Научная статья на тему 'МЕСТО КОНСТИТУЦИЙ СРЕДИ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ'

МЕСТО КОНСТИТУЦИЙ СРЕДИ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПРАВА / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СОВЕТСКОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ящук Татьяна Федоровна

Российский конституционализм имеет длительную историческую традицию, но появление конституций относится к советскому периоду. Конституции являются важными источниками по истории государства и права. Принятие конституций обусловливалось глубокими политическими и социальными причинами. Конституции фиксировали состояние общественных отношений и определяли будущее развитие. Наблюдалось расхождение между декларируемыми нормами и реальным бытием. Конституции непосредственно повлияли на историко-правовую доктрину. Они формулировали юридические понятия, учитывались при проведении периодизации истории советского государства и права. Конституции отразили эволюцию российского конституционализма. В советский период он базировался на признании преемственности и взаимосвязи норм всех конституций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО КОНСТИТУЦИЙ СРЕДИ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ»

© Ящук Т.Ф.

DOI: 10.24411/2309-1592-2020-10029 УДК 342.4/ 340.130.53

МЕСТО КОНСТИТУЦИЙ СРЕДИ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ1

Ящук Татьяна Федоровна, доктор юридических наук, профессор ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» e-mail: yashukomsu@mail.ru

Аннотация. Российский конституционализм имеет длительную историческую традицию, но появление конституций относится к советскому периоду. Конституции являются важными источниками по истории государства и права. Принятие конституций обусловливалось глубокими политическими и социальными причинами. Конституции фиксировали состояние общественных отношений и определяли будущее развитие. Наблюдалось расхождение между декларируемыми нормами и реальным бытием. Конституции непосредственно повлияли на историко-правовую доктрину. Они формулировали юридические понятия, учитывались при проведении периодизации истории советского государства и права. Конституции отразили эволюцию российского конституционализма. В советский период он базировался на признании преемственности и взаимосвязи норм всех конституций.

Ключевые слова: история права, история государства, советское государство, советское право, конституция, источники права, юридическая наука.

В истории Российского государства конституции являются относительно молодыми законодательными актами, хотя идеи конституционализма имеют более длительную историческую традицию, сформировавшуюся еще в Российской империи. Монархический период российского конституционализма2, как и конституционные проекты Временного правительства3, активно изучаются современными исследователями. При этом следует отметить наблюдавшийся некоторое время сдержанный научный интерес к советским конституциям: даже

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-011-00523 «Эволюция науки истории права и государства России XVIII - XX вв.»

2 Шульженко Ю. Л. Очерк российского конституционализма монархического периода. М., 2008.

3 u ^

Кудинов О. А. Проект Основных законов Российской республики 1917 г., разрабатывавшийся Юридическим совещанием при Временном правительстве //Правоведение. 2003. № 1. С. 223 - 232; Левчук С.В. Конституционные проекты Временного правительства в 1917 году // Вестник РГГУ. 2008. № 5. С. 45-55.

210

столетний юбилей Конституции РСФСР 1918 г., хотя и был отмечен отдельными публикациями1, не сопровождался крупными научными конференциями, монографическими изданиями, заметными исследовательскими проектами. В настоящее время к изучению советского конституционализма обратились молодые ученые, чей проект «Советский конституционализм: доктринальное, юридическое и символическое измерения», в 2019 г. получил поддержку РФФИ .

В целом, советские конституции (четыре российских и три союзных) изучены достаточно хорошо, в отношении каждой накоплена солидная историография, которая может стать предметом специального исследования с выделением этапов, установлением методологических подходов, анализом наиболее значимых работ, обобщением авторских позиций.

Целью данной статьи является определение места конституций среди источников по истории государства и права России. В качестве исходной позиции формулируется идея, что конституции являются особыми, очень важными источниками по истории государства и права, а их изучение позволяет реконструировать широкий круг общественных отношений, проследить общую логику развития государства и права на протяжении достаточно длительного периода. Выдвинутый тезис может быть подтвержден в нескольких ракурсах. Во-первых, разработка и принятие каждой конституции обусловливалась серьезными социально-экономическими и политическими сдвигами. Конституции фиксировали состоявшиеся изменения и проецировали тренды будущего развития. Во-вторых, конституции, являясь «памятниками» права, давали достаточно точный срез объективно существующих общественных отношений. Безусловно, степень тождества декларируемых норм и реального бытия могла существенно колебаться, но позицию, априори считать все конституции «мнимыми», вряд ли можно признать научно продуктивной. В-третьих, конституции непосредственно повлияли на историко-правовую доктрину. С учетом факта их принятия корректировалась юридическая терминология, выстраивалась периодизация науки и учебной дисциплины, формировалось их содержательное наполнение, определялся круг актуальных к исследованию тем.

Процесс подготовки всех советских конституций с большей или меньшей степенью подробности изучался историками права.

1 Смыкалин А.С. Конституция РСФСР 1918 г.: первый опыт закрепления советского государственного строя// Электронное приложение к «Российскому юридическому

журналу». 2018. №6. С.80-90.

2 и

Советский конституционализм (1918-1925 гг.): доктрины, институты и репрезентации. Материалы круглого стола / под редакцией К.С. Коровина. Екатеринбург, 2019.

«Классическими» трудами, посвященными Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции СССР 1924 г., можно считать монографии О.И. Чистякова1, в которых он обобщил результаты своих многолетних изысканий. В российский период стало возможным обращение к почти забытым сюжетам, связанным с первыми проектами Конституции СССР 1977 г. В публикациях, где анализируются события, предшествующие появлению конституций, подробно описывается обстановка, в которой велась подготовка проектов, личное участие отдельных политических лидеров в создании документов, ход обсуждений.

Конституции становились итогом большой подготовительной работы, в которую был вовлечен широкий круг участников. Отсутствовала кулуарность, закрытость, секретность. С формальной стороны это был глубоко демократический процесс. Кроме того, начиная с Конституции СССР 1936 г., стало применяться общенародное обсуждение, которое можно оценивать по-разному, но в любом случае оно повышало легитимность утверждаемого затем акта. Начиная с процедуры подготовки Конституции РСФСР 1918 г. расхождение позиции и даже наличие нескольких альтернативных проектов не рассматривались в негативном ключе. К пятилетнему юбилею первой советской Конституции, который, как писал непосредственный участник событий, известный правовед Г.С. Гурвич, «прошел совершенно незамеченным»3, им был составлен сборник, в котором были реконструированы фактические детали создания итогового документа и воспроизводились отвергнутые проекты.

Подготовка Конституции СССР 1924 г. отличалась значительной спецификой, поскольку сам текст является объединением двух самостоятельных и уже действующих актов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В середине 1930-х гг. разработка нового основного закона превратилась в важную политическую акцию, впервые было применено всенародное обсуждение. В публичное пространство постоянно транслировалась и обновлялась информация о деятельности Конституционной комиссии. Однако подготовительные материалы ни на момент обсуждения, ни после принятия конституции, не обобщались и не издавались. В итоге, несмотря на очевидный демократизм подготовительного этапа, официальная пропаганда достаточно быстро

1 Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003; Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. М., 2004.

2 Данилов А. А. Проект конституционной реформы в СССР начала 60-х годов // Российское государство и общество. ХХ век. М., 1999. С. 206-220.

3 „

История советской конституции / сост. Г. С. Гурвич. М., 1923. С^.

связала принятую Конституцию с именем Сталина, что полностью укладывалось в идеологию культа личности.

«Персонификация» Конституции СССР 1936 г. стала одной из причин формирования в политическом руководстве страны после смерти Сталина мнения о необходимости ее обновления, актуализации в соответствии с новыми задачами общественного развития. Реальная демократизация политических и государственных институтов, развернувшаяся в середине 1950-х гг., повышала статус Конституции как основного закона, задающего параметры правопорядка. В этой связи не случайным видится издание в 1957 г. объемного собрания «История Советской Конституции»1, где впервые под одной обложкой были воспроизведены все конституционные акты. По мере углубления демократических преобразований была отвергнута первоначальная идея о возможности ограничиться корректировкой норм прежней Конституции, и было принято принципиальное решение о подготовке нового, современного документа. События, предшествующие принятию Конституции СССР 1977 г., в советской исторической и юридической науке долгое время замалчивались. Только в 1990-е гг. стали доступны материалы о законопроектных работах начала 1960-х гг. Весьма показательно название одной из первых статей на эту тему - «"Утаенная Конституция" Никиты Хрущева»2. Новая Конституция должна была исходить из иных концептуальных положений, отражающих вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР, о переходе к развернутому строительству коммунизма, утверждении общенародного государства3. Объяснение причин, почему разработка последней советской Конституции затянулась, а также проведение сравнительного анализа готовившихся проектов, составляют отдельную научную проблему,

4

которая уже получила отражение в современных исследованиях .

Российские конституции, кроме Конституции РСФСР 1925 г., которая демонстрирует большую преемственность с Конституцией РСФСР 1918 г., нежели с Конституцией СССР 1924 г., были вторичны по отношению к союзным законам. Самостоятельный посыл обновить республиканский закон отсутствовал. Подготовительные материалы, отражающие процесс создания российских конституций 1925, 1937,1978

1 История Советской Конституции. 1917-1956 / под ред. С. С. Студеникина. М., 1957.

2 «Утаенная конституция» Никиты Хрущева. Стенограммы заседаний конституционной комиссии 1962-1964 // Исторический архив.1997.№1. С.40-53.

3 Байбаков С.А. О теоретических и идеологических основах проекта Конституции СССР 1963-1964 гг. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2005. № 5. С. 3-23.

4Данилов А.А., Пыжиков А.В.Неизвестный конституционный проект (о разработке основного закона страны в 1962-1964 гг.)// Государство и право. 2002. № 1. С.84-89.

213

гг., в советский период не публиковались. Парадоксально, что даже после обретения Россией государственного суверенитета научная активность в изучении истории конституций РСФСР является менее выраженной.

Содержание конституций характеризовалось темпориальностью. Они фиксировали состоявшиеся события и прогнозируемые изменения. Например, Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла факт революции, ликвидацию государства эксплуататорского типа, Конституция СССР 1924 г. - объединение советских республик в одно государство. Конституция СССР 1936 г. декларировала построение социализма, ликвидацию капиталистической системы хозяйства и уничтожение эксплуатации человека человеком. Конституция СССР 1977 г. заявляла о достижении состояния развитого социализма. После оценки прошлого и настоящего определялось будущее. В совокупности это объясняло логику общественного развития, которая представлялась в линейной последовательности прохождения отдельных ступеней, обеспечивающей постоянный прогресс. Рациональность объяснений воспринималась позитивно, придавала осмысленность не только социальным процессам, но и жизни отдельного человека.

Конституции являются историческими документами, достаточно репрезентативно отражающими совокупность наиболее значимых общественных отношений. Они определяли отношения собственности, описывали сложившуюся социальную структуру, утверждали статус органов власти, регламентировали права и обязанности граждан, устанавливали государственную символику. Кроме того, начиная с Конституции СССР 1936 г., закреплялся порядок изменения основного закона. Развитие конституционализма выражалось в увеличении объема и усложнении структуры каждой следующей конституции, в обогащении содержания, демократизации многих норм.

Конституции представляют ценный источник при изучении федерализма. Особенностью федерации советского периода была ее сложная природа, которая имела два уровня - союзный и республиканский. На обоих уровнях федерация строилась по национально-территориальному принципу. Конституции отразили динамику федеративных отношений. Распределение полномочий между Союзом ССР и республиками соотносилось с эволюцией политического режима. В первый период после образования СССР союзный центр ограничился функциями, которые обеспечивали территориальное единство государства, национальную безопасность, общую финансовую систему, представительство в международных делах. Создавалось всего пять общесоюзных наркоматов (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов). Еще пять наркоматов относились к объединенным, то есть действовали в сфере

совместной компетенции Союза ССР и республик. Становление тоталитарного режима привело к усилению централистских начал в организации государственной власти и управления. В 1930-е г. число общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов существенно увеличилось. Напротив, демократизация политического режима после смерти Сталина вызвала перераспределение полномочий внутри союзной федерации в пользу республик. Отмеченная тенденция со всей наглядностью прослеживается в кодификационной деятельности. Все изданные в 1920-е гг. кодексы, как и самые ранние 1918 г., имели статус республиканских законов, однако уже в начале 1930-х гг. начинаются рассуждения о необходимости усиления общесоюзного регулирования, особенно в таких отраслях как судоустройство и судопроизводство, уголовно-правовые и гражданско-правовые отношения. Такие высказывания получили официальную поддержку и были легитимированы в Конституции СССР 1936 г., в которой появилась норма, содержащаяся в п.«х» ст. 14 , существенно расширившаяся законодательную компетенцию союзной власти. Устанавливалось, что законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; уголовный и гражданский кодекс будут исключительно общесоюзными. В соответствии с конституционным требованием оперативно началась подготовка будущих кодексов, но ни один жизнеспособный проект так и не появился. Шестая сессия Верховного Совета СССР 4-го созыва на заседании 11 февраля 1957 г. внесла изменение в п.«х» ст. 14 Конституции СССР 1936 г. , передав, а фактически вернув утраченные ранее полномочия в ведение союзных республик.

Отмечая разницу содержания союзных и республиканских конституций, вызванную необходимостью регулировать отношения между субъектами федерации и устанавливать полномочия органов власти на каждом уровне управления, необходимо отметить, что в части, касающейся основ общественного и политического строя, прав и обязанностей граждан, идеологических моментов, конституции демонстрируют концептуальную идентичность.

Сравнительный анализ конституций позволяет проследить изменения в понимании собственности, этого важнейшего юридического и экономического института, служащего основой для множества разнообразных общественных отношений. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила национализацию, то есть переход в государственную

1 Закон СССР от 11 февраля 1957 г. «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятие гражданских, уголовных и процессуальных кодексов»//

http://elib.shpl.rU/ru/nodes/32448#mode/inspect/page/739/zoom/4 (дата обращения 12.12. 2019).

собственность наиболее значимого имущества, провозгласила отмену частной собственности на землю. При этом, частная собственность, как вид собственности наряду с государственной и кооперативной, допускалась, что в дальнейшем было подтверждено нормами Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.

Конституция СССР 1936 г. принципиально иначе трактовала сущность собственности и ее разрешенные виды. Экономической основой СССР объявлялась социалистическая собственность, в которой выделялось две формы: государственная и колхозно-кооперативная. Частной собственности места не нашлось, но вводилась ранее неизвестная конструкция - «право личной собственности». Показательно, что ст.10, которая открывается фразой «Право личной собственности...» в первоначальном варианте начиналась иначе - «Личная собственность граждан ...»\ Таким образом, термин «личная собственность», который в принятой статье предварялся словом «право», как бы терялся и звучал более приглушенно. Для сравнения отметим, что в ст.5 первыми шли слова «Социалистическая собственность ...», то есть именно на них делался смысловой акцент, который оказался смещенным в содержащемся в ст.10 словосочетании «личная собственность».

Также завуалировано и расплывчато говорилось о допускаемом законом мелком частном хозяйстве единоличных крестьян и кустарей. Преднамеренно не уточнялся их правовой статус, насколько он приближался к правомочиям частного собственника. Кроме того, оставалось непонятным соотношение этого мелкого частного хозяйства с личной собственностью.

Конституция СССР 1977 г. воспроизвела категорию социалистической собственности, указала формы, предусмотренные предыдущей конституцией. Однако кроме уже известных государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности, Конституция закрепила новый вид - имущество профсоюзных и иных общественных организаций. Повторялась норма о личной собственности граждан, допускалась индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов.

Конституции отражали динамику социальной структуры советского общества. Конституция РСФСР 1918 г., демонстрируя значительную идеологическую преемственность с французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., тем не менее, признавала права только трудящегося и эксплуатируемого народа. Предусматривалось лишение избирательных прав для некоторых категорий лиц, наиболее очевидно

1 Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд советов. Стенографический отчет . 25 ноября-

5 декабря 1936 г. Издание ЦИК Союза СССР. М., 1936.

216

связанных с прежним режимом, а также живущих на нетрудовые доходы. Кроме того, закреплялось неравенство избирателей, при котором преимущество имели рабочие, особенно занятые на крупных предприятиях. Таким образом, для дифференциации избирателей использовался трудовой ценз.

Конституция СССР 1936 г. декларировала ликвидацию эксплуататорских классов, отрицала эксплуатацию человека человеком. Устанавливалась единая категория - трудящиеся, в состав которой входили рабочие и крестьяне.

Идея социальной однородности советского общества получила дальнейшее развитие в Конституции СССР 1977 г. Торжественно провозглашалось, что на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей сложилась новая историческая общность - советский народ.

Фиксируемые конституциями изменения в социальной структуре получали дальнейшее отражение в эволюции наименований государственных органов. Система Советов оставалась неизменной, но первые Советы, выступавшие как способ самоорганизации отдельных корпораций (рабочих, солдат, крестьян, казаков и т.д.), вскоре заменяются классовыми органами (рабочих и крестьян), далее в Конституции СССР 1936 г. они превращаются в Советы депутатов трудящихся, а в Конституции СССР 1977 г. - в Советы народных депутатов.

Соответственным образом эволюционируют и избирательные права. Уже Конституция СССР 1936 г. разрешает лишение избирательных прав только по судебному решению, а действующий уголовный кодекс рассматривает это как дополнительное наказание.

Меняется характеристика политической сущности и социальной опоры государства. Если в Конституции РСФСР 1918 г. декларируется диктатура городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, то в Конституции СССР 1936 г. говорится о власти трудящихся, а в Конституции СССР 1977 г. заявляется об общенародном государстве.

Любая конституция отражает действующую систему политической власти. Адекватность конституционных норм реальному политическому механизму - необходимое условие высокого доверия населения к основному закону. Первая советская Конституция провозглашала полновластие Советов и не затрагивала вопрос о политических партиях. К моменту ее принятия партия большевиков разорвала сотрудничество с бывшими союзниками - левыми эсерами, что означало утверждение однопартийной системы.

Конституция СССР 1936 г. уравняла единственную партию ВКП(б) с другими общественными организациями, что явно искажало ее реальное

положение. Статья (ст.126), содержавшая эту норму, помещалась почти в конце текста закона. В самой статье упоминание о ВКП(б) также располагалось в заключительной части, после профессиональных союзов, спортивных организаций и культурных обществ. Таким образом, политические возможности ВКП(б) формально казались очень скромными.

Вопрос об отражении места КПСС в советской политической системе неоднократно обсуждался во время подготовки проекта, начиная с 1960-х гг. Даже на заключительной стадии не сложилось единого мнения о формулировке ст.6. Отметим, что само наличие такой статьи воспринималось как должное. Историк С.А. Байбаков, опираясь на мемуары министра юстиции В.И. Теребилова, пишет, что в итоге подготовленные материалы взял К.У. Черненко, которого считали доверенным лицом Л.И. Брежнева, и со словами «надо посоветоваться» забрал их с собой. «Окончательный вариант статьи был объявлен Брежневым на заседании Конституционной комиссии и вопросов не вызвал»1.

Конституции, отражая ключевые сдвиги в развитии общественного, государственного и правового развития, рассматривались важными вехами при разработке периодизации истории государства и права. Проблемы периодизации стали предметом исследовательского поиска во время становления истории государства и права СССР как науки и учебной дисциплины в конце 1930-х- 1940-е гг. Именно тогда история государства и права СССР вошла в учебные программы подготовки юристов, были изданы первые учебники. Дискуссии о периодизации в более свободной идеологической обстановке, без обязательной привязки к ориентирам, предписанным Кратким курсом истории ВКП(б), продолжились во второй половине 1950-х - 1960- е гг. В одной из первых публикаций, посвященных периодизации советского государства и права (автор А.М. Давидович), было проиллюстрировано, каким образом принятие конституций, а также закрепленные в них нормы, служили критериями для установления хронологических рамок периодов, а также определяли характеристики самих периодов. Так, описывая период (ноябрь 1917-июль 1918 г.), отмечалось, что итоги создания нового общественно-политического строя и права были подведены в Конституции РСФСР 1918 г. Важными событиями периода 1921-1925 гг. стало образование СССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Факт принятия Конституции СССР

1 Байбаков С.А. Современные представления о разработке проекта третьей Конституции СССР (1977 г.): по новым архивным материалам // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2012. № 5. С.147-148.

218

1

1936 г. оценивался как начало нового периода , как «хронологический водораздел» между двумя фазами советского государства и права (фазе перехода от капитализма к социализму и фазе победившего социализма)2. В дальнейшем такой подход к периодизации, базирующийся на тезисе о двух фазах развития социализма, неоднократно критиковался, а сам тезис был отнесен к ошибочным.

Однако признание конституций ключевыми актами в истории советского государства и права не подвергалось сомнению. В политике, идеологии, юридической науке было особое отношение к любой действующей конституции. Поэтому одна из целей Н.С. Хрущева, инициировавшего разработку нового текста, заключалась в том, чтобы снизить значение «сталинского» основного закона. Теоретические основы, закладываемые в проект, повлияли на характеристику периода советского государства и права второй половины 1950-х - 1960-х гг. Исследователями отмечается демократизация общественных отношений, непосредственно отразившаяся в государственном управлении и в правовой системе. Например, В.М. Сырых, выделяет период «Советское государство и право в период либерализации социалистического строя» и ограничивает его хронологическими рамками 1953-1964 гг. Аналогичное название -«Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х годов)» - использовал Ю.П. Титов3.

Конституция СССР 1977 г. в современной юридической и исторической литературе не рассматривается как рубежная граница между отдельными периодами. Ее помещают «внутри» последнего периода истории советского государства и права. В зависимости от идеологических предпочтений автора сам период может называться по-разному: «Советское государство и право в период развитого социализма (1965-1984 гг.)»4, «Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х-середина 80-х годов)»5 или иметь нейтрально окрашенное наименование, например, «Изменение государственного строя в последней четверти XX века»6.

1 Давидович А.М. О периодизации истории советского государства и права//Советское государство и право. 1958. №3. С.116-117.

2 Федосеев А.С. К вопросу о периодизации истории советского государства и права// Советское государство и право. 1958. №9. С.42.

3 История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова. М., 2003.

Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М., 1999.

5 История государства и права России/ под ред. Ю.П. Титова . М., 2003.

6 История отечественного государства и права: учебное пособие для семинарских занятий/ под ред. Т.Е. Новицкой. Ч.2. М., 2017.

219

Таким образом, в советских конституциях запечатлелась вся история советского государства и права. Их системное изучение показывает эволюцию российского конституционализма в советском варианте, который строился на идее преемственности и взаимосвязи норм всех конституций. В совокупности советские конституции формировали представление о постоянном прогрессе, поступательной эволюции советского общества, переходе с принятием каждого основного закона на более высокую ступень общественного развития. Их тексты, несмотря на длительное изучение, и ограничения, обусловленные самим жанром документов такого рода, остаются ценным источником по истории государства и права России.

Библиографический список

1. Байбаков С.А. О теоретических и идеологических основах проекта Конституции СССР 1963—1964 гг. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2005. № 5. С. 3-23.

2. Байбаков С.А. Современные представления о разработке проекта третьей Конституции СССР (1977 г.): по новым архивным материалам//Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2012. № 5. С.128-149.

3. Давидович А.М. О периодизации истории советского государства и права // Советское государство и право. 1958. №3. С.112-119.

4. Данилов А. А. Проект конституционной реформы в СССР начала 60-х годов // Российское государство и общество. ХХ век. М.: Изд-во Московского университета, 1999. С. 206-220.

5. Данилов А.А., Пыжиков А.В.Неизвестный конституционный проект (о разработке основного закона страны в 1962-1964 гг.) // Государство и право. 2002. № 1. С.84-89.

6. История государства и права России/ под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 2003. - 544 с.

7. История отечественного государства и права: учебное пособие для семинарских занятий/ под ред. Т.Е. Новицкой. Ч.2. М.: Норма: Инфра - М, 2017. - 736 с.

8. История советской Конституции/ сост. Г. С. Гурвич. М.: Издание Социалистической академии, 1923. - VIII, 216 с.

9. История советской Конституции. 1917-1956 / под ред. С. С. Студеникина. М.: Госюриздат, 1957. - 1046 с.

10. Кудинов О. А. Проект Основных законов Российской республики 1917 г., разрабатывавшийся Юридическим совещанием при Временном правительстве // Правоведение. 2003. № 1. С. 223 - 232.

11. Левчук С.В. Конституционные проекты Временного правительства в 1917 году // Вестник РГГУ. 2008. № 5. С. 45-55.

12. Смыкалин А.С. Конституция РСФСР 1918 г.: первый опыт закрепления советского государственного строя // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2018. №6. С.80-90.

13. Советский конституционализм (1918-1925 гг.): доктрины, институты и репрезентации. Материалы круглого стола / под редакцией К.С. Коровина. Екатеринбург: УрГЮА, 2019. - 58 с.

14. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М.: Юрист, 1999. - 487 с

15. «Утаенная конституция» Никиты Хрущева. Стенограммы заседаний конституционной комиссии 1962-1964//Исторический архив.1997.№1. С.40-53.

16. Федосеев А.С. К вопросу о периодизации истории советского государства и права// Советское государство и право. 1958. №9. С.33-42. С.42.

17. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М.: Зерцало-М, 2003. - 224 с.;

18. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. М.: Зерцало-М, 2004. - 216 с.

19. Шульженко Ю. Л. Очерк российского конституционализма монархического периода. М.: Ин-т государства и права РАН, 2008. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.