УДК 159.9.072.432
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ
© 2016
Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия) Гарбер Алена Ильинична, кандидат психологических наук, психолог-консультант
реабилитационной клиники Реабилитационная клиника Райнхардсхёэ, Бад Вильдунген (Германия) Иванов Дмитрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Попов Юрий Михайлович, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии,
экологии и методики обучения Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация. Охарактеризована суть принципа биологической обратной связи, которая отражена в положении о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе системы. Показаны преимущества биологической обратной связи по сравнению с другими методами саморегуляции. Раскрываются конструктивные особенности различных приборов биологической обратной связи и специфические режимы психофизиологического тренинга. Предполагается, что для повышения эффективности применения метода биологической обратной связи в профилактике употребления психоактивных веществ подростками (обучающимися) может использоваться синергетический потенциал современной холистичной информационно-образовательной среды. Раскрываются содержательные характеристики этой среды, и определяется возможность интеграции в её структуру приборов биологической обратной связи. Обоснована синергия холистич-ной информационно-образовательной среды в качестве основного связующего элемента в механизме повышения эффективности биологической обратной связи для профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Содержится описание проведенного исследования, позволяющего определить эффективность профилактической работы с подростками, в основу которой положен метод биологической обратной связи. Показаны возможности применения метода биологической обратной связи в профилактике употребления психоактивных веществ подростками с использованием различных типов приборов. Приведены результаты формирующего эксперимента, позволяющие обнаружить статистически значимое повышение уровня саморегуляции и изменение отношения к наркотикам у подростков экспериментальной группы после занятий с использованием метода биологической обратной связи. На основании этих результатов сделано заключение о том, что использование системного синер-гетического подхода в психологической профилактике зависимостей позволяет перевести психофизиологические механизмы противодействия личности вовлечению в употребление в управляемый режим и тем самым снизить её склонность к использованию психоактивных веществ.
Ключевые слова: психофизиологические механизмы, биологическая обратная связь, холистичная информационно-образовательная среда, синергетический эффект холистичной информационно-образовательной среды, функциональное биоуправление, психоактивные вещества, психофизиологический тренинг, саморегуляция.
EFFICIENCY ANALYSIS OF THE BIOLOGICAL FEEDBACK METHOD IN PREVENTION OF PSYCHOACTIVE AGENTS USE BY TEENAGERS
© 2016
Aniskin Vladimir Nikolayevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «IT, applied Mathematics and methods of teaching» Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia) Garber Alena Ilyinichna, candidate of psychological sciences, systems family
psychotherapist (consultant), Rehabilitation Clinic «Reinhardshöhe», Bad Wildungen (Germany) Ivanov Dmitry Victorovich, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair
«Age and pedagogical psychology» Popov Yuri Mikhailovich, doctor of biological sciences, professor of the chair «Biology,
ecology and methods of teaching» Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Abstract. The following paper deals with the method of biological feedback. The authors show the advantages of the biological feedback method in comparison with other methods of self-control. The paper also contains the features of various devices of biological feedback and the specific modes of psycho physiological training. The authors suppose that to increase the efficiency of biological feedback method application in prevention of psychoactive agents use by teenagers it is necessary to use synergetic potential of the modern information and education environment. Substantial characteristics of this environment are revealed. The synergy of the information and education environment as the basic binding element is proved. The paper also contains the results of the research.
Keywords: psycho physiological mechanisms, biological feedback, information and education environment, synergetic effect of the information and education environment, functional bio management, psychoactive agents, psycho physiological training, self-control
Современная психология зависимостей от психоактивных веществ является сложным полидисциплинарным направлением человеческого знания. В силу многочисленности факторов, определяющих формирование механизмов активного противодействия человека вовлечению в употребление психоактивных веществ, возни-
кает необходимость всё более широкого использования достижений системного подхода. Анализ имеющихся литературных данных свидетельствует о том, что господствующими методами в решении сложных проблем психологической профилактики до сих пор остается детерминистский и стохастический подходы. Несмотря
на наличие многочисленных направлений изучения проблемы зависимостей, они во многом продолжают оставаться умозрительными, и их использование не обеспечивает должной эффективности профилактических мероприятий. На наш взгляд, именно этот фактор существенно ограничивает эффективность методов противодействия, предупреждения и профилактики наркомании.
Проблема использования методов функционального биоуправления для профилактики склонности к аддик-тивному поведению подростков до сих пор фундаментально не осмыслена.
Использование системного синергетического подхода в изучении психофизиологических механизмов, определяющих формирование и протекание зависимости от психоактивных веществ, позволит перевести хаотические процессы в управляемый режим и тем самым значительно снизить распространённость наркомании в человеческой популяции и социуме.
Исходя из имеющегося у нас опыта, мы можем утверждать, что состояние установок противодействия вовлечению подростков (обучающихся) в употребление психоактивных веществ может быть объективно оценено и скорректировано в процессе управляемого психофизиологического тренинга, направленного на повышение эффективности механизмов саморегуляции состояния личности. Обязательным условием этого является объективизация состояния психосоциальной сферы объекта исследования с помощью современных диагностических приборов с обязательным использованием контурного принципа регулирования на основе обратной биологической связи, обработки и управления потоками информации с использованием нейросетевого принципа.
Целью нашего исследования является изучение эффективности метода биологической обратной связи в профилактике употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте. Одной из центральных гипотез нашего исследования является предположение о том, что синергия холистичной информационно-образовательной среды, одной из составных частей которой является использование специальной аппаратуры для регистрации физиологических параметров организма, может рассматриваться как один из наиболее оптимальных механизмов, повышающих эффективность биологической обратной связи в профилактике употребления психоактивных веществ подростками.
Для доказательства выдвинутой нами гипотезы рассмотрим вначале содержательные характеристики двух основных исследуемых феноменов: холистичной информационно-образовательной среды и биологической обратной связи, с целью определения их общего (инте-гративного) потенциала в повышении эффективности работы по предупреждению употребления психоактивных веществ подростками.
Термин «холистичная информационно-образовательная среда (ХИОС)» является новым понятием глоссария информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и редко встречается в психолого-педагогической литературе, хотя допускает вполне логичную трактовку через родственную дефиницию: «информационно-образовательная среда (ИОС)».
Определение «холистичная», отличающее эти два термина, в широком смысле трактуется как философская позиция по проблеме соотношения части и целого и исходит из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. В узком смысле под холистичностью понимают «философию целостности», разработанную Я. Смэтсом, который ввёл в философский тезаурус термин «холизм», опираясь на выражение Аристотеля: «целое больше, чем сумма его частей» [1]. Учитывая приведённые трактовки, вполне логично рассуждать о холизме, связывая его с интеграцией или интегративностью. Отмеченная связь подтверждается
предположением А. Маслоу о том, что: «интегративный (холистичный) способ мышления должен стать мировоззрением» [2, с. 117].
На основе холистичного подхода А.Л. Бусыгиной и А.В. Федотовым была систематизирована совокупность элементов структуры холистичной среды образовательного учреждения (ХСОУ) и предложена следующая трактовка этого понятия: «ХСОУ - это сложный феномен, представляющий собой синтез системной организации содержательного компонента образования, оптимизации приёмов управления мыслительной деятельностью обучающихся, организации междисциплинарных семинаров и создания общественных социально-экологических движений, посредством которых осуществляется формирование интегративного мышления у учащихся» [3, с. 103]. При этом в основу предложенной ими структурно-функциональной модели ХСОУ легли программы интегральных курсов, одновременно формирующих специальные, технологические, социально-экономические, социально-экологические, биосферно-этические и психологические компетенции у обучающегося.
Экспериментальная работа по определению потенциальных возможностей ХИОС показывает, что инте-гративные функции такой среды весьма эффективны для реализации синергетического эффекта и достижения высокой степени эмерджентности (системного эффекта) в процессе общекультурной, социально-технологической, культурно-просветительской и социокультурной работы с подростками.
Как это было отмечено в сформулированной выше гипотезе, именно синергия ХИОС и является основным связующим элементом в механизме повышения эффективности БОС для профилактики употребления психоактивных веществ подростками.
Для доказательства этого предположения охарактеризуем феномен БОС:
В своей книге «Управление стрессом» Джеррольд С. Гринберг определяет БОС как: «использование инструментария для отражения психофизиологических процессов, которые могут не осознаваться человеком и протекать непроизвольно» [4, с. 252]. С учётом этой дефиниции можно сказать, что БОС - это процесс, в результате которого человек учится оказывать относительное влияние на физиологические реакции 2-х видов: реакции, неподвластные произвольному контролю и реакции, которые можно легко регулировать, но процесс регуляции нарушен в результате травмы или заболевания.
Суть принципа биологической обратной связи, как указывают В.Р. Бильданова, Г.Р. Шагивалеева, О.М. Штерц, отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях [5, с. 26].
В процессе установления БОС происходит сопоставление - идентификация телесных ощущений человека и информации об этих ощущениях. Таким образом, тренирующийся человек имеет редкую возможность в режиме on-line увидеть или услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма, а кроме того, в режиме реального времени отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции [6, с. 47].
Стоит особо отметить то обстоятельство, что процессуальная сущность БОС как нельзя лучше подтверждает её связь с ХИОС, основе которой являются информационные технологии. Ведь любая технология, в т.ч. и информационная, в её широком смысле является не чем иным, как процессом создания какого-либо продукта с использованием достижений научно-технического прогресса. В нашем случае, в качестве продукта выступает результат профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ, осущест-
вляемой в условиях ХИОС с использованием метода БОС.
Все три фазы БОС (измерение параметров, их графическая либо текстовая интерпретация и установление обратной информационной связи) вряд ли смогут стать взаимосвязанными компонентами единого процесса без использования связующей технологической оснастки, в качестве которой и выступают аппаратные и программные средства ХИОС.
Для психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ мы использовали широкий арсенал подобных средств. Кабинет профилактики оснащён такими приборами БОС, как: компьютерный мультипараметрический индикатор «МиКарТ», индикатор «Волна» и индикатор «Терм».
Использование этих приборов основывается на возможностях методов лечения и профилактики наркомании, основанных на принципе БОС. При помощи приборов и программ БОС: «Волна», «Терм», «МиКарТ», входящими в ХИОС, подростки учатся расслаблению и активному противостоянию стрессам. По результатам исследований «рейтинга» причин, составленных В.Ю. Котляковым, одной из главных причин приобщения к наркотикам является стремление подростка забыться, расслабиться, снять неприятные ощущения, не умея этого достигнуть доступными ему средствами [7, 8]. Помочь подростку снять напряжение, научить его методам психической саморегуляции является одной из центральных задач профилактики употребления психоактивных веществ подростками.
Связь успешности БОС с ритмическим дыханием, согласно исследованиям А.Н. Долецкого, И.В. Хвастуновой, Р.Е. Ахундовой, А.А. Мигулиной, свидетельствует о роли резонансных процессов в механизме адаптивного биоуправления с БОС.
Это позволило авторам выдвинуть резонансную гипотезу релаксации, согласно которой при совпадении частот изменения дыхания, биоэлектрической активности мозга, сердечного ритма и сосудистого тонуса происходит усиление активности в вовлекаемых в резонансный ответ структурах (таламических пейсмейкерных структурах, ядрах сосудодвигательного и дыхательного центра) [9, с. 19].
В соответствии с целью нашего исследования, которая состоит в изучении эффективности метода биологической обратной связи в профилактике употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте, нами было проведено исследование, позволяющее определить эффективность работы с подростками с использованием метода БОС (20 подростков составили экспериментальную группу исследования). Контрольную группу составили 20 подростков, не принимавших участие в программе с использованием метода БОС. Статистически значимых различий в ходе первичной психодиагностики по опроснику В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [10] и методике «Лист изучения отношения подростков к наркотикам» между подростками экспериментальной и контрольной группы выявлено не было.
Для изучения уровня саморегуляции подростков экспериментальной группы после занятий с использованием метода БОС был использован опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [10].
По итогам обработки диагностических данных нами были получены следующие результаты стартовой диагностики экспериментальной группы подростков до проведения занятий (см. таблицу 1 и диаграмму 1).
Таблица 1. Результаты диагностики стиля саморегуляции поведения в экспериментальной группе подрост-
Результат/Шкалы Пл М Пр ОР Гб ОУ
Низкий вровень 15% 10% - 15%
Средний \'роЕень 70% 35% 65% 75% 70% 75%
Вь] с окий ур овень 15% 15% 35% 25% 30% 10%
Диаграмма 1. Результаты диагностики стиля саморегуляции поведения в контрольной группе
По итогам обработки диагностических данных нами были получены следующие результаты итоговой диагностики экспериментальной группы подростков после проведения занятий с использованием метода БОС (см. таблицу 2 и диаграмму 2).
Таблица 2. Результаты диагностики стиля саморегуляции поведения в экспериментальной группе после занятий по методу БОС
Результат/Шкалы Пл М Пр ОР Гб ОУ
Низкий уровень 15% - 10% - - 15%
Ср е,иний ур овень 40% 55% 35% 55% 50% 45%
Высокий уровень 45% 45% 65% 45% 50% 40%
Диаграмма 2. Результаты диагностики стиля саморегуляции поведения в экспериментальной группе после занятий с использованием метода БОС
Примечание: В приведённых таблицах и диаграммах используются следующие сокращения: Пл - планирование, М - моделирование, Пр - проектирование, ОР - оценивание результатов, Гб - гибкость, ОУ - общий уровень саморегуляции.
Для выявления статистических различий по показателям саморегуляции, измеренных с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» [10], у подростков экспериментальной группы до и после проведения формирующего эксперимента и у подростков контрольной группы, нами использовался критерий Вилкоксона. По показателю шкалы саморегуляции «Планирование» в экспериментальной группе до и после проведения формирующего эксперимента был выявлен следующий показатель критерия Вилкоксона: Т=333, р<0,05, следовательно, были выявлены различия между результатами стартовой и итоговой диагностики у подростков экспериментальной группы по данному показателю. Это свидетельствует о том, что у подростков экспериментальной группы статистически значимо повысилась сфор-мированность потребности в осознанном планировании деятельности. Планы подростков экспериментальной группы стали более реалистичными, детализированными, иерархичными и устойчивыми.
Результаты статистического анализа данных по шкале «Планирование» подростков контрольной группы с использованием критерия Вилкоксона показали отсутствие статистически значимых различий (Т=440, р>0,05). У подростков контрольной группы потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой
смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Подростки контрольной группы по-прежнему предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и несамостоятельно.
По критерию Вилкоксона было установлено наличие различий по шкале «Моделирование» в экспериментальной группе до и после эксперимента (Т=319, р<0,05). Это означает, что подростки экспериментальной группы после занятий с использованием метода биологической обратной связи, стали способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.
В контрольной группе до и после эксперимента не обнаружено статистически значимых различий по шкале «Моделирование» с использованием критерия Вилкоксона (Т=418, р>0,05). Для этих подростков осталась характерна низкая сформированность процессов моделирования, что обусловливает неадекватную оценку значимых внутренних условий и внешних обстоятельств. У подростков контрольной группы могут возникать трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации.
По шкале «Программирование» были обнаружены значимые различия по критерию Вилкоксона в результатах экспериментальной группы до и после эксперимента (Т=343, р<0,05). У подростков экспериментальной группы в результате занятий с использованием метода функционального биоуправления повысилась сформи-рованность потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированность и развернутость разрабатываемых программ поведения.
В контрольной группе не выявлены значимые различия до и после эксперимента по шкале «Программирование» (Т=409, р>0,05). Подростки контрольной группы по-прежнему предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с несоответствием полученных результатов целям деятельности.
По критерию Вилкоксона выявлены также различия по шкале «Оценивание результата» в экспериментальной группе до и после эксперимента (Т=292, р<0,05). Повышение показателей по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформиро-ванности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.
В контрольной группе до и после эксперимента различий по критерию Вилкоксона по шкале «Оценивание результата» не обнаружено (Т=447, р>0,05). Подростки контрольной группы не замечают своих ошибок, некритичны к своим действиям, что приводит к ухудшению качества результатов при увеличении объема работы.
В экспериментальной группе подростков до и после эксперимента по шкале «Гибкость» выявлены также различия по критерию Вилкоксона (Т=329, р<0,05). Это свидетельствует о том, что после участия в эксперименте, подростки экспериментальной группы показали повышение пластичности регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие подростки легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий.
У подростков контрольной группы не выявлены статистически значимые различия по шкале «Гибкость» (Т=443, р>0,05). Они, как и раньше, в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверен-162
но, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни, не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий. В результате у подростков контрольной группы возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.
Также выявлены значимые различия по критерию Вилкоксона у подростков экспериментальной группы по шкале «Самостоятельность» (T=329, p<0,05). Это свидетельствует о повышении у подростков экспериментальной группы автономности, способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
В контрольной группе результаты подростков по шкале «Самостоятельность» остались на прежнем уровне, применение критерия Вилкоксона показало отсутствие значимых различий между результатами стартовой и итоговой диагностики у подростков контрольной группы по данной шкале (T=416, p>0,05). Подростки контрольной группы остались зависимы от мнений и оценок окружающих, некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них могут возникнуть регуляторные сбои.
По шкале «Общий уровень саморегуляции» были выявлены значимые различия по критерию Вилкоксона у подростков экспериментальной группы до и после эксперимента (T=331,5, p<0,05). Подростки экспериментальной группы стали более самостоятельны, гибко и адекватно реагировать на изменение условий. Влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели, компенсируется у таких подростков саморегуляцией.
Статистический анализ по критерию Вилкоксона по шкале «Общий уровень саморегуляции» у подростков контрольной группы показал отсутствие статистически значимых различий по данному критерию (T=429, p>0,05). У подростков контрольной группы не сформировалась потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей невысока.
Для определения отношения подростков экспериментальной и контрольной группы к наркотикам был использован опросник определения отношения подростков к наркотикам («Accountability in Drug Education: A Model for Evaluation», eds. Abrams, L. A.; Garfield, E.F.) [11].
По итогам обработки опросника были получены следующие результаты.
В экспериментальной группе подростков диагностировано увеличение числа подростков с ярко выраженным отрицательным отношением к наркотикам, что в балловом эквиваленте выражается в том, что результаты ответов подростков экспериментальной группы близки к максимальным 70 баллам по показателю негативного отношения к наркотикам. Результаты испытуемых контрольной группы подростков близки в среднем к 45 баллам, что говорит о несформировавшемся отношении к наркотикам и наличии в группе подростков с преобладанием положительного отношения к наркотикам над отрицательным.
Для выявления различий уровня отношения к наркотикам в экспериментальной группе до и после проведения формирующего эксперимента использовался критерий Вилкоксона, по которому был выявлен показатель критерия Вилкоксона равный T=18,5, где p <0,05, следовательно, есть различия между результатами стартовой и итоговой диагностики по опроснику отношения к наркотикам у подростков экспериментальной группы.
По критерию Вилкоксона у подростков контрольной группы значимых различий выявлено не было между результатами стартовой и итоговой диагностики по опроснику отношения к наркотикам (T=437, где p > 0,05).
Это означает, что изменение отношения к наркотикам произошло только у подростков экспериментальной группы, принимавших участие в формирующем эксперименте по изучению эффективности биологической обратной связи в профилактике употребления психоактивных веществ. У подростков контрольной группы изменения отношения к наркотикам выявлено не было.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента, направленного на изучение эффективности биологической обратной связи в профилактике употребления психоактивных веществ подростками было выявлено статистически значимое повышение уровня саморегуляции у подростков экспериментальной группы после занятий по методу биологической обратной связи по всем шкалам опросника В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» [10].
Это свидетельствует о том, что метод биологической обратной связи эффективен, в частности, как в работе над повышением уровня саморегуляции у подростков, так и в работе, в целом, по профилактике употребления подростками психоактивных веществ, так как проблема саморегуляции является одной из ключевых проблем подросткового возраста, чаще всего приводящей к употреблению психоактивных веществ.
В целом, в процессе анализа и обработки результатов формирующего эксперимента было установлено, что до проведения формирующего эксперимента (занятия с использованием метода биологической обратной связи) результаты подростков экспериментальной и контрольной группах по каждому из диагностических показателей саморегуляции и отношения к наркотикам были статистически равнозначными (статистически значимых различий между ними выявлено не было). После проведения формирующего эксперимента статистический анализ данных выявил значимые различия по всем диагностируемым показателям саморегуляции и отношения к наркотикам между подростками экспериментальной и контрольной групп.
Это означает, что метод биологической обратной связи эффективен в работе по профилактике употребления психоактивных веществ подростками, прежде всего, благодаря эффективности в работе по повышению саморегуляции у подростков и изменения их отношения к наркотикам на ярко выраженное отрицательное отношение.
Таким образом, сделаны выводы об эффективности метода биологической обратной связи в профилактике употребления психоактивных веществ подростками. Показаны возможности применения метода биологической обратной связи в профилактике с использованием различных видов приборов. Полученные результаты дают основания для заключения о том, что использование системного синергетического подхода в психологической профилактике зависимостей позволяет перевести психофизиологические механизмы противодействия личности вовлечению в употребление в управляемый режим и тем самым снизить склонность к использованию психоактивных веществ.
В результате проведенного исследования получила практическое подтверждение идея о том, что состояние психофизиологических механизмов противодействия личности вовлечению в употребление психоактивных веществ может быть объективно оценено и скорректировано в процессе управляемого психофизиологического тренинга, направленного на повышение эффективности механизмов саморегуляции. Обязательным условием этого является объективизация психофизиологического состояния подростка с помощью приборов, использующих контурный принцип регулирования на основе обратной биологической связи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аристотель. Метафизика. М.: Изд-во «Эксмо», 2006. 608 с. (Антология мысли).
2. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: Евразия,
1999. - 479 с.
3. Бусыгина А.Л., Федотов А.В. Формирование холистичной среды образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Известия СНЦ РАН. Специальный выпуск. - 2006. - № 1. - С. 102-106.
4. Гринберг Джеррольд С. Управление стрессом. -СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
5. Бильданова В.Р., Шагивалеева Г.Р., Штерц О.М. Инновационные здововьесберегающие технологии в образовательном процессе (на примере использования метода биологической обратной связи) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 20-29.
6. Волна: обучение диафрагмальному дыханию: методическое пособие / Сост. Ледина В.Ю., Зубова Н.А. - СПб.: Амалтея, 2003. - 108с. - (Психологические программы для детей и подростков).
7. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 100 с.
8. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. - М.: Центр «Планетариум», 2004. - 96 с.
9. Долецкий А.Н., Хвастунова И.В., Ахундова Р.Е., Мигулина А.А. Механизмы реализации различных методик самоуправления с биологической обратной связью // Успехи современного естествознания. 2013. № 4. С. 14-19.
10. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. -
2000. - №2. - С. 118-127.
11. Abrams A. et al. (eds) Accountability in Drug Education: A Model for Evaluation, Washington, DC: Drug Abuse Council (1973).