Научная статья на тему 'Место педагогической практики в структуре университетского образования'

Место педагогической практики в структуре университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Г. В.

Статья посвящена особенностям проведения педагогической практики в условиях современного университета. В ней рассматриваются цели педагогической практики, основные задачи каждого этапа и ее роль в профессиональном становлении будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место педагогической практики в структуре университетского образования»

1ЙИ11М № 2,2007

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. В. Милованова, доцент кафедры общей физики МГУ им. Н. П. Огарева

Статья посвящена особенностям проведения педагогической практики в условиях современного университета. В ней рассматриваются цели педагогической практики, основные задачи каждого этапа и ее роль в профессиональном становлении будущего специалиста.

Задача повышения качества подготовки специалистов в университете остается на сегодняшний день по-прежнему актуальной. Одним из эффективных средств ее решения является педагогическая практика, которая проводится на старших курсах для студентов, получающих дополнительную, педагогическую, квалификацию. Любой выпускник университета в процессе самостоятельной профессиональной деятельности будет выполнять педагогические функции. Он может решать педагогические задачи как в качестве основных, работая в учебных заведениях разных уровней, так и в качестве вспомогательных, занимаясь инженерной, исследовательской или административной деятельностью.

Педагогическая практика представляет собой составную часть учебно-воспитательного процесса. Она интегрирует полученные теоретические знания, практические умения и навыки в единое целое. В ходе практики студенты познают и оценивают степень своей готовности к самостоятельной работе в школе, приобретают педагогический опыт.

В процессе теоретического обучения студенты овладевают системой общепедагогических знаний, учатся творчески использовать различные формы и методы работы с детьми, у них формируется педагогическая направленность мышления. До практики в школе в основном идет усвоение теоретического материала по методике преподавания предмета, педагогике и психологии. Студенты знакомятся с особенностями работы школьных учреждений, практикой работы

школьных учителей и к моменту начала практики имеют представление о профессии учителя.

В период педагогической практики происходит проверка профессиональной и гражданской зрелости. Студенты должны продемонстрировать знание и понимание общих и частных задач, стоящих перед школой, готовность к их выполнению. Педагогическая практика предполагает высокий уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, требующимися для выполнения функций учителя-предметника и классного руководителя, определенную психологическую грамотность, методическую прозорливость, необходимые для адекватного анализа учебно-воспитательного процесса. Практика призвана выявить уровни активности и самостоятельности студентов при решении поставленных перед ними педагогических задач. Университетская программа методической и пси-холого-педагогической подготовки будущих учителей позволяет удовлетворить этим требованиям.

Педагогическая практика не только проверяет и отрабатывает ранее сформированные знания, умения и навыки. Это особый этап профессионального обучения, во время которого формируется комплекс новых знаний и умений. Одна из целей практики — знакомство студентов с конкретными условиями педагогической деятельности, объемом и характером педагогических поручений, с требованиями, предъявляемыми к учителю. Таким образом, педагогическая практика способствует профессиональному самоопределению личности.

© Г. В. Милованова, 2007

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В процессе практики реализуется ряд основных целей, которые сводятся к тому, чтобы научить студентов:

— анализировать учебно-воспитательный процесс в разных его аспектах;

— на основе конкретного знания педагогической ситуации формулировать и выдвигать цели педагогической деятельности;

— планировать свою деятельность и деятельность учащихся для достижения поставленных целей, видоизменять поставленные цели и методы работы;

— ориентироваться в реальном учебно-воспитательном процессе.

Педагогическая практика проводится на старших курсах в 8-м и 9-м семестрах по определенной системе с усложнением требований от курса к курсу. Первая неделя практики — ознакомительная, т. е. пассивная. В этот период студенты знакомятся со школой, работой педагогического коллектива, с традициями и основными направлениями работы учреждения, со стилем деятельности педагогов-предметников и классных руководителей. Для знакомства с классом посещают разнообразные уроки, участвуют в проведении внеурочных мероприятий.

На этапе активной, обучающей, практики студенты самостоятельно проводят занятия и внеурочную работу в одном из классов в присутствии учителя и методистов. Задачами данного этапа практики являются:

1) определение конкретных воспитательных и методических задач, отбор в соответствии с программой необходимого дидактического материала, подробное планирование деятельности учащихся и своей собственной. Все это воплощается в методическом плане-конспекте каждого урока, который заранее, до проведения урока, проверяется и утверждается учителем или методистом;

2) проведение уроков в соответствии с намеченной программой;

3) формулирование конкретных воспитательных задач, которые должны быть решены во внеурочное время;

4) проведение намеченных внеурочных мероприятий.

Основной деятельностью студентов во время педагогической практики является отработка методических приемов в процессе самостоятельной подготовки и проведения уроков.

Непосредственная подготовка к занятию начинается с анализа программы и действующего школьного учебника, далее определяются цели и содержание урока. Составляя план урока, необходимо:

— определить, какое оборудование понадобится;

— продумать цели, структуру и тип урока;

— в соответствии с целями урока сформулировать задачу, которая будет предложена учащимся в начале урока;

— грамотно сформулировать задания для опроса;

— наметить план ответов на предлагаемые вопросы;

— продумать, кого спросить, кого привлечь к дополнению;

— связать новый материал с ранее изученным, сформулировать центральный вопрос, на который предстоит ответить при изучении новой темы;

— составить развернутый план изучения нового материала, используя проблемный, частично-поисковый или исследовательский метод;

— спланировать домашнее задание с учетом задач текущего и следующего уроков.

В плане необходимо выделить то, что должно быть записано на доске: тему урока, новые термины, формулы, схемы. Построенную модель урока следует проговорить вслух, контролируя по часам каждый этап занятия.

Обязательным элементом практики является внеклассная работа по предмету, которая позволяет лучше узнать учеников в неформальной обстановке, повысить их интерес к предмету, реализовать воспитательные задачи. Для выполнения этой части практики следует:

1) рассмотреть разнообразные формы внеклассных занятий;

11111111111* № 2,

2) подготовить и провести внеклассное мероприятие;

3) проанализировать проведенное внеклассное занятие.

Осуществление функций классного руководителя включает в себя:

— просмотр плана работы классного руководителя и анализ его содержания;

— знакомство с составом учащихся класса;

— проверку дневников школьников;

— проведение классных часов.

Современный педагог — это педагог-

исследователь, поэтому перед педагогической практикой стоит еще одна задача — подготовка студентов к исследовательской деятельности. Эта задача может быть решена путем постановки

перед ними самостоятельных задач исследовательского характера.

Таким образом, педагогическая практика является важным звеном в системе профессиональной подготовки учителя в университете. Правильно организованная, она систематизирует и интегрирует все полученные знания, сформированные умения и навыки, повышает уровень профессионального самосознания и стабилизирует профессиональную направленность личности. В процессе непосредственного общения с детьми студенты не только оценивают свои индивидуальные педагогические качества, но и получают практические навыки работы. Педагогическая практика полнее раскрывает особенности и перспективы будущей профессиональной деятельности.

Поступила 27.06.06.

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС (на примере изучения математических дисциплин)

В. И. Сафонов, доцент кафедрыг информатики и вычислительной техники МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Статья посвящена рассмотрению проблем, возникающих в процессе внедрения компьютерной технологии обучения в систему образования. Предложены пути решения подобных проблем. В частности, рассмотрена проблема внедрения данной технологии в процесс обучения математическим дисциплинам.

Происходящая в настоящее время информатизация общества связана с проникновением информационных технологий (ИТ) практически во все области знания. Персональные компьютеры являются привлекательным и эффективным инструментом проведения исследований различными учеными. Немаловажен и образовательный потенциал ИТ, выступающий объектом изучения педагогики, психологии и методик преподавания различных дисциплин. ИТ занимают в системе педагогических технологий особое место благодаря таким возможностям, как, например, индивидуализация учебного процесса, дифференциа-

ция обучения, использование средств мультимедиа.

Основу ИТ в образовании составляет компьютерная технология обучения (КТО). Технология обучения — это применение системы научных принципов к построению процесса обучения и использование их в учебном процессе для достижения определенных целей обучения. КТО базируется на системе дидактических принципов традиционного обучения, которая, однако, требует модернизации на основе новейших достижений педагогики и психологии. Модернизация даст возможность организации учебного процесса с использованием новых средств

© В. И. Сафонов, 2007 53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.