Научная статья на тему 'Правовое воспитание как важный профилактический этап совершенствования правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел Украины'

Правовое воспитание как важный профилактический этап совершенствования правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / LEGAL OUTLOOK / ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ / LEGAL IDEAL / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / LEGAL KNOWLEDGE / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробка Виктор Николаевич

Данная статья посвящена исследованию значения правового воспитания как важного профилактического этапа в совершенствовании правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел Украины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION AS AN IMPORTANT PREVENTIVE STEP OF IMPROVING THE LEGAL OUTLOOK OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF UKRAINE

This article is devoted to the investigation of the significance of legal education as an important preventive step of improving the legal outlook police officers’ of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание как важный профилактический этап совершенствования правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел Украины»

В. Н. Коробка

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ

Данная статья посвящена исследованию значения правового воспитания как важного профилактического этапа в совершенствовании правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел Украины.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовое мировоззрение, правовой идеал, правовые знания, учебно-воспитательный процесс.

Формирование правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел, вне всяких сомнений, - процесс трудоемкий, длительный, связанный с решением многих проблем не только в системе правоохранительных органов, но и в общественно-политической жизни Украинского государства в целом. Эффективность реализации этого процесса во многом обусловлена своевременностью адекватного реагирования как со стороны самого сотрудника, так и государственных органов, а также общества, на факторы, воздействующие на состояние правового мировоззрения сотрудников правоохранительных органов.

Среди профилактических мероприятий, направленных на совершенствование правового мировоззрения сотрудников ОВД, особое место занимает правовое воспитание.

Мы полагаем, что правовое воспитание следует рассматривать не только как значимый этап в процессе формирования правосознания и правовой культуры, но и как часть правовой сферы духовного мира личности, одним из важнейших компонентов которого выступает правовое мировоззрение. Формирование последнего, как, впрочем, и других элементов образования, зависит от социально-экономического уклада, политико-правового режима, нравственной атмосферы, состояния законодательства, а также иных составляющих политико-правовой системы современного общества.

Вместе с тем особую роль в правовоспитательном процессе сотрудников ОВД играет правовая информированность, в рамках которой проблема правового мировоззрения, представленная теоретическим, историческим, праксеологиче-ским аспектами, органично вплетаясь в социаль-

но-экономическую, социально-политическую, социально-правовую реальность украинского общества, является важнейшим фактором человеческой жизни, деятельности, обеспечивающим становление и обоснование общественного идеала. Учитывая, что в современных условиях трансформации украинского общества реализация общественного идеала (строительство правового государства) немыслима без правовой составляющей, важным аспектом правовой информированности сотрудников ОВД выступают сведения о правовом идеале.

Обращение к правовому идеалу как к модели совершенного, или справедливого, права в условиях тотального дефицита уважения к праву позволяет установленной в законном порядке совокупности правовых норм (закону) опираться не только на государственное принуждение, но и на убеждение субъектов правоотношений, представленных в Концепции правового идеала в образе автономной и ответственной личности [4, с. 4950]. Как следствие, нормы права, используемые правоприменителями, вступают в действие не только в своем регулятивном и охранительном содержании, но и, что не менее важно, реализуются также в своем правовоспитательном значении, что позитивно влияет как на правовоспитательный процесс, так и на его результат - правовое мировоззрение.

В свете вышесказанного небезынтересен тот факт, что в политико-правовом пространстве Центральной Европы осуществляемые действующей властью демократические реформы полиции (направленные на установление и поддержание порядка, который позволил бы обеспечить безопасность всех членов общества) реализуются только на основе государственного

принуждения, то есть законности, профессионализма, подконтрольности действий сотрудников полиции. При этом аналитики, обозревающие практическую сторону реформ, подчеркивают, что законность является основным принципом деятельности европейской полиции. Законность позволяет «не затрачивая времени и усилий на убеждение или принуждение групп граждан или отдельных лиц, соглашаться с мерами, которые не служат их интересам» [5, с. 10]. При этом указывается, что сотрудники полиции пользуются доверием общественности и госу-дарства[5,с. 10].

Представляется, что приведенный факт, являясь во многом точной копией тех отношений, которые характеризовали прежнюю социалистическую систему, базировавшуюся преимущественно на принуждении, ни с точки зрения перспективы, ни с точки зрения легитимности проводимых в Европе реформ полиции не может гарантировать последней взаимность со стороны населения. Мы абсолютно убеждены в том, что легитимность господства, как и легитимность порядка, и это подтверждают многие европейские исследователи [2, с. 486-487], напрямую зависит от комплекса переживаний, обусловленных мировоззрением субъектов политико-правовых, экономико-правовых, а также иных отношений. Игнорирование указанных мировоззренческих переживаний, по мнению известного европейского философа права Г. Дж. Бермана, способствовало тому, что сегодня западная цивилизация переживает мощнейший кризис правовых ценностей [1, с. 12-13].

В связи с вышеизложенным мы полагаем, что утверждение законности в деятельности сотрудников правоохранительных органов следует рассматривать не только как политическое, но и прежде всего как глубоко мировоззренческо-право-вое по своей сути явление, базирующееся на системе общечеловеческих ценностей, основными из которых являются свобода, равенство, справедливость.

Ввиду сказанного считаем, что правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел должно быть сконцентрировано на достижении следующих целей:

1. Приобретение сотрудниками качественных профессиональных знаний, что закономерно связано как с расширением объема познаний в области окружающей социально-правовой действительности, так и с развитием интереса сотрудников к социальным (общечеловеческим)

ценностям, включающим в себя также правовые ценности.

2. Формирование позитивно-устойчивого отношения к праву и правовым ценностям, умение их отстаивать.

3. Выработка необходимых профессиональных навыков, связанных с осуществлением правоприменительной деятельности.

4. Формирование мировоззренческо-право-вых установок, закладывающих фундамент правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Полагаем, что важнейшей целью правового воспитания сотрудников ОВД является достижение такого уровня правового мировоззрения, при котором правомерное поведение сотрудника базировалось бы не на «слепом повиновении» или боязни ответственности за нарушение правовых норм, а на осознанном устойчиво-позитивном отношении его к праву как к общественно-правовому идеалу, обеспечивающему с позиции справедливости урегулированность общественных отношений, способствующему формированию и укреплению в украинском обществе правового государства.

Следует отметить, что воспитание устойчивого позитивного отношения личности к праву следует начинать в средней общеобразовательной школе. Создание специализированных профильных классов (из числа старшеклассников) позволило бы активнее воздействовать на правовое мировоззрение и ценностные ориентации обучающихся.

Кроме того, вовлечение в учебный процесс высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции и практических органов помогло бы сформировать у выпускников школ необходимые для поступления в юридические вузы правовые знания [3, с. 54-59].

Став студентом, курсантом юридического вуза, вчерашний школьник продолжит совершенствовать свое правовое мировоззрение. Эффективность этого процесса во многом оказывается зависимой от качества осуществляемой в учебном учреждении индивидуально-воспитательной работы, основу которой составляет психолого-педагогическое изучение личности, проводимое с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Мы полагаем, что каждый руководитель обязан глубоко изучать личностные и профессиональные качества своих подчиненных, формировать у них необходимые мировоззренческо-пра-вовые установки, опосредующие позитивно-ус-

тойчивое отношение личности правоохранителя к праву как к мере свободы, равенства, справедливости.

На наш взгляд, правовоспитательное воздействие на личность курсанта, студента (будущего правоохранителя) в период его обучения в учебном заведении должно осуществляться по следующим направлениям:

- воспитательное воздействие в процессе преподавания всего комплекса учебных дисциплин (общеобразовательных, специально-юридических), проведение мероприятий служебного и внеслужебного характера;

- формирование необходимых современному человеку и специалисту профессиональных качеств, исправление негативных мировоззренческих проявлений, обнаруженных в ходе психологического обследования (наблюдения, тренинга, тестирования и т.п.);

- самовоспитание как результат индивидуальных психолого-педагогических консультаций, воспитательных бесед.

Полагаем, что особая роль в формировании мировоззренческо-правовых установок будущих правоохранителей в ходе учебного процесса должна возлагаться на такие дисциплины, как «Философия», «Логика», «Психология», «Этика», «Эстетика», «Философия права», «Теория права и государства», «Юридическая деонтология», «История учений о праве и государстве», «Конституционное право», а также ряд других.

Учитывая, что правовое мировоззрение как философско-правовая категория и важнейший элемент правовой сферы духовного мира личности занято прогнозированием перспективного социально-правового будущего, реализующегося благодаря должной правовой организации общества, можно утверждать, что целью философ-ско-психологического блока учебных дисциплин является предоставление обучающимся такого методологического инструментария (в виде системы знаний), с использованием которого становятся возможными адекватное понимание, а также оценка окружающей социально-правовой действительности.

При этом сделанный выше акцент на причастность правового мировоззрения к правовому прогнозированию сближает правовое мировоззрение с правовым мышлением. Поскольку процессами мыслительной деятельности занимаются философия, логика, психология, то в обозрении указанных дисциплин правовое мировоззрение может быть представлено как духовно-тео-

ретическая деятельность, заключающаяся, во-первых, в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении существенных свойств и отношений вещей, позволяющих понять и оценить окружающую социально-правовую действительность с позиции должного, во-вторых, в дальнейшей разработке мировоззренческо-пра-вовых идей, сконцентрированных на обосновании и решении проблем, способствующих гармонизации отношений между личностью и обществом.

Правовое мировоззрение, представляя собой устойчивое позитивное отношение человека к праву как к идее должного, принимает активное участие в организации жизнедеятельности политико-правовой системы современного общества. Однако, для того чтобы понять значение правового мировоззрения, оценить его роль в указанной системе, например, применительно к функционированию механизма правового регулирования или же правовой политики, в первую очередь необходимо проследить основные стадии его становления и развития как социально-правового феномена. В этом случае дальнейшее (теоретическое) осмысление правового мировоззрения как качественной детерминанты общественного и правового развития, опосредующей жизнедеятельность личности и общества, предлагаем связать с изучением его природы. Полагаем, что исследование данного аспекта должно основываться на взаимодействии философии права, теории права и государства, юридической деонтологии, истории учений о праве и государстве, конституционного права.

Допуская, что в ходе обучения возможны неполнота, пробельность, фрагментарность правовых знаний, считаем, что с целью ликвидации последних, а также совершенствования правового мировоззрения будущих правоохранителей целесообразно введение системы курсов (спецкурсов), позволяющих объединить учебно-научную информацию, представленную историческим, теоретическим, практическим аспектами, в единую систему знаний, способствующих более качественному пониманию, толкованию студентами, курсантами таких явлений бытия, как право, мораль, добро, справедливость.

Логическим следствием внедрения в учебный процесс подобных курсов (спецкурсов) могла бы стать также иная система аттестации выпускников учебных заведений МВД, предусматривающая наряду с качественно новым подходом к оценке знаний переход от государственного экзамена по

теории государства и права к комплексному государственному экзамену по таким дисциплинам, как «Теория государства и права», «Философия права», «История учений о государстве и праве». Это позволило бы, кроме профессиональной подготовки, оценивать также степень зрелости правового сознания, правового мировоззрения, правового мышления, правовой культуры будущих правоохранителей на предмет соответствия их государственно-образовательному стандарту.

Литература

1. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: пер. с англ. 2-е изд. М., 1998.

2. Вебер М. Избранное: Протестантская эти-

ка и дух капитализма. 2-е изд., доп. и испр. М., 2006.

3. Коробка В. М. Сучаст процеси формуван-ня правосвщомосп тдлптав // Проблеми право-знавства та правоохоронно1 д1яльност1: зб1рник наукових праць. Донецьк, 2006.

4. Максимов С. I. Правовий щеал: зм1ст та реалзащя // Правова культура та правосвщомкть украшського сусп1льства: стан 1 напрямки вдо-сконалення: науков1 доповщ м1жвуз1всько1 нау-ково-практично1 конференци (Харк1в, 28 жовтня 2009 р.) / Нацюнальна юридична академ1я Ук-раши 1м. Я. Мудрого. Харк1в, 2009.

5. Реформирование полиции в странах Центральной и Восточной Европы: процесс и прогресс / под ред. М. Капарини, О. Маренина. Киев, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.