МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-4-190-196
ЕАЭС КАК НОВЫЙ ЭТАП МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Г. П. Журавлева, Д. Р. Тутаева
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
Развитие межнациональных интеграционных блоков (ЕС, БРИКС, ШОС, СНГ и др.) показывает, что обособленное развитие любой страны в современных условиях, не исключая и России, нереально. В статье рассматриваются проблемы объективной необходимости региональной интеграции в мире, в том числе созданного на постсоветском пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как нового этапа международной интеграции, его специфики, истории создания, сущности и характерных черт, главных направлений развития в новых условиях. Особое внимание уделено анализу социально-экономического развития стран-участниц этого сотрудничества на основе наиболее значимых международных рейтингов. Всесторонне рассматриваются такие понятия, как индекс ведения бизнеса, индекс уровня образования. Авторами проанализирован большой объем исторического, статистического и аналитического материала. Сделаны выводы и даны практические рекомендации в рамках темы статьи.
Ключевые слова: глобализация, региональная интеграция, евразийство, Таможенный союз, конкурентоспособность, ВВП, бизнес-среда, рейтинг, индекс, критерий, концепция человеческого развития.
THE EURASIAN ECONOMIC UNION AS A NEW STAGE IN INTERNATIONAL INTEGRATION
Galina P. Zhuravleva, Dinara R. Tutaeva
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Setting-up and development of international integration blocks (The EU, BRICS, ShOC, CIS and others) demonstrate that isolated development of any country, including Russia in today's conditions is impossible. The article discusses issues of objective necessity of regional integration in the world, in particular the Eurasian Economic Union (EAEU), an economic union established on the post-soviet territory as a new step in international integration, its specific features, history, essence and characteristics, key lines in its development in today's conditions. Special attention is paid to analyzing social and economic development of member - states of this association on the basis of well-known international ratings. Such issues as index of business doing, index of education level are studied thoroughly. The authors analyzed a great volume of historic, statistic and analytical material and put forward conclusions and recommendations within the frames of this article.
Keywords: globalization, regional integration, Eurasianness, the Customs Union, competitiveness, GDP, business environment, rating, index, criterion, concept of human development.
Создание таких блоков, как БРИКС, ШОС, ЕС, СНГ и др., их опыт становления и развития показывают, что любая страна не может обособленно развиваться, и Россия не является исключением.
В этом ряду особое место занимает евразийская экономическая интеграция. Идеология евразийства, которую во второй половине ХХ в. сформулировали выдающие-
ся мыслители и политики (В. Вернадский, Л. Гумилев, А. Сахаров, А. Акаев, Ч. Айтматов и др.), получила реальное воплощение в идее создания Евразийского экономического союза. Она впервые была высказана в 1994 г. президентом Казахстана Н. Назарбаевым во время его выступления в МГУ им. М. В. Ломоносова. В 2000 г. в Минске предлагалось наделить этот новый союз функциями, подобными известному
Европейскому союзу, и назвать его «Евразийский». Новый импульс евразийская инициатива получила после публикации В. Путиным статьи «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» [2].
«Евразийский экономически союз (ЕАЭС) - международная интеграционная организация, созданная на постсоветском пространстве на основе договора России, Казахстана и Беларуси, подписанного 28 мая 2014 г. и вступившего в силу с 1 января 2015 г.» [2].
Россия после распада Советского Союза долгие годы пребывала в иллюзии, что может на равноправной основе построить вместе с Западом единое политическое пространство безопасности от Ванкувера до Владивостока и единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Но Запад в лице США, ЕС, НАТО отвергал все конкурентные инициативы Москвы по реализации этих планов. Они, вероятно, исходили из того, что Россия - побежденная в холодной войне страна -должна действовать по указке из-за океана. Ей может быть предоставлен статус лишь младшего партнера США, безоговорочно выполняющего любые указания из Вашингтона [6]. Для России это, конечно, неприемлемо, ибо вся история страны, ее народа убедительно доказывает, что она подчиняться никому не будет. Возможны компромиссы, готовность договариваться, но не подчинение кому бы то ни было. Вот почему Россия обратилась к идее евразийской интеграции постсоветского пространства.
Сегодня на повестке дня - вопросы жизни и смерти человеческой цивилизации. Возникают новые формы экспансии, такие как экспортная экономика, инновационные технологии, цифровая экономика, неконтролируемая интеграция, массовое переселение народов. Лидерство и влияние в мире перемещаются из чисто военной (остающейся еще значимой) области в экономическую, финансовую, информационную, конфессиональную и
культурную сферы. Не учитывать этот наш евразийский интеграционный проект нельзя. В этом его новизна.
Образованию ЕАЭС «способствовала многолетняя кропотливая работа по созданию Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на единой таможенной территории, о чем свидетельствуют договоры России, Казахстана и Беларуси 1995, 1999, 2007 годов» [2]. Но прежде, еще в 1991 г., было создано межгосударственное объединение - Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вошли большинство бывших союзных республик. Его целью было сохранить многие жизненные связи между его членами. Но в то время центробежные силы оказались сильнее. Страны постсоветского пространства обеспечили национальный суверенитет, стали членами ООН и других международных организаций и в условиях отсутствия полного взаимного доверия оказались малоинтегрированны-ми между собой.
Относительная неудача с реализацией проекта СНГ вовсе не ставит под сомнение необходимость создания на постсоветском пространстве интеграционных группировок с различными конкретными целями. Так, в 1992 г. была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда вошли Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан; в 1997 г. - Союзное государство России и Беларуси; далее - Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Россия, Таджикистан), которое в 2005 г. объединилось с ЕвроАзЭс. Оно включало Беларусь, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Россию. С 2006 по 2008 г. в него входил и Узбекистан. ЕвроАзЭс постепенно трансформировался в Таможенный союз и Единое экономическое пространство (ЕЭП).
Созданный в январе 2010 г. Евразийский таможенный союз был первым шагом на пути к формированию более широкого типа интеграции, не просто европейского, а именно евроазиатского союза бывших
республик. С 1 января 2012 г. три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения экономической интеграции. 26 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) был подписан договор о создании ЕАЭС. С 1 января 2015 г. он стал функционировать первоначально в составе России, Беларуси, Казахстана, 2 января 2015 г. к нему присоединилась Армения, а 12 августа 2015 г. - Киргизия.
ЕАЭС планирует продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы. Стать кандидатом на вступление в ЕАЭС изъявили желание многие страны.
Создание ЕАЭС характеризует новый этап интеграции. Его ключевая цель - построить не проект Евразийского экономического союза, а общее пространство ЕС со все более вплетающимся во взаимодействие Азиатско-Тихоокеанским регионом1. Причем цель включает не только развитие экономики, но и экологию, нравственность, духовность, культуру и многое другое, не менее важное на современном этапе развития человечества.
Важнейшими стимулами к постсоветской интеграции в виде ЕАЭС являются:
- относительно низкий уровень конкурентоспособности большинства производимой продукции по сравнению с импортной, что ставит отрасли обрабатывающей промышленности интегрирующихся стран под угрозу ликвидации;
- существенная технологически обусловленная взаимозависимость в экономических отношениях (при которых приоритет принадлежит России, способной производить 70% продукции, Казахстану -15%, Киргизии и Таджикистану - 10%) побуждает к восстановлению и укреплению новых, более справедливых экономических отношений;
- желание создать внутри ЕАЭС углубленные торговые связи, основанные на доверии, построении конкурентоспособной
1 По мнению ряда авторов, евразийская интеграция - процесс, который противоречит во многом глобализации [7. - C. 115].
бизнес-среды, устойчивой к внешним воздействиям.
Главными направлениями, определяющими содержание деятельности ЕАЭС, считаются:
- обеспечение функционирования режима свободной торговли в странах - членах ЕАЭС;
- осуществление мероприятий по энергоснабжению, повышению энергоэффективности, вовлечению в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
- согласование действий по развитию транспорта, транспортных коридоров, унификации тарифов на международные перевозки, гармонизации железнодорожных и автомобильных перевозок;
- формирование развитой региональной инфраструктуры рынка услуг связи и информатизации, разработка современных систем связи, обеспечение информационной безопасности;
- укрепление сотрудничества в аграрной сфере по повышению продовольственной безопасности, развитию инфраструктуры продовольственного рынка.
Специфика евразийской интеграции обусловлена:
- формированием и развитием глобальной информационно-сетевой (цифровой) экономики;
- нестабильной ситуацией на мировых финансовых рынках и усилением системного глобального интегрированного кризиса;
- возникновением и обострением глобальной гиперконкуренции;
- нарастанием геополитических контрактов;
- синергетическим эффектом интеграции;
- национальными различиями стран -участниц ЕАЭС.
Все эти особенности необходимо учитывать при определении стратегии развития ЕАЭС и ее политики, ибо, как известно, трудно отделить экономику от политики, как и от культуры.
Участники общего рынка в рамках интеграционного объединения нуждаются в достоверных знаниях о состоянии не только своей экономики, но и стран мира и стран - членов ЕАЭС. Для получения такой информации необходимо выработать новые и использовать уже известные показатели и критерии развития.
Одним из самых авторитетных международных рейтингов, учитывающих инновационные факторы развития, является индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума (World Economic Forum) [2], охватывающего анализ экономики 138 стран мира (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности стран ЕАЭС,
2011-2012 и 2016-2017 гг.*
Индекс глобальной Индекс глобальной Изменение
Страна конкурентоспособности, 2011-2012 конкурентоспособности, 2016-2017 позиции
Рейтинг среди стран мира Оценка Рейтинг - место Оценка 2016-2017
Россия 66 4,21 43 4,5 23
Казахстан 73 4,18 53 4,4 20
Киргизия 126 3,45 53 4,4 73
Армения 92 3,89 79 4,1 20
Беларусь - - - - -
* Источник: Всемирный экономический форум. Рейтинг глобальной конкурентоспособности. 2011-2012. - URL: http://ratings/global-competitiveness-index/info; Всемирный экономический форум. Рейтинг глобальной конкурентоспособности. 2016-2017. - URL: http://gtmarket.ru/news/2016/09/28/7304.
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что конкурентоспособность у стран - членов ЕАЭС различна, но она за годы с 2011-2012 по 2016-2017 выросла в основном на 20 с лишним единиц (по занимаемому месту в мировом рейтинге), за исключением Киргизии, где конкурентоспособность возросла на 73 единицы. В рамках ЕАЭС конкурентоспособность имеет тенденцию к выравниванию. В целом же по-прежнему наилучшие показатели конкурентоспособности у Российской Федерации. Данные по Беларуси, к сожалению, отсутствуют.
По данным рейтинга вовлеченности стран в международную торговлю, который тесно связан с рейтингом глобальной конкуренции, из 138 стран Армения занимает 53-е место с индексом 4,3; Россия -105-е место с индексом 3,5; Киргизия -109-е место с равным России индексом -3,5; Казахстан - 94-е место с индексом 3,7. По другим странам ЕАЭС данных нет. Наивысший индекс характеризует экономику Сингапура [2].
Суммарный объем внешней торговли товарами стран - членов ЕАЭС с третьими
странами за январь - март 2017 г. составил 138,9 млрд долларов, в том числе экспорт товаров - 89,9 млрд долларов, импорт -49 млрд долларов. По сравнению с январем - мартом 2016 г. объем внешнеторгового оборота возрос на 29,6%, или на 31,8 млрд долларов, экспорт - на 34,3% (на 23 млрд долларов), импорт - на 21,9% (на 8,8 млрд долларов). Профицит внешней торговли составил 40,9 млрд долларов против 26,7 млрд долларов в январе - марте 2016 г. Данные табл. 2 свидетельствуют о повседневном росте (в разной степени) товарного оборота, объема экспорта и импорта ЕАЭС, причем наилучших показателей достигли Россия и Киргизия, а наименьших - Армения и Беларусь.
Увеличение объема экспорта стран -членов ЕАЭС за январь - март 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (на 34,3%) обусловлено ростом средних цен на экспортируемые товары (30,9%) и увеличением физического объема (на 2,6%). Повышение цен определило 92% прироста стоимостного показателя, увеличение товарной массы на 8%.
Т а б л и ц а 2
Объем внешней торговли товарами государств - членов ЕАЭС с третьими странами за январь - март 2017 г.
Оборот Экспорт Импорт Сальдо В % к январю - марту 2016 г.
оборот экспорт импорт
ЕАЭС 138 908,3 89 890,6 49 017,7 40 872,9 129,6 134,3 121,9
В том числе:
Армения 855,5 340,6 514,9 -174,3 115,5 111,1 118,5
Беларусь 6 234,0 3 241,0 2 993,0 248,0 115,3 112,4 118,7
Казахстан 13 080,4 9 629,1 3 451,3 6 177,8 120,3 128,9 101,3
Киргизия 784,9 269,2 515,7 -246,5 123,4 131,8 119,5
Россия 117 953,5 76 410,7 4 1542,8 34 867,9 131,8 136,3 124,3
* Источник: Европейская экономическая комиссия. Аналитический обзор 25 мая 2017 г. - С. 1.
Стоимостной объем импортных закупок увеличился на 21,9%, их физический объем - на 12,9%, средние цены - на 8%. Увеличение стоимостного объема импорта на 59% обусловлено ростом товарной массы, на 41% - повышением цен на импортируемые товары.
В товарной структуре экспорта стран -членов ЕАЭС в третьи страны преобладают минеральные продукты (66,4% общего объема экспорта членов ЕАЭС в третьи страны), металлы и изделия из них (10,7%), продукция химической промышленности (6%). Около 80% этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация.
Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (42,4% совокупного импорта), продукция химической промышленности (19,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (14%). Более 80% объема закупок этих товаров за пределами ЕАЭС осуществляет Российская Федерация.
Условия социально-экономического развития стран мира характеризует индекс ведения бизнеса в 2017 г., который представляет собой глобальное исследование Всемирного банка и сопровождающий его рейтинг стран. Рейтинг составляется на основании 10 показателей регулирования предпринимательской деятельности [2]. По рейтингу ведения бизнеса страны - члены ЕАЭС занимают места в первой четверти исследуемых стран. Из 189 стран в 2017 г. Россия находилась на 40-м месте, Армения - на 38-м, Беларусь - на 37-м, Казахстан - на 35-м. Лишь Киргизия оказалась на 75-м месте. Об имеющихся возможностях для инновационного пути развития стран - членов ЕАЭС свидетельствует еще один авторитетный индекс - индекс человеческого развития (ИЧР) в странах мира. Он ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций совместно с группой независимых международных экспертов [2] (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Индекс человеческого развития и индекс стран по уровню образования в 2015 г.
Страна Индекс человеческого развития Индекс стран по уровню образования
Индекс Место в Индекс Место в
мире ЕАЭС мире ЕАЭС
Армения 0,733 85 3 0,705 68 4
Беларусь 0,798 50 1 0,834 20 1
Казахстан 0,788 56 2 0,700 72 5
Киргизия 0,655 120 4 0,798 37 3
Россия 0,798 50 1 0,806 32 2
Как видно из табл. 3, первенство в ЕАЭС принадлежит России и Беларуси (1-е место), худшие возможности имеют Армения (3-е место) и Киргизия (4-е место). Отрад-
но, что все страны - члены ЕАЭС занимают позиции среди стран с высоким и средним уровнем ИЧР. Следовательно, они обладают возможностями более быстрого форми-
рования новой модели социально-экономического развития, использования инновационного пути дальнейшего развития.
Индекс уровня образования в странах мира - один из ключевых показателей социального развития. Он рассчитывается как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. Данный показатель не отражает качество самого образования, разницу в доступности образования, деятельности обучения, не учитывает обучающихся за рубежом.
По данным табл. З, наиболее высокий уровень образования населения имеют Бе-
ларусь (1-е место в ЕАЭС и 20-е место в мире), Россия (2-е место в ЕАЭС и 32-е место в мире), Киргизия (3-е место в ЕАЭС и 37-е место в мире) [2].
Для характеристики социально-экономического развития стран мира, в том числе и стран - членов ЕАЭС, большое значение имеет рейтинг стран по уровню счастья населения (табл. 4). Используются такие расчетные показатели благополучия, как уровень ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уверенность в завтрашнем дне, стабильность семей, гарантии занятости, уровень коррупции, доверие, великодушие и щедрость в обществе.
Т а б л и ц а 4
Рейтинг счастья в странах - членах ЕАЭС в 2017 г.
Страна 2017
Индекс Место в мире Место в ЕАЭС
Армения 4,644 109 5
Беларусь 5,569 67 3
Казахстан 5,819 60 2
Киргизия 5,044 98 4
Россия 5,963 49 1
Как видно из табл. 4, среди стран ЕАЭС самый высокий индекс счастья из 135 стран мира в 2017 г. имели Россия (5,963, 49-е место в мире, 1-е место в ЕАЭС) и Казахстан (5,819, 60-е место в мире, 2-е место в ЕАЭС), самый низкий - Армения (4,644, 109-е место в мире, 5-е место в ЕАЭС). Первая тройка стран имеет приблизительно одинаковый уровень.
Анализ важнейших рейтингов социально-экономического развития стран -
членов ЕАЭС указывает на то, что эти страны иногда значительно разнятся по уровню развития, но близки друг другу по задачам, способам, инструментам, тенденциям, закономерностям и противоречиям этого развития [2].
Таким образом, Евразийский экономический союз является новым этапом интеграции, охватывающей страны Европы и Азии [2].
Список литературы
1. Журавлева Г. П., Манохина Н. В., Самохина Е. А. Международная рейтинговая оценка развития стран - членов ЕАЭС // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. - 2017. - № 10 (406). - Вып. 58.
2. Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. - 2011. - 3 октября.
3. Шмелев Б. О статье Нуризая Рубина «Евразийское видение России» // Мир перемен. - 2014. - № 3. - С. 72-73.
4. Щербак А. В., Фролова Е. В. Глобализация как препятствие для Евразийской интеграции // Государство и рынок: механизмы и институты Евразийской интеграции в условиях усиления глобальной гиперконкуренции. - СПб., 2017.
5. Ядгаров Я. С., Александрова Е. В. Особенности теорий производительного труда в экономической науке конца XVIII - начала XIX века // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2013. - № 11. - С. 57-62.
6. Нуе J. S. Has Economic Power Replaced Military Might // Project Syndicate. - 2011. -6 June.
References
1. Zhuravleva G. P., Manohina N. V., Samohina E. A. Mezhdunarodnaya reytingovaya ocenka razvitiya stran - chlenov EAES [International Rating Estimation of the Development of Member-States of EAEU]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Economics], 2017, No. 10 (406), Issue 58. (In Russ.).
2. Putin V. V. Novyy integracionnyy proekt dlya Evrazii - budushchee, kotoroe rozhdaetsya segodnya [The New Integration Project for Eurasia is a Future being Born Today]. Izvestiya, 2011, 3 October. (In Russ.).
3. Shmelev B. O stat'e Nurizaya Rubina «Evraziyskoe videnie Rossii» [Concerning the Article 'Eurasian Vision of Russia' by Nurizay Rubin]. Mir peremen [World of Changes], 2014, No. 3, pp. 72-73. (In Russ.).
4. Shcherbak A. V., Frolova E. V. Globalizaciya kak prepyatstvie dlya Evraziyskoy integracii [Globalization as an Obstacle for Eurasian Integration]. Gosudarstvo i rynok: mekhanizmy i instituty Evrazisko integracii v usloviyah usileniya globaVnoy giperkonkurencii [State and Market: Mechanisms and Institutions of Eurasian Integration in Conditions of Global Hyper-Competition Intensification]. Saint Petersburg, 2017. (In Russ.).
5. Yadgarov Ya. S., Aleksandrova E. V. Osobennosti teoriy proizvoditel'nogo truda v ekonomicheskoy nauke konca XVIII - nachala XIX veka [Specific Features of Theories of Labour Productivity in Economics of Late 18th - Early 19th Century]. Normirovanie i oplata truda v promyshlennosti [Standardization and Remuneration in Industry], 2013, No. 11, pp. 57-62. (In Russ.).
6. Hye J. S. Has Economic Power Replaced Military Might. Project Syndicate, 2011, 6 June.
Сведения об авторах
Галина Петровна Журавлева
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель научной школы «Экономическая теория» РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Динара Рафаиловна Тутаева
кандидат экономических наук, декан факультета дистанционного обучения РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Galina P. Zhuravleva
Doctor of Economic, Professor, Honoured Science Worker of Russian Federation, the Head of the School of Science 'Economic Theory' of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Dinara R. Tutaeva
PhD, The Dean of the Faculty of Distance Learning of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]