Научная статья на тему 'Место НИРС в подготовке современного работника печати'

Место НИРС в подготовке современного работника печати Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / STUDENTS' SCIENTIFIC RESEARCH WORK / TRAINING OF SPECIALISTS / PRINTING BRANCH / POLYGRAPHIC TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баблюк Евгений Борисович

На примере Московского государственного университета печати в статье рассматривается роль научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе. В статье рассматриваются проблемы вузовской науки и пути активизации этой деятельности. Сделан вывод о целесообразности создания в университете межкафедрального центра научных исследований с рядом экспериментальных лабораторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' scientific research work in specialist training

The role of students' scientific research work in training specialists of printing branch is considered. The perspectives of the development of a new scientific field polygraphic technologies in microelectronics suppose involving students, magisters and post-graduates.

Текст научной работы на тему «Место НИРС в подготовке современного работника печати»

Е.Б. БАБЛЮК, профессор, МеСТО НИРС В ПОДГОТОВКе

пРоректор по научно - современного работника

исследовательской работе

печати

На примере Московского государственного университета печати в статье рассматривается роль научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе. В статье рассматриваются проблемы вузовской науки и пути активизации этой деятельности. Сделан вывод о целесообразности создания в университете межкафед-рального центра научных исследований с рядом экспериментальных лабораторий.

Ключевые слова: высшее образование, студенческая наука, организация научных исследований.

Текущий год для многих вузов России является юбилейным, так как 80 лет назад для решения кадровых проблем политики индустриализации правительство приняло грандиозную программу подготовки специалистов с высшим образованием практически для всех отраслей народного хозяйства.

Свой юбилей в октябре 2010 г. отмечает и МПИ-МГАП-МГУП. На разных этапах существования в соответствии с прогрессом науки, техники и технологий в вузе разрабатывались различные учебные планы и рабочие программы с акцентом на те или иные дисциплины. Так, в процессе получения квалификации специалиста-тех-нолога полиграфического и упаковочного производства студенты должны прежде всего освоить комплекс фундаментальных дисциплин. Среди них математика, физика, химия, материаловедение, техническая графика и целый ряд специальных дисциплин, связанных с теорией и практикой технологии полиграфического производства, а также конструирования современной упаковки. Ясно, что особое место занимают учебные предметы, связанные с технологией печати. Предполагается, что наши выпускники могут правильно выбрать способ печати на различных типах запечаты-

ваемых материалов (бумага, картон, полимерные пленки, стекло, жесть) и рекомендовать технологические параметры печати.

Вместе с тем для качественной подготовки специалиста высокой квалификации одного лишь учебного процесса недостаточно. Нужно, конечно, прилежно изучать предметный материал, который дается на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Однако, как правило, он быстро устаревает, и в лучшем случае студенты получают информацию 5-10-летней давности. В итоге мы получаем специали-

ста отнюдь не высшей, а, скорее, «средней» квалификации. Каков выход из такой ситуации? Как известно, новое - это хорошо забытое старое. В 6070-х годах прошлого столетия во многих технических вузах страны функционировали студенческие научные общества, студенты активно участвовали в научных исследованиях при выпускающих кафедрах, помогая аспирантам. При этом студенты-исследователи в непосредственной деловой обстановке общались с ведущими учеными.

Очевидно, что, приобщая студентов к научным исследованиям, мы воспитываем творческую личность, способную формулировать и решать научнотехнические проблемы. Вместе с тем студенческую научную работу можно рассматривать и как эффективное средство подготовки высококлассного специалиста.

Не секрет, что за рубежом (в США, Японии, во многих европейских странах) крупнейшие промышленные компании заключают контракты с ведущими университетами на проведение научных исследований для разработки инновационных технологических процессов, создания новых видов продукции. В Советском Союзе эти функции, как правило, выполняли отраслевые научно-исследовательские институты. В процессе «перестройки » многие из них прекратили свое существование, и сейчас осталось порядка 5% от их количества в 1995 г. Исчезли, впрочем, целые отрасли вместе со своими министерствами, которые так или иначе управляли процессами научных исследований и разработок. Сегодня заказчиками таких работ выступают крупные компании и федеральные ведомства. Нетрудно догадаться, у кого главным образом есть деньги на научные исследования. Прежде всего это, конечно, Министерство образования и науки, Министерство обороны и ряд других, а со сторо-

ны бизнеса уверенно можно назвать нефтегазодобывающие, перерабатывающие и транспортные компании.

А как же наша отрасль? Даже неспециалистам в области полиграфии и упаковки понятно, что ни одно из тысяч полиграфических предприятий не располагает сегодня средствами на разработку и реализацию крупных научных проектов. На примере нашего вуза хорошо видно, что полиграфические предприятия в лучшем случае лишь подтверждают свой интерес к той или иной дипломной работе, выполняемой нашими студентами. Но обычно, увы, это делается бесплатно. Такое, мягко говоря, скромное место вуза при дележе научного «пирога» порождает серьезную проблему: как выжить вузовской науке (в частности, научным силам нашего вуза, занимающимся технологией печатного и упаковочного производства)?

Считаю своевременным выход в 2008 г. Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России », в рамках которой Министерством образования и науки РФ объявлены конкурсы на проведение коллективами вузов исследований по различным научным направлениям. При этом обязательным условием является формирование творческих коллективов под руководством докторов и кандидатов наук, в состав которых должны входить молодые исследователи (студенты, аспиранты), причем затраты на их зарплату должны составлять не менее 50% от суммы затрат по этой статье.

Не скрою, конкуренция большая, и не всегда тематика близка к традиционной для университета печати. Но наш опыт показывает, что из десятка поданных проектов 1-2 могут выиграть конкурс. Именно так некоторые сотрудники МГУП получили из ряда источников гранты на научные исследо-

вания. Кроме того, Минобрнауки финансирует фундаментальные исследования по некоторым направлениям (как правило, эти гранты невелики - 200500 тыс. руб.).

Здесь следует также отметить, что уровень и результативность проводимых исследований, при прочих равных условиях, во многом зависят от качества имеющихся научных приборов и экспериментальных установок. Считаю, что в нашем вузе принято правильное решение: кафедры университета оснащаются оборудованием для проведения плановых лабораторных занятий со студентами, а современная дорогая аппаратура сосредоточена в специально созданном центре научных исследований и сертификации. При этом ее могут использовать в своей исследовательской работе все кафедры университета.

Сегодня в состав центра научных исследований нашего университета входят четыре научно-исследовательские лаборатории. Последняя из них -научно-исследовательская лаборатория электронной спектроскопии -была открыта 9 апреля 2010 г. Она оснащена уникальным прибором японской компании JEOL - рентгеновским фотоэлектронным спектрометром.

Использование оборудования такого класса в исследовательских работах полиграфистов - это возможность технологического прорыва в области новых материалов и процессов. Установка позволяет исследовать структуру различных материалов и природу их взаимодействия на наноуровне, т.е. в слоях толщиной 10"9м.

Уже сегодня планируются исследования, связанные с разработкой новых полиграфических технологий в микроэлектронике (изготовление микросхем, микрочипов, всевозможных датчиков и даже светодиодов полиграфическим способом).

И здесь мы не обойдемся без привлечения нашей студенческой молодежи. Предполагается, что мы сформируем из студентов-старшекурсников, аспирантов и магистрантов специальную группу для подготовки специалистов этого нового направления в области полиграфических технологий.

Несомненно, научно-исследовательская деятельность в вузе ведется и по традиционному для полиграфической отрасли направлению - повышение качества и экономических показателей при выпуске печатной продукции.

Благодаря оборудованию лаборатории МГУП сможет полноправно участвовать в разработках принципиально новых упаковочных материалов, которые будут нести информацию о технологической предыстории продукта, упакованного в такие материалы. Вообще рентгеновский фотоэлектронный спектрометр может с успехом применяться в различных областях науки и технологий.

Через 5-7 лет научные разработки, связанные с технологией производства микроэлектроники полиграфическим способом, перейдут в плоскость практической реализации. Другими словами, наши сегодняшние студенты могут приложить руку к открытию инновационного научно-технологического направления в нашей отрасли. А если серьезно, то с освоением этой установки на порядок повышается научный уровень наших разработок, а также достоверность результатов исследований.

Идет переоснащение и других лабораторий. Установлены и запущены новые приборы: атомно-адсорбционный спектрометр, атомно-силовой микроскоп, ИК-спектрофотометр с приставкой, позволяющей изучать структуру и состав поверхностных слоев, прибор для оценки электрофизических параметров поверхности материалов. Взглянув даже на этот неполный список исследовательских приборов, нетрудно сделать вывод о направленности исследований; ключевыми словами здесь будут материалы, нанотехнологии, поверхность, полиграфия, электрические свойства. Запустив набор этих ключевых слов в «поиск» гипотетического компьютера, получим новое направление развития и применения полиграфии - полиграфические технологии в микроэлектронике. Да, именно этому будут посвящены в основном исследования ученых университета печати. И во всех этих проектах предполагается участие аспирантов и студентов университета. Здесь следует отметить, что в ведущих зарубежных компаниях в областях микроэлектроники технологии изготовления всевозможных изделий микроэлектроники (включая светодиоды) с использованием полиграфических приемов находятся на стадии промышленного освоения.

Помимо вовлечения студентов в ре-

альную научно-исследовательскую работу, важным моментом в подготовке современного специалиста высокой квалификации является предоставление возможности студентам, магистрантам университета стажироваться в университетских лабораториях Европы, Америки и Азии. Сегодня студенты МГУП проходят стажировку в лабораториях родственных нам вузов Европы, США, Южной Кореи, Японии, Китая, Израиля.

Об уровне научных исследований, проводимых нашими студентами, можно судить по результатам международных конкурсов, конференций, симпозиумов. Так, например, в дни проведения в Москве выставки «Итал-Упак» руководством ассоциации упаковщиков Италии и Министерством внешней торговли Италии объявляются сроки и условия проведения конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу в области упаковочных производств. В этом году проводится уже пятый, «юбилейный» конкурс. Ежегодно наши студенты становятся его лауреатами. Что является самым важным в этом конкурсе для студентов? Прежде всего - это возможность по-серьезному приобщиться к научным исследованиям, а в случае победы - в течение двух недель знакомиться с упаковочной индустрией Италии, а заодно с культурно-историческими достопримечательностями этой страны. Нужно сказать, работы наших студентов представляют большой интерес, и коллеги из Италии даже переводят их на итальянский язык.

На новый виток сотрудничество с итальянскими упаковщиками поднимется в этом году. В стенах МГУП будет создан учебно-технический центр упаковочных технологий, который будет укомплектован оборудованием итальянских производителей.

Общеизвестно, что технические и

технологические решения сегодня обновляются. По существу, половина того, чему мы в течение университетского курса обучаем студента, через 3-4 года устаревает. Поэтому необходимо постоянно следить за научно-техническими новинками, которые появляются в мире.

Мы видим выход в проведении регулярных семинаров по актуальным научным и производственным проблемам. Действующая в университете система дополнительного образования позволяет организовывать курсы повышения квалификации, семинары в стенах нашего университета, семинары с выездом на предприятия. При этом привлекаются ведущие специалисты зарубежных компаний и университетов. В течение учебного года зарубежные профессора и ведущие специалисты компаний выступают перед студентами и преподавателями вуза с лекциями по различным направлениям полиграфического производства, по вопросам информационных технологий и издательской деятельности.

Таким образом, важным элементом результативной подготовки специали-стов-технологов в области полиграфического и упаковочного производства,

помимо традиционных аудиторных и практических занятий, является вовлечение студентов в исследовательскую деятельность.

В юбилейном для университета году в знак признания наших достижений в области подготовки высококлассных профессионалов, руководством международной Ассоциации полиграфических вузов принято решение о проведении 42-го Международного симпозиума полиграфических вузов в Москве. Поэтому в октябре 2010 г. вся мировая полиграфическая элита -профессура от Австралии до Европы и Америки - соберется в Москве. Для наших молодых исследователей это большая честь и ответственность -выступить с результатами исследований перед такой авторитетной аудиторией. Уже сегодня идет отбор лучших работ.

BABLYUK E. STUDENTS’ SCIENTIFIC RESEARCH WORK IN SPECIALIST TRAINING

The role of students’ scientific research work in training specialists of printing branch is considered. The perspectives of the development of a new scientific field - polygraphic technologies in microelectronics suppose involving students, magisters and post-graduates.

Keywords: students’ scientific research work, training of specialists. printing branch, polygraphic technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.