ПЕДАГОГИКА
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ■
УДК 378.14
В.Ю. Мягкова,
Пензенский государственный университет
Место учебной дисциплины «Иностранный язык» в профессиональной подготовке и формировании конкурентоспособности студента вуза
гт,
Пензенский государственный университет
Заказчиком проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего образования является Министерство образования и науки Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку и реализацию государственной политики в сфере образования. Следует отметить, что исполнитель - Российская академия образования - должна выполнить не узкоотраслевую, а общественно-стратегическую задачу: выявить, объединить и зафиксировать в виде конвенциональной нормы все практически значимые запросы в сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства.
© Мягкова В.Ю., 2016
В этой связи важным отличием нового государственного образовательного стандарта является и то, что впервые стандарт подготовки бакалавров представлен, например, как общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Этот документ обеспечивает новый тип взаимоотношений между основными субъектами, предъявляющими требования к системе образования, и позволяет наиболее полно реализовать права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что подразумевает принятие сторонами взаимных обя-
зательств, их солидарную ответственность за его результаты.
Важно отметить, что предлагаемое в стандарте соотношение трудоемкости разделов учебного плана является рекомендуемым, а не обязательным, и может варьироваться с учетом специфики вуза, факультета и специальности. В свою очередь это будет способствовать осуществлению профессионально-ориентированного обучения с учетом локального рынка труда, что повысит востребованность и конкурентоспособность бакалавров, подготовленных и прошедших производственную практику на предприятиях региона и готовых к работе на них.
Необходимо подчеркнуть, что главной отличительной чертой со-
ВАЛЕРИЯ ЮРЬЕВНА МЯГКОВА
старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания иностранных языков Пензенского государственного университета. Сфера научных интересов: теория и методика преподавания в высшей школе, методика обучения иностранному языку. Автор более 20 публикаций
Рассматривается влияние дисциплины «Иностранный язык» на формирование конкурентоспособности студентов высшего учебного заведения с учетом изменений федерального государственного образовательного стандарта. Показаны возможности иностранного языка, повышающие конкурентоспособность студентов вуза.
Ключевые слова: конкурентоспособность, иностранный язык, региональный рынок труда, федеральный государственный образовательный стандарт.
The article includes an attempt to consider the influence of academic discipline "Foreign Language" on the competitiveness formation of university student paying attention to the Federal State Educational Standard. There is a review of the opportunities of foreign language, which can raise the competitiveness of a university students.
Key words: competitiveness, foreign languages, local labour market, federal state educational standard.
временного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому современная система профессионального образования направлена на подготовку личности, готовой к постоянному самостоятельному обновлению компетенций, которые обеспечивают, с одной стороны, ее успешную учебную деятельность сегодня, а с другой - эффективную социально-профессиональную адаптацию и будущую профессиональную деятельность [4]. То есть следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного формирования и развития как профессиональных, так и общекультурных и общепрофессиональных компетенций [5, 6]. Следовательно, воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках - это важнейшие задачи современного образования.
Решение этой задачи может способствовать достижению стратегической цели образования - формированию конкурентоспособной личности, серьезным индикатором которой является владение иностранным языком. Следует отметить, что значение изучения иностранного языка для формирования конкурентоспо-
собности личности обусловлено следующими фактами.
1. Согласно заявлениям министра образования и науки Российской Федерации, начиная с 2020 года, английский язык будет обязательным при сдаче единого государственного экзамена, что говорит о возрастающей значимости иностранного языка в современном обществе [7].
2. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования обучение иностранному языку в вузе является обязательным. То есть наблюдается преемственность в обучении иностранному языку на всех уровнях общего и профессионального образования, выражающаяся в распределении по группам по уже достигнутому уровню владения иностранным языком по европейской шкале. Следовательно, это положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетентности обучающихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения.
В нескольких поколениях федерального государственного образовательного стандарта особое внимание обращается на формирование и развитие информационной культуры средствами иностранного языка. Усиливается внимание к
развитию коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения этой дисциплины. Это, прежде всего, касается умений:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) при работе с иноязычными и двуязычными (на профильном уровне) материалами;
- участвовать в проектной деятельности, организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках различного типа;
- извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, графиках, диаграммах, аудиовизуальных рядях и др.);
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- отделять основную информацию от второстепенной; критически оценивать достоверность полученной информации;
- передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного) и иллюстрировать их с помощью примеров;
- выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работать продуктивно и целенаправленно с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику;
- адекватно воспринимать язык средств массовой информации;
- создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.
Учет этих фактов находит свое отражение в Примерной программе по иностранному языку для неязыковых вузов и факультетов, разработанной Научно-методическим советом по иностранным языкам Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 году в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, основные положения которой гласят:
- владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех студентов в вузе;
- курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования;
- изучение иностранного языка строится на междисциплинарной интегративной основе;
- обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов [3].
Согласно этой программе основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
Кроме того, в базовой части учебного плана у дисциплины «Иностранный язык» самое большое число аудиторных часов среди дисциплин гуманитарного и социального цикла, соответственно иностранный язык обладает большим «весом» - зачетными еди-
ницами. Этот факт еще раз подтверждает значимость и важность владения иноязычной коммуникативной компетенцией в профессиональной подготовке бакалавра и его конкурентоспособности.
Согласно разработанной нами структуре конкурентоспособности студента вуза, включающей профессионализм, образованность и компетентность, все функции иностранного языка и цели обучения этой учебной дисциплине по федеральным государственным образовательным стандартам будут способствовать формированию и росту конкурентоспособности обучающихся. Это объясняется тем, что иностранный язык способствует развитию способностей к анализу и синтезу, организации и планированию, совершенствованию навыков управления информацией. Современные интерактивные методы обучения, применяемые на занятиях по иностранному языку, способствуют работе в команде, взаимодействию с экспертами в других предметных областях, толерантному восприятию межкультурных различий, работе в международном контексте. Обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению в вузе позволяет использовать полученные знания на практике, способствует адаптации к новым ситуациям, пониманию культур и обычаев народов других стран. Таким образом, средствами иностранного языка добываются те знания, которые при помощи родного языка не могут быть получены по тем или иным субъективным или объективным причинам [2].
Однако для использования потенциала этой учебной дисциплины необходимо учитывать особенности иностранного языка как учебного предмета, которыми являются:
- межпредметность (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например,литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, а с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональность (иностранный язык может выступать как цель обучения, так и как средство приобретения сведений в других областях знаний) [1].
Как мы отметили выше, учебные планы вузов учитывают специфику локального рынка труда. Согласно стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (до 2030 года) одним из основных прогнозируемых изменений в экономике Пензенской области будет усиление конкуренции на международном и национальном рынках. В области функционирует около двухсот предприятий, связанных с производством пищевых продуктов, что обуславливает интерес абитуриентов к этому направлению подготовки [8].
С учетом социального заказа, требований федеральных государственных образовательных стандартов и необходимости формирования у студентов конкурентоспособности нами были разработаны учебно-методические пособия по направлению подготовки «Технология продукции и организации общественного питания», ставшие победителями Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 года в номинации «Педагогика и методика преподавания». Они состоят из сборников текстов, тестов и учебно-методического пособия.
1. Supplementary Reading (Литература для дополнительного чтения) - сборник текстов для домашнего чтения по специальности «инженер-технолог в сфере продовольственных продуктов и потребительских товаров» (учебно-методическое пособие для студентов первого курса).
2. English for Food Engineers (Английский язык для инженеров-технологов) - учебно-методическое пособие для студентов специальности «инженер-технолог в сфере продовольственных продуктов и потребительских товаров».
2. Tests (Тесты) - сборник профессионально-ориентированных итоговых тестов для студентов специальности «инженер-технолог в сфере продовольственных продуктов и потребительских товаров».
Этот комплекс учитывает основные особенности учебной дисциплины «Иностранный язык». С позиций многоуровневости мы старались подобрать тексты, а также разместить материал в пределах одного юнита (одной части) на основе принципа доступности, от простого к сложному, учитывая разные уровни владения иностранным языком у студентов. Тексты для домашнего чтения, а также содержание учебно-методического пособия были отобраны с учетом межпредметности и
полифункциональности иностранного языка. Это способствует не только повышению мотивации к изучению иностранного языка, но и его использованию как средства приобретения сведений в других областях. Тесты обеспечивают не только контроль за учебной деятельностью, но и самоконтроль, так как студенты знакомы с унифицированными уровнями владения английским языком в рамках «Общеевропейской системы оценки языковой компетенции (Common European Framework of Reference for Language - CEF или CEFR).
С учетом государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также проекта программы по импортозамеще-нию и расширению выпуска продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы, в вузе было введено новое направление подготовки данного профиля, что привело к обновлению учебного пособия.
Таким образом, актуальность изучения иностранного языка об-
условлена как современными тенденциями и требованиями к будущей профессиональной деятельности бакалавра, так и общественно-стратегическими задачами российского образования. Благодаря особенностям иностранного языка обучение в вузе дает студентам возможность приобретать умения, применять знания и совершенствовать полученные навыки в профессиональной деятельности. Кроме того, помогая формировать информационную культуру и развивая коммуникативно-когнитивные умения студентов средствами иностранного языка, добываются те знания, которые при помощи родного языка не могут быть получены по тем или иным субъективным или объективным причинам. Таким образом, учебная дисциплина «Иностранный язык» играет одну из ведущих ролей в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения и формировании их конкурентоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А. Анализ процесса обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 102-106.
2. Мягкова В.Ю. Использование педагогического потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании конкурентоспособности студентов вуза // European Social Science Journal. 2012. № 5 (21). С. 89-94.
3. Примерная программа по иностранному языку для неязыковых вузов и факультетов / под общ. ред. С.Г. Тер-Минасовой. URL: http://technic al.bmstu.rulumolfileslfor-fgoslppd-inyz (дата обращения: 10. 12. 2015).
4. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Формирование готовности педагога высшей школы к педагогическому сопровождению адаптации обучающихся // Педагогиче-
LITERATURA_
1. Amitrova M.V., Gusarova Yu.V., Nelyubina E.A. Analiz processa obuchenija inostrannomu jazyku i ego vlijanie na formirovanie social'no znachimyh kachestv dlja professional'noi dejatel'nosti // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. 2015. № 1 (10). S. 102-106.
2. Mjаgkova V.Yu. Ispol'zovanie pedagogicheskogo potenciala uchebnoi discipliny «Inostrannyi jazyk» v formirovanii konkurentosposobnosti studentov vuza // European Social Science Journal. 2012. № 5 (21). S. 89-94.
3. Primernaja programma po inostrannomu jazyku dlja nejazykovyh vuzov i fakul'tetov / pod obsh. red. S.G. Ter-Minasovoi. URL: http://technic al.bmstu.rulumolfileslfor-fgoslppd-inyz (data obrashenija: 10. 12. 2015).
4. Sergeeva S.V., Voskrekasenko O.A. Formirovanie gotovnosti pedagoga vysshei shkoly k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu adaptacii obuchayushihsja //
ское образование и наука. 2012. № 1. С 65-70.
5. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Воспитание в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе: от теории к практике. Монография. Пенза: Изд-во Пензенского государственного технологического университета, 2015. 144 с.
6. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Непрерывное образование в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе: монография. Пенза: Пензенский государственный технологический университет. 2014. 180 с.
7. URL: http://rosvuz.ru/news/267-ege-po-inostrannym-yazykam-stanet-obyazatelnym-ne-ranee-2020g (дата обращения: 10. 12. 2015).
8. URL: http://pnzreg.ru/ (дата обращения: 10. 12. 2015).
Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 1. S 6570.
5. Sergeeva S.V., Voskrekasenko O.A. Vospitanie v tehnicheskom vuze kak mnogourovnevom obrazovatel'nom komplekse: ot teorii k praktike. Monografija. Penza: Izd-vo Penzenskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta, 2015. 144 s.
6. Sergeeva S.V., Voskrekasenko O.A. Nepreryvnoe obrazovanie v tehnicheskom vuze kak mnogourovnevom obrazovatel'nom komplekse: monografija. Penza: Penzenskii gosudarstvennyi tehnologicheskii universitet, 2014. 180 s.
7. URL: http://rosvuz.ru/news/267-ege-po-inostrannym-yazykam-stanet-obyazatelnym-ne-ranee-2020g (data obrashenija: 10. 12. 2015).
8. URL: http://pnzreg.ru/ (data obrashenija: 10. 12. 2015).