Научная статья на тему 'Государственная правовая идеология и ее воздействие на общественное правосознание (теоретико-правовой аспект проблемы)'

Государственная правовая идеология и ее воздействие на общественное правосознание (теоретико-правовой аспект проблемы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
554
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / LEGAL IDEOLOGY / ЦЕЛЕВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / THE IMPACT OF TARGETED INFORMATION / ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА / LEGAL ADVOCACY / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Реуф В.М.

Эффективное реформирование правовой системы не представляется возможным без четких ценностных ориентиров. В этой связи сегодня назрела объективная потребность в формулировки соответствующих идеологических установок в правовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State legal ideology and its impact on the public sense of justice (the theoretical and legal aspects of the problem)

Effective reforming of legal system is not obviously possible without precise valuable reference points. In this connection the objective need for formulations of corresponding ideological installations in legal sphere today has ripened. In article the theoretico-legal aspect of a problem of the state legal ideology and its influence on public sense of justice is considered.

Текст научной работы на тему «Государственная правовая идеология и ее воздействие на общественное правосознание (теоретико-правовой аспект проблемы)»

Государственная правовая идеология

и ее воздействие на общественное правосознание (теоретико-правовой аспект проблемы)

Реуф В.М.*

Effective reforming of legal system is not obviously possible without precise valuable reference points. In this connection the objective need for formulations of corresponding ideological installations in legal sphere today has ripened.

In article the теоретико-legal aspect of a problem of the state legal ideology and its influence on public sense of justice is considered.

Эффективное реформирование правовой системы не представляется возможным без четких ценностных ориентиров. В этой связи сегодня назрела объективная потребность в формулировке соответствующих идеологических установок в правовой сфере. Для формирования новой правовой системы необходим качественно новый, системный подход к пониманию правовой идеологии, что совершенно отчетливо осознается на высшем политическом уровне. В частности, в своем первом президентском Послании Федеральному собранию Российской Федерации Д.А. Медведев особое внимание уделил ценностям и идеалам, нравственным ориентирам, суждение о которых делает нас единым народом и которые формируют наше представление о будущем. В качестве таких ценностных ориентиров выделены: справедливость, свобода, жизнь человека, семейные традиции, патриотизм. При этом особо указывается на то, что основу государственной политики «должна составить идеология, в центре которой — человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, а жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду». На основании перечисленных общеидеологических ценностных ориентиров в Послании трактуются положения Конституции РФ, прямо влияющие на все аспекты политики и, по сути, составляющие основу правовой идеологии государства, — становление демократических институтов; формирование

качественно новой правовой системы и независимого суда; преодоление пренебрежительного отношения к праву; реализация закрепленных Конституцией РФ социальных гарантий; укрепление международной законности1.

Сегодня в правовой науке феномен правовой идеологии чаще всего рассматривается в контексте вопроса о структуре правосознания, как его части, которая в единстве с правовой психологией составляет целое. Вместе с тем, следует отметить, что такая интерпретация носит весьма широкий характер, так как в данном случае, идеология фактически отождествляются с рациональным аспектом правосознания вообще (с правопонима-нием, с правовым знанием). В свою очередь идеология представляет собой явление качественно иного уровня. Это не просто понимание права или система знаний о праве. Идеология, в общефилософском плане представляет собой лишь те знания, которые соответствуют достижению целевой установки определяемой конкретными социальными интересами. Идеология — это система идей представляющих практическую ценность. В собственно юридическом смысле такими ценностями выступают принципы права, которые в весьма незначительной степени зависят от изменений социально-исторических условий, не являются продуктом воли государства, не декретируются его распоряжениями, стоят выше его сиюминутных интересов и не подлежат деволь-вации. Поэтому они способны выступать неким критерием при оценке юридической деятельности. В рамках правовой

Доцент Самарского филиала Саратовского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

CJ

OI

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

идеологии, подчиняясь определенным целевым устремлениям, принципы права выступают не как разрозненные единицы, а складываются в определенную ценностную систему, отвечающую интересам носителя правовой идеологии, в частности государства.

Правовая идеология всегда имеет практическое значение, которое заключается в интеграции сознания отдельных субъектов для достижения единого, общезначимого правового идеала. Это положение следует из самой сути правосознания. «Правосознание преломляется и выражается в сознании людей и отдельных групп людей. Их правосознание не является вполне одинаковым. Правосознание отдельных людей и групп людей может иметь существенные отличия в зависимости от культурного развития, от среды и воспитания, от многих других причин и обстоятельств. Отсюда вытекает необходимость просвещения, образования, повышения культурного уровня членов общества в духе уважения права, соблюдения требований законности и право-порядка»2. Все это говорит об объективной необходимости целенаправленного идеологического воздействия со стороны государства на общественное сознание, так как ослабление идеологических основ, ослабление их поддержки со стороны общественного мнения ведет к ослаблению самой государственности. Государство постепенно утрачивает свою жизнеспособность, возможность адаптироваться к возникающим и нарастающим антропийным явлениям3.

Государственное идеологическое воздействие, как сознательный, целенаправленный процесс предполагает постановку цели и подбор средств для ее достижения. Целью такого воздействия является «привитие» в общественном сознании правовых идеалов, отражающих интересы государства. Осуществляется это путем построения в индивидуальном сознании каждого отдельного человека такой системы ценностей, которая была бы подчинена общественным или государственным устремлениям. «Формирование индивидуального правосознания — необходимая предпосылка развития социально-правовой активности. Получение сведений о праве в процессе обучения, лекционно-пропагандистской работы, из источников правовой информации позволяет относительно свободно ориентироваться в правовой сфере общественной жизни,

правильно понимать и оценивать действующее или желаемое право в целом, свои юридические права и обязанности, иметь представление о механизме их защиты и реализации. Их сознательное применение в практической деятельности позволяет проверить истинность знаний о праве» 4.

Идеологическое воздействие представляет собой разновидность идеальных субъектно-объектных отношений. Их особенность заключается в том, что субъектом выступает государство (в лице его органов, учреждений, институтов), которое осуществляет целенаправленное систематическое, планомерное, целеустремленное формирование общественного правосознания. При этом объект идеологического воздействия (народ, «народные массы», нация, население) не является пассивным, поскольку обладает сознанием (коллективным, общественным) и избирательно реагирует на информационное воздействие. В общественном сознании происходит оценка предлагаемой системы идей на предмет ее значимости для общества, соответствия тем социальным идеалам и ценностям, которые уже восприняты общественным сознанием как абсолютные. Направленность общественного сознания определяется тем, что «одной из важнейших потребностей человека является стремление соотнести себя с определенной структурой социальных ценностей, норм, правил для оценки своего и чужого поведения. Это дает возможность ориентироваться в социальных отношениях, показывает линию поведения, позволяет ожидать определенных вариантов деятельности от других. Присутствие нормы в сознании личности позволяет оценить свои и чужие поступки с содержательной стороны в категориях ценностных отношений, т.е. сравнить оценку отношения с каким-то эталоном и тем самым регулировать свое поведение» 5.

В отечественной юридической науке проблема государственного идеологического воздействия на общественное правосознание часто рассматривается через призму вопросов о правовом информировании общества. Такой подход не безоснователен. По нашему мнению, именно информирование общества, (как доведение до сведения общественности соответствующей системы правовых идей, которые представляются в качестве социальных ценностей) является способом го-

сударственного идеологического воздействия на общественное правосознание.

Вместе с тем, если речь идет об идеологическом воздействии, то следует говорить не об информировании вообще, а о целенаправленном информационном воздействии на широкие слои населения, о так называемом методе информационного управления, в частности6. Основными средствами такого целенаправленного воздействия являются средства массовой информации, главной задачей которых является информирование общества по всем интересующим его вопросам. При этом средства массовой информации способны оказывать существенное влияние на сознание населения, формировать побудительные мотивы для определенной деятельности или поведения. Они как специальные учреждения способны оказывать весьма существенное влияние на характер и степень приобретенных личностью правовых сведений. В свою очередь владение юридической информацией позволяет человеку свободно ориентироваться и действовать в юридическом поле, не ставя под угрозу свои права и не нарушая права других лиц. По всей видимости, именно этим фактором и должна определяется роль средств массовой информации как средств идеологического воздействия на общественное правосознание.

Следует отметить, что информирование, являясь лишь способом идеологического воздействия на общество, как таковое само по себе еще не обеспечивает достижение идеологических целей, а возможность свободного доступа к правовой информации еще не характеризует идеологическое воздействие.

В юридической литературе проблематика целевого, целенаправленного, информационного воздействия на правосознание раскрывается через комплекс вопросов, связанных с правовым воспитанием. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию правосознания и правовой культуры граждан.

Воспитание это — «процесс систематического, планомерного, целеустремленного формирования личности, направленный на выработку у воспитуемого определенных качеств. Именно наличие четко сформулированной, сознательно поставленной цели воспитания позволяет

не только выделить и определить роль воспитательного процесса в механизме формирования правосознания личности, но и найти то место, которое занимает воспитание среди субъективных факторов, а также установить общее и различное между обучением и воспитанием» 7. Правовое воспитание применительно к нашему исследованию следует рассматривать как основную форму идеологического воздействия на общественное правосознание.

Воспитательное идеологическое воздействие предполагает распространение знаний о праве и других правовых явлениях, правовых ценностей, идеалов. Одна из главных задач правового воспитания — выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу. К формам правового воспитания относят: «правовую пропаганду, правовое образование, юридическую службу, правоприменение, индивидуальное правовоспитательное воздействие. Средства, виды, методы правового воспитания являются частями указанных направлений правовоспитательного процесса, а значит, могут входить в состав его форм как части в целое. С этой позиции к средствам правового воздействия можно отнести лекции, конференции, семинары, консультации и т.п.; к методам, например, сочетание массово-разъяснительной и индивидуально-воспитательной работы, социалистическое соревнование, наставничество, шефство правоохранительных и других учреждений, обсуждение состояния дисциплины, исполнения законодательства, правовоспитательные действия в коллективах с учетом занятости, места жительства и т.д. Виды правовоспитательной деятельности отпочковываются внутри форм правового воспитания. Например, в правовом образовании выделяются отдельные виды юридической подготовки — вузовской, специального среднего и среднего образования; в правовой пропаганде — лекционная деятельность, организация конференций, семинаров, средств массовой ин-

сч

О!

О

О

сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

формации; в правоприменении деятельность органов власти, управления, общественных организаций, граждан» 8.

Таким образом, идеологическое воспитательное воздействие со стороны государства может осуществляться в разных формах.

Во-первых, оно предполагает правовую пропаганду, которая, «как специфический целенаправленный процесс передачи правовой информации является необходимым условием формирования правосознания личности, поскольку представляет собой важнейшее средство распространения основных идей и принципов общественного правосознания, усвоения правовых норм жизни общества» 9. Правовая пропаганда может осуществляться путем проведения лекций, бесед, консультаций издания популярных книг, брошюр, проведения «круглых столов»; выступлений в печати, по радио и телевидению; может осуществляться в виде ответов на вопросы слушателей и читателей и т.д. «Если объект воздействия правовой пропаганды — это правосознание индивида, то результатом правовой пропаганды должно быть изменение уровня правового знания людей, отражающееся, в конечном счете, в их поведении» 10. Понятие правовой пропаганды близко понятию правовой агитации, под которой следует понимать средство идеологического воздействия на общественное правосознание и настроение путем коллективных и индивидуальных бесед, выступлений на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, с целью побудить общественность к социально-правовой активности.

Во-вторых, государственное идеологическое воздействие на общественное правовое сознание осуществляется в форме правого обучения, т.е. путем передачи и усвоения профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.

При этом следует отличать правовое воспитание от правового образования. Правовое образование «представляет собой систему определенных действий по обучению, получению навыков и воспитанию, основу, которой составляют услуги» 11. В свою очередь обучение не тождественно понятию воспитание. А.И. Иванчак справедливо указывает на разницу в целевой установки этих видов деятельности: «Основная цель и обучения, и воспитания

подготовить личность к деятельности, социализация личности. Однако в процессе обучения внимание акцентируется на обеспечении профессиональной подготовки к тому или иному виду деятельности, то есть на выработке специальных знаний, умении и навыков в данной производственной сфере. Иначе расстановлены акценты в воспитательном процессе. Здесь главное — это формирование потребности участвовать в том или ином виде деятельности, обеспечение постоянного роста социальной активности личности, представляющей собой осознанное целенаправленное, общественно-полезное, инициированное деяние индивида» 12. Идеалом правового обучения является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать и роль правового обучения как формы формирования правосознания. Иллюзией является представление о том, что, если всех обучить праву, то правонарушения исчезнут. Все же главное — жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если он расходится с официальными идеологическими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Не менее важна и роль качества законодательства, и формы правоприменения, и соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина. Сочетание знания правовых идей, принципов права и разумных конформистских убеждений — мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере13.

Основной функцией государственного идеологического воздействия на общественное правосознание является определение идеологических смысловых установок, мотивирующих позитивную, с точки зрения субъекта идеологического воздействия, правовую активность населения. Значение идеологических установок определяется, в конечном счете, тем, что «одна из важнейших задач воспитания личности — это превращение идейных ценностей, т.е. внешних мотивирующих факторов, во внутренние убеждения и реальные поступки» 14.

Объектом идеологического воздействия в психологическом плане является смысловая сфера личности, система личностных смыслов и реализующих их в деятельности смысловых установок. Основная особенность смысловой установки — «это «цементирование» общей направленности деятельности в целом, придание всей деятельности устойчивого ста-

бильного характера. Эта функция, прежде всего, проявляется в выборе тех или иных целей, соответствующих мотиву деятельности. В этом случае, если осуществляется процесс целеобразования, причем неважно проходит ли он в виде выбора цели в ходе деятельности субъекта или в форме принятия «готовых», заданных через инструкцию целей, этот процесс приводит

к возникновению целевой установки»15. Соответственно применительно к вопросу о государственном идеологическом воздействии на общественное правосознание речь должна идти об идеологических целевых установках, которые детерминируют правовую активность общества, внешне проявляющуюся в конкретных актах правомерного поведения.

Литература и примечания

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2008. № 230. 6 ноября.

2. Керимов А.Д. Проблемы общей теории права и государства: в 3-х т. Социология права. М.: Современный гуманитарный университет, 2001. Т. 1. С. 84.

3. Сальников В.П., Степашин С.В. Хабибулина Н.И. Государственная идеология и язык закона: монография. СПб: Фонд «Университет», 2001. С. 27.

4. Булгакова Д.А. Индивидуальное правосознание и его роль в развитии правовой активности личности в условиях зрелого социализма: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Алма-Ата, 1984. С. 16.

5. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: учебник для вузов. М.: Юрист, 1995. С. 125.

6. Лопатин В.Н. О проблемах информационной безопасности человека / Российская Федерация сегодня. 1999. № 20. С. 16-17.

7. Иванчак А.И. Механизм передачи и усвоения правовой информации: монография. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С. 77.

8. Кульжакаева Р.Б. Правовое воспитание на этапе развитого социализма (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юр. наук. Алма-Ата, 1982. С. 11.

9. Иванчак А.И. Указ. ранее. С. 91.

10. Там же.

11. Потапенко В.С. Правовое регулирование социальной услуги в сфере образования: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2009. С. 11.

12. ИванчакА.И. Указ.ранее. С. 79.

13. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 548.

14. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Указ. ранее. С. 135.

15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. С. 76.

сч

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.