ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 6
Л.Е. Макарова
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СЛОВЕСНОСТИ В РУССКИХ РИТОРИКАХ конца XVIII - начала XIX века (на материале трудов М.В. Ломоносова, И.С. Рижского, А.Ф. Мерзлякова, Н.И. Греча)
В статье рассматривается процесс формирования системы родов и видов словесности в русской риторической традиции периода становления филологии как единой системы знания (первая треть XIX в.) на материале руководств М.В. Ломоносова, И.С. Рижского, А.Ф. Мерзлякова и Н.И. Греча. Развитие классификации произведений словесности показывает, что с конца XVIII в. к 20-м годам XIX в. риторика от конструирования высказывания переходит к принципам понимания текста и все больше становится теорией словесности.
Ключевые слова: русская риторика, теория словесности, роды и виды словесности.
The article considers the establishment and elaboration of the system of the belles-lettres' ('slovesnost') kinds and types ('species and genera') within the Russian rhetorical tradition at the beginning of the XIX century as represented in the works of M. Lomonosov, I. Rizhsky, A. Merzlyakov and N. Gretch. The development of the belles-lettres' classification demonstrates that rhetoric becomes more the theory of belles-lettres than that of constructing a complete utterance.
Key words: Russian rhetoric, theory of the belles-lettres ('slovesnost'), belles-lettres' species and genera.
Начало XIX в. - переломный момент в становлении российской системы образования, в том числе гуманитарного. Формируется филология как единая система знания, в руководствах по риторике (и, позже, теории словесности) определяется и закрепляется ее предмет - система родов и видов словесности, подлежащих изучению и воспроизведению.
Классификация произведений словесности преследует две важные цели: определить жанровые стили и представить историю литературы в полном составе, преемственно. Разработка такой классификации принадлежит русским ученым-филологам; ни в какой другой европейской традиции она не достигала такой разветвлен-ности и широты охвата материала. В данной статье мы хотели бы рассмотреть развитие понимания родов и видов словесности на материале нескольких наиболее влиятельных риторических руководств 76
того времени: М.В. Ломоносова, И.С. Рижского, А.М. Мерзлякова и Н.И. Греча.
Видовая и жанрово-стилистическая классификация произведений словесности по М.В. Ломоносову (как она представлена в руководствах по риторике [Ломоносов, 1952: 19-79; 89-378] и «Предисловии о пользе книг церковных» [Ломоносов, 1952: 585-592]), типична для риторик и письмовников эпохи Возрождения (Лоренцо Валлы, Петрарки и т. п.). В этих руководствах наибольшее внимание уделялось переписке, прежде всего деловой, отсюда популярность разного рода письмовников, и личной («письма о делах повседневных» Петрарки, инвективы как жанр личной переписки), а также показательным (эпидейктическим) речам, философским трактатам и вымышленным повествованиям («Декамерон» Боккаччо) и описательной истории. Стиховая речь отделялась от прозаической и была представлена высокими (ода, гимн, сонет, etc.), низкими (эпиграммы и т. п.) и промежуточными (средними) жанрами.
Для современной русской традиции теории словесности система филологических работ М.В. Ломоносова является исходной. В ней наблюдается двойная классификация произведений словесности: по формам речи (что характерно для общей риторики) и по стилям языка, или регистрам речи; в последней классификации учитывается специфическое для русской культуры соотношение русского и церковнославянского языков. В системе Ломоносова слово (речь), как высказывание, составленное по правилам искусства красноречия, может быть выражено прозой и «поэмой» (мерной, упорядоченной по количеству и расположению слогов речью)1. Проза и поэзия («поэма») - два рода красноречия, делятся на виды:
Схема 1
ПРОЗА ПОЭМА
ПУБЛИЧНОЕ СЛОВО (РЕЧЬ) ПРИВАТНЫЕ РЕЧИ (в форме речи// письма) ИСТОРИЯ УЧЕБНЫЕ КНИГИ ГИМНЫ ОДЫ КОМЕДИИ САТИРЫ и т. д.
ПРОПОВЕДЬ - похвальная - увещательная ПАНЕГИРИК ПОЗДРАВЛЕНИЕ СОЖАЛЕНИЕ
НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ АКАД. РЕЧЬ ПРОШЕНИЕ БЛАГОДАРЕНИЕ2
1 Соотношение и границы поэзии и прозы, их изменение с начала по 40-е годы XIX в. подробно рассмотрел акад. В.В. Виноградов в работе «Поэтика и риторика» [Виноградов, 1980: 99-116, особенно 115-116].
2 Эта классификация ораторских речей есть только в «Кратком руководстве к риторике» [Ломоносов, 1952: 19-79].
В классификации по регистрам речи из «Предисловия о пользе книг церковных» виды и жанры словесности распределены по трем основным стилям (ср. классическое «колесо Вергилия», когда каждому жанру соответствует свой стиль и набор фигур):
Схема 2
ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ПОСРЕДСТВЕННЫЙ СТИЛЬ НИЗКИЙ СТИЛЬ
героические ПОЭМЫ, ОДЫ прозаические РЕЧИ о ВАЖНЫХ материях ПОЭЗИЯ: ТЕАТРАЛЬНЫЕ сочинения, стихотворные ДРУЖЕСКИЕ ПИСЬМА, САТИРЫ, ЭКЛОГИ, ЭЛЕГИИ ПРОЗА: ОПИСАНИЯ «дел достопамятных и учений благородных» КОМЕДИИ, увеселительные ЭПИГРАММЫ, ПЕСНИ прозаические ДРУЖЕСКИЕ ПИСЬМА, ОПИСАНИЯ обыкновенных дел
Здесь появляются некоторые жанры, отсутствующие в предыдущей классификации: стихотворного и прозаического дружеского письма, героической поэмы, эпиграммы, песни, эклоги, элегии, других театральных сочинений помимо сатиры. Особо отметим послание (дружеское письмо) и элегию: благодаря сочинениям Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова в 1810-1820-е годы эти жанры стали господствующими в русской поэзии [Королева, 1962: 183-207]; у Ломоносова они уже осмыслены в рамках его теории трех стилей. В системе словесности Ломоносова видно преобладание показательной речи/письма3, важное место отведено истории и учебно-научной литературе (трактатам). Среди поэтических видов выделяются гимн, ода, сатира, комедия и др.
Продолжателем ломоносовской риторической традиции был профессор российской словесности и красноречия, устроитель и первый ректор Харьковского университета, член Императорской российской академии, доктор философии, логик4 И.С. Рижский. В течение 30 с лишним лет преподавательской деятельности он создал полный курс теории словесности: «Умословие, или умственную философию», т. е. логику (СПб., 1790), «Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в С.-Петербургском горном училище» (СПб., 1796)5, «Введение в круг словесности» (Харьков, 1806) и «Науку стихотворства» (СПб., Академия наук, 1811). Его труды долгое время служили руководством при чтении лекций в Харьковском, Казанском и Московском университетах.
3 В опубликованном в то время «Кратком руководстве к красноречию» вся совокупность публичных речей заменена проповедью.
4 И.С. Рижский был автором одного из первых в России учебников по логике -«Умословия, или умственной философии» (СПб., 1790).
5 Последующие издания: Харьков, 1805 г. (издание, переработанное); Москва и Харьков, 1809 и 1822 г. Мы пользовались изданием [Рижский, 1805: 5-394].
Рижский также выделяет два рода красноречия - прозаическое и стихотворное, различающиеся по целому ряду характеристик: области воздействия на читателя/слушателя (разум или воображение и сердце); содержанию («истина», т. е. новые знания, или «вымысел»), предмету (действительное, то, что есть в природе, или правдоподобное), типу речи («обыкновенной», близкой к «естественной», или «обработанной», приобретшей искусственную «сладкозвучность» - меру и т. п.), цели (убедить, восхитить, тронуть или нравиться). Но если у Ломоносова принцип разграничения прозы и поэзии формальный, то у Рижского помимо формального (см. выше о типе речи) появляется идущий от Аристотеля содержательный принцип [Аристотель, 1984: 655]: проза описывает то, что реально существует, есть или может быть в природе; поэзия отбирает «самое блестящее» и, дополняя вымыслами, создает правдоподобный, но вымышленный предмет.
Рижский еще не ставит задачи создать полную родо-видовую классификацию словесности; в прозе он выделяет два главных вида: «большую речь» («слово») и «историю».
Схема 3
ВИДЫ БОЛЬШОЙ РЕЧИ
ЦЕРКОВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ (ТОРЖЕСТВЕННЫЕ) (orations solemnes vel inaugurales)
ПРОПОВЕДЬ НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ МНЕНИЯ (в правит. собраниях) ДОНЕСЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ СНОШЕНИЯ и т. д. на ОБЩЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ относящийся К ОРАТОРУ К АУД. СЛУЧАЙ РАССУЖДЕНИЯ (ДИССЕРТАЦИИ)
:......................ПОХВАЛЬНЫЕ СЛОВА (ПАНЕГИРИКИ)......................
Панегирик или похвальное слово, как видно из схемы, как бы выносится за скобки: он может быть создан в любом виде речи. Исчезает деление на публичные и приватные речи, последние полностью уходят в письма; надгробная речь и проповедь объединяются под общим названием «церковные речи», детализируется состав академических речей (они делятся по случаю (поводу) произнесения - общественному, в ученом сообществе, заданному оратором или аудиторией; отдельный жанр составляют диссертации), и самое главное - у Рижского впервые появляются гражданские речи как вид словесности.
Начало XIX в. - эпоха формирования исторического сознания и метода научной истории: «... тенденция Просвещения интересоваться лишь настоящим и самым непосредственным прошлым была преодолена, и все прошлое стало считаться заслуживающим изучения и рассматриваться как единое целое» [Коллингвуд, 1980: 86]. Историческая проза выходит из тени описания и становится предметом риторики, чему во многом способствовала популярность и влиятельность исторических сочинений Н.М. Карамзина6. В системе Рижского история не только выделяется как вид словесности, но и подразделяется на разновидности:
Схема 4
ИСТОРИЯ
ВСЕОБЩАЯ ЧАСТНАЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ (MEMOIRES)
■го НАРОДА ■го БЫТИЯ 1-го ЧЕЛОВЕКА (BIOGRAPHIE)
Кроме того, среди композиционных форм словесности даются жанры писем; их классификация усложняется по сравнению с ломоносовской (хотя они по-прежнему не включаются в систему родов и видов словесности):
Схема 5
ПИСЬМА
УЧЕНЫЕ ВЫСОКИЕ НИЗКИЕ (ПРИЯТЕЛЬСКИЕ) ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ и т. п.
Письма высокие могут быть просительными, благодарственными или поздравительными; приятельские - одного или различного содержания на протяжении всего письма, а также упредительными, либо ответственными. Отметим, что у Рижского уже появляются ученые письма.
Система видов поэтической словесности дана в «Науке стихотворства» [Рижский, 1811]. Стихи делятся на четыре вида: эпические, лирические, дидактические и драматические. При этом границы между видами нестрогие: «Показанные четыре рода стихотворений...
6 О соотношении понятий прозы и поэзии в связи с проблемой красноречия и изменением структуры образа автора см.: [Виноградов, 1980: 103-104].
не столько разнородны между собою, чтобы в одном из них не мог иметь места другой, третий и проч. и обратно; напротив сего каждый из них почти обыкновенно бывает употребляем для украшения другого» [Рижский, 1811: 68]. Рижский - один из немногих авторов, кто подошел и к поэтике как ритор: помимо того что он выделял в процессе воплощения поэтического замысла стихотворческие изобретение, расположение и выражение, он всю эпическую поэзию разделил на стихотворческие описания и повествования (отличающиеся от соответствующих риторических), каждое из которых может быть истинным или вымышленным. Классификация следует традиции латинских руководств: те же жанры надписи, включая эпитафию и даже кенотафию, эпиграммы, эпоса, басни, пастушеского стихотворения (эклоги, идиллии) и т. п. Вместе с тем автор, как и Ломоносов, знаком с традицией эпохи Возрождения; так, он добавляет новый вид пастушеского стихотворения, изобретенный в Италии7.
Схема 6
СТИХОТВОРЕНИЯ ЭПИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЧЕСКИЕ
ОПИСАНИЯ
ПОВЕСТВОВАНИЯ ИСТИННЫЕ : ВЫМЫШЛЕННЫЕ
ИСТИННЫЕ
ВЫМЫШЛЕННЫЕ
И И
1
, S н
sgo
eS « 5с §
£ и
И П
т
И
и 2
Я Н
S
о
с
и
о
ю я
Я &
S &
и я
Е
ОЕ НИ
Н 0
ЕВ ЯН <;
^ о S
Н X О
СИЛ < н и corn
Я
И
Стихотворения лирические Рижский поделил на два больших класса: произведения для чтения (оды разных жанров) и произведения для пения. Оды бывают духовными (они же гимны, дифирамбы etc.), героическими, философскими или анакреонтическими. В свою очередь жанр духовных од (гимнов) представлен своими разновидностями (оды таинственные, народные и философские). Кантата может быть как самостоятельным произведением (кантата эпическая),
7 Вероятный автор «Верного пастыря» (Рижский не указывает его имени) Джамбатиста Гварини написал свое сочинение в 1580-1583 годах; «Арминта» Тассо была впервые представлена на публике в 1573 г.
так и частью оперы (кантата драматическая). В рамках жанра песни впервые видим романс. К лирической поэзии относятся также элегия и героида, но поскольку ни под одну из рубрик они, по-видимому, не подошли, Рижский оставил их вне классификации.
Схема 7
СТИХОТВОРЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИЕ
ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ПЕНИЯ
ОДЫ: КАНТАТА ПЕСНЯ (chanson) ОРАТОРИЯ
ДУХОВНЫЕ ГЕРОИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ АНАКРЕОНТИЧЕСКИЕ ДРАМАТИЧЕСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ РОМАНС БАЛЛАД
ДУХОВНЫЕ ОДЫ («ИМНЫ»)
M
я я м m н о я я
2
Е
я
«
Е С
©
Я о
ч С
о о
Рч
< я
я ©
Поучительный (дидактический) вид стихов включает пять жанров: стихотворения исторические (циклические), философские, поучительные (наставительные) в собственном смысле, стихотворческие письма и сатиру («важную» и «забавную»). Здесь видится более сильное, чем в классификации других видов словесности, влияние французских энциклопедистов и, шире, французской теории поэтических жанров.
Схема 8
СТИХОТВОРЕНИЯ ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ (la POËSIE DIDACTIQUE)
ИСТОРИЧЕСКИЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) ФИЛОСОФСКИЕ собственно ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ (НАСТАВИТЕЛЬНЫЕ) (didactiques) СТИХОТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО САТИРА
ВАЖНАЯ ЗАБАВНАЯ
Драматическая поэзия представлена двумя главными видами: трагедией и комедией. Наиболее разработана классификация комедийных жанров: по стилю (подбору персонажей, сюжету, языку) комедия делится на высокую, среднюю и низкую; высокая комедия довольна редка, низкая зачастую недостойна нашего внимания, поэтому самый распространенный жанр - средняя комедия, к которой принадлежат драма жалостная (трагикомедия) (comédie larmoyante) и опера, сочетающая драматическое и лирическое начала. Опера может быть героической, низкой и аналогом жалостной драмы.
Схема 9
СТИХОТВОРЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИЕ
ТРАГЕДИЯ КОМЕДИЯ
g Р ДОР g
>s s К О С m >s s Н Д Е Р о Р >s И К m И и
ДРАМА (ТРАГИКОМЕДИЯ) (КОМЕДИЯ) ЖАЛОСТНАЯ (comédie larmoyante)
ОПЕРА
о
Е 4
F А
И К
О m
Р И
s и
И в видах поэтической словесности мы видим развитие и большую подробность классификации. Появились новые эпические жанры: надписи, загадки, басня, идиллия, иносказательное пастушеское стихотворение и новый итальянский вид: комическая поэма и пародия. К лирическим жанрам добавились элегия, героида, кантата и оратория; разведены и описаны разновидности оды. Появились виды дидактической поэзии: историческое, философское и собственно поучительное стихотворения; сатира разделена на важную и забавную. У Ломоносова театральные произведения не классифицированы (выделена только комедия); у Рижского они даны и особенно подробно - комедия.
В 1809 г. вышло первое издание «Краткой риторики»8 профессора кафедры российского красноречия и поэзии Московского университета А.Ф. Мерзлякова, поэта, переводчика, одного из первых русских литературных критиков, учителя М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Д.В. Веневитинова, М.П. Погодина и мн. др.9
Речь, построенная по правилам искусства красноречия, придает мысли и чувству, выраженным в слове, порядок и связь. Язык же является собранием правил построения искусной речи. Эти правила находятся в ведении трех «особенных» (т. е. языковых) наук: логики (диалектики), обучающей думать, рассуждать и выводить заключения, т. е. правильно формировать мысль - содержание речи; грамматики, устанавливающей значение, употребление и связь слов и предложений для выражения мысли; и риторики, предлагающей правила последовательного и точного изложения и изящного расположения словесно оформленных мыслей в соответствии с видами прозаических сочинений.
У Мерзлякова мы видим иное разграничение прозы и поэзии. Красноречие как способность/искусство правильно, ясно и сообразно с целью выражать мысли и чувства, и риторика как его полная теория, связываются с прозаической речью10. Рядом с классической идеей тривиума (циклом из трех наук о языке) появляется другое представление - о науке словесности11 (теории изящной словесности), разделяющейся на две части: риторику - правила прозаического искусства, действующего на разум и имеющего основной целью «поучение, объяснение, убеждение разума», и поэтику - правила стихотворного искусства, действующего также на воображение и чувства с целью нравиться, доставить удовольствие (по преимуществу) [Мерзляков, 1822: 61]12. Проза и поэзия различаются не по форме или содержанию, а по главенствующей цели при том, что в каждой из них есть и вторая цель. Теория прозы фактически равняется уче-
8 В основании теоретических работ Мерзлякова, по свидетельству «Биографического словаря профессоров и преподавателей Московского университета» [Биографический словарь, 1855: 64], лежит книга И.И. Эшенбурга (I.I. Eschenburg) "Entwurf einer Theorie und Literatur der schönen Wissenshaften". Berlin, 1-е изд. 1783; 5-е изд. 1836. Иоганн Иоахим Эшенбург (1743-1820) - немецкий историк литературы; его учебники и хрестоматии были весьма распространены в свое время.
9 Мы пользовались 4-м изданием [Мерзляков, 1828].
10 Хотя в «Кратком начертании теории изящной словесности» встречаются термины «стихотворное красноречие» и «прозаическое красноречие» [Мерзляков, 1822: 56], термин «красноречие» обозначает именно прозаическую речь, противопоставляясь «поэзии».
11 Термин «науки словесные (изящные) (belle lettres)» встречается уже у Рижского [Рижский, 1806: 4-5].
12 См. ниже: «поэт тем удобнее научает, тем более полезен, чем более умеет он нравиться; с другой стороны, чем нравственнее и поучительнее его сочинение, тем оно становится занимательнее и приятнее» [Мерзляков, 1822: 66-67].
нию о слоге: риторика состоит из двух разделов - всеобщей теории прозаических сочинений, где разбираются правила хорошего слога, и правил отдельных родов прозы.
Классификация видов и жанров прозаических сочинений выглядит по Мерзлякову следующим образом:
Схема 10
ПРОЗАИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
ПИСЬМА
РАЗГОВОРЫ
УЧЕБНЫЕ (ДОГМАТИЧЕСКИЕ) СОЧИНЕНИЯ
ИСТОРИЯ
РЕЧИ (собственно КРАСНОРЕЧИЕ)
Е И К:
Е
ц:
М
О
Д
Е В У
О
Д
Д О
ПС
м
м S
Н Ь
R о
Я
И Н
)Е
H Э 3 s
НУ H о ЧС
И Н К
Е Ы
3 s
НЕ БТ ЕС ЧИ УС
АЯ
Н Н И Т С И
Е
И M
«
о Л
Е Е Н
Ч И Т И Ы Н Б Е Ь АВ
ч Д X
О ДУ О
с и С
В классификации видов словесности появляются письма как самостоятельный и разработанный вид. Мерзляков выделяет шесть жанров письма: уведомление о каком-либо (памятном) случае или обстоятельстве; изъявление желаний или советов; письмо, выражающее учтивость, письмо по должности или родственным (дружеским) связям; письмо, содержащее исторические изыскания, и ученое рассуждение о науках или искусствах как письмо. Мы видим, во-первых, характерное внимание к истории (о чем см. выше), так что помимо отдельного вида словесности (история истинная/ вымышленная), к классификации добавляется специальный вид письма с историческими изысканиями; и, во-вторых, появление нового для наших риторик жанра - научного письма, родившегося в XVII-XVIII вв. во Франции ("Journal des Sçavans"). В качестве вспомогательных частей (по существу жанров) исторического повествования Мерзляков выделяет характеры (жизнеописание (биография)13), истинные или вымышленные; повествования вымышленные - роман, повесть, сказку; историю истинную. Так, в системе видов словесности появляется роман, который может быть трех разновидностей: важный, рыцарский и комический. Он занимает пограничное положение между прозой и поэзией.
13 Как часть какого-то исторического повествования - характер как самостоятельное произведение - жизнеописание (биография).
Схема 11
ИСТОРИЯ
ИСТИННАЯ ВЫМЫШЛЕННАЯ
ХАРАКТЕРЫ (ЖИЗНЕОПИСАНИЕ/БИОГРАФИЯ) ПОВЕСТВОВАНИЯ ВЫМЫШЛЕННЫЕ ИСТОРИЯ ИСТИННАЯ (ПОДЛИННАЯ)
от ПРИРОДЫ (ИСТИННЫЕ) ВЫМЫШЛЕННЫЕ РОМАН ПОВЕСТЬ СКАЗКА
: ВАЖНЫЙ : РЫЦАРСКИЙ КОМИЧЕСКИЙ :
: роман : роман роман :
Если у Ломоносова учебная литература только появляется, а у Рижского ее вообще нет в классификации, то у Мерзлякова учебные (догматические) сочинения занимают важное место. Они делятся на рассуждения, предметом которых бывает какая-либо одна истина, и учебные книги (системы), представляющие многие истины в связи и порядке. Таким образом формируется система образования.
С XVII в. разговор (диалог) становится предметом жизни европейского общества и, следовательно, подлежит риторическому нормированию. С начала XIX в. и в русских риториках разговор (диалог) включается в систему видов словесности. У Мерзлякова мы видим три его разновидности: разговор драматический, предметом которого является действие; философский (т. е. научный; обращение к традиции сократического диалога), его предмет - истина; занимательный и живописующий, содержащий «прелести остроумия», картины природы, чрезвычайные характеры. Увеличивается доля научного текста в системе словесности: помимо истории и академической речи появляется научное письмо об исторических изысканиях, ученое рассуждение, научный разговор.
Наконец, Мерзляков вводит в классификацию видов словесности судебную и политическую риторику, несмотря на то что в российской практике того времени политические и особенно судебные речи не были распространены.
Система видов поэтической словесности дана в первой части «Краткого начертания теории изящной словесности». Как и теория прозы, теория поэзии - это правила слога, общие и частные, относящиеся к каждому отдельному виду стихотворных сочинений. Их классификация проводится как бы в три этапа: сначала Мерзляков выделяет пять «форм стихотворного представления» в зависимости от предмета стихотворения и намерения поэта: это описательная поэзия; повествовательная (поэтический рассказ); драматическая; дидактическая (поучительная) и лирическая поэзия. Но данное разделение является принципиально нестрогим, поскольку границы 86
часто размываются, формы накладываются одна на другую, заимствуют друг у друга композиционно-выразительные средства. Кроме того, еще не существует никакого четкого основания для разделения поэзии на виды: до сих пор оно основывалось или на содержании, или на форме и зависело от произвола поэтов. Количество видов поэзии также неокончательно, «умножение их всегда было и будет позволено»; наконец, есть предметы, которые могут быть представлены не в одной форме, а некоторые и «во всех возможных видах» [Мерзляков, 1822: 66].
В конце концов Мерзляков делит поэзию на два больших разряда, в которые помещаются все формы, - эпическую (повествовательную) поэзию, где о действиях или предметах рассказывается автором (рассказчиком), и драматическую, где действие разворачивается на наших глазах. Эпическая поэзия включает 11 видов:
Схема 12
СТИХОТВОРЕНИЯ ЭПИЧЕСКИЕ (ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ)
СТИХОТВОРНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ (РАССКАЗ) ПАСТУШЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ЭПИГРАММА и др. мелкие стихотворения САТИРА ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ (НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЕ) (ДИДАКТИЧЕСКИЕ) РОМАН
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ ПИИТИЧЕСКАЯ ЭПИСТОЛА ЭЛЕГИЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ПОЭМА (ЭПОПЕЯ):
ГЕРОИЧЕСКАЯ (ВАЖНАЯ) КОМИЧЕСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ (РЫЦАРСКАЯ)
Стихотворное повествование включает три жанра: эзопову басню (умственную, нравственную или смешанную), собственно стихотворный рассказ («пиитическое повествование» - важное, веселое и смешанное) и аллегорическое повествование (аллегорию: историческую, философскую, ораторическую, пиитическую). Пастушеские стихотворения, как и в античной традиции, представлены в идиллиях, буколиках и эклогах. К эпиграмме примыкают мадригал, сонет, рондо, триолет, импромптю, логогриф, буриме, шарада и т. п.
Сатира может быть важной и веселой, прямой или косвенной; «особым родом» сатиры является пародия. Поучительные (дидактические) стихотворения делятся автором на два больших разряда: философский и ученый или художественный (искусственный; т. е.
наставление по какой-либо науке или искусству). Очень близок к поучительному описательный вид поэзии (поэтические описания; как вспомогательная часть или как самостоятельное произведение); а также поэтическая эпистола. Лирические стихотворения разделяются на два больших жанра: оду и песню. Первая включает гимн, героическую оду, дифирамб и философскую (поучительную) оду. Разновидности второй более многочисленны: песня духовная (божественная), народная, нравственная, страстная, беседная (застольная), романс и баллада. Эпопея (поэма героическая) бывает «важной» и комической (шуточной), романтическая эпопея занимает срединное положение между этими двумя жанрами. Такие же жанры у романа: важный, рыцарский, комический.
Драматическая поэзия включает четыре вида:
Схема 13
СТИХОТВОРНЫЙ (ПИИТИЧЕСКИЙ) РАЗГОВОР ГЕРОИДА КАНТАТА ДРАМА
И И
ч н ч н £
М О Г АГР Е П
и н о
Поэтический разговор чаще всего бывает составной частью повествовательных или дидактических стихотворений; но может быть и отдельным жанром поэзии. Термином «героида», вслед за Овидием, Мерзляков обозначает драматическое письмо (своеобразную пару эпической эпистоле) - жанр, близкий к элегии или драматическому монологу. Кантата, своего рода музыкальное стихотворение, включает в себя ораторию. Драма традиционно представлена комедией, трагедией и оперой, важной (большой) и комической. Комедия делится на комедию характерную, интриги и трогательную (к сфере низкого комического относится фарс); трагедия делится на героическую и народную. Забавная (комическая) опера называется опереттой или оперой-буффо, к ней также относятся интермеццо, мелодрама, моно- и дуодрама. «Важная» опера бывает или «чудесной», или героической.
От Рижского к Мерзлякову классификация в особенности поэтических видов словесности становится более подробной, усложняется. В стихотворном повествовании появляется жанр стихотворного рассказа; в пастушеские стихотворения возвращается античный жанр буколики; добавляется множество мелких стихотворений (восемь разновидностей, и список не закрыт); уточняются виды сатиры; помимо героической и комической эпопеи появляется поэма романтическая
(рыцарская); в лирической поэзии все более дифференцируются виды песни (возможно, потому, что это излюбленный жанр Мерзлякова-поэта). Впервые в системе словесности появляется роман, и у Мерз-лякова он дается дважды - в прозаических видах и в поэтических, чем подчеркивается его двойственная природа. Наконец, в драматических стихотворениях - новый жанр стихотворного разговора, героической и народной трагедии, чудесной оперы; новое и более дробное деление комедии и комической оперы (оперетты).
В 1819-1822 гг. выходит первое издание «Учебной книги российской словесности» известного педагога, журналиста, издателя, корреспондента Академии наук14 Н.И. Греча. Книга обладала большой популярностью и выдержала четыре издания; в нее также включался15 «Опыт краткой истории русской литературы» - первая попытка систематического описания такого рода [Греч, 1830].
Для Греча отправной точкой является цель, с которой человек использует дар слова: а) сообщить другим свои мысли; б) управлять их волей или действиями; в) действовать на их чувство и воображение. В первых двух случаях он использует язык прозы, в последнем -поэзии. Проза и поэзия различаются прежде всего предметом и содержанием: проза описывает предметы существующие, истинные и оперирует мыслями; поэзия прибавляет к реальности вымыслы и картины воображения, а к мыслям добавляет чувства. Поскольку цель прозаического произведения может быть двоякой, то Греч разделяет всю прозу на низшую, служащую только для сообщения другим наших мыслей, и высшую или язык красноречия, составляющий переход от собственно прозы к поэзии и употребляющий все средства, воздействующие на мысли, волю и воображение. Как и у Мерзлякова, риторика у Греча является теорией только прозы; правилами поэзии занимается «пиитика».
В каждом прозаическом сочинении он выделяет две стороны: предмет и форму; первым занимается учение о риторическом изобретении и расположении, второй - о слоге и декламации. В процессе изобретения автор руководствуется как предметом, так и целью сочинения: а) рассказать о происшествии (повествование); б) изобразить существующий предмет (описание); в) наставить в теоретической истине или внушить практическую (поучение); г) побудить к действию (убеждение). В соответствии с данными целями Греч выделяет четыре вида предметов: повествовательные, описательные, поучительные
14 Греч был удостоен этого звания за учебник «Пространная русская грамматика» (СПб., 1827; 2-е изд. 1830).
15 Отдельным изданием «Опыт» вышел в 1822 г.: Греч Н.И. Опыт краткой истории русской литературы. СПб., 1822.
и убедительные. Учитывая предмет, цель и «другие отношения» (не только содержание, пишет автор, но и расположение и выражение) все прозаические сочинения объединяются в семь «классов» (видов). Итак, мы видим здесь совершенно новые принципы классификации -по характеру и способу построения текста и аргументации.
Схема 14
ПРОЗА
Ь С И П
Ы Р О В О
АР
Я
И Н АНС
И П О
УС
И Ч Е Р
Письма у Греча различаются по «предметам общежития» (собственно письма) и литературные, представляющие собой повествования, описания, рассуждения в форме писем (таким образом, область писем заметно расширилась). Автор разграничивает жанры разговора: драматический (к прозе относится только по слогу) и философический (в том числе сократический). Описания по предмету делятся на внешние и внутренние; кроме того, разграничены простые описания и изображения (путешествий и т. п.).
Как и у предыдущих авторов, особое внимание уделяется историческим сочинениям; это наиболее подробная и полная классификация: вся история разделяется на естественную (природы) и историю человеческого рода или отдельного человека; эта последняя - на философическую, прагматическую и летопись. Главные разновидности прагматической истории: жизнеописание (биография), история государств или народов (политическая или гражданская), всемирная, история просвещения, священная и история Церкви. Всемирная история может излагаться «синхронистически» (по временам) или «этнографически» (по народам). История просвещения включает истории наук, художеств, торговли и ремесел. Священная история (история религии) - церковно-библейскую и собственно церковную. Кроме того, к исторической прозе принадлежат надписи и целый ряд мелких жанров: политические ведомости, исторические таблицы, известия, ежедневные записки или журналы и т. п. К истории примыкают повествования вымышленные: романы, прозаические повести, сказки - произведения поэзии, которые пишутся в прозе (пограничные формы).
В системе Греча впервые появляются деловые бумаги как самостоятельный вид словесности. В отличие от прочих они разделяются
по слогу на высокий, средний и низкий разряды. Наиболее употребителен средний слог, к нему относятся договоры, ноты, узаконения, просьбы, сношения министров и судебные бумаги. Учебные сочинения представлены учебными книгами (руководствами и лекциями), рассуждениями и рецензиями. Речи делятся на два разряда: духовные и светские; речи светские в свою очередь на политические, похвальные (панегирики), приветствия, академические, учебные и судебные.
Поэзия отличается от прозы не только предметом и целью (см. выше), но и способом воздействия (языком): она передает мысли воображению «в картинах» (образах), облекает их в «одежду чувственную», действуя таким образом на чувство и воображение читателя. Как и в прозаическом сочинении, в поэтическом выделяются предмет и форма. Поэт изображает либо свои собственные чувства, либо вымыслы своего воображения. В первом случае рождается лирическая поэзия; во втором остальные четыре вида - поэзия повествовательная (эпическая), драматическая, описательная, дидактическая (поучительная).
Схема 15
ПОЭЗИЯ
К лирической поэзии относятся жанры оды, гимна, дифирамба, песни, лиро-эпического стихотворения, кантаты, элегии, послания; а также мелких лирических стихотворений: сонета, триолета, рондо, эпиграммы, мадригала, эпитафии, надписи. Эпическая поэзия делится на собственно эпическую и романическую. К первой принадлежат эпическая поэма (героическая, комическая или романтическая), стихотворная повесть, баллада и романс, ко второй - роман, прозаическая повесть, сказка (произведения поэтические в прозе; Греч включил их в обе классификации). Драматическая поэзия представлена трагедией, комедией (в том числе низкой), драмой и оперой (большой, малой, водевилем, мелодрамой). Описательная поэзия - описательной поэмой и идиллией. К дидактической поэзии принадлежат собственно
дидактическая поэма, гномическая поэзия, сатира, басня. Как видим, классификация поэтических видов словесности у Греча более тради-ционна; в отличие от прозаической, она почти не расширена (героида исчезла, как устаревший жанр, появилась лиро-эпика и гномическая поэзия), а в чем-то даже уступает по подробности: так, у Мерзлякова мы находим большее разнообразие драматической поэзии.
Рассмотренный материал, как представляется, показывает динамику содержания научных представлений о системе словесности. Возрастающая подробность и содержательность классификаций указывает на разработку все увеличивающегося в объеме материала и его тематическое развитие - усвоение новых видов и жанров (разговора, дружеского послания, ученого письма, деловой прозы и т. д.; элегии, дружеского стихотворного послания, новых жанров драмы, etc.) и систематизацию предмета «науки словесности». Изменяется граница между прозой и поэзией, появляется область смешанных, «полуриторических» или «полупиитических» жанров (роман, повесть, сказка, анекдот), выделяется художественная проза.
Развитие классификации родов и видов словесности в русских риториках 1800-1830-х годов связано с формированием нового стиля речи и жизни в первой трети XIX в., что выразилось, в частности, в особом внимании к философской и исторической прозе. С конца XVIII в. к 20-м годам XIX в. риторика все больше становится теорией словесности: от конструирования высказывания (Ломоносов) она переходит к принципам понимания текста (Мерзляков, Греч).
В процессе становления системы филологического знания риторика постепенно разворачивается в сторону словесности, т. е. становится филологией. Однако если риторические виды (жанры) словесности организуются вокруг образа ритора, как «страстно чувствующего и благородно мыслящего» субъекта, который «пишет, как живет», то ядром художественного произведения становится образ автора, освобождающегося от «оков добродетели» [Виноградов, 1980: 103].
В дальнейшем образ автора вытесняет образ ритора, ассимилирует его; процесс нормализации словесности идет по пути пересмотра границ между поэзией и прозой и замены риторики как теории прозы поэтикой как теорией художественной литературы. Поэтому результатом развития системы родов и видов словесности становится, с одной стороны, разработка исторических и философских (научных) жанров, а с другой - появление жанров художественных (смешанных, пограничных). Система словесности эстетизируется, в то время как риторика стремится исследовать как художественные, так и нехудожественные формы литературы.
Список литературы
Аристотель. Поэтика. 1451b / Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.
Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета за истекающее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755 года, по день столетнего юбилея. Т. 2. М., 1855.
Виноградов В.В. Поэтика и риторика. О языке художественной прозы. М., 1980.
Греч Н.И. Учебная книга русской словесности, или Избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе, с присовокуплением Кратких правил Риторики и Пиитики и Истории русской литературы, изданные Николаем Гречем. Ч. 1-4. 2-е, испр., изд. СПб., в Типографии Императорского воспитательного дома, 1830.
КоллингвудР. Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. с англ. Ю.А. Асеева. М., 1980.
Королева Н.В. Тютчев и Пушкин // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 4. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.; Л., 1962. URL: http://feb-web.ru/feb/tyutchev/critics/im4-183-.htm
Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Полн. собр. соч. Т. 7: Труды по филологии 1739-1758 гг. М.; Л., 1952.
Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия // Полн. собр. соч. Т. 7: Труды по филологии 1739-1758 гг. М.; Л., 1952.
Ломоносов М.В. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке // Полн. собр. соч. Т. 7: Труды по филологии 1739-1758 гг. М.; Л., 1952.
Мерзляков А.Ф. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических, изд. для благородных воспитанников Московского университетского пансиона проф. А. Мерзляковым. 4-е изд. М., 1828.
Мерзляков А.Ф. Краткое начертание теории изящной словесности: В 2 ч. Ч. 1: Пиитика. М., 1822.
Рижский И. Введение в круг словесности. Харьков, 1806.
Рижский И. Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в С.-Петербургском Горном Училище. Харьков, 1805.
Рижский И.С. Наука стихотворства. СПб., 1811.
Сведения об авторе: Макарова Любовь Евгеньевна, аспирант кафедры общего
и сравнительно-исторического языкознания филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]