Научная статья на тему 'МЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

МЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES / FUTURE TEACHER / SPIRITUAL AND MORAL PERSONALITY / YOUNGER GENERATION / UPBRINGING / MASS MEDIA / INTERNET / DIGITAL TECHNOLOGY / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гончарук Алексей Геннадьевич, Федосеева Мария Михайловна

В современном информационном обществе гарантом стабильного развития является культурный потенциал страны. На данный момент, преобладающей является цифровая культура, которая направлена на будущее, а именно, на молодое поколение. Проблема заключается в том, что культура преемственности молодёжи терпит определенные изменения, которые могут привести к утрате традиционных моральных аспектов. Трансформация передачи и принятия традиционных ценностей обуславливает большое внимание к нравственным вопросам молодёжи со стороны государства и социума. Профессия педагога является одной из ключевых в передаче нравственных ценностей будущим школьникам и студентам. Актуальность связана с тем, что в современном мире человек воспитывается в окружении различных информационных источников, которые могут как положительно сказываться на преемственности ценностей, так и иметь разрушительный эффект. Информационное общество диктует свои методы и методологию передачи и усвоения информации, а также контент средств массовой информации, наиболее популярных среди молодежи. Авторы исследования поставили своей целью определить, какие средства массовой информации являются наиболее востребованными молодежью и проанализировать качество получаемой информации в части усвоение или утраты традиционно-нравственных ценностей будущих педагогов XXI века (на примере НГПУ им. К. Минина, Н.Новгород).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF TRADITIONAL MORAL VALUES IN THE AXIOLOGY OF THE FUTURE PEDAGOGUE: A BRIEF PHILOSOPHICAL ANALYSIS

In the modern information society, the guarantor of stable development is the country's cultural potential. At the moment, the predominant is digital culture, which is aimed at the future, namely, the younger generation. The problem is that the culture of succession of young people undergoes certain changes that can lead to the loss of traditional moral aspects. The transformation of the transfer and adoption of traditional values leads to great attention to the moral issues of youth from the state and society. The profession of a teacher is one of the key in transferring moral values to future schoolchildren and students. Relevance is connected with the fact that in the modern world a person is brought up surrounded by various information sources, which can both positively affect the continuity of values and have a destructive effect. The information society dictates its methods and methodology for the transfer and assimilation of information, as well as the content of the media, the most popular among young people. The authors of this study set out to determine which media are the most sought after by youth and to analyze the quality of the information received regarding the assimilation or loss of traditional moral values by future pedagogues of the 21st century (on the basis of Nizhny Novgorod State Pedagogical University).

Текст научной работы на тему «МЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

Goncharuk Aleksey Gennadievich, Fedoseeva Maria Mikhailovna

THE PLACE OF TRADITIONAL MORAL VALUES IN THE AXIOLOGY .

pedagogical sciences

УДК 378:241.53

DOI: 10.26140/knz4-2020-0901-0002

МЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

© 2020

SPIN: 7653-2535 AuthorID: 986720 ResearcherID: V-4241-2018 ORCID: 0000-0003-2825-9404 ScopusID: 57211808151

Гончарук Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель

кафедры «Философии и теологии» Федосеева Мария Михайловна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет) (604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова,], е-mail:maria.fedos•eeva00@mail.ru) Аннотация. В современном информационном обществе гарантом стабильного развития является культурный потенциал страны. На данный момент, преобладающей является цифровая культура, которая направлена на будущее, а именно, на молодое поколение. Проблема заключается в том, что культура преемственности молодёжи терпит определенные изменения, которые могут привести к утрате традиционных моральных аспектов. Трансформация передачи и принятия традиционных ценностей обуславливает большое внимание к нравственным вопросам молодёжи со стороны государства и социума. Профессия педагога является одной из ключевых в передаче нравственных ценностей будущим школьникам и студентам. Актуальность связана с тем, что в современном мире человек воспитывается в окружении различных информационных источников, которые могут как положительно сказываться на преемственности ценностей, так и иметь разрушительный эффект. Информационное общество диктует свои методы и методологию передачи и усвоения информации, а также контент средств массовой информации, наиболее популярных среди молодежи. Авторы исследования поставили своей целью определить, какие средства массовой информации являются наиболее востребованными молодежью и проанализировать качество получаемой информации в части усвоение или утраты традиционно-нравственных ценностей будущих педагогов XXI века (на примере НГПУ им. К. Минина, Н.Новгород).

Ключевые слова: традиционные духовно-нравственные ценности, будущий педагог, духовно-нравственная личность, подрастающее поколение, воспитание, средства массовой информации, интернет, цифровые технологии, информационное общество

THE PLACE OF TRADITIONAL MORAL VALUES IN THE AXIOLOGY OF THE FUTURE PEDAGOGUE: A BRIEF PHILOSOPHICAL ANALYSIS

© 2020

Goncharuk Aleksey Gennadievich, Candidate for Philosophy Sciences, Senior Lecturer at the Department of Philosophy and Theology Fedoseeva Maria Mikhailovna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, е-mail:maria.fedos•eeva00@mail.ru) Abstract. In the modern information society, the guarantor of stable development is the country's cultural potential. At the moment, the predominant is digital culture, which is aimed at the future, namely, the younger generation. The problem is that the culture of succession of young people undergoes certain changes that can lead to the loss of traditional moral aspects. The transformation of the transfer and adoption of traditional values leads to great attention to the moral issues of youth from the state and society. The profession of a teacher is one of the key in transferring moral values to future schoolchildren and students. Relevance is connected with the fact that in the modern world a person is brought up surrounded by various information sources, which can both positively affect the continuity of values and have a destructive effect. The information society dictates its methods and methodology for the transfer and assimilation of information, as well as the content of the media, the most popular among young people. The authors of this study set out to determine which media are the most sought after by youth and to analyze the quality of the information received regarding the assimilation or loss of traditional moral values by future pedagogues of the 21st century (on the basis of Nizhny Novgorod State Pedagogical University).

Keywords: traditional spiritual and moral values, future teacher, spiritual and moral personality, younger generation, upbringing, mass media, Internet, digital technology, information society

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развитие мировое сообщество находится в состоянии постоянного движения, которое, в свою очередь, порождает интенсивную социально-политическую, экономическую и духовно-нравственную трансформацию. Появление персональной компьютерной сети, а потом и сети Интернет в конце двадцатого века привели к информационной (цифровой) революции, в результате которой образовалось новое информационное общество. Одной из отличительных особенностей является то, что транслирование информации в данном обществе чаще всего происходит не посредством межличностного общения, а «внутри» сетевого пространства. Интегрирование телекоммуникационных техно-

логий произошло во все сферы человеческой жизни [1]. Полувековое внедрение цифровых технологий привело к тому, что уже можно констатировать факт: в современном обществе межличностная коммуникация терпит функциональный кризис. Диалог от человека к человеку происходит не непосредственно, а при помощи «цифровых посредников»: сети Интернет, необходимых для этого девайсов, программного обеспечения. «Цифровые помощники» навязывают своим пользователям и свои «ценности». В частности, американский учёный М. Кастельс считает, что новая морфология общества состоит и определяется виртуальными сетями. Они не только обрабатывают информацию, но и активно управляют ей: сети формируют различные инфраструктурные и организационные формы общества [2]. Такое активное изменение ценностей в информационном обществе яв-

10

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

педагогические науки

Гончарук Алексей Геннадьевич, Федосеева Мария Михайловна МЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ...

ляется основным показателем культурного кризиса.

Для обозначения происходящего процесса, исследователями вводится понятие «ценностный дрейф», которое включает в себя изменение содержания ценностных ориентиров [3]. В концепции «ценностного дрейфа» главной особенностью становится утрата согласия в общественном стандарте поведения. Возникает характерный для нашей эпохи культурный плюрализм, свидетельствующий больше об информационном избытке, мешающим найти общую идею, чем о культурной свободе общества. Российский философ В.Н. Порус отмечает, что в информационном пространстве происходит раскрытие новых нравственных проблем и противоречий, которые ранее не испытывались обществом [4]. При этом, следует отличать ценностную информацию, которая транслирует нравственность и передаёт духовный опыт, от нейтрально-смысловой. Одна из проблем современного общества заключена в тенденциях развития большого потока информации, не способной к сохранению традиционных моральных ценностей, а зачастую, даже способствующей их утрате.

В становлении культурно-развитого общества к значимым факторам можно отнести развитие человеческого ресурса. Это определяет необходимость особого внимания к формированию и передачи нравственных норм как со стороны социальных институтов, так и со стороны государства, особенно, когда речь идет о формировании облика будущего молодого педагога, как «транслятора» этих ценностей подрастающему поколению. Схожую позицию высказывает автор Т.М. Горбачева: «Педагог, осознающий свою духовно-нравственную миссию и стремящийся ее исполнить, способен внести неоценимый вклад в становление личности ребенка. Вне рамок семьи на педагога, прежде всего, смотрят как на авторитетную личность, способную показать ответы на вопросы нравственности и морали. Поэтому ему необходимо иметь определенную позицию в духовно-нравственной сфере [5]. Более того, уровень духовно-нравственного развития педагога напрямую влияет на его креативность и элемент творчества в профессиональной деятельности [6]. В частности, представления о «добре» и «зле» являются одними из основных проблем нравственного воспитания подрастающего поколения [7, 8, 9]. Как физически незакалённый организм восприимчив к различным болезням, так и отсутствие «духовной закалки» может повлечь за собой восприимчивость к болезням общества. На основе этого сравнения, мы можем определить основные задачи воспитательной функции - формирование, развитие и распространение общественной культуры. В свою очередь, их успешная реализация обеспечит стабильное развитие общества [10]. Процесс формирования ценностных ориентаций у молодёжи восприимчив к воздействию таких факторов, как средства массовой информации (СМИ), к которым в полной мере можно отнести и всемирную цифровую сеть - Интернет. Новые медиатехнологии и их компоненты оказывают активное воздействие не только на образ и характер жизни молодого поколения, но и на их будущее.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Информационное общество накладывает специфический отпечаток на методы, методику и контент в образовательной сфере, что влечет за собой формирование определенного типа личности [11]. Ряд авторов усматривают недостаток привития традиционных нравственных ценностей в современной российской системе образования [12]. Совершенно справедливо, что основы нравственности и морали закладываются в семье [13, 14]. Однако, образовательные организации также принимают активное участие в формировании всесторонне развитой личности, и здесь, как нигде высока степень влияния педагога на школьника и студента в формировании их личной аксиологической системы [15, 16, 17]. И здесь особенно значимой приобретает «классический» вариант обучения - диалог меж-

ду преподавателем и учеником [18]. Таким образом, авторами настоящего исследования была поставлена цель - определить уровень качества получаемой информации студентами педагогического вуза из СМИ, а также выяснить влияние получаемой информации на актуализацию традиционных ценностных ориентиров будущих педагогов.

Постановка задания. В январе 2020 года среди студентов НГПУ им. Козьмы Минина (Нижний Новгород) был проведен социологический опрос с целью определения качества информации, которую получает молодёжь из СМИ. Влияние этой информации на ТНЦ было проанализировано с помощью известной методики М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка терминальных ценностей. Всего в исследовании приняли участие 110 студентов.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для получения результатов было проведено аксиологическое исследование по методике М. Рокича, которая позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни». Респондентам предлагалось проранжировать 18 терминальных ценностей по порядку значимости в их жизни (1- имеет наибольшее значение, 18- минимальное). Полученные результаты были сведены к средне статистическому и представлены в форме таблицы.

Терминальные ценности Средний ответ Ранг

Активная деятельная жизнь 9,5 10

Жизненная мудрость 9,2 8

Здоровье 5,4 1

Интересная работа 8,6 6

Красота природы и искусства 11,6 15

Любовь 5,8 3

Материально обеспеченная жизнь 9,7 11

Наличие хороших и верных друзей 9,4 9

Общественное признание 13,2 16

Познание 9,1 7

Продуктивная жизнь 9,9 13

Развитие 5,7 2

Развлечения 13,4 17

Свобода 7,7 4

Счастливая семейная жизнь 8,3 5

Счастье других 14 18

Творчество 10,5 14

Уверенность в себе 9,8 12

РЕЗУЛЬТАТЫ

По результатам социологического опроса выяснилось, что 94,5% респондентов предпочитают получать информацию из телекоммуникационной сети Интернет, 2,8%- из телевидения, 2,7%- из газет и журналов. Результаты оказались ожидаемыми, т.к. интернет является наиболее удобным и быстрым способом получения информации в современном цифровом обществе. При, этом 40,9% предпочитают использовать его для общения, 29,1%- для работы или учёбы, 15,5%- для развлечения, а 14,5%- для самообразования. Исходя из того, что большинство предпочитает использовать интернет для общения, опрашиваемым был задан следующий вопрос: «Какие группы/сообщества Вам более интересны в социальных сетях?». Выяснилось, что 64% предпочитают сидеть в развлекательных юмористических группах, которые не несут большую смысловую нагрузку. Группы, посвящённые искусству, предпочитают 21,5% респондентов, 11,5%- научные сообщества и лишь 3%-городские новости. Оказалось, что у 42% респондентов частым предметом обсуждения является политика, у 29%- жизнь медийных личностей, 17%- вопросы, от-

Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)

11

Goncharuk Aleksey Gennadievich, Fedoseeva Maria Mikhailovna pedagogical

THE PLACE OF TRADITIONAL MORAL VALUES IN THE AXIOLOGY ... sciences

носящиеся к образованию, 12%- искусство. Последние два вопроса анкеты («Часто ли Вы согласны с мнением, высказанным в СМИ?», «Как часто вы меняли собственное мнение под влиянием информации из СМИ?») были направлены на то, чтобы определить качество получаемой информации и уровень ее влияния на молодёжь. Выяснилось, что большинство респондентов (59,1%) чаще не согласны с мнением, которое высказывается в СМИ, остальные же выбрали «скорее да, чем нет». Второй вопрос показал, что 49,1% редко меняют собственное мнение под влиянием информации из СМИ, 45,5% респондентов допускают, что иногда их мнение меняется, оставшиеся 5,5% отметили, что их мнение часто меняется из-за влияния СМИ.

Благодаря полученным результатам, можно сделать вывод, что молодому поколению больше интересно узнавать и обсуждать информацию, связанную с политикой, образованием и искусством. Также стоит отметить, что чаще всего они остаются при своём мнении и не меняют его под влиянием СМИ. Каким же образом сеть Интернет влияет на приобретение или утрату молодыми людьми традиционных морально-нравственных ценностей?

Исследование показало, что наиболее значимой ценностью студенты НГПУ считают здоровье. Исходя из определения здоровья, мы можем понять данный выбор, т.к. здоровье включает в себя не только физическое, но и душевное (духовное) состояние человека. Стоит отметить, что для молодого поколения важны такие традиционные ценности как: любовь и счастливая семейная жизнь. По полученным результатам следует, что материальные ценности не несут в себе особую значимость для молодёжи, на их взгляд куда важнее наличие свободы и развития. На последнем месте находятся такая ценность, как «счастье других». Возможно, такое мнение все еще является трансформационным аксиологическим следствием переходного периода нашей страны конца ХХ столетия.

Во многом будущее современной России зависит от того, что молодые люди считают священным и высоко моральным, а всё это напрямую связано с их духовным воспитанием. Оно призвано побуждать у человека чувство необходимости непрерывного культурного саморазвития, т.е. на основе приобретённых ценностей формируются уже самостоятельные ценностные ориентиры, которые в свою очередь признаются человеком как стратегически важные, мировоззренческие [19]. Исследователи отмечают, что характерным признаком российского воспитания является опора на духовность и преемственность поколений. Стоит сказать, что в этих словах понятие духовности не отождествляется с понятием нравственности, а их приравнивание может способствовать утрате важных семантических отличий. Духовность, по мнению И.А. Ильина, является высшим уровнем развития личности, а нравственность лишь её частью [20].

Проведенное исследование среди студентов нижегородского педагогического вуза показало, что традиционные духовно-нравственные ценности занимают значительное место в сфере интересов будущих российских педагогов. По результатам опроса было определено, что студенты НГПУ им К. Минина не подвержены большому воздействию со стороны СМИ. Методика Рокича показала, что первом месте у них находятся не материальные ценности, а духовные (здоровье, любовь, семья, развитие). Такое состояние ТНЦ указывает нам на то, что у молодых людей сформирована нравственная культура, созидательность и преемственность. Это дает основание полагать, что студенты Мининского университета не только могут надеяться на успех в своей профессиональной деятельности, но и выполнят одну из важнейших своих миссий как «транслятора» традиционных духовно-нравственных ценностей от педагога к подрастающему поколению. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиева О.Г., Муза Д.Е. Информационное общество: к вопросу о статусе сетевой онтологии //Ноосфера и цивилизация/ — Выпуск 6 (9). - Донецк: ДонНТУ, 2008. — С. 125-131.

2. Курилкина В.Н. Онтология информационного общества // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Философские науки. — 2014. — т. 11, № 5. — С. 49-53.

3. Бояк Т.Н. Содержание понятия духовно-нравственные ценности //Вестник БГУ. Вып. 14А — 2015, С. 42-45.

4. Зарубина Н.Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства // Общественные науки и современность. — 2004. — № 1. — с. 96-105.

5. Горбачева Т.М. Роль педагога в духовно-нравственном становлении личности //Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. — СПб: Мирт, 2004. С. 67.

6. Голубева М.В., Рыжов В.В. Построение психологической модели эмоциональной креативности личности //Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. проф. В.В. Рыжова Вып. 16. — М.: Изд-во Русско-американского института, 2010. С. 104.

7. Франк С. Метафизические основания человека //Альманах русской философии и культуры «Вече». Вып. 2. 1995. С. 137-148.

8. Гончарук А.Г. Основные элементы педагогической системы святителя Тихона Задонского // Понимание вселенского и национального в русской православной мысли: XXVIII Рождественские православно-философские чтения. Изд-во: Н.Новгород, НГПУ им. К Минина, 2019. С. 167-173.

9. Воробьев Д.В., Спиридонов А.Л. Проблема наличия выбора между добром и злом в свете учения св. Максима Исповедника и св. Григория Паламы о несубстанциональности зла // Понимание вселенского и национального в русской православной мысли: XXVIII Рождественские православно-философские чтения. Изд-во: Н.Новгород, НГПУ им. К Минина, 2019. С. 137-146.

10. Жукова А.Ю. Особенности ценностных ориентаций у студентов-выпускников педагогического института // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. — 2017. С. 2633.

11. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Хлап А.А., Афанасьев С.В. Персонализация в информационной социализации личности: проблемы и их причины // Психолог. — Москва. — Изд-во «НБ-Медиа». 2019. С. 21-31.

12. Гончарук А.Г. К вопросу о духовно-нравственном элементе в российском образовании //Материалы и доклады VIII Региональной научно-практической педагогической конференции «Качество образовательной среды: концепции, проблемы, решения». Изд-во: Н.Новгород, НГИЭИ, 2018. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35226863 (дата обращения: 11.02.2020).

13. Малин И.И. Пастырь в семье: душепопечение и психотерапия //Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 18. — М.: Изд-во Русско-американского института, 2011. С. 69-75.

14. Рыжов В.В., Малин И.И. Психологическая культура общения в семье и развитие личности ребенка // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 18. — М.: Изд-во Русско-американского института, 2011. С. 87-101.

15. Грязнова Е.В., Хлап А.А. К вопросу о конфликте ценностей светского и религиозного образования // Понимание вселенского и национального в русской православной мысли: XXVIII Рождественские православно-философские чтения. Изд-во: Н.Новгород, НГПУ им. К Минина, 2019. С. 146-153.

16. Грязнова Е.В. Идентификация человека в информационной реальности //Психология и психотехника. — 2013. — №4 (55). — С. 371379.

17. Грязнова Е.В., Глуздов В.А. Образование в информационной культуре человека: проблемы и песпективы. Изд-во: Н.Новгород, НГПУ им. К.Минина, 2018. — 136 с.

18. Рыжов В.В., Шеина М.Е., Диалог — основа духовного понимания личности и общения //Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 16. — М.: Изд-во Русско-американского института, 2010. С. 165-175.

19. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. Том 8. №1 (26). 2019, С. 192-194.

20. Баргилевич О.А. Иван Ильин о духовно-нравственных основах воспитания субъективной личности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. № 20 (115). Вып. 18. 2011. С. 9-21.

Статья поступила в редакцию 13.02.2020 Статья принята к публикации 27.02.2020

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.