СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 069
З. А. Овчинникова
аспирант, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
МУЗЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Современное общество активно меняется. На смену индустриальной социальной модели приходит информационная цивилизация. Социальные институты, чья деятельность связана с сохранением и трансляцией социальной памяти, переживают тяжелый кризис и потерю ориентиров собственного развития. Вопрос о функциях музея как одного из институтов сохранения социальной памяти обладает высокой актуальностью. Дискуссия по этой проблеме началась в 1970-е гг. и не прекращается до сих пор. Сегодня специалисты говорят свыше чем о тридцати конкретных функциях музеев, однако лишь часть из них связана с процессами социокультурных трансформаций.
Нами выделяются именно эти группы функций, связанные: во-первых, с повышением роли науки и исследовательской деятельности; во-вторых, с изменением структуры занятости (увеличением числа занятых в сфере услуг и информации); в-третьих, с трансформацией в информационном обществе функций музеев по сохранению и трансляции социальной памяти.
Музей больше не может быть пассивным хранителем культурного наследия. Он должен активно включаться в процессы социокультурных трансформаций.
Крупнейшие музеи в целом уже прошли путь адаптации, в то время как процессы адаптации региональных музеев к новой социальной реальности только начались. Новая миссия музея может заключаться в активном участии в формировании культурного ландшафта и сохранении связи с предыдущими эпохами.
Ключевые слова: музей, функции музеев, миссия музея, информационное общество, культура информационной эры
Овчинникова, З. А. Музей в контексте социально-культурных трансформаций информационного общества /З. А. Овчинникова //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 3 (51). - С. 43-48.
В середине XX в. современная научно- - трансформация нединамичных иерар-
техническая революция приводит к измене- хических структур управления в гибкие сете-
нию уклада современного общества. Новый вые структуры, имеющие временный и опера-
тип социального устройства получает назва- тивный характер,
ние «информационное общество». Согласно - глобальный характер происходящих
взглядам теоретиков, исследовавших эту про- изменений и формирования новых социаль-
блему, такой социальный тип отличают: ных, экономических и политических институ-
- высокая роль информации, которая тов [См.: 3; 7; 21; 22].
превращается в наиболее ценный ресурс эко- В начале XXI в. информационное обще-
номического развития и благосостояния, ство в представленном теоретиками виде оп-
- высокая значимость теоретического и ределенно уже состоялось. Новый тип обще-кодифицированного знания, ственного устройства влияет не только на
- высокая скорость технических и соци- экономические и политические аспекты [См., альных инноваций, напр.: 4], но и на развитие социальных инсти-
- изменения в социальной структуре и тутов, имевших значение для индустриально-структуре занятости - повышение роли высо- го общества.
коквалифицированных специалистов, сниже- Тяжелее всего информационную транс-
ние роли рабочего класса, формацию переживают социальные институты,
43
чья деятельность связана с хранением и передачей социальной и культурной памяти, сбережением традиций и достижений культуры предшествующих эпох, - это библиотеки, архивы и музеи. Именно профессиональные сообщества этих организаций с тревогой вглядываются в будущее и пытаются отыскать новые пути существования и развития в рамках, которые им определяет информационная цивилизация [1; 2; 6; 9; 11; 19; 20]. Информационное общество создает два вида угроз для существования этих институтов.
Первая - угроза снижения и дальнейшего исчезновения интереса к сохранению культурной памяти как таковой. Цивилизация XXI в. больше заинтересована не в прошлом и его осколках, а в будущем и в приближающих это будущее инновациях.
Вторая - угроза исчезновения социальной потребности в сохранении материальных артефактов и расширения оцифровки как самих сохраняемых этими институтами объектов, так и механизмов их коммуникации со своей аудиторией.
Оцифровка архивов серьезно уменьшает востребованность архивной службы в аспекте поиска, обработки, первичного анализа архивных сведений, поэтому уже в ближайшее время перед архивами может встать вопрос о целесообразности их содержания и поиске их места в информационном обществе. Электронные библиотеки уже сегодня берут под сомнение необходимость нахождения массовых библиотек в малых и крупных городах. Все это определяет кризисные явления среди институтов хранения социальной памяти.
Оказался ли институт музеев под таким же прессом? Об утвердительном ответе на этот вопрос свидетельствует снижение интереса населения к региональным музеям, которые наиболее остро переживают кризис наступления информационного общества. В этих условиях, начиная с наиболее крупных и известных музеев и постепенно распространяясь на все более локальные по степени своей значимости, изменяются социальные и культурные функции данного социального института.
Первоначальными функциями музея (у истоков этого института - эллинистические Му-сейон и Александрийский серапиум) было собирание, изучение, хранение и экспонирование предметов и памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительская и популяризаторская деятельность [14, с. 509; 23]. Вопрос не только о специальных функциях музея, но и о функциях, возникающих в контексте конкретной социальной и культурной ситуации, впервые поднимается в научных дискуссиях 1970-1980-х гг. такими авторами, как А. М. Разгон, Д. А. Равико-вич и Ю. П. Пищулин. Эти исследователи пришли к выводу, что функции, связанные с сохранением и трансляцией исторической памяти, являются приоритетными для музеев, а все остальные исполняются ими «факультативно». Однако данная точка зрения не стала общепринятой и дискуссии по этому предмету не утихают до сих пор. Обращение к современным работам показывает, что в информационном обществе специалисты-музеологи и культурологи обнаруживают всё новые и новые функции музеев. В исследованиях последних 15 лет выделяется свыше 30 различных функций музея как социального института, и так называемые приоритетные функции, связанные с сохранением и трансляцией социальной памяти, являются лишь одной из групп. Общий анализ всех выделяемых специалистами функций представляет интерес в качестве предмета специального изучения. Поэтому в рамках настоящей статьи, обладающей собственной четко очерченной предметной областью, мы остановились на тех функциях, которые тесно связаны с характеристиками современного информационного общества.
1. Функции, связанные с повышением роли науки в информационном обществе:
- музей как центр научно-исследовательской деятельности [8];
- информационное обеспечение научно-исследовательского процесса (в первую очередь подразумевается историческая наука [5, с. 125-126], однако в зависимости от конкретного профиля музей может заниматься ин-
44
формационным обеспечением исторического исследования развития всех отраслей человеческого знания);
- интерпретация культурного наследия [10].
Крупные музеи и галереи давно являются
одновременно научными центрами, которые как предоставляют соответствующие информационные ресурсы сторонним исследователям, так и сами содержат свой штат исследователей. В рамках региональных музеев такая практика только начинает распространяться, однако уже сегодня крупнейшие музеи Челябинской области - Государственный исторический музей Южного Урала и краеведческие музеи области занимаются собственными научными исследованиями, предоставляя свои коллекции для работы научным сотрудникам. Занимаются наукой на базе региональных музеев также школьники и студенты, формируя непрерывную линию воспроизводства научных кадров, что очень важно для развития информационного общества.
2. Функции, связанные с ориентированной на сервис и удовлетворение высших потребностей человека структурой занятости:
- удовлетворение потребностей индустрии туризма и гостеприимства [8];
- обеспечение культурных запросов местных жителей [Там же].
Первый аспект деятельности часто связан с попытками формирования позитивного туристического имиджа региона. Конечно, крупнейшие музеи страны и мира сами по себе -объекты туристического интереса. Однако и региональные музеи, которые являются специальным объектом нашего исследования, могут выступать в качестве дополнительного фактора, поскольку обычно посвящают отдельную часть экспозиции темам, потенциально интересным для гостей региона. Так, в Челябинской области темой формирования туристической привлекательности становится событие, связанное с падением метеорита 15 февраля 2013 г., и соответствующая экспозиция Государственного исторического музея Южного Урала.
Функция удовлетворения культурных потребностей местных жителей реализуется как
средствами экспозиций, принадлежащих самим музеям, так и активной работой по музейному обмену. Наконец, глобальная сеть Интернет позволяет осуществлять рекламу музея и конкретных проводимых в нем мероприятий в социальных сетях и с использованием цифровых медиа, одновременно повышая уровень музейной грамотности местного населения и специфическим способом удовлетворяя его культурные потребности.
3. Функции, связанные с трансформацией в информационном обществе и миссией музеев по сохранению социальной и культурной памяти:
- формирование культурного ландшафта, заключающееся в том числе в деятельности музея по организации культурных событий [12];
- стабилизация культурного пространства и исторического времени [11].
Сегодня культурный ландшафт представлен не только конкретными реальными объектами (памятниками истории и культуры), событиями в городском или региональном пространстве (фестивалями и пр.), но и объектами и сообщениями в глобальном информационном пространстве Интернета. Ведущие музеи страны давно и активно участвуют в формировании «виртуального культурного ландшафта», в то время как в среде региональных музеев деятельность по формированию культурного ландшафта в виртуальном пространстве все еще носит эпизодический и несистематический характер. При этом большинство крупных региональных музеев активно участвует в новейших ивент-тенденциях музейного дела, организуя специальные события. Одним из самых популярных среди них является ежегодное мероприятие «Ночь в музее» и «Ночь искусств».
Все перечисленные функции тесно связаны с тем, что музей больше не может быть пассивным хранителем «сокровищ прошлого», а должен стать активным участником процессов социокультурных трансформаций. И отношения между посетителем музея и его сотрудниками больше нельзя рассматривать с точки зрения безусловного превосходства интересов последних. Посетитель постепенно трансформируется
45
в клиента, которого необходимо привлечь, а это требует изменения в музейной работе, разработки вопросов и внедрения методов музейного маркетинга, персонализации информационного продукта, определенным образом формируемого или создаваемого музейными сотрудниками в виде организации новых экспозиций, привлечения интересных выставок, возможностей оперативного обновления экспозиций по предварительным запросам определенных категорий посетителей, например, групп учащихся школ и студентов высших учебных заведений, студентов профильных специальностей и т. д. При этом музей не должен фокусировать свою работу только на оказании платных услуг и зарабатывании денег, поскольку его основной задачей все равно остается хранение социальной и культурной памяти (эта миссия музея приоритетная и профильная). Вопрос о сочетании и пропорциях коммерческого и социально значимого начал в деятельности музея до сих пор не получил глубокого освещения и специального исследо-
вания. Все перечисленные выше факторы участия региональных музеев в реализации новых социально-культурных функций, которые возникают в информационном обществе, постепенно начинают отвечать социальным запросам. Сила конкуренции между музеями за уменьшающуюся реальную, а не виртуальную аудиторию растет, и региональное музейное сообщество стремится не отставать и самостоятельно проектировать новый облик музея в меняющемся мире.
И мы можем сделать вывод, что процессы адаптации музейного института к социальным сдвигам конца XX - начала XXI столетия уже начались. Миссия музея в XXI в. предстает как задача по активному участию в создании и развитии культурного ландшафта, территориально и социально определяемого масштабом и значимостью музея, помощи в культурной адаптации, сохранению культурно-исторических связей с предшествующими эпохами, культурного наследия в новом виртуализованном культурном ландшафте.
1. Артизов, А. Н. Общественная миссия архивов / А. Н. Артизов, А. В. Серегин // Вестник МГИМО-Университета : офиц. интернет-издание. - 2012. - № 2 (23). - С. 92-96.
2. Астахова, Л. В. Миссия библиотек в отечественной экономической системе / Л. В. Астахова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 3 (35). - С. 20-24.
3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество (Опыт социального прогнозирования) / Д. Белл ; пер. с англ. В. Л. Иноземцева. - Москва : Академия, 1999. - 949 с.
4. Волков, Л. Облачная демократия [Электронный ресурс] / Л. Волков, Ф. Крашенинников. - Режим доступа : http://cdem.ru/. - Дата обращения : 15.02.2017.
5. Воронцова, Е. А. Роль музея в информационном обеспечении исторической науки / Е. А. Воронцова // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. - 2014. - № 2-3. - С. 124-129.
6. Гиндина, О. В. Миссия библиотеки как социального института: культурологический аспект / О. В. Гиндина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 6. - С. 260-264.
7. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Электронный ресурс] / М. Кастельс. -Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index.php. - Дата обращения : 15.02.2017.
8. Комлев, Ю. Э. Музей как социально-культурный центр региона / Ю. Э. Комлев [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. - 2011. - № 20. - С. 10-15. - Режим доступа : http://cyberlenmka.ru/article/ri/muzey-kak-sotsialno-k:ulturnyy-tsentr-regiona-1. - Дата обращения : 15.02.2017.
9. Кормишина, Г. М. Гуманистическая миссия библиотек в условиях информационной цивилизации / Г. М. Корми-шина // Библиосфера. - 2014. - № 4. - С. 49-51.
10. Мастеница, Е. Н. Интерпретация культурного наследия в музее: гуманитарный дискурс / Е. Н. Мастеница // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - С. 6-9.
11. Мастеница, Е. Н. Социальные функции музея в глобальном мире / Е. Н. Мастеница // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. - 2015. - Т. 210. Петербургская культурологическая школа С. Н. Иконниковой: история и современность. - С. 229-236.
12. Мурзинова, Т. Н. Музей как ресурс профессиональной ориентации детей / Т. Н. Мурзинова, Т. Н. Понамарева, В. В. Свирида // Социальные отношения. - 2014. - № 1. - С. 67-75.
46
13. Ненахова, Н. Н. Информационно-рекламные компоненты и функции в музейной деятельности / Н. Н. Ненахова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1. - С. 323-325.
14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва : Мир и Образование : Оникс, 2011. - 736 с.
15. Равикович, Д. А. Социальные функции и типология музеев / Д. А. Равикович // Музееведение. Вопросы теории и методики : сб. науч. тр. / НИИ культуры. - Москва : Наука, 1987.
16. Разгон, А. М. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе социалистических стран (Музееведение как научная дисциплина) / А. М. Разгон. - Москва : Просвещение, 1984. - 40 с.
17. Рисенберг, О. Ф. Социально-культурные функции современных частных музеев / О. Ф. Рисенберг // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2013. - № 26. - С. 25-30.
18. Салтанова, М. В. Музей как культурный центр / М. В. Салтанова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 3. - С. 119-122.
19. Соколов, А. В. Информатизация и гуманизация как ориентиры библиотечной политики / А. В. Соколов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 2 (34). - С. 7-22.
20. Столяров, Ю. Н. Встретив клиента, не проститься бы с миссией / Ю. Н. Столяров // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 3 (35). - С. 14-19.
21. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер ; пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова, Л. М. Бурмистровой, К. Л. Татариновой и др. - Москва : АСТ, 2010. - 795 с.
22. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер ; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной ; под ред. Е. Л. Вартановой. - Москва : Аспект Пресс, 2004. - 795 с.
23. Watts E. J. 2008. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. LA : University of California Press.
Получено 14.04.2017
Z. Ovchinnikova
post-graduate student, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
THE MUSEUM IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATIONS IN THE INFORMATION SOCIETY
Abstract. The contemporary society is actively changing. The industrial civilization is replaced by an information civilization. Social institutions, whose activities are connected with the preservation and translation of social memory, are experiencing a severe crisis and the loss of their own developmental guidelines. The issue of the museum's functions as one of the institutions of preserving social memory is of high relevance. The discussion on this issue started in the 1970s and hasn't stopped until now. Today, experts single out more than thirty specific functions of museums, but only a part of them are connected with processes of sociocultural transformations.
The author distinguishes those functions of museums that are most closely associated with the social transformations of the transition to an information society. First, a group of functions related to the enhancement of the role of science and research. Secondly, the functions associated with the change in the structure of employment (an increase in the number of employees in services and information). Thirdly, the functions that are associated with the transformation in the information society of the functions of museums to preserve and translate social memory.
The museum can no longer be a passive custodian of cultural heritage. It must be actively involved in the processes of sociocultural transformations.
The largest museums in general have already passed the path of adaptation, while the processes of adaptation of regional museums to a new social reality have just begun. The new mission of the museum can be to actively participate in the formation of the cultural landscape and preserve the connection with previous ages.
Keywords: museum, museum's functions, the Mission of the Museum, the Information society, the culture of the Information society
For citing: Ovchinnikova Z. 2017. The museum in the context of social and cultural transformations in the information society. Culture and Arts Herald. No 3 (51) : 43-48.
47
References
1. Artizov A., Seregin A. 2012. Public mission of archives. Vestnik MGIMO-University. No 2 : 92-96. (In Russ.).
2. Astakhova L. 2013. Libraries mission in domestic economic system. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (35) : 20-24. (In Russ.).
3. Bell D. 1999. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo [The coming of post-industrial society]. Translated from Eng. by Inozemtsev V. Moscow : Academy. 949 p. (In Russ.).
4. Volkov L., Krasheninnikov F. Oblachnaya demokratiya [Cloud democracy] [Electronic resource]. Available from : http://cdem.ru/ (accessed : 15.02.2017). (In Russ.).
5. Vorontsova E. 2014. The role of the museum in the information support of the historical science. Istoricheskaya informatika. Informatsionnye tekhnologii i matematicheskie metody v istoricheskikh issledovaniyakh i obrazovanii [Historical information science. Information technology and Quentitative methods in historical research and education]. No 2-3 : 124-129. (In Russ.).
6. Gindina O. 2010. Mission of library as social institution: culturological aspect. Herald of the Buryat State University. No 6 : 260-264. (In Russ.).
7. Castells M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo, kul'tura [The information age: economy, society and culture] [Electronic resource]. Available from: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index.php (accessed : 15.02.2017). (In Russ.).
8. Komlev YU. 2011. The museum as social and cultural center of the region [Electronic resource]. Analitika kul'turologii [Analyst of the cultural studies]. No 20. Available from : http://cyberleninka.ru/article/n/muzey-kak-sotsialno-kulturnyy-tsentr-regiona-1 (accessed : 15.02.2017). (In Russ.).
9. Kormishina G. 2014. The library humanistic mission under the information civilization conditions. Bibliosfera. No 4 : 49-51. (In Russ.).
10. Mastenitsa E. 2011. Cultural heritage interpretation in a museum: a humanitarian discourse. Bulletin of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. No 3 : 6-9. (In Russ.).
11. Mastenitsa E. 2015. Social functions of the museum in the global world. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury i iskusstv [Works of the St. Petersburg State University of Culture and Arts]. No 210 : 229-236. (In Russ.).
12. Murzinova T., Ponamareva T., Svirida V. 2014. Museum as a career choice resource of children. Sotsial'nye otnosheniya [Social relationship]. No 1 : 67-75. (In Russ.).
13. Nenakhova N. 2014. Informational and advertising components in the museum's activity. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of the science, culture and education]. No 1 : 323-325. (In Russ.).
14. Ozhegov S. 2011. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow : Mir i Obrazovanie : Oniks. 736 p. (In Russ.).
15. Ravikovich D. 1987. Social functions and typology of the museum's. Muzeevedenie. Voprosy teorii i metodiki [Mus-eology. Issues of the theory and methodics]. Moscow : Science. 381 p. (In Russ.).
16. Razgon A. 1984. Obshcheteoreticheskie voprosy muzeevedeniya v nauchnoy literature sotsialisticheskikh stran (Muzeevedenie kak nauchnaya distsiplina) [General theoretical issues of the museology in the scientific museological literature of the socialistic states (The Museology as a scientific discipline)]. Moscow : Prosveshchenie. 40 p. (In Russ.).
17. Risenberg O. 2013. Social and cultural functions of modern private museums. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii [In the World of the science and art: Issues philology, art history and cultural studies]. No 26 : 25-30. (In Russ.).
18. Saltanova M. 2013. The Museum as a cultural center. Bulletin of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. No 3 : 119-122. (In Russ.).
19. Sokolov A. 2013. The Informatization and humanization as landmarks of librarian policy. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (34) : 7-22. (In Russ.).
20. Stoliarov IU. 2013. Having met a client don't leave the mission. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (35) : 14-19. (In Russ.).
21. Toffler A. 2010. Tret'ya volna [The Third Wave]. Translated from Eng. by Burmistrov K., Burmistrova L., Tatarinova K. Moscow : AST. 795 p. (In Russ.).
22. Webster F. 2004. Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of the Information Society]. Translated from Eng. by Arapov M., Malykhina N.; Vartanova E., ed. Moscow : Aspect Press. (In Russ.).
23. Watts E. J. 2008. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. LA: University of California Press. (In Eng.).
Received 14.04.2017
48