Анненкова Н.А.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
E-mail: [email protected]
МЕСТО САТИРЫ И ИНВЕКТИВЫ В СИСТЕМЕ ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
В статье рассматриваются лирические жанры М.Ю. Лермонтова в синхроническом и диахроническом аспектах. Выделяются 3 группы произведений с точки зрения авторских и исследовательских жанровых номинаций. Определяется место сатиры и инвективы в системе традиционных жанров и жанров новых, порожденных эпохой романтизма.
Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, жанр, сатира, инвектива.
По мнению В.Э. Вацуро, автора статьи «Жанры» Лермонтовской энциклопедии, творческое наследие Лермонтова «далеко не всегда поддаётся жанровой дифференциации» [1, с. 160]. Литературоведы В.М. Фишер [2], Л.Я. Гинзбург [3, с. 99; 4, с. 218], Д.Е. Максимов [5], В.Д. Сквозников [6], К.Н. Григорьян [7], К.Д. Вишневский [8], В.И. Коровин [9], В.Э. Вацуро [1, с. 160], Б.М. Эйхенбаум [10] и др. неоднократно отмечали, что творчество Лермонтова приходится на время диффузии и трансформации жанровой системы ХУШ-нача-ла XIX вв. Однако определённые жанры у Лермонтова сохраняются, о чём свидетельствует тот факт, что жанр указывается в самом названии стихотворения («Элегия («Дробись, дробись, волна ночная»)» 1830, «Эпиграмма («Под фирмой иностранной иноземец»)» 1841, «Эпитафия («Прости! увидимся ль мы снова»)» 1832, «Грузинская песня» 1829, «Романс к И...» 1832, «Отрывок («На жизнь надеяться страшась»)» 1830 и др. В настоящей статье мы ставим перед собой задачу рассмотреть жанр сатиры и инвективы в системе лирических жанров поэта.
Изучение научной литературы и наши собственные наблюдения позволяют нам выделить в поэзии Лермонтова три группы произведений:
1) Жанр указан самим автором в названии, подзаголовке или в каком-то авторском документе (примечаниях, письмах): элегия: «Элегия («О! Если б дни мои текли»)» 1829, эпиграмма: «Эпиграмма («Дурак и старая кокетка - всё равно»)» 1829, мадригал: «Мадригал («Душа телесна! ты всех уверяешь смело»)» 1829; эпитафия: «Эпитафия Наполеона» 1830, баллада: «Баллада («В избушке позднею порою»)» 1831, песня: «Казачья колыбельная песня» 1840; романс: «Романс («Невинный нежною душою»)» 1829, стансы: «Стансы («Люблю, когда, борясь с душою»)» 1830, сатира: «Булевар» 1830, «Пир
Асмодея» (Сатира) 1830-1831, отрывок: «Отрывок («На жизнь надеяться страшась»)» 1830, дума: «Наполеон (Дума) «В неверный час меж днем и темнотой»» 1830, «Могила бойца» (Дума) 1830, исповедь: «Исповедь («Я верю, обещаю верить»)» 1831; молитва: «Молитва («Не обвиняй меня, всесильный»)» 1829, «Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвою»)» 1837, «Молитва («В минуту жизни трудную»)» 1839; посвящение: «Посвящение («Прими, прими мой грустный труд»)» 1830, «Посвящение («Тебе я некогда вверял»)» 1830; сонет: «Сонет» 1832.
2) Жанры, которые выделены лермонтове-дами на основании устойчивых признаков (элегия: «Гроза» 1830, «Кладбище» 1830, «Ужасная судьба отца и сына» 1830; послание: «К П..ну»
1829, «К другу («Взлелеянный на ложе»)» 1829, «А.Г Хомутовой» 1838; песня: «Кавказ» 1830, «Два великана» 1832, «Соседка» 1837; баллада: «Тростник» 1830, «Русалка» 1832, «Морская царевна» 1841; инвектива: «Смерть поэта» 1837, «Последнее новоселье» 1841; монолог: «Ночь I»
1830, «Хоть давно изменила мне» 1830-1831, «Я счастлив - тайный яд» 1832; романс: «Звезда (Вверху одна)» 1830-1831; мадригал: «К деве небесной» 1831, «Силуэт» 1831, «А.О. Смирновой» 1840; исповедь: «Покаяние» 1829; посвящение: «Пир» 1829; аллегория: «Чаша жизни» 1831; стихотворная шутка, экспромт: «В день рождения N. К.» 1829, «А.А. Углицкой» 1841, «Из альбома С.Н. Карамзиной» 1841).
3) Жанры, которые Лермонтов сам не определил и которые не были определены лермонто-ведами, это т.н. «внежанровые» стихотворения (термин Л.Я. Гинзбург [11]). («Ответ» 1829, «Люблю я цепи синих гор» 1832, «Парус» 1832, «На серебряные шпоры» 1833-1834, «Когда волнуется желтеющая нива» 1837, «Гляжу на будущность с боязнью» 1838, «Ребёнка милого рожде-
нье» 1839, «Тучи» 1840, «Оправдание» 1841, «На севере диком стоит одиноко» 1841, «Договор» 1841).
Рассматриваемые нами жанры сатира и инвектива, как видим, оказываются в разных жанровых группах. Жанр сатиры попадает в первую группу, где жанр определён самим автором, инвектива - во вторую: Лермонтов этот жанр не осмысляет, в названии он не зафиксирован. В аспекте соотношения традиций и новаторства два рассматриваемых жанра отражают разные этапы творческой эволюции поэта. Лермонтов обратился к сатире, когда жанр исчерпал себя, «Булевар» и «Пир Асмодея» представляют собой попытку юного поэта реанимировать архаический жанр стихотворной сатиры1. Жанр инвективы был новым для эпохи романтизма и, как показало исследование С.А. Матяш, наиболее важным этапом его развития стали инвективы Лермонтова [13].
По нашим наблюдениям, в этих трёх группах функционирует 21 жанр. Количественное соотношение внутри отмеченных нами жанровых групп не одинаково: самый высокий показатель у внежанровых стихотворений (195 текстов). Наиболее частотными жанрами являются: элегия (44 текста), баллада (22), мадригал (21), эпиграмма (19), песня (17), инвектива (16), послание (15), отрывок (9), романс (8). Наименьшее распространение в поэтической системе Лермонтова получили следующие жанры: экспромт, стихотворная шутка (5); эпитафия (4); посвящение (4); стансы (3); молитва (3); дума (3); сатира (2). Особо отметим те стихотворения, которые представляют собой единичный опыт поэта в данной жанровой группе: басня («Заблуждение Купидона» 1828), аллегория («Чаша жизни» 1831), сонет («Сонет» 1832).
С точки зрения функционирования жанров в двух традиционно выделяемых периодах творчества наблюдаем следующую картину. На ранний период творчества приходится «расцвет» таких жанров, как элегия (39 текстов, в сравнении с поздним творчеством - 5), мадригал (18 - 3), песня (13 - 4), послание (11 - 4), монолог (10 - 3), отрывок (8 - 1). Только в раннем периоде Лермонтов пишет стихотворения в
1 Подробнее об этом см. в нашей работе [12].
2 О жанре инвективе см. наши работы: [14], [15], [16].
жанре романса (8), посвящения (4), эпитафии (4), думы (3), стансов (3), сатиры (2), сонета (1), басни (1), аллегории (1). Все эти жанры не находят дальнейшего развития в зрелом периоде творчества поэта. В исследуемом нами жанре инвективы2, наоборот, наибольшее количество текстов создано во второй период творчества (9, в раннем - 7). Подавляющее большинство текстов второго периода представляют внежанровые стихотворения, также Лермонтов продолжает работать с жанром эпиграммы (13 - 6), баллады (13 - 8).
Эти статистические данные позволяют сделать следующие выводы: 1) максимальная частотность внежанровых стихотворений представляет собой прямое доказательство уже высказанного лермонтоведами тезиса о диффузии и трансформации жанровой системы. Отчасти этот факт может свидетельствовать о росте реалистических тенденций в лирике Лермонтова;
2) из этого вытекает, что в творчестве Лермонтова сосуществуют жанры с большой литературной традицией (эпиграмма, мадригал, эпитафия, элегия, басня, сатира) и жанры «новые», рожденные эпохой романтизма (баллада, песня, монолог, посвящение, инвектива); 3) в творчестве Лермонтова наиболее частотными жанрами являются типичные романтические жанры: элегия, песня, баллада, инвектива. Это соответствует традиционному представлению о романтической доминанте в поэзии Лермонтова и его жанровой системе; 4) периферийный жанр инвективы, не осознанный как жанр в эпоху романтизма, не попавший в жанровую номенклатуру, в курсы риторики и словари, оказывается созданным Лермонтовым на базе разрушенных жанров и формируется у поэта в соответствии с его отношением к жизни. По частотности использования он уступает лишь внежанровым стихотворениям, элегии, балладе и мадригалу.
Рассмотрение жанровой системы Лермонтова показывает, что поэт начинает с ученических произведений. Но в то же время уже в раннем творчестве наблюдаем достаточно высокий показатель внежанровых стихотворений (в 1829 году - 16 текстов), что свидетельствует о стремительном росте Лермонтова-поэта. Овладев накопленным литературным опытом своих
предшественников, поэт значительно расширяет границы традиционных жанров. Одним из ярких тому примеров является возникновение и развитие жанра инвективы, вобравшего в себя признаки многих жанров и в то же время, оказывающего влияние на всё литературное творчество Лермонтова.
Если опыты в жанре сатиры были малочисленны и приходились только на начало творческого пути Лермонтова, то второй сатирический жанр - инвектива - по частотности уступает только внежанровым стихотворениям, элегиям, балладам, эпиграммам и функционирует на протяжении всего творчества.
Список использованной литературы:
1. Вацуро В.Э. Жанры поэзии Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов.- С. 160-162.
2. Фишер В.М. Поэтика Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. - М.-Петроград, 1914. - С. 222
3. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. - Л., 1940.
4. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении // О старом и новом. - Л., 1982.
5. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - М.-Л., 1964. - С. 32-33
6. Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. - М., 1964. - С. 205-206.
7. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. - М.-Л., 1964. - С. 211-212.
8. Вишневский К.Д. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. статей, посвящённый 150-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. - Пенза, 1965. - С. 90.
9. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М., 1973. - С. 109.
10. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове / Отв. ред. Б.Я. Бухштаб. - М.-Л., 1961. - С. 148.
11. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., 1964. - С. 145.
12. Дементьева (Анненкова) Н.А. Сатиры М.Ю. Лермонтова на фоне жанрового канона // Региональная науч.-практич. конф. молодых учёных и специалистов: Сб. материалов. Ч. 3. - Оренбург, 2001. - С. 16-18.
13. Матяш С.А. Инвектива в русской поэзии // Человек и общество. Материалы международной науч.-практич. конф. Ч. 3. - Оренбург, 2001. - С. 105.
14. Дементьева (Анненкова) Н.А., Матяш С.А. Инвектива в поэзии М.Ю. Лермонтова // Человек и общество. Материалы междунар. науч.-практич. конф. (15-17 ноября). Ч. 3. - Оренбург, 2001. - С. 135-137.
15. Дементьева (Анненкова) Н.А. Место инвективы в жанровой системе М.Ю. Лермонтова // Региональная науч.-практич. конф. молодых учёных и специалистов Оренбургской области: Сб. материалов. Ч. IV. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. - С. 90-92.
16. Дементьева (Анненкова) Н.А. О стихе инвектив Лермонтова // Вестник ОГУ. - 2002. - №6. - С. 19-24.
Annenkova N.A.
Place of satire and invective in the system of lyric genre by M.Yu. Lermontov
Lyric genres of M.Yu. Lermontov in synchronistic and diachronic aspects are regarded in this article. The author distinguishes 3 groups of works from the point of view of author’s and researched genre nominations. Also the place of satire and invective in the system of traditional genres and new genres caused by the epoch of romanticism is determined here.
Key words: M.Yu. Lermontov, genre, satire, invective.
Сведения об авторе: Анненкова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры периодической печати и теории журналистики Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук. 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: (3532) 372462, 534119, 89058181022