Научная статья на тему 'Место маркетинга в управлении коммерческой организацией'

Место маркетинга в управлении коммерческой организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыткина Ю. А.

Управление коммерческой организации проходит в рыночных условиях. Все пронизано маркетингом и для маркетинга. Главное место маркетинга обусловлено потребностями управления организации в современных концепциях его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место маркетинга в управлении коммерческой организацией»

Новый университет. 2013. № 10 (32)

ISSN 2221-7347

УДК 334.02

Ю.А. Пыткина

МЕСТО МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Управление коммерческой организации проходит в рыночных условиях.

Все пронизано маркетингом и для маркетинга. Главное место маркетинга обусловлено потребностями управления организации в современных концепциях его организации.

Ключевые слова: маркетинг, организация, управления, рынок.

В широком контексте маркетинг рассматривается как своеобразная философия бизнеса, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности деловой структуры. В узком смысле он представляет собой деятельность по разработке и осуществлению мер воздействия на рынок производимых товаров или услуг и одновременно по приспособлению фирмы к его запросам.

С управленческой точки зрения выделяют следующие разновидности маркетинга:

Стратегический выявляет путем анализа окружения основных конкурентов, потенциальные рынки, тенденции их развития; осуществляет разработку и реализацию рыночных стратегий, постановку практических задач, составление бизнес-планов. Все это помогает коммерческой организации приспособиться к неопределенности ситуации [1].

Оперативный маркетинг обеспечивает управление текущими продажами путем заключения выгодных сделок; контроля дилерской и дистрибьюторской сети, интенсификации рекламы; улучшения качества продукции. Но он не облегчает процесс приспособления к окружению.

Общий маркетинг ориентирован на привлечение во внерабочее время за материальное и моральное поощрение максимального числа работников фирмы к деятельности в качестве сбытовых агентов.

Многоуровневый (сетевой) маркетинг обеспечивает сотрудникам фирмы возможность построения собственной сбытовой сети и ее быстрый рост.

Предпосылками появления маркетинга стали:

• ускорение темпов научно-технического прогресса и социально-экономического развития, порождающее непрерывное обновление продукции;

• возрастание неопределенности хозяйственной жизни;

• усиление конкуренции;

• расширение ассортимента товаров и усложнение их сбыта вследствие превышения предложения над спросом [2].

Основными функциями маркетинга являются:

1. Аналитическая, состоящая в изучении общей внутренней и внешней ситуации; рынка, конкурентов, посредников, покупателей, их нужд и запросов.

2. Прогностическая, с помощью которой можно сделать предположение о предпочтениях потребителей и возможном поведении конкурентов.

3. Производственная, способствующая разработке новых товаров, управлению их качеством и конкурентоспособностью.

4. Сбытовая, «ведающая» организацией системы товародвижения, сервиса, проведением политики цен.

5. Управленческая, связанная с планированием, организацией, контролем и пр. маркетинговых мероприятий, в том числе и на международном уровне [3].

Управление маркетингом решает следующие конкретные задачи:

• отбор целевых рынков и их отдельных сегментов;

• предотвращение выпуска товаров и услуг, не пользующихся спросом;

© Пыткина Ю.А., 2013.

86

ISSN 2221-7347

Экономика и право

• формирование условий увеличения производства, поддержания и расширения существующих, захвата новых перспективных рынков;

• выбор, разработку и продвижение новых товаров и услуг соответствующих общественным потребностям, поиск для них рыночной «ниши»;

• определение основ ценовой политики;

• рационализацию системы и методов распространения товара, воздействия на посредников и потребителей;

• обеспечение экономного использования всех видов ресурсов;

• организацию служб маркетинга, планирования, контроля и пр.;

• формирование комплекса стимулирования спроса и сбыта (ФОССТИС), используемого для того, чтобы вызвать желательную реакцию клиентов;

• создание условий для социально ориентированной деятельности коммерческой организации [4].

Все они преследуют цель обеспечить ее выживание и оптимизировать объем прибыли.

Крупнейший специалист в области маркетинга Ф. Котлер выделяет пять концепций управления маркетингом, на их основе построен весь маркетинг [5]:

1. Концепцию совершенствования производства, утверждающую, что потребители будут более благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступные по цене. Это требует усилий по улучшению процесса их создания и распределения, что целесообразно, если спрос превышает предложение и имеются реальные возможное снизить себестоимость.

2. Концепцию совершенствования товара, полагающую, что потребители будут более благосклонны к продукции высшего качества с лучшими эксплуатационными характеристиками.

3. Концепцию интенсификации коммерческих усилий, суть которой состоит в том, что для обеспечения необходимых объемов продаж требуется активная реклама; дополнительное стимулирование потребителей со стороны продавцов.

4. Концепцию маркетинга, в соответствии с которой залогом успеха фирмы является правильное определение нужд покупателей и их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, способом.

5. Концепцию социально-этнического маркетинга, которая дополняет положения предыдущей такими условиями, как забота о благополучии каждого потребителя и общества в целом.

Коммерческая организация опирается в своей работе на рынке на сформулированные Котлером концепции или использует их вариации. Сегодня также возрастает влияние концепции маркетинга взаимоотношений, когда вся деятельность организации посвящена решению маркетинговых проблем управления.

Библиографический список

1. Бельских И.Е. Инновационные маркетинговые технологии «паблик рилейшнз» как способ повышения конкурентоспособности отечественных банковских структур // Финансы и кредит. 2006. № 21. С. 18-23.

2. Академия рынка. Маркетинг: Пер. с фр. М.: Экономика, 2004. С. 283-382.

3. Бельских И.Е. Национальные интересы России и Украины: стратегические факторы, способствующие внешнеэкономической интеграции и партнерству // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 1. С. 14-19.

4. Бельских И.Е. Корпоративная социальная ответственность как инновационная технология привлечения клиентов в банки // Финансы и кредит. 2011. № 14 (446). С. 2-7.

5. Багиев Г.Л. Маркетинг [текст]: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. СПб.: Питер, 2006. 736 с.

Статья поступила в редакцию 10.10.2013.

ПЫТКИНА Юлия Анатольевна - студент Волгоградского государственного технического университета.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.