Научная статья на тему 'Метафизическая онтология как формальная аксиология (Незеноновские доказательства основных положений философии Парменида)'

Метафизическая онтология как формальная аксиология (Незеноновские доказательства основных положений философии Парменида) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лобовиков В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафизическая онтология как формальная аксиология (Незеноновские доказательства основных положений философии Парменида)»

«игра в бисер» ШрШ

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ КАК ФОРМАЛЬНАЯ АКСИОЛОГИЯ

(Незеноновские доказательства основных положений философии Парменида)

fit ■ в к

El ' i | ff* 1 И Я >:;

М|| 'Й / . Jp-, ^ f

. j: Iks I

^ A k^ -IK ■ :J

1 f&fcb

^^^B "IS '

;

Ш

&

■ ■ ( i - ■ .-.Ii* I ■

' . Ы igl, S Mb... » /

1кон Владимир Олегович - доктор эфских наук, профессор, главный научный сотрудник институт филосифии и права.

: .■■ ■■.-.! Кг. ■" : ' . Я

Парменид и его последователи (Зенок, Мелисс) впервые сформулировали метафизику в сравнительно чистом виде. При этом стала очевидной ее неизбежная парадоксальность с точки зрения обыденного сознания и опытной науки (достаточно вспомнить апории Зенона), Из впечатления о логической несовместимости метафизики с фактами большинство людей сделало вывод, что метафизика — ложное учение о фактах {или бессмысленная лингвистическая надстройка над фактами). Люди, руководствующиеся «.здравым смыслом», пришли к заключению, что метафизическая онтология должна быть полностью заменена позитивной наукой. Многочисленные доказательства основных положений метафизики Парменида, изобретенные его учеником Зеноном, не убедили ни широкие народные массы, ни узкий круг интеллектуалов. Знаменитые апории Зенона, до сих пор во многом остающиеся загадкой, обычно использовались для увеселения или раздражения публики, но, как правило, не воспринимались всерьез.

Противники метафизики расценивали зенонов-ские апории как свидетельство ее ложности: раз из метафизики логически следует несуществование движения, а оно существует (согласно данным органов чувств), значит, метафизика ложна. Однако, ее сторонники не соглашались с таким выводом, настаивая на том, что: раз из метафизи-

ки логически следует несуществование движения, а оно, согласно данным органов чувств, существует, значит, данные органов чувств ложны.

На мой взгляд, длящееся вот уже несколько тысячелетий противостояние этих двух «линий в философии» есть результат логической ошибки, естественно возникающей у представителей вида «гомо сапненс» в силу некоторых особенностей используемого ими естественного языка.

Эти логико-лингвисгические неприятности могут быть ликвидированы с помощью некоего искусственного логико-математического языка. В данной работе рассматривается некий вариант такого языка, и демонстрируются его эвристические и объяснительные возможности, в частности, способность систематически разрушать лингво-пеихологически закономерно возникающие иллюзии абсурдности метафизики и строго доказывать принципы метафизической онтологии, казалось бы, явно противоречащие фактам. В качестве варианта такого искусственного языка берется алгебра поступков. (Изложение ее основ см., например, в монографии: Б.О.Лобовиков. Математическое правоведение, Екатеринбург, 1998.) Алгебра поступков - дискретная математическая модель формальной аксиологии морали и прсва. Она исследует ценностные функции, имеющие множество {х, п} в качестве областей своего определения и изменения. Символы х и п обозначают, соответственно, ценностные значения: «хорошо»; «плохо».

На мой взгляд, метафизика есть результат рассмотрения философских категорий онтологии и теории дознания в качестве ценностных функций. Для того, чтобы обосновать этот тезис, определим следующие унарные нравственные операции (ценностные функции от одной переменной — а, принимающей значения из множества {х, п}): Ба — «бытие (существование, жизнь) а»; Ьа — «небытие (смерть) а»; Ма — «материя а»; Са — «сознание а»; Па — «постоянство (покой) а»; Иа — «изменение (движение) а»; Уа - «история а»; 2а - «содержание а»; Фа - «форма а»; За — «осуждение а»; Да -«одобрение а»; Ой - «необходимость а»; 1а - «невозможность а»; Уа - «уничтожение а»; П а - «сотворение (создание, производство) а»; \Уа - «мука (боль, страдание, несчастье) в связи с а»; Ща -«счастье (радость, наслаждение) в связи с а», Па -«единство а»; Жа - «множество а»; Ка - «конечность а»; Аа — «бесконечность а»; Та - «тождество (равенство) а»; Ра — «различие в а»; Оа — «общее в а»; Чй — «частное в а»; Уз - «противоречие в а»; Ца — «непротиворечивость а»; Га — «полнота а»;

«игра в бисер»

Йа — «неполнота a»; Ua - «наказание за a»; Ja -«поощрение а»; Да — «любовь к а»; На — «ненависть к а»; Ва — «вера в хорошесть а (доверие к a)»; Sa — «сомнение 8 хорошее™ а (недоверие к а)»; На — «надежда на а»; На — «отчаяние в связи с a»; La — «закон a»; Ra - «независимость от a»; Ga - «смысл а»; Эй — «причина a»; JOa — «сушность а»; Яа - «начало (возникновение) a»; Bsa - «влечение (стремление к а)»; Л3 а - «зависимость от а»; Ра — «достаточность a»; Rsa - «отвлечение (абстрагирование) от a»; 4sa - «часть а»; Цаа — «целое (целостность) а»; Е°а — «единичность (индивидуальность, уникальность) а», Ша — «простота а»; S]a — «сложность a»; R'a — «прерывность а»; Оа -«непрерывность a»; T'a — «время а»; У'а — «пространство а»; У'а — «пустота a»; N'a — «ничто а»; Е'а — «нечто a»; Z'a - «деление (на части) а». Ценностно-функциональный смысл перечисленных операций в алгебре поступков определяется следующей таблицей, состоящей из 6 частей.

Пусть символ «а=+=в» обозначает отношение «нравственные формы айв формально-аксиоло-гически равноценны». По определению, а=+=в

Часть 1 а Ба Ьа Ma Са Па Иа Va Za Фа За

X X п п X X п п п X и

п п X X и п X X X П X

Часть 2 а Да Da la Уа ПОа Wa Ща Еа Жа Ка

X X X ti л X л X X п п

п п п X X п X п п X X

Часть 3 а Аа Та Ра Оа Ча Ya Ua Га Йа Ua

X X X п X п п X X п п

п п и X п X X п п X X

Часть 4 а Ja Ла Na Ва Sa На Fa La Ra Ga

X X X и X п X п X п X

п и п X п X п X п X п

Часть 5 а Эа Юа Яа ВОа ЛОа ГОа ROa ЧОа ЦОа ЕОа

X X X X X X X п п X X

п П п п и и п X X п п

Часть 6 а П1а S 1а Rla С1а Т1а Via У1а Nia Е1а Zla

X X X X X X X п п X X

п п п П п п п X X п и

7) Ба=+=Па: бытие есть неизменность (покой).

8) Ба=+=Па: бытие есть простота.

9) Ба=+=ЬИа: бытие есть отсутствие изменения (движения).

10) Ба=+=ЬЖа: бытие есть отсутствие множества.

11) Ба=+=БУ'а: бытие есть отсутствие пустоты.

12) Ба=-Ь=Ша: бытие есть невозможность движения.

13) Ба=+=1Жа: бытие есть невозможность множества.

14) Ба=+=|У'а: бытие есть невозможность пустоты.

15) У'а=+=Ьа: пустота есть небытие.

16) \'а=+^Ьа: противоречие есть небытие.

17) Иа=+=Ьа: движение есть небытие.

18) Жа=+=Ьа: множество есть небытие.

19) 3!а=+=Ьа: сложность есть небытие.

20) В'а=+=Йа: сложность есть неполнота.

21) 51а=+=¥а=+=ЫДа; сложность есть противоречие.

22) П|а=+=ЬУа=+=7Ца: простота эквивалентна небытию противоречия.

23) Га=+=П'а: полнота эквивалентна простоте.

24) Га= + = ЬУа = + = Ца: полнота эквивалентна небытию противоречия.

Сказанное выше - математическая модель метафизической онтологии как формальной аксиологии. Достоинство этой модели заключается в точном указании причины «метафизических парадоксов», т.е. иллюзий логической несовместимости метафизики с фактами. Дело в том, что любой переход от истинности а=+=в к истинности логической эквивалентности (или импликации) высказываний о совершении айв является запрещенным (логической ошибкой). Но люди часто делают такой незаконный переход из-за того, что слово «есть» в естественном языке — омоним. Наряду с традиционным логическим значением оно используется также и для выражения в естественном языке

истинно, если и только если нравственные формы айв имеют одинаковые оценочные значения при любой возможной комбинации оценочных значений нравственных переменных, входящих в эти формы. На основании данных выше определений можно получить в качестве теорем следующие ниже уравнения.

1) Ба=+=33а: бытие есть небытие небытия.

2) Ба=+=Еа: бытие есть единство.

3) Ба=+=Та: бытие есть тождество.

4) Ба=+=ЬРа: бытие есть небытие различия.

5) Ба=+=ЬУа: бытие есть небытие противоречия.

6) Ба=+=Га: бытие есть полнота.

аксиологического отношения «а=+=в». Поэтому утверждения «бытие есть невозможность движения», «множество есть небытие» и т.п. кажутся несовместимыми с фактами. Но на самом-то деле это только кажимость. Согласно принципу автономии, логическое противоречие между оценками действий и фактами совершения этих действий невозможно. Принципы метафизической онтологии являются аксиологическими утверждениями, т.е. суждениями о ценностях, а не о фактах. Поэтому, с логической точки зрения, представленные выше аргументы обеих обсуждаемых нами «линий в философии» следует признать дефективными, Почему? Потому, что аргументы каждой из этих «линий» базируются па предпосылке,

что метафизика есть чистое учение о фактах, т.е. учение о чистых (отвлеченных от ценностей) фактах. Бот эта-то предпосылка (часто не осознаваемая) и является, на мой взгляд, источником неприятностей. Если ее отбросить, заменив тезисом о формально-аксиологической сущности метафизической онтологии, то «парадоксы метафизики» разрушаются и ситуация проясняется. То, что онтология есть учение о бытии (и, следовательно, о фактах), не должно никого смущать и сбивать с

толку. Метафизическая онтология есть учение о бытии (существовании) как о ценностной функции. Факты также рассматриваются ею как ценностные функции. Спутывание (неспособность к последовательному различению) истинностных и ценностных функций (предметов формальной логики и формальной аксиологии, соответственно) - источник досадного недоразумения, известного как «непримиримая борьба позитивной науки (научного мировоззрения) против метафизики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.