Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164). Экономика. Вып. 22. С. 127-130.
Л. П. Рудель
место капитализации промышленных предприятий в системе стратегического управления
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА
Рассмотрены процессы влияния динамики капитализации промышленных предприятий на социально-экономическое развитие города. Обоснована необходимость формирования условий роста капитализации промышленных компаний на муниципальном уровне.
Ключевые слова: капитализация предприятия, муниципальный банк, социально-экономическое развитие города.
Современная Россия — это огромная сеть городов, в которых сконцентрирована основная часть промышленного сектора и проживает немалая доля населения нашей страны. Уже не одно столетие положение таково, что рост городских систем от мелких поселений до крупных и улучшение качества жизни в них происходит по мере развития предприятий, вокруг которых зарождались эти города. Как правило, местное население становится важнейшим источником управленческих и трудовых кадров организации, которая, в свою очередь, выплачивает им стабильную заработную плату. Кроме того, расположенные на территории городов предприятия являются главными налоговыми донорами, то есть источниками пополнения бюджета на основе действующего законодательства.
В настоящих условиях ситуация на промышленных предприятиях во многом зависит от объемов внешнего финансирования хозяйственной деятельности. Но в сложившихся ныне обстоятельствах потенциальные инвесторы при выборе объекта вложения своих финансовых ресурсов крайне осторожны и избирательны. Инвестиционные компании теперь исследуют не только финансовую устойчивость и кредитоспособность компании, но и динамику ее капитализации.
В отечественной и зарубежной литературе термин «капитализация предприятия» вошел в сферу широко используемых категорий как новый рыночный критерий, означающий стоимость компании, определяемую рыночной ценой ее выпущенных и находящихся в обращении обыкновенных акций [4. С. 17].
Уровень рыночной капитализации показывает интегральную оценку устойчивости компании, то есть ее прибыльность, способность к инновациям, деловую репутацию, квалификацию менеджеров и персонала, что имеет большое значе-
ние для дальнейшего развития. Как подтверждают материалы практики, это позволяет предприятиям повышать свой ресурсный потенциал, обеспечивать техническое перевооружение, диверсифицировать производство, а значит, улучшать основные показатели деятельности [5; 6].
Тем не менее, достоверная информация о стоимости предприятия (капитализации) необходима не только менеджерам, собственникам и инвесторам предприятия, но и многим другим участникам рыночных отношений на макро- и мезоуровнях.
В макроэкономике суммарная рыночная капитализация крупных фирм является индикатором инвестиционной привлекательности и экономического потенциала страны. Уровень капитализации предприятий в ВВП страны свидетельствует о степени развития ее финансовой системы. На мезоуровне рыночная капитализация предприятий информирует об интенсивности развития, инвестиционной привлекательности и сложившейся конъюнктуре в отрасли и регионе.
Однако необходимо упомянуть еще и тот факт, что в большинстве стран мира основным источником существования государства и регионов являются налоги предприятий и их работников. Но на основании действующего российского законодательства можно утверждать, что рост рыночной капитализации компании не является источником дополнительных налоговых поступлений.
Точнее, согласно пп. 24 п. 1 ст. 521 Налогового кодекса РФ, в целях налога на прибыль не учитываются доходы в виде положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости, рассчитанной исходя из средневзвешенной цены ценной бумаги на организованном рынке ценных бумаг. Исключений в отношении доходов, полученных акционерным
обществом при переоценке контрольного пакета акций, ст. 251 НК РФ не содержит [1].
Логично предположить, что на уровень развития страны и ее регионов в значительной мере оказывает влияние рост налогооблагаемой базы предприятий. А точнее, налогооблагаемой капитализации, под которой предлагаем понимать стоимость предприятия, рассчитанную посредством измерения его налогооблагаемого имущества и перспектив получения дохода в бюджеты различных уровней на основе действующего законодательства.
И еще один важный момент: увеличение капитализации позволяет коммерческим организациям заниматься социальной деятельностью, повышать благосостояние персонала, работающего на предприятии, и улучшать социально-экономическое состояние городов, где эти предприятия функционируют. Как правило, предприятия финансируют городские социальные программы, оказывают материальную поддержку малоимущим слоям населения и учреждениям социальной сферы (культура, спорт, искусство, приюты, благотворительные общества, экологические мероприятия). Но комплексных исследований влияния социальной капитализации на развитие городских систем учеными-экономистами до настоящего времени не проводилось. Таким образом, необходимо уточнить имеющееся ныне в научном обиходе понятие «капитализация предприятия».
Итак, капитализация предприятия — это оценка стоимости предприятия на базе измерения его имущества и перспектив получения дохода от использования этого имущества различными экономическими агентами. Предлагаемая трактовка, во-первых, не противоречит общепринятому в экономической теории значению понятия «капитализация» и позволяет раздвинуть границы существующего словоупотребления данной дефиниции; во-вторых, включает специализи-
рованные случаи ее применения (рыночная, налогооблагаемая и социальная капитализация). Содержание и границы применения категории «капитализация предприятия» в графическом виде представлены на рис. 1.
Вышеизложенная информация позволяет сделать вывод, что, с точки зрения городского развития, требуется комплексная оценка через расчет интегрального показателя капитализации предприятия с применением формулы
П т ]
1к = Х, + *П Уг + СП ^, (1)
, =1 , =1 , = 1
где 1к — интегральный показатель капитализации предприятия;
х. — показатели рыночной капитализации предприятия;
У. — показатели налогооблагаемой капитализации предприятия;
г. — показатели социальной капитализации предприятия;
а, Ь, с — весовые коэффициенты.
Теперь уже очевидно, что местные органы власти наравне с другими экономическими агентами нуждаются в стабилизации положения промышленных предприятий и росте их стоимости. Сейчас как никогда хозяйствующим субъектам требуется не только федеральная, но и муниципальная финансовая поддержка.
Одним из таких направлений может стать организация предлагающего более дешевые финансовые ресурсы муниципального банка, основанного на принципах кредитной кооперации между населением, местным самоуправлением и городскими предприятиями.
Первые в России находящиеся в собственности муниципальных образований банки появились только в 90-е гг. прошлого столетия с целью активизации финансовой политики, обеспечения экономических преобразований и аккумулирования денежных средств для решения проблем российских городов. Основная причина
На микроуровне
На макро- и мезоуровнях
На муниципальном уровне
1. Рыночная капитализация капитализация 2. Налогооблагаемая капитализация 3. Социальная капитализация
Рис. 1. Содержание и границы применения понятия «капитализация предприятия»
столь позднего их появления заключалась в отсутствии правовой основы для создания муниципальных банков. Но с принятием закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у местных органов власти появилась возможность вложения средств муниципальных образований в уставный фонд банков [3].
Ныне муниципальные банки, как и любой коммерческий банк, согласно Закону РФ «О банках и банковской деятельности», имеют право осуществлять основные банковские операции [2]. К ним относятся открытие и ведение банковских счетов, привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности.
Кроме этого, муниципальные банки могут выполнять огромный комплекс банковских услуг и сделок с целью:
- оперативного управления временно свободными бюджетными средствами;
- расширения банковской инфраструктуры города;
- проведения эмиссии муниципальных ценных бумаг;
- банковской поддержки важнейших муниципальных программ;
- обеспечения эффективного функционирования предприятий города.
Именно последнее направление, по нашему мнению, должно стать приоритетным во взаимодействии муниципального банка с промышленным сектором.
Как уже отмечалось, в сложившейся сегодня ситуации производственная деятельность организации невозможна без инвестиций, вложение которых будет иметь не только экономический, но и социальный эффект (например, сохранение действующих рабочих мест и создание новых). Однако ожидание социально-экономического эффекта для городской системы займет значительный промежуток времени. Речь идет о так называемом инвестиционном лаге. Но, с точки зрения стратегического управления социально-экономическим развитием города, муниципальным банкам целесообразнее кредитовать не вновь создаваемые организации, а технически перевооружающиеся и диверсифицирующиеся, иными словами, повышающие свою капитализацию.
Модель механизма взаимодействия основных элементов в системе «рост капитализации предприятия — социально-экономическое развитие города» представлена на рис. 2.
Таким образом, в условиях недостатка финансовых ресурсов в российской банковской системе собственники компаний города, местные жители и органы муниципального управления, размещая свои временно свободные денежные средства в муниципальном банке, оказывают поддержку представителям промышленного сектора, тем самым способствуя росту капитализации предприятий и индикаторов социальноэкономического развития города.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08 2000 № 117-ФЗ. Ч. 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/popular/nalog2/.
Финансы субъектов городской системы
Местные жители Предприятия города Муниципальные органы власти
Ї
Муниципальный банк
I
Капитализация предприятий
I
Социально-экономическое развитие города
Рис. 2. Модель механизма стратегического управления социально-экономическим развитием города
на основе роста капитализации предприятий
2. О банках и банковской деятельности : Федер. закон от 02 дек. 1990 г. № 395-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/popular/ Ьапк/46_4.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 28 авг. 1995 г. № 154-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.garant.ru/law/ 10004758-005.
4. Абрамов, А. Е. Рыночная капитализация — понятие, показатели и сферы их применения /
А. Е. Абрамов // Акционер. о-во: вопр. корпора-тив. упр. 2003. № 3(4). С. 16-21.
5. Ежегодный рейтинг крупнейших компаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. raexpert.ru/raitings.
6. Список крупнейших компаний по рыночной стоимости (капитализации) в 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. raexpert.ru/raitings.