Научная статья на тему 'Место правового идеала в юридическом образовании'

Место правового идеала в юридическом образовании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ / LEGAL IDEAL / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимов Павел Викторович, Небратенко Геннадий Геннадиевич

В статье рассматривается вопрос о значении правового идеала для юридического образования. Правовое воспитание, по мнению авторов, нельзя сводить к простому информированию населения о требованиях действующего законодательства, оно направлено на формирование ментальности стереотипов правосознания, правокультурных ценностей, в контексте которых происходит легитимация действующего позитивного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисимов Павел Викторович, Небратенко Геннадий Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PLACE OF THE LEGAL IDEAL IN THE LEGAL EDUCATION

In the article the author studies the question about the meaning of the legal ideal for legal education. An emphasis is made on the following statement: legal education cannot be reduced to the process of informing the population about the requirements of the current legislation because it does not guarantee the provision of legal behavior.

Текст научной работы на тему «Место правового идеала в юридическом образовании»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

П. В. Анисимов, Г. Г. Небратенко МЕСТО ПРАВОВОГО ИДЕАЛА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается вопрос о значении правового идеала для юридического образования. Правовое воспитание, по мнению авторов, нельзя сводить к простому информированию населения о требованиях действующего законодательства, оно направлено на формирование менталь-ности стереотипов правосознания, правокультурных ценностей, в контексте которых происходит легитимация действующего позитивного права.

Ключевые слова: правовой идеал, правовое воспитание, юридическое образование, государство, правосознание.

Правовое воспитание и правовое (юридическое) образование - это сложные взаимосвязанные процессы, направленные на достижение необходимого уровня правового сознания и правовой культуры, обеспечивающих правомерное поведения граждан в обществе. Учитывая, что правовое сознание и правовая культура часто противоречат правовым идеям, началам, ценностям и идеалам позитивного права, важно отметить актуальность правового воспитания и образования, в первую очередь в обществах, находящихся на стадии модернизации правовой системы, в частности в современном российском обществе.

В научной литературе под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную деятельность «.. .государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм» [1, с. 623].

В связи с тем, что решение указанной выше задачи возможно лишь при условии создания качественных элементов правосознания и правовой культуры, которые хотя и не являются тождественными, но находятся в неразрывном единстве, следует отметить, что правовое воспитание есть не что иное, как процесс и правового сознания, и правовой культуры граждан. Такая точка

зрения укоренилась в научной и учебной литературе. Так, по мнению С. Н. Братановского, «правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры» [2, с. 154].

Таким образом,правовое сознание и правовая культура как часть правовой жизни общества имеют объективные основания своего существования и функционирования.Такими основаниями, по мнению Н. Н. Вопленко, являются, с одной стороны, юридическая практика, с другой же - правовое воспитание. Так, «юридическая практика выступает объектом правового отражения, критерием истинности правовых идей, взглядов, теорий, чувств и ориентацией субъектов правосознания и правовой культуры. Она аккумулирует в себе явления идейно-психологической жизни права и одновременно служит нормативно-практической почвой для их становления и развития. Возникающие на основе практики правотворчества и правореализации социальные потребности вызывают к жизни явления правосознания и культуры и определяют их направленность и конкретную роль в жизни общества. Особым элементом юридической практики выступает правовое воспитание общества и личности. Данный пласт практики специализируется на развитии и совершенствовании правосознания и правовой культуры» [3, с. 122].

Совокупность задач правового воспитания, которые формируются и решаются в контексте

Философия права, 2014, № 6 (67)

юридической практики, а также то, что оно представляет собой элемент юридической практики, ее форму, объясняет сложность данного явления, его структурную обусловленность многими факторами не только правовой жизни общества, но и государственной политики. Так, очевидно, что правовое воспитание нельзя свести к простому информированию населения о требованиях действующего законодательства, поскольку это не гарантирует обеспечение правомерного поведения. Это процесс, направленный на формирование соответствующей правовой ментальности[4].

Поэтому как сложный процесс решения ряда задач государственной политики посредством обеспечения правомерного поведения на основе механизмов правосознания и правовой культуры правовое воспитание представляет собой «.. .совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию» [3, с. 122]. По мнению С. Н. Братановско-го, в воспитательном процессе можно выделить следующие части:

«1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и другие);

2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и так далее);

3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т. п.);

4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5) формы воспитания» [2, с. 155].

Формы правовоспитательного процесса тесно связаны с указанными направлениями. К их числу можно отнести:

«- правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

- правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);

- юридическая практика (способствует пере-

даче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности и т. п.);

- самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений)» [2, с. 156].

Такая структура правового воспитания раскрывает его механизм, который, по словам П. П. Баранова, «.представляет собой внутреннее устройство правовоспитательного процесса, обеспечивающего перевод идей, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых субъектов» [5, с. 491-492].

Системность правового воспитания обеспечивает механизм его действия в обществе, который имеет институциональный характер как нормативно-юридическое закрепление и регламентация форм и направлений правовоспитательной деятельности. Система правового воспитания, полагает Н. Н. Вопленко, «.есть процесс передачи, накопления и усвоения правовой информации, обеспечивающей необходимый уровень правовых знаний субъектов и их законопослушное поведение. Другими словами, это процесс целенаправленного воздействия на сознание и поведение граждан с целью формирования у них высокосознательного отношения к праву и правовому регулированию» [3, с. 123].

Следует отметить, что такое отношение к праву, необходимое для обеспечения правомерного поведения, основано не только и не столько на знании законов, но и на ценностном отношении к правовому порядку и законности.

Литература

1. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций. М., 2004.

2. Братановский С. Н. Теория государства и права. М., 2005.

3. Вопленко Н. Н. Очерки общей теории права. Волгоград, 2009.

4. Мордовцев А. Ю. Реальность юридического мира в пространстве национальной культуры: вопросы теории и методологии // Философия права. 2003. № 2.

5. Баранов П. П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.