УДК 069.796
А. А. Юрина
Место музеев спорта в музееведческой классификации: к постановке проблемы
Одним из важных аспектов в изучении становления и существования музеев спорта является определение их места в музееведческой классификации. Анализируются причины возникновения трудностей в координации и организации деятельности музеев спорта, их сотрудничестве друг с другом. Главной проблемой является отсутствие в классификации музеев спорта, подчиненных Министерству культуры Российской Федерации.
Ключевые слова: классификация музеев, музеи спорта, тип музея, вид музея, профиль музея
Anastasia A. Yurina
Place of sports museums in the classification of museology: to statement of the problem
One of the important aspects in studying of formation and existence of sports museums is definition of their place in the classification of museology. The reasons of difficulties in coordination and organization of activity of the sports museums, their cooperation are analyzed. The main problem is the lack in classification of the sports museums subordinated to the Ministry of Culture of the Russian Federation.
Keywords: classification of museums, museums of sports, type of museum, profile of museum
Главное в шахматах - это не то, на сколько ходов вперед ты думаешь, а то, как ты анализируешь текущую ситуацию.
Гарри Каспаров
В процессе полного и обстоятельного анализа появления, современного состояния и перспектив развития музея спорта особую роль играют его классификационные признаки и их особенности. Как известно, музей, являясь социокультурным учреждением, в своей деятельности зависит от масштаба своих коллекций, типа, профиля и вида.
В современной классификации, общепринятой в музеологии, выделяются следующие типы музеев: научно-исследовательские, научно-просветительские и учебные. Однако утверждать о точном соответствии музея спорта только одному из данных типов сложно. Это объясняется рядом нижеприведенных причин.
На научно-просветительский тип указывает то, что социокультурные задачи музея спорта связаны как с исследовательской деятельностью (в области спортивной истории, применении того или иного оборудования, строительства и использования олимпийских объектов и т. д.), так и с передачей полученных знаний общественности. Ярким примером музея такого типа является Государственный музей спорта в Москве, одним из важных направлений деятельности которого является научно-исследовательская работа и дальнейшая демонстрация ее результатов широкой публике1. Здесь также
можно отметить Норвежский Олимпийский музей, Латвийский музей спорта.
В то же время в соответствии с признаками музеев научно-исследовательского типа, музеи спорта уделяют большое внимание и подчиняются деятельности, задачам той области, с которой профильно связан музей2 - физической культуре и спорту. Сюда можно отнести Музей спорта Финляндии, а также Эстонский музей спорта, которые проводят комплексные изучения в области спорта, опираясь на уже проведенные исследования, материалы которых хранятся в подчиненных музеям архивах и библиотеках.
И, наконец, учебные музеи, выполняющие образовательные задачи, могут быть представлены музеями спорта при учебных заведениях -школах, вузах и т. д. В нашей стране в советское время формированию музеев такого типа уделялось особое внимание: Музей спорта Ком-мунарской средней школы Ленинского района Московской области, Музей Олимпийской славы тамбовской школы № 35, Музей истории Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Сегодня примером учебного музея служит Музей спорта школы № 667 в Санкт-Петербурге.
Однако в некоторых музеях спорта одно-
Место музеев спорта в музееведческой классификации: к постановке проблемы
временно представлены признаки всех трех типов музеев. Например, Олимпийский музей в Лозанне изначально формировался как комплексное учреждение, осуществляющее свою деятельность по различным направлениям. Сегодня в музее проводятся обширные, многоплановые научные исследования в области спорта и олимпийского движения, часть полученных в ходе этой работы знаний передается посредством музея аудитории, а определенное экспозиционное пространство используется в учебных целях.
Таким образом, говоря о музеях спорта, нельзя провести четкую грань в их соответствии только одному из трех типов музеев, в связи с наличием у музеев спорта признаков, которые характеризуют разные типы или же одновременно представлены в одном учреждении.
Что же касается других классификационных подходов, то стоит обратить внимание на группировку музеев со стороны содержания их работы, т. е. чему посвящен музей, иными словами - профиль музея. Он «определяется связью музейного собрания (музейного объекта) с какой-либо отраслью науки или сферой деятельности»3.
С одной стороны, можно сосредоточиться на основных сложившихся в отечественном музееведении профильных группах музеев: исторические, художественные, литературные, музыки и театра, науки и техники, естественнонаучные, промышленные, педагогические и комплексные музеи4. В этом отношении музеи спорта, ввиду широкого спектра деятельности и рассматриваемых тематик, включающих в себя не только физическую культуру, но и анатомию, физиологию, технику, художественные и литературные аспекты и т. д., можно отнести к такому профилю, как комплексные музеи.
С другой стороны, необходимо обратить внимание на узкопрофильное, принятое в мировой практике разделение музеев на гуманитарные, искусствоведческие, отраслевые, естественнонаучные, научно-технические5. Данная классификация, в соответствии с тенденцией общемирового музейного развития, используется и в Российской Федерации6.
В этом случае, акцентируя внимание на основной специализации собраний рассматриваемых музеев и их деятельности, обусловленной связью с такой отраслью, как «физическая культура», можно отнести музеи спорта к профильной группе «отраслевые».
Если вышеуказанные подходы к классификации музеев спорта возможно применять и к зарубежным музеям спорта (с некоторыми оговорками), то следующая группировка может
быть использована только относительно российских музеев. Она основана на административном принципе и отражает систематизацию музеев по видам или по их подчиненности в соответствии с юридическим или организационным положением музея7.
В зависимости от способности выполнять определенные задачи8, на первом уровне данной классификации выделяются государственные, общественные, корпоративные и частные музеи, для каждого из которых можно привести пример того или иного музея спорта исходя из их подчиненности.
Так, к государственным музеям относится федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Государственный музей спорта». Он является примером ведомственного музея, так как подчиняется Министерству спорта Российской Федерации.
К общественным музеям из списка музеев спорта можно отнести уже упомянутые школьные музеи, например, Музей спорта школы № 667 в Санкт-Петербурге. Также общественным, исходя из данной классификации, является Музей спортивной славы Сочи. Дело в том, что он выступает отделом муниципального бюджетного учреждения культуры (МБУК) «Музей истории города-курорта Сочи», который является своего рода «моделью провинциального негосударственного музея, выполняющего определенные функции по собиранию, хранению и презентации коллекций»9. Еще одним примером общественного музея служит музей спорта ОАО «Олимпийский комплекс „Лужники"» в Москве.
Что же касается третьей группы, а именно частных музеев, то здесь можно выделить создающийся в Санкт-Петербурге музей истории бобслея и скелетона.
Если обратиться исключительно к российским музеям спорта, то из вышеизложенного следует, что из всего списка когда-либо существовавших и функционирующих до сих пор в нашей стране музеев нет «государственных музеев, подчиняющихся системе Министерства культуры и массовых коммуникаций»10. В основном, российские музеи спорта - это государственные ведомственные, а в большинстве случаев - общественные музеи.
Именно отсутствующие в классификации подчиненные Министерству культуры Российской Федерации музеи проводят единую политику, реализуют международные проекты, систематически занимаются вопросом профессиональной подготовки своих сотрудников. Музеям спорта России необходима подобная координация действий, чего, к сожалению, не могут
А. А. Юрина
обеспечить музеи других видов. Так, несмотря на то, что работу ведомственных музеев спорта отличает высокий уровень проведения научных исследований в области развития физической культуры и спорта, специфика их деятельности, определяющаяся задачами ведомств, например, Министерства спорта, зачастую не включает в себя совершенствование музейной деятельности или же централизацию задач всех музеев спорта.
Возможно, из-за образовавшейся лакуны возникают значительные трудности в организации работы, установлении сотрудничества музеев спорта в нашей стране, а также координации их работы. Говорить о единой централизованной политике музеев спорта различных стран мира также не приходится. Но все же, в этом отношении стоит отметить деятельность Олимпийского музея в Лозанне, направленную на объединение усилий Олимпийских музеев, выражающуюся в обмене информацией, обучением сотрудников, работой над общими проектами11 и т. д.
Конечно же, многое зависит и от масштаба музея. Являясь «мировым» Олимпийский музей в Лозанне решает более широкий круг задач, нежели любой из вышеупомянутых музеев. Однако, несмотря на отсутствие централизованной политики, музеи спорта различных масштабов во всем мире «отбирают, хранят, исследуют, экспонируют, интерпретируют материальное и нематериальное культурное наследие»12 в области физической культуры и спорта.
Многообразие существующих музеев спорта и разнообразие выполняемой ими деятельности позволяют осуществить попытку определения места рассматриваемых музеев в
музееведческой классификации. Все-таки говорить об окончательном распределении или же существовании оформившейся и унифицированной самостоятельной классификации музеев спорта пока не представляется возможным. Однако требуется последовательное обращение к решению данной проблемы, что необходимо при ретроспективном анализе и дальнейшем исследовании современного состояния музеев спорта как в России, так и за рубежом.
Примечания
1 О музее // Государственный музей спорта: сайт. URL: http: // museumsport. ru (дата обращения: 28. 01. 2016).
2 Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: учеб. пособие для студ. пед. и гуманит. вузов. М.: Высш. шк., 2009. С. 55.
3 Музей: слов. актуал. музейн. терминов // Музей. 2009. № 5. URL: http: // museum.by (дата обращения: 27. 01. 2016).
4 Там же.
5 Там же.
6 Шляхтина Л. М. Указ. соч. С. 39.
7 Там же. С. 37.
8 Там же. С. 38.
9 Муниципальные музеи // Российская музейная энциклопедия: сайт. URL: http: // museum. ru (дата обращения: 27. 01. 2016).
10 Ныне - Министерство культуры РФ. Образовано 12 мая 2008 г. на базе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
11 Схожие задачи в России выполняют государственные музеи, подчиненные Министерству культуры РФ.
12 Представление музея // Музей самарского футбола: сайт. URL: http: // football-museum. ru (дата обращения: 28. 01. 2016).