Научная статья на тему 'Месторождения полезных ископаемых Монголии: выгоды и угрозы'

Месторождения полезных ископаемых Монголии: выгоды и угрозы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1318
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МОНГОЛИИ / ТАВАНТОЛГОЙ / ОЮУТОЛГОЙ / ЮЖНОЕ ГОБИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MINERAL RESOURCES OF MONGOLIA / TAVANTOLGOI / OYUTOLGOI / SOUTHERN GOBI / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Базаров Виктор Борисович

Статья посвящена геополитическим, социально-экономическим проблемам и выгодам, получаемых при освоении крупнейших месторождений полезных ископаемых Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to geopolitical, social-economic problems and benefits, which are getting from the first-rate mineral deposits of Mongolia.

Текст научной работы на тему «Месторождения полезных ископаемых Монголии: выгоды и угрозы»

Виктор БАЗАРОВ

МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ МОНГОЛИИ: ВЫГОДЫ И УГРОЗЫ

Статья посвящена геополитическим, социально-экономическим проблемам и выгодам, получаемых при освоении крупнейших месторождений полезных ископаемых Монголии.

The article is devoted to geopolitical, social-economic problems and benefits of the first-rate mineral deposits of Mongolia. Ключевые слова:

полезные ископаемые Монголии, Тавантопгой, Оюутопгой, Южное Гоби, национальная безопасность; mineral resources of Mongolia, Tavantolgoi, Oyutolgoi, Southern Gobi, national security.

БАЗАРОВ Виктор Борисович — к.и.н., младший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Ьа1агоу_5аепее@

mail.ru

Монголия в постсоветский период развивается в условиях социально-экономической трансформации. Этот процесс сопровождается укреплением национального самосознания, поиском своего места в мировом сообществе. Страна превращается в признанного партнера в мировых экономических отношениях, мнение которого становится узнаваемым даже среди крупных политических игроков Евразии. Среди важнейших факторов современного развития на первое место выходит вопрос о полезных ископаемых, использование которых может определить геополитические приоритеты и экономическую конфигурацию Монголии в мировых и азиатских системах. Монголия все чаще опирается на содействие России в решении неотложных задач, связанных с взаимодействием в Восточной Азии. Пока интересы России после тяжелых кризисных годов сосредоточены на небольшом производственном сегменте, дающем в то же время значительную часть доходной части бюджета Монголии. Речь идет о совместном российско-монгольском горно-обогатительном комбинате «Эрдэнэт». До взлета цен на медь в 2005 г. — это чуть более 30% всей доходной части бюджета страны. Дальнейшее повышение цен на медь стимулировало расширение деятельности горно-обогатительной промышленности Монголии. Это, в свою очередь, поставило вопрос об использовании новых месторождений полезных ископаемых Монголии, которые представлены всей таблицей Менделеева. Так, установлено и документально систематизировано 416 месторождений и 3 663 проявлений 53 видов полезных ископаемых. По состоянию на 2006 г. в Государственном регистре по ресурсам полезных ископаемых по 12 видам минерального сырья (золото, серебро, медь-молибден, уран, железо, цинк, свинец, вольфрам, плавиковый шпат, каменный уголь, бурый уголь) зарегистрировано в центральном поясе — 43, в западном поясе — 35, в восточном поясе — 67, в южном — 59 месторождений1. Минерально-сырьевая база горной промышленности Монголии сформировалась на основе запасов разведанных месторождений каменного угля; руд тяжелых цветных (медных, никелевых, свинцовых, цинковых, оловосодержащих) и малых цветных (висмут, сурьма) металлов; руд редких, рассеянных и редкоземельных элементов (кобальт, кадмий и др.); месторождений урана; месторождений валютного сырья, в т.ч. золота, серебра; крупнотоннажных (известняки, пиленый камень, песчано-гравийные смеси)

1 Статистический ежегодник Монголии 2006. — Улан-Батор, 2007.

и малотоннажных (облицовочный камень, строительный песок) строительных материалов; индустриального сырья (полевой шпат, флюорит); а также запасов техногенного и вторичного сырья.

Основные месторождения, вокруг которых идет бурная дискуссия, — это Тавантолгой и Оюутолгой, расположенные в Южногобийском аймаке Монголии.

Тавантолгой и Оюутолгой вызвали лавину инвестиционных предложений со стороны крупнейших транснациональных энергетических компаний мира, и в первую очередь, китайских государственных энергетических компаний. Накал борьбы таков, что представители крупного бизнеса России не получили реальной поддержки. Попытки «Базового элемента» О. Дерипаски, «Северстали» А. Мордашева, «Золотого Востока», РЖД, Росатома пробиться в состав основных инвестиционных лидеров потерпели неудачу. В этой жесткой борьбе инвестиционных пакетов создается благоприятный климат для развития экономики Монголии. Однако это таит в себе и свои угрозы, которые необходимо учесть не только Монголии в своем внутреннем развитии, но и России как приграничному государству при взаимодействии с Восточной Азией.

Так, создание в Южном Гоби с учетом имеющихся природных условий крупного комплекса с численностью населения 60— 80 тыс. чел. стало необходимым. Это увеличило бы занятость населения, повысился бы спрос на квалифицированный труд, что, в свою очередь, привело бы к росту числа институтов по подготовке специализированных кадров и т.д.1 При выявленных преимуществах разработки данного месторождения можно также отметить и ряд проблем, связанных с этим предприятием.

Во-первых, в монгольском законодательстве по важнейшим месторождениям существуют положения, которые исключают получение государством природной ренты. Фактически отсутствуют налоги на добычу полезных ископаемых, под вопросом и дифференциация налога на разные виды полезных ископаемых. Все это

1 Базаров В.Б. Тавантолгойское месторождение угля и его социально-экономическое значение // Иркутский историко-экономический ежегодник. Социально-политические аспекты хозяйственного развития Сибири в постсоветский период. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007, с. 347.

порождает условия для возможной утраты экономической независимости и контроля со стороны государства над главными финансовыми источниками.

Во-вторых, благодаря отсутствию четкой законодательной базы, созданный благоприятный инвестиционный климат нарушается постоянным вмешательством в деятельность предприятий со стороны государства и разного рода политических сил, тем самым отпугивая частных инвесторов от перспективных объектов, ослабляя инвестиционную привлекательность Монголии.

В-третьих, это отсутствие промышленной и коммунальной инфраструктуры. Регион обладает неудовлетворительными по качеству дорогами, коммуникациями, имеет сложные климатические условия. Среднегодовое количество атмосферных осадков составляет 154 мм, причем основная их часть (около 70%) выпадает в летние месяцы. Сейсмичность в районе месторождения составляет 7 баллов.

В-четвертых, возникает экологическая опасность разработки. Крупные мировые горнодобывающие компании подходят к проблеме охраны окружающей среды со свойственным западному менталитету рационализмом. Канадско-британская «Айвенхоу Майнз» (Ivanhoe Mines), обладающая правами на разработку гигантского медно-золотого месторождения Оюутолгой (Бирюзовая гора), в своих официальных документах рассматривает этот проект как долгосрочное (примерный срок эксплуатации месторождения около 45 лет) и чрезвычайно выгодное вложение капитала. Обязательства «Айвенхоу Майнз» выглядят очень серьезно. При сооружении и эксплуатации шахты компания обязуется соответствовать мировым экологическим стандартам для горнодобывающей промышленности, всем природоохранным законам Монголии и стандартам, установленным Всемирным банком для международных проектов по разработке минеральных ресурсов. В конкретных формулировках — это замкнутый цикл водопользования, не позволяющий загрязненным водам проникать за пределы производственной зоны; повторное использование воды; контроль за уровнем запыленности; ежемесячный экологический мониторинг подземных и поверхностных вод, биоразнообразия и уровня запыленности; вклад в создание «зеленого пояса Гоби» путем высадки

растений на определенных участках и т.д. С 2006 г. «Айвенхоу Майнз» затратила 18,6 млрд тугриков (16 млн долл. США) на поиск и обустройство новых источников воды для местных скотоводов, а также на оборудование для ее очистки. Компания имеет разработанную оценку экологического воздействия и план защиты окружающей среды, которых придерживается в ходе осуществления проекта. Тем не менее готовность «Айвенхоу Майнз» развивать экономическую и социальную инфраструктуру Монголии и охранять ее природную среду вызывает настороженную реакцию экологов и неприкрытый скептицизм журналистов. Последние дают весьма нелестную оценку личности бывшего главы компании Роберта Фридланда, характеризуя его как беспринципного дельца, чьи разрушительные для природы проекты заработали ему на Западе красноречивое прозвище «Отрава Боб» (Toxic Bob). Несмотря на это, он — частый гость в Монголии, которого встречают с чисто кочевым гостеприимством, тем более что правительство этой страны уже получило от «Айвенхоу Майнз» достаточно завуалированных под гуманитарную помощь субсидий. Ради этого проекта компания «Айвенхоу Майнз» готова изыскивать огромные средства, даже путем продажи части своих активов, например бирманского медного месторождения Монива.

В-пятых, это острая нехватка квалифицированной рабочей силы, вызванная оттоком населения из страны, нехватка неквалифицированных трудовых ресурсов в силу неразвитости рынка труда.

Так как Монголия не сможет заполнить рынок труда в силу объективных причин, активизируется мощный поток иностранной рабочей силы из соседних государств, таких как Россия и Китай. Надо заметить, что Тавантолгой — не единственное крупное месторождение, есть ряд очень крупных месторождений угля, меди, например Оюутолгой, которые находятся в небольшом отдалении друг от друга (всего 100—150 км, не разделенных никакими препятствиями). Поэтому для их разработки потребуется не 60—80 тыс. чел., а примерно 200—300 тыс. чел. Это размеры достаточно крупного города. Получается, что в 540 км от Улан-Батора будет построен новый город, жителями которого будут преимущественно иностран-

ные граждане. Создание города потянет за собой огромные средства и инвестиции, будет задействовано множество отраслей хозяйства. Для функционирования города нужна своя инфраструктура, коммуникации. Это жилые кварталы, заводы, фабрики, школы, высшие учебные заведения, банки, больницы, места досуга населения и т.д. Но прежде всего монголы должны решить проблему снабжения водой — не надо забывать, мы имеем дело с полупустыней. Значительное увеличение числа иностранцев сильно повлияет на социокультурную политику государства. Так как освоение месторождений идет десятилетиями, то неизбежны процессы ассимиляции, а дальнейшее расширение в стране этнического присутствия Китая может привести к трансформации социокультурной и этнической идентичности. В дополнение к этому серьезно пострадает кочевой уклад монгольского населения. Освоение месторождения и строительство города вытеснят скотоводов со своих привычных пастбищ. Поэтому следует ожидать столкновений на почве национальной неприязни и нестабильной социальной обстановки.

Минеральное богатство пока еще не принесло Монголии желаемых результатов — значительного повышения уровня и качества жизни и не гарантировало вхождения на равных в мировую экономику. Активная разработка природных ресурсов страны представляется палкой о двух концах, один из которых грозит разрушительными последствиями природной среде и традиционному образу жизни монголов. Тем не менее следует признать, что будущее зависит от самих граждан Монголии. В последнее десятилетие монгольский народ показал высокую степень участия общественности в принятии важных политических решений. Избирательная активность простых аратов впечатлила многих иностранных наблюдателей и репортеров. Это достаточно обнадеживающий показатель. Благодаря давлению демократических масс на управляющие круги, вопросы месторождений перешли из рук узкого круга лиц в ведение институциональной сферы.

Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 10-03-00603а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.