УДК 378.14
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
© 2012 М.Д.Горячев, М.М.Горячев
Самарский государственный университет
Статья поступила в редакцию 26.03.2012
Возрастание удельного веса педагогической практики в системе профессиональной подготовки будущих учителей правомерно привлекло внимание авторов к ее изучению в аспекте исторического анализа. В статье показана специфика организации и проведения педагогической практики в учительских семинариях и современных вузах, ее задачи, содержание, анализируются требования к ее результатам. Ключевые слова: реформа российского образования, общественно-педагогическое движение, педагогическая практика студентов, профессиональная подготовка преподавателя.
В течение последних двух десятилетий в нашей стране происходят коренные преобразования, идет поиск новых путей развития общества. В педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить проблемы молодого поколения. Одновременно прослеживается тенденция реализации гуманистически ориентированной педагогики на основе обеспечения исторической преемственности с имеющимися отечественными культурными традициями, в том числе и в сфере образования. Реалии данного процесса требуют основательной проработки существующих в арсенале педагогической мысли материалов, обладающих ярко выраженной гуманистической направленностью. Возникает потребность в пересмотре и переосмыслении невостребованного прогрессивного классического наследия отечественных общественно-педагогических идей и деятелей.
Особый интерес вызывают те исторические периоды, когда происходили кардинальные социальные и культурные реформы, влияющие на российскую образовательную политику. Именно такой эпохой была вторая половина XIX века, когда происходило становление основ отечественной педагогики. В этот период формируется широкое общественно-педагогическое движение, не имевшее аналогов по размаху и идейному содержанию, для которого вопросы воспитания стали «вопросами жизни». Прогрессивные педагоги выступали с убедительной критикой сословного воспитания, требуя создания массовой народной школы, внесли большой вклад в раз-
работку теории начального образования, высказались против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий1.
В общественном сознании начинает доминировать идея всеобщей грамотности, воплотить которую можно через начальное образование всех детей. А для этого необходимо было создать массовую начальную школу.
Одной из острейших проблем являлось обеспечение учебных заведений педагогическими кадрами. Для этого необходимо было организовать подготовку учителей, улучшать их материальное положение, повышать общественный статус профессии педагога. Осознание этого пришло не сразу. В обществе первоначально было распространено мнение о ненужности для учителя сколько-нибудь серьезного образования; мнения о том, будто нет надобности для начального учителя создавать определенные социальные гарантии. Потребовались годы для того, чтобы понять, что успешное развитие школьного дела зависит не только от материальных условий, финансовых возможностей, сети школьных учреждений, но и от специалистов. Для их подготовки необходимо было создать специальную систему, приспособленную к тем требованиям, которые предъявлялись обществом2.
Система подготовки учителей развивалась постепенно, так как это, в свою очередь, также зависело от возможностей, которыми располагали органы власти - земства. Первоначально они выделяли стипендии для обучения в гимназии лиц, которые изъявляли желание работать впоследствии в народных школах, или направляли стипендиатов в семинарии. В-третьих,
° Горячев Михаил Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики. E-mail: goriatch@ssu. samara. ru
Горячев Матвей Михайлович, преподаватель кафедры педагогики. E-mail: gmatvej@yandex. ru
1 Народное образование в России. Исторический альманах / Под ред. А.М.Кушнира. - М.: 2000.
2 Каптерев П.Ф. История русской педагогии. - СПб.: 2004.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(3), 2012
увеличили субсидии женской гимназии в надежде на то, что ее выпускницы впоследствии смогут работать в сельских школах. Но все это не давало возможности кардинальным образом решить проблему обеспечения школ квалифицированными учителями, которые помимо общих знаний владели бы специальными, а также педагогическими умениями и навыками. Поэтому земские органы власти, по мере сил и возможностей, учреждали специальные заведения: учительские семинарии для лиц мужского пола и школы учительниц для лиц женского пола, в которых обучали будущих учителей.
Задачами обучения семинаристов были обогащение их, будущих народных учителей, научными сведениями, необходимыми им в предстоящей деятельности; формирование профессиональных умений и навыков, «дать примеры преподавания, пригодные для школы». Первая задача достигалась в значительной степени посредством преподавания предметов, вторая -практическими занятиями семинаристов-выпускников в школе при семинарии в качестве площадки для проведения практики.
Руководили практикой педагоги семинарии, каждый по своему предмету. Во время практики в школе семинаристы давали уроки. За их работой непосредственно наблюдал учитель начальной школы. Практикант был обязан предварительно подготовиться к своему уроку, составить его конспект, обсудить его с преподавателем. Только после этого он имел право его проводить. На уроке практиканта обязательно присутствовали его товарищи и преподаватель. По окончании урока проводилось его обсуждение, отмечались достоинства и разбирались недостатки. Преподаватель-куратор подводил итог всему сказанному и делал вывод.
Подготовка будущих педагогов современной российской школы поставлена именно так, как об этом мечтали те, кто заложил фундамент школы, построенной на принципах гуманизма и демократии. Но наши студенты, зачастую осваивая инновационные педагогические технологии «западного розлива», не знают, а значит, и не опираются на тот опыт, который получен на российской почве, давал и дает позитивные результаты.
В последние годы в системе российского образования произошли значительные изменения, связанные с активизацией поиска эффективных форм образовательной деятельности, с расширением сфер деятельности педагогов, ориентацией на личностное профессиональное становление будущего специалиста, а также с появлением новых специальностей, ориентированных на современные потребности рынка труда.
Повышение профессионального уровня педагогов является необходимым условием модернизации образования в России. В этой связи особое значение приобретают проблемы профессионального становления будущих специалистов, организации педагогической практики в высших учебных заведениях. Модернизация образования, ориентированная на европейскую модель, предполагает изменение содержания педагогических дисциплин, формы оценивания, системы прохождения педагогической практики3.
Педагогическая практика студентов высшего профессионального образования является одной из составных частей учебного процесса, важнейшим компонентом системы профессиональной подготовки будущего учителя. Она выступает связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной работой в учебно-воспитательных учреждениях. Во время педагогической практики формируются способность и готовность к педагогической деятельности, являющиеся основанием профессионально-педагогической компетентности. Однако проблемы педагогической практики, как правило, слабо соотносятся с теми знаниями и умениями, которые приобретают студенты в период теоретического обучения4.
Самарский государственный университет является одним из ведущих вузов региона, в котором реализуется 21 образовательная программа естественнонаучной и гуманитарной направленности. Наряду с обучением по избранной специальности студенты получают квалификацию «Преподаватель». Возможность получить педагогическую специальность повышает конкурентоспособность выпускников университета на рынке труда, обеспечивает высокий рейтинг университета.
Программа профессиональной подготовки преподавателя включает изучение психологии и педагогики, дополнительного цикла психолого-педагогических дисциплин, новых информационных технологий в учебном процессе, истории и методологии соответствующей отрасли науки, методики преподавания предмета, научных основ школьного предмета, школьного практикума и др. Слушатели программы проходят педагогическую практику.
3Кузьмина Е. Педагогическая практика как форма интеграции учебно-воспитательного процесса // Высшее образование в России. - 2007. - №10. - С. 69 - 75.
4Мезинов В. Ориентация педагогического образования на подготовку конкурентоспособного учителя // Высшее образование в России. - 2007. - №4. -С.79 - 83.
Целью педагогической практики является формирование у студентов-выпускников профессиональных компетенций, необходимых в педагогической деятельности. Педагогическая практика направлена на решение ряда задач:
1) научить студентов проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность, планировать занятия в соответствии с учебным планом;
2) обеспечивать последовательность в изложении материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами; 3) разрабатывать и проводить различные по форме организации обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся; 4) ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся, отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения; 5) анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для собственного изложения программного материала; 6) организовать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты; применять методы диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики; 7) использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства персонального компьютера для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с компьютером; 8) создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения, развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Студенты также участвуют в организации и проведении различных внеклассных, внеурочных занятий с учащимися, анализируют их ре-зультаты5. В классическом университете на педагогическую практику отводится от 4 до 6 недель (в педагогическом университете - от 16 до 20 недель). При этом педпрактика сопровождается установочной конференцией, целью которой является распределение студентов по базам практик, ознакомление с целями и задачами практики, с её организацией и отчётной документацией. По окончании педагогической практики проходит итоговая конференция с участием учителей, представителей администраций школ, университетских преподавателей, на которой заслушиваются отчёты о проделанной рабо-
5 Хисматуллина Л.Я., Зоткин Н.В. Методические указания к организации и проведению педагогической практики студентов университета. - Самара: 2006.
те студентов-практикантов, а также их впечатления , мнения , предложения по совершенствованию практики.
Педагогическая практика для студентов-практикантов проходит в два этапа. На первом этапе практиканты посещают занятия, знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в школе и классе, с классными коллективами, с работой учителей-предметников и классных руководителей, изучают методическую литературу, наглядные пособия и технические средства, поурочные планы и конспекты учителей, календарно-тематические планы и др.
В ходе второго этапа каждый практикант под руководством куратора планирует уроки и внеклассные (внеурочные) занятия, разрабатывает конспекты, готовит, проводит и анализирует уроки и внеклассные занятия. Занимается самоанализом и самооценкой результата собственной деятельности, а также анализирует пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов.
Педагогическая практика студентов университета осуществляется в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, что является одной из форм социального партнерства вуза с муниципальными общеобразовательными учреждениями. Также местами проведения практики могут быть дошкольные учреждения, детские оздоровительные лагеря, центры социально-педагогической помощи семье и детям. У школы есть своя выгода от сотрудничества с университетом и приёмом студентов на практику, которые помогают готовить дидактические материалы для занятий, обрабатывать результаты наблюдений, проведенных исследований, проводить различные мероприятия, внеклассную, внеурочную работу и т.п.
Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что большинство студентов, проходивших практику в школах, в которые они обучались, получают лучший результат. Это объясняется тем, что у этих практикантов, как правило, отсутствуют проблемы адаптации к незнакомой среде, к трудовому коллективу, к руководству и т.п., с которыми обычно сталкиваются студенты. Благоприятные условия обеспечивают возможность сконцентрироваться непосредственно на учебно-воспитательном процессе. К сожалению, такие студенты лишены дополнительной практики поиска «общего языка» с учителями-коллегами, руководством школы и т.д.
Студенты удовлетворены результатами своей работы на практике и, в основном, дают положительную оценку своей подготовки к педагогической деятельности. При этом они выше оценивают себя как учителя-предметника и ниже - как учителя-организатора, учителя-воспи-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(3), 2012
тателя. Педагогическая практика обеспечивает возможность каждому студенту непосредственно познакомиться с профессией учителя, оценить собственные возможности, обрести умения преподавания в школе, работы с детьми. Педагогическая практика является важным компонентом педагогического образования. Поэтому необходимо разрабатывать новые научно обоснованных подходы к организации педагогической практики.
В Самарском государственном университете с целью повышения качества подготовки будущих преподавателей идет активная работа по поиску эффективной модели педагогической практики, основанной на принципах непрерывности и преемственности, обеспечивающих возможность интегрировать теоретические знания и практическую деятельность.
TRAINING THE STUDENTS IN EDUCATION DURING FIELDWORK PLACEMENT
© 2012 M.D.Goryachev, M.M.Goryachev Samara State University
Increase of the proportion of fieldwork placement during students' training in education attracted attention of the authors to study the aspect of its historical analysis. The article describes the peculiarities of fieldwork placement during the training of the students of education in teachers' training schools and contemporary universities, its objectives, content. It also analyzes the requirements for its results.
Keywords: reform of Russian education, socio-pedagogical movement, educational fieldwork placement, training the students of education.
° Mikhail Dmitrievich Goryachev, the doctor of pedagogical sciences, the professor managing faculty of pedagogics. E-mail: goriatch@ssu. samara. ru
Matvey Mikhailovich Goryachev, the teacher of faculty of pedagogics. E-mail: gmatvej@yandex. ru