Научная статья на тему 'Место религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций молодых ученых'

Место религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций молодых ученых Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / RELIGIOUS IDENTITY / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / VALUES / YOUNG SCIENTISTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павенков Олег Владимирович, Рубцова Мария Владимировна, Павенков Владимир Григорьевич

Данная статья посвящена анализу роли религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций молодых ученых. Представлены результаты социологического исследования ценностных ориентаций молодых ученых Санкт-Петербурга, теоретической базой которого стала концепция идеациональности и альтруистической любви П. А. Сорокина. Участие в исследовании приняли 23 информанта. Выборка сконструирована методом «снежного кома». По результатам исследования был сделан вывод, что ценностная система информантов характеризуется противоречивостью и синкретичностью. Религиозность есть практически у всех информантов, но она может занимать различное место среди ценностных ориентаций и часто находится в латентном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций молодых ученых»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

A place of religion in shaping of spiritual and moral value orientations

of young scientists Pavenkov O.1, Rubtsova M.2, Pavenkov V.3 Место религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций молодых ученых Павенков О. В.1, Рубцова М. В.2, Павенков В. Г.3

'Павенков Олег Владимирович /Pavenkov Oleg - кандидат философских наук, доцент; 2Рубцова Мария Владимировна / Rubtsova Maria - доктор социологических наук, профессор;

3Павенков Владимир Григорьевич /Pavenkov Vladimir - кандидат исторических наук, доцент, кафедра медиакоммуникационных технологий, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург

Аннотация: данная статья посвящена анализу роли религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций молодых ученых. Представлены результаты социологического исследования ценностных ориентаций молодых ученых Санкт-Петербурга, теоретической базой которого стала концепция идеациональности и альтруистической любви П. А. Сорокина. Участие в исследовании приняли 23 информанта. Выборка сконструирована методом «снежного кома». По результатам исследования был сделан вывод, что ценностная система информантов характеризуется противоречивостью и синкретичностью. Религиозность есть практически у всех информантов, но она может занимать различное место среди ценностных ориентаций и часто находится в латентном состоянии. Abstract: the article analyzes the role of religion in the formation of spiritual and moral value orientations of young scientists. We present the results of sociological research of value orientations of young scientists of St. Petersburg based on the theoretical basis of the concept of ideational and altruistic love of PA Sorokin. Data comes from 23 in-depth interview with young scholars. The sampling method is "snowball" technique. The results show that the value system of young scholars is syncretic and can be characterized as contradictory. Almost all the informants has religiosity, but it can have different significant and often is latent.

Ключевые слова: религиозность личности, ценностные ориентации, молодые ученые. Keywords: religious identity, values, young scientists.

Изучению особенностей отношения к религии и системе религиозных ценностей посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных социологов, культурологов, социальных психологов. Для анализа сущности религиозных ценностей важное теоретическое значение имеет изучение социальных аспектов религиозности, выявление значения религиозных идей для социальных процессов и т.д. Эти аспекты нашли отражение в трудах зарубежных (М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Белла, Р. Старка, У. Баинбриджа, П. Бергера, Т. Лукмана, Б. Уилсона и др.) и отечественных социологов (С. Д. Лебедева, Л. А. Андреевой, Ю. Ю. Синелиной, В. И. Гараджи, И. Н. Яблокова и др.) [см., например, 1, 2]. Мы основываемся на концепции «идеациональности», которая введена П. А. Сорокиным в работе «Социальная и культурная динамика» [3], и ее дальнейшего развития в учении об альтруистической любви в работе «Пути и власть любви» [4].

С целью определения роли религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций было проведено 23 полустандартизированных интервью с молодыми учеными, занимающимися научной деятельностью во время обучения в аспирантуре. Возраст информантов 24-29 лет, в интервью приняли участие 15 девушек и 8 юношей. В случае указания вероисповедания информанты выбирали «православное» или «христианское». Использовалась выборка «снежного кома». Все информанты были ознакомлены с целью и задачами исследования и согласились на использование данных в научных целях в обобщенном виде. В целях соблюдения требований анонимности, ответы респондентов представлены под номерами.

Нравственность понимается молодыми учеными как неотделимая от соблюдения заповедей, нравственного закона. Эта позиция характерна как для воцерковленных, так и невоцерковленных информантов: Р3. Соблюдая заповеди у него будет духовно нравственное здоровье и совесть будет чиста.

Однако часть информантов полагают, что конкретное поведение ситуативно, что делает невозможным установление четких нравственных критериев. Р.3. Нельзя сказать, что вот это хорошо, а это плохо. Убивать плохо - да, убивать плохо. Война плохо - да, война плохо. А если люди пришли и начали стрелять в твою семью, то что будет... И когда думаешь об этом, то понимаешь, что все довольно ситуативно, вот... Главное - оставаться человеком...

Нравственные принципы, по мнению информантов, могут иметь своим источником религию. Р.14. Но при этом, вот это хорошо и плохо, мне кажется, это пришло все из религии, то есть определенные, можно сказать табу.

Хотя часть молодых ученых полагают, что нравственность и мораль не всегда связана с религией («мораль не всегда связана с верой»). Такие формулировки как «сомневаюсь», «не знаю точно» особенно часть встречаются у нерелигиозных молодых ученых. Одна их молодых ученых отметила, что атеистичность ученых приводит к циничному взгляду на мир: Р. 11. Люди, которые являются атеистами и занимаются наукой, они во многом становятся очень циничными... их ничто не сдерживает, вот мне лично религия помогает не сойти с ума, узнавая все эти вещи, продолжать верить в хорошее в человеке, в то, что существует что-то помимо «рацио»... Что существуют нравственные ценности, моральные устои, и не забывать об этом и душой отдыхать после занятия наукой

Нравственность неразрывно связана с системой ценностных ориентации молодых ученых. Среди религиозных молодые ученые выделяют христианские моральные ценности.

Р. 16. Потому что есть там среди них и очень объединяющие замечательные ценности: люби ближнего своего, помогай ближнему своему... И все-таки православие ориентировано на такой традиционный уклад жизни, когда все друг с другом рядом, все друг другу помогают.

Как показывают материалы интервью, ценностная система информантов характеризуется некоторой противоречивостью и синкретичностью. Религиозность есть практически у всех молодых ученых, однако у многих из них она находится в латентном состоянии. Вопреки ожиданиям, внеконфессиональная религиозность для молодых ученых нехарактерна, многие отмечали определенность в своей религиозной идентификации. Более важно, что конфессиональная самоидентификация сопровождается утверждением сходства ценностных ориентаций и равноправия других конфессий.

Литература

1. Berger P. The Sacred Canopy. Elements of Sociological Theory Religion. N.-Y. 167.

2. Luckman T. The Invisible Religion: The Problem of Religion in the Modern Society. N.-Y.: Macmillan, 1967.

3. Sorokin P. Power and Morality: Who shall Guard the Guardians? Boston: Porter Sargent, 1959.

4. Sorokin P. A. The Ways and Power of Love-Chicago: Beacon press, 1967.

5. RubtcovaM., Pavenkov O., Pavenkov V., Martianova N. & Martyanov D. Deprofessionalisation as a Performance Management Dysfunction: The Case of Inclusive Education Teachers in Russia. Asian Social Science, 2015. № 11 (18). 339-349. [Electronic resource]. URL:http://dx.doi.org/10.5539/ass.v11n18p339/ (date of access: 19.10.2016).

6. Rubtcova M., Pavenkov O., Pavenkov V., Vasil'eva V. The Language of Altruism: Corpus-Based Conceptualization of Social Category for Management Sociology Asian Social Science, 2015. Т. 11. № 13. С. 289-297.

7. Павенков О. В. Понятие альтруистической любви в философии Н. О. Лосского и культурологии П. А. Сорокина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2010. Т. 16. № 2. С. 54-60.

8. Павенков О. В., Павенков В. Г., Рубцова М. В. Учение о Каритативной Любви Блаженного Иеронима Стридонского // Вектор науки и техники: социально-экономические и гуманитарные исследования современности Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции: Сборник статей, 2015. С. 153-161.

9. Павенков О. В. Православная религиозность как фактор формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций. Монография / Санкт-Петербург, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.