Научная статья на тему 'Место классического университета в экономическом, социальном и культурном пространстве региона'

Место классического университета в экономическом, социальном и культурном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / CLASSICAL UNIVERSITY / UNIVERSITY COMPLEX / EDUCATIONAL TRAJECTORIES / INNOVATIVE ACTIVITY / PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хунагов Рашид Думаличевич

В статье представлены основные направления деятельности Адыгейского государственного университета как учебного и исследовательского центра Республики Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of classical university in economic, social and cultural space of the region

The article presents the basic lines of activity of Adyghe State University as the main educational and research center of Adygheya Republic.

Текст научной работы на тему «Место классического университета в экономическом, социальном и культурном пространстве региона»

Р.Д. ХУНАГОВ, профессор, ректор

Адыгейский государственный университет

Место классического университета в экономическом, социальном и культурном пространстве региона

В статье представлены основные направления деятельности Адыгейского государственного университета как учебного и исследовательского центра Республики Адыгея.

Ключевые слова: классический университет, университетский комплекс, сохранение и развитие национальной культуры.

Адыгейский государственный университет - фундаментальный элемент экономической и социокультурной жизни региона. При решении образовательных задач ему принадлежит особая роль, поскольку в нем гармонично представлены самые разные направления подготовки и отрасли наук. Ключевыми принципами формирования образовательных программ университета стали востребованность, качество, доступность и непрерывность. На базе комплексной реализации этих параметров у нас создана гибкая система подготовки в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования. Она тесно связана с многочисленными программами довузовской подготовки, а также с программами дополнительного образования и разветвленной сетью послевузовской подготовки по 24 научным специальностям. Именно университетский комплекс обеспечивает сопряжение всех уровней и ступеней образования, эффективный переход от одного уровня к другому, позволяя выстраивать индивидуальные образовательные траектории на основе соотнесения и преемственности различных программ.

Для понимания сути деятельности АГУ как классического университета чрезвычайно важно обратиться к созданной 70 лет назад модели педагоги-

ческого вуза - и не только потому, что оттуда наши корни (хотя это очень важно!), но еще и потому, что педагогический институт определил тенденции, получившие развитие в будущем. После трансформации всех его подсистем в сложнейшую систему «университет» эти тенденции преобразовались в ведущие векторы развития вуза, это сегодня позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее.

Адыгейский государственный университет является единственным вузом республики, осуществляющим подготовку исследовательских и инженерных кадров в области точных наук и информационных технологий, специалистов в области журналистики, литературного творчества и художественного перевода, кавказоведения, физической культуры и спорта, а также преподавателей физики, математики, химии, биологии, истории, филологии, иностранных языков.

Мы гордимся тем, что подготовка учителей для региона осуществляется на базе нашего классического университета, где сложились крупные научные школы как в области фундаментальных наук о природе, так и в сфере наук о человеке. Созданная в университете особая гуманитарная среда способствует формированию необходимых личностных качеств будущего педагога и поднимает его общекультурный уровень. Важным фактором качественной подготовки педагогических кадров является наличие у нас специалистов по современным образовательным технологиям во всех областях научных знаний.

Формирование облика классического университета невозможно без современного учебно-методического обеспечения. Научная библиотека АГУ общей площадью свыше 3,5 тыс. кв. м располагает обширным компьютерным парком, работающим в автоматизированной библиотечной системе. В фондах электронной библиотеки насчитывается несколько тысяч электронных изданий объемом около 20 Гб.

В нашем вузе автоматизированы все основные процессы сопровождения студентов. Электронно-коммуникационные технологии позволяют проводить учебные мероприятия в режиме он-лайн, обеспечивая удаленный доступ к образовательному контенту, а

также к тестовым системам контроля и самоконтроля. Стремительное развитие компьютерных технологий привело к расширению емкости канала доступа к сети Интернет до 8 Mбит/c. Компьютерный парк АГУ включает около 1000 компьютеров, при этом 44 компьютерных класса объединены в локальные сети. В исследовательской и учебной деятельности активно используются тестовые системы, внедряются дистанционные обучающие технологии.

Образовательные программы АГУ сертифицированы в Европейской организации качества и в Торгово-промышленной палате РФ. Университет внесён в федеральный реестр «Всероссийская книга почета». Высокое качество подготовки подтверждается результатами участия наших студентов в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах (за последние пять лет медали и дипломы Минобрнауки РФ, грамоты и премии получили 1224 студента).

Мы стремимся к сохранению лучших традиций и стандартов классической высшей школы. Невозможно представить классический университет без активного научного поиска, объединяющего в исследовательском процессе преподавателей, сотрудников и студентов. За последние годы удалось вывести научные исследования на новые рубежи, добиться более тесной связи учебного и исследовательского процессов, интегрироваться в мировое научное сообщество. В АГУ сформированы научные школы в области физико-математических наук, геоинформационных технологий, физиологии, спортивных технологий, педагогики, истории кавказских народов, адыгове-дения и экологии.

Учебно-научно-инновационный комплекс АГУ включает следующие структуры: подразделение комплекс-

ных исследований Южно-российского Центра РАН, Научно-исследовательский институт комплексных проблем, 11 лабораторий, 5 научно-образовательных центров, 3 музея и др. Зоологический и геолого-минералогический музеи и дендрарий АГУ получили статус «Уникальные научно-образовательные объекты высшей школы РФ», Ботанический сад АГУ занесен в официальный реестр «Ботанические коллекции России и сопредельных государств».

Учебно-лабораторное оборудование вуза оценивается в 236 млн. руб.; его экспериментальная база привлекает ученых из Ростова, Астрахани, Краснодара, Ставрополя и др. городов. Университет по праву считается главным научно-методическим центром Республики Адыгея, в его аспирантуре и докторантуре осуществляется подготовка по 24 научным специальностям. Ученые университета активно участвуют в проектах по развитию экономической, социальной и культурной жизни региона. Объем финансирования НИР за последние пять лет составил около 125 млн. руб., исследования поддерживаются 20 зарубежными благотворительными фондами и международными организациями. В настоящее время АГУ сотрудничает в крупном сетевом проекте программы Темпус в составе консорциума вузов России и Европы.

В тематическом плане НИР представлено 11 областей исследований и 9 научных школ. В рамках реализации комплекса глобальных инвестиционных проектов «Сочи-2014» научными коллективами университета разрабатывается инструментарий реформирования социально-экономического развития Юга России, в частности, создается цифровая интеллектуальная модель геопространства, являющаяся основой оценки ресурсно-экологичес-

кого потенциала, моделирования и прогнозирования природных и социально-экономических процессов. В университете накоплен обширный фактический материал по анализу и оценке биоразнообразия и минеральных ресурсов горной части Адыгеи, учеными разработана модель наземных экосистем и даны рекомендации по рациональному природопользованию и проблемам экологии.

На основании соглашений, заключенных между Федеральным космическим агентством, правительством Республики Адыгея и Адыгейским государственным университетом, в октябре 2010 г. создан Центр космических услуг. В рамках его деятельности в университете создается согласованная с данными системы ГЛОНАСС вертикаль полной тематической информации по Адыгее, а именно: природные ресурсы и условия, инфраструктура отраслей экономики, экология, население, качество жизни населения, различные виды зонирования территории, учета и ведения кадастра земельных участков и объектов недвижимости.

Исследования ученых АГУ в области теоретической физики существенно расширяют современные представления о свойствах синхротронного излучения, что обеспечивает постановку широкого круга новых задач квантовой электродинамики. Разработки в данном направлении представляют самостоятельный интерес для математической физики при построении физических моделей. В рамках математической теории управления динамическими системами разрабатываются актуальные темы: алгоритмы стабилизации линейных управляемых объектов, математические модели обеспечения устойчивости динамических систем, алгоритм идентификации фильтрационных и емкостных параметров газонефтеносного пласта.

Исследования наших сотрудников в области биологических аспектов спортивных технологий позволили: расширить современные представления о роли эндогенных и экзогенных факторов в процессах морфогенеза и адаптогенеза; создать информационно-методологическую базу оценки им-муногенетического и физиологического статуса обучающейся молодежи; разработать модели онтогенетического развития с учетом спортивной специализации и модельные характеристики спортсменов высшей квалификации; выявить новые подходы к интерпретации техники и тактики спортивной борьбы; создать концепцию управления тренировочным процессом с учетом системно-симметрийного метода оценки состояния организма спортсменов.

Особое геополитическое положение Адыгеи определяет перспективность исследований наших ученых в таких областях обществознания, как изучение культурно-цивилизационных процессов в полиэтничном регионе в условиях глобализации; анализ состояния исторической памяти как коллективного опыта, сложившегося в процессе исторического развития народа и сохранившего значение для ныне живущих поколений; выявление типологической взаимосвязи северокавказской и русской литературы на уровне художественного метода и синтеза; разработка принципиально новых концептуальных подходов к исследованиям в области билингвизма, общего и адыгского языкознания. Наиболее крупные научные проекты связаны с историей развития региона, педагогикой национальной школы, с исследованием этнокультурного разнообразия и ценностного потенциала этнических культур на Северном Кавказе.

Стратегические направления научных исследований находят отражение

в материалах вузовских периодических и научных изданий. Научный журнал "Вестник АГУ", выходящий в пяти сериях по различным областям знания, включен в перечень ВАК РФ.

За 2005-2009 гг. профессорско-преподавательским составом и сотрудниками издано 210 монографий, 54 сборника научных трудов, 869 учебников и учебных пособий. 137 учебников и учебных пособий получили грифы УМО, Минобрнауки РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Получено 33 регистрационных свидетельства на представленные в Депозитарий электронные издания.

Активно работает студенческое научное общество. За 2005-2009 гг. по результатам Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу среди студентов вузов России наши студенты получили 107 дипломов и 6 медалей.

Научно-педагогический коллектив университета уделяет большое внимание проблемам довузовской подготовки, профориентации и эффективной реализации профильных программ среднего профессионального образования.

В Республиканской естественно-математической школе АГУ разработаны уникальные технологии многоуровневого углубленного изучения математики, физики, компьютерных наук, химии и биологии в системе довузовской подготовки. Учащиеся школы за последние шесть лет 43 раза становились призерами зональных и заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике. В университете сложилась эффективная система работы с талантливыми детьми благодаря масштабной организации олимпиад различных уровней. Успешно реализуются программы начального и среднего профессионального образования. Гуманитарно-тех-

ническому колледжу АГУ, реализующему программы НПО и СПО, присвоен статус экспериментальной площадки РАО по теме «Разработка и внедрение системы управления качеством образования в учреждениях СПО».

Особой миссией классического университета в национальной республике является сохранение и развитие национальной культуры, подготовка кадров для национальной школы. Наш факультет адыгейской филологии и культуры является единственной в мире университетской структурой, призванной исследовать проблемы сохранения и развития этнических и культурно-исторических ценностей адыгов. Преподаватели факультета являются авторами многочисленных учебников для национальной школы, поддерживают тесные связи с адыгской диаспорой за рубежом, выезжают с этнографическими экспедициями в Турцию, Иорданию, обучают адыгейскому языку студентов-кавказоведов из Европы.

В течение 10 лет на факультете работает Центр адыговедения. Научной базой для его создания послужили уникальные фольклорно-этнографичес-кие материалы многочисленных экспедиций в Турцию и страны Ближнего Востока, в ходе которых проведены исследования жизни и быта адыгов-репатриантов. Собранные материалы исчисляются сотнями единиц хранения: аудио- и видеозаписями, фотографиями, рукописями, частными архивами и книгами. На базе центра осуществляется комплекс фун-

даментальных и прикладных исследований, готовятся и защищаются докторские и кандидатские диссертации по проблемам адыгейской филологии и культуры.

Россия полиэтнична, поликультурна, полилингвальна, однако именно русская культура и русский язык являются ее центральным компонентом. Поэтому в Адыгейском государственном университете уделяется должное внимание изучению и русского, и адыгейского языков. Наряду с развитием адыгейской филологии, университет активно занимается проблемами русского языка, имеющими особую важность для формирования социокультурного пространства в условиях двуязычия. На базе университета регулярно проводятся конференции по проблемам русского языка и его роли в социокультурном и образовательном пространстве Республики Адыгея. В сентябре 2004 г. у нас состоялось выездное заседание головного совета УМО (на базе МГУ им. М.В. Ломоносова) по преподаванию русской филологии в условиях национального региона. Гриф УМО классических университетов присвоен Комплексной програм-

ме по русскому языку, Пособию по морфологии русского языка (Части 1 и 2), Словарю лингвистических терминов и другим публикациям педагогов университета.

Коллектив университета стремится формировать и поддерживать университетскую среду как полисоциокультурное научно-образовательное пространство, которое в состоянии приобщать носителей каждой этнокультурной традиции к общероссийской и мировой культуре.

Современные информационные технологии создают предпосылки для того, чтобы каждый человек ощутил себя гражданином мира и в полной мере осознал значимость и уникальность своей собственной культуры. Доступ к мировым образовательным и культурным ресурсам обеспечивает возможность реального приобщения к научным, эстетическим и духовно-нравственным ценностям мирового сообщества. Эту возможность Адыгейский госуниверситет реализует в полной мере, являясь крупнейшим центром информационных ресурсов и располагая одной из наиболее современных библиотек на Юге России, которая обеспечивает доступ к периодике 40 стран мира и к центральным библиотечным базам страны.

Значительное развитие получило международное сотрудничество университета. Большое внимание уделяется нами внедрению программ академической мобильности и интеграции в мировое образовательное и научное сообщество. В 2005-2010 гг. 143 преподавателя и 737 студентов АГУ выезжали за рубеж с профессиональными целями. В то же время в образовательном процессе на факультетах и в институтах приняли участие 26 преподавателей из США, Германии и Франции; для участия в стажировках и научных конференциях университет принял

свыше 100 иностранных аспирантов и преподавателей.

В университете сложились прочные традиции духовно-нравственного, эстетического, гражданско-патриоти-ческого и трудового воспитания студентов. Создана творческая среда, направленная на саморазвитие и самореализацию личности студента. Таланты студенческой молодежи раскрываются в многочисленных творческих коллективах Центра культуры: театральной студии, ансамблях народного и эстрадного танца, вокально-инструментальном ансамбле и т.д. Народный ансамбль адыгского танца «Нарт АГУ » -неоднократный призер российских и международных фестивалей и конкурсов творческих студенческих коллективов.

На базе Института физической культуры и дзюдо АГУ выросло не одно поколение замечательных спортсменов. В их числе: В. Невзоров - первый советский чемпион мира по борьбе дзюдо, олимпийский чемпион (Монреаль); А. Емиж - призер Олимпийских игр (Москва), чемпион Европы по борьбе дзюдо; М. Хасанов - десятикратный чемпион мира по борьбе самбо. Список высоких спортивных достижений университета в 2010 г. пополнила мужская команда по баскетболу «Динамо-АГУ», ставшая чемпионом высшей лиги. Женская сборная по гандболу занимает лидирующие позиции в суперлиге РФ, шахматисты АГУ вышли на второе место в чемпионате ЮФО.

Университет располагает пятью учебными корпусами и постоянно приращивает свои учебно-лабораторные площади. В течение последних лет введен в эксплуатацию новый учебный корпус на 720 посадочных мест и мансардный этаж главного корпуса, на котором расположен современный и оригинальный по дизайну Вычислительный центр. В 2009 г. завершено со-

оружение новой Научной библиотеки, способной удовлетворить на самом высоком уровне запросы образовательно-научного сообщества региона. Украшением городского ландшафта станет возводящийся в центре г. Майкопа 8-этажный учебно-лабораторный корпус.

Вуз имеет развитую социальную инфраструктуру: благоустроенные общежития, столовые и буфеты, актовый зал, спортивные и тренажерные залы для занятий физической культурой и спортом. Созданы необходимые условия для проведения оздоровитель-

ной деятельности и рекреационных мероприятий: функционирует санаторий-профилакторий «Здоровье», имеются две базы отдыха на Черноморском побережье и учебно-оздоровительный комплекс «Горная легенда», расположенный в живописной горной местности.

Адыгейский государственный университет занимает уверенные позиции в научно-образовательном сообществе Российской Федерации и прилагает все усилия к тому, чтобы всегда находиться в эпицентре актуальных общественных интересов.

KHUNAGOVR. THE ROLE OF CLASSICAL UNIVERSITY IN ECONOMIC, SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF THE REGION

The article presents the basic lines of activity of Adyghe State University as the main educational and research center of Adygheya Republic.

Keywords: classical university, university complex, educational trajectories, innovative activity, preservation and development of national culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.