Научная статья на тему 'МЕСТО СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕСТО СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
созидательный труд / правовая политика / трудовое воспитание / добровольность / духовно-нравственные ценности / creative work / legal policy / labor education / volunteerism / material and spiritual values / spiritual and moral values

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Э Д. Гаврилова

По мнению автора, созидательный труд как традиционная духовно-нравственная ценность нашла отражение в правовой политике Российской Федерации в сфере образования, о чем свидетельствуют соответствующие изменения и дополнения в федеральное законодательство. Автор изучает процесс внесения указанных изменений и дополнений, анализирует концепцию трудового воспитания, разграничивает созидательный труд и принудительный труд, производственную деятельность. предполагает необходимость закрепления права школьников на трудовое воспитание и общественный труд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF THE TRADITIONAL VALUE OF "CREATIVE WORK" IN THE LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF EDUCATION

According to the author, creative work as a traditional spiritual and moral value has been reflected in the legal policy of the Russian Federation in the field of education, as evidenced by the relevant amendments and additions to federal legislation. The author studies the process of making these changes and additions, analyzes the concept of labor education, distinguishes creative labor and forced labor, production activities. It assumes the need to consolidate the right of schoolchildren to labor education and social work.

Текст научной работы на тему «МЕСТО СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕСТО СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Э.Д. Гаврилова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-1-173-175

Аннотация. По мнению автора, созидательный труд как традиционная духовно-нравственная ценность нашла отражение в правовой политике Российской Федерации в сфере образования, о чем свидетельствуют соответствующие изменения и дополнения в федеральное законодательство. Автор изучает процесс внесения указанных изменений и дополнений, анализирует концепцию трудового воспитания, разграничивает созидательный труд и принудительный труд, производственную деятельность. предполагает необходимость закрепления права школьников на трудовое воспитание и общественный труд.

Ключевые слова: созидательный труд, правовая политика, трудовое воспитание, добровольность, духовно-нравственные ценности.

Духовно-нравственные ценности являются основой для жизнедеятельности российского народа и призваны обеспечить свободное и устойчивое развитие нашей страны в будущем. Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 была утверждена Стратегия национальной безопасности [1], которая определила основные духовно-нравственные ценности, среди которых отмечен созидательный труд. Для определения роли и значения такой духовно-нравственной ценности, как созидательный труд, в образовательной политике Российской Федерации необходимо уяснить сущность данной ценности и выработать перспективы ее защиты и укрепления в процессе воспитания и образования детей и молодежи.

Так, в соответствии с Толковым словарем традиционных российских ценностей, созидательный труд - это такая деятельность человека, которая призвана обеспечивать создание человеком материальных и духовных ценностей [2].

Действительно, необходимо прививать школьникам ценность созидательного труда: в процессе получения образования они должны постепенно включаться в процесс труда и приобретать необходимые для дальнейшего успешной жизни трудовых навыков. Отметим, что государство не должно требовать от школьников участие в трудовой или производственной дея-

тельности, поскольку принудительный труд запрещен (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Вопросы эффективного трудового воспитания являются необходимыми в образовательной политике государства, которая может осуществляться с помощью не только материальных и финансовых ресурсов, но и с помощью организационно-правовых методов.

Так, например, были внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3] (далее - ФЗ № 273), основными целями которого стало включение школьников в процесс труда, полезного для общества, в разумных пределах, а также формированию у них ответственного отношения к труду.

Безусловно, для упрочения в российском обществе такой духовно-нравственной ценности, как созидательный труд, необходимо активно проводить воспитательную политику по формированию у школьников активной гражданской позиции: предполагается, что путем успешной реализации данных мер школьники будут стремиться участвовать в добровольческой (волонтерской) деятельности.

Следует отметить, что при принятии изменений и дополнений к ФЗ № 273, законодателем были предприняты меры по обеспечению баланса интересов государ-

ства и социальном группы - школьников. В свою очередь, конфликт интересов возник из-за того, что принудительное привлечение школьников к труду недопустимо с точки зрения защиты прав несовершеннолетних и общих запретов, закрепленных в Конституции РФ. В этой связи привлечение школьников в процесс общественного труда невозможен без согласия на то родителей.

Следует отметить, что для определения роли такой традиционной ценности, как «созидательный труд», в системе российского образования представляется ключевым обеспечить включение понятий «общественного» и «созидательного» труда в законодательство РФ и по мере необходимости дополнить перечень основных принципов государственной образовательной политики.

В связи с этим в процессе рассмотрения законопроекта о внесении изменений и дополнений к ФЗ № 273 были отклонены предложения по участию школьников в производственной деятельности [4].

Следует обратить особое внимание на то, что законодательство Российской Федерации разграничивает понятие производственной деятельности» и «общественного труда». В соответствии с Трудовым кодексом РФ, производственная деятель-

нию сырья или оказанию видов услуг. В ходе рассмотрения вышеупомянутого законопроекта данная поправка была отклонена, что свидетельствует о сущности образовательной политики современного российского государства: нормативно-правовые акты четко разграничивают, что привлечение школьников к общественно полезному труду должно носить добровольный характер и ограничиваться трудового воспитанием, а не рассматриваться как деятельность по созданию конкретного товара.

Таким образом, закрепление такой традиционной духовно-нравственной ценности, как созидательный труд нашло отражение в законодательных нормах с учетом интересов государства и общества. Отметим, что основным принципом созидательного труда несовершеннолетних должна стать добровольность. Созидательный труд должен осуществляться школьниками на добровольных началах и способствовать их трудовому воспитанию. Для дальнейшего развития идеи созидательного труда в российском обществе и законодательных нормах, возможно его включение в ФЗ № 273 в качестве права обучающихся на эффективное трудовое воспитание и участие в общественно полезной деятельности.

ность - это действия работников по созда-

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.07.2021. N 27 (часть II). ст. 5351.

2. Словарь традиционных российских духовно-нравственных ценностей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruskline.ru/analitika/2023/05/29/slovar_tradicionnyh_rossiiskih_duhovnonravstvennyh_c ennostei (дата обращения: 27.12.2023).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). ст. 7598.

4. Таблица поправок №2 к законопроекту № 365972-8, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по просвещению к отклонению. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/download/453AC930-C5D5-4C18-8169-41BD1881A6E5 (дата обращения: 27.12.2023).

THE REALIZATION OF THE TRADITIONAL VALUE OF "CREATIVE WORK" IN THE LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD

OF EDUCATION

E.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. According to the author, creative work as a traditional spiritual and moral value has been reflected in the legal policy of the Russian Federation in the field of education, as evidenced by the relevant amendments and additions to federal legislation. The author studies the process of making these changes and additions, analyzes the concept of labor education, distinguishes creative labor andforced labor, production activities. It assumes the need to consolidate the right of schoolchildren to labor education and social work.

Keywords: creative work, legal policy, labor education, volunteerism, material and spiritual values, spiritual and moral values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.