КУЛЬТУРОЛОГИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЙ МУЗЕЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Витковская Е. А.1, Рыкова А. О.2
'Витковская Елена Александровна — студент;
2Рыкова Алиса Олеговна — студент, Институт истории международных отношений и социальных технологий Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в настоящей статье рассмотрены различные классические и современные классификации функций музея, история их становления. Авторами предложена собственная классификация функций музея, основанная на запросах современного общества и динамике изменения музееведческих особенностей. Оценка функций музея как возможности удовлетворения интереса к Российской истории. Рекреационная функция музеев, интеграция музея в общество как центр сбора людей. Также оценена роль местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в рамках охранительной функции. Ключевые слова: музеи, функции музеев, история музееведения.
CLASSIFICATION OF SOCIO-CULTURAL MUSEUM FUNCTIONS IN A
MODERN SOCIETY Vitkovskaya E.1, Rykova A.2
'Vitkovskaya Elena — student;
2Rykova Alisa - student,
INSTITUTE OF HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND SOCIAL TECHNOLOGIES, VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY, VOLGOGRAD
Abstract: this article describes the different classical and modern classification of the museum features the history of their formation. The authors proposed a classification of its own museum functions, based on the needs of modern society and the dynamics of changes in museological features. Evaluation of the museum functions as an opportunity to meet the interest in Russian history. The recreational function of museums, Museum of integration into society, as a center for the collection of people. Also appreciated the role of the local branch of the All-Russian Society for Protection of Monuments of History and Culture in the framework ofprotective functions. Keywords: museums, museums function, history of museology.
УДК 069.01
С середины 1960-х годов в музееведении оформляется научное направление, раскрывающее функции музея, и музей в целом как социальный институт. Начало исследованиям положили работы А. М. Разгона [1]. Им были определены четыре функции музея: 1) документирования исторического процесса; 2) хранительская; 3) научно -исследовательская; 4) образовательно-воспитательная.
Функциональный анализ деятельности музея позволял четко выявить его общественное назначение, место в системе учреждений науки, культуры и образования и тем самым определить специфику музея. Благодаря этому создались обоснованные программы, нацеленные на усиление роли музея в общественной жизни, определились пути дальнейшего развития музейного дела.
Другую точку зрения представили ученые (И. В. Иксанова, В. В. Селиванов, З. Странский) [2]. Они раскрывают сущность функций как комплектование и наглядность, хранение и коммуникация.
Существует третья классификация. Среди социальных функций музея Акулич [3] называет:
- хранительную (сохранение культурно-исторического наследия нации);
- информационную (передача и получение информации, аккумулирование новых знаний);
- интегрирующую (способствует социальной сплоченности и ответственности, общественной толерантности);
- коммуникативную (предполагает общение и личностное взаимодействие);
- транслирующую (передача социального опыта музеем и его приобретение человеком);
- воспроизводства социальных отношений;
- культурной идентификации личности;
- организации досуга;
- социализирующую и культурно-образовательную.
Основываясь на представленной информации, сформирована новая классификация музейных функций.
В первую очередь, в современном мире появилась тенденция возросшего интереса к российской истории не только россиянами, но и гражданами других стран. Активная международная политика России и частое «переписывание» истории различными политическими силами сформировал такой социальный заказ, как восстановление целостности и объективности показа общественно-политического развития России в экспозициях музея.
Второй не менее тенденциозной функцией является возможность знакомства с видением истории различными политическими силами, вслед за общей демократизацией общественно-политической жизни России, в том числе прав и свобод личности в выборе и доступности информации. Соответственно за этим последовало упрощение доступа к информации, её оцифровка для возможности доступа через сеть Интернет.
Третьей функцией является интеграция музея в современное российское общество, которая реализуется посредством образования в музее общественно-политического информационного центра, центра собрания ценителей определённой тематики или места сбора людей, являющихся носителями определённого национального, профессионального или иного признака. Например, Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта», посвящённый немецким поселенцам, является центром изучения истории, культуры общины и немецкого языка.
Также сегодня существует точка зрения, в соответствии с которой музей способен сыграть важную роль в преодолении прогнозируемого коммуникационного кризиса, способствовать восстановлению взаимопонимания между поколениями, культурами, конфессиями, помочь найти собственное место в истории человечества.
Функция развлечения и досуга.
В охранительной функции музея важно отметить деятельность не только непосредственно музеев, но и специализированных обществ. На территории Волгограда действует региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры - ВООПИиК и Комитет культуры Волгоградской области.
Волгоградское отделение ВООПИиК в советский период занималось проведением работ по поиску, описанию, систематизации и охране объектов культурного наследия на территории Волгоградской области. Основной целью Отделения было определено «содействие государственным органам охраны памятников» и «привлечение к этому широких слоев населения» [4]. Этот орган оказывал огромную поддержку для разного рода музеев, функционирующих на территории Волгограда и области, и помогал сохранить культурное и историческое наследие нации.
Список литературы / References
1. Разгон A. M. Музеи // БСЭ (В 30 томах). Изд-е 3-е. Т. 17. М.: Сов. энциклопедия, 1974.
С. 84-86.
2. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика [Текст]: учеб. пособие /
Л. М. Шляхтина. М.: Высшая школа, 2005. С. 46.
3. Акулич Е. М[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/550/594/1231/012.AKOULICH.pdf/ (дата обращения: 01.02.2017).
4. Филатов Д. Н. Деятельность Волгоградского отделения ВООПИиК по охране памятников
трудовой славы советского народа в 1970-х годах // Вестник ВолГУ. Серия 4. История.
Регионоведение. Международные отношения, 2016. Т. 21. № 3. С. 78-83.