ISNN 1812-1853 • РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2010 ТОМ 7 № 3
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Войнов В.Б., Чаусова Л.К., Немчина А.С., Терентьева Т.Н., Брикунова С.С.
Место психофизиологических методов в коррекционно-развивающей работе с подростками, имеющими единичный опыт употребления психоактивных веществ
В публикации описываются результаты выделения признаков отставания развития центральной нервной системы у подростков, как основы формирования феномена нарушения психофизиологического развития. Функциональная незрелость центральной нервной системы определяет сниженные адаптивные способности подростков, как фактор риска формирования девиантных форм поведения и интерес в психоактивным веществам. Анализ полученныхрезульта-тов, приобретенный опыт работы с подростками позволяют отметить, что успешная реализация целей психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков, имеющих единичный опыт употребления психоактивных веществ, возможна при реализации комплекса основных задач, объединяющих корректные методы диагностики и коррекции, основанные на психофизиологических, психологических и социальных подходах.
Ключевые слова: подростки, психоактивные вещества, реабилитация, психофизиология, развитие и функциональное созревание.
Наркомания является одной из важнейших проблем современной России, требующих кардинально новых способов решения. По данным отечественных специалистов в России сейчас не менее 6-7 миллионов больных наркоманией, что составляет около 6 % всего населения [7]. На интервале с 1996 по 2001 год наркотизация различных групп детей и подростков возросла практически в два раза [9]. Удельный вес подростков среди всех наркоманов превысил 25 %, что говорит о значительном «омоложении» наркотической зависимости. Согласно данным официальной статистики уровень заболеваемости наркоманией среди подростков почти в 2 раза выше, чем у взрослого населения, а токсикоманиями -в 8 раз [4]. Первый опыт знакомства с наркотиками у 41 % учащихся происходит в возрасте 11-14 лет, а у 51 % в возрасте 15-17 лет [8, 11]. Список различных социологических, медицинских, педагогических и т.д. сведений и обобщений может быть расширен значительно, но, все равно, в рамках единичной публикации будет невозможно очертить весь круг проблем, связанных с все возрастающим интересом молодежи к психоактивным и наркотическим веществам. Вероятно все факторы формирования устойчивого интереса к употреблению средств модификации
сознания (психоактивных, наркотических средств) разделяются на факторы среды, прежде всего, социально-психологические и факторы личности подростка, включающие не только, собственно, мотивационные компоненты психики подростка, но и психофизиологические особенности, включающие свойства телесной сферы [2, 3]. Соответственно в вопросах коррекции и профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления: -во-первых, работа с ближайшим окружением подростка (выделение факторов
риска и их нейтрализация); -во-вторых, взаимодействие с личностью подростка: психофизиологическая оценка темпов и особенностей развития ребенка, выделение факторов риска развития девиантного поведения, воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям, формирование позитивных ценностей и ориентиров личностного роста. При раннем столкновении несовершеннолетних с веществами, оказывающими влияние на сознание, у них быстро формируется психологическая зависимость от легких способов и средств ухода от текущих проблем и достижения удовольствия. Формируется установка на дальнейшую наркотизацию в форме зависимости, разрушаются ценностные ориентации, устанавливаются устойчивые отношения с криминальным окружением. Кроме негативного социально-психологического эффекта имеет место существенное снижение здоровья подростков.
Существующая в России специализированная помощь несовершеннолетним с различными формами нарушения развития, в том числе, с признаками девиантного поведения, на фоне пристрастия к алкоголю, наркотикам, табаку и т.д. малоэффективна и практически не развита. Эти проблемы в лучшем случае обсуждаются на межведомственных совещаниях различного уровня, но, реально, попытки ее решения замыкаются на узковедомственные (правоохранительные, медицинские или педагогические) подходы. Тем не менее, опираясь на многолетнею работу органов управления образованием Ростовской области, можно отметить положительный интегрирующий опыт - педагоги не только могут ставить социально значимые задачи, но и пытаются объединить возможности ученых академических учреждений и высшей школы, милиции, медицины, психологических служб, структур физической культуры и спорта [1, 3, 5, 7]. В настоящее время одно из центральных мест в этой работе занимает областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (Центр) и созданное в его структуре реабилитационное отделение для детей, имеющих единичный опыт употребления наркотических средств. Работа Центра реализуется на основании приказа Министерства общего и профессионального образования РО от 22.12.06. № 2710 «О реализации Соглашения от 11.12.06 № 11 «О предоставлении субсидий Ростовской области на материально-техническое оснащение центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками»».
Цель данной работы заключалась в исследовании эффективности комплекса психофизиологических методов и средств, направленных на диагностику
и коррекционно-развивающую работу с подростками, имеющими единичный опыт употребления психоактивных веществ.
Гипотеза. В ряду факторов, определяющих склонность подростков к употреблению средств модификации сознания, существенное место занимает комплекс неврологических и соматических проблем развития, снижающий адаптационную пластичность ребенка и определяющий девиантный характер поведения. При разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ необходимо опираться не только на личностные свойства и мотивацию подростка, но и на сведения о его возможностях адекватно реагировать на предъявляемые нагрузки. Объект исследования.
Исследования проводились с 2006 по 2010 год. В исследованиях приняли участие подростки в возрасте от 12 до 16 лет, всего 54 человека, представленные в трех группах: до 13 лет - 3 человека, до 14 лет - 22 человека, до 15 лет - 19 человек, до 16 лет - 8 человек. Для всех подростков были характерны единичные случаи употребления психоактивных веществ, у них диагностировались различные формы девиантного поведения. Наблюдения осуществлялись на базе интерната в динамике 3-12 месяцев. Методы работы.
Набор специализированных программно-аппаратных средств: -компьютерный комплекс для психофизиологических исследований с акцентом на исследование свойств высшей нервной системы, скоростных и точностных параметров человека в моделях сенсо-моторного реагирования («Психомат» -изготовитель ЗА- «ВНИИ МП - ВИТА», г. Москва); -комплекс компьютерных релаксационных игр, основанных на принципе биологической обратной связи по параметрам фотоплетизмограммы дистальной части пальца руки («Вира», «Ралли», «Гребной канал», «Магические кубики» ---- «Компания «СИАТА», г. Киев, Украина); -программно-аппаратный комплекс, реализующий технологии нейробиоуправ-ления на основе адаптивной биообратной связи, параметр регуляции - суммарная биоэлектрическая активность головного мозга, («Б-СЛАБ» - «ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики С- РАМН», г. Новосибирск). Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) реализуется в двух биполярных отведениях Р3-01, Р4-02 (система 10-20), референтные электроды на мочках ушей. Регистрация ЭЭГ осуществлялась на фоне спокойного, расслабленного бодрствования - обследуемый располагается сидя, с закрытыми глазами. Полученные цифровые данные позволяют в отставленном режиме анализировать уровень функциональной зрелости центральной нервной системы, выраженный в «коэффициенте созревания ЭЭГ» (Ксоз), как отношения мощности частот альфа-диапазона к мощности частот тета-ритма ЭЭГ. Численная характеристика уровня активации нервной системы рассчитывалась через «коэффициент активации» (Какт), как отношение мощности частот бета-2-ритма к мощности частот альфа-ритма [2, 10, 13]. Расчет коэффициента активации, усредненного при повторных обследованиях,
в константных условиях, определяющих формирование у подростков спокойного бодрствования, позволяет надеяться на получение их устойчивой типологической характеристики активированности [6].
Одним из основных компонентов работы с подростками на основном - реабилитационном - этапе является их обучение контролю своего психоэмоционального состояния, с формированием состояния общей релаксации. С этой целью используются методы биоуправления, построенные на принципах биологической обратной связи (БОС-тренинг), которые демонстрируют человеку изменения параметров его функционального состояния в динамике усилий по расслаблению [9, 12]. В нашем случае были использованы: частота сердечных сокращений (фотоплетизмограмма дистальной фаланги пальца руки) и выраженность альфа-ритма электроэнцефалограммы, как показатель спокойного, релаксированного состояния центральной нервной системы. Частота сердечных сокращений обратно пропорционально связывалась со скоростью перемещения и с устойчивостью визуальных объектов в контексте игровых сюжетов на дисплеи персонального компьютера (гребля, кубики, дайвинг), мощность альфа-ритма прямо пропорциональна связывалась со скоростью раскрытия цветов в пейзаже на экране дисплея («БОСЛАБ»).
Результаты исследований
За 2-х месячный период адаптации воспитанники проходят комплекс входной психологической и психофизиологической диагностики. Оценка индивидуальных психофизиологических особенностей, уровня здоровья подростков позволяют сформировать индивидуальную программу реабилитации для каждого воспитанника.
Анализ результатов, полученных на основном этапе работы, позволили отметить следующие факты.
С целью оценки уровня функциональной зрелости неокортикальных образований подростков нами были использованы результаты 8-10 серий регистраций ЭЭГ с проведением БОС-тренинга. Для каждого из обследованных подростков были выбраны результаты спектрального анализа электрограмм с максимальной для данного подростка выраженностью частот альфа-ритма ЭЭГ, представленной в форме коэффициента созревания ЭЭГ. Результаты представлены на рисунках 1 и 2.
Как можно видеть на рисунке 1, во всех трех возрастных группах имеются индивиды с опережением и задержкой развития нервной системы. Средний уровень зрелости электрографических характеристик имеет выраженную тенденцию к росту, а при сопоставлении второй (до 13 лет) и третьей возрастных групп (до 14 лет) - 1:-критерий Стьюдента для независимых выборок позволяет говорить о достоверности различий (1 = 3,05; Р = 0,005). Очевиден рост показателя и при индивидуальных сопоставлениях (рис. 2). В контексте обсуждаемых задач особый интерес вызывают подростки из групп с низкими значениями показателями Ксоз центральной нервной системы, что отражает недостаточный уровень сформирован-ности механизмов интеграции в системе кора-подкорка, незрелость регуляторной системы с участием таламуса и кортикальных структур. Именно подростки из этой
группы требуют дополнительного внимания в отношении выявления возможных причин наблюдаемых феноменов девиантного поведения.
Возраст (годы)
Рисунок 1. Соотношение возраста подростков с показателем уровня созревания неокортекса (Ксоз) - соотношение календарного и биологического возраста по
группе обследованных
Возраст (годы)
14 -
13.В -13 -12.В -12 11.В
14.В 14
14.В 14
13.В 13
12.В 12 11.В
14.В 14 13.В 13
12.В 12 11.В
Ксоз (у.е.)
ш
Рисунок 2. Примеры индивидуальной динамики показателя уровня созревания неокортекса (Ксоз) в процессе исследования
Рассматривая весь комплекс воздействий, оказываемых на подростков во время пребывания в центре в качестве единого фактора (фактор «Время»: конец-начало реабилитационного периода), направленного на формирование позитивных
2.4В
2.4В
13.В
-- 1.8В
13
12.В
1.2В
12
11.В
0.6В
-- 2.4В
1.8В
1.2В
0.6В
тенденций в поведении и тренировку ряда психофизиологических параметров, нами был проведен однофакторный дисперсионный анализ. Выявляется общая тенденция к улучшению ситуации, характерная для большинства подростков. Выявлена достоверная зависимость от фактора «время» следующих параметров: простая сен-сомоторная реакция на световой и на звуковой стимулы (соответственно, критерий Фишера в первом случае - 10,55 при уровне значимости - 0,01; критерий Фишера во втором - 19,08 при уровне значимости - 0,002); сложная сенсомоторная реакция на звуковой стимулы (критерий Фишера - 21,58 при уровне значимости - 0,002). Но, при этом, такой показатель как объем памяти на числа характеризуется значимой межиндивидуальной изменчивостью без выраженных эффектов тренировки.
Проведенная работа с применением программно-аппаратного комплекса для биоуправления «БОСЛАБ» и релаксационных игр, направленных на формирование навыков саморегуляции с использованием биологической обратной связи (параметр - частота сердечных сокращений), позволила отметить 3 варианта эффектов тренировки: улучшение показателей (есть эффект тренировки между последним и первым занятием); стабильный положительный результат не наблюдается; тренировка приводит к росту напряжения и росту активации ЭЭГ. На примере одного потока (12 воспитанников) был проведено статистическое сравнение (непараметрический метод Вилкоксона) последнего и первого тренировочных занятий с использованием комплекса БОСЛАБ. Процент изменения коэффициента активации при сравнении ЭЭГ в состояниях «после тренировки» по отношению к состоянии «до тренировки» - в семи случаях уровень изменения был более 10 %, изменения по группе достоверны (2 = 2,40 при Р = 0,017).
На рисунке 3 можно видеть индивидуальные особенности формирования эффекта тренировки по формированию релаксированного состояния. Подросток ММ демонстрирует достаточно успешную тренировочную сессию, начиная с третьего занятия состояние «спокойного бодрствования после тренировки» становится все более релаксированным (коэффициент активации ЭЭГ снижается). В случае подростка ЛИ, - динамика уровня активации менее однозначная, есть и успешные и не успешные сессии.
Наблюдаемая у отдельных воспитанников высокая вариабельность эффектов тренировки и практическое отсутствие положительных результатов объясняется характерными для данного контингента: неуравновешенностью и слабостью нервных процессов, низким уровнем сформированности волевых механизмов регуляции, и, одна из главных причин, несформированной мотивацией на сотрудничество со специалистами реабилитационного отдела, нежеланием изменить ситуацию, направить свои усилия на формирование позитивного вектора личностного роста.
Особая проблема при работе с подростками заключается в формировании у них желания диалога со специалистами, осознанной мотивации на включение в реабилитационный процесс, последовательное продолжительное участие в нем и окончательный отказ от употребления наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ). Использующиеся в работе Центра методы диагностики и реабилитации строятся на
е^;——
основании свободного желания обследуемого участвовать в процессе. Не может быть получен объективный результат обследования и не возможен позитивный эффект в тренировке способности к саморегуляции при нежелании подростка сотрудничать со специалистами, при отсутствии взаимопонимания с обеих сторон.
Какт.
1.0 п
0.9 -0.8 -0.7 -0.6 -0.5 -0.4 -0.3 -0.2 -
1.0 0.9 0.8 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3 0.2
Обсл. ММ
10
Обсл. ЛИ
Номер занятия
1 2 3 4 5 6 7 8
Обозначения: спокойное бодрствование, глаза закрыты, до тренировки; спокойное бодрствование, глаза закрыты, после тренировки
Рисунок 3. Индивидуальная динамика уровня активации ЭЭГ (Какт) в ряду последовательных тренировочных занятий по БОС-тренингу релаксации
Для формирования положительной мотивации к сотрудничеству и участию в комплексной реабилитационной программе применяется индивидуальная дифференцированная система поощрений - «бальная система». Текущий анализ состояния подростков, их готовности и возможности к принятию релаксационных тренинговых технологий обсуждаются на проходящих консилиумах, что обеспечивает более полное использование всего комплекса реабилитационно-развивающих методических подходов и средств.
Важным элементом в воспитательной работе оказалось самодеятельное физкультурное движение воспитанников - «Паркур». Это экстремальный вид спорта, включающий в себя бег, прыжки, преодоление препятствий, сложные акробатические элементы, сохранение равновесия, и, кроме всего прочего, - постоянное преодоление себя, развитие уверенности в себе, способность преодолевать
2
3
4
5
6
7
8
9
препятствия. К концу реабилитационной программы произошли изменения в поведении подростков, сформировался коллектив с выраженными лидерами, определенной спортивной направленностью. Специалисты Центра смогли, опираясь на факторы созревания социальных отношений в группе воспитанников, более уверенно реализовывать идеи о важности здорового образа жизни, позитивной Я-концепции и т.д. Очевидно, что и реабилитационная, и развивающая (образовательная и воспитательная) направления работы будут более эффективными в коллективе, сформированном вокруг общей идеи, требующей большой самоотдачи, напряжения и физических, и психических ресурсов. Заключение
Таким образом, анализ полученных результатов, приобретенный опыт работы с подростками позволяют отметить, что успешная реализация целей психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков, имеющих единичный опыт употребления психоактивных веществ возможно при более полной реализации нескольких основных задач: -углубленная диагностика подростков, осуществляемая как в начальный период, при их поступлении в Центр, так и в процессе их регулярных обследований с целью выявления основных причин, лежащих в основе девиантного поведения;
-тесное взаимодействие специалистов различного профиля, включая физиологов-исследователей, врачей со специализацией психиатрия детей и подростков, неврология;
-создание условий по формированию у подростков «сверхцелей», способствующих мобилизации физических и психических потенциалов подростков, формированию коллектива; -формирование у подростков устойчивой мотивации к формированию здорового образа жизни, к отказу от вредных привычек; -формирование четкой модели постинтернатного психолого-педагогического сопровождения выпускников Центра, их социальной адаптации. В процессе работы была подтверждена рабочая гипотеза - раскрывающая место неврологических и соматических проблем развития в рамках комплекса факторов, формирующих у подростков девиантное поведение и, фактически, зависимость от факторов модификации сознания. Конкретизируя причины интереса подростков к употреблению психоактивных веществ следует отметить особую значимость: -сформированного на ранних этапах развития подростка девиантного характера поведения, обусловленного отставанием и (или) нарушением развития центральной нервной системы и, как следствием, социальной дезадаптацией; -социально-педагогической запущенности со стороны семьи и образовательных учреждений; -устойчивого неблагоприятного социального окружения. Специализированная помощь несовершеннолетним с различными формами злоупотребления ПАВ возможна благодаря внедрению комплексных реабилитационных
ça,-—_....■.
программ, включающих наряду с медицинским, психолого-педагогическим, социальным сопровождением блок психофизиологической реабилитации с использованием специализированного реабилитационного оборудования. Осуществление комплекса коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие способностей к саморегуляции и дезактуализацию патологического влечения к ПАВ, облегчает формирование у подростков осознанной мотивации на включение в реабилитационный процесс и последующее продолжительное участие в нем. Появляется возможность надеяться, что у подростков облегчится усвоение учебных программ, наладятся взаимоотношения в коллективе со сверстниками и в семье, проявятся потенциальные возможности, ранее скрытые и подавленные.
Литература
1. Беляева Г.П., Маликова Н.А. Методические рекомендации для педагогов-психологов по профилактике наркозависимости в детско-подростковой среде. - Ростов н/Д, 2001.
2. Войнов В.Б. Психофизиологические методы оценки здоровья детей младшего школьного возраста. - Ростов-на/Д. Изд-во ООО «ЦВВР», 2004.
3. Войнов В.Б., Литвиненко О.В., Чаусова Л.К., Беляева Г.П. Разработка психологических и нейрофизиологических показателей предрасположенности учащихся и студентов к вредным привычкам, методы профилактики // Валеология. - 2003. - № 4.
4. Кошкина Е.А. Эпидемиология наркологических заболеваний // Руководство по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. - Т. 1. - М., Медпрактика-М, 2002.
5. Немчина А.С., Брянова В.А. Методические рекомендации для социальных педагогов образовательных учреждений по профилактике наркомании среди детей и подростков. - Ростов н/Д, 2001.
6. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979. - 352 с.
7. Серов П.Н., Солтовец А.В., Терентьева Т.Н. Методические рекомендации для организаторов педагогической профилактики наркомании в школе. - Ростов н/Д, 2001.
8. Талалаева Г.В., Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Наркомания: аномальная форма адаптации молодежи. - Екатеринбург, 2007.
9. Черниговская Н.В., Мовсисянц С.А., Тимофеева А.Н. Клиническое значение адаптивного биоуправления. - Л.: Медицина, 1982.
10. Шеповальников А.Н., Цицерошин М.Н., Апанасионок В.С. Формирование биопотенциального поля мозга человека. - Л.: Наука, 1979. - 164 с.
11. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. - М.: ЦСП, 2003.
12. Штарк М.Б. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного завтра) // Биоуправление: Теория и практика. - Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 1998.
13. Pfurtscheller G., Stancak A., Jr., Neuper C. Event-related synchronization (ERS) in the alpha-band an electrophysiological correlate of cortical idling: a review // Int.J.Psychophysiol. - 1996. - 24. - Р. 39-46.