Научная статья на тему 'Логистические основы внешнеторговой политикиреспублики Армения'

Логистические основы внешнеторговой политикиреспублики Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / INTERNATIONAL TRADE / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомцян А. Д., Назарян Г. А.

Актуальность данной статьи обусловлена активным расширением и вступления новых участников в Евразийский экономический союз, увеличением логистических процессов на территории России и стран-участников Евразийского экономического союза. Для дальнейшего усовершенствования логистических процессов имеются вопросы, которые требуют более глубокого анализа и создания новых методов их изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of this article is caused by the active expansion and the entry of new participants in the Eurasian Economic Union, the increase in logistic processes on the territory of Russia and countries of the Eurasian Economic Union. For further improvement of logistics processes are issues that require more in-depth analysis and the creation of new methods of their study.

Текст научной работы на тему «Логистические основы внешнеторговой политикиреспублики Армения»

Гомцян А.Д.,

д.э.н., почетный профессор, доцент кафедры «Международные экономические отношения» Армянского государственного экономического университета, Республика Армения, г. Ереван Назарян Г.А.,

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Международные экономические отношения» Армянского государственного экономического университета, Республика Армения, г. Ереван

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

Актуальность данной статьи обусловлена активным расширением и вступлением новых участников в Евразийский экономический союз, увеличением логистических процессов на территории России и стран - участников Евразийского экономического союза. Для дальнейшего усовершенствования логистических процессов имеются вопросы, которые требуют более глубокого анализа и создания новых методов их изучения.

Ключевые слова: международная торговля, экспорт, импорт

Gomtsian A.D., Nazaryan G.A.

LOGISTICS BASICS OF FOREIGN POLICY THE REPUBLIC OF ARMENIA

The relevance of this article is caused by the active expansion and the entry of new participants in the Eurasian Economic Union, the increase in logistic processes on the territory of Russia and countries of the Eurasian Economic Union. For further improvement of logistics processes are issues that require more in-depth analysis and the creation of new methods of their study.

Keywords: international trade, export, import

За последние годы со стороны ряда стран и международных организаций была

проведена значительная работа по снижению торговых тарифов и ликвидации системы квот. В результате объемы международной торговли резко увеличились и приобрели более глобальный характер, благодаря чему и развивающиеся страны получили доступ к международной системе поставок. В связи с глобализацией международной торговли, развитием электронной коммерции проблемы логистики, своевременной и надежной доставки, управления торговыми потоками стали более значимыми.

Ввиду этих проблем повесткой дня международных компании стало упрощение процедур торговли. Согласно определению Европейской экономической комиссии ООН для упрощения электронной деятельности и торговых процедур «с продавцов товаров народного потребления потока и процессы выполнения заказов и упрощения потока соответствующей информации, это стандартизация и гармонизация» 1. Это определение предполагает, что для передачи важна не только физическая транспортировка продукта, но и поток сопутствующей информации.

Упрощение процедур торговли касается также всех государственных систем, которые связаны с транспортировкой товаров, а также многих коммерческих организаций, которые осуществляют деятельность по перевозке товаров.

Для выявления бюрократических и логистических препятствий, стоящих перед коммерческими организациями, в докладе «Doing Business 2015 Going Beyond» Всемирного банка проведено сравнение экономических систем 189 стран, измеряемое длительностью импорта и экспорта морским транспортом, стоимостью (за исключением таможенных пошлин) и количеством документов, необходимых для выполнения сделки.

Эти показатели включают в себя документы и процедуры, требуемые таможенными пунктами, регулирующими органами, портовыми службами, а также отражают логистические проблемы, в том

1 http://unnext.unescap.org./pub/wp9311.pdf

числе сроки и стоимость внутренних перевозок. Самые простые процедуры для международной торговли в 189 странах используются в Сингапуре. Стоит отметить, что наиболее сложные процедуры, характеризующие международную торговлю в 8 странах и 10 (за исключением Ирака и Республики Конго), не имеют доступа к Мировому океану. Этот факт обосновывает предположение о том, что отсутствие прямого выхода к морю является мощным препятствием для эффективных процедур международной торговли. Долгие и неэффективные трансграничные процедуры, отсутствие надлежащих инфраструктур и надежных логистических услуг для стран, не имеющих доступ к морю, часто приводят к высоким расходам и долгими ожиданиями в пограничных пунктах.

Согласно докладу Всемирного банка «Doing Business 2015 Going Beyond», по ключевым аспектам нормативно-правового регулирования бизнеса Армения заняла 45-е место среди 189 стран, Россия - 155-е. В Армении для экспорта требуется только 5 документов и в среднем 16 дней, в то время как в России количество документов - 9, а количество дней в среднем - 21,1. В Армении для экспорта одного контейнера требуется 1885 долларов США, а в России - 2401 долларов США. Для импорта в Армению требуются 8 документов и в среднем 18 дней, соответственно для России эти показатели составляют 10 документов и в среднем 19,4 дней. В процессе импорта затраты на один контейнер в Армении составляют 2175 долларов США, а в России - 2595 долларов США1.

Расходы на транспортные перевозки формируются из различных компонентов: вес груза, данные груза, таможенные формальности и проверки, а также неофициальные сборы.

Чем больше процедур и документов требуются для импорта и экспорта, тем дороже и труднее становится этот процесс

1 «Doing Business 2015 Going Beyond», Going Beyond Efficiency, Comparing Business Regulations for Domestic Firms in 189 Economies, a World Bank Group Flagship Report, p. 189.

для экспортеров и импортеров. Особенно когда речь идет об экспорте, его простота для глобальной конкурентоспособности очень важна.

Транспортные расходы в Армении являются одними из самых высоких в мире, что в основном обусловлено тем, что Армения не имеет выхода к морю, и закрыты границы с двумя соседними странами.

Закрытость границ Армении с двумя соседними государствами имеет очевидное отрицательное виляние на ее экономику. По разным оценкам, объем платежей на транспортные расходы Армении достаточно высок. Адекватная картина наблюдается в Монголии, где удельный вес транспортных расходов внешней торговли также велик, несмотря на то что расстояние от Еревана до ближайшего порта в десять раз короче, чем от столицы Монголии. Это довольно серьезная проблема для развития экономики Армении, для роста экспорта и импорта. Кроме того, факт блокады также влияет на структуру экспорта. Армения сегодня экспортирует драгоценные металлы и камни (бриллианты, золото), информационные технологии. Несмотря на то что направленность внешней торговли Армении диверсифицирована (СНГ, страны Восточной и Западной Европы, соседние государства, страны Ближнего Востока и рынок стран Северной Америки), тем не менее Россия за годы независимости есть и остается главным товарным партнером Армении.

Несомненно, что Россия является «гравитационным» партнером для стран СНГ и непосредственно взаимодействует со всеми странами содружества.

Несмотря на то что Армения и Россия географически ближе друг к другу, но не имеют границ, то есть в связи с ликвидацией таможенных пунктов, тем не менее сохраняется зависимость таможенных границ Армении с другими странами (в частности с Грузией). Однако одной из благоприятных предпосылок ЕАЭС является наличие общей границы, что, в свою очередь, уменьшает логистические расходы. Надо учитывать и то, что расходы на

перевозку грузов из Армении в Россию гораздо выше, чем в других республиках Закавказья.

Однако нужно сознавать, что создание регионального торгово-экономического союза в Российской Федерации или членство в такой организации имеет множество положительных сторон. Несмотря на транспортную блокаду со стороны Турции и Азербайджана, присоединение РА к ЕАЭС может привести к повышению объема внешнеэкономической деятельности.

Ориентация РА на присоединение к ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия) требует использования множества финансово-экономических рычагов обеспечивающих экономическое развитие страны. В первую очередь это использование стимулирующих экономических рычагов к экспортируемым товарам. Второе - решение проблемы транспортной изоляции, возмещение расходов (банковские кредиты, льготные условии и т.д.). Вышесказанное приведет к росту экспорта, а также к общему развитию экономики. Членство РА в ЕАЭС предполагает решение многих проблем внешнеторговой политики Армении, в частности расширения торговли и роста объемов, защиты национальных производителей, транспортной блокады и улучшения транспортной системы.

Отсутствие выхода к морю, большое расстояние от мировых рынков, закрытые границы препятствуют внешней торговле Армении и продолжают серьезно ограничивать социально-экономическое развитие. К проблеме улучшения автомобильного и железнодорожного сообщения прибавляются и логистические задачи (отсутствие логистических центров и таможенных складов, которые позволили бы хранить груз в свободной таможенной зоне). Такие зоны функционируют в развивающихся странах. В настоящее время только грузы, перевозимые воздушным транспортом, могут храниться в аэропорту Звартноц, который является единственным в Армении.

Развитие армяно-российского торгово-экономического сотрудничества в нынешних условиях интенсификации интеграционных процессов между двумя стра-

нами является важным фактором для укрепления геостратегической позиции. Россия всегда рассматривалась как наиболее важный торговый партнер с высоким уровнем внешней торговли и взаимных мер по либерализации торговли.

Россия является лидером среди иностранных торговых партнеров Армении уже долгие годы. Достаточно сказать, что показатели внешней торговли между Республикой Армения и Российской Федерации ежегодно растут, и в период 20002014 гг. средний рост товарооборота составил около 300 млн долларов США, в 2014 г. - 1,44 млн долларов США. Снижение мировых цен и мирового спроса привело к снижению российско-армянского товарооборота на 15%1.

В 2014 г. внешнеторговый оборот России с Арменией, как уже было отмечено, составил 1,44 млрд долларов США или 24,2% от общего оборота Республики Армения. Экспорт снизился на 8 % по сравнению с предыдущим годом, импорт вырос на 1 %. Экспорт и импорт продолжают расти.

Сальдо торгового баланса составило 821.3 долларов США. В 2014 г. доля экспорта в Россию составила 20,3 % от общего объема экспорта РА, 25,0 % от доли импорта, что является самым высоким в общем объеме в рассматриваемый период (табл. 1).

В Россию экспортируются товары около 310 товарных групп по 4-значной классификации товаров ВЭД. Этиловый спирт составляет 43 % экспорта, бриллианты - 11.5 %, а рыба и раки - почти 9 % (Россия является единственным экспортным рынком). Такой большой удельный вес этих трех групп товаров говорит о высококонцентрированной структуре экспорта в Россию.

В экспорте сравнительно большой удельный вес имеют также консервированные фрукты и овощи, свежие фрукты (виноград, абрикосы и персики), минеральная вода, молочные продукты.

1 Программа долгосрочного сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации на период до 2020 года. С. 2.

Таблица 1 - Удельный вес экспорта и импорта России во внешней торговле Республики Армения (рассчитана по книге статистических данных Республики Армения 2006-2014гг., _РА, Ереван, и на основании данных http://customs.am/)_

Год Доля экспорта Доля импорта Рост экспорта по сравнению с предыдущим годом Рост импорта по сравнению с предыдущим годом

2004 10.8 11.8 - -

2005 12.2 13.5 152.7 151.9

2006 12.3 13.9 101.8 125.4

2007 17.5 22.0 166.4 2.4

2008 19.7 19.2 103.3 118.1

2009 15.1 23.9 51.6 93.1

2010 15.4 22.3 153.4 104.9

2011 16.7 21.5 138.4 106.0

2012 20.2 24.8 124.0 121.5

2013 22.6 23.4 120.0 104.0

2014 20.3 24.9 92.0 101.0

В 2014 году экспорт упал почти для всех товарных групп. Наибольшее снижение экспорта по позиции «этиловый спирт». Зато заметно увеличение экспорта молока, сыров, винограда, консервированных фруктов и овощей, медикаментов, минеральной воды.

Хотя спектр продукции, экспортируемой в Россию широк, по некоторым товарным группам Армения имеет неиспользованный потенциал, что может быть продемонстрировано путем оценки конкурентоспособности экспорта обеих стран.

Независимо от объема любой индекс конкурентоспособности, которая базируется только на экспорте, не является достаточно точным. Наиболее приемлемым методом для анализа является индекс Лафея.

По показателям индекса Лафея Армения имеет сравнительные преимущества по некоторым товарным группам: рыба и раки, алкогольные и безалкогольные напитки, табак и табачная продукция, руда, шлаки, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, черные металлы, медь и продукция из них.

Россия является конкурентоспособной для внешней торговли по энергоносителям (нефть и нефтепродукты), удобрениям, драгоценным и полудрагоценным камням, драгоценным металлам, черным ме-

таллам, зерну и по другим промышленным изделиям.

Экспорт из Армении в 2014 году природных или искусственных жемчугов, драгоценных или полудрагоценных камней, драгоценных металлов составил 52,1 млн долларов США и 39.5 млн долларов США в Россию. В 2014 году из Армении было экспортировано руды и шлаков всего на 0,2 млн долларов США. Армения в торговле с Россией по данным товарным группам не использовала свои конкурентные преимущества. В 2014 году экспорт табака и табачной продукции из Армении в Россию составил 1 ,2 млн долларов США, в то время как импорт табака и табачной продукции из России в Армению составил 6,8 млн долларов США.

Показатели индекса Лафея по экспорту алюминия и продукции из него являются спорными. В 2014 году Армения экспортировала алюминия на 93,3 млн долларов США, из которых около 90 % экспортируется в Соединенные Штаты и 0,3 % - в Россию. Несмотря на то что Россия не имеет сравнительного преимущества в экспорте алюминия, 70 % алюминия в Армению в 2014 году было импортировано из России.

Германия является главным рынком для экспорта из Армении черных металлов, а меди - Бельгия. Экспорт сырьевых

товаров в Россию почти нулевой: в 2014 году - 0,2 млн долларов США, что опять подтверждает тезис о неиспользованном потенциале экспорта в этом направлении.

И Россия, и Армения не имеют сравнительного преимущества в экспорте мяса и мясной продукции, но существует потенциал для развития. Этому благоприятствуют последние мировые события в контексте запрета ввоза в Россию мясных продуктов из США, Канады, Австралии, ЕС, Украины. Учитывая, что объем российского импорта составляет около 50 %, мы можем предположить, что в свободной части можно создать широкие возможности для возникновения новых игроков. Добавим, что армянское мясо и мясопродукты являются экологически одними из лучших и в ЕС и пользуются большим спросом.

Ввоз мяса и мясной продукции из Армении на российский рынок был запрещен с 2007 года. А с 12 ноября 2014 г. 11 армянских компаний по переработке мяса получили возможность экспортировать в Россию баранину, свинину, говядину, куриное мясо и мясную продукцию. По некоторым оценкам, производители мясных продуктов используют около 20-25 % своих производственных мощностей, так что экспорт данной категории товаров в 20162017 гг. можно увеличить до 3000 тонн вместо сегодняшних 496 тонн, обеспечивая дополнительную выручку в размере до 12-13 млн долларов США.

Россия поставляет в Армению стратегические продукты, такие как:

- природный газ, крупнейший импортируемый продукт (85,5% природного газа импортируется из России), на долю которого приходится 9,6 % от общего объема импорта; он имеет важное социальное и экономическое значение;

- 66,1 % нефти и нефтепродукта импортируется из России, что составляет 4,8 % от общего объема импорта; импорт нефти и нефтепродуктов в 2014 году составил 214 млн долларов США, что более чем в два раза превышает показатель предыдущего года.

- Россия является почти единственным на рынке импорта поставщиком пше-

ницы, ячменя (75,7 %) и кукурузы (40,6 %); в плане продовольственной безопасности данных товарных групп роль России является бесспорной.

2 декабря 2013 г. между Правительством Республики Армения и Правительством Российской Федерации было подписано соглашение о сотрудничестве по поставкам природного газа, нефтепродуктов и природных необработанных алмазов. По соглашению перед началом каждого календарного года согласовываются объемы внутреннего потребления нефтепродуктов и добычи природного газа, в Республике Армения для данного года и на следующий год утверждают индикативные балансы этих товаров для доставки их в РА.

Алмазодобывающие предприятия Российской Федерации и Гохран при Министерстве финансов РФ на предприятия РА поставляют природные алмазы в порядке и объемах, соответствующих заключенным соглашениям. На товары, поставляемые из РФ в РА без взимания таможенных пошлин, действует запрет на реэкспорт в иные страны. С 2 января 2015 года Армения является членом ЕАЭС, и необходимость применения этого положения должна быть отменена, так как движение данных товаров между государствами - членами ЕАЭС не облагается таможенными пошлинами. Тем не менее стороны инициировали подписание протокола, согласно которому действие экспортной пошлины было продлено еще на один год. Подписание протокола дает возможность на основе равенства и выгоды продолжать развивать экономические отношения между двумя странами.

Другое решение, принятое исполнительными властями, дает возможность экспортировать без таможенной пошлины из РФ армянским компаниям природные необработанные алмазы, при этом будет осуществляться контроль при реэкспорте указанных товаров. Это будет способствовать развитию рынка драгоценных камней в Армении.

Членство в ЕАЭС имеет также определенные расходы и риски. Членство ЕАЭС для Армении предполагает более тесные от-

ношения с российской экономикой, которая в последнее время имеет нестабильность, зависит от цен и объема экспорта энергетических ресурсов, и некоторое время будет расти медленно, и требует существенных структурных преобразований.

Из-за некорректных расчетов показателей внешней торговли стран - членов ЕАЭС показатели товарооборота не являются полными и подлежат корректировке. По данным Министерства экономики РА, бизнес-сообщество все еще имеет некоторые неопределенности, связанные с сотрудничеством в ЕАЭС, требующие уточнения по вопросам таможенного оформления, таможенного администрирования, предоставления необходимых документов. Кроме того, значительные колебания рубля для экспортеров привели к необходимости внести дополнительные корректировки в условиях подписания договора по цене (в долларовом эквиваленте) экспортированных товары для российского импортера. Фактором, способствующим снижению экспорта, можно считать снижение цен на нефть на международном рынке.

Одним из способов решения задач несовершенства статистики внешней торговли является использование «единого окна» в странах ЕАЭС. Казахстан выполнил почти 70% работы в этом направлении, Армения тоже делает определенные шаги, а Беларусь и Россия пока не участвуют в этом процессе. Уже разработан план национального проекта «Единое окно», который планируется завершить в 2015-2020 гг. В будущем таможенные пункты всех четырех стран объединятся в систему «единого окна», для которой требуется:

- национальная (государственная) программа для реализации механизма «единого окна»;

- единый орган, ответственный за прием и передачу данных участников внешнеэкономической деятельности;

- единый (стандартизированный) набор данных, единая система передачи данных.

Отсталость структуры технологических баз России делает их заложниками экономической конъюнктуры и поставщи-

ками сырьевых энергетических ресурсов. Высокий объем ресурсов, значительная социально-политическая нестабильность, отсутствие маркетингового и практического бизнеса становятся причинами структурной деформации в производстве и экспорте России. Причиной структурных проблем российской экономики является существующее на сегодняшний день давление на нее извне. Армения, конечно, не останется безучастной в ситуации сокращения инвестиций, падения объема экспорта, сокращения денежных переводов, а в рамках работы в ЕАЭС углубятся экономические, финансовые, политические и институциональные связи с Россией, что будет способствовать дальнейшему улучшению ситуации.

Расчет сравнительных преимуществ индекса внешней торговли показал, что Армения не использовала весь свой потенциал на некоторые продукты. Прежде всего это относится к сельскохозяйственной продукции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации опубликовало список стран, которые могут стать потенциальными поставщиками основных продуктов питания. Армения упоминается здесь лишь как поставщик вишни, абрикосов и персиков, поэтому необходимо увеличить производство высококачественных фруктов и овощей и площади парникового хозяйства.

Актуальной и важнейшей задачей для Армении является диверсификация транспортной системы и совершенствование инфраструктуры. Восстановление железнодорожного сообщения с Россией позволило бы не только увеличить объем внешнеторгового оборота, но и стать Армении важным транспортным узлом для ЕАЭС, который бы объединил в ЕС страны Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Индии.

Расходы поставок из Армении в Россию через Абхазию будут сокращены более чем на 30%, то есть если стоимость 1 тонны грузоперевозок из Еревана в Москву составляет 85-90 долларов США, то при наличии железнодорожной сети будет стоить 50-55 долларов. Несмотря на это, про-

граммы и проекты и абхазской железной дороги, и дороги Армения - Иран отсутствуют. Таким образом, в качестве альтернативы предлагается строительство автомобильной дороги транспортного коридора «Север-Юг», который обеспечивает доступ к Черному морю и позволяет экономить до 2,6 доллара США за пассажиро-час и 1 доллар США за 1 тонну грузов.

Расчет прямых иностранных взаимных инвестиции показал, что несмотря на то что индекс у пары Армения - Россия показывает устойчивый рост, на рынке Армении российские инвестиции объема не имеют. Основными секторами инвестиций в 2014 году были электричество, газ, кондиционированный воздух и телекоммуникации. Российские инвестиции в высокотехнологичных областях практически отсутствуют. Необходимо их направить в первую очередь именно сюда, если не хотим добиться долгосрочного экономического одностороннего развития и создания предпосылок для разработки материальной дисперсии.

Нынешняя структура экономики РА характеризуется высокой зависимостью от объема денежных переводов, которые способствуют, с одной стороны, окончательному потреблению импортных товаров, с другой стороны - развитию услуг и сферы торговли, строительству. При сокращении переводов валютных курсов вопросы, связанные с торговым балансом, будет неизбежны. Членство в ЕАЭС будет способствовать миграционным процессам, взаимному признанию дипломов, участию в механизмах социального и пенсионного страхования, будут активированы миграционные потоки, что снизит риск потерь, связанных с сокращением трансфертов, но в долгосрочной перспективе для Армении это может явиться угрозой национальной безопасности.

Внешнеэкономическая политика России в последние годы принимала следующие основные направления.

- Укрепление лидирующих позиций России на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг.

- Помощь в экспорте и перерабатывающей промышленности, оказание услуг по обеспечению глобальной конкурентоспособности.

- Интеграция России в мировую транспортную систему и реализация потенциала российской экономики в переходный период.

- Повышение глобальной энергетической безопасности России, развитие нефтехимической промышленности и укрепление своих позиций на рынке.

- Создание встроенного Евразийского экономического округа;

- Создание международного финансового центра в России, упрочение роли рубля в региональном распределении резервной валюты и использование его во внешнеторговом обороте.

- Усиление роли России в решении глобальных проблем и формирование глобального экономического порядка.

Задачей Армении в сфере внешнеэкономической политики является получение наибольшего преимущества при повышении конкурентоспособности партнера, а в территориальном округе - активное участие в региональных инициативах и переговорах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гомцян А.Д. Армянские трудовые мигранты в Российской Федерации: актуальные вопросы адаптации и правового положения // Финансовые исследования. -№4. - 2014. - С. 223.

2. Гомцян А.Д. Армения и Россия: перспективы сотрудничества в 21 веке // Финансовые исследования - 2013. - №4. -С. 121.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Gomtsian A.D. Armenian labor migrants in the Russian Fede-portable radio: current issues and the adaptation of the legal status of research // FINANCIAL - №4. -2014. - P. 223.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gomtsian A.D. Armenia and Russia: prospects for cooperation in the 21 century // Financial Research. - №4. - 2013 - P. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.