Научная статья на тему 'Полиграфическое образование: по пути синтеза технологии и искусства'

Полиграфическое образование: по пути синтеза технологии и искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1731
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиграфическое образование: по пути синтеза технологии и искусства»

А.М. ЦЫГАНЕНКО, профессор, ректор

Московский государственный университет печати

История МГУП начинается с 1930 г., когда Постановлением ЦИК и СНК СССР на базе полиграфических факультетов Высшего художественнотехнического института и Ленинградского художественно-технического института был организован Московский художественный полиграфический институт.

Самим названием определялась цель, реализации которой был призван служить этот уникальный вуз, - готовить специалистов, способных дать стране полноценную в художественном отношении полиграфическую продукцию. В связи с этой задачей будет уместно вспомнить и о миссии его идейного предшественника - ВХУТЕМАСа, как она выражена в архивном документе, относящемся к 1926 г.: «ВХУТЕМАС не является ни чисто художественным, ни чисто техническим вузом, но является вузом художественно-техническим. Все факультеты ВХУТЕМАСа являются одинаково производственными. Так называемые художественные факультеты должны дать мастеров, владеющих художественным материалом и умеющих не только изображать жизнь, но и строить жизнь, т.е. художественно оформлять быт, политическую борьбу и общественную работу. Недопустимо, чтобы художественный вуз стал рассадником технически беспомощных и художественно безграмотных решений, занялся массовым производством посредственностей. Борьба за художественную грамотность, за мастерство,

Полиграфическое образование: по пути синтеза технологии и искусства

за качество должна стать основным лозунгом» (ЦГАЛИ, ф. 681, оп.2, ед. хр. 174, л. 7).

Московский полиграфический институт стал первым учебным заведением, готовящим кадры высшей квалификации для полиграфических предприятий и издательств, своего рода центром превращения отечественной полиграфии в передовую отрасль производства. В 1930 г. журнал «Полиграфическое производство» отмечал, что «текущий год следует считать решающим в деле подготовки кадров для всего последующего развития полиграфического производства ». В новый институт перешли преподаватели и студенты ВХУГЕИНа, научные и учебные традиции которого были не только сохранены, но и получили дальнейшее развитие. Вуз получил от базового института аудитории, кабинеты, лаборатории, типографское оборудование, библиотеку и общежития.

Первоначально МПИ имел три факультета: инженерно-технологический, инженерно-экономический и издательско-графический. Инженернотехнологический факультет с 1930 по 1933 гг. готовил специалистов по пяти специальностям: инженер-технолог высокой печати, инженер-технолог плоской печати, инженер-технолог глубокой печати, инженер-технолог фототехники, инженер-технолог-ма-териаловед. С 1933 г., в соответствии с Постановлением ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе»,

число технологических специальностей было сокращено до двух: инженер-технолог полиграфической промышленности с химическим уклоном и инженер-технолог полиграфической промышленности с механическим уклоном. На инженерно-экономическом факультете в 1930 г. обучали по двум специальностям: инженер-эко-номист-плановик и инженер-эконо-мист-рационализатор; последняя с

1932 г. была упразднена.

В 1931/32 уч. году были введены формы обучения студентов без отрыва от производства: на технологическом факультете по специальностям инженер-технолог наборного, печатного и переплетного цеха, на экономическом факультете - экономист-плановик.

На издательском факультете было пять специальностей: конструктор книги, конструктор газеты и журнала, конструктор плаката и детской книги, оригиналист книги, ориги-налист плаката и журнала. В 1939 г. в МПИ организуется механический факультет для подготовки инженеров по специальности «Механическое оборудование полиграфических предприятий».

Первый набор в институт в 1930 г. проходил в основном за счет полиграфистов, имевших большой стаж производственной работы. С 1930 по 1940 гг. в вузе обучалось от 293 до 705 человек.

В 1931-1933 гг. были созданы лаборатории физики, аналитической химии, общей химии, фотомеханики, чертежный кабинет, мастерские по литографии, набору, типографской печати и переплетному делу, в 1934-1935 гг. -лаборатории органической химии, технологии материалов, физической и коллоидной химии, глубокой печати и кабинет меха-

ники со слесарной мастерской. Кроме того, пополнялось оборудование ранее созданных лабораторий. В типографии института в это время появились линотип и две новые печатные машины - высокой и глубокой печати, в фотомеханической лаборатории -испытательные приборы.

Развернувшаяся научно-исследовательская работа стимулировала подготовку кадров высшей квалификации. В

1933 г. была организована аспирантура по специальностям «Полиграфическая технология» и «Полиграфические машины». Часть аспирантов, не имевших после окончания института производственного стажа, откомандировали на предприятия. В 1935 г. в аспирантуре училось 8 человек, в следующем году - уже 16.

Становление и развитие института неразрывно связано с именами таких известных ученых и педагогов, как

профессора В.В. Пуськов, В.Г. Георгиевский, Я.М. Катушев, В.А. Юдин, С.А. Плетенев, В.А. Фаворский, А.Д. Гончаров, П.А. Попрядухин, К.И. Бы-линский; доценты: А.П. Сафонов, С.Г. Новохацкий, Н.Ф. Лапин, Ю.И. Золот-ницкий, Ф.П. Андриевский, Н.Ф. Чва-нов, С.П. Егоров, Л.В. Петрокас, Н.Т. Кудрявцев и др.

В 1941 г. редакционно-издательский факультет был расширен и включал три отделения: литературно-редакторское, художественно-оформительское и планово-экономическое. Именно с этого времени Московский полиграфический институт стал готовить специалистов по всем основным специальностям полиграфии и издательского дела.

С началом войны существенно изменилась структура института. У него появились новые функции, определяемые условиями военного времени и положением дел на фронте. По призыву комсомола большинство студентов, сдав последние экзамены, остались в Москве на трудовом фронте. Студенческие бригады круглосуточно выполняли различные задания: дежурили в помещениях института, устраняли последствия налетов вражеской авиации, оборудовали бомбоубежища, следили за противопожарными средствами, восстанавливали трамвайные пути, дежурили ночами на станциях метро и других объектах. В первые месяцы войны с особой силой проявилось высокое патриотическое сознание, любовь к Родине преподавателей и студентов.

Многие ушли добровольцами на фронт.

В конце 1941 г. было принято постановление

Совнаркома СССР об эвакуации ряда московских вузов в другие регионы страны. Студентов, преподавателей и основное оборудование лабораторий МПИ эвакуировали из Москвы в г. Шадринск. Там в томительном ожидании решений о возвращении в Москву проходил процесс обучения.

По возвращении в 1944 г. в Москву перед руководством института встали неотложные задачи. Прежде всего необходимо было разработать план организации учебного процесса на инженерных и гуманитарном факультетах института в здании по Садовой-Спасской, д. 6 и в довоенных лабораториях и мастерских во флигеле бывшего главного корпуса по ул. Кирова, д. 21.

Возрождение института началось с организации учебного процесса, комплектования преподавательских кадров, приема студентов, подготовки учебников и других дел. Все эти задачи были успешно решены.

В 1960 г. Московский полиграфический институт объединился с Московским заочным полиграфическим институтом, основанным в 1935 г. В результате окончательно сложилась структура МПИ как вуза, в котором на общей основе ведется подготовка спе-

циалистов для полиграфии по дневной, вечерней и заочной формам обучения.

Период с начала 1960-х до середины 1980-х гг. - это история вуза, ставшего центром высшего полиграфического образования и полиграфической науки Советского Союза. Помимо МПИ подготовка специалистов этого профиля велась в Украинском полиграфическом институте во Львове, а также на полиграфическом факультете Омского политехнического института. Наш институт нес на своих плечах груз ответственности за методические вопросы подготовки кадров как для Российской Федерации, так и для многих союзных республик. Немало специалистов высшей квалификации подготовили факультеты МПИ и для зарубежных стран.

В эти годы МПИ был одним из крупнейших отраслевых учебных заведений Москвы. Он имел 8 факультетов, 30 кафедр, 36 учебных и научных лабораторий, 10 кабинетов и учебных мастерских, аспирантуру. В институте работало свыше 300 штатных преподавателей, среди которых более 150 - профессора, доценты и кандидаты наук. Имена многих из них были широко известны за пределами вуза.

В центре внимания ректората и всего профессорско-преподавательского состава находились проблемы совершенствования учебного процесса. Большим авторитетом в отрасли и у преподавательского сообщества Москвы пользовались лучшие педагоги МПИ: профессора К.Н. Быстров, М.И. Воскресенский, П.Н. Волков,

М.В. Ефимов, Б.А. Шашлов, В.И. Ше-берстов, Б.М. Мордовин, Б.Н. Шах-кельдян, Н.С. Валгина, К.А. Аникина, А.В. Грибков, В.И. Гребенщиков, Ю.И. Якименко и др.

В середине 1990-х гг. в истории вуза начался качественно новый этап. Этот период, продолжающийся по сей день, ознаменован качественной трансформацией высшей полиграфической школы страны. Особым направлением модернизации учебного процесса в вузе стал частичный переход в середине 90-х гг. на двухступенчатую систему обучения студентов. Благодаря настойчивости коллектива преподавателей в российском перечне направлений подготовки кадров появились «Полиграфия» и «Книговедение», по которым стала возможна подготовка бакалавров и магистров.

1990-е годы отмечены укреплением связей вуза с отраслью. Университет вошел в Межрегиональную ассоциацию полиграфистов, в ассоциации книгоиздателей, книгораспространи-телей, производителей упаковки. Была введена в практику целевая подготовка кадров в области технологии, автоматизации и механизации производства. Соответствующие договоры

были подписаны как с крупными полиграфическими предприятиями, такими как Первая Образцовая типография, типография «Московская правда» и издательство «Молодая гвардия», так и со многими малыми и средними типографиями.

В конце 1980-х гг. Московский полиграфический институт выполнял в интересах отрасли широкую программу научных разработок. Среди наиболее значительных следует отметить создание и организацию серийного производства универсального многослойного материала для прямого способа изготовления офсетных форм; разработку экологически чистой технологии переводной термопечати на различных синтетических материалах; создание комплекта оборудования для изготовления офсетных форм прямым электрофотографическим методом и разработку метода жидкостного проявления зарядного изображения электростатической печати.

Зримой приметой конца 1980-х и 1990-х гг. стала компьютеризация. Другой отличительной чертой деятельности университета в период перестройки и реформ стало широкое международное сотрудничество. Сейчас оно ведется по самым разным направлениям. Среди наших партнеров - высшие учебные заведения, ассоциации, фирмы-производители полиграфического оборудования и материалов, программных средств.

Развивая связи с зарубежными высшими учебными заведениями, университет на протяжении 1990-х гг. активно сотрудничал в плане учебной и научной деятельности, а также преподавательского и студенческого обмена (обучения и стажировки) с родственными по профилю вузами-парт-нерами. В их числе национальные университеты стран СНГ, Бергский университет в Вуппертале, Высшие техни-

ческие школы в Лейпциге и Хемнице, Технический университет в Дармштадте, Штутгартская высшая школа медиаиндустрии (Германия), Пекинский полиграфический институт (Китай), университет Джунг Бу (Республика Корея), а также вузы Болгарии, Монголии и других стран.

В истории МГУП так или иначе отразились все этапы развития страны в ХХ в. Есть в ней поистине замечательные страницы, и на каждой из них запечатлены имена и поступки людей, составивших славу вуза.

Так, первым научным руководителем первой группы аспирантов-техно-логов в 1930-е гг. был профессор, доктор химических наук Сергей Андреевич Плетенев. Именно под его руководством в декабре 1936 г. была защищена первая в МПИ кандидатская диссертация. Именно он стал и первым из преподавателей института лауреатом Государственной (Сталинской) премии СССР - это было уже в 1946 г. С его именем связаны работы, раскрывающие физико-химические основы образования печатных и пробельных элементов форм литографской печати, травления цинковых клише и форм глубокой печати.

Его аспирант Аркадий Павлович Сафонов, защитивший первую в истории МПИ кандидатскую диссертацию, тоже стал преподавателем нашего вуза, проводил исследования в области ускоренных методов печатания карт, специальных видов печати, люминесцентных красок, электрографии.

Более 40 лет связывает с МПИ Аарона Давидовича Рабиновича. Он автор более 20 изобретений, начиная с первого (в 1961 г.) отечественного, а затем и швейцарского и американского патентов на систему с цифровой обработкой сигнала, техническая возможность реализации которой появилась только спустя 15-20 лет - в 1980-е

годы. Под его руководством создавалась и первая в стране фотонаборная машина с электронно-лучевой трубкой и цифровым шрифтоносителем «ФА ВС». Работы Аарона Давидовича в области цифровой обработки чёрнобелых и цветных изображений явились фундаментом, на котором возникло новое поколение машин и систем до-печатной обработки текстовой и иллюстрационной информации.

Область научных интересов Льва Федоровича Артюшина чрезвычайно многообразна - оптика, физика, биология, психология и психофизика, математическое моделирование. Он создал научную школу, имеющую серьезные результаты не только в полиграфии (например, технология и оборудование для точного цветовоспроизведения, созданная более чем за 10 лет до появления за границей технологии 1СС-профилирования), но и в телевидении (например, первый отечественный телевизионный цветоанализатор).

Из ныне работающих в университете ученых особо хочется сказать о профессоре Юрии Сергеевиче Андрееве.

Закончив наш вуз с отличием, он уже более 40 лет работает здесь, подготовил десятки кандидатов и докторов наук, заведует кафедрой технологии допечатных процессов. Юрий Сергеевич - основатель использования в полиграфии методов пространственного спектрального анализа, он одним из первых начал разрабатывать методику оценки фотоматериалов для голографии и создал методы объективной оценки качества фотоматериалов с помощью функций передачи модуляции, а также другие методы, чем внес заметный вклад в совершенствование средств аэрокосмической разведки.

В эти юбилейные дни нельзя не назвать и других замечательных людей, которые составляют славу и гордость МГУП. В их числе Юрий Борисович Ремизов. Начав трудовой путь линотипистом типографии, он окончил вечернее отделение механико-машиностроительного факультета Московского полиграфического института, затем - вечернюю аспирантуру и стал автором множества изобретений, которые отразили переход отечественной поли-

графии на путь автоматизации. Это в первую очередь комплекс фотонаборного оборудования «Каскад», за создание и освоение которого в 1981 г. Юрий Борисович был удостоен Государственной премии СССР, шрифтолитейная печатная машина для отливки литер из пластмассы, устройство для верстки полос текстовой информации, электрографическая наборно-множительная машина, наборно-корректурный аппарат, устройство для редактирования программ управления наборными автоматами на экране...

Среди славных имен, которыми гордится наш университет, и Андрей Владимирович Васнецов - фронтовик, выдающийся художник, более 25 лет проработавший на кафедре рисунка и живописи (сегодня лучшим студентам факультета графических искусств присуждается стипендия его имени); и Александр Владимирович Тарбеев - ди-

зайнер шрифта, создатель целого ряда шрифтовых гарнитур, который руководит в университете творческой мастерской по проектированию шрифтов, и многие, многие другие.

В свое время поэтом сказаны точные и справедливые слова: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». И сегодня, называя замечательных людей, внесших заметный вклад в подготовку кадров для отечественной полиграфии и издательского дела, хочется продолжить эту аналогию, отнеся к ним другие бессмертные слова: никто не забыт и ничто не забыто. Эстафета, ими начатая, продолжается, несмотря на трудности и испытания. И главная цель профессорско-преподавательского состава МГУП - сделать всё, чтобы те, кто сегодня учится в наших аудиториях и лабораториях, достойно понесли эту эстафету дальше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.