УДК 339.9
место России во всемирной торговой организации и обеспечение экономической безопасности страны
в. а. муталимов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: mverdi@yandex. ru дагестанский государственный университет
С вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) наиболее актуальной становится проблема обеспечения экономической безопасности. В целях оценки эффективного участия России в системе ВТО приведены позиции нашей страны в международных рейтингах в настоящее время. Предложены критерии оценки эффективности деятельности России в ВТО.
Ключевые слова: ВТО, безопасность, проблема, концепция, международный рейтинг, критерий, эффективность.
21 июля 2012 г. Президент России В. В. Путин подписал Федеральный закон от 21.07.2012 №№ 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» [1]. Указанный Федеральный закон принят Государственной Думой 10.07.2012 и одобрен Советом Федерации 18.07.2012. Федеральным законом предусматривается ратификация Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994, подписанного в Женеве 16.12.2011. Протоколом оформляется членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации.
Свершилось: Россия стала полноправным членом ВТО! Пришла пора российским властям озаботиться планами адаптации экономики к нормам и правилам ВТО. Вступив в ВТО, Россия подчиняется на государственном уровне правилам данного института глобализации. Можно утверж-
дать, что истинной целью ВТО, вскрывающей ее транснациональную, глобалистическую природу, является установление международных стандартов поведения государств, способствующих упрощению использования национальных ресурсов стран -участниц ВТО со стороны наднациональных неформальных институтов (корпоратократий).
Характеризуя взаимосвязь глобализации и экономической безопасности, следует исходить из того, что расширение институтов глобализации (таких как ВТО) приводит к расширению внешней среды, с которой будет взаимодействовать Россия, а это, безусловно, увеличивает как возможности реализации известных угроз экономической безопасности, так и выявляет новые угрозы.
Механизмы обеспечения экономической безопасности России после вступления в ВТО должны быть направлены на защиту интересов страны от новых выявленных угроз, проявившихся в результате развития институтов глобализации. Они, с одной стороны, провозглашают принципы формирования свободного рынка в рамках ВТО, а с другой, - вводят в действие некие правила, директивы, зачастую в интересах экономически или политически доминирующих государств.
Международных экономических организаций много, но ВТО - особенная международная экономическая организация, существенно модернизирующая экономическую, социальную, правовую основы России. Федеральный закон от 28.12.2010 N° 390-Ф3 «О безопасности», Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепция
- 9
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года -основополагающие документы, определяющие концептуальные положения в области обеспечения общей, национальной безопасности России. Однако механизмы обеспечения собственно экономической безопасности России в них определены недостаточно четко.
В связи с этим в целях обеспечения экономической безопасности России при членстве в ВТО целесообразно было бы разработать Концепцию экономической безопасности России в системе ВТО.
Концепция экономической безопасности России в системе ВТО - это теоретическое построение, система взглядов, руководящие идеи, отражающие понимание необходимости и сущности экономической безопасности России в рамках ВТО как системы связанных между собою и вытекающих один из другого мер, способов, механизмов ее обеспечения ради достижения стратегических целей России -члена ВТО.
Концепция экономической безопасности России в системе ВТО - это теоретическая конструкция стратегии развития России в системе ВТО, где последняя выступает как совокупность экономически и политически обоснованных, юридически подкрепленных мер и средств обеспечения государством экономической безопасности личности, общества, страны, видов экономической деятельности и регионов.
При разработке Концепции экономической безопасности России в системе ВТО необходимо учесть тенденции развития современного мира, в частности:
• мир многополярен;
• все страны мира зависимы от глобализации;
• продолжается процесс политического давления на страны-антиглобалисты, превалируют тенденции силовых методов их глобализации;
• ВТО, наряду с МВФ, МБ, ТНК, выступает основным институтом глобализации, где главными игроками выступают США и ЕС;
• экономики стран мира уязвимы перед глобальными экономическими кризисами;
• происходит расширение границы НАТО на Восток, проявляется агрессивная природа блока;
• возобновилась гонка вооружений (происходит увеличение расходов на вооружение);
• отдельные страны проявляют неравнодушие к абсолютным преимуществам России.
Основными задачами, стоящими перед Россией в ВТО, являются:
1) создание правовой основы функционирования России в ВТО, включая законодательство, определяющее, в частности, экономические механизмы обеспечения безопасности;
2) оценка экспортной емкости России, регионов, видов деятельности, организаций;
3) оценка импортной ориентации России, не ущемляя интересов российских производителей;
4) широкая пропаганда и просвещение механизмов обеспечения экономической безопасности России в ВТО.
Эффективное функционирование России в ВТО возможно только при централизации управления отношениями России с ВТО, координации действий властей на всех уровнях.
В соответствии с принципами ВТО, выработанными в его уставных документах, необходимо направить деятельность России в ВТО: во-первых, на обеспечение конституционных прав и свобод граждан; во-вторых, на недопущение коррупции со стороны российских чиновников в торговых отношениях со странами - членами ВТО; в-третьих, на доведение до уровня развитых стран величины коэффициента Джини, в-четвертых, на повышение благосостояния личности, общества, страны, регионов.
В качестве критериев оценки эффективности участия России в ВТО можно предложить несколько показателей, способствующих международному сопоставлению. Государственный мониторинг этих показателей выявит тенденции развития России в системе ВТО.
Индекс физического качества жизни (Physical Quality-of-Life Index, PQLI) - измеритель качества жизни или благосостояния населения страны.
Истинный показатель прогресса (Genuine Progress Indicator, GPI) - это концепция в «зеленой экономике» и экономике благосостояния, предлагаемая для замены ВВП в целях измерения экономического роста.
План благосостояния Вандерфорда-Райли (Vanderford-Riley well-being schedule) - показатель уровня жизни, учитывающий несколько показателей на душу населения: рабочие часы в неделю, ценность собственного имущества физических лиц, отношение числа собственников имущества к числу лиц, не являющихся собственниками, отношение числа работающих на себя к числу всех трудо-
устроенных, а также процент людей, способных удовлетворить свои первичные нужды.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия в различных странах. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.
Индекс качества жизни по версии Economist Intelligence Unit (The Economist Intelligence Unit's quality-of-life index). Индекс рассчитывается на основе 9 факторов: 1) ВВП на душу населения; 2) ожидаемая продолжительность жизни новорожденных; 3) рейтинги политической стабильности и безопасности; 4) число разводов на 1 000 человек в год; 5) активность сообществ (религиозных, торговых и др.); 6) теплота климата; 7) уровень безработицы;
8) индексы политической и гражданской свободы;
9) соотношение доходов мужчин и женщин.
У индекса качества жизни и у ИРЧП разные задачи, поэтому различны и рейтинги стран по ним.
Показатели неравенства доходов, включая Коэффициент (индекс) Джини, децильного, квин-тильного, квантильного (квартильного) коэффициентов, отражающие дифференциацию доходов населения.
Показатель создания благоприятных условий ведения бизнеса. Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (IFC) публикуют доклад «Ведение бизнеса» с рейтингом 183 стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса, в котором оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность на протяжении всего их жизненного цикла - от создания и до ликвидации.
Российская Федерация впервые за восемь лет наблюдений улучшила свои позиции и заняла 120-е место среди 183 стран в нынешнем рейтинге. По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности Россия в 2009 г. занимала 118-е место, в 2010 г. - 120-е, в 2011 г. - 123-е, в 2012 г. - 120-е место, а именно между островами Кабо-Верде (119-е место) и Коста-Рика (121-е место) (см. таблицу).
Оценивая важность данного критерия обеспечения экономической безопасности России, Президент РФ В. В. Путин в одном из первых своих указов поручает Правительству РФ повысить позицию
Российской Федерации в рейтинге благоприятствования бизнесу (условия ведения бизнеса) со 120-й в 2011 г. до 50-й в 2015 г., а затем до 20-й - в 2018 г. [2].
Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из 17 экспертных источников, предоставленных 13 организациями, включая Всемирный экономический форум (World Economic Forum), Всемирный банк (World Bank), Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Африканский банк развития (African Development Bank), Фонд Бертельсманна (Bertelsmann Foundation), Economist Intelligence Unit, Freedom House, Global Insight, Political Risk Services, World Justice Project, International Institute for Management Development, Political and Economic Risk Consultancy.
Россия в 2011 г. по уровню восприятия коррупции оказалась на 143-м месте из 183 возможных с индексом 2,4 балла, причем поделила это место с такими странами, как Азербайджан, Беларусь, Коморские Острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда. Если сравнивать показатель России 2011 г. с данными 2010 г. (2,1 балла, 154-е место из 178), можно отметить небольшую позитивную динамику. Тем не менее коррупция по-прежнему остается одной из основных угроз экономической безопасности России в системе ВТО (см. таблицу).
Индекс недееспособности государств (Failed States Index) отражает способность или неспособность властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Анализ проводится на основании 12 критериев, так называемых индикаторов «недееспособности» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и военно-политические. Анализируются способность пяти ключевых государственных институтов - политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб -обеспечить безопасность государства и его граждан. Рассчитывают итоговый индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности - максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности - максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат - сумма всех индикаторов (максимальная -120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга. Таким образом, крайне неста-
бильное государство теоретически могло набрать все 120 баллов, однако до этого пока не дошло -занявшая верхнюю строчку в этом сомнительном первенстве Сомали обеспечила себе «лидерство» со 113,4 баллами.
Россия в 2011 г. находилась в группе стран с умеренным уровнем нестабильности на 82-м месте, улучшив свои позиции по сравнению с 2010 г. на два пункта (с 79,0 до 77,7). Соседи России по рейтингу - Венесуэла (80), Алжир (81), Беларусь (83), Доминиканская Республика (84). Для сравнения отметим, что наименее дееспособным государством в мире, по мнению составителей рейтинга, является Сомали с индексом 113,4. Самыми стабильными и наиболее безопасными для нормальной человеческой жизни являются следующие страны: Нидерланды, Австралия, Канада, Австрия, Люксембург, Ирландия, Новая Зеландия, Дания, Швейцария, Швеция, Норвегия и Финляндия, которая стала самой благополучной страной рейтинга (177-е место, индекс - 19,7).
Рейтинг глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI). Исчисляется из 12 слагаемых конкурентоспособности: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
Место России в этом рейтинге снизилось с 63-го в 2010-2011 гг. до 66-го в 2011-2012 гг. Соседями России в списке оказались: Латвия - 64-е место, Вьетнам - 65-е, Перу - 67-е, Колумбия - 68-е. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 20112012 гг. возглавила Швейцария, а замыкает его Чад (142-е место).
По сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым, как качество институтов, здравоохранение и начальное образование, эффективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и технологический уровень.
Можно надеяться, что действенным механизмом улучшения позиций России в этом рейтинге
станет утверждение до 1 января 2013 г. государственных программ Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», а также государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [2].
Государственное управление деятельностью России в ВТО должно быть предварено наличием государственной Концепции экономической безопасности России в системе ВТО, государственной стратегией предотвращения угроз экономической безопасности в результате торговой деятельности в рамках ВТО; долгосрочными и краткосрочными прогнозами и программами безопасности секторов экономики, регионов, страны.
Наряду с преимуществами, получаемыми Россией от вступления в ВТО, данный процесс несет в себе и потенциальные угрозы, отсутствие оценки и упреждения которых делает экономическую безопасность России уязвимой, порождает и усиливает такие негативные явления, как:
• коррупция чиновников и должностных лиц;
• превращение России в сырьевой придаток стран - членов ВТО;
• банкротство или поглощение слабых российских производств;
• поглощение мелких отечественных финансовых институтов;
• угрозы малому бизнесу; инвестиционный кризис;
• кризис в социальной сфере (рост безработицы, снижение жизненного уровня, рост преступности);
• продовольственная зависимость (угрозы продовольственной безопасности);
• кризис промышленной политики России (ВТО определяет промышленную политику);
• усиление роли и места ТНК в экономике России;
• угроза массового оттока российских капиталов;
• кризис высокотехнологических производств (производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе) и выталкивание их с международных рынков;
• усиление иммиграционных процессов и др.
ВТО - элемент мировой системы управления, в котором Россия является пока объектом, а не субъектом управления. Ясно, что реальными рычагами в такой системе управления обладают только те страны, которые имеют сильные востребованные валюты (доллар, евро). Однако, для стран, не обладающими сильными валютами, ВТО - необходимая ступенька роста.
Исходя из вышеизложенного, реализация принципов ВТО с целью обеспечения экономической безопасности России должна осуществляться поэтапно.
Начальный этап функционирования России в ВТО предопределен необходимостью решения острых социально-экономических проблем. Поскольку именно эти проблемы формируют главные стратегические ориентиры членства России в ВТО. Важно неукоснительно соблюдать обоснованные тарифно-таможенные ограничения на внешнеторговую деятельность.
На втором этапе осуществить структурные преобразования в экономике, модернизировать процессы социально-экономического развития, перевести экономику страны на инновационно-интенсивный экономический рост. При этом с помощью механизма обеспечения экономической безопасности страны следует определить рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны.
На следующем этапе гармонизировать взаимодействие России со всеми членами ВТО. Россия как один из лидеров мировой экономики должна играть в этом процессе одну из ключевых ролей.
Особенностями членства России в ВТО выступает то, что Россия де-факто обладает абсолютными преимуществами в мировой экономике, имеет выгодное географическое расположение по сравнению со многими странами, имеет давно налаженные выгодные торговые отношения, признана мировым сообщество как один из лидеров мировой экономики и политики.
Реальный результат вступления России в ВТО скажется только тогда, когда на уровне государственного управления решения по обеспечению экономической безопасности станут приниматься на основе Концепции экономической безопасности.
В основе обеспечения экономической безопасности должны быть положены определенные принципы: законность, баланс интересов триады «личность - бизнес - государство», а также вза-
имная ответственность элементов этой триады в отношении функционирования России в ВТО и обеспечения экономической безопасности.
В рамках концепции необходимо согласовать обеспечение безопасности и устойчивого развития. Гармонизация этой взаимосвязи невозможна без соблюдения принципов экономической безопасности, обусловленных современными тенденциями мирового развития, в числе которых:
- необходимость обеспечения глобальной безопасности, в том числе экономической безопасности всех 157 стран - членов ВТО;
- системно-синергетический характер безопасности. Экономическая безопасность в современных условиях носит системный характер: объединяет глобальный, региональный, национально-территориальный и локальные аспекты;
- опережающий характер обеспечения экономической безопасности. В рамках ВТО экономическая безопасность предполагает предвидение, мониторинг, предотвращение внешних и внутренних угроз безопасности;
- информационно-консенсусный способ обеспечения экономической безопасности. Он успешно применялся, например, при обеспечении безопасности государств - участников ОДКБ, Таможенного союза;
- рационализация механизмов обеспечения безопасности. Следует воплощать в жизнь апробированные на практике действующих стран - членов ВТО эффективные проекты. Стихийное обеспечение экономической безопасности России невозможно, что подтверждает наш печальный опыт реформирования в 1990-е гг., в результате которого Россия оказалась экономически зависимой от импорта по всем товарным группам, чуть было не потеряла своего суверенитета и территориальной целостности.
Список литературы
1. О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.: Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ.
2. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596.
3. The World Factbook, CIA. URL: https://www. cia. gov/library/publications/the-world-factbook/ rankorder/2078rank. html.
Я >
J=¡ S
о я
tr
я
к
н Я
я
1-Э
м ■ч я га Е
я ■в S
о ■в S
-ä CD -ä s
о з
8 s о
CS >4 В"
№ п/п Страны - члены ВТО (на 01.01.2012) Дата вступления в ВТО Место в мире и в ВТО* Площадь, км2 [6] Индекс восприятия коррупции в 2011г.**, [7] ВВП на Душу населения по ППС (2008 г.) [9] Экспорт (2011г.), млрд долл. [2] Импорт (2011г.), млрд долл. [2] Рейтинг благопри-ятствия ведению бизнеса (2012 г.) [4] Рейтинг недееспособности государств (2011г.) [8] Рейтинг глобальной конкурентоспособности (2011-2012 гг.) [3] Индекс Джини [5]
1 Австралия 01.01.1995 6/6 7 686 850 8/8,8 38 200 22/266 20/236 15 167/28,1 5,11/20 30,5 (2006)
2 Австрия 01.01.1995 115/91 83 871 16/7,8 39 647 30/181 27/183 32 169/27,3 5,14/19 26 (2007)
3 Албания 08.09.2000 142/116 28 748 95/3,1 6 000 141/1,9 126/5 82 121/66,1 78/4,06 34,5 (2008)
4 Ангола 23.11.1996 24/18 1 246 700 168/2,0 6 443 52/66 69/25 172 38/83,7 139/2,96 Н/д
5 Антигуа и Барбаду 01.01.1995 202/142 442 Н/д 18 942 194/0,06 186/0,7 57 125/59,9 Н/д Н/д
6 Аргентина 01.01.1995 9/9 2 766 890 100/3,0 14 354 47/84 43/72 113 145/46,8 85/3,99 45,8 (2009)
7 Армения 05.02.2003 141/115 29 743 129/2,6 5 437 151/1,3 141/4 55 101/72,3 92/3,89 30,9 (2008)
8 Бангладеш 01.01.1995 93/76 144 000 120/2,7 1 408 69/24 63/32 122 25/94,4 108/3,73 33,2 (2005)
9 Барбадос 01.01.1995 204/143 430 16/7,8 19 233 172/0,5 165/1,6 Н/д 136/52,8 42/4,44 Н/д
10 Бахрейн 01.01.1995 194/140 665 48/4,9 33 988 73/20 80/17 38 129/59,0 37/4,54 Н/д
11 Белиз 01.01.1995 149/122 22 966 Н/д 7 960 169/0,5 184/0,7 93 114/67,7 123/3,52 Н/д
12 Бельгия 01.01.1995 139/113 32 545 19/7,5 36 322 17/332 16/333 28 160/34,1 15/5,20 28 (2005)
13 Бенин 22.02.1996 101/81 112 620 100/3,0 1 610 149/1,5 158/2 175 74/80,0 104/3,78 36,5 (2003)
14 Болгария 01.12.1996 104/83 110 910 86/3,3 12 372 67/26 66/29 59 130/59,0 74/4,16 45,3 (2007)
15 Боливия 12.09.1995 29/22 1 098 580 118/2,8 4 333 98/9,1 105/8 153 59/82,9 103/3,82 58,2 (2009)
16 Ботсвана 31.05.1995 46/37 600 370 32/6,1 17 947 109/5,5 Н/д 54 113/67,9 80/4,05 63 (1993)
17 Бразилия 01.01.1995 5/5 8 511 965 73/3,8 10 298 24/250 21/220 126 123/65,8 53/4,32 51,9 (2012)
18 Бруней-Даруссалам 01.01.1995 172/130 5 770 44/5,2 53 100 93/11 150/3 83 122/65,8 28/4,78 Н/д
19 Буркина-Фасо 03.06.1995 74/61 274 200 100/3,0 1 259 146/1,6 156/2 150 37/88,6 136/3,25 39,5 (2007)
20 Бурунди 23.07.1995 145/118 27 830 172/1,9 389 191/0,1 188/0,5 169 17/98,6 140/2,95 42,4 (1998)
21 Вануату 26.10.2011 163/132 12 190 77/3,5 4251 199/0,04 205/0,2 76 Н/д Н/д Н/д
22 Великобритания 01.01.1995 79/65 244 820 16/7,8 36 571 11/495 7/655 7 159/34,1 10/5,39 34 (2005)
23 Венгрия 01.01.1995 109/93 93 030 54/4,6 19 830 38/103 34/94 51 142/48,7 48/4,36 24,7 (2009)
24 Венесуэла 01.01.1995 34/27 912 050 172/1,9 12 933 43/92 55/46 177 80/78,2 124/3,51 39 (2011)
25 Вьетнам 11.01.2007 67/54 329 560 112/2,9 2 774 40/96 32/105 98 88/76,1 65/4,24 37,6 (2008)
26 Габон 01.01.1995 76/63 267 667 100/3,0 14 747 91/11 145/3 156 92/75,3 Н/д Н/д
27 Гаити 30.01.1996 146/119 27 750 175/1,8 1,330 163/0,7 144/3 174 5/108,2 141/2,90 59,2 (2001)
28 Гайана 01.01.1995 84/69 214 970 134/2,5 4,093 157/0,9 168/1,5 114 99/72,6 109/3,73 44,6 (2007)
29 Гамбия 23.10.1996 164/128 11 300 77/3,5 1,385 189/0,1 191/0,4 149 69/80,9 99/3,84 50,2 (1998)
30 Гана 01.01.1995 80/66 238 540 69/3,9 1,513 83/13 85/14 63 115/67,7 114/3,65 39,4 (2006)
31 Гватемала 21.07.1995 105/84 108 890 120/2,7 4,900 94/10,4 81/17 97 73/80,1 84/4,00 55,1 (2007)
32 Гвинея 25.10.1995 78/64 245 857 164/2,1 1,008 143/1,8 161/1,7 179 11/102,5 Н/д 39,4 (2007)
33 Гвинея-Бисау 31.05.1995 136/110 36 120 154/2,2 0,497 187/0,1 199/0,2 176 19/98,3 Н/д Н/д
34 Германия 01.01.1995 64/51 357 021 14/8,0 35,552 4/1408 4/1198 19 162/33,9 6/5,41/ 27 (2006)
№ п/п Страны - члены ВТО (на 01.01.2012) Дата вступления в ВТО Место в мире и в ВТО* Площадь, км2 [6] Индекс восприятия коррупции в 2011г.**, [7] ВВП на Душу населения по ППС (2008 г.) [9] Экспорт (2011г.), млрд долл. [2] Импорт (2011г.), млрд долл. [2] Рейтинг благопри-ятствия ведению бизнеса (2012 г.) [4] Рейтинг недееспособности государств (2011г.) [8] Рейтинг глобальной конкурентоспособности (2011-2012 гг.) [3] Индекс Джини [5]
35 Гондурас 01.01.1995 102/82 112 090 129/2,6 4,261 106/6,8 97/10 128 78/78,3 86/3,98 57,7 (2007)
36 Гонконг, Китай 01.01.1995 186/136 1 092 12/8,4 44,413 13/428 11/483 2 Н/д 11/5,36 53,3 (2007)
37 Гренада 22.02.1996 212/145 340 Н/д 11,232 200/0,04 198/0,3 73 120/66,4 Н/д Н/д
38 Греция 01.01.1995 96/78 131 940 80/3,4 30,661 65/27 49/66 100 143/47,4 90/3,92 33 (2005)
39 Грузия 14.06.2000 121/97 69 700 64/4,1 5,001 138/2,2 110/7 16 47/86,4 88/3,95 40,8 (2009)
40 Дания 01.01.1995 133/107 43 094 2/9,4 38,208 36/111 33/97 5 173/23,8 8/5,40 24,8 (2011)
41 Джибути 31.05.1995 150/123 22 000 100/3,0 2,400 193/0,08 190/0,5 170 60/82,6 Н/д Н/д
42 Доминика (Розо) 01.01.1995 189/137 754 44/5,2 10,049 198/0,04 203/0,2 65 Н/д Н/д Н/д
43 Доминиканская Республика 09.03.1995 130/105 48 730 129/2,6 8,559 102/7,7 79/18 108 84/76,9 110/3,73 48,4 (2007)
44 ЕС 01.01.1995 7/7 4 892 685 Н/д 33,800 2/1791*" 2/2000*" Н/д Н/д Н/д 30,4 (2010)
45 Египет 30.06.1995 31/24 1 001 450 112/2,9 5,904 64/28 50/58 110 45/86,8 94/3,88 34,4 (2001)
46 Замбия 01.01.1995 40/33 752 614 91/3,2 1,397 99/9 115/6 84 55/83,8 113/3,67 50,8 (2004)
47 Зимбабве 05.03.1995 61/48 390 580 154/2,2 0,200 128/2,7 133/4 171 6/107,9 132/3,33 50,1 (2006)
48 Израиль 21.04.1995 152/123 20 770 36/5,8 28,245 54/63 46/71 34 Н/д 5,07/22 39,2 (2008)
49 Индия 01.01.1995 8/8 3 287 590 95/3,1 2,787 21/298 13/451 132 76/79,3 56/4,30 36,8 (2004)
50 Индонезия 01.01.1995 17/13 1 904 556 100/3,0 3,990 27/209 28/172 129 64/81,6 46/4,38 36,8 (2009)
51 Иордания 11.04. 2000 112/90 89 400 56/4,5 5,172 100/8 86/14 96 95/74,5 71/4,19 39,7 (2007)
52 Ирландия 01.01.1995 120/96 70 273 14/8,0 42,780 35/124 44/71 10 171/25,3 29/4,77 33,9 (2010)
53 Исландия 01.01.1995 106/85 103 000 13/8,3 39,665 115/5,3 131/5 9 165/30,1 30/4,75 28 (2006)
54 Испания 01.01.1995 52/42 497 304 31/6,2 30,757 18/331 14/385 44 151/43,1 36/4,54 32 (2005)
55 Италия 01.01.1995 71/58 301 230 69/3,9 30,705 9/522 8/556,4 87 147/45,8 43/4,43 32 (2006)
56 Кабо-Верде 23.07.2008 175/133 4 033 41/5,5 3,475 190/0,1 178/0,9 119 90/7508 119/3,58 Н/д
57 Камбоджа 12.10.2004 89/72 181 040 164/2,1 1,955 113/5,3 112/7 138 38/88,5 97/3,85 44,4 (2007)
58 Камерун 13.12.1995 54/43 475 440 134/2,5 2,161 112/5,4 117/6 161 24/94,6 116/3,61 44,6 (2001)
59 Канада 01.01.1995 2/2 9 976 140 10/8,7 39,339 12/451 12/460 13 168/27,7 12/5,33 32,1 (2005)
60 Катар 13.01.1996 163/127 11 437 22/7,2 86,670 37/104 68/25 36 139/49,5 14/5,24 41,1 (2007)
61 Кения 01.01.1995 48/39 582 650 154/2,2 1,735 110/5,4 91/12 109 16/98,7 102/3,82 42,5 (2008)
62 Кипр 30.07.1995 166/130 9 250 30/6,3 28,381 136/2,4 96/10 40 116/67,6 47/4,36 29 (2005)
63 Киргизия 20.12.1998 86/70 198 500 164/2,1 2,174 137/2,3 137/4 70 31/91,8 126/3,45 33,4 (2007)
64 Китай 11.12.2001 3/3 9 598 077 75/3,6 5,943 1/1898 3/1743 91 72/80,1 26/4,90 48 (2009)
65 Колумбия 30.04.1995 27/21 1 138 910 80/3,4 8,337 56/57 51/55 42 44/87,0 68/4,20 56 (2010)
66 Конго ДР (Киншасе) 01.01.1997 13/10 2 345 410 168/2,0 0,340 89/11 100/9 178 4/108,2 Н/д Н/д
67 Конго (Бразавиль) 27.03.1997 65/52 342 000 154/2,2 4,044 81/13 136/4 181 32/91,4 Н/д Н/д
№ >
J=¡ S О
я
tr
я К
н
Я
я
1-Э
м ■ч я га Е
я ■в S
о ■в S
-ä CD -ä s
о з
8 3
о
CS >4 В"
№ п/п Страны - члены ВТО (на 01.01.2012) Дата вступления в ВТО Место в мире и в ВТО* Площадь, км2 [6] Индекс восприятия коррупции в 2011г.**, [7] ВВП на Душу населения по ППС (2008 г.) [9] Экспорт (2011г.), млрд долл. [2] Импорт (2011г.), млрд долл. [2] Рейтинг благопри-ятствия ведению бизнеса (2012 г.) [4] Рейтинг недееспособности государств (2011г.) [8] Рейтинг глобальной конкурентоспособности (2011-2012 гг.) [3] Индекс Джини [5]
68 Корея Южная 01.01.1995 108/87 98 480 43/5,4 26,341 8/557 9/524,4 8 155/38,8 24/5,02 31 (2010)
69 Коста-Рика 01.01.1995 128/103 51 110 50/4,8 10,833 92/11 83/15 121 137/50,6 61/4,27 50,3 (2009)
70 Кот-д'Ивуар 01.01.1995 68/55 322 460 154/2,2 1,800 88/11 107/7 167 10/102,4 129/3,37 41,5 (2008)
71 Куба 20.04.1995 107/86 100 860 61/4,2 12,700 118/4,7 88/13 Н/д 86/76,6 Н/д Н/д
72 Кувейт 01.01.1995 156/126 17 820 54/4,6 40,943 41/94 72/22 67 149/45,3 34/4,62 Н/д
73 Латвия 10.02.1999 124/100 64 589 61/4,2 17,801 95/10,3 89/13 21 135/54,2 64/4,24 35,2 (2010)
74 Лесото 31.05.1995 140/114 30 355 77/3,5 1,358 153/1,0 155/2 143 71/80,4 135/3,26 63,2 (1995)
75 Литва 31.025.2001 123/99 65 200 50/4,8 18,855 66/26 65/30 27 112/47,8 44/4,41 35,5 (2009)
76 Лихтенштейн 01.09.1995 224/149 160 Н/д Н/д 125/2,3 162/1,7 Н/д Н/д Н/д Н/д
77 Люксембург 01.01.1995 178/134 2 586 11/8,5 81,730 74/20 67/28 50 170/26,1 23/5,03 26 (2005)
78 Маврикий 01.01.1995 182/135 1 860 46/5,1 12,017 129/2,7 1255 23 150/44,2 54/4,31 39 (2006)
79 Мавритания 31.05.1995 30/23 1 030 700 134/2,5 2,108 127/2,7 149/3 159 42/88,0 137/3,20 39 (2000)
80 Мадагаскар 17.11.1995 47/38 587 040 100/3,0 0,995 150/1,4 139/4 137 58/83,2 130/3,36 47,5 (2001)
81 Макао, Китай 01.01.1995 239/150 25 46/5,1 28,400 158/0,9 119/6 Н/д Н/д Н/д Н/д
82 Македония 04.04.2003 148/121 25 333 69/3,9 9,128 120/4,4 111/7 22 106/71,0 79/4,05 44,2 (2008)
83 Малави 31.05.1995 100/80 118 480 100/3,0 0,850 155/0,9 164/1,7 145 33/91,2 117/3,58 39 (2004)
84 Малайзия 01.01.1995 66/53 329 750 60/4,3 14,225 26/213 29/168 18 112/68,7 21/5,08 46,2 (2009)
85 Мали 31.05.1995 25/19 1 240 000 118/2,8 1,088 130/2,7 147/3 146 77/79,3 128/3,39 40,1 (2001)
86 Мальдивы 31.05.1995 214/147 300 143/2,3 5,011 185/0,2 173/0,9 79 91/75,6 Н/д Н/д
87 Мальта 01.01.1995 213/146 316 39/5,6 23,908 113/5,2 106/7 Н/д 148/45,4 51/4,33 26 (2007)
88 Марокко 01.01.1995 58/46 446 550 80/3,4 4,432 72/21 58/40 94 87/76,3 73/4,16 40,9 (2007)
89 Мексика 01.01.1995 16/12 1 972 550 100/3,0 14,582 16/336 15/342 53 94/75,1 58/4,29 51,7 (2008)
90 Мозамбик 26.08.1995 37/30 801 590 120/2,7 0,900 131/2,6 135/4 139 57/83,6 133/3,31 45,6 (2008)
91 Молдова 27.07.2001 138/112 33 843 112/2,9 3,154 140/2 132/4 81 66/81,2 93/3,89 38 (2008)
92 Монголия 29.01.1997 20/14 1 564 116 120/2,7 3,537 117/4,8 113/7 86 127/59,6 96/3,86 36,5 (2008)
93 Мьянма (Бирма) 01.01.1995 41/34 678 500 180/1,0 1,063 97/9,5 119/5,4 Н/д 18/98,3 Н/д Н/д
94 Намибия 01.01.1995 35/28 825 418 57/4,4 5,526 119/4,6 123/5 78 103/71,7 83/4,00 70,7 (2003)
95 Непал 23.04.2004 95/77 140 800 154/2,2 1,143 156/0,9 121/5 107 27/93,7 125/3,47 47,2 (2008)
96 Нигер 13.12.1996 23/17 1 267 000 134/2,5 0,691 152/1,1 160/2 173 15/99,1 Н/д 34 (2007)
97 Нигерия 01.01.1995 33/26 923 768 134/2,4 2,142 39/101 48/68 137 14/99,9 127/3,45 43,7 (2003)
98 Нидерланды 01.01.1995 134/108 41 526 7/8,8 40,434 7/577 10/514 31 166/28,3 7/5,41 30,9 (2007)
99 Никарагуа 03.09.1995 97/79 129 464 134/2,5 2,705 124/4,1 114/7 118 67/81,2 115/3,61 40,5 (2010)
100 Новая Зеландия 01.01.1995 75/62 268 680 1/9,5 27,017 61/41 62/35 3 172/24,8 25/4,93 36,2 (1997)
101 Норвегия 01.01.1995 62/49 384 802 6/9,0 55,199 31/160 36/93 6 176/20,4 16/5,18 25 (2008)
К >
J=! S О
я >
ег1
я £
м
Я я
1-Э
и ч
м о Е
я о ■а я
-3
се ч Е
о\
CD
Ы
о а вз о X
о
№ п/п Страны - члены ВТО (на 01.01.2012) Дата вступления в ВТО Место в мире и в ВТО* Площадь, км2 [6] Индекс восприятия коррупции в 2011г.**, [7] ВВП на Душу населения по ППС (2008 г.) [9] Экспорт (2011г.), млрд долл. [2] Импорт (2011г.), млрд долл. [2] Рейтинг благопри-ятствия ведению бизнеса (2012 г.) [4] Рейтинг недееспособности государств (2011г.) [8] Рейтинг глобальной конкурентоспособности (2011-2012 гг.) [3] Индекс Джини [5]
102 ОАЭ 10.04.1996 116/92 82 880 28/6,8 39,077 23/265 26/186 33 103/52,4 27/4,89 Н/д
103 Оман, Султанат 09.11.2000 70/57 309 500 50/4,8 26,095 60/44 73/22 49 141/49,3 32/4,64 Н/д
104 Отдельная Таможенная Территория Тайваня, Пэнху, Кинмен и Мацу 01.01.2002 139/111 35 980 Н/д 31,892 19/325 19/299 25 Н/д 13/5,26 32,6 (2000)
105 Пакистан 01.01.1995 36/29 803 940 134/2,5 2,757 68/25 61/36 105 12/102,3 118/3,58 30,6 (2008)
106 Панама 06.09.1997 118/94 78 200 86/3,6 11,255 82/13 78/19 61 131/57,8 49/4,35 51,9 (2010)
107 Папуа-Новая Гвинея 09.06.1996 55/44 462 840 154/2,2 2,085 104/7,5 1275 101 54/84,2 Н/д 50,9 (1996)
108 Парагвай 01.01.1995 60/47 406 750 154/2,2 4,767 96/9,7 90/12 102 100/72,4 122/3,53 53,2 (2009)
109 Перу 01.01.1995 21/15 1 285 220 80/3,4 8,585 59/46 59/37 41 98/73,6 67/4,21 46 (2010)
110 Польша 01.07.1995 69/56 312 685 41/5,5 17,560 29/197 22/218 62 146/46,8 41/4,46 34,2 (2008)
111 Португалия 01.01.1995 110/89 92 082 32/6,1 22,264 57/56 39/76 30 163/32,3 45/4,40 38,5 (2007)
112 Россия 16.12.2011 1/1 17 075 400 143/2,4 16,161 10/497 17/310 120 82/77,7 66/4,21 42 (2010)
113 Руанда 22.05.1996 147/120 26 338 49/5,0 0,954 Н/д 170/1,3 45 34/91,0 70/4,19 46,8 (2000)
114 Румыния 01.01.1995 81/67 237 500 75/3,6 12,698 53/62 45/71 72 126/59,8 77/4,08 33,3 (2010)
115 Сальвадор 07.05.1995 151/122 21 040 80/3,4 6,052 114/5,3 95/10 112 89/76,0 91/3,89 46,9 (2007)
116 Самоа 17.12.2011 179/140 2 935 69/3,9 6843 202/0,04 196/0,3 60 109/69,5 Н/д Н/д
117 Саудовская Аравия 11.12.2005 14/11 2 218 000 57/4,4 24,120 15/351 31/107 12 93/75,2 17/5,17 Н/д
118 Свазиленд 01.01.1995 157/127 17 363 95/3,1 5,645 139/2 159/2 124 61/82,5 134/3,30 50,4 (2001)
119 Сенегал 01.01.1995 87/71 196 190 112/2,9 1,762 134/2,5 122/5 154 85/76,8 111/3,70 41,3 (2001)
120 Сент-Винсент и Гренадины 01.01.1995 207/144 389 36/5,8 10,464 195/0,06 193/0,3 75 Н/д Н/д Н/д
121 Сент-Киттс и Невис 21.02.1996 217/148 261 Н/д 14,385 197/0,06 194/0,3 95 Н/д Н/д Н/д
122 Сент-Люсия 01.01.1995 195/141 620 25/7,0 10,896 186/0,2 189/0,5 52 Н/д Н/д Н/д
123 Сингапур 01.01.1995 193/139 693 5/9,2 51,649 14/409 60/37 1 157/35,1 2/5,63 47,3 (2011)
124 Словакия 01.01.1995 129/104 48 845 66/4,0 22,242 51/75 42/72 48 144/47,1 69/4,19 26 (2005)
125 Словения 30.07.1995 153/124 20 253 35/5,9 28,894 63/29 64/31 37 156/35,5 57/4,30 28,4 (2008)
126 Соломоновы Острова 26.07.1996 143/117 28 450 110/2,8 2,049 184/0,2 197/0,3 74 28/88,6 Н/д Н/д
127 Суринам 01.01.1995 92/75 163 270 100/3,0 8,326 147/1,6 169/1,4 158 105/41,1 113/3,67 Н/д
128 США 01.01.1995 4/4 9 518 900 24/7,1 47,025 3/1811 1/2314 4 158/34,8 5/5,43 45 (2007)
129 Сьерра-Леоне 23.07.1995 119/95 77 740 134/2,5 0,728 171/0,5 174/0,9 141 30/92,1 Н/д 62,9 (1989)
№ >
J=¡ S О
я
tr
я К
н
Я
я
1-Э
м ■ч я га Е
я ■в S
о ■в S
-ä CD -ä s
о з
3
о
CS >4 В"
№ п/п Страны - члены ВТО (на 01.01.2012) Дата вступления в ВТО Место в мире и в ВТО* Площадь, км2 [6] Индекс восприятия коррупции в 2011г.**, [7] ВВП на Душу населения по ППС (2008 г.) [9] Экспорт (2011г.), млрд долл. [2] Импорт (2011г.), млрд долл. [2] Рейтинг благопри-ятствия ведению бизнеса (2012 г.) [4] Рейтинг недееспособности государств (2011г.) [8] Рейтинг глобальной конкурентоспособности (2011-2012 гг.) [3] Индекс Джини [5]
130 Танзания 01.01.1995 32/25 948 087 100/3,0 1,352 107/5,7 101/9 127 65/71,3 120/3,56 37,6 (2007)
131 Таиланд 01.01.1995 51/41 514 000 80/3,4 8,380 25/244 23/215 17 79/78,3 39/4,52 53,6 (2009)
132 Того 31.05.1995 125/101 56 785 134/2,4 0,824 159/0,9 167/1,5 162 31/88,1 Н/д Н/д
133 Тонга 27.07.2007 190/138 748 95/3,1 5,375 205/0,2 207/0,1 58 Н/д Н/д Н/д
134 Тринидад и Тобаго 01.03.1995 173/132 5 128 91/3,2 19,686 76/17 93/11 68 124/63,7 81/4,00 Н/д
135 Тунис 29.03.1995 91/74 163 610 73/3,8 8,020 75/18 71/23 46 108/70,1 40/4,47 40 (2005)
136 Турция 26.03.1995 38/31 780 580 61/4,2 13,447 33/133 24/212 71 104/71,5 59/4,28 40,2 (2010)
137 Уганда 01.01.1995 83/68 236 040 143/2,4 1,148 132/2,6 128/5 123 21/96,3 121/3,56 44,3 (2009)
138 Украина 16.05.2008 45/36 603 700 152/2,3 7,634 55/61 41/72 152 110/69,0 82/4,00 27,5 (2008)
139 Уругвай 01.01.1995 90/73 176 220 25/7,0 12,707 101/8 92/11 90 154/40,4 63/4,25 45,3 (2010)
140 Фиджи 14.01.1996 155/125 18 270 Н/д 4,443 165/0,6 171/1,3 77 68/81,1 Н/д Н/д
141 Филиппины 01.01.1995 72/59 300 000 129/2,6 3,539 58/54 47/69 136 51/85,0 75/4,08 45,8 (2006)
142 Финляндия 01.01.1995 64 65/52 337 030 2/9,2 36,844 46/85 37/81 11 177/19,7 4/5,47 26,8 (2008)
143 Франция 01.01.1995 49/40 547 030 25/7,0 34,262 6/578 6/684,6 29 161/34,0 18/5,14 32,7 (2008)
144 Хорватия 30.11. 2000 126/102 56 542 66/4,0 16,474 86/12 75/21 80 132/57,3 76/4,08 27 (2009)
145 ЦАР 31.05.1995 44/35 622 984 154/2,2 0,754 183/0,2 192/0,4 182 8/105,0 Н/д 61,3 (1993)
146 Чад 19.10.1996 22/16 1 284 000 168/2,0 1,670 123/4,1 140/4 183 2/110,3 142/2,87 Н/д
147 Чехия 01.01.1995 117/93 78 866 57/4,4 25,755 32/145 30/144 64 152/42,4 38/4,52 31 (2009)
148 Черногория 17.12.2011 161/131 13 812 66/4,0 11 110 164/0,6 152/3 56 134/56,3 60/4,27 Н/д
149 Чили 01.01.1995 39/32 756 950 22/7,2 14,688 45/86 40/72 39 153/40,7 31/4,70 52,1 (2009)
150 Шри-Ланка 01.01.1995 122/98 65 610 86/3,3 4,589 90/11 77/20 89 29/93,1 52/4,33 49 (2009)
151 Швейцария 01.01.1995 135/109 41 290 8/8,8 42,841 20/308 18/300 26 174/23,2 1/5,74 33,7 (2008)
152 Швеция 01.01.1995 56/45 449 964 4/9,3 37,526 28/204 25/187 14 175/22,8 3/5,61 23 (2005)
153 Эквадор 21.01.1996 73/60 283 560 120/2,7 7,518 71/22 70/24 130 62/82,2 101/3,82 47,3 (2011)
154 Эстония 13.11.1999 132/106 45 226 29/6,4 20,754 77/16 82/16 24 140/49,3 33/4,62 31,3 (2010)
155 ЮАР 01.01.1995 26/19 1 219912 64/4,1 10,187 42/94 35/94 35 117/67,6 50/4,34 65 (2005)
156 Ямайка 09.03.1995 165/129 10 990 86/3,3 7,876 145/1,6 116/6 88 119/67,1 107/3,76 45,5 (2004)
157 Япония 01.01.1995 63/50 377 835 14/8,0 34,501 5/801 5/794,7 20 164/31,0 9/5,40 37,6 (2008)
Источник: составлено автором по [3-10].
* Числитель - место в мире, знаменатель - место в ВТО. ** Числитель - место в мире, знаменатель - значение показателя. ***Данные 2010г.
Н/д - нет данных.
4. The Global Competitiveness Index 20112012. URL: http://reports. weforum. org/global-competitiveness-2011-2012.
5. Word Bank. Doing Business 2012. URL: http:// russian. doingbusiness. org/Rankings.
6. Field Listing: Distribution of family income -Gini index // The World Factbook, CIA, updated on 24.01.2008. URL: https://www. cia. gov/library/ publications/the-world-factbook/fields/2172.html.
7. URL: http://ostranah. ru/_lists/area. php.
8. URL: http:// www. transparency. org/research/ cpi/cpi_2011.
9. URL: http ://gtmarket. ru/news/ state/2011/06/20/2980.
10. URL: http://ru. wikipedia. org/ wiki/ %D1 %EF %E8 %F1 %EE %EA_ %F1 %F2 %-
0 %E0 %ED_ %EF %EE_ %C2 %C2 %CF_ %28 %-CF %CF %D1 %29_ %ED %E0_ %E4 %F3 %F8 -F3 %ED %E0 %F1 %E5 %EB %E5 %ED %E8 %FF.
Шльский дом