ПОЗИЦИЯ КЫРГЫЗСТАНА В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ (динамика за 2005—2013 гг.)
Талант СУЛТАНОВ
директор Национального института стратегических исследований КР (НИСИ) (Бишкек, Кыргызстан)
Бермет ИМАНАЛИЕВА
научный сотрудник НИСИ (Бишкек, Кыргызстан)
Исабек АСАНБАЕВ
научный сотрудник НИСИ (Бишкек, Кыргызстан)
АННОТАЦИЯ
Представлен анализ изменения позиций Кыргызстана в международных рейтингах за период с 2005 года по 2013 год. Рассмотрены также рейтинги, по которым Кыргызстан дол-
жен занять определенные места к 2017 году согласно Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики (НСУР КР) на период 2013— 2017 годов.
КЛЮЧЕВЫЕ международный рейтинг, индекс, развитие, показатели, СЛОВА: инвестиционный климат, Кыргызстан.
Введение
В современном мире степень внешней привлекательности и развитости страны определяется международными рейтингами. Показатели, используемые при их составлении, обуславливают инвестиционный потенциал страны и влияют на ее репутацию.
Для изучения возможностей достижения устойчивого развития в долгосрочной и краткосрочной перспективе, а также выявления закономерностей в динамике улучшения имиджа Кыргызстана были рассмотрены его позиции в различных международных индексах. При этом основной целью было определить взаимосвязи между отображенной в них динамикой и политикой, проводимой правительством страны.
Рейтинговые индексы рассчитываются и составляются такими международными организациями, как Всемирный банк, Всемирный экономический форум, Швейцарский институт экономики, Фонд «Наследие», ООН, ПРООН, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Бостонская консалтинговая группа (БКГ), Европейский институт делового администрирования, Международный институт исследований продовольственной политики, Международная правозащитная организация «Репортеры без границ», Стокгольмский международный институт исследований проблем мира, «Экономист интелидженс юнит», Институт экономики и мира, Фонд «Спасем детей» (Великобритания), Международный союз электросвязи, Международная дорожная федерация и др.
В методологическую основу проведенного нами анализа легли периодические отчеты и доклады международных организаций, публикующих результаты исследований по каждому рейтингу. Для рассмотрения позиций Кыргызстана в 43 мировых рейтингах по таким основным направлениям, как экономика, политика, сельское хозяйство, инновации в образовании, здоровье, общество, окружающая среда, технологии и др. были применены комплексный подход, статистический анализ данных и корреляционный метод.
Для сравнительного анализа и составления графиков были использованы процентили (мера расположения данных выборки или распределения) занимаемых Кыргызстаном позиций. Отметим, что процентильные значения облегчают сравнение международных рейтингов стран.
Как рассчитывают рейтинги
Каждый рейтинг состоит из отдельных индикаторов, объединенные баллы которых определяют место страны в нем. Одним из популярных рейтингов является индекс «Счастливая планета» (Happy Planet Index), предложенный Фондом новой экономики (New Economics Foundation [NEF]) в июле 2006 года. Он отражает реальное благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира; на его примере можно понять, каким образом рассчитываются международные индексы.
Индекс «Счастливая планета» основывается на общих утилитарных принципах, подразумевающих, что большинство людей хотят прожить долгую и полноценную жизнь, а правительства стран стремятся сделать все возможное для достижения максимального благополу-
чия своих граждан, разумно используя имеющиеся ресурсы и не нанося ущерба окружающей среде. Для расчета этого индекса используются три показателя: удовлетворенность уровнем жизни, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый экологический след (см. рисунок).
Данные по уровню удовлетворенностью жизнью основываются на результатах опросов Института Гэллапа, в котором участвуют около 1 000 чел. в возрасте от 15 лет и старше из каждой страны, включенной в индекс «Счастливая планета».
Экологический след — это условный показатель, наглядно иллюстрирующий потребление человечеством ресурсов Земли; он широко используется НПО, ООН и правительствами некоторых стран. Экологический след измеряет количество земли, которая необходима для производства ресурсов, потребляемых той или иной страной.
Рисунок
Оценка Кыргызстана по индексу «Счастливая планета» за 2012 год
Удовлетворенность уровнем жизни
Ожидаемая продолжительность жизни
Общий балл индекса «Счастливая планета»
Экологический след
Аналитики британского исследовательского центра NEF, рассчитывая компоненты индекса «Счастливая планета», по показателю удовлетворенности жизнью дали Кыргызстану 5 баллов из 10 возможных; это немного ниже, чем средние мировые показатели (5,28).
По данным разработчиков центра, ожидаемая продолжительность жизни в Кыргызстане составляет 67,7 лет; по этому показателю он занимает 103-е место среди 151 оцениваемой страны. Эта цифра ниже, чем по совокупности всех анализируемых стран (69,9), но выше, чем, например, в Индии (65,4).
Оценка Кыргызстана по показателю Экологический след составила 1,29 глобальных га на душу населения. Как отмечают составители расчета, если бы у каждого человека на планете был такой же экологический след, как у среднего гражданина Кыргызстана, то мир смог бы свободно развиваться в экологически устойчивых пределах.
Таким образом, среднее значение трех показателей, образующих индекс «Счастливая планета», для Кыргызстана составило 49,1 балла. Это позволило ему занять 38-е место среди 151 страны, то есть оказаться в числе 25% стран с лучшими показателями.
Текущие позиции Кыргызстана в международных рейтингах
Анализ занимаемых текущих позиций по таким направлениям, как экономика, политика, сельское хозяйство, инновации в образовании, здоровье, состояние общества, окружающая среда и технологии, показал, что на сегодняшний день Кыргызстан занимает хорошие позиции в 14 из 43 рейтингов и входит в 50% стран с лучшими показателями:
1. Глобальный индекс голода (The Global Hunger Index). Является многомерным статистическим инструментом, используемым для описания состояния ситуации с голодом в различных странах. Он измеряет прогресс и неудачи в глобальной борьбе с голодом. В этом рейтинге Кыргызстан занимает 9-е место среди 187 стран.
2. Рейтинг защиты инвесторов (Protecting Investors). Измеряет уровень защиты миноритарных акционеров от злоупотреблений корпоративными активами для личной выгоды директоров. Кыргызстан занимает 13-е место среди 185 стран.
3. Индекс экологической уязвимости (The Environmental Performance Index). Это измерение разработано Южнотихоокеанской комиссией, Программой ООН по охране окружающей среды и др. для характеристики относительной тяжести различных видов экологических стрессов. Кыргызстан занимает 26-е место среди 234 стран и территорий.
4. Показатель уровня грамотности (The Literacy Rate Index). Отражает процент населения, умеющего читать и писать. Содержащиеся в нем показатели представляют собой соединение данных, собранных Всемирной книгой фактов ЦРУ и показателей национальной самооценки. В этом списке Кыргызстан занимает 40-е место среди 176 стран.
5. Индекс «Счастливая планета» (The Happy Planet Index). Отражает благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира. Кыргызстан, как уже отмечалось, занимает 38-е место среди 151 страны.
6. Показатель обеспечения исполнения контрактов (The Contract Performance Security Index). Оценивает эффективность исполнения контрактов и судебной системы путем рассмотрения продвижения коммерческих споров и отслеживания времени, финансовых затрат и количества необходимых процедур с момента подачи иска в суд до получения компенсации. В данном рейтинге Кыргызстан находится на 47-м месте среди 185 стран.
7. Индекс эффективности входящих прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (The Inward FDI Performance Index). Показывает отношение доли страны в глобальных потоках прямых иностранных инвестиций к ее доле в мировом ВВП. Кыргызстан занимает 36-е место из 141 страны.
8. Уровень этнического и культурного разнообразия (The Ethnic and Cultural Diversity Level). Мера вычисления раздробленности определяет вероятность того, что два лица из одной и той же страны не являются представителями одной и той же группы ее населения (этнической, религиозной или любой другой). По уровню этнического многообразия Кыргызстан оказался на 42-м месте среди 159 стран.
9. Индекс образования (The Education Index). Рассчитывается на основе средней и ожидаемой продолжительности школьного образования. Кыргызстан занимает 50-е место среди 181 страны.
10. Индекс легкости ведения бизнеса (The Ease of Doing Business Index). Разрабатывается ВБ. Высокие показатели указывают на лучшие (обычно простые) правила для предприятий и сильную защиту прав собственности. Кыргызстан занимает 70-е место среди 189 стран.
11. Индекс устойчивости общества (The Sustainable Society Index). Измеряет достижения стран мира и отдельных регионов с точки зрения устойчивости общественного развития. Кыргызстан занимает 59-е место среди 151 страны.
12. Индекс гендерного разрыва (The Global Gender Gap Index). Определяет рейтинг стран мира по показателю равноправия полов. Рассчитан по методике международной организации World Economic Forum, основанной на комбинации общедоступных статистических данных в области социально-экономического развития по различным странам мира. В данном рейтинге Кыргызстан занимает 54-е место среди 134 стран.
13. Индекс глобализации (The KOF Index of Globalization). Позиционируется как комбинированный показатель, который позволяет оценить масштаб интеграции стран в мировое пространство и сравнить разные страны по его компонентам. По уровню глобализации Кыргызстан занимает 88-е место среди 208 стран.
14. Рейтинг крупнейших стран-производителей сельскохозяйственной продукции (The Rating of Largest Producing Countries of Agricultural Commodities). Производство и потребление сельскохозяйственной продукции имеют разнообразное географическое распределение. Наряду с климатом и соответствующими типами растительности на их объемы серьезно влияет уровень экономического развития страны. Среди оцененных 69 стран Кыргызстан занимает 34-е место.
В остальных 29 рейтингах Кыргызстан имеет средние и плохие результаты и находится в нижней половине списка стран с соответствующими показателями:
15. Индекс экономической свободы (The Index of Economic Freedom). Определяется как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Кыргызстан занимает 89-е место среди 177 стран.
16. Индекс развития ребенка (The Child Development Index). Представляет собой индекс специфичных для детей объединенных показателей (образование, здравоохранение и питание); подсчет баллов производится по шкале от 0 до 100. Кыргызстан находится на 69-м месте среди 134 стран.
17. Индекс экономической сложности (The Economic Complexity Index). Цель этого индекса заключается в оценке экономической системы в целом (а не суммы составляющих ее частей), которая основана на оценке общего знания, накопленного в процессе развития общественного производства. Иными словами, этот индекс является попыткой синтезировать коллективные знания общества. Кыргызстан занимает 69-е место среди 128 стран.
18. Всемирный индекс свободы прессы (The Worldwide Press Freedom Index). Отражает степень свободы, которой пользуются журналисты, агентства новостей и пользователи сети Интернет в каждой стране. Кроме того, он свидетельствует об усилиях властей по обеспечению уважения к этой свободе. По уровню свободы прессы Кыргызстан занимает 109-е место среди 179 стран.
19. Индекс процветания Института Legatum (The Legatum Prosperity Index). Измеряет достижения стран мира с точки зрения их благополучия и процветания. В данном индексе Кыргызстан занимает 89-е место среди 142 стран.
20. Индекс демократии (The Democracy Index). Основан на рейтинге по 60 показателям, сгруппированным в пять категорий: выборы и плюрализм, гражданские свободы, деятельность правительства, участие в политической жизни и политическая культура. Кыргызстан занимает 106-е место среди 167 стран.
21. Индекс потенциала входящих ПИИ (The Inward FDI Potential Index). Отражает способности принимающей страны по привлечению прямых иностранных инвестиций по отношению к другим странам. Кыргызстан занимает 90-е место среди 141 страны.
22. Индекс детской смертности (The Child Mortality Rate). Основан на показателе смертности детей в возрасте до 5 лет. Кыргызстан занимает 125-е место среди 193 стран.
23. Количество автомобилей на 1 000 чел. населения (The Number of Road Motor Vehicles per 1,000 Inhabitants). Учитываются все автомобили, внедорожники, микроавтобусы и транспортные средства коммерческого назначения (мотоциклы и другие двухколесные транспортные средства во внимание не принимаются). По количеству автомобилей Кыргызстан занимает 120-е место среди 183 стран.
24. Сводный индекс национального потенциала (The Composite Index of National Capability). Использует среднюю величину 6 различных показателей, отражающих демографическую, экономическую и военную мощь. По этим показателям Кыргызстан занимает 128-е место среди 193 стран.
25. Рейтинг по количеству пользователей широкополосного доступа в Интернет (The Number of Broadband Internet Subscribers Rating). Включает данные об общем числе абонентов высокоскоростного общедоступного интернета (TCP/IP соединения), со скоростью трафика 256 кбит/с или больше. В данном списке Кыргызстан находится на 124-е месте среди 186 стран.
26. Индекс ожидаемой продолжительности жизни, скорректированный с учетом неравенства (The Inequality-adjusted Life Expectancy at Birth Index). Является «мерой среднего уровня человеческого развития людей в обществе, с учетом неравенства». Чем больше разница между Индексом ожидаемой продолжительности и Индексом человеческого развития, тем больше неравенство. Данный индекс является компонентом Индекса человеческого развития с учетом неравенства, рейтинг по отдельно взятым компонентам не проводится и не публикуется. Кыргызстан занимает 125-е место среди 187 стран.
27. Индекс человеческого развития (The Human Development Index). Интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчетах о развитии человеческого потенциала. Кыргызстан занимает 125-е месте среди 187 стран.
28. Глобальный инновационный индекс (The Global Innovation Index). Обобщенный показатель для измерения уровня инноваций в стране, разработанный сообща БКГ, Национальной ассоциацией производителей и аффилированным с ней Институтом производства, являющимся независимым научно-исследовательским центром. По этому индексу Кыргызстан занимает 81-е место среди 110 стран.
29. Рейтинг стран по военным расходам (The Military Expenditures Index). При его составлении принимаются во внимание суммы, потраченные за год. По военным расходам Кыргызстан занял 109-е место среди 155 стран.
30. Коэффициент Джини (The Gini Coefficient). Является статистическим показателем неравномерности распределения доходов в обществе и заработной платы различных групп населения; используется в странах с развитой рыночной экономикой. Составляется на основе данных ООН, ВБ, ЦРУ и ОЭСР. Кыргызстан занимает 96-е место среди 136 стран.
31. Глобальный инновационный индекс Европейского института делового администрирования (The Global Innovation Index of the European Institute of Business Administration). Является ежегодным изданием, которое содержит, в частности, композитный индикатор, ранжирующий страны/экономики с точки зрения условий для осуществления инновационной деятельности. Кыргызстан занимает 131-е место среди 142 стран.
32. Индекс экологической эффективности (The Environmental Performance Index). Представляет собой глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю нагрузки на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов. Кыргызстан занимает 101-е место среди 132 стран.
33. Рейтинг недееспособности государств (The FailedStates Index). Является индексом, призванным оценить неспособность властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Кыргызстан занял 41-е место среди 177 стран.
34. Глобальный индекс терроризма (The Global Terrorism Index). Комплексное исследование, которое измеряет уровень террористической активности и показывает, какие из стран мира и в каких масштабах сталкиваются с террористической угрозой. Кыргызстан занял 92-е место среди 116 стран.
35. Расходы на научные исследования и разработки (R&D Expenditures). Таковыми признаются текущие и капитальные расходы (как государственные, так и частные) на творческую работу, проделанную в целях систематического повышения уровня знаний (включая знания человечества, культуры и общества), а также их приложения к различным сферам человеческой жизни. Кыргызстан находится на 74-м месте среди 91 страны.
36. Индекс миролюбия (The Global Peace Index). Измеряет уровень насилия внутри государства и агрессивность его внешней политики. По этому индексу Кыргызстан занимает 131-е место среди 158 стран.
37. Индекс вовлеченности стран в международную торговлю (The Global Enabling Trade Index). Кыргызстан занимает 111-е место среди 132 стран.
38. Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index). Исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю их экономической конкурентоспособности (т.е. способности страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе) по версии Всемирного экономического форума. Кыргызстан занимает 127-е место среди 144 стран.
39. Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index). Измеряет общую распространенность коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и экономическом секторах. Кыргызстан занял 154-е место среди 174 стран.
1-8
(Г
-ь ю с*>
о о о о
о о о о
о о о о
о о о
сл о о о
О) Ч ОЗ (О
о о о о
о о о о
о о о о
о о о о
Глобальный индекс голода Рейтинг защиты инвесторов Индекс экологической уязвимости Показатель уровня грамотности Индекс «Счастливая планета» Показатель обеспечения исполнения контрактов Индекс эффективности входящих ПИИ Уровень этнического и культурного разнообразия Индекс образования Индекс легкости ведения бизнеса Индекс устойчивости общества Индекс тендерного разрыва Индекс глобализации Рейтинг крупнейших стран-производителей с/х продукции Индекс экономической свободы Индекс развития ребенка Индекс экономической сложности Всемирный индекс свободы прессы Индекс процветания Института 1_еда1:ит Индекс демократии Индекс потенциала входящих ПИИ Индекс детской смертности Количество автомобилей на 1 ООО чел. населения Сводный индекс национального потенциала Рейтинг по кол. пользователей широкополосного Интернета Индекс ожидаемой продолжительности жизни Индекс человеческого развития Глобальный инновационный индекс БКГ Рейтинг стран по военным расходам Коэффициент Джини Глобальный инновационный индекс ЕИДА Индекс экологической эффективности Рейтинг недееспособности государств Глобальный индекс терроризма Расходы на научные исследования и разработки Индекс миролюбия
Индекс вовлеченности стран в международную торговлю Индекс глобальной конкурентоспособности Индекс восприятия коррупции Показатель налоговой нагрузки Индекс качества жизни Показатель трансграничной торговли Международная программа по оценке учащихся
V
ПОЗ £ яэЛшяа ¿V ИО!
ЕУХЯУХ И ВИ£\/ НУНЯиУс11НВЬ
40. Показатель налоговой нагрузки (The Tax Rate Index). Позволяет оценить налоговые системы стран мира; исследование проводится на примере условной компании малого или среднего бизнеса. При этом рассматриваются налоговые и обязательные отчисления, которые она должна платить или удерживать в определенном году. По уплате налогов Кыргызстан находится на 168-м месте среди 185 стран.
41. Индекс качества жизни (The Quality ofLife Index). Измеряет достижения стран мира и отдельных регионов с точки зрения их способности обеспечить своему населению благополучную жизнь. В данном рейтинге Кыргызстан находится на 103-м месте среди 197 стран.
42. Показатель трансграничной торговли (Trading across Borders). Рассматривает процедурные требования для экспорта и импорта грузов стандартизированных товаров. Кыргызстан находится на 174-м месте среди 185 стран.
43. Международная программа по оценке учащихся (Program for International Student Assessment). Это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и их умение применять знания на практике. Здесь Кыргызстан продемонстрировал наихудшие показатели, заняв 65-е место среди 65 стран.
Анализ вышеуказанных рейтингов показал, что самых лучших показателей в международных рейтингах Кыргызстан достиг по следующим индексам.
1. Глобальный индекс голода — 9-е место среди 187 стран (2012 г.) и
вхождение в 5% стран с лучшими показателями.
2. Рейтинг защиты инвесторов — 13-е место среди 185 стран (2012 г.) и
вхождение в 7% стран с лучшими показателями.
3. Индекс экологической уязвимости — 26-е место среди 234 стран и вхождение
в 11% процентов стран с лучшими показателями.
4. Показатель уровня грамотности — 40-е место среди 176 стран и вхождение
в 23% стран с лучшими показателями.
5. Индекс «Счастливая планета» — 38-е место среди 151 страны (2011 г.) и
вхождение в первые 25% стран с лучшими показателями.
Далее приводим список пяти худших показателей Кыргызстана.
1. Международная программа — последнее место среди 65 стран (2009 г.). по оценке учащихся
2. Показатель трансграничной торговли — 174-е место среди 185 стран и вхождение
в 6% стран с худшими показателями (2012 г.).
3. Индекс качества жизни — 103-е место среди 197 стран и вхождение
в 7% стран с худшими показателями.
4. Глобальный инновационный индекс — 131-е место среди 142 стран и вхождение Европейского института делового в 8% стран с худшими показателями. администрирования
5. Показатель налоговой нагрузки — 168-е место среди 185 стран и вхождение
в 9% стран с худшими показателями (2012 г.).
Динамика изменения позиций Кыргызстана с 2005 по 2013 год
За период с 2005 года по 2013 год динамика изменения позиций Кыргызстана в международных рейтингах имела разнонаправленный характер. На нее влияли такие факторы, как проведение реформ в экономической, политической и социальной сферах, внутриполитические процессы в виде «мартовской» и «апрельской» революций (произошедших соответственно в 2005 и 2010 гг.) и т.д.
Динамика за 2005—2010 годы
При выявлении динамики позиций Кыргызстана в международных рейтингах подсчиты-валась разница между значениями показателей в 2005 и 2010 годах. Как уже отмечалось выше, оба эти года ознаменовались для страны политической нестабильностью, которая приводила к серьезным переменам.
За 2005—2010 годы Кыргызстан достиг заметного улучшения своих позиций в трех рейтингах: индексах ПИИ, легкости ведения бизнеса и экологической уязвимости. Так, индекс эффективности входящих ПИИ улучшился на 42 процентных пункта, легкости ведения бизнеса — на 26, а экологической эффективности — на 12.
Заметно ухудшились позиции страны также по трем индексам: «Счастливая планета» — на 28, свобода прессы — на 27 и восприятие коррупции — на 20 процентных пунктов.
Динамика с 2010 по 2013 год
На наш взгляд, на изменение позиций Кыргызстана за период с 2010 года по 2013 год (так же, как и за 2005—2010 гг.) повлияли смена правящего режима и политика, проводившаяся властями в основных сферах общественной жизни.
В период 2010—2013 годов заметно улучшились позиции по трем индексам: развитие ребенка — на 51, свобода прессы — на 28 и «Счастливая планета» — на 15 процентных пунктов.
Заметно ухудшились за данный период позиции по трем индексам: Глобальный инновационный индекс Бостонской консалтинговой группы — на 35, Глобальный инновационный индекс Европейского института делового администрирования — на 35 и Индекс экологической эффективности — на 28 процентных пунктов.
Цели Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013—2017 годы
Апрельские события 2010 года, обусловившие необходимость принятия новой конституции КР, повлекли за собой выработку нового видения основных направлений и приоритетов деятельности государства. В связи с этим 21 января 2013 года Указом Президента КР была утверждена Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) на период 2013—2017 годов. Данный документ должен стать ориентиром в развитии государства и нацелен на то, чтобы «показать вектор совместного движения государственной власти и общества по пути построения новой страны»1.
Одной из главных целей НСУР является вхождение Кыргызстана в число развитых стран с высоким уровнем образования, здоровой окружающей средой, внутренней стабильностью, положительным международным имиджем, устойчивым ростом экономики и высокой привлекательностью для инвесторов.
В качестве индикаторов, отражающих степень достижения заданных целей, могут служить позиции страны в международных рейтингах. Так, в НСУР обозначена цель к 2017 году улучшить позиции Кыргызстана в индексах вовлеченности в мировую торговлю, экономической свободы и восприятия коррупции, а также в рейтинге легкости ведения бизнеса. Еще одной поставленной целью стало достижение заданного объема ВВП на душу населения.
Рассмотрим каждый из вышеуказанных рейтингов.
1. Индекс легкости ведения бизнеса. Согласно НСУР, Кыргызстан должен войти в группу из 30 стран с наилучшими показателями. Однако по данным, опубликованным в 2012 году, страна занимала в этом рейтинге 70-е место из 189 и входит в «верхние» 38% стран. Следует отметить, что в разные периоды показатели Кыргызстана колебались в ту или иную сторону.
2. Индекс вовлеченности стран в международную торговлю. По этому индексу Кыргызстан планирует занять место не ниже 60. Согласно последним исследованиям (2012 г.), Кыргызстан занимает 111-ю позицию среди 132 стран мира, то есть входит в 15% стран с худшими показателями. В предшествовавшие годы позиции Кыргызстана по данному индексу держались примерно на том же уровне, почти не меняясь.
3. Индекс экономической свободы. НСУР ставит целью сохранение позиций страны по этому показателю не ниже 40 места. В 2012 году Кыргызстан занял 89-е место из 177 и вошел в нижнюю половину рейтинга показателя экономической свободы (49,7%). В предшествовавшие годы место КР в этом индексе почти не менялось.
4. Индекс восприятия коррупции. Кыргызстан планирует к 2017 году оказаться по этому индексу в числе 50 наиболее благополучных стран. В 2012 году КР вошла в 11,5% стран с худшими показателями и заняла 154-е место из 174. Однако динамика показателей по этому индексу обнаруживает слабую тенденцию к улучшению.
5. ВВП на душу населения. В НСУР обозначено достижение к 2017 году уровня ВВП на душу населения, равного 2 500 долл. Однако динамика показателей предыдущих лет позволяет прогнозировать, что в 2017 году ВВП на душу населения составит 1 600 долл., то есть на 900 долл. меньше.
1 Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013—2017 годов. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11.
Пути улучшения позиций в основных рейтингах
Приняв НСУР, правительство КР приступило к ее реализации, предполагающей, в частности, повышение внешней привлекательности страны и улучшение показателей в четырех вышеперечисленных рейтингах. Был разработан и утвержден План по реализации программы по переходу КР к устойчивому развитию на 2013—2017 годы.
Уже в 2013 году системная работа над реализацией НСУР принесла определенные плоды. Так, в указанном году Кыргызстан улучшил свой рейтинг по следующим показателям: Легкость ведения бизнеса — на 2 позиции, Разрешение неплатежеспособности — на 23 позиции (со 155-й на 132-ю), Индекс экономической свободы — на 4 позиции (с 89-й на 85-ю), Индекс свободы прессы — на 9 позиций (со 106-й на 97-ю), Индекс восприятия коррупции — на 4 позиции (со 154-й на 150-ю), Индекс глобальной конкурентоспособности — на 6 позиций (со 127-й на 121-ю) и Индекс процветания — на 9 позиций (с 89-й на 80-ю).
Улучшение позиций Кыргызстана в вышеперечисленных рейтингах способствовало улучшению инвестиционного климата и бизнес-среды страны. В результате объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличился на 2,3%.
Проведение реформ, нацеленных на упрощение процедур открытия бизнеса, на создание благоприятных условий для ведения международной торговли и либерализацию законодательства о банкротстве позволили КР переместиться в индексе легкости ведения бизнеса с 70-го на 68-е место.
Согласно исследованию, по показателю легкости открытия бизнеса КР занимает 12-е место в мире. Подобный результат стал возможен благодаря реализации проекта по внедрению автоматизированной системы регистрации юридических лиц по принципу «одного окна». Это позволило сократить, упростить и удешевить процедуры регистрации юридического лица.
Что касается индекса восприятия коррупции, то, на наш взгляд, улучшение в нем позиции Кыргызстана на четыре пункта в 2013 году напрямую связано с комплексной работой по пресечению коррупционных проявлений, проделанной президентом страны А. Атамбаевым. Так, 12 ноября 2013 года он подписал Указ «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти».
Кроме того, вскоре после своего вступления в должность А. Атамбаев издал указы «Об образовании Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызской Республики» (от 14 декабря 2011 г. № 27) и «О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции» (от 2 февраля 2012 г. № 26), а также подписал Решение Совета обороны КР «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в обществе» (от 2 февраля 2012 г.). При реализации этих документов в качестве ориентира используется индекс восприятия коррупции, формируемый международной организацией «Transparency International».
Следует отметить, что в Кыргызстане уже сделаны первые шаги по борьбе с коррупцией: приняты соответствующие организационные меры, активизирована деятельность правоохранительных органов и начато обновление законодательной базы.
В 2012 году впервые были заведены уголовные дела коррупционной направленности против представителей высшего звена органов власти и управления. Антикоррупционная
борьба затронула и судебную систему: были отстранены от должностей десять судей местных судов, включая двух представителей судов2.
По оценкам экспертов Министерства экономики КР, улучшение позиций страны в рейтинге глобальной конкурентоспособности произошло за счет реформ по стабилизации макроэкономической среды, оптимизации структуры и деятельности государственных учреждений и улучшения инфраструктуры путем строительства новых и реабилитации имеющихся автомобильных дорог. В данном контексте следует также упомянуть о реформах в социальном секторе.
Кроме того, проводимые в РК реформы в сфере законодательства о банкротстве, предусматривающие рационализацию и оптимизацию требований к администраторам, способствуют значительному улучшению индикаторов страны в рейтинге Разрешение неплатежеспособности. Так, согласно исследованиям, проведенным по методике Doing Business, разрешение проблем неплатежеспособности предприятий в Кыргызстане занимает четыре года и обходится в сумму, составляющую 15% активов предприятия.
Тем не менее, несмотря на небольшую положительную динамику, для достижения высоких целей, обозначенных в НСУР КР на период 2013—2017 годов, требуется более глубокий анализ компонентов индексов и сопутствующих им рейтингов, а также своевременное выявление причин низких показателей и разработка комплексных мер по их улучшению. Не меньшее внимание следует уделять ускорению темпов роста ВВП.
Рекомендации по улучшению показателей Кыргызстана в международных рейтингах
По итогам исследования, проведенного экспертами Национального института стратегических исследований КР, предлагаются следующие рекомендации по улучшению показателей страны в международных рейтингах:
1. Принять меры по недопущению деградации человеческих ресурсов и обеспечению оптимального функционирования четырех базовых факторов развития (благоприятная институциональная среда, макроэкономическая и политическая стабильность, развитая инфраструктура и поддержка образования и здравоохранения).
2. Уделять внимание факторам, способствующим росту эффективности производства.
3. Усилить работу над обеспечением легкости ведения бизнеса на практике.
4. Разработать собственную политику, направленную на повышение конкурентоспособности экономики и непосредственно внешней привлекательности страны.
Меры, рекомендуемые к осуществлению в краткосрочной перспективе
1. С целью недопущения деградации человеческих ресурсов и обеспечения оптимального функционирования четырех базовых факторов развития3 необходимо осуществить нижеперечисленное:
2 См.: Антикоррупционный фронт А. Атамбаева. Год второй // Слово Кыргызстана — общенациональная газета, 29 ноября 2013 [http://slovo.kg/?p=27868].
3 Об этом подробнее см.: Аналитическая записка «Оценка внешней привлекательности экономики Кыргызстана». Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики, 2012.
У Улучшить показатели доступа к медицинским услугам, в том числе за счет таких показателей, как количество больных туберкулезом, СПИД, детская смертность и продолжительность жизни.
У Улучшить показатели школьного образования за счет повышения его качества и обеспечения обязательного бесплатного обучения всех детей школьного возраста.
У Обеспечить исполнение уже существующего законодательства, в особенности в области защиты прав инвесторов.
У При разработке новых правовых реформ отдавать абсолютный приоритет защите прав собственности и прав кредиторов.
У Усилить борьбу с коррупцией в исполнительной ветви власти и судебной системе.
У Уделить особое внимание развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры.
У Обеспечить макроэкономическую стабильность посредством оптимизации государственных расходов, ограничения бюджетного дефицита, снижения темпов инфляции, сокращения спреда процентных ставок, наращивания валютных резервов, стимулирования экспорта, уменьшения внешнего долга, проведения адекватной валютной политики и т.д.
2. Для усиления работы по улучшению показателей легкости ведения бизнеса на практике4 потребуется:
У Упростить процедуры подключения к сетям электроснабжения и сократить соответствующие издержки.
У Упростить процедуры по выплатам налогов, количество которых должно быть снижено.
У Стремиться к сокращению издержек, связанных с ведением внешней торговли (имеются в виду как экспорт, так и импорт).
У Ввести в систему управления качеством государственных услуг дополнительные критерии качества (в том числе обязательства по срокам) и проводить регулярный мониторинг их соблюдения.
У Разработать и ввести в действие эффективные механизмы защиты прав кредиторов.
3. Под разработкой собственной политики по улучшению конкурентоспособности
экономики и непосредственно внешней привлекательности5 подразумевается следующее:
У Реализация комплекса целенаправленных мер индустриальной политики, направленной на улучшение конкурентоспособности в рамках стратегии долгосрочного экономического развития. При этом между различными направлениями экономической и социальной политики руководства Кыргызстана должна существовать высокая степень координации.
4 См.: Там же.
5 См.: Там же.
> Срочное создание комитета на министерском уровне, призванного отслеживать разработку политики по улучшению конкурентоспособности и способного на регулярной основе оценивать эффективность и внешнюю привлекательность экономики по собственной методике.