Научная статья на тему 'Учение Парменида и Мелисса о небытии движения и «Гильотина Д. Юма» с точки зрения двузначной алгебры метафизики'

Учение Парменида и Мелисса о небытии движения и «Гильотина Д. Юма» с точки зрения двузначной алгебры метафизики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
304
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРМЕНИД / ЮМ / ФОРМАЛЬНАЯ АКСИОЛОГИЯ / АЛГЕБРА / PARMENIDES / MELISSUS / HUME / METAPHYSICS / FORMAL / AXIOLOGY / ALGEBRA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лобовиков Владимир Олегович

Развивается формально-аксиологическая интерпретация учения Парменида и Мелисса о небытии небытия, множества и движения. Конструируется двузначная дискретная математическая модель формально-аксиологического аспекта метафизики упомянутых мыслителей двузначная алгебра метафизики как формальной аксиологии. На языке предложенной модели точно формулируется и обобщается знаменитая «Гильотина Юма». Обобщенная формулировка «Гильотины» используется для защиты Парменида от эмпирической критики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лобовиков Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper submits a formal-axiological interpretation of the metaphysical doctrine of Parmenides and Melissus about nonbeing of nonbeing, nonbeing of movement, nonbeing of set, etc. The author constructs and studies a two-valued discrete mathematical representation (model) of formal-axiological aspect of the metaphysical doctrine of mentioned thinkers two-valued algebra of metaphysics. According to the author's fundamental hypothesis, metaphysics is nothing but formal axiology, in particular, formal ethics and formal jus-naturalism. Starting with this novel hypothesis the paper investigates "being", "nonbeing", "one-ness (unity)", "set", "movement (change)", "contradiction", "non-contradiction", "completeness", "incompleteness", etc. as moral-legal evaluation-functions determined by moral-legal evaluation-variables in proper mathematical meanings of the words "function" and "variable". The evaluation functions and variables take their values from the set of moral-legal values {g (good), b (bad)} of moral-legal-forms of actions. Elementary moral-legal-action-forms deprived of their contents are nothing but moral-legal variables. Compound moral-legal-action-forms deprived of their contents represent moral-legal evaluationfunctions. The functions under investigation are precisely defined by tables. A formal-axiological equivalence-relation is precisely defined as well. By means of the given definitions the author constructs a list of equations of two-valued algebra of metaphysics identified with algebra of formal axiology, in particular, with algebra of formal ethics. Results of the mental (hypothetic-deductive) experiment with generating the list of equations are surprising: "translations" of the equations from the artificial symbolic language of algebra into the natural one are nothing but well-known "strange (paradoxical)" statements of Parmenides and Melissus. Hence, according to the studied hypothesis, the famous empirical criticism of the Eleatic metaphysical tenets is a result of misunderstanding them. The metaphysical tenets are affirming formal-axiological equivalences among values. The scandal statements have nothing to do with facts and formal-logic interrelations among facts. Therefore it is relevant to use the principle of formal-logic autonomy of facts and values for protecting Eleatic metaphysics from the empirical criticism. By means of algebra of formal ethics the author submits a precise formulation and fundamental generalization of the famous "Guillotine of D. Hume". The generalized formulation of "Guillotine" is used for protecting Parmenides and Melissus from the empirical criticism.

Текст научной работы на тему «Учение Парменида и Мелисса о небытии движения и «Гильотина Д. Юма» с точки зрения двузначной алгебры метафизики»

2011 Философия. Социология. Политология №2(14)

УДК 1(091)

В.О. Лобовиков

УЧЕНИЕ ПАРМЕНИДА И МЕЛИССА О НЕБЫТИИ ДВИЖЕНИЯ И «ГИЛЬОТИНА Д. ЮМА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДВУЗНАЧНОЙ АЛГЕБРЫ МЕТАФИЗИКИ

Развивается формально-аксиологическая интерпретация учения Парменида и Мелисса о небытии небытия, множества и движения. Конструируется двузначная дискретная математическая модель формально-аксиологического аспекта метафизики упомянутых мыслителей - двузначная алгебра метафизики как формальной аксиологии. На языке предложенной модели точно формулируется и обобщается знаменитая «Гильотина Юма». Обобщенная формулировка «Гильотины» используется для защиты Парменида от эмпирической критики.

Ключевые слова: Парменид, Юм, формальная аксиология, алгебра.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

А.С. Пушкин. «Движение» [1. Т. 2. С. 134]

В современной научной литературе существует гипотеза, согласно которой, в сущности, метафизика есть формальная аксиология, в частности, формальная этика. С точки зрения этой гипотезы, алгебра метафизики есть алгебра формальной аксиологии, в частности, алгебра формальной этики [2,

3]. В небольшой работе невозможно определить все используемые понятия алгебры формальной этики; поэтому отсылаю читателя к монографиям [2, 3]. К данным в этих монографиях дефинициям основных понятий добавим следующий глоссарий.

ГЛОССАРИЙ (словарь используемых обозначений терминов). Часть 1. Пусть символ Ба обозначает морально-правовую ценностную функцию «бытие (чего) а». Символ На - ценностную функцию «небытие (чего) а». Да -«движение, изменение, перемещение (чего) а». Ха - «невозможность (чего) а». Ва - «возможность (чего) а». Ма - «множество (чего) а». Па - «противоречие в (чем) а». Оа - «бесконечность (чего) а». Ка - «конечность, конец (чего) а». Ьа - «материальность, материя (чего) а». Аа - «внутреннее (что) а». Ша - «внешнее (что) а». Часть 2 (глоссария). Ча - «чрезмерность, т.е. нарушение меры (чего) а». Са - «продолжение (чего) а». Wа - «противоположность для (чего) а». Ьа - «предел (граница) для (чего) а». Оа - «определенность (определение), ограниченность, ограничение (чего) а». Яа - «противоречивость (чего) а». Уа - «пустота (чего) а». Ба - «единое (что), единство (чего) а». Уа - «единство (объединение) против (чего) а». иа - «неопреде-

ленность, неограниченность (чего) а». Фа - «полнота (чего) а». Та - «непротиворечивость (чего) а». В алгебре формальной этики ценностнофункциональный смысл перечисленных унарных операций определяется следующей таблицей, разделенной на две части в соответствии с частями глоссария.

Часть 1

а Ба На Да 2а Ва Ма Па ва Ка Ьа Аа Ша

х х п п п х п п х п п х п

п п х х х п х х п х х п х

Часть 2

а Ча Са Wа Lа Оа Яа Уа Dа Та иа Фа Та

х п х п п п п п х п х х х

п х п х х х х х п х п п п

ОПРЕДЕЛЕНИЕ DF-1: Морально-правовые формы деятельности, отвлеченные от конкретного содержания, т.е. морально-правовые ценностные функции, а и Ь называются формально-аксиологически эквивалентными, если и только если они (а и Ь) принимают одинаковые морально-правовые значения из множества {х (хорошо); п (плохо)} при любой возможной комбинации морально-правовых значений (х или п) переменных, входящих в эти формы. Отношение формально-аксиологической эквивалентности морально-

правовых форм (ценностных функций) а и Ь обозначается символом «а=+=Ь». В естественном русском языке отношение формальноаксиологического тождества (а=+=Ь) выражается разными средствами. Например, словами «значит», «означает», «является», «есть», иногда заменяемыми тире. Однако общеизвестно, что эти слова имеют формальнологические значения. А вот то, что те же самые слова имеют еще и формально-аксиологические значения, обычно не осознается. Вопреки этому неосознанному обычаю в данной работе систематически используются и исследуются именно формально-аксиологические значения вышеупомянутых слов-омонимов. Употреблять эти омонимы на стыке формальной логики и формальной этики нужно, соблюдая логико-лингвистические предосторожности, исключающие возможность недоразумений, закономерно порождающих иллюзии логических противоречий [3]. Уместно заметить, что омонимию слова «есть» и ее опасность для мышления отмечали многие, например Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Я. Хинтикка и др.

С помощью данного определения отношения «=+=» и приведенной выше таблицы можно получить следующие ниже уравнения (формально-этические эквивалентности), моделирующие положения метафизики Парменида и Мелисса. Справа от каждого уравнения (после двоеточия) помещен его перевод на естественный язык. Слово «есть» (и тире) обозначает в этих переводах формально-аксиологическую эквивалентность ценностных функций, обозначаемую знаком «=+=».

1) Ба=+=а: (бытие а) есть а.

2) а=+=Ба: а есть бытие а.

3) Ба=+=Ба: (бытие а) есть бытие а. (Парменид: «Бытие есть» [4].)

4) На=+=На: (небытие а) есть небытие а. (Парменид: «Небытия нет» [4].)

5) НБа=+=На: небытие бытия а есть небытие а.

6) БНа=+=На: бытие небытия а есть небытие а.

7) ННа=+=Ба: небытие небытия а есть бытие а.

8) Ба=+=ННа: бытие а есть небытие небытия а. (Парменид: «Небытия нет».)

9) На=+=Да: (небытие а) есть движение а.

10) Да=+=На: движение а есть небытие а. (Парменид: «Движения нет»

[4].)

11) Ба=+=НДа: бытие а есть небытие движения а. (Парменид: «Движения нет».)

12) Ба=+=2Да: бытие а есть невозможность движения а.

13) Ба=+=7Ма: бытие а есть невозможность множества а.

14) Ма=+=На: множество а есть небытие а. (Парменид: «Множества нет» [4].)

15) Ба=+=Ба: бытие а есть единство а.

16) Ба=+=Ба: единство а есть бытие а. (Парменид: «Единство есть».)

17) Ба=+=НМа: единство а есть небытие множества а.

18) Ма=+=НБа: множество а есть небытие единства а.

19) Ба=+=НМа: бытие а есть небытие множества а. (Парменид: «Множества нет».)

20) Ба=+=ХПа: бытие а есть невозможность противоречия в а.

21) Ба=+=НПа: бытие а есть небытие противоречия в а. (Парменид: «Противоречия нет».)

22) Па=+=На: противоречие в а эквивалентно небытию а. (Парменид: «Противоречия нет».)

23) На=+=Па: небытие а эквивалентно противоречию в а.

24) НПа=+=Ба: небытие противоречия в а есть бытие а.

25) БПа=+=На: бытие противоречия в а есть небытие а.

26) Яа=+=АЯа противоречивость а означает внутреннюю противоречивость а.

27) АЯа=+=Па: внутренняя противоречивость а означает противоречие

в а.

28) Яа=+=Па: противоречивость а означает противоречие в а.

29) Па=+=Яа: противоречие в а - противоречивость а.

30) Та=+=НПа: непротиворечивость а означает небытие противоречия

в а.

31) НПа=+=Та: небытие противоречия в а - непротиворечивость а.

32) Ба=+=Та: бытие а есть непротиворечивость а.

33) Та=+=Ба: непротиворечивость а есть бытие а.

34) Та=+=а: непротиворечивость а эквивалентна а.

35) а=+=Та: а эквивалентна непротиворечивости а.

36) Уа=+=На: пустота а есть небытие а. («Пустоты нет».)

37) Ба=+=НУа: бытие а есть небытие пустоты а. («Пустоты нет».)

38

39

40

41

42

43

44

45

46 лисс).

47

48

49

50

51

52

53

54

55 лисс).

56

57

НУа=+=Ба: небытие пустоты есть бытие а.

УБа=+=На: пустота бытия а есть небытие а.

Ба=+=ФБа: бытие а есть полнота бытия а.

Ба=+=Фа: бытие а есть полнота а.

Фа=+=Ба: полнота а - бытие а.

Ба=+=ОБа: бытие а есть бесконечность а (Мелисс [5-7]).

Оа=+=Ба: бесконечность а - бытие а.

Оа=+=ФБа: бесконечность а - полнота бытия а (Мелисс). ФБа=+=ОБа: полнота бытия а означает бесконечность бытия а (Ме-

Ба=+=ОБа: бытие а означает бесконечность бытия а (Мелисс [5-7]). Ка=+=Па: конечность бытия а означает противоречие в а (Мелисс). Ка=+=На: конечность бытия а означает небытие а (Мелисс [5-7]). Ка=+=Яа: конечность а означает противоречивость а.

Ка=+=На: конечность а равноценна небытию а (Мелисс [5-7]). На=+=Ка: небытие а - конечность а.

На=+=КБ а: небытие а эквивалентно конечности бытия а.

КБ а=+=Яа: конечность бытия а — противоречивость а (Мелисс). ОБа=+=Та: бесконечность бытия а — непротиворечивость а (Ме-

Фа=+=Та: полнота а эквивалентна непротиворечивости а.

Та=+=Фа: непротиворечивость а эквивалентна полноте а.

При первом (поверхностном) знакомстве последние два уравнения (лингвопсихологически закономерно) вызывают интуитивный протест и удивление в связи со знаменитыми метатеоремами К. Геделя о неполноте формальной арифметики в случае ее непротиворечивости. Однако этот естественно возникающий протест базируется на лингвопсихологической иллюзии, возникающей из-за омонимии естественного языка, а именно, из-за того, что слова «эквивалентность», «непротиворечивость» и «полнота» суть омонимы; каждое из этих трех слов имеет в естественном языке не одно единственное значение, а как минимум два. Одно из значений слов-омонимов «полнота» и «непротиворечивость» является формально-аксиологическим (представляет собой ценностную функцию), а другое - перформативным (представляет собой факт). Одно из многочисленных значений слова-омонима «эквивалентность» есть «формально-аксиологическая эквивалентность (равноценность морально-правовых ценностных функций)», а другое - «формально-логическая эквивалентность (равносильность истинностных функций)». Согласно логико-философскому принципу взаимной формально-логической автономии оценок и фактов, известному под условным названием «Гильотина Юма», нет никакой формально-логической связи между ценностными и перформативными значениями упомянутых слов-омонимов.

Первоначально «Гильотиной Юма» был назван небольшой фрагмент «Трактата о человеческой природе» Д. Юма, в котором формулировалась теоретически интересная и практически важная проблема формальнологического следования суждений о должном из суждений о сущем [8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 540, 541]. Заслуга Д. Юма в том, что он обратил особое внимание на эту проблему и предложил заняться ее основательным, тщательным исследова-

нием. Однако интерпретаторы и последователи Д. Юма истолковали его позицию как категорическое отрицание существования отношения формальнологической эквивалентности (а также и следования) между суждениями о должном и (суждениями) о сущем. И хотя такая позиция на самом-то деле Юму в значительной мере приписана его интерпретаторами, в настоящее время словосочетание «Гильотина Д. Юма» фактически используется в большинстве случаев для обозначения именно радикального принципа категорического отрицания формально-логического следования норм (должного) из фактов (сущего) и обратно. В данной работе (в соответствии с указанной стихийно сложившейся, но прочно установившейся традицией словоупотребления) словосочетание «Гильотина Д. Юма» также используется для обозначения принципа отсутствия формально-логической связи норм (должного) и фактов (сущего). Однако с этого в настоящей работе все только начинается. От обсуждения Юмом только на естественном языке только одного из множества частных случаев в данной работе осуществляется переход к точной формулировке принципа на искусственном языке в самом общем виде. При этом «Гильотина Д. Юма» существенно обобщается и трансформируется: исходная идея Д. Юма оказывается очень скромным частным случаем (хотя и действительно важным).

Начнем формулировку новой версии «Гильотины Д. Юма» с обращения внимания на то, что кажущаяся парадоксальность некоторых из приведенных выше уравнений (моделирующих метафизику элеатов) - результат лингвопсихологически естественного (незаметного), но логически незаконного (ошибочного) отождествления отношений формально-аксиологической равноценности (=+=) и логической эквивалентности, обозначаемой символом «о». Пусть символ Еа обозначает высказывание (истинное или ложное утверждение) о том, что действие а реализовано, т.е. имеет место в действительности. В связи с приведенными в данной работе уравнениями алгебры формальной аксиологии принципиально важно иметь в виду, что: (А) из истинности а=+=в не следует логически, что истинно ЕаоЕв; (В) из истинности ЕаоЕв не следует логически, что истинно а=+=в. Конъюнкция (А) и (В) - вариант радикальной интерпретации принципа, именуемого «Гильотина Юма». Этот конкретный вариант (частный случай) радикальной интерпретации «Гильотины Юма» может быть обобщен до следующего более фундаментального принципа С-Д: (С) из истинности а=+=в не следует логически, что истинно Еа@Ев; (Д) из истинности Еа@Ев не следует логически, что истинно а=+=в. Символ «@» в формулировке принципа С-Д обозначает любую бинарную логическую операцию (логическая эквивалентность и импликация - частные случаи).

Еще один важный аспект «Гильотины Юма» в самом общем виде может быть сформулирован так: (Ж) из истинности Е$а не следует логически, что истинно Еа; (Ю) из истинности Еа не следует логически, что истинно Е$а. Символ «$» в формулировке принципа Ж-Ю обозначает любую унарную операцию алгебры формальной этики, метафизики и естественного права (установление долга, т.е. обязывание, и одобрение, т.е. положительная оценка, -частные случаи среди огромного множества других перформативно различных частных случаев). Первоначально Д. Юм в знаменитом небольшом от-

рывке (из своего «Трактата о человеческой природе»), получившем название «Гильотина Юма», обратил внимание читателей на тот очень важный (но все-таки частный) случай сформулированного выше принципа Ж-Ю, когда значением переменной «$» является установление должного.

В связи с данными выше историко-философскими пояснениями и новыми (предельно обобщенными) абстрактно-теоретическими формулировками «Гильотины Юма» на уровне искусственного языка двузначной алгебры формальной аксиологии целесообразно привести примеры, иллюстрирующие работу «Гильотины» на конкретном материале. Конкретные примеры грубого нарушения указанного логико-лингвистического принципа и конкретные примеры неприятностей, вытекающих из этого нарушения, могут существенно облегчить восприятие приведенных выше абстрактных формулировок; сделать их более ясными в прагматическом отношении, эмпирически интерпретированными (и в этом смысле более доступными пониманию).

«Гильотина Юма» запрещает формально-логические выводы от чисто аксиологических суждений к чистым суждениям о фактах, а также формальнологические выводы в обратном направлении. Этот запрет основывается на том, что не существует отношения формально-логического следования между чисто ценностным суждением (т.е. формально-аксиологической связью ценностей) и чисто фактическим суждением (т.е. формально-логической связью фактов): логического следования нет ни в ту ни в другую сторону. Рассмотрим некий конкретный пример, иллюстрирующий обсуждаемый абстрактно-теоретический принцип. Пусть г есть некоторое существо вида «гомо сапиенс». Пусть ЬтБ обозначает «нарушение верхнего предела меры температуры человеческого тела (больше 42 по Цельсию)», а ЬтН - «нарушение нижнего предела меры температуры человеческого тела (меньше 34 по Цельсию)». Наконец, пусть СМЕР обозначает «смерть (умирание)». В данном конкретном примере всякий согласится с тем, что:

1) Уменьшение температуры человеческого тела за нижним пределом есть смерть (умирание) человека. На языке символов - (ЬтНг=+=СМЕРг). Здесь слово-омоним «есть» означает формально-аксиологическую равноценность «=+=».

2) Увеличение температуры человеческого тела за верхним пределом есть смерть (умирание) человека. На языке символов - (ЫтВг=+=СМЕРг). Здесь слово-омоним «есть» означает равноценность «=+=».

Многие согласятся также и с тем, что уменьшение температуры человеческого тела ниже 34 по Цельсию равноценно (равно по ценности) увеличению температуры человеческого тела выше 42 по Цельсию. И первое, и второе означают одну и ту же (отрицательную) ценность, а именно - смерть человека. На языке символов - (ЫтНг=+=ЫтВг).

Однако вряд ли кто-то согласится также и с тем, что уменьшение температуры человеческого тела ниже 34 по Цельсию имеет место тогда и только тогда, когда имеет место увеличение температуры того же самого человеческого тела выше 42 по Цельсию. На языке символов эта формальнологическая эквивалентность (выражаемая в естественном языке словосочетанием «тогда и только тогда, когда») формулируется так: (ЕЬтНг) о о (ЕЬтНг). Значения символов «=+=», «о», «Е» определены выше. Ниже

В.О. Лобовиков

136 ----------------------------------------------------------------------

приведен конкретный пример схемы рассуждения, запрещенного «Гильотиной Юма»:

Посылка: ЫтНг=+=ЫтВг Заключение: (ЕЫтНг)о(ЕЫтВг).

Согласно «Гильотине», в этой схеме умозаключения нет отношения формально-логического следования заключения из посылки: умозаключение логически неправильно. Поэтому, нельзя, опираясь на очевидную ложность фактофиксирующего суждения (ЕЫтНг)о(ЕЫтВг), логически обосновать (по правилу «модус толленс») ложность ценностного суждения (ЫтНг=+=ЫтВг). На искусственном языке «Гильотина Юма» формулируется и воспринимается более точно и просто: она более обозрима (наглядна) по сравнению с ее формулировкой на естественном языке. Но большинство людей считают иначе. Для них рассматриваемое логически ошибочное умозаключение представлено ниже на русском языке.

Посылка: уменьшение температуры человеческого тела ниже 34 по Цельсию равноценно (равно по ценности) увеличению температуры человеческого тела выше 42 по Цельсию.

«Следовательно» (заключение): уменьшение температуры человеческого тела ниже 34 по Цельсию имеет место тогда и только тогда, когда имеет место увеличение температуры того же самого человеческого тела выше 42 по Цельсию.

Д. Юм в «Трактате о человеческой природе» впервые обратил внимание исследователей на необоснованность дедуктивных формально-логических выводов от фактов к соответствующим нормам (оценкам) и от норм (оценок) к соответствующим фактам. Этот запрет позволяет не допустить логическое противоречие уравнений 56 и 57 соответствующей метатеореме К. Геделя о неполноте. Иллюзия такого противоречия возникает психологически закономерно. Но это логическое противоречие только кажется. Иллюзорность его можно проиллюстрировать на конкретном примере уравнения № 57: Та=+=Фа. Ниже приведено неправильное (нарушающее «Гильотину Юма») умозаключение, в котором уравнение № 57 использовано в качестве посылки.

Посылка: Та=+=Фа Заключение: (ЕТа)о(ЕФа).

Соответствующая метатеорема К. Геделя о неполноте логически противоречит «заключению», опровергает его. Согласно Геделю, ложно, что (ЕТа)о(ЕФа). Это не оспаривается в данной работе. В ней логически необоснованным объявляется лишь переход от ложности (ЕТа)о(ЕФа) к ложности Та=+=Фа по правилу «модус толленс». Если бы отношение логического следования заключения из посылки действительно было, то примене-

ние «модус толленс» было бы уместно. Но в данном конкретном примере это не так. Посылка утверждает формально-аксиологическую эквивалентность ценностей (ценностных функций) «непротиворечивость» и «полнота». А «заключение» утверждает формально-логическую эквивалентность фактов «непротиворечивости» и «полноты». Поскольку в посылке и заключении слова «непротиворечивость» и «полнота» используются в разных значениях, постольку имеет место лишь иллюзия логического противоречия.

Проанализируем еще один репрезентативный пример работы «Гильотины», а именно, рассмотрим приведенное выше уравнение Ба=+=НДа: бытие а есть небытие движения а. Это уравнение представляет собой модель знаменитого тезиса Парменида: «Движения нет». Преднамеренно нарушим рассматриваемый логико-лингвистический принцип. Явным и грубым его нарушением будет следующая «логическая форма умозаключения»:

Посылка: Ба=+=Нда Заключение: (ЕБа)о(ЕНДа).

Согласно истории философии, услышав сентенцию «Движения нет», некий древнегреческий джентльмен стал молча ходить перед всеми, намекая тем самым, что, во-первых, ЕБа истинно, а во-вторых, ЕНДа ложно (если сделать этого конкретного джентльмена значением переменной а). С логической точки зрения упомянутый древний грек, молчаливо прогуливавшийся перед аудиторией, убедительно продемонстрировал своим движением очевидную ложность суждения (ЕБа)о(ЕНДа), играющего роль «заключения» в приведенной выше неправильной схеме умозаключения (нарушающей «правило Юма»). Но является ли логическая форма (ЕБа)о(ЕНДа) адекватной моделью того, что имел в виду Парменид, утверждая, что «Движения нет»? По нашему мнению, следует ответить на этот вопрос отрицательно: Парменид вряд ли был настолько прост, чтобы всерьез утверждать, что «тело существует тогда и только тогда, когда оно не находится в движении» (словосочетание «тогда и только тогда, когда» выражает в естественном языке логическую эквивалентность «о»).

Согласно фундаментальной гипотезе, систематически развиваемой в настоящей работе, метафизика есть не что иное, как формальная аксиология. Если эта гипотеза принимается, то адекватной моделью знаменитой метафизической сентенции Парменида («Движения нет») является не формальнологическая эквивалентность фактов («бытия а» и «небытия движения а»), а формально-аксиологическая эквивалентность ценностей (ценностной функции «бытие а» и ценностной функции «небытие движения а»). В этой (формально-аксиологической) интерпретации, адекватной моделью того, что имел в виду Парменид, утверждая, что «Движения нет», естественно считать уравнение Ба=+=НДа. В приведенной выше неправильной схеме умозаключения (нарушающей «правило Юма») уравнение Ба=+=НДа играет роль «посылки». Но в том то и дело, что, согласно «Гильотине», слова «посылка» и «заключение» неуместны при описании взаимоотношения эквивалентностей Ба=+=НДа и (ЕБа)о(ЕНДа) соответственно, так как вторая из первой логи-

чески не следует. А поскольку нет отношения формально-логического следования, постольку нельзя по правилу «модус толленс» из ложности (ЕБа)^(ЕНДа) сделать вывод о ложности Ба=+=НДа. Но в таком случае необходимо признать, что молчаливо прогуливавшийся грек не смог опровергнуть Парменида.

Разгуливавший молчун и рукоплескавшая его остроумию толпа обознались: произошла подмена понятий и тезисов в ходе опровержения (нарушен закон тождества). В сущности, имел место цирковой номер с логикопсихологическим фокусом, основанным на логико-лингвистической иллюзии, возникающей вполне естественно. Как и в цирке, основная масса зрителей, восхищенная фокусом, была не в состоянии объяснить его. Но люди разумные осознавали, что что-то тут не так. Что именно тут не так и в чем собственно фокус (как он стал возможен), мы в этой работе попытались выяснить, используя дискретную математическую модель.

Литература

1. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. М.: Худ. лит., 19З9.

2. Лобовиков B.O. Математическая этика, метафизика и естественное право. Екатеринбург: УрО РАН, 200У.

3. ЛобовиковB.О. «Ницщета философии» и ее преодоление «цифровой метафизикой». Екатеринбург: УрО РАН, 2009.

4. Досократики. Минск: Харвест, 1999.

б. Лебедев A.B. Мелисс // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989.

С. 31З-330.

б. Loenen J.H.M. Parmenides, Melissus, Gorgias; a reinterpretation of Eleatic philosophy. Assen, Netherlands: Royal VanGorcum Ltd., 19З9.

У. Solmsen Friedrich. The ‘Eleatic One’ in Melissus. Amsterdam: North-Holland Publ. Co., 19У0.

8. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Минск: Попурри, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.