Научная статья на тему 'Место традиции в культурной самоидентификации'

Место традиции в культурной самоидентификации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

407
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абаджи О. В.

В статье поднимаются вопросы относительно места традиции в процессе самоидентификации. Раскрывается смысл понятий «идентичность», «идентификация», «культурная самоидентификация». Особую значимость приобретает вопрос о роли устойчивых культурных моделей, сформированных традиционной русской культурой в процессе культурной самоидентификации. Осмысление традиций культуры как развертывание прошлого в настоящем видится необходимым условием его прохождения. Результатом процесса становится чувство укорененности в социокультурной среде, определение своего положения во времени и истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Tradition in Cultural Self-Definition

The article deals with the problem of the role of the tradition in the process of self-definition. The notions identity, identifi cation and cultural identifi cation are given defi nitions. The sphere of particular interests concerns the role of fi rm cultural models formed by the Russian culture in the process of self-definition. An essential requirement is realization of cultural traditions by means of unfolding of the past in the present. The process results in acquisition of confi dence in the socio-cultural environment, defi ning of a personal position in time and history.

Текст научной работы на тему «Место традиции в культурной самоидентификации»

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 008:1

МЕСТО ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

О. В. Абаджи

Курский институт социального образования (филиал РГСУ)

В статье поднимаются вопросы относительно места традиции в процессе самоидентификации. Раскрывается смысл понятий «идентичность», «идентификация», «культурная самоидентификация». Особую значимость приобретает вопрос о роли устойчивых культурных моделей, сформированных традиционной русской культурой в процессе культурной самоидентификации. Осмысление традиций культуры как развертывание прошлого в настоящем видится необходимым условием его прохождения. Результатом процесса становится чувство укорененности в социокультурной среде, определение своего положения во времени и истории.

Одной из ведущих человеческих потребностей является необходимость в построении взаимосвязей с окружающим миром. Более того, человек, вступающий в разнообразные отношения с миром социума, стремится найти некий скрепляющий механизм, систему «позвонков», объединяющих в единое органическое целое все скопление разрозненных связей и отношений. Это неосознанное стремление реализуется человеком путем самоо-тождествления с идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Данный процесс определяется понятием «идентификация», а финальное состояние, направляющее данный процесс, рассматривается как идентичность.

Значение термина «идентификация» восходит к позднелатинскому identifico — отождествляю. Идентичность в контексте философского знания трактуется как «соотнесенность чего-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости» [1, 170]. В антропологическом контексте идентичность прочитывается как «представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности» [2, 237—238]. Динамические, процессуальные аспекты формирования идентичности принято определять понятием идентификации [3]. Самоидентификация означает обретение субъектом идентичности, то есть внутреннего соответствия внешнему миру. Самоидентификация связана с вхождением в некий сегмент исторического времени и сопрягается с ощущением устойчивости и непрерывности своего «Я» во времени и пространстве. На мировоззренческом уровне самотождественность и целостность индивидуаль-

© Абаджи О. В., 2007

ного «Я» соотносится с верой человека в тождественность и целостность образа мира, разделяемого с другими. Таким образом, самоидентификация обеспечивает социальное и душевное (психическое) равновесие.

Следует отметить, что идентичность представляет собой «...не свойство, но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия» [4]. Обретение идентичности связано с принятием элементов сознания, ценностей, норм, вкусов, привычек, сформированных в той или иной социальной среде. Усвоение этих компонентов социальной жизни придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также делает его причастным к соответствующей культуре. В этом случае можно говорить об обретении культурной идентичности.

Культурная идентичность определяется как «принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом» [5].

Сущность культурной идентичности заключается в самоотождествлении себя с культурными образцами общества, понимании своего Я с позиций сложившихся культурных характеристик, осознанном принятии соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка.

Культурная идентификация современного российского общества, по мнению ряда исследователей, требует обращения, прежде всего, к русской культуре. Современная философия отмечает сложность и особенность осознания и освоения понятия «человек русской культуры» в многонациональной и многоконфессиональной стране. И, тем не менее,

неоспорим тот факт, что российская культура «исторически уже многие века развивается преимущественно в русском культурном пространстве, в поле русского культурного притяжения» [6, 42].

В связи с этим, все большее внимание исследователей привлекают устойчивые культурные модели, сформированные традиционной русской культурой. Именно они составляют ядро культурной идентичности — первичную идентичность, включая многообразные проявления традиционной русской культуры, а также систему ценностей.

Притяжение прошлого, присутствующее в культуре настоящего — феномен, к исследованию которого обращается современная философия. Поворот назад, кажущийся возвратом вспять, оказывается исполненным смысла, так как предполагает возврат к истокам, их открытие и продумывание. Этот поворот оказался зафиксирован в историко-философском понятии КеИге, выдвинутом М. Хайдеггером. КеИге обозначает возврат, который является предпосылкой продвижения и достижения нового качественного роста: «поворотом (КеИге) зовется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу» [7, 5].

В рамках общего подхода к исследованию философии культуры культурными феноменами считаются не только существующие, живущие явления, но и желаемые: «это и то, что есть, и то, что хотелось бы иметь, в системе чего желалось бы жить» [8]. В то же время, философы приходят к выводу о том, что в современной действительности изменилось соотношение настоящего и прошлого. Так, по мнению А. В. Гулыги, настоящее ранее было принято рассматривалось как утрату того, что имелось в прошлом. В этом контексте приобретения настоящего, замечает философ, считались большими, чем потери прошлого, и это соотношение обеспечивало устойчивость идеи прогресса. В современной культуре баланс потерь и приобретений изменился: ощущается явный дефицит последних, так как теряется больше, чем приобретается. В силу этого мысль о превосходстве над прошлым утрачивает смысл, и возникает желание вернуться назад. При этом «на прошлое смотрят не как на предпосылку, «снятую» ступень, а как на свою непосредственную составную часть» [9, 6], в результате чего происходит слияние того, что есть, с тем, что было.

Прошлое в антропологическом контексте можно представить как область «внутреннего», скрытого мира, который пребывает в свернутом виде,

но актуализируется, коль скоро человек будет испытывать в нем необходимость. Обращение к внутреннему потенциалу прошлого происходит, как правило, после многочисленных попыток поиска смыслов бытия во внешнем настоящем мире. Этот трудный, длительный процесс представлен у Ф. М. Достоевского следующим образом: «человек жаждет спасения лишь преимущественно от явлений внешних.: «Правда, дескать, где-то вне его, может быть, где-то в других землях, европейских, например, с их твердым историческим строем, с их установившейся общественной и гражданской жизнью. И никогда-то он не поймет, что правда прежде всего внутри его самого, да и как понять ему это: он ведь в своей земле сам не свой, ... не имеет культуры, обязанности исполняет странные и безотчетные. Он пока всего только оторванная, носящаяся по воздуху былинка. И он это чувствует и этим страдает, и часто так мучительно!» [10, 174].

Приобретает всю большую очевидность факт, что «мучительное» ощущение оторванности современного человека связано, прежде всего, с обрывом связующей нити традиции, которая всегда рождает здоровое чувство укорененности в социокультурной среде, ощущение «почвы» под ногами. В философии культуры возникает иллюстрирующий данное состояние оторванности образ «человека заблудившегося» (Иото еггаш) [11, 9], дополнившего антропологическую галерею, начиная с классического «человека разумного» и заканчивая рожденными ХХ веком «человеком бунтующим» и «человеком играющим». По справедливому замечанию В. И. Мартынова, внутренней причиной, которая приводит в действие природу «человека заблудившегося», является разрыв традиционных связей, который закономерно влечет за собой утрату духовных ориентиров. Отсутствие последних делает невозможной любую попытку ориентации в духовном и историческом пространстве: «Не ведая ни исторических, ни космических ориентиров духа, опираясь только на свой личный опыт и на свои личные представления, оказавшись полностью неспособным к объективному определению как своего истинного местонахождения, так и конечной цели своего движения в истории и в космосе, предоставленный самому себе, человек заблудившийся обречен на бесконечное блуждание» [12].

В результате складывается парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что современный человек, претендующий на неограниченное прояв-

ление индивидуальности, считает, что его самовыражению мешает именно традиция, которая рассматривается как помеха к достижению истины. Закономерно, что вектор его творческих притязаний направлен на разрушение привычных представлений и отход от традиции. Вместе с тем, «...постепенное и неуклонное накопление этих отходов и отказов от традиционных устоев, создавая множество замкнутых индивидуальных миров, приводит в конечном итоге к разрушению реального духовного единства человека и Вселенной, человека и истории» [13]. В результате, «обрывая нити традиций, человеческое сознание как бы укорачивает, уменьшает само себя, утрачивая связи с единой духовной реальностью., .единое целостное знание распадается на множество разрозненных частных знаний, а равномерное состояние ведения подменяется мерцающим процессом совершения открытий» [14].

Таким образом, именно осмысление традиций своей культуры как развертывание прошлого в настоящем обеспечивает человеку осознание его местонахождения в ней, или культурную самоидентификацию. Последняя, в качестве духовнопрактической деятельности, предполагает обращение к «смыслам предшествующих поколений» [15, 3]. История является необходимой основой для этого процесса, так как опыт жизни предков — это не только отражение истории событийной, фактологической, но и — прежде всего — фиксация духовного опыта. Его усвоение, которое сродни погружению в информационное поле духовной культуры народа, дает возможность переживания истории как собственной духовной биографии. Эта способность реализуется в двуедином акте опознания истории в себе и себя в истории [16, 168].

«Обрастая историей, мы становимся носителями определенной, свойственной только нам картины мира. Она залегает в глубинных пластах нашей памяти и содержит в себе константы жизненных позиций и моделей поведения, эмоций и настроений» [17], — считает З. В. Знак. Ценностное ощущение социокультурного пространства и обретение себя в потоке истории — неотъемлемый элемент

культурной самоидентификации, обеспечивающий осознание своего прошлого, своего положения во времени и истории, связи настоящего с прошедшим и будущим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Гл. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. — Мн.: МФЦП, 2002.

2. См.: Николаев В.Г. Идентичность / Культурология — ХХ век. Энциклопедия.— Т. 1. А-Л. — СПб.: Университетская книга, 1998.

3. См.: Якимова Е.В. Идентичность психосоциальная / Культурология — ХХ век. Энциклопедия. — Т. 1. А-Л. — СПб.: Университетская книга, 1998.

4. Малахов В.С. Идентичность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. // Институт философии РАН, Национальный общественно-научный фонд; Научно-редакционный совет. — М.: Мысль, 2001. — Т. 2.

5. См. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. ЕгоровВ.К. Философия культуры России: Контуры и проблемы. — М.: Изд-во РАГС, 2002.

7. Бибихин В.В. Дело Хайдеггера // М. Хайдеггер Время и бытие. — М., 1993.

8. Там же.

9. Гулыга А.В. Русская идея как постсовременная проблема. // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев. — М.: Айрис-пресс, 2004.

10. Достоевский Ф.М. Пушкин. // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев. — М.: Айрис-пресс, 2004.

11. См.: Мартынов В. Стремление к небу и поиск корней. Об особенностях современного сознания и о феномене Вергилия // Мартынов В.И. Культура, иконос-фера и богослужебное пение Московской Руси. — М.: Прогресс: Традиция: Русский путь, 2000.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Мамаева О.Б. Социально-историческая память как базис национального характера русских. — Дисс. ... канд. культурол. наук. — Новгород, 2001.

16. См. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания» // Вопросы философии — 1991. — № 1.

17. Знак З.В. О некоторых особенностях русского менталитета. // Философские исследования, 1997. — № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.