Научная статья на тему 'МЕСТО ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА'

МЕСТО ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постановление Пленума Верховного Суда РФ / Верховный Суд РФ / источник права / регулятор / гражданское право / the Plenary session decisions of the Supreme Court of the Russian Federation / Supreme Court of the Russian Federation / source of law / regulator / civil law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Штермер Алёна Андреевна

В статье определяется место постановлений Пленума Верховного Суда РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ) в системе регуляторов гражданско-правовых отношений. Автор приходит к выводу о необходимости придания постановлениям Пленума высшей судебной инстанции силы источников гражданского права, определяет место рассматриваемых регуляторов в иерархии источников цивилистической отрасли права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF THE PLENARY SESSION DECISIONS OF THE SUPREME COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF SOURCES OF CIVIL LAW

The article determines the place of the Plenary session decisions of the Supreme Court of the Russian Federation (the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation) in the system of regulators of civil relations. The author comes to the conclusion that it is necessary to give the decisions of the Plenum of the highest court the force of sources of civil law, and determines the place of the regulators under consideration in the hierarchy of sources of the civil branch of law.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА»

22. О внесении изменения в статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 08 дек. 2020 г. № 419-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

23. О внесении изменения в статью 7 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 08 дек. 2020 г. № 427-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

24. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части недопущения применения правил международных договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 08 дек. 2020 г. № 428-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

25. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31 июля 2023 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

26. Наумова Е. А. К вопросу о возможности недопущения судами применения правил международных договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации // Право и экономика, 2021. № 3 (397). С. 72-75.

27. По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвёртой статьи 11, пункта 4 части четвёртой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвёртой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П. Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

28. О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 05 фев. 2014 г. № 3-ФКЗ (ред. от 14 июля 2022 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

29. Иваненко В. С. Международные договоры и Конституция в правовой системе России: «война верховенств» или мирное взаимодействие? // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 3. С. 135-161.

30. Галенская Л. Н. Правовое регулирование транснациональных отношений. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2022. 316 с.

31. Терешкова В. В. Применение норм международного права в судебной системе Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. Екатеринбург, 1998. 229 с.

32. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 окт. 2003 г. № 5 (ред. от 05.03.2013). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

*Статья подготовлена с использованием Справочной Правовой Системы "КонсультантПлюс".

© Чеботарёва И. А., 2023

УДК 347.991(470+571)(094)

МЕСТО ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Штермер Алёна Андреевна,

студент

Научный руководитель — В. Н. Козлова, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье определяется место постановлений Пленума Верховного Суда РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ) в системе регуляторов гражданско-правовых отношений. Автор приходит к выводу о необходимости придания постановлениям Пленума высшей судебной инстанции силы источников гражданского права, определяет место рассматриваемых регуляторов в иерархии источников цивилистической отрасли права.

Ключевые слова: постановление Пленума Верховного Суда РФ, Верховный Суд РФ, источник права, регулятор, гражданское право.

PLACE OF THE PLENARY SESSION DECISIONS OF THE SUPREME COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF SOURCES OF CIVIL LAW

Shtermer Alyona Andreevna,

student

Scientific supervisor — V. N. Kozlova, Senior Lecturer of the Civil and Criminal Law Disciplines Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article determines the place of the Plenary session decisions of the Supreme Court of the Russian Federation (the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation) in the system of regulators of civil relations. The author comes to the conclusion that it is necessary to give the decisions of the Plenum of the highest court the force of sources of civil law, and determines the place of the regulators under consideration in the hierarchy of sources of the civil branch of law.

Key words: the Plenary session decisions of the Supreme Court of the Russian Federation, Supreme Court of the Russian Federation, source of law, regulator, civil law.

Сфера действия гражданского права охватывает большой объём правоотношений, на эффективное регулирование которых направлены источники права. Е. А. Суханов определяет источники как форму выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер [1, с. 56]. К источникам гражданского права, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, относятся: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, гражданское законодательство (включая Гражданский кодекс РФ и иные федеральные законы), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, правовые обычаи [2].

Приведённый перечень источников гражданского права носит закрытый характер. Вместе с тем по вопросам применения конкретных гражданско-правовых норм и их толкования необходимо обращаться к По-станов-лениям Пленума Верховного Суда РФ (и Высшего Арбитражного Суда РФ, если такие постановления не отменены). Как показывает анализ правоприменительной практики, данный тип регуляторов играет важную роль при принятии судами решений по конкретным делам, но при этом не является официальным источником права. Для внесения конкретики в данный вопрос необходимо

ознакомиться с основными аспектами применения таких постановлений.

Конституция Российской Федерации в статье 126 закрепляет возможность Верховного Суда РФ (далее также - ВС РФ) давать разъяснения по вопросам судебной практики, тем самым устанавливая их конституционный статус [3]. Несмотря на это, такие разъяснения не определяются как главенствующие, основополагающие.

О юридической обязательности таких постановлений ведутся оживлённые споры в научной литературе. Так, Л. А. Грось трактует разъяснения Верховного Суда как акты «официального толкования нормативных актов, которые не могут по своей юридической силе превосходить закон, поэтому в ситуации, когда возникает коллизия между законом и актом его толкования, суд должен применять закон, обосновав собственное его толкование» [4]. Следовательно, по мнению указанного автора, постановления Пленума Верховного Суда РФ не носят обязательный характер.

Противоположная точка зрения отражена в ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: «По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации» [5]. Арбитражный про-

цессуальный кодекс Российской Федерации содержит норму, позволяющую ссылаться в мотивировочной части решения на Постановления Пленумов Верховного суда РФ [6].

Пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» содержит положение о проверке правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. В ходе такой проверки суд кассационной инстанции применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ должен установить, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определённой постановлениями Пленума ВС РФ по вопросам судебной практики [7].

На обязательность постановлений Пленума ВС РФ указывается и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении», обязывающем суды принимать такие постановления во внимание и применять их при вынесении решений (на основании статьи 126 Конституции РФ) [8].

Таким образом, появляется основание для характеристики рассматриваемых постановлений в качестве обязательных к применению.

В. В. Момотов акцентирует внимание на развитии общественных отношений, их скоротечности, что, в свою очередь, требует реакции законодательной и судебной ветвей власти в виде развития новых механизмов и рычагов, которые способствовали бы эффективной и своевременной защите прав и интересов субъектов гражданских отношений. Именно Постановления Пленумов автор называет как инструмент, позволяющий регулировать вновь возникающие вопросы и складывающиеся отношения. Свою позицию В. В. Момотов аргументирует следующим образом: «Влияние же самого Пленума Верховного Суда РФ на совершенствование российской правовой системы проявляется в том, что именно через Пленум высший суд выступает

с законодательными инициативами. Последние, в свою очередь, отличаются тем, что они продиктованы самой жизнью: именно судьи, ежедневно толкующие и применяющие правовые нормы, лучше других видят потенциал к их совершенствованию и предлагают возможные варианты корректировки положений закона» [9].

Поднимая вопрос о включении Постановлений Пленума ВС РФ в систему источников гражданского права, необходимо установить соответствие таковых признакам норм права, традиционно выделяемым в научной литературе и практике применения конкретных правовых норм.

По общему правилу норма права обладает следующими признаками.

Общеобязательный характер. Как уже было отмечено выше, положения Постановлений Пленума ВС РФ являются обязательными для применения их судами при вынесении решений по конкретным делам; в случае неприменения разъяснений, данных Пленумом ВС РФ, соответствующие судебные акты подлежат отмене при их пересмотре вышестоящими инстанциями, что, наряду с предписаниями Конституции РФ и процессуального законодательства, указывает на несомненно общеобязательный характер рассматриваемых регуляторов.

Формальная определённость. Содержание постановлений Пленума ВС РФ основывается на обобщении позиций, выработанных судебной практикой, то есть рассматривает все аспекты правовой проблемы, пути её решения, алгоритм действий при наступлении (ненаступлении) тех или иных обстоятельств, а также исключает двусмысленность формулировок, которая может приводить к возникновению пробелов в законодательстве. Определение бесспорного содержания и сущности правоотношений в Постановлениях Пленума ВС РФ указывает на наличие формальной определённости в рассматриваемых актах.

Принятие субъектами законотворческой деятельности. Суды наделены функцией за-

конодательной инициативы. Вместе с тем, поскольку постановления принимаются непосредственно Пленумом ВС РФ, однозначно сказать, что они принимаются субъектом правотворчества, нельзя, как нельзя и не отметить важность разъяснений и толкований при правотворческой деятельности.

Обеспечение действия нормы государственным принуждением. Неприменение положений Постановлений Пленума ВС РФ, как уже отмечалось выше, влечёт отмену или изменение решений судов, для которых ссылка на разъяснения, данные в рассматриваемых актах, обязательна, вышестоящими инстанциями, что можно рассматривать как своего рода санкцию в правоприменительной деятельности.

Структурная организованность. Постановления Пленума РФ всегда оформляются однообразно и состоят из заголовка, преамбулы, структурно организованных предписаний, разъясняющих, а зачастую и дополняющих законодательные нормы, и заключительных положений.

Регулирование общественных отношений. Постановления Пленума ВС РФ позволяют судам на основании обобщения судебной практики и дополнительных разъяснений эффективно взаимодействовать с субъектами правоотношений.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что включение Постановлений Пленума ВС РФ в систему источников правового регулирования логически обосновано тем, что:

- во-первых, существо рассматриваемых регуляторов отвечает признакам норм права и соответствует им в основной своей части, поскольку такие разъяснения являются общеобязательными, формально определёнными пра-

вилами поведения, вырабатываемыми уполномоченным на то органом, и обеспечиваются мерами государственного принуждения в виде отмены или изменения решения суда, принятого без учёта положений соответствующих постановлений;

- во-вторых, применение постановлений Пленума ВС РФ является объективной необходимостью при разрешении конкретных споров, тем более что в рассматриваемых актах зачастую даётся расширительное толкование законодательных норм;

- в-третьих, Постановления Пленума ВС РФ функционируют в качестве вспомогательного механизма, направляющего и корректирующего применение норм в соответствии с прогрессирующими правоотношениями.

Как отмечается в научной литературе, «в настоящее время Пленуму Верховного Суда РФ удалось устранить все крупные противоречия в толковании закона, существовавшие между подсистемами судов, и обеспечить однородность правового пространства для максимальной правовой защиты граждан и организаций» [9].

В связи с изложенным видится необходимым придание постановлениям Пленума Верховного суда РФ силы источника правового регулирования гражданско-правовых отношений. При этом представляется необходимым в иерархии источников гражданского права расположить постановления Пленума ВС РФ перед правовыми обычаями. Это тем более важно, что применение положений рассматриваемых регуляторов позволяет избегать однотипных ошибок при вынесении судами решений; в свою очередь, правовая определённость способствует развитию правосудия, а также однородности правового пространства.

Библиографический список

1. Суханов Е. А. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. 720 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. Федер. закона от 24 июля 2023 г. № 347-ФЗ // Рос. газ. 1994. 08 дек.; 2023. 01 авг.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 26.10.2023). 2022. 06 окт.

4. Грось Л. А. Влияние норм материального права на гражданское процессуальное право: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. 502 с.

5. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федер. конст. закон от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ: в ред. Федер. конст. закона от 31 июля 2023 г. № 7-ФКЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ: в ред. Федер. закона от 18 марта 2023 г. № 80-ФЗ // Рос. газ. 2002. 27 июля; 2023. 21 марта.

7. О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2020 г. № 13 // Рос. газ. 2020. 17 июля.

8. О судебном решении: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 дек. 2003 г. № 23: в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июля 2015 г. № 25. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Момотов В. В. О значении и роли Верховного Суда Российской Федерации в развитии судебной власти и права // Судья. 2018. № 1 (85). С. 26-34.

© Штермер А. А., 2023

УДК 342.95

ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ УСЛУГ ЗАЩИТНИКА ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Штырфунов Данил Юрьевич,

студент

Научный руководитель — В. Н. Козлова, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье анализируется сложившийся в судебной практике подход ко взысканию расходов на представителя лицом, в отношении которого прекращено дело об административном правонарушении, через возмещение убытков в порядке искового производства. На основе анализа норм Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ делается вывод о необходимости внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части признания расходов на оплату услуг представителя (защитника) судебными и взыскания их в процессуальном порядке путём подачи ходатайства (заявления) заинтересованным лицом.

Ключевые слова: судебные расходы, возмещение убытков, представитель, защитник, дело об административном правонарушении, расходы на оплату услуг представителя.

PROCEDURE FOR COLLECTION OF COSTS OF PAYING FOR ATTORNEY'S SERVICES WHEN COURTS CONSIDER CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSE

Shtyrfunov Danil Yurievich,

student

Scientific supervisor — V. N. Kozlova, Senior Lecturer of the Civil and Criminal Law Disciplines Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes the approach that has developed in judicial practice to the recovery of expenses for a representative by a person in respect of whom the case of an administrative offense has been terminated, through compensation for losses in the manner of claim proceedings. Based on an analysis of the norms of the Civil Procedure Code and Arbitration Procedum Code of the Russian Federation, and the Code of Administrative Proceedings of the Russian Federation, a conclusion is made about the need to amend the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation in terms of recognizing the costs of paying for the services of a representative (attorney) as judicial and collecting them in a procedural manner by filing petitions (applications) by an interested person.

Key words: legal costs, compensation for losses, representative, attorney, case of administrative offense, costs of paying for the services of a representative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.