер. М. : Издательство института философии РАН, 1996. 292 с.

4. Согрин, В. В. Либерализм Запада / В.В. Согрин, А. И. Патрушев, Е. С. Токарева, Т. М. Фадеева. М. : Наука, 1995. 305 с.

5. Тейлор, Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами / Ч. Тейлор // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М. : Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 219-248.

6. Уолдрон, Дж. Теоретические основания либерализма / Дж. Уолдрон // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М. : Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998.

С. 108-137.

7. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

8. Чуринов, Н. М. О государстве и идеологии / Н. М. Чу-ринов // Теория и история. 2003. №3. С. 3-5.

9. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода: философские очерки. 2-е изд. доп. / Н. М. Чуринов ; Сиб. ин-т бизнеса, упр. и психологии. Красноярск, 2003. 515 с.

D. E. Grigorenko

LIBERALISM AS THE THEORY AND THE CONCEPTION OF SOCIAL MANAGEMENT

It is researched liberalism as the theory and the conception of social management from the point of view of socio-philosophical analysis. If is shown the specific features of managing of two main society types: individualistic one and collectivistic.

УЦК 316.423

Е. А. Жирнова

СТАНОВЛЕНИЕ АНТИГЛОБАЛИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Рассматривается становление антиглобалистского движения как процесс объединения организаций различной целевой направленности и последующего изменения их количественных и качественных характеристик. Проводится классификация антиглобалистских организаций по основному направлению деятельности.

Антиглобалистское движение - это общее название общественных организаций, движений и инициативных групп, которые ведут борьбу на глобальном, национальном, региональном и местном уровнях с социальными, экономическими, культурными, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме.

Протестные акции различных организаций антигло-балисткого движения, хотя еще разрозненные, представляют определенный интерес в научном исследовании как новые социальные факторы, напоминающее международное рабочее, коммунистическое и национально-освободительное движения XX в.

По характеру формирования антиглобалистское движение коренным образом отличается от других альтернативных движений XIX и XX вв. В прошлом движения предполагали наличие единой позитивной идеологии, гегемонии одного класса, единой объединяющейся во всемирном масштабе организации, единого руководства (централизованного или демократичного), четко очерченных границ. Это в разной степени относится ко всем трем Интернационалам, международному коммунистическо-

му движению, в несколько иной форме к международным освободительным антиколониальным движениям.

Большинство исследователей и активистов антиглобалистского движения отмечают такие его характеристики становления и развития, как неожиданность, быстрота и широта распространения; идейно-организационный плюрализм; интернационализм; межклассовый, межнациональный и межрегиональный характер; сетевая организационная структура. Интернационализм движения проявляется в том, что оно с самого начала было международным и по кругу участников, и по целям, и по методам; его программа не ограничивается рамками национального государства, а представляет всемирную альтернативу развития.

Среди многочисленных антиглобалистских организаций, составляющих движение, можно выделить организации, созданные специально для борьбы с негативными последствиями глобализации и образующие центр (ядро) движения, и организации, существовавшие раньше и впоследствии примкнувшие к ядру. К первым организациям относится Ассоциация за налогообложение финансовых операций для помощи граждан (АТТАК), создан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.