УДК 316.443
МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Зырянов Сергей Григорьевич,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинский филиал, директор, доктор политических наук, профессор, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
Горелова Галина Газимовна,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Челябинский филиал, профессор кафедры политологии, истории и философии, доктор психологических наук, профессор, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы формирования личности студентов, обучающихся в вузе по специальностям, связанным с социальным управлением. На основе результатов анализа социально-психологического исследования показаны состояние и динамика терминальных ценностей, и в частности ценность образования, на разных этапах профессиональной подготовки студентов в вузе.
Ключевые понятия: направленность личности, ценностные ориентации студентов, ценность образования.
Общепринято рассматривать ценностные ориентации как относительно устойчивое избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые воспринимаются им как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности. В ценностных ориентациях в снятом виде аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека [4, 6], определяющий его взаимоотношения с другими людьми, возможные приоритетные направления формирования и поведения личности. Общие и специфические условия деятельности, преломляясь в индивидуальном сознании, по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого - в субъективном восприятии данных условий, а также в особенностях структуры выбора приоритетных жизненных ценностей различных людей [2, 5]. Сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и спрогнозировать социальную направленность данной личности и её судьбу.
Главная проблема профессиональной подготовки в российском вузе для обучающихся студентов определяется необходимостью освоения ими нового социально-экономического и профессионального опыта. Речь идёт о начале их профессиональной социализации как будущих специалистов. В период обучения имеет место большая степень неопределенности и неполнота о ценностных представлениях студентов в отношении своей профессии, что затрудняет выбор основной цели в управлении процессом их профессиональной подготовки. Чтобы выстроить систему целостного управленческого воздействия в вузе, следует ориентироваться на модель сложноорганизованной деятельности, включающую профессиональный профиль регуляторов труда - объекта труда, его субъекта и субъект-объектных отношений. В профессии управленца все эти регуляторы имеют не предметную, а личностную направленность, в чем и состоит специфика самой управленческой деятельности. Личность - это стержневой, системообразующий фактор профес-
сиограммы управленца, отсюда вытекает и особенность управления профессиональной подготовкой в вузе - оно должно быть антропоцентрическим, то есть направленным как на формирование компетенций, так и на воспитание личности будущего управленца.
В этой системе приобретение знаний и умений - необходимая, но далеко недостаточная задача, решаемая высшей школой. Основная цель обучения управленцев предполагает формирование отношений, личностных смыслов, ценностей жизни и предстоящей профессиональной деятельности. Подготовка к профессии в вузе - это поддержание баланса в выборе между стратегией адаптации студента через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих умение решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, с другой.
В 2013 и 2014 годах в Челябинском филиале РАНХиГС по этой проблематике проведено социологическое исследование. Объектом исследования стали студенты управленческого направления обучения, обучающиеся на первом - четвёртом курсах очного отделения. В 2013 году опрошено 122 студента, а в 2014-м - 158. Предмет исследования: оценка значимости для респондентов различных жизненных ценностей. В исследовании использована методика определения значимости терминальных ценностей М. Рокича, предполагающая попарное сравнение степени значимости всех 12-ти выделенных терминальных ценностей [7].
В ходе исследования нас интересовало три вопроса:
- какое место занимает образование в общей структуре личностных ценностей студентов и какова динамика изменения удельного веса этой ценности в процессе обучения в вузе?
- каковы особенности ценностных ориентаций студентов по гендерному признаку?
- как изменяются ценностные ориентации студентов от первого к четвертому курсу?
Респондентам было предложено попарно оценить все ценности, перечисленные в вопросе, выбрав из предложенной
пары ценностей ту, которая является для них наиболее значимой. Таким образом, ни одна из ценностей не могла иметь одинаковую оценку значимости, а максимальный балл, который могла набрать одна из ценностей, равнялся 11.
Средняя оценка значимости ценностей (по занимаемому в рейтинге месту) для массива опрошенных студентов по годам опроса приведена в таблице 1.
Как видно из данных таблицы, в тройку лидеров вошли такие ценности, как счастливая семейная жизнь, любовь и здоровье.
Несмотря на то что иерархии ценностей в рассматриваемых выборках почти идентичны, сравнение величины средних баллов, полученных в двух срезах по каждой из терминальных ценностей, указывает на определённые тенденции в изменении значимости этих ценностей в зависимости от времени опроса.
Ценность познания и образования (возможность расширить своё образование, кругозор, общую культуру, развить интеллект) расположилась на 9-й позиции из 12 с результатом 4,37 балла в 2013 году, что свидетельствует о её низкой значимости в системе ценностей учащейся молодежи. Ее оценка на следующем году обучения (срез 2014 года) несколько повысилась: прирост составил 0,27 (здесь и далее величина изменений даётся в баллах), что сопоставимо с увеличением оценки таких ценностей, как творчество ( + 0,36); любовь ( + 0,30) и материально обеспеченная жизнь ( + 0,27).
В годовом интервале наиболее заметно уменьшается ценность такой сферы жизнедеятельности, как уверенность в себе (на -0,98 балла). Можно предположить, что в отрицательной динамике этой ценности проявляются, прежде всего, особенности возраста студентов: потребность в самоопределении в жизни в период обучения в вузе побуждает к переоценке ценностей подросткового периода. Созревание собственного «Я» идёт в условиях большей личностной свободы и большей межличностной конкуренции за социальный статус в группе.
Динамика значимости тех или иных ценностей для студентов при переходе от курса к курсу более наглядно обнаружи-
Таблица 1
Сравнение оценки степени значимости ценностей по всему массиву опрошенных (2014-2013 гг.)
Ценность 2013 г. (1 и 3 курсы) 2014 г. (1, 2, 4 курсы) Разность
1 Счастливая семейная жизнь 8,73 8,88 0,15
2 Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 7,37 7,67 0,30
3 Здоровье (психическое и физическое) 7,54 7,49 -0,05
4 Наличие хороших и верных друзей 7,31 7,32 0,01
5 Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 5,97 6,24 0,27
6 Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 6,28 5,30 -0,98
7 Свобода как независимость в поступках и действиях. 5,42 5,04 -0,38
8 Интересная работа 4,74 4,97 0,23
9 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) 4,37 4,64 0,27
10 Активная, деятельная жизнь 3,85 3,57 -0,28
11 Творчество (возможность творческой деятельности) 2,44 2,80 0,36
12 Красота природы и искусства (переживание прекрасного) 2,18 2,12 -0,06
вается при сравнении данных, представленных в таблице 2.
На всех курсах обучения в качестве приоритетных остаются уже зафиксированные ранее три жизненных ценности - семья, любовь, здоровье. Однако на втором и четвёртом курсах обучения значение ценности «любовь» понижается, и она перемещается со второго на третье место. Ценность познания (образования) имеет арьергардные позиции, и, как свидетельствует опрос, показатель её значимости от курса к курсу снижается с 4,83 до 4,10, то есть на -0,73 балла. Это самый большой результат снижения. Так же заметно снижается роль таких ценностей, как уверенность в себе ( + 0,69). Вырастает значение ценности «творчество» ( + 0,68 балла), что
свидетельствует о положительной динамике потребности в самоопределении в направлении степени снижения её напряжения.
С другой стороны, у студентов четвёртого курса наблюдается тенденция повышения значимости ценности активной, деятельной жизни, (+0,86) по сравнению с первым курсом. Можно говорить о том, что к четвёртому курсу в сознании студентов происходит переориентация с учебы на предстоящую профессиональную деятельность. Студенты четвёртого курса значительно выше стали ценить психическое и физическое здоровье (+0,63) и интересную работу (+0,18 балла).
Обращает на себя внимание рост ценности наличия хороших и верных друзей
Таблица 2
Оценка степени значимости ценностей в зависимости от курса обучения (2014 г.)
Ценность По всему массиву опрошенных 1-й курс 2-й курс 4-й курс Разность между 1-м и 4-м курсми обучения
1 Счастливая семейная жизнь 8,88 8,74 9,15 8,90 0,16
2 Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 7,67 7,74 7,42 7,90 0,16
3 Здоровье (психическое и физическое) 7,49 7,37 7,54 8,00 0,63
4 Наличие хороших и верных друзей 7,32 7,69 6,38 7,80 0,11
5 Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 6,24 6,11 6,62 6,00 -0,11
6 Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 5,30 5,19 5,85 4,50 -0,69
7 Свобода, как независимость в поступках и действиях. 5,04 5,15 4,77 5,20 -0,05
8 Интересная работа 4,97 4,91 5,04 5,10 0,18
9 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) 4,64 4,83 4,46 4,10 0,73
10 Активная, деятельная жизнь 3,57 3,24 4,04 4,10 0,86
11 Творчество (возможность творческой деятельности) 2,80 2,98 2,62 2,30 -0,68
12 Красота природы и искусства (переживание прекрасного) 2,12 2,19 1,96 2,20 0,01
( + 0,11), что закономерно для данного этапа возрастного развития - периода молодости и первых лет вступления во взрослую жизнь. После тревог, неосознанного протеста и мя-тежности духа молодой человек признает большинство ценностей, характерных для его социокультурного окружения. На первый план выступает принцип взаимности моральных обязательств, который означает формирование особых способностей -применение к самому себе тех же критериев оценки, что и к другим. Используются общие принципы как основа нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других; развивается способность учитывать
потребности и интересы окружающих в той же степени, как свои собственные.
У студентов второго курса по сравнению с первокурсниками выше значимость следующих ценностей: активная, деятельная жизнь (+ 0,80) и уверенность в себе ( + 0,66). Это свидетельствует о том, что за год обучения они успешно адаптировались к вузовской среде, с одной стороны. С другой стороны, проявилась такая возрастная особенность развития личности, как выход на качественно новый уровень самостоятельности - от подростковой завышенной самооценки к самоактуализации.
Таблица 3
Оценка степени значимости ценностей в зависимости от пола респондента
(опрос 2014 г.)
Ценность х ы му ву енн ы н и ы н и ь ин ин ти счщ
О та с 1= 2 о жч у М щ н е X нуе т ^ X а м Руи
1 Счастливая семейная жизнь 8,88 8,14 9,23 1,09
2 Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 7,67 7,10 7,93 0,83
3 Здоровье (психическое и физическое) 7,49 6,45 7,98 1,53
4 Наличие хороших и верных друзей 7,32 7,83 7,08 -0,75
5 Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 6,24 6,21 6,26 0,05
6 Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 5,30 5,76 5,08 -0,68
7 Свобода, как независимость в поступках и действиях. 5,04 5,48 4,84 -0,64
8 Интересная работа 4,97 5,24 4,84 -0,40
9 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) 4,64 5,31 4,33 -0,98
10 Активная, деятельная жизнь 3,57 3,79 3,46 -0,33
11 Творчество (возможность творческой деятельности) 2,80 2,28 3,05 0,77
12 Красота природы и искусства (переживание прекрасного) 2,12 2,41 1,98 -0,43
Рискнём также сделать осторожное предположение о том, что новые поколения студентов выше ценят образование. Об этом свидетельствует тот факт, что первокурсники (набор 2014 года), по сравнению со студентами четвёртого курса (набор 2011 года), заметно выше оценивают значимость следующих сфер жизнедеятельности: познание ( + 0,73) и творчество ( + 0,68).
Сопоставление результатов опроса по гендерному признаку - ценностных ори-ентаций мужчин и женщин, обучающихся на первом, втором и четвёртом курсах, обнаружило следующие различия, представленные в таблице 3.
У студентов мужчин, по сравнению с женщинами, заметно преобладает значимость следующих ценностей: свобода как независимость в поступках и действиях (+1,0) по срав-
нению с женщинами; возможность познания (+0,98); наличие хороших и верных друзей (+0,75) и уверенность в себе (+0,66).
Ценности, заметно преобладающие у студентов женщин: психическое и физическое здоровье (+1,53) в сравнении с мужчинами; счастливая семейная жизнь (+1,09); любовь ( + 0,83); творчество, возможность творческой деятельности ( + 0,77).
Таким образом, можно говорить о том, что среди студентов мужчин в период обучения большее значение имеют ценности, формирующие и влияющие на социальный статус человека, а студенты женщины, как истинные «хранительницы очага», выше оценивают здоровье, любовь и счастливую семейную жизнь.
Кроме того, обращает на себя внимание следующий факт: в мужской выборке цен-
ность познания поднимается на одну ступень выше по значимости и занимает 8-е место по сравнению с 9-м местом в общем массиве опрошенных, а у женщин она сохраняет девятое место.
Для определения разброса среднеарифметических оценок привлекательности ценностей, представленных в общем списке, использовалась методика сравнения по величине стандартного отклонения (5) [1]. Результаты представлены в таблице 4.
Относительно небольшая величина стандартного отклонения 5 означает, что среднеарифметические оценки ценностей, которые выше или, наоборот, ниже среднего значения, встречаются в данной выборке относительно редко. Чем меньше величина 5, тем более равномерно распределены среднеарифметические оценки привлекательности каждой из 12 ценностей. Значит, тем более разнообразно ранжирование этих ценностей опрошенными студентами, тем более они не похожи друг на друга в выборе степени привлекательности ценностей. В таком случае по данным, представленным в таблице 7, можно заключить, что: а) выборка ценностей у студентов-мужчин более индивидуальна, чем выборка у студентов женщин; б) студенты 2 курса стали более однородны в выборе ценностей по сравнению с первым годом обучения; в) студенты 4 курса ранжировали ценности более разнообразно, чем на 3 курсе; г) студенты 1, 2 и 4 курсов в 2014 году продемонстрировали примерно одинаковый разброс среднеарифметических оценок линейки ценностей.
Анализ полученных результатов позволил дать ответы на вопросы, поставленные в начале статьи.
Во-первых, ценность познания и образования (возможность расширить своё образование, кругозор, общую культуру, развить интеллект) расположилась на 9-й позиции из 12, что свидетельствует, увы, о её низкой значимости в системе ценностей студенческой молодежи.
Удельный вес ее оценки на втором году обучения между тем несколько повышается: второкурсники в сравнении со студентами, обучающимися на первом курсе, выше оценивают значимость познания и творчества в развитии личности. В мужской выборке ценность познания поднимается на одну ступень выше по значимости и занимает 8-е место по сравнению с 9-м местом в общем массиве опрошенных студентов. Однако новые поколения студентов сравнительно выше ценят
образование: первокурсники, по сравнению со студентами четвёртого курса, заметно выше оценивают значимость познания и творчества.
В сознании каждого нового набора студентов удельный вес ценности образования повышается. Есть ещё одно обстоятельство, которое следует упомянуть: это часто раздающиеся упрёки высшей школы в низком качестве подготовки студентов. Если согласиться с данной претензией, то, пожалуй, одна из главных причин относительно низкого качества подготовки состоит в том, что ценность познания (образования) у современных российских студентов занимает только четвёртое место внизу рассматриваемого континуума ценностей. В большинстве своём школьники поступают в вуз не для получения профессионального образования, а для решения других, более значимых для них задач.
Хотя имеет место и другая тенденция: студенты приходят учиться и получить профессиональное образование с большим желанием, однако с каждым годом обучения оно уменьшается, то есть происходит выгорание этой ценности.
Во-вторых, большинство студентов в ценностном плане ориентированы на обретение собственной индивидуальности, о чем свидетельствует высокий рейтинг ценностей свободы и независимости в поступках и действиях. Они хотят сохранить своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений. Стремление к неповторимости и
Таблица 4
Величины стандартного отклонения среднеарифметических оценок ценностей
Выборка 1 курс 2014 2 курс 2014 4 курс 2014 1 курс 2013 3 курс 2013 Женщины 2014 Мужчины 2014
5 2,08 2,09 2,08 1,97 2,28 2,23 1,89
индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов.
Высокий интерес на первом курсе к социальным контактам и друзьям, в свою очередь, имеет тенденцию к снижению. Это, возможно, объясняется тем, что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К старшим курсам эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения, определилось положение студента в референтной группе.
В-третьих, для всех курсов характерно большое число студентов, поставивших на первые места в рейтинге «высокое материальное положение» как значимую ценность. Это означает, что материальное благополучие оказывается для студентов основанием для формирования чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком материальном благосостоянии может быть также объяснена разрывом между уровнями потребностей в этом возрасте и возможностями их удовлетворения. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты второго курса уже демонстрируют более высокие потребности, стремятся в материальном плане быть менее зависимыми от родителей.
Вместе с тем следует заключить, что ценности образования и творческой деятельности, «набирая в весе» от поколения к поколению студентов, пока остаются в рейтинге на прежних невысоких местах во всех срезах.
Профессиональная сфера для большинства студентов пока еще не приобрела того значения, какое для них имеет сфера ценностей частной жизни. Видимо, студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, предстоящая профессиональная деятельность является для них явно чем-то далеким и малоизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная повседневность студенческой жизни, в которой учеба довольно безуспешно соперничает с их любимыми занятиями. Вместе с тем на старших курсах удельный вес ценностей, относящихся к сфере профессиональной деятельности, заметно повышается, хотя ценность образования всё равно остаётся обидно низкой.
Возникает вопрос, можно ли и в какой степени управлять динамикой ценностных ориентаций студентов. Полагаем, что на этот вопрос следует дать частично утвердительный ответ.
Общими принципами развития ценностных ориентаций студентов являются, по нашему мнению, следующие: глубинное осмысление и переосмысление опыта, связанного с собственной жизнедеятельностью; создание настроя на конструктивную ассимиляцию достижений мировой культуры, науки и практики в сфере управления; концептуализация и развитие гуманистических ценностей. Иерархия ценностных ориентаций может перестраиваться в пользу социально важных ценностей и в процессе проживания и рефлексии различных ситуаций взаимодействия и культивирования рефлективных способностей студентов.
Представленные вашему вниманию результаты изучения ценностных ориентаций студентов могут быть основой для выделения ряда направлений в содержании деятельности по управлению профессиональной подготовкой в вузе:
- побуждение студентов и преподавателей к максимальной вовлеченности в процесс труда и управления. Превращение профессиональной подготовки в главное средство самовыражения студентов;
- подготовка к профессии управленца должна находиться в зоне устремлений студента, обеспечивая его автономию, ответственность и развивая самосознание;
- профессиональная подготовка и образовательная деятельность в вузе должны позволять студентам и преподавателям ощущать свою защищенность, для чего необходимо осуществлять социальные программы подготовки студентов и преподавателей, обеспечить гарантию занятости, перспективы карьеры после получения диплома, создавать комфортные условия труда, поддерживать на необходимом уровне обеспечение современным цифровым оборудованием для учебно-научной работы.
Считаем важным акцентировать внимание на следующих психолого-педагогические условиях активизации ценностных ориентаций студентов в системе профессиональной подготовки:
- целенаправленном включении студентов в поисковую деятельность исследовательского характера с применением цифровой
техники и новых информационных технологий, что согласуется с ориентацией на познание в контексте современной культуры;
- сочетании технологичности образования с воспитанием в духе традиций и исторического опыта гуманистической философии;
- обеспечении ориентации на творчество, инновационную активность и самоактуализацию в условиях освоения образовательной программы, исследовательской и практической деятельности.
1. Боровиков, В. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. СПб.: Питер, 2003. 688 с.
2. Горелова, Г.Г. Новое мышление в социальном управлении: от стратегии манипуляции - к осознанию ценностей // Социум и власть, 2009. N 1 (21). С. 23-26.
3. Зырянов ,С.Г., Лесняк, В.И., Богданова, Д.В. Молодежная политика и значение образования в профессиональной судьбе работающей молодежи // Социум и власть, 2009. N 3 (23). С. 10-19.
4. Лукин, А.Н. Онтология ценностей // Социум и власть. 2011. N 3 (31). С. 104-108.
5. Платонов, А. Идеалы и ценности подрастающего поколения // Психологическая газета, 2002. N 5. С. 25-26.
6. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности; под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. С. 88-100.
7. Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль, 1991.
References
1. Borovikov, V. (2003) Statistica. Iskusstvo analiza dannykh na komp'yutere: Dlya professionalov [Statistica. The art of data analysis on the computer: For professionals]. SPb.: Piter, 688 [in Rus].
2. Gorelova, G.G. (2009) Novoye myshleniye v sotsial'nom upravlenii: ot strategii manipulyatsii - k os-oznaniyu tsennostey [The new thinking in social management: from the strategy of manipulation - to realization the value and power] // Sotsium i vlast', N 1 (21). 23-26 [in Rus].
3. Zyryanov, S.G., Lesnyak, V.I., Bogdanova, D.V. (2009) Molodezhnaya politika i znacheniye obrazovani-ya v professional'noy sud'be rabotayushchey molodezhi [Youth policy and the importance of education in the professional fate of young workers] // Sotsium i vlast', N 3 (23), 10-19 [in Rus].
4. Lukin A.N. (2011) Ontologiya tsennostey [Ontology of values] // Sotsium i vlast', N 3(31), 104-108 [in Rus].
5. Platonov A. (2002) Idealy i tsennosti podrastay-ushchego pokoleniya [Ideals and values of the younger generation] // Psikhologicheskaya gazeta, N 5, 25-26 [in Rus].
6. Samoregulyatsiya i prognozirovaniye sotsial'nogo povedeniya lichnosti [Self-control and forecasting of the social behavior of the person]; pod red. V.A. Ya-dova. L., 1979. 88-100 [in Rus].
7. Senin, I.G. (1991) Oprosnik terminal'nykh tsennostey [Questionnaire of terminal values]. Yaroslavl [in Rus].
UDC 316.443
THE PLACE OF EDUCATION IN THE SYSTEM OF VALUES OF STUDENT'S YOUTH
Zyryanov Sergey Grigoryevich,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Director,
Doctor of Political Science, Professor,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Gorelova Galina Gazimovna,
Russian Presidential Academy
of National Economy
and Public Administration,
Chelyabinsk Branch,
Professor of the Department Chair
of Political Science,
History and Philosophy,
Doctor of Psychological Science, Professor,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The paper studies the problems of formation of the person of students enrolled in high school in occupations related to social management. Based on analysis of the socio-psychological research the status and dynamics of terminal values and the value of education in various stages of training students in high school in particular are shown.
Key concepts: personal orientation, value orientation of students, the value of education.