Научная статья на тему 'Место речевого этикета в современном обществе'

Место речевого этикета в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
708
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомина Н. В.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. С помощью речи мы выражаем наши чувства, эмоции, переживания, отношение к окружающим нас лю­дям. Кроме того, речь – это совместная деятельность, которая не должна вызывать дискомфорта у ее участников. Поэтому необходимо соблюдение каждым из них норм речевого этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место речевого этикета в современном обществе»

употреблять и понимать их истинный смысл. Независимо от специфики развития каждой из рассматриваемых нами культур можно констатировать, что существует общий, единый фактор в их развитии - религиозная мысль, христианская традиция, которая, «если не считать ее божественного происхождения, есть одно из тех учреждений, коими управляется нация» [2].

В связи с вышесказанным необходимо знакомить будущих учителей французского языка с библеизмами, которые закрепились в языке как устойчивые выражения.

Так, например, при прохождении темы «Imparfait» можно познакомить студентов со следующими образными выражениями: «vieux comme Adam» -стар как Адам; «vieux comme Hérode» - стар как Ирод; «vieux comme Mathu-salem» - стар как Мафусаил. Они несут в своей основе аллюзии на библейские притчи. Кроме практического и образовательного потенциала, такое знакомство будущих учителей французского языка с библеизмами, как было показано выше, будет способствовать формированию их духовно-нравственной культуры.

Список литературы:

1. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики / А.А. Мурашов. -М.: Институт практич. психологии, 1996. - 280 с.

2. Соловьева Г.В. К вопросу об особенностях французского и русского языкового мышления (на примере употребления библейских цитат и аллюзий в двух языках) [Электронный ресурс] / Г.В. Соловьева. - Режим доступа: www.bibliofond.ru/view.aspx?id=124762, свободный.

3. Жуковская Н.П. Библеизмы французского языка / Н.П. Жуковская. -М., 2006. - 384 с.

МЕСТО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Фомина Н.В.*

Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж Адыгейского государственного университета, г. Майкоп

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. С помощью речи мы выражаем наши чувства, эмоции, переживания, отношение к окружающим нас людям. Кроме того, речь - это совместная деятельность, которая не должна вызывать дискомфорта у ее участников. Поэтому необходимо соблюдение каждым из них норм речевого этикета.

* Преподаватель русского языка и культуры речи, кандидат педагогических наук.

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений - все это свидетельствует о снижении культуры поведения и общения в современном обществе.

Современная языковая ситуация выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного произношения, территориальных и социальных диалектов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения. Кроме того, следует упомянуть и о речевой агрессии, связанной с природой человека, агрессивностью его поведения.

В современном обществе речевая агрессия проявляется в различных сферах жизни: в семье, в профессиональной и учебной деятельности, в контактах работников сферы обслуживания и т.д. Поэтому проблема распространения речевого этикета в современных условиях состоит в организации обучения нормативному общению на всех этапах, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая вузом.

Язык универсален: трудно назвать условия, в которых нельзя было бы им воспользоваться. В языке непосредственно выражаются мысль, человеческое сознание. При общении люди оценивают свои взаимоотношения. Без умения понимать и уважать чужие обычаи невозможно жить в современном мире, в котором общение людей разных культур делается все более тесным и активным.

Важнейшей чертой речевого этикета является ситуативность: выбор этикетных форм, коммуникативное поведение должны меняться с изменением коммуникативной ситуации, состава общающихся, с изменившимися целью и проблематикой общения и другими ситуативными изменениями в общении. То есть, коммуникативная ситуация характеризует обстоятельства общения в целом, его участников: тип ситуации, степень знакомства собеседников, функции собеседников в разговоре, отношение друг к другу, место и время общения и т.д.

Увеличение потребности в общении - неотъемлемая сторона современной жизни. Взаимная связь является отличительной чертой культуры общения, предполагая отклик на мысли, чувства, проблемы другого человека, что обусловлено взаимной заинтересованностью, сопереживанием, желанием понять собеседника, разделить его трудности. Касается это всех уровней отношений - не только с близкими, но и с совершенно незнакомыми людьми, а различными лишь будут формы общения. Речевой этикет дает возможность без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Основы речевого этикета достаточно просты: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правиль-

ность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов, и элементарная вежливость, предполагающая умение здороваться, прощаться, благодарить за помощь и т.д.

Речевой этикет, как внешняя форма поведения человека, всегда связан с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней и, если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это не проявлялось, он означает духовную неполноценность личности, что рано или поздно неизбежно проявляет себя в ее отношении к другим людям. То есть, в основе речевого этикета лежит уважение к людям, а если его нет, то этикетные знаки - не более, чем формальность. Поэтому нравственные ценности - главное содержание сферы деятельности этикета.

Потребность в знании и использовании речевого этикета состоит в том, что он, выражая требования вежливости, поддерживаемые на общественном уровне, общепринятые нормы речевого поведения, применительно к определенным условиям жизнедеятельности людей, является составной частью нравственной культуры и влияет на общение людей в целом.

О снижении культуры речи и неумении использовать в своей речевой практике формулы речевого этикета свидетельствуют результаты наблюдения, которое проводилось в одной из организаций сферы обслуживания нашего города. В наблюдении, проводившемся в течение двух месяцев, принимали участие люди, принадлежащие к различным возрастным, профессиональным и социальным категориям. В результате были выделены следующие группы:

1. использовавшие в речи разнообразные формулы речевого этикета;

2. использовавшие только формулы приветствия и благодарности;

3. использовавшие только формулы благодарности;

4. использовавшие только формулы приветствия;

5. не использовавшие формулы речевого этикета.

Проанализировав статистические данные, мы получили следующие

результаты: из 708 человек, принимавших участие в наблюдении: 2 % -используют в своей речи разнообразные формулы речевого этикета; 2,5 % - формулы приветствия и благодарности; 8 % - только формулы благодарности; 14 % - только формы приветствия; 87 % - не используют вообще.

Причем, следует отметить, что каждая из выделенных групп не является однородной по своему составу, но некоторая общность все-таки прослеживается. К группе людей, которые широко используют в своей речевой практике разнообразные формулы речевого этикета, относятся лица в возрасте от 7 до 12 лет, а также люди, старше 55 лет. Промежуточное же звено - либо вовсе не использует в своей речи указанные формулы, либо используют частично, например, только формулы приветствия или благодарности.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень использования речевого этикета в нашем обществе находится на низком уровне.

Список литературы:

1. Алешина А.Г. О вежливости, о такте, деликатности. - Л., 1990. - 252 с.

2. Бушелева Б.В. Этика и этикет общения. - Петропавловск-Камчатский, 1993. - 167 с.

3. Все об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. - Ростов-н/Д., 1996. - 512 с.

4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.