Научная статья на тему 'Место взятки в налоговых правоотношениях'

Место взятки в налоговых правоотношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1191
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТКА / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / CORRUPTION / BRIBE / TAXING AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайфуллина Снежана Арсеновна

В данной статье рассматривается взяточничество в налоговых органах. Отмечается проблематика данного вопроса на международном уровне. Дается краткое разъяснение понятиям коррупции, взяточничества, предопределяющим факторам взяточничеств в налоговой сфере. Раскрывается два основных направления совершения взяточничества в налоговых правоотношениях и вариантов коррупционного поведения её участников с конкретными примерами из следственной практики. Так же в статье отмечены отрицательные последствия взяточничества в налоговых органах, которые выражаются, как и в причинении крупного материального ущерба, подрыве авторитета исполнительной власти, так и ухудшение финансово-экономического состояния страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of a bribe in tax legal relationship

In this article, bribery in taxing authorities is considered. The matter perspective at the international level is noted. The short explanation is made to concepts corruption, bribery, to the predetermining bribery factors in the tax sphere. Two main directions of commission of bribery in tax legal relationship and options of corruption behavior of its participants with concrete examples from investigative practice reveal. Also in article negative consequences of bribery in taxing authorities which are expressed, as well as in causing large material damage, undermining authority of the executive authority, and deterioration in a financial and economic condition of the country in general are noted.

Текст научной работы на тему «Место взятки в налоговых правоотношениях»

Место взятки в налоговых правоотношениях The place of a bribe in tax legal relationship

Сайфуллина Снежана Арсеновна

Студентка 4 курса, Факультет Институт Права Челябинский государственный университет

РФ, г. Челябинск e-mail: saifullina_snezhana@mail. ru

Saifullina Snezhana Arsenovna

Student 4 courses, Faculty Institute of the Right Chelyabinsky state university Russian Federation, Chelyabinsk e-mail: saifullina_snezhana@mail. ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается взяточничество в налоговых органах. Отмечается проблематика данного вопроса на международном уровне. Дается краткое разъяснение понятиям коррупции, взяточничества, предопределяющим факторам взяточничеств в налоговой сфере. Раскрывается два основных направления совершения взяточничества в налоговых правоотношениях и вариантов коррупционного поведения её участников с конкретными примерами из следственной практики. Так же в статье отмечены отрицательные последствия взяточничества в налоговых органах, которые выражаются, как и в причинении крупного материального ущерба, подрыве авторитета исполнительной власти, так и ухудшение финансово-экономического состояния страны в целом.

Annotation.

In this article, bribery in taxing authorities is considered. The matter perspective at the international level is noted. The short explanation is made to concepts corruption, bribery, to the predetermining bribery factors in the tax sphere. Two main directions of commission of bribery in tax legal relationship and options of corruption behavior of its participants with concrete examples from investigative practice reveal. Also in article negative consequences of bribery in taxing authorities which are expressed, as well as in causing large material damage, undermining authority of the executive authority, and deterioration in a financial and economic condition of the country in general are noted.

Ключевые слова. Коррупция, взятка, налоговые органы.

Key words. Corruption, bribe, taxing authorities.

Коррупция, являясь не только уголовно-правовым явлением, представляет собой особо опасное социальное явление, которое не обошло стороной и систему налоговых правоотношений.

Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование работником налогового органа своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному работнику налогового органа другими лицами, либо совершение названных деяний от имени или в интересах юридического лица [3].

Масштабность распространения коррупции предопределяет актуальность данной проблемы не только на государственном уровне, но и на международном. В частности, в «Конвенции ООН против коррупции» [1] отмечено, что серьёзность порождаемых коррупцией проблем и угроз, оказывают влияние на стабильность и безопасность общества, подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку, затрагивает общество и экономику всех стран.

Одной из наиболее распространённых и опасных форм коррупционных проявлений выступает взяточничество (ст. 290 - ст. 291.2 УК РФ) [2] - дача-получение предмета взятки должностным лицом (взяткополучателем) за действия или бездействия в пользу взяткодателя, при условии, что совершаемые действия (бездействия) связаны со служебным положением или должностными полномочиями взяткополучателя.

Взяточничество, стало стилем жизни для многих чиновников. Оно проникло во многие сферы деятельности, включая сферу налоговых правоотношений. Сфера налоговых правоотношений является одной из значительно поверженных коррупционными схемами. К тому же, данная сфера характеризуется наиболее крупными размерами взяток. Так, рекордная сумма взятки, полученная заместителем начальника управления кредитных организаций Федеральной налоговой службы РФ А., составила более 1 млн. долларов за действия в интересах банка по освобождению от требований налоговых органов. [5]

Предопределяющими факторами взяточничества в налоговой сфере, как правило, относится сложность налогового законодательства и налоговых процедур, монопольная власть должностных лиц налоговых органов, отсутствие надлежащего контроля и надзора, плохую обстановку в общественном секторе в целом.

Способы совершения взяточничества в налоговых правоотношениях и варианты коррупционного поведения её участников достаточно многообразны. Вместе с тем можно обозначить два основных направления проблемы взяточничества в налоговой сфере.

В первом случае - сам налогоплательщик инициирует дачу взятки сотрудникам налоговых органов для того чтобы сократить налоговую базу или избежать: налоговые проверки, отражение «нежелательных» для налогоплательщика результатов налоговых проверок в актах налоговых проверок, налагаемые санкции по результатам проверок (либо уменьшения их размеров) и прочее. Так, в результате расследования уголовного дела СО СК РФ по Волгоградской области М. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 291 УК РФ - дача взятки. По данным следствия, в ходе налоговой проверки фирмы, принадлежавшей М. было установлено, что указанной фирме необходимо доначислить около 20 миллионов рублей налога на добавленную стоимость. В целях уменьшения подлежащей уплате суммы М. предложил

начальнику отдела межрайонной инспекции ФНС России взятку в размере 2 миллионов рублей, о чем сотрудник налогового органа сообщил в правоохранительные органы [6].

Во втором случае - сотрудники налоговых органов, пользуясь своим служебным положением, вымогают взятку у налогоплательщиков, включая замаскированные вознаграждения в ответ на невыполнение либо ненадлежащее выполнение ими служебных обязанностей, как правило - непроведение налоговых проверок либо дополнительных мер налогового контроля, не отражение в актах налоговой проверки всех выявленных правонарушений, не составление протоколов, сокращение сумм налогового штрафа и пени, содействие незаконному возмещению НДС и многое другое.

Так, судом Республики Колмыкия был вынесен обвинительный приговор государственному налоговому инспектору отдела выездных проверок №1 межрайонной инспекции №3 республиканского ФНС РФ Н. в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ. Следствием и судом было установлено, что налоговый инспектор, путем вымогательства получила взятку в виде денег в размере 1 миллиона 800 тысяч за составление акта выездной налоговой проверки ООО «А.» с определенной суммой налогов и пеней, подлежащих уплате в бюджет, то есть за совершение действий в пользу учредителя общества, а также за общее покровительство в дальнейшем. [6] Нередки так же случаи и систематического вымогательства взяток сотрудниками налоговых органов течении длительного времени. По одному из которых, сотрудниками полиции по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст.290 УК РФ был задержан руководитель УФНС России по Тамбовской области К., которая по версии следствия за непринятие мер ответственности при проведении налоговых проверок систематически (на протяжении с 2000 по 2014 год) получала от бизнесмена взятку в виде денег и имущества на общую сумму более 14 млн. рублей [6].

Коррупция в форме взяточничества в налоговой сфере, в подтверждение тому приведенные примеры из следственно-судебной практики, в которых, как мы увидели фигурируют высокопоставленные чиновники налоговых органов и значительные денежные суммы, несомненно всегда будет иметь пагубные последствия. Кроме непосредственного причинения крупного материального ущерба, подрывается авторитет исполнительной (в частности ФНС России) и других ветвей государственной власти. К тому же, налоговая сфера является предопределяющим фактором экономического развития, поэтому взяточничество в числе коррупции в налоговой сфере будет оказывать отрицательное влияние на финансово-экономическое состояние страны. Незаконные накопления коррумпированных чиновников, которые они опасаются легализовать, образуют основу теневой экономики, неподвластной регулированию со стороны государства [4]. В результате чего, доходная составляющая бюджета страны значительно уменьшается, вследствие недополучения налогов (задолженность по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ на 1 января 2017 года составляет 1031,7 млрд. рублей, из неё недоимка - 614,9 млрд. рублей [7]).

Таким образом, явление взяточничества в налоговой сфере в настоящее время крайне актуально. Проблематика данного вопроса остается открытой и неразрешенной в полной мере, что требует большего внимания и усилия для его изучения, разработки комплекса утонченных мер противодействия, включая меры профилактики. Так к общим и основным мерам противодействия коррупции в целом, так и взяточничества в частности в налоговых органах, следует отнести: упрощение налогового законодательства, пресечение монопольной власти сотрудников налоговых органов, интенсивный мониторинг и аудит предоставления государственных услуг налоговыми органами, усиление ответственности работников налоговых органов за

выполнение служебных обязанностей, стимулирование повышения эффективности выполняемой работы налоговыми органами, минимизацию личного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (автоматизацию налоговых процедур).

Список используемой литературы:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 года. Ратифицирована Федеральным законом РФ от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

3. Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений: Приказ ФНС РФ от 31.12.2009 № ММ-7-4/737 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

4. Кирпичева А.Ю. Механизм реализации коррупционной деятельности в налоговой сфере // Налоги. 2015. № 1. С. 42 - 44.

5. Противодействие коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральная прокуратура Российской Федерации. Дата обновления: 30.03.17. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-64601.

6. Противодействие коррупции. Расследование коррупционных преступлений [Электронный ресурс] // Следственный комитет Российской Федерации. Дата обновления: 30.03.17. URL: http://sledcom.ru/news/item/1047697. http://sledcom.ru/news/item/531536. http://sledcom.ru/press/smi/item/887826.

7. Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2017 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Дата обновления: 31.03.17. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/finans/fin24.docx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.