Научная статья на тему 'Есть «Галактика Гутенберга!»'

Есть «Галактика Гутенберга!» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Есть «Галактика Гутенберга!»»

Б. ЯКОВЛЕВ, публицист ЕСТЬ

Гутенберга!»

Конечно же есть! Пусть не в классическом для подобных звездных образований объеме и не в таком качестве, как хотелось бы и желалось, учитывая особую потребность российской читающей публики в умной, увлекательной и добротно изданной книге, а значит - и в специалистах, способных воспроизвести ее на свет, причем в достаточных количествах и в любых социально-экономических, научно-технических, просто житейских условиях.

В этих людях всегда была, есть и будет нужда, как бы ни опутывал нас своими виртуальными сетями Интернет, как бы ни призывно и многообещающе манили к себе электронные учебники, пособия и прочие достижения наступившей информационной эры. Для сочинителей и создателей обычной книги именно она остается нестареющим, устойчивым символом бегущей вскачь цивилизации, и те, кто готовит к жизни ее живое существо, порой даже не осознают, что участвуют в великом деле умножения духовных ценностей, сеют то самое разумное, доброе, вечное, которого нам сегодня так не достает.

Если вы хотите встретиться с этими людьми - поезжайте на север столицы. Здесь, между самым очаровательным уголком знаменитого Тимирязевского парка (именно в него засмотрелся своим красивейшим фасадом дворец графа Разумовского - обитель сегодняш-

ней сельхозакадемии) и рукотворным прудом - озером, высится здание Московского государственного университета печати.

С архитектурной точки зрения это, конечно же, не та «застывшая музыка», на которую не наглядеться. Если краснокаменный корпус, отвоеванный в свое время от Тимирязевки, несет в себе некоторые признаки русского модерна, то пристроившийся к нему корпус из стекла и бетона чудовищно безлик, хотя внешне напоминает раскрытую книгу. Думаю, настанут более хорошие времена, и найдутся средства, чтобы привести в гармонию двуликое сооружение: ландшафт прямо-таки взывает к этому.

С университетской аббревиатурой -МГУП - успешно сражаются проходящие рядом автобусы и трамваи: их остановка называется «Полиграфический институт»: этот традиционализм лично мне больше по душе, ибо МПИ, не имея статуса университета, был хорошо известен москвичам и мало в чём уступал МАИ, МВТУ, МГУ: не числом, а умениями людей, которые здесь учили и учились. Теперь все вузы стали практически университетами (знай наших!), но в названиях сохраняют былой институтский лоск.

Один из факультетов МПИ остался на прежнем месте, в самом центре Москвы, неподалеку от Сухаревки, Склифа, городской усадьбы Н.И. Новикова -

просветителя (попавшего в свое время в страшную немилость Екатерины II). Бывшая частная гимназия Н.Н. Страхова весело смотрится трехэтажными ярусами окон прямо в Садовое кольцо.

Между прочим, здесь ютится и редакция нашего журнала: в маленькой, мало приспособленной для журнальной работы комнате. Но мы не жалуемся: издатель всегда прав.

И на «Пряниках» (так в просторечии называют корпуса МГУПа по ул. Прянишникова, 2а), и у нас (на Садовой Спасской, 6) главные люди - студенты: будущие полиграфисты, менеджеры, художники-оформители, издатели, редакторы и книговеды. Их, повторяю, не так уж много, если подходить к количественному фактору с эм-гэушными, скажем, мерками; но ведь здесь особое, штучное производство. И кто знает, кем будет вон та девушка, которая, говоря по-шукшински, не просто идет, а левой пишет, а правой -зачеркивает. Наверняка менеджером крупной книготорговой фирмы или редактором солидного издательства ...

А вон тот молодой человек с плохо расчесанной гривой волос и нагло выглядывающей из кармана модных штанов бутылкой пива? Что-то из него ведь тоже получится?

Словом, молодых людей вполне достаточно, чтобы оживить, а в чем-то даже удивить два уголка Москвы свойственной их возрасту авантажностью, раскованностью, озорством, сквозь которые, надо признать, уже просматриваются и серьезность, и рассудительность, и постепенно складывающийся профессионализм. Последние качества студенческой орды особенно заметны в периоды зачетно-экзаменационных драм, повторяющихся с периодичностью природных законов.

А как хороши студенческие празднества! Несомненно, самое оригинальное и яркое из них - посвящение в по-

лиграфисты, на которое собирается не только своя студенческая орда и молодеющая на глазах профессура, но и соседи - аграрии. Всем по душе обряд, сохранившийся со времен И. Гутенберга и И. Федорова: омовение в водной купели под неусыпным руководством самого Нептуна, выдача специальных грамот, оформленных в стиле Х века, поздравления земляков Гутенберга, театрализованное студенческое представление. Попробуйте об этом забыть!

В прошлом году появилась еще одна, уже чисто современная традиция: студенческие билеты группе первокурсников вручал лично тогдашний глава Правительства России В.В. Путин.

Живая диалектика традиций, старых и новых, во многом обязана своим действенным началом ректору университета, профессору А.М. Цыганен-ко, который хорошо понимает, что не хлебом единым, в том числе «учебным» и «научным», живы студенты. Крутясь с утра до позднего вечера в стенах университета и за его пределами в поисках решения сложнейших финансово-экономических проблем, учебных и научных коллизий, он готов всегда поддержать то, что считает полезным для обучения и воспитания своих подопечных. На университет работает не только сплоченный, работоспособный, высококвалифицированный состав профессоров, преподавателей, научных сотрудников, лаборантов, администраторов, вся внутренняя инфраструктура и силы «внешней поддержки», но и укрепившиеся в стенах МГУП зарубежные фирмы, особенно немецкие. Международное сотрудничество является в МГУПе одним из приоритетных направлений деятельности.

Свой «Академический печатный двор» дополнен издательскими фирмами (чего стоит знаменитая «Из рук в руки»!), мини-типографиями коммер-

ческого толка и т.д. и т.п. - в совокупности все эти арендаторы не дают до конца оскудеть вечно голодной университетской казне.

Разумеется, не обходится и без накладок. Александру Максимовичу свойствен, я бы сказал, несколько авторитарный склад характера; но кто этим не болеет? Ведь ректор в сегодняшней вузовской системе - это как губернатор в регионе.

Так вот, Полиграфическому институту, то бишь МГУПу, - семьдесят лет. И каких!

Не имея возможности войти в плотные слои истории вуза, остановимся лишь на событиях этапных, которые в основном и сделали его уникальным, причем не только в российских масштабах.

Полиграфист - профессия экономически, технически и культурно развитого общества. Для России, пережившей на рубеже XIX - XX вв. невиданный в этом смысле рост, она стала уже тогда дефицитной. Однако социальные катаклизмы, обрушившиеся на страну, на какое-то время заставили не то что забыть о дефиците, а как бы перенести решение этой проблемы на лучшие времена. А их, этих времен, как не было, так и не было.

Между тем нужда в образованных людях, а значит, и в производственной базе образования обострялась. Уже в 1920 году пришлось в недрах знаменитого ВХУТЕМАСа создать полиграфический факультет. Один из восьми, он не мог задать необходимый тон вузу, больше связанному с изобразительными искусствами. Тем не менее, 36 первых студентов нового факультета с помощью выдающихся профессоров изучали литографию и наборное дело, фотографию и фотомеханику, учились рисовать, осваивали гравюру по дереву и металлу, ксилографию, слушали лекции по истории письменности, кни-

ги. У них, полиграфистов ВХУТЕМАСа, был признанный научный, педагогический и художественный авторитет -В.А. Фаворский. Созданная им система обучения была отмечена золотой медалью на Международной выставке в Париже в 1925 году.

Но три-четыре десятка, даже сотня-другая специалистов дела не спасали, хотя многие из них (П. Вильямс, А. Гончаров, С. Образцов и др.) стали знаменитостями, но на другой стезе.

В 1926-м состоялся первый выпуск «наследника» ВХУТЕМАСа - ВХУТЕ-ИНа, из 5 человек: снова художественный уклон в обучении довлел над полиграфическим.

Надо было искать другое решение.

1930 год. Стране, нуждающейся в специалистах по прокатным станам, тракторам и станкам, здравоохранению и науке, транспорту и связи, замахнувшейся на «культурную революцию», без полиграфистов - никуда. Прежние крупные типографии дышат на ладан, и не столько из-за отсутствия новой техники, сколько по причине нехватки специалистов, многие из которых были смыты революционными потоками, как всегда в России - бессмысленными и беспощадными.

В этих условиях принимается решение образовать на базе ВХУТЕИНа специализированный вуз. Так появился Московский полиграфический институт, целью и смыслом которого стала подготовка кадров высшей квалификации, в первую очередь для типографий и издательств. Он получил в наследство от предшественника не только преподавателей и студентов, но и аудитории, учебные кабинеты, лаборатории, типографское оборудование, библиотеку и общежитие. Наряду с материальной фактурой, в новый вуз перекочевала и особая духовная субстанция - в виде традиций, сложившихся в вхутемасов-ской среде, а также уникального опы-

та профессионального, человеческого общения.

Будущие инженеры-технологи, инженеры-экономисты и издатели не имели еще стабильных учебных планов и программ, пособий и учебников, нового лабораторного оборудования, но полноценную alma mater они, кажется обрели.

Первым директором Полиграфического был назначен А.Н. Дыгерн, о личных и профессиональных качествах которого почти не осталось сведений: всё из-за тех пресловутых лени и нелюбопытства, которые есть не что иное, как недооценка исторической памяти. Можно только догадываться, что приходилось ему в жизни куда труднее, чем А.М. Цыганенко, ибо новый вуз был детищем своего времени и пережил немало драматических коллизий: больших и поменьше.

В 1933 году МПИ реорганизуют во втуз со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если научно-техническая элита сумела как-то адаптироваться к новым условиям, то их коллеги по издательским и художественно-оформительским делам психологически и профессионально трудно воспринимали происшедшее.

В 1941 году в состав Полиграфического «вливают» Редакционно-издательский институт ОГИЗа, который становится редакционно-издательским факультетом, сыгравшим неоценимую роль в подготовке редакторов, худож-ников-оформителей, журналистов. Достаточно напомнить, что среди выпускников факультета были известнейшие впоследствии графики - Виталий Горяев, Борис Пророков, художник Федор Решетников, кинооператор Сергей Урусевский и многие другие.

Война резко перевернула судьбу быстро растившего научно-технические и педагогические мускулы вуза -институт был эвакуирован в Шадринск,

а оставшиеся старшекурсники и преподаватели инженерного профиля составили костяк факультета боеприпасов (за исключением студенческих бригад, выполнявших самые разнообразные оборонительные работы и входивших в состав так называемых истребительных батальонов).

Вузовские судьбы полны неожиданностей. Полиграфический, освободив свои основные помещения в Москве для боеприпасного факультета, навсегда их лишился. Но худа без добра не бывает: на ул. Кирова, 21 и в лабораториях в Бобровом переулке в 1942 году создается Механический институт, впоследствии превратившийся в знаменитый Московский инженерно-физический (МИФИ).

Вся деятельность по эвакуации института в Шадринск и возвращению его в Москву на заключительном этапе войны возглавлялась всё тем же Алексеем Никитовичем Дыгерном. Говорят, он очень ценил хороших специалистов и, несмотря на сложности военного времени, делал всё возможное, чтобы они остались в МПИ.

Было кого ценить. К примеру, один из лучших профессоров, Л.К. Белозерский, будущий директор Полиграфма-ша, прожил с пулей в сердце 23 года, которую случайно обнаружили при рентгеновском обследовании.

Шадринский период стал для студентов и преподавателей МПИ нелегким временем. Никто не подсчитывал, сколько было заготовлено ими дров, скошено сена, убрано ржи, затрачено сил и смекалки на поиски пищи. А еще уход за ранеными в госпиталях, подработки «где попало» и, конечно же, главное - учеба и практика.

Но студенческая жизнь и здесь била ключом: работал «Клуб выходного дня», не пустовали самодеятельные кружки, издавалась газета «Канонада».

Когда студенты шадринского «замеса» МПИ вернулись в Москву, они быстро нашли себя в новой обстановке. Ограниченное число учебных кабинетов, лабораторий и библиотечных мест их не угнетало: наоборот, здесь складывалось нечто, напоминающее домашний уют: молодые выходцы из провинциального Шадринска и послевоенной Москвы жили в единой атмосфере возрождения, пусть и не с большой буквы.

Понемногу решилась проблема общежитий: ОГИЗ великодушно пожаловал недостроенное здание рядом, в Ор-ликовом переулке; часть студентов разместилась у родственников и знакомых, часть - в арендованных частных домах подмосковных поселков - в Клязьме, Бутове, Отдыхе, Кратове. Лишь в 1954 году у МПИ появились свои собственные «апартаменты» в Голицыне; а пятью годами спустя еще досталось в наследство от выброшенного Хрущевым на периферию Мосрыбвода помещение на Михалковской улице. С тех пор эта улица стала для будущих полиграфистов такой же родимой, как «Пряники» и Садовая Спасская.

Будущие издатели и книговеды, проходя мимо здания на углу Садовой и Уланского переулка, где разместился ныне шикарный бар-ресторан, даже не подозревают, что здесь находился когда-то закрытый распределитель: в нём по хлебным и продовольственным карточкам закупали их предшественники незамысловатую еду и доступные промтовары. Кстати, тогда в студенческую среду вносили особый колорит демобилизованные фронтовики: присущая им «военная косточка» не позволяла расслабляться нерадивым и недисциплинированным однокашникам.

Приходил в себя после эвакуации и военного лихолетья профессорско-преподавательский состав, вновь обретая качества полноценного творческого коллектива. Первыми в новой ситу-

ации опять же освоились представители инженерных направлений; труднее пришлось редакционно-издательскому факультету: учебный процесс на нём был вообще «недостроен» концептуально и методически; приходилось работать по временным учебным планам и программам, при почти или полном отсутствии учебной литературы.

Но пройдет несколько лет, и МПИ по качеству подготовленных его учеными и преподавателями учебников, научных трудов станет, как когда-то говорили, образцово-показательным вузом. Эту планку он пронесет через 7090-ые годы, ничуть ее не снизив, а наоборот, подняв до уровня, адекватного требованиям XXI века.

Студенческому научному содружеству есть на что равняться и от чего отталкиваться.

Всё бы ничего, да только жизнь снова и снова преподносит Полиграфическому серьезные испытания: и на силу, и на прочность.

1945-ый год. ЦК ВКП(б) принимает разгромное постановление «О полиграфическом оформлении книг», в котором не оставляет камня на камне от сложившейся оформительской практики. Этот мощный ураган для МПИ вроде бы прошел стороной. И всё же в целях подготовки квалифицированных оформителей книг и мастеров печатного дела соответствующее отделение предлагалось организовать не в МПИ, наиболее готовому к такой деятельности, а в Московском институте изобразительных искусств.

Полиграфический терял весьма перспективный и для себя, и для общества учебный ресурс.

Однако это была лишь завязка очередной драмы.

В 1952 году последовало распоряжение Совета министров СССР, подписанное И.В. Сталиным (историки говорят, что оно было последним, которое вождь подписал лично), согласно кото-

рому в МГУ создавался факультет журналистики, а все студенты и преподаватели редакционно-издательского факультета (РИФ) переселялись на Моховую.

Это был удар в «солнечное сплетение», в какой-то степени подготовленный в стенах самого МПИ. Видимо, тогдашний ректор В.А. Попов, будучи превосходным техническим специалистом и на всех доступных ему уровнях утверждавший идею функционирования МПИ как чисто технического вуза, не взял в расчет, что вместе с РИФом из вуза уйдет взлелеянная талантливыми людьми гуманитарная составляющая, а с ней - та самая невидимая субстанция, о которой говорилось выше и без которой вузу такого уникального типа грозил духовно-эмоциональный коллапс.

Но дело было сделано, и МГУ с великой для себя радостью принял в свое лоно и студентов, и преподавателей РИФа, оставив МПИ «чистую» полиграфию с небольшим отделением художественно-технического оформления печатной продукции (ХТОПП).

Правда, и это отделение чуть позднее министерские чиновники попытались передать в Суриковский институт. Но профильная кафедра возмутилась; к министру В.П. Елютину с соответствующей резолюцией был делегирован А.Д. Гончаров, очень влиятельный в столичных и художественных кругах Мастер. Он сумел склонить министра к разумному решению. Факультет остался в МПИ и успешно функционирует по сию пору, но уже под руководством дочери народного художника - «дипломата» - Н.А. Гончаровой.

Сейчас важно понять, как институт тогда выжил, что помогло ему сохранить свою «особость» в столичном вузовском сообществе. Это важно и потому, что позже, в 80-е и 90-е годы, когда на все вузы, в том числе и на МПИ (точнее - МГУП), свалились новые

беды - от перестроечных несуразностей, экономических потрясений вплоть до дефолта, - герой нашего очерка тоже устоял, хотя далось это университету нелегко.

Попытаемся разобраться в причинах этой удивительной жизнестойкости.

Первое, что более всего очевидно,-решающую роль тут сыграл традиционно сильный в научном, техническом и, смею отметить, гражданском отношении профессорско-преподавательский состав.

Во-вторых, в МПИ всегда были в фаворе фундаментальные науки - физика, химия, математика: даже их прикладное использование велось и ведется с максимумом корректности, так необходимой для глубины теоретического поиска и чистоты эксперимента и сохранения творческой атмосферы. В третьих, к тому же, в МПИ сложились и успешно работают крепкие научные школы, в совокупности составляющие некое системное единство - живущий сегодняшним днем научно-технический организм, помогающий всей отечественной полиграфии встретить день завтрашний достойными специалистами. Процесс саморазвития этих школ -тема отдельного разговора, и автор оставляет его специалистам.

Во всяком случае, повторю: подающим надежду технократам от полиграфии следует хорошенько знать, что профессиональную почву для них подготовили многие профессора-энтузиасты: К.П. Иванов, И.В. Смирнов, Б.А. Шашлов, П.А. Попрядухин, В.В. Пуськов, Ю.И. Золотницкий,

А.В. Митурич-Хлебников, Л.И. Фаворский, С.А. Плетнев, В.Г. Георгиевский, Н.И. Синяков, Е.М. Кудрявцева, Д.Ю. Климов, Л.А. Загаринская, Л.В. Петрокас, Б.А. Фельдман. Последний прошел путь от ученика до директора типографии и издательства газеты «Правда» - многолетнего «главно-

го кормильца» Управления делами ЦК КПСС. Прекрасный и сложный был человек - знаю это по многочисленным личным встречам и впечатлениям. Фамилии можно продолжать и продолжать, но лучше меня это сделают авторы, готовящие к изданию книгу по истории МПИ, и те, кто готовит к открытию университетский музей.

Еще одна причина жизнестойкости института-университета - в его тесной связи с полиграфическими предприятиями - как отечественными, так и зарубежными. В век интеграции и меж-научных связей в одиночку не проживешь - эту истину в МГУПе не просто исповедуют, а внедряют в практику всюду, где возможно. Тут как нельзя кстати и практика международного сотрудничества, в том числе подготовка полиграфистов для ближнего и дальнего Зарубежья, которой университет вправе гордиться.

Но мы забежали чуть-чуть вперед. А тогда, полвека назад, уход РИФа в МГУ долго воспринимался как незаживающая рана. По моим, наверное, поверхностным наблюдениям, сегодняшний факультет издательского дела и книжной торговли явно не дотягивает до своего именитого предшественника.

РИФ дал дорогу в жизнь не только издателям и книговедам, но и журналистам. Ушедшие из жизни Юрий Бала-ненко, Виталий Мальков, Кирилл Тол-стов, Борис Иванов, а также живущий ныне Валерий Горбунов - все «родом из МПИ», все они входили в руководство центральных газет и журналов. Известные прозаики Владимир Порудоминс-кий и Юрий Овсянников, переводчик Лев Жданов, поэт Евгений Блажеевский - из того же творческого «замеса».

Раз уж речь зашла о конкретных людях, вышедших из стен МПИ, то было бы непростительно оставить без упоминания имена их учителей - наставников.

Все они остались в памяти как настоящие российские интеллигенты, считавшие преподавательскую, научную, творческую работу главным делом своей жизни, сферой творческих контактов с современными и будущими поколениями специалистов.

Пожалуй, одна из самых ярких фигур - Сидоров Алексей Алексеевич, член-корреспондент Академии наук. После окончания Московского университета он продолжил образование в Италии, Австрии и Германии. В МПИ проработал более четверти века, оставил после себя двухтомник «Книга в России», монографии об А. Дюрере, Х. Хольбейне-младшем, А.Д. Гончарове. Участник и инициатор многих коллективных монографических исследований.

Василий Васильевич Попов - автор учебника «Общий курс полиграфии», вышедшего 6-ю изданиями и переведенного на несколько языков.

Константин Иакинфович Былин-ский был одним из организаторов редакционно-издательского факультета, его деканом, заместителем директора. Во время Великой Отечественной войны редактировал сводки Совинформ-бюро, составившие 9 томов.

Гончаров Андрей Дмитриевич -ученик И.И. Машкова и В.А. Фаворского, заведующий кафедрой художественно-технического оформления. Он был художником-графиком редкого дарования, которому были подвластны и «Лирика» Ф. Петрарки, и «Фауст» Гёте, и Шекспир, и «Повести» Ф.М. Достоевского, и «Пьесы»

A.В. Сухово-Кобылина.

А ведь были еще Н.П. Киселев,

B.А. Истрин, В.А. Фаворский, М.В. Ур-нов, Н.М. Сикорский - можно продолжать и продолжать ряд людей, которые работали в тесном взаимодействии с учеными естественнонаучного и технического направлений, руководствуясь,

если говорить на языке физики, принципом когерентности. Названия учебников - «Технология печатного дела» П.А. Попрядухина, «Печатные машины» А. А. Тюрина, «Технология изготовления фотомеханических печатных форм» Н.И. Синякова - звучат для полиграфистов не менее призывно, чем для издателей и книговедов труды их кумиров.

Так что все сетования по поводу того, что «порвалась связь времен», есть не что иное, как попытка перенести гамлетовскую рефлексию на другую почву, по своей внутренней природе не разъединяющую, а способствующую всевременному творческому единению.

Хотя локальные проблемы всегда существуют. Важно, как показывает, в частности, 70-летний опыт МГУПа, вместе, сообща, со знанием дела и ответственно подходить к их решению.

Собственно, это и происходит в стенах университета, достижения которого в области издательского дела и полиграфии были отмечены в 1980 году орденом Трудового Красного Знамени.

Тогда, после высокой награды, некогда было не то что расслабиться, а просто остановиться, оглянуться, чтобы неспеша сделать очередной шаг вперед. Социально-экономические и политические реалии заставили заняться новыми проблемами: демократизацией учебного процесса, разработкой новых методологических, содержательных и методических ориентиров. Это с одной стороны; а с другой, надо было компьютеризировать учебный процесс, перевести учебную базу на современную издательскую и полиграфическую технику. И еще один категорический императив: необходимость психологической, педагогической подготовки профессуры, преподавателей, студентов и сотрудников к работе в изменившихся, скажу острее - в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности вуза.

Эти проблемы решал и решает ректор А.М. Цыганенко: с Ученым Советом, деканами и заведующими кафедр, руководителями УМО, УМУ и только он, наверное, точно знает, каких еще центров, управлений, отделов и служб. На мой взгляд, управленческие «вертикали» и «горизонтали» в университете явно разрослись, что рано или поздно скажется на проблеме управляемости вуза.

Как бы то ни было, университет, имея за плечами такое богатое и славное прошлое, миновав на своем «историческом» пути множество опаснейших Сцилл и Харибд, стал вузом не робкого десятка, всё увереннее смотрит в будущее. МГУП готов принять новые вызовы времени, хотя пока главной головной болью руководства остается угрюмое постоянство финансового дефицита.

Университету помогают держаться на плаву не только профессора и преподаватели, но и выпускники, возглавляющие многие полиграфические предприятия, издательские и книготорговые фирмы, работающие в разных уголках мира.

Поэтому, в моем понимании, Галактика Гутенберга на российской земле, слава Богу, жива и совсем не думает уходить в тень. Ее эпицентр - в Московском государственном университете печати, ежегодно пополняющем просторы этой, теперь уже вербальноэлектронной галактики высококвалифицированными кадрами. Эти люди уже на «ты» с последними достижениями технической мысли, виртуальными технологиями.

И всё же печатная книга как символ духовного прогресса человечества всегда остается на первом плане, ибо, по большому счету, составляет живую материю вербальной цивилизации, закат которой провозгласил в свое время Маршалл Маклюэн. Его последователи тоже не сидят сложа руки.

В свое время Стефан Цвейг, отвечая на мрачные пророчества «электронных культуртрегеров», писал: «Ни одному источнику энергии не удалось еще создать такого света, который исходит порой от маленького томика, и никогда электрический ток не будет обладать такой силой, которой обладает электричество, заложенное в печатном слове. Нестареющая и несокрушимая, неподвластная времени, самая концентрированная сила в самой

насыщенной и многообразной форме - вот что такое книга; так ей ли бояться техники: разве не с помощью тех же книг техника совершенствуется и распространяется? Повсюду, не только в нашей личной жизни, книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал науки».

Да будет так и впредь!

На этом стоял и, надеемся, будет стоять Московский государственный университет печати!

е. Чивилихин Назад - в будущее

(О культурных основах

российского

предпринимательства)

Несколько слов об авторе

Фамилия Чивилихина хорошо известна российскому читателю. Но - другого Чивилихина, Владимира Алексеевича, прозаика и публициста, лауреата нескольких литературных премий, в том числе Государственной - за нашумевший роман-эссе «Память», открывший многим ранее неизведанные глубины истории российской.

Евгений Иванович Чивилихин, двоюродный брат известного писателя, тоже широко известен, но - в другой сфере деятельности: кандидат технических наук, многие годы работавший в «оборонке», удостоенный в 1981 году звания «Изобретатель СССР», он «приложил руку», в частности, к созданию уникальных фотопленок, используемых для съемок и под водой, и в космосе. В годы реформ он возглавил научно-внедренческий кооператив «Информат», а затем и Тимирязевский районный союз кооператоров, ставший затем Тимирязевской ассоциацией предприним-ателей («ТИАС»), руководит и одноим-енной фирм,ой. В этом году исполняется десятилетний юбилей «ТИАС», и по инициативе Евгения Ивановича на ее базе проводится научно-практическая конференция, призванная обобщить опыт развития мелкого и среднего бизнеса в Москве, прежде всего торгового. Дело в том, что Евгений Иванович является еще и президентом Московской гильдии рынков и ярмарок, одним из авторов известного учебника «Технология бизнеса» (М., 1999), вышедшего под общей редакцией доктора экономических наук Е.И.Чивилихина.

Да, докторскую диссертацию он защитил уже не по научно-техническим проблемам. В основу исследования лег его же собственный опыт организации эко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.