Научная статья на тему 'Международная рейтинговая Оценка развития стран - членов еаэс'

Международная рейтинговая Оценка развития стран - членов еаэс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / ЕАЭС / КРИТЕРИЙ / ИНДЕКС / ОБРАЗОВАНИЕ / RATING / EAEU / CRITERION / INDEX / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Галина Петровна, Манохина Надежда Васильевна, Самохина Екатерина Александровна

Статья посвящена анализу социально-экономического развития стран членов ЕАЭС. В основу положено использование международных рейтингов, составленных учеными зарубежных организаций. Начало XXI столетия характеризуется глубинными переменами, системным перманентным кризисом глобального хозяйства, затянувшейся вялотекущей депрессией. Многие из сегодняшних перемен взаимозависимы и не случайны. В то же время они представляют собой компоненты одного, гораздо более крупного феномена гибели индустриализма и формирования новой цивилизации в условиях глобализации. Последняя сопровождается таким процессом, как укрупненная регионализация в планетарном масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журавлева Галина Петровна, Манохина Надежда Васильевна, Самохина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Rating Evaluation of Development EAEU Member Countries

The article is devoted to the analysis of the socio-economic development of the EAEU member countries, based on the use of international ratings compiled by scientists of foreign organizations. The beginning of the XXI century is characterized by profound changes, a systemic, permanent crisis of the global economy, a protracted sluggish depression. Many of today’s changes are interdependent and not accidental. At the same time, they are components of one much larger phenomenon the death of industrialism and the formation of a new civilization in the context of globalization. The latter is accompanied by a process such as enlarged regionalization on a planetary scale.

Текст научной работы на тему «Международная рейтинговая Оценка развития стран - членов еаэс»

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 10 (406). Экономические науки. Вып. 58. С. 46—53.

УДК 330.3

ББК 65.58-65

МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СТРАН — ЧЛЕНОВ ЕАЭС

Г. П. Журавлева1, Н. В. Манохина2, Е. А. Самохина1

1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия 2 Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Саратов, Россия

Статья посвящена анализу социально-экономического развития стран — членов ЕАЭС. В основу положено использование международных рейтингов, составленных учеными зарубежных организаций. Начало XXI столетия характеризуется глубинными переменами, системным перманентным кризисом глобального хозяйства, затянувшейся вялотекущей депрессией. Многие из сегодняшних перемен взаимозависимы и не случайны. В то же время они представляют собой компоненты одного, гораздо более крупного феномена — гибели индустриализма и формирования новой цивилизации в условиях глобализации. Последняя сопровождается таким процессом, как укрупненная регионализация в планетарном масштабе.

Ключевые слова: рейтинг, ЕАЭС, критерий, индекс, образование.

Современный мир представляет собой совокупность важнейших (больших и малых) межнациональных интеграционных блоков, опыт становления и развития которых наглядно показывает, что автономное, обособленное развитие любой страны в нынешних условиях невозможно (ЕС, СЕАТ, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС и др.).

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная интеграционная организация, созданная на постсоветском пространстве на основе договора России, Казахстана и Беларуси, подписанного 28 мая 2014 г. и вступившего в силу 1 января 2015 г.

Появлению ЕАЭС способствовала многолетняя кропотливая работа по созданию Таможенного Союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на единой таможенной территории, о чем свидетельствуют договоры России, Казахстана и Беларуси 1995, 1999, 2007 гг. Созданный в январе 2010 г. Евразийский таможенный союз был первым шагом на пути к формированию более широкого типа интеграции, не просто европейского, а евроазиатского союза бывших советских республик. С 1 января 2012 г три государства образовали единое экономическое пространство для продвижения экономической интеграции. 26 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) подписан договор о создании ЕАЭС. С 1 января 2015 г оно стало функционировать первоначально в составе России, Беларуси, Казахстана; со 2 января 2015 г членом ЕАЭС стала Армения, с 12 августа 2015 г. — Кыргызстан.

ЕАЭС планирует продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы. Стать кандидатом

на вступление в ЕАЭС изъявили желание Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Турция, Сирия, Индия, Таиланд, Тунис, КНР, Сербия, Пакистан, Израиль, Монголия, Иран. Помимо этих стран интерес к ЕАЭС выразили Венгрия, Камбоджа, Республика Корея, Перу, Сингапур, Чили и Япония. В июне 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ В. В. Путин предложил создать «большое партнерство в Евразии», а президент Казахстана Н. Назарбаев призвал создать форум ЕАЭС-ЕС. Таким образом ЕАЭС может стать ядром континентальной интеграции. Это ближайшие перспективы.

На 1 января 2015 г. население стран — членов ЕАЭС составляло 183 704 946 чел. (7-е место в мире), территория — 20 229 248 км2 (1-е место в мире), ВВП (ППС) — 4360,4 млрд долл. США (по данным МВФ). Трудоспособное население стран — участниц ЕАЭС составляет около 70 % всего населения, при этом наибольшая его часть проживает в РФ. РФ имеет максимальный в ЕАЭС ВВП, однако именно у РФ за годы существования союза наблюдалось наибольшее сокращение этого показателя, которое остановилось в 1-м полугодии 2017 г. Можно наблюдать значительные колебания инфляции в странах до их объединения в ЕАЭС, после же их объединения уровень их практически одинаков.

Суммарный объем внешней торговли товарами стран — членов ЕАЭС с третьими странами за январь — март 2017 г. составил 138,9 млрд долл. США, в том числе экспорт товаров — 89,9 млрд долл., импорт — 49 млрд долл. По сравнению с

январем — мартом 2016 г. объем внешнеторгового оборота возрос на 29,6 %, или 31,8 млрд долл., экспорт — на 34,3 % (23 млрд долл.), импорт — на 21,9 % (8,8 млрд долл.). Профицит внешней торговли составил 40,9 млрд долл. против 26,7 млрд долл. в январе — марте 2016 г.

Данные табл. 1 свидетельствуют о повседневном росте (в разной степени) товарного оборота, объема экспорта и импорта ЕАЭС, причем наилучших показателей достигли Россия и Кыргызстан, а наименьших Армения и Беларусь.

Увеличение объема экспорта стран — членов ЕАЭС за январь — март 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (на 34,3 %) обусловлено и ростом средних цен на экспортируемые товары (30,9 %), и увеличением физического объема (на 2,6 %). Повышение цен определило 92 % прироста стоимостного показателя, увеличение товарной массы — 8 %.

Стоимостной объем импортных закупок увеличился на 21,9 %, их физический объем — на 12,9 %, средние цены — на 8 %. Увеличение стоимостного объема импорта на 59 % обусловлено ростом товарной массы, на 41 % — повышением цен на импортируемые товары.

В товарной структуре экспорта стран — членов ЕАЭС в третьи страны преобладают минеральные продукты (66,4 % общего объема экспорта членов ЕАЭС в третьи страны), металлы и изделия из них (10,7 %), продукция химической промышленности (6 %). Около 80 % этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация.

Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (42,4 % совокупного импорта), продукция химической промышленности (19,2 %), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (14 %). Более 80 % объема закупок этих товаров за пределами ЕАЭС осуществляет Российская Федерация.

Важнейшая причина торможения интеграции — серьезные количественные и качествен-

ные различия в уровнях развития национальных социально-экономических систем, о чем наглядно свидетельствуют международные рейтинги [10].

«При решении задач коренного улучшении социально-экономической ситуации в стране альтернативы инновационному пути развития экономики нет. Инновации немыслимы без конкуренции. Создание конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата представляется одним из важнейших условий инновационного развития» [1. С. 6].

«Одним из самых авторитетных международных рейтингов, учитывающих инновационные факторы развития, является индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума (World Economic Forum). В него интегрирована концепция стадий конкурентного развития стран М. Портера. Согласно данному подходу, на первой стадии развития (факторо-ориентированной) экономический рост зависит от базовых факторов (инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение, начальное образование), а страны конкурируют за счет обеспеченности ресурсами — в основном неквалифицированной рабочей силы и природными ископаемыми. На следующей стадии конкурентоспособность определяется эффективностью использования имеющихся факторов (уровнем высшего образования, эффективностью товарных рынков и рынков труда, развитостью финансового рынка, технологической готовностью, размерами рынка)» [Там же].

«При переходе стран на третью стадию, зависящую от инноваций, конкуренция осуществляется за счет новых технологий и уникальной продукции.

Важнейшими факторами инноваций, согласно подходу Всемирного форума, являются: качество научно-исследовательских институтов, расходы компаний на исследования и разработки, университетско-производственное научное

Таблица 1

Объемы внешней торговли товарами государств — членов ЕАЭС с третьими странами за январь — март 2017 г., млн долл. США [2. С. 1]

Оборот Экспорт Импорт Сальдо % к январю — марту 2016 г.

оборот экспорт импорт

ЕАЭС, в том числе: 138 908,3 89 890,6 49 017,7 40 872,9 129,6 134,3 121,9

Армения 855,5 340,6 514,9 -174,3 115,5 111,1 118,5

Беларусь 6234,0 3241,0 2993,0 248,0 115,3 112,4 118,7

Казахстан 13 080,4 9629,1 3451,3 6177,8 120,3 128,9 101,3

Кыргызстан 784,9 269,2 515,7 -246,5 123,4 131,8 119,5

Россия 117 953,5 76 410,7 41 542,8 34 867,9 131,8 136,3 124,3

сотрудничество, квалификация ученых и инженеров, количество патентов, защита интеллектуальной собственности, развитие информационно-коммуникационных технологий» [1. С. 7].

Положение стран — членов ЕАЭС в этом процессе характеризует индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, охватывающего анализ экономики 138 стран мира (табл. 2).

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что конкурентоспособность стран — членов ЕАЭС различна, но с 2011—2012 по 2016—2017 гг. она выросла в основном на 20 с лишним единиц (по занимаемому месту в мировом рейтинге), за исключением Кыргызстана, конкурентоспособность которого возросла на 73 ед. В рамках ЕАЭС конкурентоспособность имеет тенденцию к выравниванию. В целом же по-прежнему наилучшие показатели конкурентоспособности у РФ. Данные по Беларуси, к сожалению, отсутствуют.

Рейтинг глобальной конкуренции тесно связан с индексом вовлеченности стран в международную торговлю, его сопровождает рейтинг стран мира по уровню их вовлеченности в мировую торговлю. Индекс измеряет политику стран и эффективность работы их учреждений в сфере ведения международной торговли и развития экономического сотрудничества. Он рассчитывается на основе комбинации статистических данных международных и национальных организаций и результатов глобального опроса бизнес-руководителей. Составляется два раза в год с учетом анализа четырех важнейших показателей открытости экономики стран мира для международной торговли: доступ к внутреннему рынку, административное управление на границах, деловой климат, транспортная и коммуникационная инфраструктура [11]. По данным рейтинга вовлечен-

ности в международную торговлю, из 138 стран Армения занимает 53-е место (с индексом 4,3), Россия — 105-е (3,5), Кыргызстан — 109-е (3,5), Казахстан — 94-е (3,7). По другим странам ЕАЭС данных нет. Наивысший индекс, 1-е место в рейтинге, характеризует экономику Сингапура — 5,9.

Условия социально-экономического развития стран мира отражает индекс ведения бизнеса в 2017 г., который является результатом глобального исследования Всемирного банка и воплощен в рейтинге стран. Рейтинг составляется на основании 10 показателей регулирования предпринимательской деятельности, в том числе: время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению условий исполнения контрактов, налогообложению и ликвидации предприятия [9]. Не учитываются качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. По рейтингу ведения бизнеса страны — члены ЕАЭС занимают места в первой четверти исследуемых стран. В 2017 г. из 189 стран Россия находилась на 40-м месте, Армения — на 38-м, Беларусь — на 37-м, Казахстан — на 35-м, и лишь Кыргызстан оказался на 75-м месте.

За минувший год Россия улучшила условия ведения бизнеса только по двум показателям. В 2016 г. она входила в первую пятерку экономик по числу проводимых реформ в области регулирования предпринимательства. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 26-е место в мире, простоты регистрации прав собственности — 9-е, по обеспечению исполнения контрактов — 12-е, возможности кредитования 44-е, уровню налогообложения — 45-е, уровню ведения международной торговли — 140-е место.

Таблица 2

Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности стран ЕАЭС, 2011—2012 и 2016—2017 гг. [3; 4]

Страна Индекс глобальной конкурентоспособности Изменение позиций (на 2016—2017 гг.)

2011—2012 2016—2017

Рейтинг среди стран мира Оценка Рейтинг среди стран мира Оценка

1. Россия 66 4,21 43 4,5 23

2. Казахстан 73 4,18 53 4,4 20

3. Кыргызстан 126 3,45 53 4,4 73

4. Армения 92 3,89 79 4,1 20

5. Беларусь - - - - -

«Об имеющихся возможностях для инновационного пути развития стран — членов ЕАЭС свидетельствует еще один авторитетный индекс — индекс человеческого развития в странах мира. Он ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ООН) совместно с группой независимых международных экспертов» [1. С. 10].

«На смену "классической" теории экономического развития, которая базировалась на показателе валового национального продукта (ВНП), где рассматривали человека только в качестве движущей силы экономического развития и провозглашали экономический рост главной целью общественного прогресса, пришла концепция человеческого развития. Согласно этой концепции, развитие человека является процессом расширения спектра выбора — жить долгой и здоровой жизнью, получить образование, иметь достойный уровень жизни, иметь политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение. Данная концепция ориентирована на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях. При этом ключевыми принципами являются социальная справедливость, устойчивость и уважение к правам человека» [Там же].

Развитие человека имеет три компонента:

— благосостояние — расширение реальных свобод человека;

— расширение прав и возможностей человека действовать и получать ценные результаты;

— социальная справедливость, ее повышение, обеспечение устойчивости результатов во времени, уважение прав человека и других целей общества) [Там же. С. 10—11].

Индекс человеческого развития (ИЧР) разработан пакистанским экономистом Махбубом-уль-Хаком. Он считал, что общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу (НД), но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве стран. ИЧР — это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране. Иногда его рассматривают как синоним понятий «качество жизни» или «уровень жизни». Он измеряет достижение страны по трем основным направлениям, для которых оцениваются:

— индекс ожидаемой продолжительности жизни — здоровье и долголетие (показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении);

— индекс образования — доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой про-

должительностью обучения детей школьного возраста и взрослого населения;

— индекс валового национального дохода (ВНД) — достойный уровень жизни, измеряемый величиной ВНД на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) [Там же].

ИЧР стран — членов ЕАЭС 2015 г. составлен по данным Индекса развития ИЧР стран мира 2015 г., охватывающего 169 государств (табл. 3).

Согласно данным табл. 3 (А), первенство в ЕАЭС принадлежит России и Беларуси (1-е место), худшие возможности имеют Армения (3-е) и Кыргызстан (4-е). «Отрадно, что все страны — члены ЕАЭС занимают позиции среди стран с высоким и средним уровнем ИЧР. Следовательно, они обладают возможностями более быстрого формирования новой модели социально-экономического развития, использования инновационного пути дальнейшего развития» [Там же. С. 12].

Негативное влияние на ИЧР оказывают социально-экономическое неравенство среди населения в странах ЕАЭС, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни, особенно среди мужчин, значительные экономические проблемы [15]. Тем не менее они пока опережают в рейтинге стран БРИКС, где Бразилия занимает 75-е место, Китай — 90-е, Южная Африка — 116-е, Индия — 130-е.

Индекс уровня образования в странах мира — один из ключевых показателей социального развития, рассчитывается как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование [12]. Данный показатель хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений (не отражает качество самого образования, разницу в доступности образования, деятельности обучения, не учитывает обучающихся за рубежом) [13].

Согласно данным табл. 3 (Б), наиболее высокий уровень образования населения имеют Беларусь (1-е место в ЕАЭС и 20-е место в мире), Россия (2-е и 32-е соответственно), Кыргызстан (3-е и 37-е). Они имеют больше возможностей для выравнивания уровня социально-экономического развития в настоящем и будущем, чем Армения (4-е и 68-е места) и Казахстан (5-е и 72-е). Тем не менее из 188 стран, участвующих в данном исследовании, они относятся к числу стран первой половины рейтинга, которые в большей степени могут использовать преимущества образования [8].

На недавно прошедшем заседании Правления Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации в России была поставлена задача создания единого образовательного пространства.

Таблица 3

Индекс человеческого развития и индекс стран ЕАЭС по уровню образования (2015) [5; 6]

Индексы

Страна А. ИЧР Б. Уровень образования

Значение Место Значение Место

в мире в ЕАЭС в мире в ЕАЭС

1. Армения 0,733 85 3 0,705 68 4

2. Беларусь 0,798 50 1 0,834 20 1

3. Казахстан 0,788 56 2 0,700 72 5

4. Кыргызстан 0,655 120 4 0,798 37 3

5. Россия 0,798 50 1 0,806 32 2

Поступательное развитие европейской интеграции зависит от молодежи, ее академической и профессиональной подготовки, умения специалистов понимать своих коллег из соседних стран [14]. Поэтому формирование согласованной политики в сфере образования, создание единого общеобразовательного пространства — ключевая задача для стран Евразийского экономического союза.

Очень важным для характеристики социально-экономического развития, в том числе стран — членов ЕАЭС, является рейтинг стран мира по уровню счастья населения (табл. 4). При его расчете используются такие показатели благополучия, как уровень ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уверенность в завтрашнем дне, стабильность семей, гарантии занятости, уровень коррупции, доверие, великодушие и щедрость в обществе.

Данные табл. 4 показывают, что из стран ЕАЭС самый высокий индекс счастья среди 135 стран мира в 2017 г. имели Россия (5,963; 49-е место в мире и 1-е место в ЕАЭС) и Казахстан (5,819; 60-е и 2-е соответственно), самый низкий индекс у Армении (4,644; 109-е и 5-е). Первая тройка стран имеет приблизительно одинаковый уровень. В то

же время существенно отстает по этому индексу Армения и в меньшей степени Кыргызстан (5,004; 98-е и 4-е).

Таблица 4 Рейтинги счастья в странах — членах ЕАЭС в 2017 г. [7]

Страны Индекс Место в мире Место в ЕАЭС

Армения 4,644 109 5

Беларусь 5,569 67 3

Казахстан 5,819 60 2

Кыргызстан 5,004 98 4

Россия 5,963 49 1

Итак, анализ важнейших рейтингов социально-экономического развития стран — членов ЕАЭС показал, что эти страны иногда значительно разнятся по уровню развития, но близки друг другу по задачам, способам, инструментам, тенденциям, закономерностям и противоречиям этого развития. ЕАЭС — это новый тип интеграции, охватывающий страны Европы и Азии. Пожелаем же ему удачи и огромных успехов!

Список литературы

1. Журавлева, Г. П. Социально-экономическое развитие Содружества Независимых Государств / Г. П. Журавлева // Вестн. Междунар. ин-та экономики и права : науч.-аналит. журн. — 2012. — № 3 (8). — С. 6—19.

2. Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза. Январь — март 2017 года [Электронный ресурс] : аналит. обзор 25 мая 2017 г. // Евразийская экономическая комиссия. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/ Documents/2017/Analytics_E_201703.pdf (дата обращения 15.09.2017).

3. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011—2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://gtmarket.ru/news/state/2011/09/07/3330 (дата обращения 15.09.2017).

4. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2016—2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://gtmarket.ru/news/2016/09/28/7304 (дата обращения 15.09.2017).

5. Индекс развития человеческого потенциала : информ. об исслед. и его результаты [Электронный ресурс]. — URL: http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info (дата обращения 16.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Рейтинг стран мира по уровню образования : информ. об исслед. и его результаты [Электронный ресурс]. — URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения 16.09.2017).

7. Институт Земли: рейтинг стран мира по уровню счастья [Электронный ресурс]. — URL: http:// gtmarket.ru/news/2017/03/20/7316 (дата обращения 16.09.2017).

8. Государство и рынок: механизмы и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной гиперконкуренции : коллектив. моногр. / под ред. С. А. Дятлова, Д. Ю. Миропольского, Т. А. Селищевой. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2017. — 709 с.

9. Журавлева, Г. П. Перманентный кризис рыночного хозяйства / Г. П. Журавлева, Н. В. Манохина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2016. — № 11 (393). — С. 140—149.

10. Журавлева, Г. П. Необходимость новой модели социально-экономического развития России / Г. П. Журавлева, В. В. Смагина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2016. — № 6 (388). — С. 139—144.

11. Журавлева, Г. П. Исторический опыт использования рыночных отношений в экономике России / Г. П. Журавлева, В. В. Смагина // Междунар. науч. изд. «Соврем. фундаментал. и приклад. исследования». — 2016. — № 3 (22). — С. 175—184.

12. Самохина, Е. А. Высшее образование в условиях [перехода] к инновационной экономике / Е. А. Самохина, А. Д. Ефимов // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 7 февр. 2014 г. : в 3 ч. Ч. 3 / отв. ред. А. А. Сукиасян. — Уфа : Башкир. гос. ун-т, 2014. — С. 116—118.

13. Строев, В. В. Особенности развития образовательной сферы в России / В. В. Строев, Е. А. Самохина // Экономика образования. — 2012. — № 6 (73). — С. 109—115.

14. Самохина, Е. А. Бизнес-образование в России: факторы развития / Е. А. Самохина // Актуальные проблемы развития общества: экономика, право, социология и философия : сб. науч. ст. по итогам междунар. конф., Волгоград, 29—30 сент. 2011 г. : в 2 ч. Ч. I / под ред. И. Е. Бельских, В. Н. Гуляихи-на. — Волгоград : Волгоград. науч. изд-во, 2011. — С. 221—222.

15. Бельчук, Е. В. Развитие системы образования в постсоветской России как ключевой элемент экономики знаний / Е. В. Бельчук, Е. А. Самохина // J. of Economic Regulation. — 2011. — Т. 2, № 2. — С. 45—55.

Сведения об авторах

Журавлева Галина Петровна — заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, руководитель научной школы «Экономическая теория» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Москва, Россия. galinaguravleva@rambler.ru

Манохина Надежда Васильевна — доктор экономических наук, профессор Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Саратов, Россия. darkanbac@list.ru

Самохина Екатерина Александровна — аспирантка кафедры предпринимательства и логистики, специалист научной школы «Экономическая теория» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Москва, Россия. sam29rea@yandex.ru

52

R П. MypaBneBa, H. B. MaHoxuHa, E. A. CaMoxuHa

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 10 (406). Economic Sciences. Iss. 58. Pp. 46—53.

INTERNATIONAL RATING EVALUATION OF DEVELOPMENT EAEU MEMBER COUNTRIES

G.P. Zhuravleva

Plekhanov Russian University of Economic, Moscow, Russia. galinaguravleva@rambler.ru

N. V. Manokhina

Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economic, Saratov, Russia.

darkanbac@list. ru

Ye.A. Samokhina

Plekhanov Russian University of Economic, Moscow, Russia. sam29rea@yandex. ru

The article is devoted to the analysis of the socio-economic development of the EAEU member countries, based on the use of international ratings compiled by scientists of foreign organizations. The beginning of the XXI century is characterized by profound changes, a systemic, permanent crisis of the global economy, a protracted sluggish depression. Many of today's changes are interdependent and not accidental. At the same time, they are components of one much larger phenomenon — the death of industrialism and the formation of a new civilization in the context of globalization. The latter is accompanied by a process such as enlarged regionalization on a planetary scale.

Keywords: rating, EAEU, criterion, index, education.

References

1. Zhuravleva G.P. Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv [Socioeconomic development of the Commonwealth of Independent States]. VestnikMezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava: nauchno-analiticheskiy zhurnal [Bulletin of the International Institute of Economics and Law: Scientific and analytical journal], 2012, no. 3 (8), pp. 6—19. (In Russ.).

2. Ob itogakh vneshney torgovli tovarami Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. Yanvar' — mart 2017 goda: analiticheskiy obzor 25 maya 2017 g. YEEK. Yevropeyskoy ekonomicheskoy komissii [On the outcome of foreign trade of the Eurasian economic Union. January — March 2017: an Analytical review may 25, 2017]. Evraziyskaya ekonomicheskaya komissiya [Eurasian Economic Commission]. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2017/ Analytics_E_201703.pdf, accessed 15.09.2017. (In Russ.).

3. Vsemirnyy ekonomicheskiy forum: Reyting global'noy konkurentosposobnosti 2011—2012 [World Economic Forum: Global Competitiveness Rating 2011—2012]. Available at: http://gtmarket.ru/news/ state/2011/09/07/3330, accessed 15.09.2017. (In Russ.).

4. Vsemirnyy ekonomicheskiy forum: Reyting global'noy konkurentosposobnosti 2016—2017 [World Economic Forum: Global Competitiveness Rating 2016—2017]. Available at: http://gtmarket.ru/ news/2016/09/28/7304, accessed 15.09.2017. (In Russ.).

5. Indeks razvitiya chelovecheskogo potentsiala: informatsiya ob issledovanii i yego rezul'taty [Human Development Index: Information on the study and its results]. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info, accessed 16.09.2017. (In Russ.).

6. Reyting stran mira po urovnyu obrazovaniya: informatsiya ob issledovanii i yego rezul 'taty [Ranking of countries in the world by educational level: Information on the study and its results]. Available at: http:// gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info, accessed 16.09.2017. (In Russ.).

7. Institut Zemli: reyting stran mira po urovnyu schast'ya [Institute of Earth: rating of countries in the world in terms of happiness]. Available at: http://gtmarket.ru/news/2017/03/20/7316, accessed 16.09.2017. (In Russ.).

8. Dyatlov S.A., Miropolsky D.Yu., Selishcheva T.A. (eds.). Gosudarstvo i rynok: mekhanizmy i insti-tuty yevraziyskoy integratsii v usloviyakh usileniya global 'noy giperkonkurentsii [State and market: mechanisms and institutions of the Eurasian integration in conditions of strengthening global hyper-competition]. St. Petersburg, Publishing house of SPbSEU, 2017. 709 p. (In Russ.).

9. Zhuravleva G.P., Manokhina N.V. Permanentnyy krizis rynochnogo khozyaystva [Permanent crisis of market economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2016, no. 11 (393), pp. 140—149. (In Russ.).

10. Zhuravleva G.P., Smagina V.V. Neobkhodimost' novoy modeli sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Necessity of a new model of Russia's socio-economic development]. Vestnik Chelyabinskogo go-sudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2016, no. 6 (388), pp. 139—144. (In Russ.).

11. Zhuravleva G.P., Smagina V.V. Istoricheskiy opyt ispol'zovaniya rynochnykh otnosheniy v ekonomike Rossii [Historical experience of using market relations in the Russian economy]. Mezhdunarodnoye nauchnoye izdaniye "Sovremennyye fundamental'nye i prikladnye issledovaniya" [International scientific publication "Modern fundamental and applied research"], 2016, no. 3 (22), pp. 175—184. (In Russ.).

12. Samokhina Ye.A., Efimov A.D. Vyssheye obrazovaniye v usloviyakh perekhoda k innovatsionnoy ekonomike [Higher education in conditions of transition to innovative economy]. Globalizatsiya nauki: problemy i perspektivy v 3 ch. Ch. 3 [Globalization of science: problems and perspectives in 3 parts. Pt. 3]. Ufa, 2014. Pp. 116—118. (In Russ.).

13. Stroev V.V., Samokhina Ye.A. Osobennosti razvitiya obrazovatel'noy sfery v Rossii [Features of the development of the educational sphere in Russia]. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education], 2012, no. 6 (73), pp. 109—115. (In Russ.).

14. Samokhina Ye.A. Biznes-obrazovaniye v Rossii: faktory razvitiya [Business education in Russia: development factors]. Aktual'nye problemy razvitiya obshchestva: ekonomika, pravo, sotsiologiya i filosofiya v 2 ch. Ch. I [Actual problems of the development of society: economics, law, sociology and philosophy in 2 parts. Pt. I]. Volgograd, 2011. Pp. 221—222.

15. Bel'chuk Ye.V. Razvitiye sistemy obrazovaniya v postsovetskoy Rossii kak klyuchevoy element ekono-miki znaniy [Development of the education system in post-Soviet Russia as a key element of the knowledge economy]. Journal of Economic Regulation [Journal of Economic Regulation], 2011, vol. 2, no. 2, pp. 45—55. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.